Количество часов для обучения на дому

Положение
об организации индивидуального обучения больных детей на дому

Общие положения

Настоящее положение действует на основании:

1) Закона РФ «Об образовании”, Типового положения об образовательном учреждении от 31.03.1997 г. №325-14-22;

2) Письма Минпроса СССР от 5.05.78 г. №28-м «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому”;

3)

4)

5) Письма МНО РСФСР и Мин. здравохранения РСФСР от 3-4 июля 1989 г. №17-160-6.6-300 «Об организации индивидуального обучения на дому учащихся с нарушением слуха”.

Организация индивидуального обучения на дому больных детей ставит задачу освоения образовательных программ в рамках государственного образовательного стандарта учащимися, которые по причине болезни не могут обучаться в образовательном учреждении.

Организация индивидуального обучения больных детей на дому

Индивидуальное обучение больных детей на дому может быть организовано во всех видах общеобразовательных учреждений приказом управления образования.

Организация обучения больных детей на дому осуществляется образовательным учреждением, в котором обучается данный ученик.

Учащийся, проживающий на микроучастке другой школы и имеющий заключение медицинского учреждения на обучения больного ребенка на дому (на период болезни), по заявлению родителей может быть переведен в школу по месту жительства не зависимо от наполняемости класса.

Обучение осуществляется только на дому, в пределах часов отведенных Письмом МНО РСФСР от 14.11.88 г. №17-235-6 «Об индивидуальном обучения больных детей на дому по предметам, входящим в учебный план школы, по заявлению родителей и решению администрации образовательного учреждения”.

Основанием для организации индивидуального обучения больных детей на дому является: письменное заявление родителей на имя директора образовательного учреждения, медицинское заключение лечебного учреждения.

При назначении учителей, работающих с больными учащимися, преимущественно отдается учителям, работающим в данном классе.

При невозможности организовать обучения на дому больного учащегося силами своего педагогического коллектива, администрация образовательного учреждения имеет право привлечь педагогических работников не работающих в данном учреждении.

Аттестация и перевод учащихся осуществляется в соответствии с законом РФ «Об образовании”.

Финансовое обеспечение индивидуального обучения больных детей на дому.

Индивидуальное обучение больных детей на дому предоставляется учащимся бесплатно в пределах: 1-4 кл. — до 8 часов в неделю; 5-8 кл. – до 10 часов в неделю; 9 кл. – до 11 часов в неделю; 10-11 кл. – до 12 часов в неделю.

Если период обучения больного учащегося на дому не превышает двух месяцев или срок окончания обучения на дому из медицинских справки не ясен, то учителям производится почасовая оплата, в остальных случаях оплата учителям включается в тарификацию.

В случае болезни учителя (не позже, чем через неделю) администрация школы, с учетом кадровых возможностей, обязана произвести замещение занятий с больным учеником другим учителем.

В случае болезни ученика учитель, труд которого оплачивается по тарификации, обязан отработать непроведенные часы. Сроки отработки согласовываются с родителями.

Администрация образовательного учреждения представляет в бухгалтерию приказ, если проведение занятий с больным учеником прекращается раньше срока.

Участники образовательного процесса.

Участники образовательного процесса: обучающиеся, педагогические работники, родители обучающихся.

1) Обучающийся имеет право:

— на получение полного общего образования в соответствии с государственным стандартом;

— вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса в администрацию образовательного учреждения;

— на уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

— на моральное и материальное поощрение за успехи в учении.

2) Обучающийся обязан:

— соблюдать требования образовательного учреждения;

— добросовестно учиться, стремиться к сознательному и творческому освоению образовательных программ;

— уважать честь и достоинство работников образовательного учреждения;

— соблюдать расписание занятий;

— находиться в часы, отведенные для занятий дома;

— вести дневник.

3) Родители имеют право:

— защищать законные права ребенка;

— обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации образовательного учреждения, в управление образования;

— присутствовать на уроках с разрешения администрации образовательного учреждения;

— вносить предложения по составлению расписания занятий, по включению в пределах выделенных часов, предметов из учебного плана школы, не предусмотренных приказом Минпроса от 5.05.78 г. № 28-м, аргументировав необходимость, с учетом способностей и интересов ребенка.

4) Родители обязаны:

— выполнять требования образовательного учреждения;

— поддерживать интерес ребенка к школе и образованию;

— ставить учителя в известность о рекомендациях врача, особенности режима;

— создавать условия для проведения занятий, способствующих освоению знаний;

— своевременно, в течении дня, информировать образовательное учреждение об отмене занятий по случаю болезни и возобновлении занятий;

— контролировать ведение дневника, выполнение домашних заданий.

— Педагогический работник имеет права, предусмотренные Законом РФ «Об образовании”.

5) Учитель обязан:

— выполнять государственные программы с учетом склонностей и интересов детей;

— развивать навыки самостоятельной работы с учебником, справочной и художественной литературой;

— знать специфику заболевания, особенности режима и организации домашних занятий;

— не допускать перегрузки, составлять индивидуальные планы;

— своевременно заполнять журналы учета проводимых занятий;

— контролировать ведение дневника учеником и расписываться о проведенном занятии в нем (расписание, аттестация, запись домашних заданий).

6) Обязанность классного руководителя:

— согласовывать с учителями, обучающимися ребенка, родителями расписание занятий;

— поддерживать контакт с учащимися и родителями, выявлять привычки и особенности учащихся, состояние здоровья больных детей;

— контролировать ведение дневника.

7) Обязанности администрации:

— контролировать выполнение учебных программ, методику индивидуального обучения, аттестацию учащихся, оформление документации не реже 1 раза в четверть;

— контролировать своевременность проведения занятий на дому, ведение журнала учета обучения больных детей на дому;

— обеспечивать своевременный подбор учителей;

— предоставлять в недельный срок в управление образования ходатайство об организации индивидуального обучения больных детей на дому, после представления необходимых документов.

Порядок управления.

Общее руководство обучением больных детей на дому осуществляется управлением образования. В его компетенцию входят:

— принятие решения об организации обучения больных детей на дому;

— разработка и утверждение Положения об организации обучения больных детей на дому;

— контроль за организацией и осуществлением обучения больных детей на дом, использованием денежных средств.

Документация.

1) Основанием для начала и проведения обучения больных детей на дому является:

— Приказ управления образования администрации города Иванова, для подготовки которого школа обязана представить следующие документы:

— Ходатайство школы, в котором указывается фамилия, имя ребенка, домашний адрес, телефон, школа, класс, срок обучения, количество часов на предмет, кто ведет, № справки медицинского учреждения, кем выдана, условия оплаты.

— Справка ВВК.

2) При организации обучения больных детей на дому школа должна иметь следующие документы:

— Заявление родителей.

— Приказ управления образования.

— Приказ по школе.

— Расписание занятий, письменно согласованное с родителями и утвержденное заместителем директора по УВР в 2-х экземплярах.

— Журнал учета проведенных занятий.

Смотреть об организации индивидуального обучения

больных детей на дому:

Смотреть Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы.

Смотреть Статью 18. Воспитание и обучение детей-инвалидов Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Смотреть Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях».

Смотреть Письмо Министерства образования Российской Федерации от 30 марта 2001 г. N 29/1470-6 «Об организации образовательных учреждений надомного обучения (школ надомного обучения)»

Смотреть Письмо Министерства народного образования РСФСР от 14.11.88 N 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому».

Заработную плату преподавателям вузов повысят в новом учебном году. Об этом сообщил министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов.

«Мы должны повысить зарплаты преподавателей вузов, подведомственных министерству. Мы этот вопрос с вами обсудим. Это не просто так было сказано. По вашим бюджетам проведена аналитическая работа, по результатам было выявлено, что такая возможность есть. Поэтому поручаю начать эту работу с 1 сентября», – сказал глава МОН во время аппаратного совещания.

Асхат Аймагамбетов напомнил о поручении президента повысить суммы грантов на обучение в высших учебных заведениях. Министр отметил, что эта мера позволит решить две проблемы вузов: увеличить зарплаты профессорско-преподавательского состава и укрепить материально-технические базы.

«В прошлом учебном году все высшие учебные заведения подняли зарплату в среднем на 20%. А в 2020-2021 учебном году заработная плата преподавателей должна подняться на 21-32%. В этом направлении уже работают все вузы», – добавил директор департамента высшего и послевузовского образования МОН РК Адилет Тойбаев.

Касым-Жомарт Токаев на третьем заседании Национального совета общественного доверия, где обсуждали вопросы образования, отметил, что сегодня зарплата преподавателей вуза стала меньше зарплаты учителей.

2. Должностной оклад (ставка) выплачивается работнику высшего учебного заведения за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом).
3. Государственное высшее учебное заведение самостоятельно формирует фонд оплаты труда работников за счет средств бюджета, направляемых на содержание высшего учебного заведения, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
4. Минимальные размеры ставок для педагогических работников из числа профессорско — преподавательского состава высших учебных заведений устанавливаются в размере не ниже восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
5. Научно — педагогическим работникам высших учебных заведений устанавливаются надбавки к должностным окладам (ставкам) в размере:
сорока процентов за должность доцента;
шестидесяти процентов за должность профессора;
трехкратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, за ученую степень кандидата наук;
пятикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, за ученую степень доктора наук.
6. Предусмотренные статьей 54 Закона Российской Федерации «Об образовании» размеры средних должностных окладов (ставок) работников высших учебных заведений в части, относящейся к оплате труда работников высшего учебного заведения, устанавливаются Правительством Российской Федерации первого числа второго месяца каждого квартала в соответствии с законодательно установленным их отношением к достигнутому уровню средней заработной платы работников промышленности в Российской Федерации за предыдущий квартал.
7. Средние должностные оклады (ставки) работников высшего учебного заведения устанавливаются на уровне:
для педагогических работников из числа профессорско — преподавательского состава высших учебных заведений — в два раза превышающем уровень средней заработной платы работников промышленности в Российской Федерации;
для учителей и других педагогических работников — не ниже средней заработной платы работников промышленности в Российской Федерации;
для иных работников высших учебных заведений — средней заработной платы аналогичных категорий работников промышленности в Российской Федерации.
8. Правительству Российской Федерации в течение двух месяцев со дня вступления настоящего Федерального закона в силу ввести соответствующую требованиям настоящей статьи тарифную сетку по оплате труда работников высшего учебного заведения.
9. Размеры должностных окладов (ставок) работников высшего учебного заведения определяются каждый квартал в соответствии с пунктами 6, 7 и 8 настоящей статьи, являются минимальными для соответствующих категорий работников высшего учебного заведения и обязательны на территории Российской Федерации.
Комментарий к статье 30
Комментируемая статья занимает центральное место в составе правовых норм, регулирующих деятельность вузов. В ней говорится об основной (должностной оклад, тарифная ставка) и дополнительной (доплаты, надбавки, премии) заработной плате работников. В настоящее время она наделяет вузы более широкими полномочиями по установлению оплаты труда, чем раньше.
Согласно предусмотренным в статье положениям государственные и негосударственные высшие учебные заведения самостоятельно утверждают форму и систему оплаты труда, т.е. обладают правом выбора одного из следующих двух вариантов определения заработной платы: установление должностных окладов или ввод почасовой оплаты труда. Должностные оклады выплачиваются штатным сотрудникам. Привлекаемые для преподавания в вузах работники трудятся, как правило, на условиях почасовой оплаты.
На работников вузов распространяется общее законодательство о труде, предусматривающее, что заработная плата (должностной оклад) выплачивается им за выполнение функциональных обязанностей и работ.
Должностной оклад принимаемого на работу по контракту максимальными размерами не ограничивается, но в то же время не может быть ниже минимального должностного оклада, установленного по соответствующей должности законодательством Российской Федерации. Должностной оклад, установленный контрактом, можно увеличить или уменьшить (до минимального должностного оклада) в зависимости от качества работы преподавателя. Условия увеличения или уменьшения должностного оклада заранее оговариваются в контракте.
Выполнение работником вуза других работ и обязанностей, в том числе и педагогической (преподавательской) работы сверх установленных норм, оплачивается по дополнительному договору.
Должностные оклады являются фиксированной величиной, соответствующей тому или иному разряду. В свою очередь, разряды находятся в определенной зависимости от категории или должности работника, закрепленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» (САПП РФ, 1992, N 16. Ст. 1253).
Устанавливаются приложения к названному Постановлению. В частности, в приложении N 3 говорится об основных должностях служащих отраслей бюджетной сферы, разряды оплаты труда которых образуют так называемую Единую тарифную сетку. Одну из частей раздела, посвященного образованию, составляют категории работников высших учебных заведений и соответствующие им (категориям) разряды оплаты труда.
Диапазон разрядов оплаты труда профессорско — преподавательского состава высших учебных заведений, как правило, выше диапазона разрядов, присваиваемых другим работникам вуза. Он колеблется от восьмого до семнадцатого разряда.
Особо выделяется группа руководящих работников вузов: руководитель основного структурного подразделения, директор филиала, ректор. Чаще всего им присваиваются предельно допустимые разряды оплаты труда. Для сотрудника, возглавляющего структурное подразделение, таким разрядом может быть шестнадцатый, для директора филиала — семнадцатый, для ректора — восемнадцатый разряды. В общей сложности разряды оплаты их труда находятся в интервале от тринадцати до восемнадцати.
Тарифная ставка (оклад) первого разряда устанавливается в официальном порядке и может периодически (как правило, один раз в квартал) повышаться с принятием правительственного решения. Тарифные ставки (оклады) других разрядов (2 — 18) рассчитываются посредством умножения тарифной ставки (оклада) первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент.
Соотношение разрядов и тарифных коэффициентов установлено в приложении к Постановлению Правительства Российской Федерации «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы» от 24 августа 1995 года (СЗ РФ, 1995, N 35. Ст. 3524). Для него характерен рост коэффициентов по мере увеличения соответствующих разрядов. Чем выше разряд, присвоенный работнику высшего учебного заведения, тем больше его тарифный коэффициент. Соблюдение данной пропорции при определении конкретного должностного оклада является важной правовой гарантией для работника. Она не допускает установления промежуточного оклада, поскольку основная заработная плата рассчитывается только исходя из рассматриваемых параметров.
Разряды оплаты труда устанавливаются по результатам аттестации и в соответствии с квалификационными требованиями. Для каждой отрасли бюджетной сферы существуют свои квалификационные требования по каждой категории работников, разработанные тем или иным министерством или ведомством Российской Федерации и утвержденные по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
Аттестация работников высших учебных заведений производится с учетом требований, закрепленных в приложении N 2 к Постановлению Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации «О повышении уровня оплаты труда работников высшей школы» от 14 ноября 1992 года N 108. Полное название этого правового документа — «Квалификационные требования (требования к квалификации по разрядам оплаты) по должностям работников высших и приравненных к ним по оплате труда учебных заведений» (Бюллетень Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации, 1993, N 1, с. 59 — 61).
Основным квалификационным требованием по должностям работников высших учебных заведений является высшее образование. Оно обязательно для всех без исключения работников данной категории, начиная с преподавателя — стажера и заканчивая руководителем студенческого исследовательского бюро.
Должности работников вузов подразделяются на два вида: должности, на которые принимаются лица независимо от стажа их научно — педагогической или практической деятельности (ассистент, преподаватель и др.); должности, для занятия которых требуется в обязательном порядке стаж работы. Например, должность старшего преподавателя без ученой степени предполагает наличие стажа научно — педагогической деятельности не менее 3-х лет.
По самым высоким разрядам (14 — 17), как правило, принимаются на работу лица, имеющие ученые звания доцента (старшего научного сотрудника) и профессора, а также ученые степени доктора и кандидата наук.
В порядке исключения высокие разряды могут быть присвоены высококвалифицированным специалистам, не имеющим ученого звания и не обладающим ученой степенью.
Повышенные требования предъявляются к руководящему составу вузов и их структурных подразделений. Так, должность ректора 17 разряда предполагает наличие любого ученого звания или ученой степени. Ректору устанавливается 18 разряд только в том случае, если он одновременно имеет степень и ученое звание.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в отличие от должностей профессорско — преподавательского состава на руководящие должности вуза в порядке исключения работники не принимаются. Это требование относится не только к руководителям учебным процессом, но и к главным специалистам: главному бухгалтеру, главному инженеру (юристу), главному энергетику (механику).
В примечании к Квалификационным требованиям уточняется порядок дополнительной оплаты труда ректора вуза. Он сводится к тому, что доплаты и надбавки к должностному окладу ректора (до заключения контракта) определяются органом управления, в ведении которого находится учебное заведение.
В примечании также излагаются некоторые специфические условия оплаты труда других работников вузов. Например, одновременно с определением разряда оплаты труда заведующего кафедрой устанавливается доплата, соответствующая характеру его деятельности. За руководство факультетом доплата к должностному окладу полагается декану.
Ставки почасовой оплаты труда вузы устанавливают самостоятельно. Такие ставки определяются исходя из должностного оклада штатного преподавателя и коэффициентов, утвержденных Постановлением Минтруда России «Об утверждении коэффициентов ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании» от 21 января 1993 г. N 7 (БМТ РФ, 1993, N 3).
Данный правовой документ содержит общие для всех бюджетных образовательных учреждений требования. Коэффициенты, применяемые в вузах, выглядят следующим образом:
————————-T—————————————¬
¦ Контингент обучающихся ¦ Размеры коэффициентов ¦
¦ +————-T————-T————+
¦ ¦ профессор, ¦ доцент, ¦ лица, не ¦
¦ ¦ доктор наук ¦ кандидат ¦ имеющие ¦
¦ ¦ ¦ наук ¦ ученой ¦
¦ ¦ ¦ ¦ степени ¦
+————————+————-+————-+————+
¦студенты ¦ 0,25 ¦ 0,20 ¦ 0,10 ¦
+————————+————-+————-+————+
¦аспиранты, слушатели ¦ ¦ ¦ ¦
¦учебных заведений по ¦ 0,30 ¦ 0,25 ¦ 0,15 ¦
¦повышению квалификации ¦ ¦ ¦ ¦
¦руководящих работников ¦ ¦ ¦ ¦
¦и специалистов ¦ ¦ ¦ ¦
L————————+————-+————-+————
Следует отметить, что в ставки почасовой оплаты труда включена оплата за отпуск.
Рассмотренные правила определения должностных окладов (тарифных ставок) имеют исходное значение для организации оплаты труда в высших учебных заведениях. Они не допускают произвольного присвоения разрядов и коэффициентов по заработной плате. Но в то же время не запрещают руководителям вузов увеличивать размеры должностных окладов (тарифных ставок) с помощью средств собственного бюджетного фонда. Напротив, Правительство РФ, утвердив 26 июня 1993 г. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации (далее — Типовое положение о вузе) (БГК РФ, 1993, N 8), наделило их следующими полномочиями. Каждое высшее учебное заведение вправе, во-первых, самостоятельно определять направляемую на оплату труда долю всех своих бюджетных и внебюджетных средств (ст. 101 Типового положения о вузе) и, во-вторых, повышать размеры должностных окладов всех категорий работников без ограничения (ст. 110 Типового положения о вузе).
В комментируемой статье говорится также о праве высших учебных заведений применять меры материального стимулирования по своему выбору. Одной из таких мер является выдвижение работников или подготовленных ими научно — практических работ на соискание премий, учрежденных Президентом РФ и Правительством РФ.
На данный момент существуют:
15 ежегодных премий Президента РФ в области образования (Указ Президента РФ «Об учреждении премий Президента РФ в области образования» от 30 ноября 1995 г. N 1200 (СЗ РФ, 1995, N 49. Ст. 4772));
15 ежегодных премий Правительства РФ в области образования (Постановление Правительства РФ «Об учреждении премий Правительства РФ в области образования» от 12 декабря 1995 г. N 1221, в ред. Постановления Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 543 (СЗ РФ, 1995, N 51. Ст. 5068)).
Указанные премии объединяет ряд особенностей.
Деятельность конкурсантов или выполненные ими работы должны быть направлены на достижение определенных общественно полезных целей.
Предметом конкурса могут быть авторские программы, учебные пособия, научные труды и т.д., опубликованные в печати и использованные в педагогической деятельности.
Непременным условием возникновения отношений между организаторами и участниками конкурса является соблюдение порядка представления работников высшего образования или их работ на соискание премий.
При этом важно иметь в виду, что порядок выдвижения работников или работ на соискание различных премий неодинаков.
Работы и другие необходимые материалы на соискание премий Президента РФ в области образования направляются в Правительство Российской Федерации не позднее 31 марта. Помимо работ в Правительство РФ представляются: письмо о выдвижении работы на соискание премии; коллегиальное решение о выдвижении работника на соискание премии, справка о творческом вкладе авторов выдвигаемой работы, анкетные сведения о каждом из авторов. Указанные документы заверяются выдвигающей стороной (Порядок представления работ на соискание премий Президента РФ в области образования, утв. Указом Президента РФ от 18 марта 1996 г. N 388 (СЗ РФ, 1996, N 13. Ст. 1302)).
Работы, материалы и документы кандидатов на соискание премий Правительства РФ в области образования направляются ежегодно в Совет по присуждению премий Президента РФ и премий Правительства РФ в области образования не позднее 1 мая. Выдвижение работ и кандидатов на соискание данных премий предусматривает их предварительное и всестороннее общественное обсуждение. Причем выдвижение на соискание правительственных премий работ и кандидатов, удостоенных или выдвинутых на соискание других премий государственного значения в области образования, не допускается. Коллектив, представляемый на соискание премии, должен состоять лишь из основных авторов, чей творческий вклад был решающим, и не должен превышать 10 человек.
Необходимо также отметить, что включение в состав коллектива соискателей премий как Президента РФ, так и Правительства РФ в области образования лиц по признаку административной, консультативной или организационной работы не допускается.
Выполнение всех перечисленных выше указаний создает предпосылки для рассмотрения деятельности участников конкурса или представленных на конкурс работ компетентными органами. В случае признания лица победителем, а также при вынесении другого положительного решения, у кандидатов на соискание премий Президента РФ и Правительства РФ возникает право требовать выплаты награды. Размер существующих в области образования денежных наград различен.
Лицам, которым присуждена премия Президента РФ в области образования, выдается денежная награда в сумме 600-кратного минимального размера оплаты труда.
Лицам, получившим премию Правительства РФ в области образования, выдается денежная награда в сумме 400-кратного минимального размера оплаты труда.
Организационная работа по присуждению премий Президента РФ и Правительства РФ координируется специально созданным советом. Совет по присуждению премий Президента РФ и премий Правительства РФ в области образования объявляет о проведении конкурсов, определяет требования по оформлению представленных работ и материалов, осуществляет их прием и рассмотрение, подготавливает предложения по присуждению премий и т.д.
Присуждение премий производится:
лицам, удостоенным премии Президента РФ в области образования, — указами Президента РФ;
лицам, удостоенным премии Правительства РФ в области образования, — решениями Правительства РФ.
В настоящее время достаточно хорошо функционирует отраслевая система поощрения работников высших учебных заведений. Ученым советам вузов предоставлено право выдвижения кандидатов к награждению нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования России». Данная форма поощрения, в свою очередь, является основанием для регулярной выдачи материального вознаграждения обладателю почетного знака. Об этом говорится в Положении об отраслевой системе поощрения работников образовательных учреждений системы среднего, высшего, послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования, утвержденном решением коллегии Госкомвуза России от 10 мая 1995 г. N 7/2. «Лицам, удостоенным нагрудных знаков, устанавливается ежемесячная поощрительная надбавка в размере 20% от должностного оклада. Средства на выплату указанной надбавки включаются в базовое финансирование образовательных учреждений» (БГК РФ, 1995, N 8).
Наряду с рассмотренными способами поощрения за руководителями вузов признается также право самим выдавать работникам премии и внедрять новые виды материального стимулирования. При этом должно соблюдаться одно важное условие: деятельность такого рода возможна только в пределах имеющихся в вузе денежных средств.
Согласно закрепленным в комментируемой статье предписаниям государственное, а тем более негосударственное высшее учебное заведение самостоятельно формирует фонд оплаты труда. Очевидно, что данное правило включено в статью в интересах охраны материальных прав его работников. Однако представленный законодателем в таком виде порядок определения финансовых ресурсов вуза нуждается в уточнении.
Название источников формирования денежного фонда высшего учебного заведения и той его части, которая предназначена для оплаты труда, сформулировано в Типовом положении о вузе и в Типовом положении об образовательном учреждении, приравненном к вузу по оплате труда. Главным источником образования этого фонда, безусловно, являются средства федерального бюджета (бюджета учредителя).
Другими источниками могут быть:
средства бюджетов различного уровня, выделяемые на обеспечение государственного образовательного стандарта;
материальные и денежные взносы учредителей;
средства, получаемые от осуществления различных видов деятельности;
кредиты банков и иные кредиты;
добровольные пожертвования и целевые взносы юридических и физических лиц, в том числе иностранных и зарубежных (ст. 98 Типового положения о вузе).
Почти такие же способы создания денежного фонда учебных заведений повышения квалификации предусмотрены в Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. (СЗ РФ, 1995, N 27. Ст. 2580). Разница состоит лишь в том, что круг бюджетов, выделяющих необходимые денежные суммы, сужен до бюджета одного учредителя, а виды деятельности, обеспечивающие финансовое положение данного учебного заведения, ограничены уставной деятельностью.
Возможности самостоятельных структурных подразделений вузов в данной области представлены законодателем иначе. Их финансирование осуществляется за счет:
средств, поступающих за обучение по прямым договорам с заказчиками;
бюджетных ассигнований;
средств, получаемых за выполнение консультационной деятельности, от реализации учебных, методических, научных и других разработок.
Данные источники образования денежного фонда, в том числе и фонда оплаты труда работников этих подразделений, закреплены в Типовом положении о структурных подразделениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, организуемых в высших и средних специальных учебных заведениях Российской Федерации, утвержденном Постановлением Госкомвуза России от 10 апреля 1996 года (БГК РФ, 1996, N 7).
Кроме того, перечисленные Типовые положения наделяют вузы правом выбирать другие не запрещенные законом пути получения денежных средств. Именно в привлечении дополнительных ресурсов законодатель усматривает самостоятельность высших учебных заведений в формировании фонда оплаты труда. К ним могут относиться, например, ассигнования международных фондов и программ, созданных для поддержки российской науки и образования; доходы от некоторых видов коммерческой деятельности и т.д. Но в выборе дополнительных средств вузы должны придерживаться одного бесспорного принципа: не заключать сделки, последствием которых бывает отчуждение основных фондов высшего образовательного учреждения в пользу третьих лиц.
Следует отметить, что для негосударственных высших учебных заведений изложенные во всех приведенных выше Типовых положениях правила являются примерными.
Негосударственные высшие учебные заведения могут устанавливать минимальные ставки заработной платы не ниже восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, по собственной инициативе.
Из содержания комментируемой статьи следует, что исходя из имеющихся средств негосударственные высшие учебные заведения вправе определять работникам размер средней ставки заработной платы, превышающий уровень средней заработной платы в Российской Федерации. У педагогических работников из числа профессорско — преподавательского состава он может быть в 2 раза больше, чем у работников промышленности. Другим работникам негосударственных вузов средний заработок устанавливается не ниже средней заработной платы аналогичных категорий работников промышленности. Речь здесь идет о разнице в оплате, обозначенной в статье 54 Федерального закона «Об образовании», который был принят ранее настоящего Закона.
Средняя заработная плата педагогических работников государственных высших учебных заведений повышается до такого же уровня путем:
а) принятия правительственных правовых решений о вводе денежных доплат и надбавок стимулирующего характера;
б) распространения действия правовых решений о тех или иных льготах и преимуществах.
В частности, с 1 июня 1994 г. работникам, занимающим штатные должности в государственных высших учебных заведениях, помимо должностных окладов устанавливаются доплаты за ученые степени доктора наук в размере пяти и кандидата наук в размере трех минимальных размеров оплаты труда. Эти доплаты введены с целью нормализации финансового обеспечения ученых России Постановлением Правительства РФ «Об установлении окладов за звания действительных членов и членов — корреспондентов Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии художеств и Российской академии архитектуры и строительных наук и доплат за ученые степени доктора наук и кандидата наук» от 6 июля 1994 г. N 807 (БМТ РФ, 1994, N 8).
С 1 января 1995 г. в государственных вузах выплачиваются надбавки в размере 60% к должностному окладу работникам, занимающим должность профессора, и в размере 40% к должностному окладу работникам, занимающим должность доцента, в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О материальной поддержке профессорско — преподавательского персонала образовательных учреждений высшего профессионального образования» от 9 сентября 1994 г. (СЗ РФ, 1994, N 21. Ст. 2392).
Особо выделяется порядок повышения уровня оплаты труда ректора высшего учебного заведения федерального подчинения. Прежде всего его деятельность стимулируется должностным окладом, устанавливаемым по наивысшему разряду. Кроме того, ректору вуза полагается выплачивать: надбавку в размере 60% должностного оклада за наличие ученого звания профессора или в размере 40% должностного оклада за наличие ученого звания доцента, ежемесячную доплату к должностному окладу за сложность, напряженность и специальный режим работы, размер которой хотя и определяется учредителем, но не должен превышать конкретной суммы — 50% должностного оклада.
Выравнивание уровня заработной платы ректора обеспечивается еще одной правовой гарантией — предоставлением материальной помощи к ежегодному отпуску в размере должностного оклада.
Ректорам государственных вузов, имеющих статус особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации, устанавливается дополнительная надбавка в размере 50% должностного оклада, выплачиваемая учредителем сверх тех надбавок и доплат, речь о которых шла выше.
Указанные способы повышения оплаты труда лиц, возглавляющих вузы, предусмотрены в Положении о статусе ректора государственного высшего учебного заведения Российской Федерации федерального подчинения, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 695 (СЗ, 1996, N 40. Ст. 4647).
На тот случай, если заработная плата работников вузов остается на низком уровне, несмотря на надбавки и доплаты, комментируемой статьей предусмотрены меры по его повышению. В основном они сводятся к указанию следующих конкретных обязательств Правительства РФ: гарантировать допустимое соотношение должностных окладов работников вузов и минимальной заработной платы; первого числа второго месяца каждого квартала пересматривать размер средней заработной платы педагогических работников вузов с тем, чтобы доводить его до уровня средней заработной платы работников промышленности; вносить по данному поводу изменения в Единую тарифную сетку по оплате труда работников бюджетной сферы.