Комментарии к ФЗ о конкуренции

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Шкареденок, Игорь Анатольевич, 2001 год

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993 // Российская газета от 25 декабря 1993 г.

4. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63 ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1995. № 19. Ст. 1709.

6. Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ // СЗРФ. 1995. №47. Ст. 4471.

7. Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3174.

8. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 176 ФЗ «О почтовой связи» // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3697.

9. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 3493.

10. Федеральный закон от 13 апреля 1998 г. № 60 ФЗ «О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1795.

11. Федеральный закон от 6 мая 1998 г. №70 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2066.

12. Федеральный Закон от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» // СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3610.

13. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2071.

16. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О лизинге» // СЗ РФ. 1998. № 44. Ст. 5394.

18. Федеральный закон от 26. января 1996 г. № 1- ФЗ «О введении в действие части второй гражданского кодекса Российской Федерации // СЗРФ. 1996. №5. Ст. 411.

21. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4697.

23. Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» в ред. ФЗ от 7 января 1999 г. № 18 -ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4553; СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 245.

25. Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» в ред. ФЗ от 11 февраля 1999 г. № 33 ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 16. Ст. 1316; СЗ РФ. 1999. № 7. Ст. 880.

26. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 31 -ФЗ «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности» // СЗ РФ. 1995. №11. Ст. 942.

27. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.

28. Федеральный закон Российской Федерации от 15 июня 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.

29. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской федерации» с изм. и доп. от 31 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1995. № 25. Ст. 2343.

30. Федеральный закон от 25 августа 1995 г. № 153-Ф3 «О федеральном железнодорожном транспорте» // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3505.

32. Федергшьный закон от 17 августа 1995 г. № 147 ФЗ «О естественных монополиях» // СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3426.

34. Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. № 53-Ф3 «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» // СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3303.

36. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3302.

43. Закон от 30 июля 1987 г. № 7284 XI «О государственном предприятии (объединении)» // ВСНДВС РСФСР. 1987. № 5. Ст. 112. (не действует).

47. Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. № 426 «Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий» // СЗ РФ. 1997. № 18. Ст. 2132.

48. Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1213 «Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной продукции» // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4145.

49. Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 220 «О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий» // СЗ РФ. 1995. №10. Ст. 858.

50. Указ Президента РФ от 17 февраля от 1995 года № 161 «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы» // СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 659.

51. Указ Президента РФ от 27 февраля 1995 г. № 201 «О государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» // СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 855. (не действует).

56. Постановление Правительства РФ от 31 марта 1997 г. № 360 «Об утверждении программы Правительства Российской Федерации «Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах» // СЗРФ. 1997. №19. Ст. 2230.

57. Постановление правительства РФ от 19 февраля 1996 г. № 154 «О реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов» // СЗ РФ. 1996. № 9. Ст. 806.

60. Постановление Правительства РФ от 13 октября 1995 г. № 997 «О государственном регулировании цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий» // Российская газета от 18 октября 1995 г.

61. Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 912 «О Совете по промышленной политике и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации» (с изм. от 10 ноября 1996 г.) // СЗРФ. 1994. № 18. Ст. 2079.

62. Распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 1992 г. № 2378-р О Программе организационных мер по демонополизации и развитию конкуренции в сфере торговли и общественного питания на 1993 год // САПП РФ. 1992. № 25. Ст. 2304.

63. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 марта № 32 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства // Вестник ВАС РФ. 1998. № 5.

64. Письмо ГАК РФ от 31 марта 1998 г. № 13/1816 «Об информации, представляемой региональными органами Госкомстата России территориальным управлениям ГАК России в 1998 году» (Текст письма официально опубликован не был).

65. Приказ МАП РФ от 17 ноября 1999 г. № 441 «Об утверждении Положения о территориальном управлении МАП России» // БНА. 2000.9.

66. Приказ ГКАП России «Об установлении предельной величины доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке для квалификации доминирующего положения» от 3 июня 1994 г. № 66, в редакции Приказа МАП России № 71) // БНА. 1999. № 18 -19.

67. Приказ ГАК РФ от 22 июля 1997 г. № 102 «О внесении изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов» // (Текст приказа официально опубликован не был).

68. Приказ ГКАП РФ от 20 декабря 1996 г. № 169 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках» // БНА. 1997. № 3.

69. Временные методические рекомендации ГКАП РФ от 21 апреля 1994 г. № ВБ/2053 по выявлению монопольных цен // Экономика и жизнь. 1994. № 23.

70. Акишин В. В., Шабашев В. А. Конкуренция: современные тенденции, проблемы становления. Кемерово, 1995. -153 с.

74. Аукуционек С. П. Теория перехода к рынку. М.: «SvR-Apryc», 1995. 103 с.

75. Ахмедуев А. Государственный монополизм: основное содержание и пути преодоления // Вопросы экономики. 1990. № 6. С. 26-30.

77. Бандурин А. В. Деятельность корпораций. М., 1999. 600 с.

78. Барышева А.В., Сухотин Ю .В., Богачев В. Н. Монополизм и антимонопольная политика. М.: Наука, 1993. 237 с.

79. Басарев Е. Использование административно-правовых мер борьбы с правонарушениями в сфере предпринимательской деятельности // Профессионал. 1999. №4. С. 15-17.

80. Бокарева М.А. Монополизм и антимонопольное регулирование. М., 1991.- 147 с.

81. ЮО.Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М., 1997. С.170.

82. Бочин А. Некоторые аспекты антимонопольной политики // Предпринимательство. 1994. № 1/2.

83. Ю2.Бурмистрова Т. В. Товарный рынок, структурный анализ концентрации и конкуренции // Право и экономика. 1999. № 7. С. 18-29.

84. ЮЗ.Бурмистрова Т.В., Мартыненко Г.Н. Методы и практика антимонопольного регулирования действий исполнительных органов власти // Право и экономика. 2000. № 1.

88. Ю8.Варламова А.Н. Правовое регулирование конкуренции в России // Право и экономика. 1996. № 21-22. С. 10-16.

89. Ворожейкин В.Н., Рыбаков Ф.Ф. Демонополизация экономики как элемент рыночных отношений. СПб.: Гидрометеоиздат, 1994. 165 с.

90. Государственная антимонопольная политика: практический опыт и задачи совершенствования законодательства // Российский экономический журнал. 2000. № 3. С. 28-33.

92. Гражданское и торговое право капиталистических государств /Отв. ред. Е.А. Васильев. М., 1993.

93. Гражданское право. Часть 1. Учебник / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. М.: Издательство «Теис», 1996. — 552 с.

94. Грибанов В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав. М.: Изд-во МГУ, 1992. 284 с.

95. Данилюк С .А. Монополистическая деятельность: условия наказуемости // Законодательство и экономика. 1992. — № 18.

97. A. Е. Городецкий, Ю. Г. Павленко, А. А. Френкель, И. Н. Задирако, Е.

98. B. Поповская. М.: ИЭ, 1995. 28 с.

99. Денчик Н. Правовой статус хозяйственных образований в рамках антимонопольной политики // Хозяйство и право. 1993. № 11-12.

100. Дозорцев В.А. Недобросовестная конкуренция или несправедливая? // Юридический мир. 1997. № 3.

101. Дойников И.В. Предпринимательское (хозяйственное право). М.: Издательство «Нолидж», 1998. 379 с.

102. Драгунов В. Антитрестовское законодательство США // Хозяйство и право. 1989. №10. С. 118.

103. Еременко В. И. Законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции в зарубежных странах. М.: ВНИИПИ, 1997. 180 с.

105. Жидков О.А. США: Антитрестовское законодательство на службе монополий. М.: Наука, 1976. 176 с.

107. Законодательство о конкуренции и защите прав потребителей. Сборник нормативных актов и документов / Под общ. ред. П.В. Крашенинникова. М.: Издательская группа НОРМА ИНФРА-М, 1998. — 790 с.

108. Иванов И.Д. Современные монополии и конкуренция. М.: Мысль, 1980.-254 с.

109. Игнатов И. Наши монополии мечтают об одном больше получать // Юридический вестник. 2000. № 5. С. 6-7.

111. Казачкова З.М. Антимонопольное законодательство США: история и современность. Ставрополь, 2000. 303 с.

112. Калмыков Ю.Х. Правовое регулирование хозяйственных отношений. Саратов, Изд-во Саратовского ун-та, 1982. 204 с.

114. Клейн Н.И. Антимонопольное законодательство и законодательство о естественных монополиях: проблемы применения и дальнейшего совершенствования // Право и экономика. 1998. № 1. С. 44-46.

115. Клейн Н.И., Авилов Г.Е. Антимонопольные законы государств содружества // Законодательство и экономика. 1995. № 3-4. С. 70-71.

116. Князева И. В. Роль антимонопольной политики в формировании конкурентной среды: Учебное пособие. Новосибирск: СибАГС, 1999. -235 с.

117. Козырин А. Н., Шепенко Р. А. Конкуренция на международных рынках и антидемпинговое регулирование. М.: Спарк, 1999. 208 с.

118. Коломийченко О., Наррисон Дж. Некоторые нарушения принципов антимонопольного права, остающиеся вне сферы действия существующего законодательства // Хозяйство и право. 1994. № 4.

119. Конкуренция и антимонопольное регулирование: Учебное пособие / С.Б. Авдашева и др.; под ред. А.Г. Цыганова. М.: Логос, 1999. 366 с.

120. Коробов Ю. И. Теория и практика конкуренции: Учебное пособие. -Саратов: Изд. центр Сарат. гос. экон. акад., 1996. 132 с.

121. Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. М.: Русская Деловая Литература, 1997. 608 с.

122. Лаптев В.В. О предпринимательском законодательстве // Государство и право 1995. №5. С. 48-56.

123. Логинова М.В. Антимонопольное законодательство и рынок // Законодательство и экономика. 1995. № 3/4. С. 20-21.

124. Лукъянчикова Н.П. Социальные проблемы отмены перекрестного субсидирования в естественных монополиях // Вестник Иркутской экономической академии. 1998. № 16. С. 16-20.

126. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: Пер. с 13 англ. изд. М.: Инфра-М, 1999. 905 с.

127. Малеин Н.С. Имущественная ответственность в хозяйственных отношениях. М.: Наука, 1968. 207 с.

128. Маликова О. И. Функционирование конкурентного рынка. Спрос и предложение: Материалы к лекции. М.: Изд-во РАГС, 1998. 24 с.

129. Мамутов В.К. Правовое обеспечение условий для развития соревнования в экономике // Государство и право. 1992. № 8. С. 56-64.

130. Маршалл А. Принципы экономической науки. Т.1. М.: Издат. группа «Прогресс», 1993.-414 с.

131. Мозолин В.П. Корпорации, монополии и право в США. М.: Изд-во МГУ, 1966.-398 с.

132. Монополизм и антимонопольная политика / А. В. Барышева, Ю. В. Сухотин, В. Н. Богачев и др.; отв. ред. А. В. Барышева. М.: Наука, 1994. 237 с.

133. Никеров Г.И. Антитрестовское регулирование: монополии и конкуренция // США: экономика, политика, идеология. 1990. № 3.

134. Никитин С., Глазова Е. Государство и проблема монополии // Мировая экономика и международные отношения. 1994. № 7.

136. Никифоров А.А. Ценовое регулирование естественных монополий // Вопросы экономики. 1998. № 4. С. 134-143.

137. Парканский А.Б. США в мировых интеграционных процессах /Отв. ред. Н. П. Шмелев; АН СССР. Ин-т США И Канады. М.: Наука, 1991. -141 с.

138. Пол осин М. Правовая основа обеспечения конкурентноспособности промышленной продукции // Хозяйство и право. 1999. № 8. С. 86-90.

139. Пономаренко Г. В. Конкуренция и монополия: Лекция. /МВД РФ. Моск. юрид. ин-т. М., 1997. 29 с.

140. Поповская Е.В. и др. Оценка монополизации российской экономики // Проблемы прогнозирования. 1999. № 2.

141. Попондопуло В.Ф. Правовой режим предпринимательства. СПБ.: Издательство С.-Петербургского ун-та. 1994. 208 с.

142. Портер М. Конкуренция = On competition: Учебное пособие. СПб., 2000.-495 с.

143. Права потребителей и развитие конкуренции: Сборник /Ред. Л. П. Кравченко. М., 1994. 160 с.

144. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. Т. 1 / Отв. ред. О.М. Олейник. М.: Юристъ, 2000. 727 с.

145. Пред.1ринимательское право. Курс лекций / Под. ред. Н.И. Клейн. М.: Юрид. лит., 1993.-480 с.

147. Рубин Ю. Так ли надо трактовать социалистическую конкуренцию? // Экономические науки. 1990. № 4.

148. Рынок и антимонопольное законодательство России /Отв. ред. Ю.И. Бурлинов. М.: Центр «Юстицинформ», 1992. 173 с.

149. Рыночная и нерыночная монополия: Сб. науч. тр. / Твер. гос. ун-т; /Отв. ред. В. А. Петрищев. Тверь: ТГУ, 1994. 110 с.

150. Сакс Д. Рыночная экономика и Россия: Учебное пособие. М.: Экономика, 1995. 331 с.

151. Сальников Е. Монополия: вчера, сегодня, завтра // Экономика и жизнь. 1995. №28. С. 2.

153. Скловский К. О праве на иск антимонопольных органов // Российская юстиция. 1995. № 1. С. 14-16.

155. Старо дубровская И.В. От монополизма к конкуренции. М.: Политиздат, 1990. 172 с.

156. Стародубская И. Основы антимонопольной политики // Вопросы экономики. 1990. № 6. С. 31-37.

158. Суюнчев М. М. Малый бизнес как определяющий фактор развития конкуренции. М., 1999. 40 с.

159. США: государство и рынок /А.Б. Парканский, С.В. Чепраков, С.К. Дубинин и др.; АН СССР. Ин-т США и Канады. М.: Наука, 1991. 196с.

160. Тикижев Р. Рубинштейн Т. Проблемы демонополизации экономики России // Проблемы и практика управления. 1992. № 1.

161. Тотьев К.Ю. Правовая поддержка конкуренции в России // Государство и право. 1997. № 12.

162. Тотьев К. Ю. Конкурентное право (Правовое регулирование конкуренции): Учебник / К. Ю. Тотьев. М.: РДЛ, 2000. 352 с.

163. Тотьев К. Ю. Конкуренция и монополии. Правовые аспекты регулирования: Учебное пособие. М.: Юристъ, 1996. 264 с.

164. Тотьев К.Ю. Государственная и естественная монополия //Закон. 1995. №4. С. 60-63.

165. Тотьев К.Ю. Защита конкуренции на финансовых рынках // Хозяйство и право. 2000. № 1.С. 3-13.

166. Тотьев К.Ю. Ненадлежащая реклама, законодательные запреты и ограничения // Хозяйство и право. 1996. № 1. С. 54-63.

167. Тотьев К.Ю. Ограничение монополистической деятельности на товарных рынках // Юрист. 1995. № 5/6. С. 35-39.

168. Флейшиц Е.А. Буржуазное гражданское право на службе монополистического капитала. М.: Юрид. издат, 1948. 52 с.

170. Хайек Ф. Познание, конкуренция и свобода: Антология соч. /Под ред. Д. Антисери и JL Инфантино. С-Пб.: Пневма, 1999. 287 с.

171. Хайек Фридрих А. Путь к рабству. М.: Экономика: МП «Эконов», 1992. 175 с.

172. Харрингтон Дж. Управление качеством в американских корпорациях. М., 1990. С. 37-38, 238, 246, 251, 253.

173. Хохлов Д.В. Разрешение арбитражными судами дел, связанных с применением ст. 7 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // Право и экономика. 1999. № 7.

174. Цуканова Н. Структура товарных рынков и конкурентная политика в переходной Экономике // Законодательство и экономика. 1995. № 3-4. С. 5-17.

175. Цыганов А. Государство и малый бизнес поддержка в рамках закона // Конкурент. 1995. № 009.

176. Цыганов А. Предприниматель и власть: проблемы взаимодействия // Вопросы экономики. 1997. № 6. С. 97-103.

178. Шаги рыночных реформ / О. В. Барабанова, В. М. Нелюбов, Ф. Ф. Рыбаков; под. ред. проф. Ф. Ф. Рыбакова. СПб.: Гидрометеоиздат, 1998. -141 с.

179. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. С-Пб., 1907. 820 с.

180. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. С-Пб., 1907. 634 с.

181. Шретер В. Недобросовестная конкуренция. С-Пб., 1914. С. 6. 238.Экономические и социальные проблемы России: Пробл. — темат. сб.:

182. Проблема монополии в переходной экономике. М., 1999, 170 с.

183. Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика: Учеб.- практ. пособие. М.: Гном-пресс, 1998. 379 с.

184. Южанов И. Практика применения антимонопольного законодательства // Российская юстиция. 2000. № 5. С. 12-14.

185. Яковлев В.Ф. Правовое обеспечение экономических преобразований в Российской Федерации И Юрист. 1996. № 10. С. 2.

188. Frost G.E. Antitrust and Patents The United States Experience. -«Canadian Patent Reporter». 1972. May. part. 2. p. 180.

1. Общие положения

Закон N 135-ФЗ определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждение и пресечение:

1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции государственными и муниципальными органами, иными осуществляющими функции вышеуказанных органов органами и организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Банком России.

Целями Закона N 135-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В Законе N 135-ФЗ изменилось содержание отдельных понятий. Так, законодатель предложил новую трактовку термина «доминирующее положение». Согласно ст. 5 Закона N 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товары на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В прежней формулировке данного термина не говорилось о возможности доминирующей организации устранять с товарного рынка конкурентов. Данная новелла является рациональной, поскольку она восполнила пробел законодательства. Дело в том, что исходя из буквального толкования ранее действовавшей нормы следовало, что корпорация, имевшая реальную возможность вытеснять с товарного рынка другие организации, не признавалась занимающей доминирующее положение на рынке. В то же время прежний нормативный акт запрещал заключение сделок, приводящих к устранению с рынка хозяйствующих субъектов (п. 1 ст. 6 Закона N 948-1).

Согласно ст. 5 Закона N 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение вышеуказанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 50%, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Условия определения доминирующего положения финансовых корпораций будут устанавливаться Правительством РФ, а кредитных организаций — Правительством РФ по согласованию с Банком России. При этом не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает 10% на единственном в Российской Федерации товарном рынке или 20%, если товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.

До вступления в силу Закона N 135-ФЗ доминирующим признавалось положение предприятия, доля которого на рынке определенного товара составляла 65% и более.

Закон N 135-ФЗ запрещает устанавливать хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, необоснованные монопольно высокие или низкие цены на товары.

Статья 8 Закона N 135-ФЗ раскрывает содержание понятия «согласованные действия хозяйствующих субъектов», под которым понимаются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;

2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее, чем один год.

Ранее в Законе N 948-1 упоминался термин «согласованные действия», но не был истолкован.

В ст. 9 Закона N 135-ФЗ раскрывается понятие «группа лиц» и приводятся критерии отнесения компаний к определенной группе. В частности, группой лиц признаются:

1) хозяйственное общество (товарищество) и физическое или юридическое лицо, если такое физическое лицо или юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества);

2) хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо имеет в силу своего участия в этих хозяйственных обществах (товариществах) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале каждого из этих хозяйственных обществ (товариществ);

3) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества;

4) хозяйственные общества, в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа.

В Краснодарском УФАС России 5 марта 2019 года прошел брифинг заместителя руководителя, начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Виктории Оберемок на тему: «О результатах работы Краснодарского УФАС России за 2018 год в части недобросовестной конкуренции и в сфере законодательства о рекламе».

В ходе брифинга Виктория Оберемок рассказала представителям СМИ о результатах работы за 2018 год в части недобросовестной конкуренции и в сфере законодательства о рекламе, об изменениях в законодательстве, привела примеры наиболее интересных дел и ответила на вопросы представителей СМИ.

В 2018 году управлением рассмотрено 483 (2017-280) заявления о признаках нарушения законодательства о рекламе, возбуждено 154 (2017- 116) дела в соответствии с Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006г. № 508. По результатам рассмотрения дел управлением выдано 81 (2017-72) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (81 исполнено, в том числе с прошлого периода).

Наибольшее количество нарушений в отчетном периоде выявлено в рекламе, распространяемой по сетям электросвязи без предварительного согласия абонента, в рекламе финансовых услуг, недостоверной рекламы и т.д., распространяемой с нарушением требований части 1 статьи 18, статьи 28 и части 3 статьи 5 Федерального закона о рекламе.

В отчетном периоде в соответствии с КоАП рассмотрено 135 (2017-67) дел об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения дел управлением вынесены постановления на общую сумму в 3 010 тыс. рублей.

С 3 июня 2018 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». Федеральным законом от 03.04.2018г. № 61-ФЗ статья 5 Федерального закона «О рекламе» дополнена частью 10.3, в соответствии с которой не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов. Положения настоящей части не распространяется на социальную рекламу и справочно-информационные сведения. Данный Федеральный закон направлен на обеспечение защиты прав граждан при получении информации об оплате коммунальных услуг.

По данному вопросу Краснодарским УФАС России рассмотрено 1 административное дело, возбужденное в отношении юридического лица по заявлению физического лица по ч.1 ст.14.3 КоАП РФ по факту нарушения ч.10.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы на платежных документах, по результатам рассмотрения которого общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 тыс. рублей и 1 дело, возбужденное в соответствии с Регламентом, по результатам рассмотрения которого принято решение о признании рекламы ненадлежащей.

С 11.11.2018 вступили в силу изменения в Федеральный закон от 30.10.2018 № 383-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О рекламе».

Данным Федеральным законом статья 7 Федерального закона «О рекламе» дополняется новым пунктом 10, устанавливающим запрет рекламы услуг по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ, научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ (диссертаций) и иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения обучающимися промежуточной или итоговой аттестации.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение пункта 10 статьи 7 данного закона предусмотрена как для рекламодателя, так и для рекламораспространителя.

Хотелось бы отметить наиболее интересные дела, рассмотренные управлением в 2018 году.

Одним из наиболее часто встречающихся нарушений в сфере законодательства о рекламе, является нарушение статьи 28 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы финансовых услуг.

Так, в 2018 году Краснодарским УФАС России рассмотрено дело, возбужденное в отношении КПК «Финансовая группа «Сберегательный союз» по ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ, по факту распространения в печатном СМИ рекламы содержания: «ФИНАНСОВАЯ ГРУППА СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ СОЮЗ принимаем сбережения до 19% годовых Всем пайщикам, оформивших договор о приеме личных сбережений в период с 20 января 2017 г. по 31 марта 2017 г., ДИСКОНТНАЯ КАРТА НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОРПУСНОЙ МЕБЕЛИ В ПОДАРОК! Все подробности уточняйте в обособленных подразделениях Кооператива… Деньги наших пайщиков ПОД НАДЕЖНОЙ ЗАЩИТОЙ 8-800-5000-9-… Звонок по России бесплатный 8-861-… Многоканальный телефон в Краснодаре Режим работы: Краснодар – с 9:00 до 20:00… ПЛАТЕЖИ: в пользу операторов сотовой и проводной связи, IP-телефонии, кабельного и спутникового телевидения, провайдеров Интернет, а также за коммунальные услуги… Услуги представляются членами КПК «Финансовая группа «Сберегательный союз» ОГРН 1147746124 ИНН 7708807. Входит в НС «Саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов «Союзмикрофинанс», ОГРН11078000052. Единовременный взнос – 500 руб. Застраховано в страховой компании АО «СК «Европа». Не является публичной офертой. Информация об организаторе акций…» с нарушением п.2 ч.2 ст.28, п.2 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе», поскольку в содержании рекламы указанно было только одно условие привлечения сбережений (до 19% годовых), однако не указаны иные условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, а также было указано, что застраховано в АО «СК Европа», однако приказом Банка России от 09.03.2017 г. № ОД-603 действие лицензии СИ № 0990 от 10.08.2016 г. на осуществление добровольного имущественного страхования в АО «СК «Европа» приостановлено.

По результатам рассмотрения дела КПК «Финансовая группа «Сберегательный союз» привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 тыс. рублей.

КПК «Финансовая группа «Сберегательный союз» обжаловал постановление Краснодарского УФАС России в Арбитражный суде Краснодарского края, однако решением арбитражного суда Краснодарского края постановление признано законным.

Так же одним из самых распространенных нарушений законодательства о рекламе является распространение рекламы по сетям электросвязи без предварительного согласия абонента, что противоречит части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

Так, по результатам рассмотрения заявления физического лица Краснодарским УФАС России было возбуждено дело в отношении Банка «Первомайский» (ПАО) по факту нарушения законодательства о рекламе при распространении посредством смс-сообщения на телефонный номер +791… рекламы следующего содержания: «Карта на дом БЕСПЛАТНО! Решение за 1 день, лимит до 500 000 руб. Заказать https:www… Ваш Первомайский тел.: 8-800-…» без согласия абонента с нарушением требований ч.1 ст.18 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». По результатам рассмотрения дела реклама вышеуказанного содержания признана ненадлежащей, а также Банк «Первомайский» (ПАО) по данному факту было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 тыс. рублей.

Но хотелось бы отметить, что не всегда подтверждаются факты распространения рекламы без согласия абонента, поскольку в ходе рассмотрения заявления зачастую выясняется, что ранее абонент выразил свое согласие на рассылку смс-рекламы путем заполнения анкеты или иным способом.

Краснодарское УФАС России также осуществляет государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе в части недобросовестной конкуренции. В 2018 году увеличилось в два раза количество дел, возбужденных по ст.ст. 141-148 Федерального закона «О защите конкуренции».

В 2018 управлением возбуждено 18 дел (2017- 9) по ст.ст. 141-148 Закона о защите конкуренции выявлено 15 нарушений (2017 – 6), из них: выявлено 13 нарушений статьи 146 Закона о защите конкуренции и 2 нарушение статьи 144 Закона о защите конкуренции, количество выданных предписаний 4 (2017 –2).

В отчетном периоде Краснодарским УФАС России в соответствии с ч.1 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции выдано 7 предупреждений о прекращений действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, из них: 4 по ст. 14.8, 2 по ст. 14.2 и 1 по ст. 14.3 Закона о защите конкуренции.

Хотелось бы отметить наиболее интересные факты недобросовестной конкуренции.

Пример 1. Из ФАС России в Краснодарское УФАС России поступило обращение генерального директора межпрофессионального комитета вин Винсана Перрэна на действия ОАО АПФ «Фанагория», выразившиеся в использовании обозначения «Champagne» на этикетках бутылок выпускаемого ОАО «АПФ «ФАНАГОРИЯ» шампанского вина «Madame POMPADOUR» согласно информации, размещенной на сайте http://www.fanagoria.ru.

Согласно представленным материалам, в ходе проведения XXII сессии Российско-Французского Совета по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (далее – СЕФИК) Российской Федерацией принято обязательство не использовать, в том числе наименование «Champagne» в латинице.

По мнению заявителя, использование наименования «Champagne» противоречит взятым Российской Федерацией обязательствам, не служит интересам российских производителей, не отвечает предпринятым усилиям для создания и развития собственного уникального наименования российских вин.

В соответствии с представленными заявителем материалами под наименованием «Champagne» следует понимать только игристые вина, произведенные в пределах одноименной провинции Франции «Шампань» в соответствии со строго определенными правилами производства в рамках разработанного всеобъемлющего свода правил и положений.

Российская Федерация взяла на себя обязательства прекратить использование наименования «Champagne» латинскими буквами, однако ОАО «АПФ «ФАНАГОРИЯ» использовало указанное обозначение на этикетках бутылок производимого шампанского вина «Madame POMPADOUR», размещая ассортиментный перечень своей продукции на сайте http://www.fanagoria.ru, при этом общество утверждало, что производит вино из собственного фанагорийского винограда, тем самым вводит потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств и места производства товара.

Согласно ответу ФИПС на запрос Краснодарского УФАС России обозначению «Champagne» в Российской Федерации не предоставлена правовая охрана в качестве товарного знака, а также в качестве наименования места происхождения товара.

Однако, обозначение «Champagne» охраняется в качестве географического указания во Франции и подлежит защите на территории Российской Федерации в соответствии с положениями статьей 22 и 23 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (далее – ТРИПС).

Таким образом, действия ОАО «АПФ «ФАНАГОРИЯ», выразившиеся в использовании на этикетках бутылок шампанского вина «»Madame POMPADOUR» обозначения «Champagne» согласно информации, размещенной на сайте http://www.fanagoria.ru, свидетельствуют о наличии признаков нарушения п.п. 1, 3 ст. 14.2 закона о защите конкуренции.

С учетом вышеизложенного Краснодарское УФАС России, руководствуясь ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, выдало ОАО «АПФ «ФАНАГОРИЯ» предупреждение о необходимости прекращения указанных действий (бездействия), содержащих признаки нарушения п.п. 1, 3 ст. 14.2 Закона о защите конкуренции действий, которое было исполнено в установленный срок.

Пример 2. В связи с рассмотрением Краснодарским УФАС России заявления ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» о признаках недобросовестной конкуренции в действиях ОАО «Сочинский мясокомбинат», выразившихся в приобретении и использовании исключительных прав на товарный знак по свидетельству № 476066 («салями Министерская») в отношении товаров 29 класса МКТУ (изделия колбасные, а именно: салями), сходного до степени смешения с обозначением «салями Министерская», используемого ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» на продукции при производстве и реализации колбасных изделий ранее приобретения исключительных прав на вышеуказанный товарный знак, управлением было возбуждено дело № 240/2017 по признакам нарушения ч. 1 ст. 14.4 закона о защите конкуренции в отношении ОАО «Сочинский мясокомбинат».

В ходе рассмотрения дела комиссией было установлено, что ОАО «Сочинский мясокомбинат» после регистрации товарного знака были осуществлены действия по вытеснению конкурента ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» с товарного рынка путем предъявления претензии с требованиями о прекращении нарушения исключительных прав на ТЗ № 476066. Управлением были установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что действия ОАО «Сочинский мясокомбинат» по регистрации ТЗ № 476066 являются недобросовестными, направленными исключительно на устранение присутствия третьих лиц на рынке определенного товара, подтверждают злоупотребление правом, поскольку ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» еще до даты приоритета товарного знака (27.10.2011г.) использовало обозначение «салями Министерская». На момент подачи заявки на регистрацию спорного обозначения, Общество знало о том, что ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» открыто и законно использовало обозначение «салями Министерская» для индивидуализации товара, и, что данное обозначение приобрело известность среди потребителей. Регистрация ТЗ была произведена ОАО «Сочинский мясокомбинат» исключительно с целью устранения присутствия третьих лиц на рынке определенного товара и о недобросовестности поведения ОАО «Сочинский мясокомбинат» при осуществлении предпринимательской деятельности.

Не согласившись с вынесенным решением, ОАО «Сочинский мясокомбинат» обжаловало его в Арбитражный суд Краснодарского края, который не нашел оснований для отмены принятого решения и отказал обществу в удовлетворении заявленных требований. Решение Арбитражного суда Краснодарского края было обжаловано обществом в 15 Апелляционный суд, однако, судебное закончилось не в пользу ОАО «Сочинский мясокомбинат».

На основании своего решения Краснодарским УФАС России было возбуждено два дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ по факту нарушения ОАО «Сочинский мясокомбинат» ч. 1 ст. 14.4 закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения которых управление привлекло общество к административной ответственности в виде штрафа в размере ста тысяч рублей, а также должностное лицо общества в виде штрафа в размере 12 тысяч рублей.

В 2018 году с 14 июня по 15 июля в 11 городах Российской Федерации, в том числе на территории Краснодарского края в г. Сочи проходило знаковое спортивное мероприятие — чемпионат мира по футболу FIFA 2018 года.

В соответствии с предоставленными полномочиями Краснодарское УФАС России осуществляло функции по контролю за соблюдением, в том числе антимонопольного законодательства и законодательства Российской Федерации «О рекламе», а также Федерального закона «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части незаконного использования обозначений, сходных до степени смешения с товарными знаками ФИФА на территории Краснодарского края.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю провело большую работу в этом направлении с целью пресечения фактов незаконного использования символики FIFA: оперативно рассматривало поступившие заявления, возбуждало и рассматривало дела в соответствии с административными регламентами и административные дела по ст.ст. 14.3, 14.33 КоАП РФ.

В период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года Краснодарское УФАС России тесно взаимодействовало с представителем FIFA на территории Российской Федерации — ООО «Агентство интеллектуальной собственности» (далее – ООО «АИС»). Так, в данный период в управление поступило 3 заявления ООО «АИС» в отношении юридических лиц и 2 заявления физических лиц в отношении индивидуальных предпринимателей по фактам незаконного использования символики FIFA.

По результатам рассмотрения которых возбуждено 5 дел о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения указанных дел принято 5 решений о нарушении ст.ст.14.6, 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившемся в незаконном использовании символики FIFA (обозначений, сходных с зарегистрированными товарными знаками правообладателем которых является FIFA) и создании ложного представления о причастности лица к мероприятиям FIFA 2018, и выдано 3 предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам рассмотрения указанных дел Краснодарским УФАС России по ч. 1 ст. 14.33 КоАП возбуждено и рассмотрено 7 дел, в результате чего вынесено 7 постановлений о привлечении лиц, в том числе и должностных лиц к административной ответственности в виде административного штрафа в на общую сумму 260 тысяч рублей.

Пример 1. В Краснодарское УФАС России поступило заявление ООО «АИС» о том, что ООО «Юнайтэд трэйдинг» распространяет на рамках контроля входа и выхода посетителей, установленных при входе в магазин, расположенный в торговом центре «МореМолл», информацию содержания: «COLLINS Россия 2018 RUSSIA», с изображением стилизованного футбольного мяча, финишной ленты, башен, исполненных в русско-народном стиле, в которой используются обозначения «Россия 2018 RUSSIA», сходные до степени смешения с товарным знаком «RUSSIA 2018» по свидетельству 471195 от 20.09.2012 г., а также с товарным знаком «РОССИЯ 2018» по свидетельству 1240317 от 06.08.2014 г. в отношении 35 класса МКТУ «продвижение товаров для третьих лиц, реклама», правообладателем которых является ФИФА, и, которая, по мнению заявителя, направлена на формирование у потребителя представления о FIFA и проводимых FIFA мероприятиях, а также на создание ложного представления о причастности ООО «Юнайтэд трэйдинг» к мероприятиям FIFA 2018.

Согласно п.1 ст.14.6 закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая размещение в доменном имени и при других способах адресации.

В вышеуказанной информации, распространенной ООО «Юнайтэд трэйдинг» на рамках контроля входа и выхода посетителей, установленных при входе в магазин, расположенный в торговом центре «МореМолл», используются обозначения «Россия 2018 RUSSIA», сходные до степени смешения с товарным знаком «RUSSIA 2018» по свидетельству 471195 от 20.09.2012 г., а также с товарным знаком «РОССИЯ 2018» по свидетельству 1240317 от 06.08.2014 г. в отношении 35 класса МКТУ «продвижение товаров для третьих лиц, реклама», правообладателем которых является ФИФА.

В соответствии со ст. 14.8 закона о защите конкуренции не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 — 14.7 настоящего Федерального закона.

Вышеуказанная информация направлена на формирование у потребителя представления о FIFA и проводимых FIFA мероприятиях, а также на создание ложного представления о причастности ООО «Юнайтэд трэйдинг» к мероприятиям FIFA 2018.

12.07.2018 г. Краснодарским УФС России принято решение о признании вышеуказанных действий ООО «Юнайтэд трэйдинг» недобросовестной конкуренцией и выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации (исполнено в установленный срок).

По вышеуказанному факту привлечены к административной ответственности по ч.1 ст. 14.33 КоАП РФ как юридическое лицо в размере 100 тыс. рублей, так и должностное лицо общества в размере 12 тыс.рублей.

Пример 2. В Краснодарское УФАС России поступило заявление ООО «АИС» о том, что ООО «ЭНВИ» распространяет на баннере на фасаде бара «Nebar», расположенного в г. Сочи, информацию содержания: «nebar. FIFA WORLD CUP. RUSSIA 2018, e SOCHI. БОЛЕЛЬЩИКИ НА ОСОБОМ ПОЛОЖЕНИИ! Ривьерский, **…», которая, по мнению заявителя, направлена на формирование у потребителя представления о FIFA и проводимых FIFA мероприятиях, а также на создание ложного представления о причастности ООО «ЭНВИ» к мероприятиям FIFA 2018. В указанной информации используются обозначения, сходные до степени смешения с международным товарным знаком «FIFA WORLD CUP» по свидетельству № 613159 от 27.10.1993г., а также с товарным знаком «RUSSIA 2018» по свидетельству № 471195 от 20.09.2012г., правообладателем которых является ФИФА.

Вышеуказанная информация направлена на формирование у потребителя представления о FIFA и проводимых FIFA мероприятиях, а также на создание ложного представления о причастности ООО «ЭНВИ» к мероприятиям FIFA 2018.

10.07.2018 г. Краснодарским УФАС России принято решение о признании вышеуказанных действий ООО «ЭНВИ» недобросовестной конкуренцией. В связи с тем, что на момент вынесения решения баннер с использованной на нем символикой ФИФА был демонтирован ООО «ЭНВИ», Комиссия решила предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации не выдавать.

По данному факту привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 14.33 КоАП РФ юридическое лицо в виде штрафа в размере 100 тыс. рублей.

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» с изменениями, вступившими в силу с 01.07.2020 года (ред 50). Действующая редакция. Последние изменения в закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» внесены Федеральным законом от 02.12.2019 N 403-ФЗ.

Понятие «конкуренция» в законе является ключевым, его содержание раскрывается в п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции:

конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Предмет регулирования закона о конкуренции: организационные и правовые основы защиты конкуренции, включающей в себя предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения и устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, госфондами.

Цели закона о конкуренции: 1) обеспечение единства экономического пространства; 2) обеспечение свободного перемещения товаров; 3) обеспечение свободы экономической деятельности в РФ; 4) защита конкуренции; 5) создание условий для эффективного функционирования товарных рынков

Субъектный состав отношений, регулируемых законом о защиты конкуренции весьма широк: физические лица, российские и иностранные юридические лица, Президент и Правительство РФ, Федеральные органы исполнительной власти, ЦБ РФ, органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные органы и организации, осуществляющие функции вышеназванных органов власти, государственные внебюджетные фонды.

Некоторые разъяснения о применении положений закона о конкуренции содержатся в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», а также в «Обзоре по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016).

26 июля 2006 года

№ 135-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ

Принят
Государственной Думой
8 июля 2006 года

Одобрен
Советом Федерации
14 июля 2006 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет и цели настоящего Федерального закона
Статья 2. Антимонопольное законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции
Статья 3. Сфера применения настоящего Федерального закона
Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 5. Доминирующее положение
Статья 6. Монопольно высокая цена товара
Статья 7. Монопольно низкая цена товара
Статья 8. Согласованные действия хозяйствующих субъектов
Статья 9. Группа лиц
Статья 9.1. Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства

Глава 2. Монополистическая деятельность

Статья 10. Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением
Статья 11. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов
Статья 11.1. Запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию
Статья 12. Допустимость соглашений
Статья 13. Допустимость действий (бездействия), соглашений, согласованных действий, сделок, иных действий
Статья 14. Утратила силу

Глава 2.1. Недобросовестная конкуренция

Статья 14.1. Запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации
Статья 14.2. Запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение
Статья 14.3. Запрет на недобросовестную конкуренцию путем некорректного сравнения
Статья 14.4. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг
Статья 14.5. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с использованием результатов интеллектуальной деятельности
Статья 14.6. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения
Статья 14.7. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с незаконным получением, использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну
Статья 14.8. Запрет на иные формы недобросовестной конкуренции

Статья 15. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации
Статья 16. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации

Статья 17. Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений
Статья 17.1. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества
Статья 18. Особенности заключения договоров с финансовыми организациями
Статья 18.1. Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства

Глава 5. Предоставление государственных или муниципальных преференций

Статья 19. Государственные или муниципальные преференции
Статья 20. Порядок предоставления государственной или муниципальной преференции
Статья 21. Последствия нарушения требований настоящего Федерального закона при предоставлении и (или) использовании государственной или муниципальной преференции

Глава 6. Функции и полномочия антимонопольного органа

Статья 22. Функции антимонопольного органа
Статья 23. Полномочия антимонопольного органа
Статья 24. Права работников антимонопольного органа при осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства
Статья 25. Обязанность представления информации в антимонопольный орган
Статья 25.1. Проведение проверок антимонопольным органом
Статья 25.2. Доступ должностных лиц антимонопольного органа на территорию или в помещение для проведения проверки
Статья 25.3. Осмотр
Статья 25.4. Истребование документов и информации при проведении проверки
Статья 25.5. Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при проведении действий по осуществлению антимонопольного контроля
Статья 25.6. Оформление результатов проверки
Статья 25.7. Предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства
Статья 26. Обязанность антимонопольного органа по соблюдению коммерческой, служебной, иной охраняемой законом тайны

Глава 7. Государственный контроль за экономической концентрацией

Статья 26.1. Сделки, иные действия, подлежащие государственному контролю
Статья 27. Создание и реорганизация коммерческих организаций, заключение соглашений между хозяйствующими субъектами-конкурентами о совместной деятельности с предварительного согласия антимонопольного органа
Статья 28. Сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа
Статья 29. Сделки с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций с предварительного согласия антимонопольного органа
Статья 30. Утратила силу
Статья 31. Особенности государственного контроля за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц
Статья 32. Лица, представляющие в антимонопольный орган ходатайства и уведомления об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю, а также документы и сведения
Статья 33. Принятие антимонопольным органом решения по результатам рассмотрения ходатайства, выдача антимонопольным органом предписания лицу, представившему уведомление
Статья 34. Последствия нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок, иных действий, а также порядка представления в антимонопольный орган уведомлений об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю
Статья 35. Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов

Глава 7.1. Антимонопольные требования к созданию унитарных предприятий и осуществлению их деятельности

Статья 35.1. Запрет на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках
Статья 35.2. Направление запроса о выдаче заключения антимонопольного органа о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству
Статья 35.3. Порядок рассмотрения антимонопольным органом запроса о выдаче заключения о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству
Статья 35.4. Последствия нарушения запрета на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках

Глава 8. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Статья 36. Обязательность исполнения решений и предписаний антимонопольного органа
Статья 37. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
Статья 38. Принудительное разделение или выделение коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход

Глава 9. Рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства

Статья 39. Основания для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, место рассмотрения дела, а также последствия выявления признаков административного правонарушения при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 39.1. Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства
Статья 40. Комиссия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 41. Акты, принимаемые комиссией
Статья 41.1. Сроки давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 42. Лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 42.1. Иные лица, участвующие в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 42.2. Отводы членов комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 43. Права и обязанности лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 44. Рассмотрение заявления, материалов и возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 45. Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 45.1. Доказательства и доказывание по делу о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 45.2. Порядок доступа лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, к материалам дела, содержащим коммерческую тайну
Статья 46. Перерыв в заседании комиссии
Статья 47. Отложение и приостановление рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 47.1. Объединение или выделение дел о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 48. Прекращение рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 48.1. Заключение об обстоятельствах дела
Статья 49. Принятие комиссией решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 50. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 51. Исполнение предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Последствия неисполнения предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции
Статья 51.1. Разъяснение решения и (или) предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Исправление описки, опечатки и арифметической ошибки
Статья 51.2. Пересмотр решения и (или) предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам
Статья 52. Порядок обжалования решений и предписаний антимонопольного органа

Глава 10. Заключительные положения и вступление в силу настоящего Федерального закона

Статья 53. Заключительные положения
Статья 54. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль
26 июля 2006 года
N 135-ФЗ