Комплексная программа безопасности на транспорте

Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте (далее – Программа) была утверждена распоряжением правительства РФ от 30 июля 2010 года. Рассчитана на срок до конца 2013 года.
Целью Программы является защита жизни и здоровья населения на транспорте от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Программа формируется по приоритетным направлениям, определенным с учетом необходимости максимально эффективного распределения и использования финансовых ресурсов для достижения поставленной цели.
Приоритетные направления программы:
‑ повышение защищенности пассажиров и персонала на транспорте;
‑ совершенствование законодательства РФ в области обеспечения транспортной безопасности, а также создания и функционирования комплексной системы;

‑ формирование индивидуального и общественного сознания, активной жизненной позиции и повышение грамотности населения в области обеспечения безопасности населения на транспорте;
‑ создание системы профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности;
‑ создание системы информационного обеспечения безопасности населения на транспорте, интегрирующей информационные ресурсы органов исполнительной власти всех уровней в области обеспечения транспортной безопасности в единое защищенное закрытое информационное пространство.
Финансовое обеспечение Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников, в том числе средств субъектов транспортной инфраструктуры.
За счет средств федерального бюджета и (или) бюджетов субъектов РФ или средств субъектов транспортной инфраструктуры, выделенных в порядке софинансирования, объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства оборудуются техническими средствами (системами) обеспечения транспортной безопасности российского производства. Использование технических средств (систем) иностранного производства допускается при отсутствии российских аналогов либо по согласованию с компетентными органами в области транспортной безопасности.
Общий объем финансирования программы на 2010–2013 годы ‑ более 46,7 миллиарда рублей.
На обеспечение защиты населения на метрополитене предусмотрено программой более 12 миллиардов рублей.
Средства федерального бюджета были направлены на оснащение станций метрополитенов России современными системами видеонаблюдения, в том числе интеллектуального; оборудование станций всех метрополитенов России взрывозащитными контейнерами; установку аппаратуры стационарного и ручного досмотра.
В частности, на Московском метрополитене в 2011 году приобретено 611 единиц досмотрового оборудования – портативные обнаружители паров взрывчатых веществ; переносные комплексы обнаружения взрывчатых веществ на основе быстрых меченых нейтронов; переносные рентгенотелевизионные комплексы; ручные металлообнаружители.
В 2010–2012 годах станции метрополитенов были оборудованы стационарными досмотровыми рентгеновскими установками (кроме Москвы) в количестве 140 единиц, 49 стационарными сканирующими рентгеновскими установками (кроме Москвы и Санкт‑Петербурга), взрывозащитными контейнерами в количестве 155 единиц. При входах на станции (кроме Москвы) установлена аппаратура радиационного контроля (70 комплектов).

Метрополитены оборудованы стационарными рамками металлообнаружителей – 183 установки (кроме Москвы), портативными обнаружителями паров взрывчатых веществ – 125 комплектов (кроме Москвы), переносными комплексами обнаружения взрывчатых веществ на основе быстрых меченых нейтронов – 43 комплекта, ручными металлообнаружителями – 738 единиц, переносными рентгенотелевизионными комплексами – 64 комплекта (кроме Волгограда, Екатеринбурга и Москвы), системами подавления радиолиний управления взрывными устройствами – 51 система (кроме Москвы, Санкт‑Петербурга, Казани, Новосибирска), шкафами‑контейнерами для размещения мобильной аппаратуры в Казани – 20 единиц, Новосибирске – 10 единиц, Волгограде – 3 единицы.
Организована работа по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры. Планируется создание подразделений транспортной безопасности, обучение персонала для работ на досмотровом оборудовании.
Оснащение Московского и Санкт‑Петербургского метрополитенов в полном объеме инженерно‑техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, учитывая значительный пассажиропоток, будет производиться после проведения оценки уязвимости и утверждения планов обеспечения транспортной безопасности, а также по результатам анализа реализации пилотных проектов.
На обеспечение защиты населения на железнодорожном транспорте в рамках программы направлено около 4 миллиардов рублей средств федерального бюджета.
Осуществляется работа по организации, включая инженерно‑техническое обеспечение, досмотровых мероприятий пассажиров, транспортных средств, груза, багажа, ручной клади и личных вещей на железнодорожных вокзалах и станциях. На высокоскоростных магистралях реализуются пилотные проекты по созданию зон для досмотра пассажиров высокоскоростных поездов «Сапсан» с установкой технических средств обеспечения транспортной безопасности в соответствии с рекомендациями ФСБ России.
В 2010–2012 годах введены в эксплуатацию модернизированные и вновь смонтированные инженерно‑технические средства и системы обеспечения транспортной безопасности на 43 объектах ОАО «РЖД», в том числе на 16 вокзалах, 2 парках формирования и отстоя пассажирских и пригородных поездов, 6 железнодорожных мостах и 19 других объектах железнодорожного транспорта.
Осуществляется оснащение современными техническими средствами обеспечения транспортной безопасности 35 железнодорожных вокзалов в крупных городах Российской Федерации, двух парков формирования и отстоя, 14 железнодорожных мостов.
Проводится опытная эксплуатация системы интеллектуального видеонаблюдения КАРС.
Выполнены строительно‑монтажные работы по оснащению инженерно‑техническими средствами и системами обеспечения транспортной безопасности некоторых участков дорог.
Созданы и оснащены инженерно‑техническими средствами и системами обеспечения транспортной безопасности учебные центры по подготовке специалистов в области обеспечения транспортной безопасности на базе подведомственных Росжелдору учебных заведений в городах Москва, Санкт‑Петербург, Ростов‑на‑Дону.
На реализацию мероприятий по обеспечению безопасности населения на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве предусмотрены средства федерального бюджета в размере 593,5 миллиона рублей.
В сфере автомобильного транспорта мероприятия действующей Программы в рамках пилотных проектов выполнены в полном объеме.
В Московской области создан центральный информационный центр навигационного контроля междугородних автобусных пассажирских перевозок. В Чеченской Республике, республиках Ингушетия, Дагестан, Северная Осетия‑Алания, Карачаево‑Черкесской, Кабардино‑Балкарской и в Ставропольском крае созданы и оснащаются вычислительной техникой, аппаратурой коммуникации и мобильной связи региональные диспетчерские центры. Центральные автовокзалы городов Грозный, Назрань, Махачкала, Черкесск оборудуются инженерно‑техническими средствами и системами обеспечения транспортной безопасности, выделенные автобусы оснащены аппаратурой спутниковой навигации и мобильной связью.
В дорожном хозяйстве завершено оснащение 26 наиболее уязвимых искусственных дорожных сооружений на объектах дорожного хозяйства федерального значения инженерно‑техническими системами обеспечения транспортной безопасности. На двух объектах транспортной инфраструктуры федеральной трассы М‑29 «Кавказ» работы будут завершены после окончания их реконструкции.
Ведется оснащение 8 первоочередных объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства федерального значения, включая проектирование автомобильной дороги М‑4 «Дон» инженерно‑техническими средствами и системами обеспечения транспортной безопасности с учетом возможности их расширения и создания централизованных распределенных систем.
Продолжается дооснащение современными инженерно‑техническими средствами обеспечения транспортной безопасности мостового перехода на остров Русский через пролив Босфор Восточный во Владивостоке.
На реализацию мероприятий по обеспечению безопасности населения на воздушном транспорте предусмотрено более 2 миллиардов рублей.
По мероприятию Программы «Оснащение 13 объектов транспортной инфраструктуры гражданской авиации техническими средствами досмотра пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, грузов, почты и бортовых запасов, включая бортовое питание (аэропорты Магнитогорск, Черемшанка (Красноярск), Северный (Грозный), Большое Савино (Пермь), Сыктывкар, Оренбург, Иркутск, Южно‑Сахалинск, Магадан, Анадырь, Елизово (Петропавловск‑Камчатский), Амдерма, Туруханск)» осуществлена поставка специализированной досмотровой техники, обеспечивающей устранение их уязвимости от актов незаконного вмешательства.
В общей сложности в 2010–2012 годах поставлено 124 единицы досмотровой техники: 49 интроскопов для досмотра багажа, ручной клади пассажиров и грузов, 33 стационарных металлоискателя, 8 детекторов следов опасных веществ, 22 газоанализатора паров взрывчатых веществ, 12 сканеров портального типа, на общую сумму 184,9 миллиона рублей. Досмотровая техника установлена в аэропортах и используется по назначению.
До 2013 года планируется построить (реконструировать) патрульные дороги в 13 аэропортах: Москва (Внуково, Домодедово, Шереметьево), Владивосток, Магас, Владикавказ, Махачкала, Краснодар, Самара (Курумоч), Анапа, Минеральные Воды, Казань, Сочи.
В аэропортах Минеральные Воды, Менделеево, Горно‑Алтайск завершено строительство периметровых ограждений. В Сочи, Владивостоке и Воронеже строительство периметровых ограждений планируется завершить до конца 2013 года.
Выполняются работы по оснащению участка ограждения на объекте Москва (Внуково).
Монтаж технических средств обеспечения транспортной безопасности в аэропорту Анапа будет осуществлен после завершения реконструкции периметрового ограждения.
Разрабатывается проектно‑сметная документация для оборудования дополнительными инженерно‑техническими средствами контрольно‑пропускных пунктов и периметровых ограждений в 5 аэропортах и аэродромах гражданской авиации (Воронеж, Минеральные Воды, Геленджик, Горно‑Алтайск, Самара (Курумоч).
На реализацию мероприятий по обеспечению безопасности населения на морском и внутреннем водном транспорте заложено около 7,6 миллиарда рублей.
В целях оснащения современными инженерно‑техническими средствами обеспечения транспортной безопасности акваторий объектов транспортной инфраструктуры 6 морских портов (Владивосток, Калининград, Мурманск, Новороссийск, Сочи, Махачкала), 9 морских портов Южного федерального округа и 9 морских портов, в которые разрешается заход судов и иных плавсредств с ядерными энергетическими установками и радиационными источниками или судов и иных плавсредств, транспортирующих ядерные материалы, радиоактивные вещества и изделия, их содержащие, в транспортных упаковочных комплектах, заключены и реализуются 8 государственных контрактов.
Выполнены работы по оснащению инженерно‑техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (акваторий) морских портов Махачкала и Новороссийск.
Порт Мурманск оснащен инженерно‑техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (акватории).
Завершено оснащение современными инженерно‑техническими средствами обеспечения транспортной безопасности восьми гидроузлов – Балаковского, Береславского, гидроузла №1 Федерального государственного учреждения «Волго‑Донской ГБУВПиС», Девятинского, Городецкого, Кочетовского, Федоровского, Чебоксарского, гидроузла №7 Федерального государственного унитарного предприятия «Канал имени Москвы», Павловского, Воронежского.
Оснащены инженерно‑техническими средствами обеспечения транспортной безопасности причалы Северного и Южного речных вокзалов, причал Западного порта Москвы.
Проводятся работы по оснащению шести гидроузлов.
В 2010–2013 годах в рамках реализации Программы проводятся работы по созданию системы информационного обеспечения безопасности населения на транспорте (ЕГИС ОТБ), интегрирующей информационные ресурсы органов исполнительной власти всех уровней в области обеспечения транспортной безопасности в единое защищенное закрытое информационное пространство.
В области мероприятий по защите от угрозы техногенного и природного характера, информированию и оповещению населения на транспорте создана и оснащается навигационная инфраструктура центров управления в кризисных ситуациях по субъектам Российской Федерации.
В области программных мероприятий по защите населения на транспорте от угрозы совершения актов незаконного вмешательства организовано взаимодействие заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.