Консолидированная отчетность

Консолидированная финансовая отчетность (Consolidated financial statements)

Определение

Консолидированная финансовая отчетность (consolidated financial statements) – это отчетность, в которой доходы, расходы, имущество и обязательства материнского предприятия и контролируемых им предприятий представлены как доходы, расходы, имущество и обязательства единого предприятия.

Составление и представление консолидированной финансовой отчетности в РФ регулируется одноименным IFRS 10 и Федеральным законом от 27.07.2010г. №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности». В РФ обязаны представлять консолидированную финансовую отчетность кредитные и страховые организации, и иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список.

Метод консолидации, подлежащий применению, зависит от степени влияния материнского предприятия:

  • для дочерних предприятий (свыше 50% прав голоса) применяется метод приобретения;
  • для ассоциированных и совместных предприятий (от 20% до 50% прав голоса) – метод долевого участия;
  • для прочих инвестиций, не дающих контроля (менее 20% прав голоса) – порядок отражения в консолидированной финансовой отчетности материнской компании не отличается от порядка их отражения в отдельной финансовой отчетности материнской компании.

Ряд процедур является общим для консолидации методом приобретения и методом долевого участия:

  • отчетность материнского и контролируемого предприятия должны быть составлены на одну и ту же отчетную дату,
  • должна соблюдаться единая учетная политика.

Консолидация методом приобретения (дочерние предприятия)

— показатели отчета о финансовом положении и отчета о совокупном доходе материнского предприятия построчно суммируются с показателями дочернего предприятия (за исключением стоимости инвестиций, акционерного капитала и нераспределенной прибыли), при этом, исключаются все внутригрупповые операции и остатки. Показатели дочернего предприятия суммируются полностью, даже если доля материнского предприятия составляет менее 100%;

— акционерный капитал не суммируется – всегда показывается акционерный капитал только материнского предприятия;

— стоимость инвестиции, отраженная в отчетности материнской компании замещается на ее долю в чистых активах дочернего предприятия. При этом, если стоимость инвестиции превышает долю в чистых активах, отражается гудвил (переплата за дочернюю компанию), если стоимость инвестиции меньше доли в чистых активах –доход от выгодной сделки;

— нераспределенная прибыль группы определяется путем суммирования нераспределенной прибыли материнского предприятия и доли материнского предприятия в нераспределенной прибыли дочернего предприятия, полученной после даты покупки;

— определяется доля неконтролирующих акционеров (т.е. та доля, которая не контролируется материнской компанией прямо или косвенно): в отчете о финансовом положении — доля в чистых активах дочерней компании; в отчете о комплексной прибыли или убытке – доля в чистой прибыли дочерней компании.

Консолидация методом долевого участия (ассоциированные и совместные предприятия)

— отчетность ассоциированных и совместных предприятий не консолидируется на постатейной основе, поскольку материнское предприятие их не контролирует (вместе с тем, материнское предприятие существенно влияет на их значимую деятельность), соответственно, доля неконтролирующих акционеров в чисты активах совместного/ассоциированного предприятия не попадает в консолидированную финансовую отчетность;

— в консолидированном отчете о финансовом положении стоимость инвестиции, отраженная в балансе материнского предприятия, замещается на принадлежащую ему долю в чистых активах ассоциированного/совместного предприятия, при этом, возникает гудвил (переплата за инвестицию) или доход от выгодной сделки (если стоимость доли в чистых активах превышает стоимость инвестиции);

— нераспределенная прибыль группы увеличивается на долю материнского предприятия в нераспределенной прибыли ассоциированного/совместного предприятия, заработанной после даты приобретения;

— в консолидированном отчете о совокупном доходе дивиденды от ассоциированного/совместного предприятия замещаются на принадлежащую материнскому предприятию часть прибыли ассоциированного/совместного предприятия.

Что такое консолидированная отчетность и для чего она нужна

Определение консолидированной финансовой отчетности связано с определением группы компаний.

Группа компаний – это два и более предприятий, имеющих юридический статус и объединенных в одну группу, которая как экономическая единица юридическим лицом не считается.

Контроль за предприятиями (дочерними организациями) осуществляется головной (материнской или управляющей) фирмой, которая определяет финансово-хозяйственную деятельность своих дочерних предприятий для получения финансовой выгоды. Наиболее распространенными формами создания групп предприятий являются холдинговые компании и концерны.

Консолидированная финансовая отчетность (КФО) – это вид отчетности, содержащий достоверные сведения об имущественном и финансовом состоянии группы компаний, об экономических результатах ее деятельности, о перспективах будущего развития.

КФО составляется независимо от бухгалтерской отчетности, не предоставляется в налоговую службу либо другие государственные органы. Документ дает лишь общее представление о делах всей взаимосвязанной группы как одного целого, но не по каждому предприятию отдельно.

КФО должна соответствовать нормам МСФО и нести только информационный характер. Она предоставляется заинтересованным в группе компаний сторонним пользователям и направлена на повышение их доверия. На основании такого отчета пользователи принимают решения касательно группы предприятий.

СПРАВКА. Для повышения уровня бухучета и отчетности Правительством РФ проведена соответствующая реформа, сблизившая российские стандарты ведения бухучета и отчетности с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

Состав и особенности КФО

КФО имеет некоторые отличия от стандартной бухгалтерской отчетности. Во-первых, сведения о хозяйственной деятельности поступают не от одной, а от нескольких организаций. Во-вторых, у консолидированной отчетности иной круг пользователей. В-третьих, применяется другая техника формирования отчета.

Что содержит КФО:

  • весь бухгалтерский баланс с необходимыми приложениями и сводками (Форма 1);
  • полный отчет о прибыли/убытках всей группы компаний (Форма 2);
  • информационная сводка об участниках группы: их полный список, адреса регистрации и доля головной фирмы в уставных капиталах.

Следовательно, сутью формирования КФО является объединение отчетов управляющей и дочерних организаций в один документ. При этом расчетные операции, проводимые между участниками группы, исключаются из итогов финансовой деятельности. Это делается для предоставления информации, касающейся работы группы во внешней среде. Иначе итоговые показатели будут искажены.

При формировании отчетности большую роль играет размер доли в уставном капитале дочерней организации, которой владеет головное предприятие. Если доля составляет больше 51% или фирма держит контрольный пакет акций, то в отчет вносятся полные финансовые показатели дочерних структур. Если доля участия менее 20%, финансовые показатели этой организации не вносятся в отчет. В иных случаях показатели пропорциональны доле участия.

Методы формирования КФО

Для того, чтобы обработать большой объем данных, применяется несколько методов формирования КФО. Выбор метода осуществляется материнской организацией, на что влияет характер деятельности предприятия и та доля компании, которой она владеет.

Полная консолидация

Метод применяется при консолидации отчетов материнской организацией от зависимых (дочерних) предприятий. При данном подходе необходимо четкое определение структуры группы компаний. Здесь применяется метод сложения показателей одноименных статей баланса за вычетом внутригрупповых расчетных операций.

Долевое участие

Метод актуален, если инвестор имеет долю капитала организации, но не является его членом. Следовательно, прибыль и убыток определяются на основе фактической стоимости доли с последующей корректировкой долевого участия в прибыли организации.

Метод объединения интересов

Когда несколько фирм в равной степени владеют предприятием, но в структуре нет головной организации, применяется метод объединения интересов. В этом случае, составляя отчетность, каждый владелец должен отражать сведения касательно всех дочерних предприятий.

Комбинированная отчетность

Комбинированная отчетность формируется в случаях, где имеет место группа компаний без головной фирмы, но по сути принадлежащая одному собственнику без какой-либо юридической связи. В результате сначала составляются отчеты по каждой организации, после чего все показатели (включая капиталы) суммируются в один документ, после чего вычитаются внутригрупповые расчеты.

Метод пропорциональной консолидации

Применим в случаях, когда между предприятиями составляется договор о совместной деятельности. В нем прописываются права и обязанности всех сторон, а метод консолидации выбирают любой на основе договоренности. Существует следующие формы совместной деятельности: по активам, по операциям и по компаниям.

>Консолидированная финансовая отчетность по МСФО: добровольная или обязательная?

Составление консолидированной финансовой отчетности по МСФО организациями-эмитентами

Организации, подпадающие под действие Закона № 208-ФЗ в силу Закона № 39-ФЗ

В соответствии с Законом № 39-ФЗ эмитент должен составлять консолидированную финансовую отчетность по МСФО в двух случаях:

1) к моменту подачи на регистрацию проспекта ценных бумаг, в силу пункта 3 части 2 статьи 22 Закона № 39-ФЗ. В данной ситуации эмитент должен включить в проспект ценных бумаг консолидированную финансовую отчетность, составленную в соответствии с Законом № 208-ФЗ, т. е. в соответствии с МСФО;

2) в случае регистрации проспекта ценных бумаг, в силу части 4 статьи 30 Закона № 39-ФЗ. При этом обязанность по раскрытию консолидированной финансовой отчетности у эмитента возникает после начала размещения соответствующих ценных бумаг.

Круг компаний-эмитентов, поименованных в Законе № 208-ФЗ, и круг компаний-эмитентов, для которых обязанность по составлению консолидированной финансовой отчетности возникает в силу положений Закона № 39-ФЗ, имеют область пересечения, но полностью не совпадают (см. рис. 1).

Рис. 1. Эмитенты, обязанные составлять консолидированную отчетность по МСФО — соотношение Закона № 208-ФЗ и Закона № 39-ФЗ

Область А — компании-эмитенты, имеющие ценные бумаги, включенные в котировальный список, но не имеющие зарегистрированного проспекта ценных бумаг, составляют консолидированную отчетность по МСФО в силу Закона № 208-ФЗ. Например, обыкновенные акции компании ОАО «Сургутнефтегаз» включены в котировальный список «Б» ЗАО «ФБ ММВБ», но при этом компания не имеет зарегистрированного проспекта ценных бумаг в силу отсутствия такого требования на момент регистрации эмиссии. Таких компании немного.

Область Б — компании-эмитенты ценных бумаг, включенные в котировальный список и имеющие зарегистрированные проспекты ценных бумаг, одновременно подпадают под сферы действия Закона № 208-ФЗ и Закона № 39-ФЗ. Это так называемые «голубые фишки» и прочие эмитенты, включенные в котировальные списки;

Область В — компании-эмитенты, у которых в силу каких-либо обстоятельств, например, открытой подписки, когда-либо был зарегистрирован проспект ценных бумаг. В число этих компаний попадает подавляющее большинство компаний-эмитентов «внесписочных» ценных бумаг.

Еще одним важным аспектом, на который хотелось бы обратить внимание читателя, является вопрос об обязанности составления консолидированной финансовой отчетности по МСФО при отсутствии у организации дочерних компаний. Ответ на данный вопрос будет отличаться в зависимости от того, в силу какого Закона (№ 208-ФЗ или № 39-ФЗ) возникла обязанность формирования консолидированной финансовой отчетности. Так, согласно Закону № 39-ФЗ, организации-эмитенты, у которых нет дочерних компаний, не должны составлять консолидированную финансовую отчетность (см. определение консолидированной финансовой отчетности в п. 3 ч. 2 ст. 22 Закона № 39-ФЗ).

Организации же, подпадающие под сферу действия Закона № 208-ФЗ, даже при отсутствии дочерних компаний должны составлять консолидированную отчетность по международным стандартам (ст. 2 Закона № 208-ФЗ), однако в таком случае, по сути, это будет не консолидированная, а отдельная отчетность компании по МСФО.

Организации-эмитенты, для которых Законом № 208-ФЗ предусмотрена отсрочка до 2015 года

Как уже было отмечено, в общем порядке, предусмотренном Законом № 208-ФЗ, организации должны составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность по МСФО, начиная с отчетности за 2012 год, за исключением случаев, прописанных в части 2 статьи 8 указанного Закона.

«Льготы», а именно отсрочка до 2015 года, предоставлены двум категориям организаций. Это:

  • «организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам». Под «иными, отличными от МСФО, международно признанными правилами…» подразумеваются исключительно стандарты ГААП США*;
  • «…организации, облигации которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список…».

Примечание: * Такую позицию в отношении «иных, отличных от МСФО, международно признанных правил» высказала Межведомственная рабочая группа по применению МСФО при Министерстве Финансов в документе ОП-1-2012 «Обобщение практики применения МСФО на территории Российской Федерации».

Обратите внимание, отсрочка до 2015 года не распространяется на кредитные и страховые организации.

Интересно отметить, что освобождение организаций-эмитентов облигаций в Законе № 208-ФЗ сформулировано таким образом, что привело к некоторому несоответствию в принципах раскрытия информации. Так, организации-эмитенты, облигации которых включены в котировальный список, освобождены от составления консолидированной финансовой отчетности по МСФО до 2015 года, в то время как организации, имеющие облигации вне котировального списка, т. е. по уровню менее «публичные» бумаги, напротив, должны составлять консолидированную отчетность по МСФО начиная с 2012 года в силу Закона № 39-ФЗ, поскольку, как правило, они имеют зарегистрированный проспект ценных бумаг. В этой связи в 2011-2013 гг. организаторами торгов было отмечено увеличение числа заявок эмитентов на включение их облигаций в котировальный список, что позволило избежать обязанности составления консолидированной отчетности по МСФО за 2012, 2013 и 2014 годы, в связи с попаданием в «льготную» категорию, предусмотренную Законом № 208-ФЗ.

Организации, для которых предусмотрена отсрочка до 2015 года по Закону № 208-ФЗ, в настоящее время составляют консолидированную финансовую отчетность в соответствии с Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.1996 № 112.

Такая позиция изложена в приказе Минфина России от 14.09.2012 № 126н «О применении Методических рекомендаций по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1996 г. № 112».

С 1 января 2016 года указанные Методические рекомендации утратят силу, в связи с тем, что льгота перестанет действовать.

Периодичность составления консолидированной финансовой отчетности

Все организации-эмитенты, вне зависимости от того, напрямую по Закону № 208-ФЗ или же опосредованно, т. е. в силу Закона № 39-ФЗ, возникла обязанность составления консолидированной финансовой отчетности, обязаны составлять годовую консолидированную финансовую отчетность (области А, Б и В на рисунке). Что же касается промежуточной отчетности по МСФО, то здесь решающую роль играет то, в силу какого Федерального закона (№ 208-ФЗ или № 39-ФЗ) у компании возникла обязанность составления отчетности по МСФО.

Так, часть 2 статьи 4 Закона № 208-ФЗ предусматривает составление и представление промежуточной отчетности по МСФО организациями-эмитентами ценных бумаг только, «если такое представление предусмотрено ее учредительными документами», т. е. по сути в добровольном порядке (область А на рисунке).

В статьях 22 и 30 Закона № 39-ФЗ, напротив, четко прописана обязанность составления и раскрытия промежуточной отчетности. В статье 30, например, указано, что за второй квартал (первое полугодие): «промежуточная консолидированная финансовая отчетность эмитента раскрывается в течение трех дней после даты ее составления, но не позднее 60 дней после даты окончания второго квартала отчетного года и включается в состав ежеквартального отчета за третий квартал отчетного года». Таким образом, компании, подпадающие под сферу действия Закона № 39-ФЗ, обязаны составлять и раскрывать отчетность по МСФО за первое полугодие (область Б и В на рисунке выше).

На практике зачастую возникает вопрос относительно обязанности проведения обзорной проверки промежуточной отчетности по МСФО. Анализ регулирующих документов позволяет сделать вывод о том, что требование проведения обзорных проверок промежуточной отчетности по МСФО в законодательстве отсутствует.

Консолидированная отчетность

Консолидированная отчетность по ПБУ. Закон о консолидированной отчетности

До настоящего времени обязательность формирования консолидированной отчетности организаций определялась разделом V «Основные правила сводной бухгалтерской отчетности» Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н (далее — ПБУ № 34н).

В соответствии с ПБУ № 34н:

  1. В случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами, в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации (п. 91).
  2. Если учредительными документами объединений юридических лиц, созданных на добровольных началах организациями (союзов, ассоциаций), предусмотрено составление сводной бухгалтерской отчетности, то она представляется по правилам, установленным Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с пунктом 91 (п. 92).

Помимо этого, федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации также составляют сводную годовую бухгалтерскую отчетность по унитарным предприятиям, а также отдельно сводную бухгалтерскую отчетность по акционерным обществам (товариществам), часть акций (долей, вкладов) которых закреплена в федеральной собственности (независимо от размера доли).

Однако с вступлением в силу Федерального закона № 208-ФЗ от 27.07.2010 г. «О консолидированной финансовой отчетности» (далее — Федеральный закон № 208-ФЗ), направленного на повышение качества и прозрачности финансовой информации российских организаций и устанавливающего общие требования к обязательному составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, ситуация изменилась.

В данной статье рассмотрены особенности составления сводной (консолидированной) отчетности организации как в соответствии с ПБУ № 34н и Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденными Приказом Минфина России от 30.12.1996 г. № 112 (далее — Методические рекомендации № 112), так и в соответствии с Федеральным законом № 208-ФЗ.

Составление сводной (консолидированной) отчетности в соответствии с ПБУ № 34н и Методическими рекомендациями № 112

В соответствии с Методическими рекомендациями № 112 сводная (консолидированная) отчетность — это система показателей, отражающих финансовое положение и финансовые результаты предприятия по истечении отчетного периода и включающая данные о зависимых обществах, являющихся юридическими лицами по законодательству места их государственной регистрации. Также консолидированная финансовая отчетность отражает финансовые результаты группы взаимосвязанных определенными хозяйственными и бюджетными отношениями организаций. Данная отчетность не заменяет, а дополняет документацию, отражающую общую финансовую деятельность основного предприятия.

При этом следует помнить, что бухгалтерская отчетность объединяется в сводную в следующих случаях.

Для дочерних обществ, если:

  • головная организация обладает более 50% голосующих акций акционерного общества или более 50% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью;
  • головная организация имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом, в соответствии с заключенным между головной организацией и дочерним обществом договором;
  • головная организация может иными способами определять решения, принимаемые дочерним обществом.

Для зависимых обществ, если:

  • головная организация имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или более 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Бухгалтерская отчетность не объединяется в сводную в следующих случаях:

1) Данные о дочернем или зависимом обществе могут не включаться в сводную бухгалтерскую отчетность, если:

  • доля голосующих акций или доля в уставном капитале дочернего (зависимого) общества приобретены на краткосрочный период с целью последующей перепродажи;
  • головная организация не может определять решения, принимаемые дочерним обществом.

В этом случае стоимостная оценка участия головной организации в дочернем обществе или зависимом обществе отражается в сводной бухгалтерской отчетности в порядке, установленном для отражения финансовых вложений (в сумме фактических затрат, отраженных в бухгалтерском балансе головной организации). Каждый такой случай подлежит раскрытию в пояснениях к сводному бухгалтерскому балансу и сводному отчету о прибылях и убытках.

2) Если у головной организации есть возможность применения иных способов определения решений, принимаемых дочерним (зависимым) обществом, данные об этом обществе могут не включаться в сводную бухгалтерскую отчетность при соблюдении следующих условий:

  • данные о дочернем (зависимом) обществе не оказывают существенное влияние на формирование представления о финансовом положении и финансовых результатах деятельности группы. Например, если величина уставного капитала дочернего общества не превышает 3% величины капитала группы, а в сумме с капиталом других дочерних обществ, участие в которых отражается в сводной бухгалтерской отчетности в общем порядке, установленном для отражения финансовых вложений, — 10% величины капитала группы;
  • включение бухгалтерской отчетности дочернего (зависимого) общества в сводную бухгалтерскую отчетность противоречит требованию рациональности, установленному Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/2008). Обоснованность невключения при этом подтверждается независимым аудитором (аудиторской фирмой).

В этих случаях стоимостная оценка участия головной организации в дочернем (зависимом) обществе может отражаться в сводной бухгалтерской отчетности в порядке, установленном для отражения финансовых вложений. Каждый такой случай подлежит раскрытию в пояснениях к сводному бухгалтерскому балансу и сводному отчету о прибылях и убытках с указанием:

  • полного наименования дочернего (зависимого) общества;
  • места государственной регистрации и/или места ведения хозяйственной деятельности;
  • величины уставного капитала, доли участия в нем головной организации;
  • доли принадлежащих головной организации голосующих акций (уставного капитала), если она отличается от доли участия;
  • основных финансовых показателей деятельности дочернего общества.

3) Дочернее общество, которое, в свою очередь, выступает головной организацией по отношению к своим дочерним обществам, может не составлять сводную бухгалтерскую отчетность (кроме случаев, когда оно зарегистрировано и/или ведет хозяйственную деятельность за пределами Российской Федерации), если:

  • 100% ее голосующих акций или уставного капитала принадлежит другой головной организации, которая не требует составления сводной бухгалтерской отчетности;
  • 90% и более ее голосующих акций или уставного капитала принадлежит другой головной организации, и остальные акционеры (участники) не требуют составления сводной бухгалтерской отчетности.

4) Головная организация может не составлять сводную бухгалтерскую отчетность в случае наличия у нее только зависимых обществ (однако это подлежит раскрытию в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых операциях головной организации).

5) Группа может не составлять сводную бухгалтерскую отчетность по правилам, предусмотренным нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету Министерства финансов Российской Федерации, в случае, если одновременно соблюдаются следующие условия:

  • сводная бухгалтерская отчетность составлена на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), разработанных Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности;
  • группой обеспечена достоверность сводной бухгалтерской отчетности, составленной на основе МСФО;
  • пояснительная записка к сводной бухгалтерской отчетности содержит перечень применяемых требований бухгалтерской отчетности, раскрывает способы ведения бухгалтерского учета, включая оценки, отличающиеся от правил, предусмотренных нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету Министерства финансов Российской Федерации.

Основные правила объединения показателей бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ в сводную бухгалтерскую отчетность

1) В сводную бухгалтерскую отчетность объединяются все активы и пассивы, доходы и расходы головной организации и дочерних обществ путем построчного суммирования соответствующих данных (за исключением случаев, не предусмотренных Методическими рекомендациями № 112).

2) При составлении сводной бухгалтерской отчетности используется единая учетная политика в отношении аналогичных статей имущества и обязательств, доходов и расходов бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ.

3) Сводная бухгалтерская отчетность составляется за один и тот же отчетный период и на одну и ту же отчетную дату.

Если бухгалтерская отчетность какого-либо дочернего общества (например, расположенного за пределами Российской Федерации) составлена за тот же отчетный период, но другую отчетную дату, то такое дочернее общество составляет промежуточную бухгалтерскую отчетность на ту же отчетную дату, что и отчетная дата сводной бухгалтерской отчетности.

4) Для включения в сводную бухгалтерскую отчетность показатели бухгалтерской отчетности дочернего общества, составленной в иностранной валюте, пересчитываются в валюту Российской Федерации.

5) При объединении бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ в сводный бухгалтерский баланс не включаются:

  • финансовые вложения головной организации в уставные капиталы дочерних обществ и, соответственно, уставные капиталы дочерних обществ в части, принадлежащей головной организации;
  • показатели, отражающие дебиторскую и кредиторскую задолженность между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами;
  • прибыль и убытки от операций между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами;
  • дивиденды, выплачиваемые дочерними обществами головной организации либо другим дочерним обществам той же головной организации, а также головной организацией своим дочерним обществам. В сводной бухгалтерской отчетности отражаются лишь дивиденды, подлежащие выплате организациям и лицам, не входящим в группу;
  • части активов и пассивов дочерних обществ, не относящихся к деятельности группы, когда головная организация имеет 50% (и ниже) голосующих акций акционерного общества или уставного капитала в обществе с ограниченной ответственностью.

6) При объединении бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ в сводный отчет о прибылях и убытках не включаются:

  • выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами одной головной организации, и затраты, приходящиеся на эту реализацию;
  • дивиденды, выплачиваемые дочерними обществами головной организации, либо другим дочерним обществам той же головной организации, а также головной организацией своим дочерним обществам. В сводном отчете о прибылях и убытках отражаются лишь дивиденды, подлежащие выплате организациям и лицам, не входящим в группу;
  • любые иные доходы и расходы, возникающие в результате операций между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами одной головной организации;
  • финансовый результат деятельности дочерних обществ в части доходов и расходов, не относящихся к деятельности группы, когда головная организация имеет 50% (и ниже) голосующих акций в акционерном обществе или 50% (и ниже) уставного капитала в обществе с ограниченной ответственностью.

7) При объединении бухгалтерской отчетности головной организации и дочернего общества, в котором головная организация имеет более 50%, но менее 100% голосующих акций акционерного общества или более 50%, но менее 100% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, в сводном бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках выделяются отдельно расчетные показатели, отражающие долю меньшинства соответственно в уставном капитале и финансовых результатах деятельности общества.

Подытоживая вышеизложенное, хотелось бы отметить, что сводная (консолидированная) бухгалтерская отчетность в соответствии с Методическими рекомендациями № 112:

  1. Объединяет финансовую отчетность головной организации, дочерних организаций, филиалов, а также прочих зависимых обществ.
  2. Отражает движение всех финансовых потоков (активы, пассивы, доходы и расходы) как головной организации, так и дочерних компаний; при этом подразумевается полное урегулирование текущих взаиморасчетов и финансовых обязательств между головной организацией и дочерними (зависимыми) предприятиями.
  3. Составляется за один и тот же отчетный период и на одну и ту же отчетную дату.
  4. Подразумевает расчет всех бухгалтерских операций в тысячах или миллионах рублей (в зависимости от масштаба предприятия) и составляется только на русском языке.
  5. Представляется учредителям (участникам) головной организации и иным заинтересованным пользователям в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, или по решению головной организации.
  6. Может публиковаться в составе бухгалтерской отчетности головной организации (по решению участников группы).

Составление сводной (консолидированной) отчетности в соответствии с законом о консолидированной отчетности № 208–ФЗ

В данном законе урегулирован порядок составления и представления консолидированной финансовой отчетности для кредитных и страховых организаций, а также компаний, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых биржах.

Консолидированная отчетность составляется для обобщения сведений о состоянии требований и обязательств, собственных средств (чистых активов), финансовых результатов, а также рисков по всем компаниям, входящим в группу. Отчетность (по разъяснениям Комитета МСФО, представленным на сайте www.ifrs.org) должна составляться таким образом, как если бы материнская и все ее дочерние компании являлись единым предприятием. Операции и сделки между компаниями, входящими в группу, при консолидации исключаются. При этом консолидированной группой признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц, в котором одна (головная) организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления других юридических лиц.

Говоря об основных моментах, изложенных в законе, хотелось бы отметить следующее:

1) В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона № 208-ФЗ под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, организаций и (или) иностранных организаций — группы организаций, определяемой в соответствии с МСФО.

2) Федеральный закон № 208-ФЗ распространяется на:

  • кредитные организации;
  • страховые организации;
  • иные организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

При этом порядок представления и публикации консолидированной финансовой отчетности устанавливается:

  • для кредитных организаций — Центральным банком Российской Федерации (определен Письмом ЦБ РФ от 30.12.2010 г. №183-Т «О методических рекомендациях «О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности»);
  • для организаций, выполняющих государственный оборонный заказ, — Правительством Российской Федерации.

3) Составляется консолидированная финансовая отчетность в соответствии с МСФО наряду с бухгалтерской отчетностью, составляемой в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

При этом на территории Российской Федерации применяются МСФО и Разъяснения МСФО, принимаемые Фондом Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности и признанные в порядке, установленном с учетом требований законодательства Российской Федерации Правительством Российской Федерации с учетом позиции Центрального банка Российской Федерации.

4) Следует помнить, что в соответствии со статьей 4 Федерального закона № 208-ФЗ консолидированная финансовая отчетность подразделяется на годовую и промежуточную.

Промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляется на русском языке участникам организации, в том числе акционерам (если такое представление предусмотрено ее учредительными документами). Кроме того, кредитные организации представляют отчетность в Центральный банк Российской Федерации (в случаях, установленных Центральным банком Российской Федерации).

Закон не дает определения понятию «промежуточная консолидированная отчетность». Возможно, в данном случае следует руководствоваться пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»: «месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года». Возможно также опираться на положения специального МСФО (IAS) 34, регулирующего составление промежуточной финансовой отчетности.

Поэтому, исходя из написанного в законе,периодичность представления промежуточнойконсолидированной отчетности может определяться учредительными документами организации или ЦБ РФ, соответственно, для кредитных организаций.

Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется на русском языке:

  • Участникам организации, в том числе акционерам (в порядке, определяемом учредительными документами организации).
  • Организациями, за исключением кредитных организаций, — в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации).
  • Кредитными организациями — в Центральный банк Российской Федерации (в порядке, определяемом Центральным банком Российской Федерации).

Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется до проведения общего собрания участников организации, но не позднее 120 дней после окончания года, за который составлена данная отчетность, и подписывается руководителем организации и (или) иными лицами, уполномоченными на это учредительными документами организации.

Годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту (аудиторское заключение представляется и публикуется вместе с указанной консолидированной финансовой отчетностью).

5) Надзор за соблюдением сроков представления и публикации консолидированной финансовой отчетности организациями осуществляет:

  • уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации (за исключением кредитных организаций);
  • Центральный банк Российской Федерации — за кредитными организациями.

Следует отметить, что до настоящего времени уполномоченный федеральный орган исполнительной власти Правительством РФ не определен. Однако в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в России осуществляется Правительством РФ (п. 1). Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории России:

а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;

в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета;

г) положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей.

При этом согласно Федеральному закону от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Минфина России (п. 2).

6) Организация должна публиковать годовую консолидированную финансовую отчетность. При этом отчетность считается опубликованной, если она размещена в информационных системах общего пользования и (или) опубликована в средствах массовой информации, доступных для заинтересованных в ней лиц, и (или) в отношении указанной отчетности проведены иные действия, обеспечивающие ее доступность для всех заинтересованных в ней лиц, независимо от целей получения данной отчетности, по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.

В данном случае под определением «информационные системы общего пользования», очевидно, подразумевается Интернет. Из этого можно сделать вывод, что размещение организацией своей годовой консолидированной отчетности в Интернете является выполнением требования закона о ее (отчетности) публикации, т. е. в настоящее время публикация отчетности на бумажных носителях не является обязательной. В то же время согласно статье 16 «Публичность бухгалтерской отчетности» Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям».

Публикация консолидированной финансовой отчетности осуществляется организацией не позднее 30 дней после дня представления такой отчетности пользователям (не позднее 120 дней после окончания года, за который составлена данная отчетность).

7) Согласно статье 8 Федерального закона № 208-ФЗ организации составляют, представляют и публикуют консолидированную финансовую отчетность:

  1. начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории РФ (порядок признания и применения МСФО на территории РФ еще не установлен), за исключением организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам;
  2. начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, но не ранее чем с отчетности за 2015 год, для организаций, облигации которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

К сожалению, некоторые моменты в законе требуют дополнительных расшифровок и пояснений. Возможно, с выходом разъяснений применения норм данного закона многие неточности и шероховатости будут устранены.

Сводная и консолидированная отчетность

В современной российской экономической литературе и нормативных документах по бухгалтерскому учету и отчетности встречаются два понятия «сводная отчетность» и «консолидированная отчетность».

Сводная отчетность — система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимозависимых организаций, что близко по сути к определению МСФО консолидированной отчетности.

Консолидированная финансовая отчетность характеризует финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты деятельности за отчетный период группы взаимосвязанных организаций и составляется на основе данных индивидуальной бухгалтерской отчетности организаций, входящих в эту группу.

Консолидированная бухгалтерская отчетность имеет в отличие от сводной иную цель — показать прежде всего инвесторам и другим заинтересованным лицам результаты финансово-хозяйственной деятельности группы взаимосвязанных предприятий, юридически самостоятельных, но фактически являющихся единым хозяйственным организмом. Основная особенность составления консолидированных отчетов — элиминирование отдельных показателей предприятий, входящих в группу, с целью исключения повторного счета в итоговом (консолидированном) отчете группы.

Различие между сводной бухгалтерской и консолидированной финансовой отчетностью состоит в том, что сводная отчетность составляется путем объединения, суммирования одинаковых показателей отчетности участников группы организаций, а консолидированная отчетность составляется путем консолидации показателей отчетности участников группы, т.е. путем суммирования одинаковых показателей отчетности участников группы с одновременным исключением внутренних взаимосвязей, взаимоотношений между участниками группы. Благодаря этому консолидированная отчетность представляет собой показатели деятельности как бы единой крупной организации, хотя участники группы организаций продолжают оставаться юридически самостоятельными и осуществляют свою хозяйственную деятельность часто не только внутри одной страны, но и на территории других государств, взаимодействуя и координируя деятельность между собой. Иначе говоря, консолидированная бухгалтерская отчетность характеризует финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты деятельности за отчетный период экономического комплекса, рассматриваемого как единое целое и включающего в себя ряд организаций, взаимодействующих между собой.

В состав сводной годовой бухгалтерской отчетности в соответствии с действующим приказом Минфина России от 02.07.2010 г. №66-н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (в редакции Приказов Минфина России от 05.10.2011 №124н, от 17.08.2012 №113н, от 04.12.2012 №154н) в состав годо­вой бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий в РФ включаются:

— форма № 1 «Бухгалтерский баланс». В нем фиксируется стоимость (денежное выражение) остатков внеоборотных и оборотных активов капитала, фондов, прибыли, кредитов и займов, кредиторской задолженности прочих пассивов. Баланс содержит обобщенную информацию о состоянии хозяйственных средств предприятия, входящих в актив, и источников их образования, составляющих пассивы. Эта информация представляется «на начало года» и «на конец года», что и дает возможность анализа, сопоставления показателей, выявления их роста или снижения. Однако отражение в балансе только остатков не дает возможности ответить на все вопросы собственников и прочих заинтересованных служб. Нужны дополнительные подробные сведения не только об остатках, но и о движении хозяйственных средств и их источников. Это достигается подготовкой следующих форм отчетности:

— форма № 2 «Отчет о финансовых результатах» — предназначен для характеристики финансовых результатов деятельности предприятия за отчетный период, данные в отчете приводятся с нарастающим итогом;

— форма № 3 «Отчет об изменениях капитала» — содержит показатели о состоянии и движении собственного капитала, целевых финансирования и поступлений, резервов предстоящих расходов и платежей, и оценочных резервов;

— форма № 4 «Отчет о движении денежных средств» — содержит сведения о денежных потоках с учетом остатков на начало и конец отчетного периода;

— форма № 5 «Пояснения к бухгалтерскому баланса и отчету о финансовых результатах» с изложением основных факторов, повлиявших в отчетном году на итоговые результаты деятельности предприятия, с оценкой его финансового состояния.

Формирование консолидированной отчетности имеет ряд особенностей, в частности элиминирование операций между компаниями, входящими в группу, с целью устранения повторного счета в консолидированном отчете группы. Для элиминирования взаимных операций при формировании подразделением материнской компании консолидированной отчетности составляются специальные таблицы, заполняемые на основании информации организаций, входящих в группу. Информация для элиминирования и формирования консолидированной отчетности обобщается организациями, входящими в группу, на специально открываемых синтетических счетах, субсчетах и счетах аналитического учета. Особенность консолидированной финансовой отчетности также состоит в отражении в консолидированном балансе имущества, находящегося под контролем группы, так как каждая организация является самостоятельным юридическим лицом и обладает обособленным имуществом.

2.3 Анализ финансовой отчетности корпорации Изучение финансовой отчетности предприятия – необходимая составляющая финансового анализа. Для многих участников рыночных отношений, финансовая отчетность является основным доступным источником экономической информации о хозяйствующем субъекте, формируемой на микроуровне. Различных пользователей финансовой информации по разному интересуют её данные, однако, существуют общие подходы к анализу отчетности. Это позволяет получить ответы на вопросы, интересующие всех пользователей: каков уровень деловой активности предприятиям по сравнению с его конкурентами, настолько устойчиво его финансовое положение, способно ли предприятие погасить своевременно текущие обязательства. «Чтение» бухгалтерского отчета обычно начинают с горизонтального анализа, т.е. сравнение данных за отчетный период с аналогичными данными за предшествующий период. Если такие исследования охватывают данные за сравнительно большой промежуток времени, например за 5 лет, то более наглядно проявляются тенденции в развитии предприятия. Такой анализ называют трендовым. Обязательным условием при этом является обеспечение сравнимости показателей и устранение влияния на отчетные данные изменений цен, колебаний курсов валют, инфляции и других явлений. Оценка динамики деятельности конкретного предприятия дается с учетом экономической ситуации в стране и конъюнктуры в той или иной отрасли.Динамику изменений по статьям имущества, капиталов и обязательств, доходов и расходов можно проследить и путем «чтения» отчетов по вертикали. Для этого подсчитывается удельный вес (в процентном выражении) соответствующих статей в итоговых показателях.Финансовый анализ на предприятии представлен в двух видах:- экспресс-анализ;- углубленный анализ финансового состояния предприятия.Целью экспресс-анализа выступает наглядное и не сложное по времени исполнения и трудоемкости реализации алгоритмов лценки финансового благополучия и динамики развития предприятия. Экспресс-анализ включает три этапа:1. Подготовительный — проводится простейшая проверка баланса по формальным признакам.2. Предварительный обзор бухгалтерской отчетности. В первую очередь обращается внимание на убытки, кредиторскую и дебиторскую задолженность, в том числе просроченную и векселя.3. Проводится экономическое чтение и анализ баланса и соответствующей отчетности. На этом этапе выполняются расчет и контроль динамики финансовых коэффициентов, отбираемых по усмотрению финансового аналитика.Углубленный финансовый анализ включает подробную характеристику имущественного и финансового положения предприятия, результатов его деятельности в истекшем периоде, а также его возможности на ближайшую и долгосрочную перспективу. Основу углубленного анализа составляет система финансовых коэффициентов.В целом оценка финансового состояния предприятия включает в себя такие основные этапы, как:1. оценка имущественного положения;2. оценка ликвидности и платежеспособности предприятия;3. оценка финансовой устойчивости;4. оценка деловой активности;5. оценка финансовых результатов деятельности предприятия.Для различных категорий пользователей или субъектов финансового анализа наибольший интерес представляют различные, соответствующие их профессиональным и финансовым интересам разделы анализа:- для налоговой инспекции необходимо, в первую очередь, знание таких финансовых показателей, как прибыль, рентабельность активов, рентабельность реализации и другие показатели рентабельности;- для кредитующих банков важна платежеспособность и ликвидность активов предприятия, т.е. возможность покрывать свои обязательства быстро реализуемыми активами;- для партнерам по договорным отношениям важна финансовая устойчивость предприятия, а именно степень зависимости своей хозяйственной деятельности от заемных средств, способность предприятия маневрировать средствами, финансовая независимость предприятия;- для акционеров и инвесторов представляют интерес показатели, влияющие на доходность капитала предприятия: курс акций и уровень дивидендов.Тем не менее, для более глубокого исследования и обоснованных выводов необходимо, безусловно, проведение финансового анализа по всем указанным разделам.