Коэффициент зимнего удорожания

В строительстве календарным зимним периодом считают время года между датой наступления нулевой среднесуточной устойчивой температуры осенью и датой наступления такой же температуры весной. Даты начала и окончания зимнего периода по республикам, краям, областям СССР приведены во «Временных нормах дополнительных затрат при производстве строительных и монтажных работ в зимнее время» (ВНДЗ-69). Эти даты в порядке уточнения для каждого района строительства должны быть согласованы с местными исполкомами Совета народных депутатов. В литературе, включая инструктивно-нормативную (например, СНиП III-15-76) используется также понятие «зимние условия», характеризующие период вермени, когда имеется опасность фазовых изменений воды в бетонной смеси при замерзании или оттаивании.
Зимние условия начинаются в холодный период года, когда в данной местности среднесуточная температура наружного воздуха снижается до +5°, а в течение суток наблюдается падение температуры ниже 0°
При возведении монолитных конструкций в зимнее время должны предусматриваться организационно-технические мероприятия, не допускающие замерзания бетона в конструкциях до достижения им критической прочности (СНиП Ш-15-76 «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные. Правила производства и приемки работ»), учитывающие сокращение расходов, связанных с зимним удорожанием, исключающие случайные потери материалов и непроизводительные затраты, а также обеспечивающие ритмичное выполнение календарных планов работ.
Зимние условия характеризуются низкими положительными и отрицательными температурами наружного воздуха, что при наличии сильного ветра вызывает значительное снижение производительности труда при выполнении бетонных работ, изменение технологических методов производства работ, дополнительные затраты строительных материалов и энергетических ресурсов.
Основными факторами, определяющими специфику производства работ в зимний период, являются:

  • в планировании производственной деятельности строительной организации — изменение продолжительности выполнения строительных процессов по возведению монолитных конструкций, повышение трудоемкости и стоимости работ, изменение состава машин и оборудования, необходимого для комплексной механизации железобетонных работ, увеличение материально-технических затрат;
  • в организации работ и нормировании труда — изменение норм времени и расценок на выполнение работ, структуры затрат рабочего времени, включая время простоев рабочих из-за неблагоприятных метеорологических условий, возможность переноса выполнения работ на благоприятные периоды года.

Способ термосного выдерживания бетона применяется для конструкций с модулем поверхностного охлаждения до 6—8 при температуре наружного воздуха до —10…—30°, а с применением быстротвердеющих и высокопрочных бетонов — с модулем до 18.
Способ электропрогрева применяется для конструкций с модулем поверхности более 5 и в случаях, когда выдерживание бетона способом «термоса» не обеспечивает приобретения им заданной относительной прочности к концу установленного срока выдерживания, а также при необходимости получения требуемой прочности в короткий срок.

При температуре наружного воздуха до —15…—20° применяют также бетоны с противоморозными добавками.
В зависимости от времени года можно использовать несколько способов выдерживания бетона в соответствии с расчетными температурами наружного воздуха. Учитывая неравномерность среднесуточных температур на протяжении зимнего периода, их постепенное понижение к середине зимы и повышение к концу ее, зимний период подразделяют на несколько частей с градациями температур наружного воздуха: от 0 до —10°; от —10 до —20°; от —20 до —30°; от —30 до —40°; ниже —40°. Для каждого из указанных периодов соответственно принимают средние расчетные температуры воздуха: —5; —15; —25; —35 и —45°.
Влияние температурных условий при назначении расчетных температур наиболее надежно учитывать с помощью методов математической статистики и теории вероятности. До проведения соответствующих исследований за расчетную температуру наружного воздуха следует принимать прогнозируемое среднее значение наружной температуры воздуха за период продолжительности процесса при условии, что возможные кратковременные понижения температуры не вызовут снижения качества возводимой конструкции. Так, при электротермообработке бетонной смеси с малой тепловой инерцией за расчетную температуру может быть принято среднее прогнозируемое значение суточной температуры.
При использовании противоморозных добавок принимается среднее значение прогнозируемой наружной температуры за период набора раствором или бетоном требуемой прочности.
Бетонирование в зимний период требует дополнительных затрат, и основная задача — использовать эффективные методы зимнего бетонирования с максимально возможной механизацией основных и вспомогательных работ.
В это время значительное количество ручного труда расходуется на устройство парогидроизоляции и утепления неопалубленных поверхностей бетона и опалубки, на устройство температурных скважин в свежеуложенном бетоне. Значительны трудозатраты на периодические измерения температуры бетона в период его прогрева и остывания, на очистку опалубки и арматуры от снега и льда, на снятие утеплителей и парогидроизоляции и подготовку их к дальнейшему использованию. Ручной труд применяется также на монтаже, при электроразогреве и демонтаже постов электроразогрева бетонной смеси, монтаже электрооборудования, очистке электродов от затвердевшего цементного раствора.
При электропрогреве и обогреве в греющей опалубке ручной труд используется на заготовку электродов, крепление полосовых электродов к опалубке или забивку (установку) стержневых, на монтаж установки электропрогрева и токоведущих проводов, на очистку полосовых электродов от затвердевшего бетона, на зачистку концов стержневых электродов.
При выполнении бетонных работ в зимнее время к нормам времени и расценкам применяют поправочные коэффициенты, которые учитывают снижение производительности труда в связи со стесненностью движений рабочего в теплой одежде, с неудобством работы в рукавицах, с понижением видимости, с наличием на рабочем месте льда и снега, с необходимостью периодически очищать рабочее место от снега, с наличием ветра и снегопада. Размер применяемого поправочного коэффициента зависит от температурной зоны, в которой расположено строительство, и от вида выполняемой работы. Все области и республики по климатическим условиям разбиты на температурные зоны, а виды работ — на три группы. Отнесение территории к температурной зоне и распределение работ по группам производится согласно Общей части ЕНиР (табл. 54).

Поправочные коэффициенты не учитывают работ по обогреву материалов и компонентов бетонной смеси, по устройству креплений и ограждений от ветра, по очистке от снега территории вне пределов рабочего места, по скалыванию льда со стремянок, лесов и вокруг здания. Не учитываются также устанавливаемые облисполкомами перерывы в работе для обогрева рабочих и полное прекращение работ при низких температурах. При выборе наиболее эффективного способа производства бетонных и железобетонных работ основными показателями эффективности являются: продолжительность выдерживания бетона до заданной прочности; затраты материальных ресурсов (энергии, лесоматериалов и пр.); трудоемкость; удорожание работ против их стоимости в летних условиях. Срок выдерживания бетона и энергетические затраты определяются на основании технических и теплотехнических расчетов. Затраты на опалубку, цемент, утеплитель, трудоемкость и удорожание определяют по проектам, СНиП, ЕНиР, ценникам, нормам дополнительных затрат на производство работ в зимнее время.
При определении зимнего удорожания работ учитывают:

  • дополнительные расходы рабочей силы и материалов по возведению конструкций;
  • дополнительные расходы по подогреву материалов, идущих на приготовление бетонной смеси;
  • дополнительные расходы по подготовке строительного хозяйства к зимним условиям работ (утепление транспортных средств, оборудования, утепление бетонного узла, дополнительное освещение, очистка от снега);
  • затраты на осуществление соответствующего способа выдерживания бетона в конструкциях.

При подготовке мероприятий по укладке в конструкции монолитного бетона и железобетона предварительно разрабатывают специальные проекты производства работ с учетом конкретных условий строительства и выполняют проверочные расчеты для гарантии нарастания прочности бетона при том или ином методе прогрева до проектной прочности.
На бетоно- и растворосмесительных установках должны быть отремонтированы, опробованы и подготовлены к работе устройства для подогревания воды и заполнителей. Утепляют трубы, подводящие воду к смесительным машинам.
Для разработки ППР и технологических карт необходимо выявить следующие основные исходные данные:

  • марку бетона, модуль поверхности, степень армирования конструкций, вид, марку и расход цемента;
  • среднесуточную температуру наружного воздуха (по прогреву);
  • требуемую прочность бетона к концу выдерживания (возможного замерзания);
  • вид опалубки и утеплителей.

До начала бетонирования необходимо очистить опалубку и арматуру от снега и наледи, отогреть старый бетон (если это требуется по теплотехническому расчету) до положительной температуры на глубину 20 30 см, утеплить опалубку до расчетной величины коэффициента теплоограждения опалубки и открытых поверхностей бетона, защитить основание от промерзания в процессе устройства фундаментов.
К моменту возможного замерзания прочность бетона (критическая) должна составлять не менее 50% проектной прочности для марок М100—150; 40% для марок М200—300; 30% для марок М400—500. Для особо ответственных и предварительно напряженных конструкций критическая прочность должна быть не менее 70% проектной.
Бетон, имеющий к моменту замерзания критическую прочность, при последующем выдерживании в нормальных условиях достигает проектной марки.
Обеспечить получение бетоном проектируемой прочности и высокое качество конструкций можно следующими способами:

  • использовать начальное тепло, внесенное в бетонную смесь при ее приготовлении или перед укладкой в конструкцию, и тепловыделение цемента, сопровождающее твердение бетона (способ «термоса», предварительный электроразогрев смеси, массивные конструкции из бетона с противоморозными добавками);
  • искусственно прогревать смесь, уложенную в конструкцию (способы электропрогрева, паропрогрева, воздухопрогрева, индукционный и инфракрасный);
  • использовать эффект понижения эвтектической точки замерзания воды в бетоне с помощью противоморозных химических добавок — хлористых солей, углекислого калия, нитрита натрия, нитрата кальция и др. (табл. 55).

При выборе эффективного и технологичного способа выдерживания бетона следует руководствоваться наличием необходимого оборудования, опалубки, теплоизоляционных материалов, вида и количества энергии, директивными сроками выполнения работ. Окончательное решение принимают на основании сравнительных технико-экономических расчетов.
Способы группы 1 являются наиболее дешевыми при использовании в практике, однако часто не обеспечивают приобретение бетоном требуемой прочности.
Термосное выдерживание бетона целесообразно производить в конструкциях с модулем поверхности (Мп) до 6 и температурой наружного воздуха до —20°, а при использовании ускорителей твердения или предварительного электроразогрева бетонной смеси — с Мп от 6 до 12 и температурой наружного воздуха до —30…—40°
Приготовлять бетоны рекомендуется на высокомарочных алитовых цементах с .наибольшим тепловыделением. Бетон следует укладывать по возможности быстро, непрерывно, на всю высоту конструкции, утеплять (с защитой от потери влаги) немедленно по ходу бетонирования.
При перерывах в бетонировании бетон у рабочих швов или границу бетонирования необходимо утеплять, а при невозможности — прогревать с помощью электродов. В случае возникновения угрозы понижения среднесуточной наружной температуры воздуха ниже расчетной или более значительной скорости остывания бетона конструкцию следует дополнительно утеплить (табл. 56).

Измерение температуры бетона необходимо производить регулярно в сроки, установленные ППР (или лабораторией), во всех скважинах и результаты записывать в специальный температурный журнал (лист). Опалубку и утеплители рекомендуется снимать при остывании бетона до 0°С, не допуская их примерзания к бетону.
С целью расширения возможностей способа «термоса» применяют способ предварительного электроразогрева бетонных смесей перед укладкой в конструкции. Для этого бетонную смесь разогревают в течение 8—12 мин электрическим током в специально оборудованных электродами металлических бадьях (бункерах) до температуры 50—70°С, а затем укладывают в конструкцию. При температуре наружного воздуха ,+5…—5° (весна, осень) используют обычную опалубку. При более низких температурах опалубку утепляют.

Поверхность бетона накрывают пергамином или полиэтиленовой пленкой и утепляют опилками или другим теплоизоляционным материалом.
Для повышения эффективности предварительного электроразогрева бетонной смеси могут быть применены добавки — ускорители твердения или пластификаторы.
Контроль температур бетонной смеси обычно осуществляют, с помощью термометров. Для установки термометра электроразогрев приходится прерывать. Замер температур в этом случае можно произвести только в верхних слоях бетона.
Для автоматизации процесса предварительного прогрева бетона и регистрации температуры в тресте Промстрой Главлипецкстроя предложили использовать простой термоэлектрический сигнализатор типа ТЭС (рис. 74). Принцип его работы совместно с контактором заключается в следующем: ТЭС при достижении бетоном заданной температуры замыкает контакт включения промежуточного реле, которое в свою очередь отключает катушку контактора.
Замер температуры бетона можно производить на любой заданной глубине. Внедрение термоэлектрического сигнализатора позволяет высвободить одного рабочего, который прежде постоянно контролировал температуры.
При применении предварительного злектроразогрева бетонной смеси с последующим термосным выдерживанием дополнительно необходимо:

  • более тщательно контролировать дозировку (воды, ускорителей твердения и подвижность бетонной смеси (в пределах 6—8 см);
  • не допускать промежуточной перегрузки бетонной смеси;
  • определять модуль поверхности при послойном бетонировании для каждого слоя, если нет возможности сохранить расчетную температуру ранее уложенного слоя до перекрытия его следующим слоем;
  • производить распалубливание при условии, что разница между температурами воздуха и бетона не превышает 20°С при Мп до 5 и 30°С, если Мп более 6 (рис. 75).

При термосном выдерживании бетона с противомо-розными добавками необходимо:

  • утеплять бетон, если его температура может опуститься ниже расчетной или минимально допустимой для применяемой добавки;
  • тщательно контролировать плотность концентрированных и рабочих растворов и их дозировку согласно расчету;
  • укрывать поверхность бетона слоем гидроизоляции, а для более интенсивного твердения — и теплоизоляционным материалом, как правило, местным (подручным);
  • при сильном ветре и атмосферных осадках укладку бетона производить в брезентовых или других шатрах;
  • снимать теплоизоляцию следует при достижении бетоном распалубочной прочности, а гидроизоляцию — при наборе проектной прочности;
  • снимать боковую опалубку при наборе бетоном прочности менее 50% от R28 допускается только с заменой ее пароизоляционным покрытием.

Способы электротермообработки бетона применяют практически для всех видов конструкций с целью ускорения его твердения при любой температуре наружного воздуха и достижения заданной прочности до замерзания в короткие сроки, когда этого нельзя обеспечить методом «термоса». ‘При всех способах электротермообра-ботки бетона следует тщательно защищать неопалублен-ные поверхности от потерь влаги, строго соблюдать принятый температурный режим прогрева (обогрева), утеплять бетон на границе бетонирования, а при невозможности утепления (выступы густой арматуры и т. д.) прогревать с помощью электродов.
Сечение проводов и кабелей (рис. 76) подбирают из расчета подводимой мощности (нагрузки).
Для разводки в пределах захватки применяют провода с водонепроницаемой гибкой изоляцией. Количество понижающих многоступенчатых трансформаторов определяют расчетом в зависимости от суточного (сменного) потока бетона.
При использовании способа периферийного электропрогрева конструкций должно учитываться следующее:

  • в случае прогрева массивных конструкций до температуры 40°С бетон центральной части конструкции перед утеплением должен иметь температуру не ниже +10°С, а бетон, прилегающий к опалубке с электродами перед началом прогрева, — не менее +5°С;
  • при прогреве немассивных конструкций до температуры 50…70°С бетон перед началом прогрева должен иметь температуру не ниже +5°С;
  • замыкание электродов на арматуру и закладные детали должно быть исключено;
  • напряжение на электроды должно подаваться только после укладки и уплотнения бетона, утепления открытых поверхностей и устройства температурных скважин;
  • опалубку и утеплители следует снимать только по достижении бетоном требуемой прочности, но не ранее чем бетон остынет в наружных слоях до +5°С, разность температур поверхности бетона и наружного воздуха при этом не должна превышать 20°С при Мп=5 и 30°С при Мп>5.

При электродном прогреве бетона особенно тщательно следует выполнять следующие условия:

  • расстановку и фазировку электродов выполнять строго по расчетным схемам;
  • подачу напряжения на электроды (панели) допускать только после выполнения всех мероприятий, указанных на чертежах технологических карт, ППР, и после ухода с захватки (участка) всех рабочих;
  • опалубку и теплоограждение следует снимать по достижении бетоном требуемой прочности, но не ранее чем бетон остынет в наружных слоях до +5°С;
  • разность температур поверхности бетона и наружного воздуха при распалубливании не должна быть более 20°С при Мп конструкции до 5 и 30°С при Мп>5;
  • измерение температуры бетона техническими термометрами допускается /при напряжении не более 110 В, при этом замерщик температуры должен быть в галошах или резиновых сапогах.

Электропрогрев (электродный прогрев) бетона является наиболее широко применяемым способом зимнего бетонирования в СССР. Он может быть использован при зимнем бетонировании конструкций любых типов как неармированных, так и армированных, при любой температуре воздуха ниже 0°С. Электропрогрев обеспечивает приобретение бетоном до замерзания прочности до 65—70% марочной с достижением 100% марочной прочности после наступления положительной температуры воздуха.
При электропрогреве тепло выделяется внутри бетона за счет прохождения через него переменного электрического тока. В соответствии с нормами техники безопасности прогрев осуществляется при напряжении до 127 В. Лишь отдельно расположенные конструкции, не связанные арматурой с другими частями сооружения, разрешается прогревать при напряжении до 220 В.
Для подведения напряжения к бетону применяют стальные электроды. Наиболее универсальными являются стержневые электроды из круглой стали диаметром 6…10 мм, которые на расстоянии 20—30 см один от другого заглубляют в свежеуложенный бетон. Применение стержневых электродов трудоемко, требует дополнительного расхода металла на электроды, остающиеся в бетоне после прогрева.
Более эффективны пластинчатые электроды, располагаемые на противоположных плоскостях конструкции. Их изготовляют, как правило, из .кровельной стали и крепят к деревянной опалубке. Они многооборачиваемы, менее трудоемки. Их использование ограничено толщиной конструкций, которая должна составлять 20— 30 см. Эффективны также полосовые электроды из стальных полос шириной 30—40 мм, закрепленных на деревянной опалубке с шагом 160—240 мм. В большинстве случаев полосовые электроды применяют для периферийного электропрогрева конструкций, когда ток от электрода к электроду проходит через периферийные слои бетона, от которых нагреваются центральные участки конструкции за счет теплопередачи.
При электропрогреве опалубка должна быть утепленной, неопалубленную поверхность бетона укрывают гидроизоляцией (толем, полимерной пленкой и т. д.) и слоем утеплителя. Для электропрогрева применяют серийно выпускаемые промышленностью понижающие трансформаторы с шестью ступенями пониженного напряжения (от 49 до 121 В).
Требуемая мощность при электропрогреве бетона и железобетона в зависимости от массивности конструкций, ее утепления и температуры воздуха составляет от 8 до 12 кВт/м3, расход электроэнергии — 60…120 кВтч/м3.
Несмотря на широкое применение электродного способа, ему присущ ряд недостатков, основными из которых являются:

  • трудоемкость изготовления и коммутация электродов, а также обслуживание, требующее дополнительный штат электриков, температурщиков; большой расход металла на электроды и электроэнергию — только расход стали на электроды составляет 3…4 кг, алюминия на провода — до 200 г на 1 м3 бетона;
  • невозможность точного контроля роста прочности бетона.. Армирование отрицательно влияет на формирование электрических и тепловых полей, особенно в конструкциях с каркасным армированием. Твердение бетона в различных точках конструкции при различных температурах прогрева приводит к неоднородности свойств бетона;
  • необходимость дополнительного расхода цемента из-за недобора прочности при электропрогреве. При достижении 60—65% проектной прочности сопротивление бетона резко возрастает. Поддержание в бетоне температуры на заданном уровне обеспечивают только за счет повышения напряжения;
  • сложность прогрева густоармнрованных конструкций;
  • интенсивное обезвоживание и местные перегревы бетона в зоне контакта с электродами. Попытки исключения электродов привели к созданию контактного, инфракрасного и индукционного способа прогрева.

Одним из способов термообработки монолитных конструкций является контактный электрообогрев с использованием греющей опалубки. При этом обеспечивается высокая оборачиваемость опалубки, снижается трудоемкость процесса прогрева бетона.
Элекгрообогрев бетона может осуществляться с помощью опалубок, оснащенных электронагревателями, в качестве которых используют ТЭНы, греющие кабели и провода, углеграфитовую ткань и т. д. Этот способ является разновидностью периферийного прогрева и может использоваться для железобетонных конструкций независимо от степени их армирования. Недостатком способа является ограниченность толщины прогреваемого слоя бетона в пределах 20—25 см. При прогреве конструкций большей толщины следует сочетать этот способ обогрева с другими способами прогрева, обеспечивающими температуру в центральных слоях не ниже температуры периферийных слоев.
При обогреве бетона в греющей опалубке высокотемпературными нагревателями особенно тщательно следует укрывать неопалубленные поверхности пароизоляционными материалами от потери влаги и теплоизолировать опалубку с наружной стороны, а также поддерживать температуру на обогреваемой поверхности не свыше 80…90°С и обеспечивать установленную скорость остывания конструкции.
Индукционный прогрев бетона основан на выделении тепла токопроводящими элементами конструкции (арматуры, металлической опалубки) в результате электромагнитной индукции и протекания вихревых токов. Наиболее сильные электрические поля могут быть получены при использовании многовитковых катушек-индукторов, через которые пропускают ток промышленной частоты.
Индукционный прогрев эффективен для конструкций с небольшими размерами поперечного сечения (балок, колонн, стыков), насыщенных металлом, с модулем поверхности более 5.
Расчет индукционного прогрева сводится к определению числа витков индуктора, которое при заданном напряжении создавало бы напряженность магнитного поля, обеспечивающую необходимое для прогрева бетона выделение тепла арматурой.
Прогрев бетона с помощью инфракрасных установок заключается в том, что инфракрасные лучи (электромагнитные колебания с длиной волны 0,76—500 мкм), проходя через воздух, передают лучистую энергию в виде тепловой непосредственно облучаемой поверхности бетона. Это обеспечивает высокий коэффициент полезного действия инфракрасных установок. Этот способ энергоемок. Производство работ усложнено.
Объемы зимнего бетонирования с использованием бетонов с противоморозными добавками, требующие небольших трудовых затрат, увеличиваются медленно вследствие трудностей для строительных организаций в получении эффективных добавок для низких температур воздуха. Применяют добавки — ускорители твердения бетона: хлорид кальция (СаСl2), хлорид натрия (NaCl), нитрит натрия (NaNO2), сульфат натрия (Na2SO4), а также добавки, снижающие температуру замерзания жидкой фазы в бетоне, такие как NaNO2+CaCl2, NaCl+СаСl2, ННХК, ННК, поташ (К2СО3).
Дополнительная механизация работ при этом способе возможна за счет создания инвентарных рассольных установок для приготовления и дозирования растворов солей и за счет освоения промышленностью их выпуска.
Внедрение в строительство химических добавок ограничено из-за отсутствия налаженного выпуска их химической промышленностью. Кроме того, добавки выпускают в жидком виде и перевозят в цистернах. Перевозится около 70% воды (за рубежом добавки поставляются строителям в виде порошка, пасты или концентратов). Не решен вопрос с дозированием добавок, особенно когда их рекомендуют 2—3 совместно. Каждый вид добавок не универсален и имеет определенную область применения.
Так, добавку хлористых солей — ускорителей твердения не допускается применять в конструкциях: в предварительно напряженных бетонах с проволочной арматурой диаметром менее 5 мм; в бетонах, предназначенных для эксплуатации при относительной влажности воздуха более 60%; в бетонах, на поверхности которых не допускается появление высолов; в бетонах, приготовленных на глиноземистом цементе. Эти добавки способствуют коррозии арматуры.

NaNO2, K2CO3, HHXK, HHK не вызывают коррозии арматуры, но при недостаточном уплотнении смеси около арматуры могут возникнуть пустоты и трещины. В этом случае повышенная щелочность жидкой фазы бетона с добавкой поташа будет способствовать повышению концентрации углекислоты воздуха около арматуры, что ведет к ее коррозии.. При определенных условиях (взаимодействии между щелочами и активным кремнеземом) в бетоне могут появляться внутренние напряжения, которые, развиваясь, вызывают большие усилия на растяжение и приводят к образованию трещин.
Противоморозные добавки солей применяют в виде водных растворов рабочей консистенции. Концентрированные растворы солей приготовляют максимально высокой плотности, но исключающей выпадение соли в осадок. Жидкий нитрит натрия используют для приготовленния бетонных смесей без дополнительной обработки (рис. 77).
Для растворения солей используют пар или механические мешалки, а также фильтруют воду через слой соли. Контроль качества растворов солей заключается в проверке удельной массы концентрированных и рабочих растворов, а также отсутствия в расходных емкостях осадков солей.
Трудоемкость для наиболее распространенных способов выдерживания бетона в зимних условиях (табл. 57) определена при средних значениях основных исходных данных: модуле поверхности конструкций (Мп=4—6 м—1); температуре наружного воздуха —15…—25°С; относительной прочности бетона к 28-дневному возрасту, равной 50—70%; коэффициенте теплопередачи ограждений в пределах 6,3…14,7 кДж/(м2·ч·град).

К приведенным в табл. 57 затратам в зависимости от температурной зоны и группы работ следует применять к зарплате усредненный поправочный коэффициент на зимние условрщ в пределах 1,05—1,6 в соответствии с прил. 2, табл. 1 и 2 общей части ЕНиР (1969).
Из общего объема монолитных бетонных и железобетонных конструкций около 40% выполняется в период с сентября по апрель, когда необходимы специальные способы бетонирования. Эти способы сводятся сначала к приготовлению бетонной смеси на подогретой воде (в начале осени при температуре наружного воздуха +5°С и в переходный период от весны к лету при такой же температуре), а затем — к способам выдерживания и прогрева бетона с его электротермообработкой, утеплением, использованием противоморозных добавок и добавок — ускорителей твердения бетона.
Для прогрева бетонной смеси используют также различные гибкие нагреватели, позволяющие обогревать поверхность бетонирования в скользящей опалубке, отдельные элементы фундаментов, бетонные подготовки.
ЦНИИОМТП и Ростовский филиал Академии коммунального хозяйства предложили различные конструкции греющих «одеял» (рис. 78), представляющих собой гибкое покрытие с нагревателем.

Как правило, размер зимнего удорожания (дополнительные затраты при производстве работ в зимнее время) рассчитывается по единому нормативу для целой локальной сметы. В этом случае необходимо в окне с параметрами сметы перейти на за­кладку Лимит. затраты и там добавить статью затрат в главу с названием Глава 9. Прочие работы и затраты. В том случае, если статья затрат добавляется вручную, пользователь должен сам ввести наименование статьи затрат и нужное значение в соответствующие колонки.

А при неоднократном использовании одной и той же статьи затрат целесообразно внести такую статью затрат в справочник Лимитированные затраты. Справочник открывается нажатием кнопки Справочник в отдельном окне, добавление статьи затрат из справочника в параметры сметы осуществляется методом перетаскивания мышью.
Использование единого норматива для целой сметы обычно не вызывает никаких сложностей. Но наряду с этим в ПК «ГРАНД-Смета» также предусмотрена возможность рассчитывать зимнее удорожание по индивидуальным нормативам для разных позиций сметы. Этот метод расчёта основан на нормативных документах ГСН 81-05-02-2007 «Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время», а также ГСНр 81-05-02-2001 «Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время».
Оба эти документа есть в базе данных информационно-справочной системы «ГРАНД-СтройИнфо» в разделе Сметно-нормативная база (федеральная) – ГСН. В разделе 2 вышеназванных документов приведены нормативы зимнего удорожания по конструкциям и видам работ для разных температурных зон.

Для того чтобы можно было использовать данную информацию при составлении локальных смет в ПК «ГРАНД-Смета», она внесена в справочник Зимние удорожания. Нажатием соответствующей кнопки можно выбирать в этом справочнике для просмотра нормативы для нужной температурной зоны.

Рассмотрим необходимые действия для использования в позициях сметы разных нормативов зимнего удорожания (по конструкциям и видам работ).
Сначала необходимо в окне с параметрами сметы на закладке Лимит. затраты – Зимние выбрать нужный способ расчёта зимнего удоро­жания, а именно установить переключатель Коэффициент к СМР. С помощью открывающегося списка Температурная зона можно указать температурную зону, в соответствии с которой предстоит выбирать нормативы из справочника Зимние удорожания.
При установленном переключателе способа задания нормативов В соответствии с таблицей нормативов для расчёта будут использоваться индивидуальные нормативы зимнего удорожания, применённые в отдельных позициях сметы. При этом выбор индивидуальных нормативов для позиций сметы осуществляется либо из справочника Зимние удорожания, либо из списка нормативов, который можно сформировать вручную в окне с параметрами сметы на закладке Лимит. затраты – Зимние – Нормативы.
Рекомендуется также установить флажок Показывать К-т в виде %, чтобы значения нормативов зимнего удорожания отображались везде не в виде коэффициента, а более привычно – в процентах.

В том случае, если список нормативов формируется вручную в окне с параметрами сметы на закладке Лимит. затраты – Зимние – Нормативы, необходимо добавить в список перечень нужных нормативов, записывая каждый раз наименование и значение норматива в соответствующие колонки, а также ни в коем случае не забыть указать код норматива. Следует иметь в виду, что норматив, для которого не указан код, не пригоден к использованию.

Выбор и применение нормативов зимнего удорожания для позиций сметы осуществляется методом перетаскивания мышью – либо из справочника Зимние удорожания, либо из списка нормативов в окне с параметрами сметы. При этом можно предварительно выделить группу позиций сметы– и тогда для того чтобы применить норматив сразу на все выделенные позиции достаточно перетащить его на какую-либо одну из них. Также можно перетащить норматив на заголовок раздела, чтобы применить его сразу на все позиции сметы в данном разделе.

В программе предусмотрена удобная возможность проверить правильность применения нормативов зимнего удорожания для позиций сметы. Для этого следует выбрать в смете вид документа Виды работ, НР и СП при помощи кнопки с выпадающим меню Вид документа на панели инструментов на вкладке Документ. Код норматива отображается здесь в колонке Зимние.

В результате применения данного метода расчёта зим­него удорожания все позиции сметы в итогах будут сгруппированы по нормативам зимнего удорожания. Итоговая стоимость по каж­дой группе формируется уже с учётом зим­него удорожания. Общая сметная стоимость получается суммированием по всем группам, и затем производится начисление остальных лимитированных затрат и налогов.

Таким образом, в ситуации, когда зим­нее удорожание рассчитывается на уровне отдельных позиций сметы, оно сразу учитывается в общей стоимости работ. Но обычно бывает необходимо выделить и показать в итогах сметы суммарный размер зимнего удорожания по локальной смете в целом.

Для этого следует в окне с параметрами сметы на за­кладке Лимит. затраты доба­вить новую статью затрат в главу с названием Глава 9. Прочие работы и затраты, а в качестве значения ввести встроенный идентификатор ЗУ. Дополнительно необходимо при помощи специальной кнопки отметить данную статью затрат как неактивную, чтобы строка с суммарным размером зимнего удорожания была показана в итогах сметы лишь как справочное значение (см. предыдущий скриншот). Иначе (то есть, при активном состоянии данной статьи затрат) строка с суммарным размером зимнего удорожания будет доба­влена к итоговой сметной стоимости. И это приведёт к тому, что зимнее удорожание будет учтено в смете дважды.

  1. Нормативные документы для расчета зимнего удорожания
  2. Почему необходимо оплачивать зимнее удорожание
  3. Пример определения затрат на зимнее удорожание
  4. Обязательно или нет учитывать в смете зимнее удорожание

Удорожание строительно-монтажных работ в зимнее время является одной из тем, по которым нередко возникают достаточно оживленные споры между участниками строительства.

Нормативные документы для расчета зимнего удорожания

Ответы на большинство вопросов по определению величины дополнительных затрат при новом строительстве, а также реконструкции, расширении и техническом перевооружении существующих объектов производственного назначения, кроме объектов ЖКХ, можно найти в Сборнике сметных норм ГСН 81-05-02-2007, а при реконструкции и капитальном ремонте жилых и общественных зданий, а также производственных объектов ЖКХ следует обратиться к ГСНр 81-05-02-2001.

Почему необходимо оплачивать зимнее удорожание

Прежде всего, следует пояснить, что оплачиваемые дополнительные затраты возникают из-за снижения производительности труда рабочих и усложнения технологии работ, вызываемых низкими температурами, поэтому при внутренней отделке и работах, выполняемых в помещении, зимнее удорожание не начисляется. Кроме этого, необходимо знать, что рассчитанные в соответствии с ГСН 81-05-02-2007 нормы дополнительных затрат являются среднегодовыми и начисляются на работы, выполняемые на всем протяжении строительства, за исключением случаев, когда в соответствии с договором подряда работы выполняются только при положительных температурах.

При определении величины дополнительных затрат в зимних условиях, на виды строительства учитываемых при составлении сводного сметного расчета на строительный комплекс, а также при взаиморасчетах заказчика и генподрядчика, суммарная стоимость строительно-монтажных работ по главам 1-8 ССР (Сводный сметный расчет) увеличивается на величину, взятую в процентах от этой суммы. Процент увеличения принимается по табл. 4 ГСН 81-05-02-2007 в зависимости от температурной зоны, в которой ведется строительство.

Пример определения затрат на зимнее удорожание

Рассмотрим пример определения затрат на зимнее удорожание СМР для центральной части Красноярского края.

При возведении жилого крупнопанельного дома или микрорайона величина затрат должна быть увеличена на 1,8% — строка 11.1 табл. 4 ГСН 81-05-02-2007. Центральная часть Красноярского края относится к зоне V — приложение 1, строка 24д. Кроме этого при работе в местностях с ветрами скоростью более 10 м/сек могут применяться дополнительные повышающие коэффициенты (п.9 Общих положений ГСН 81-05-02-2007).

При составлении локальных смет на отдельные виды строительных или монтажных работ и взаиморасчетах заказчика или генподрядчика с исполнителем работ величина зимнего удорожания рассчитывается в процентном соотношении от общей стоимости конкретного вида работ. Эта величина указывается в табл. 5 ГСН 81-05-02-2007 и зависит от вида работ и температурной зоны строительной площадки. Так при монтаже сборных железобетонных конструкций жилых и гражданских зданий в центральной части Красноярского края зимнее удорожание принимается равным 3% — строка 7.2 табл. 5 для V температурной зоны. В то же время в случае, если часть работ выполнялась в летнее время, то вводится уточняющий коэффициент, определяемый согласно п.3. раздела II ГСН 81-05-02-2007.

Раздел III ГСН 81-05-02-2007 позволяет учитывать при взаиморасчетах затраты на временное отопление зданий, необходимое при производстве работ, для выполнения которых необходимы положительные температуры. В этом случае учитываются расходы на тепловую, электрическую энергию, а также на эксплуатацию временных сетей теплоснабжения.

Обязательно или нет учитывать в смете зимнее удорожание

Как правило, такие расчеты выполняются при строительстве объектов, финансируемых за счет бюджетов всех уровней, в случае, когда в качестве заказчика выступает коммерческая компания, внесение расходов в смету на зимнее удорожание, производится только по согласованию с заказчиком.

Категория: Монтаж строительных конструкций
Публикация: Особенности производства монтажных работ в зимнее время
Читать далее:
Особенности производства монтажных работ в зимнее время

На производстве монтажа конструкций отрицательная температура наружного воздуха отражается в значительно меньшей степени, чем на производстве других видов строительных работ. Тем не менее стоимость монтажа стальных и железобетонных конструкций зимой несколько выше, чем летом.

Зная из директивного графика о необходимости монтажа строительных конструкций в зимний период, надо заблаговременно составить проект организации зимних работ и на его основании — обязательные технологические правила. В соответствии с этими правилами необходимо еще до наступления холодов произвести на площадке подготовительные работы, состав которых должен быть определен проектом.

Монтаж стальных конструкции

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

При монтаже стальных конструкций зимой возникают дополнительные работы по очистке конструкций от льда и снега и несколько снижается производительность труда монтажников из-за необходимости работать в теплой зимней одежде и тратить при больших морозах часть рабочего времени на обогревание.

В зимнее время следует обращать особое внимание на вопросы техники безопасности: не разрешать работать без подмостей, очищать лестницы от снега, посыпать проходы песком, требовать от всех строгого выполнения правил техники безопасности.

Сварочные работы, как показал производственный опыт, можно производить при температуре до —30° при условии соблюдения технологического проекта сварки, разрабатываемого одновременно с проектом организации работ. Отклонения от технологического проекта сварки могут вызвать образование трещин в швах и в свариваемых элементах.

Монтаж сборных железобетонных конструкций

Низкие температуры отражаются, главным образом, на процессах изготовления железобетонных конструкций у мест монтажа и на работах по заделке стыков. Что касается собственно монтажа сборных железобетонных конструкций, то здесь, как и при монтаже стальных конструкций, разница между летними и зимними условиями заключается лишь в том, что зимой движения монтажников, работающих в теплой одежде, несколько стеснены.

При изготовлении сборных железобетонных элементов на монтажной площадке у объекта в зависимости от модуля поверхности элемента следует применять паропрогрев, электропрогрев или метод термоса. Следовательно, в зимних условиях бетонный завод должен быть отеплен и оборудован для подогрева воды и составляющих бетона

Заделка монтажных стыков зимой осложняется тем, что укладываемая в стык подогретая бетонная смесь, соприкасается с конструкциями, имеющими отрицательную температуру. Вследствие этого, чтобы создать условия, гарантирующие приобретение бетонной смесью требуемой прочности, необходимо производить не только подогрев воды и составляющих бетона, но и обогревание тех частей конструкций, в которых расположены стыки.

Для обеспечения нормальных тепловых условий, необходимых для схватывания и твердения бетона в стыках до приобретения им 70—80% расчетной прочности, применяют легкие переносные теплячки, обогреваемые паром или электричеством (рис. 107).

Конструкции теплячков для зимней заделки стыков должны быть разработаны в проекте организации работ.

Наиболее простым и целесообразным является способ обогрева электроотражателями. При этом для сокращения времени обогрева следует подбирать состав бетона из расчета достижения им требуемой прочности в минимальный срок (примерно, 36—48 час.). Это достигается применением высокосортных цементов, добавкой в бетон хлористого кальция и т. п. Во избежание остывания бетонной смеси стакан заполняют на всю высоту в один прием, причем температура смеси должна быть не менее 15°. По окончании бетонирования сразу приступают к обогреву. Если для обогрева применяют электроотражательные печи, необходимо предохранить стык от пересушивания для чего верхнюю поверхность бетона засыпают мокрым песком! По достижении бетоном необходимой прочности теплячок переносят к другой колонне.

Рис. 107. Обогревание башмака колонны в зимних условиях
1 — переносный тепляк; 2 — отражатели; 3 — засыпка утеплителем

Способ электропрогрева стыков заключается в следующем. В бетон стыка укладывают электроды, засыпают стыки легкими материалами или накрывают их матами и пропускают ток через бетон стыка, благодаря чему бетон прогревается и происходит ускорение нарастания его прочности. В связи с разбросанностью стыков в подготовительный период монтируют переносные софиты, которые быстро и легко подключают к электродам стыка.

Проект производства этих работ составляется в соответствии с инструкцией по электропрогреву.

Рекламные предложения:

Читать далее: Основные принципы организации монтажных работ и состав проекта
Категория: — Монтаж строительных конструкций

Данная проблематика вызывает весьма бурные обсуждения компаниями-застройщиками, волнует она и заказчиков стройки. Большая часть ответов по теме изменения оплаты строительных работ на новых объектах и, подлежащих реконструкции, в зимний период находится в собрании норм по сметам (ГСН) от 2001 и 2007 года. Дополнительные издержки появляются, так как происходит снижение производительности труда, технологии исполнения работ становятся более сложными.

Параметры применения увеличения зимних расценок

Рост затрат по нормативным документам при выполнении проектов в зимний период обоснован такими основными резонными показателями:

  • Работоспособность:
    • снижение продуктивности труда из-за необходимости применения утепленной рабочей формы;
    • более короткий световой рабочий период;
    • увеличение риска травм, требующее дополнительной бдительности и соблюдения правил содержания рабочего места (уборка снега, льда);
    • предоставление пауз в работе для возможности согреться, если мороз более 20oС, а если температура падает ниже 30-ти, то – сокращенный рабочий день;
    • если возникает необходимость допзащиты сотрудников, это влечет за собой внесение корректив в рабочий график и технологический процесс.
  • Увеличение продолжительности проведения наружных работ, связанное со спецификой погодных условий холодного времени года:
    • сложности работ с промерзшим грунтом;
    • использование для замеса строительных растворов более дорогих смесей, введение спецдобавок для увеличения периода застывания;
    • необходимость применять подогрев для поддержания определенной температуры рабочих материалов и оборудования;
    • монтаж защитных конструкций от снежных заметов производственных мест.
  • Возникновение большой вероятности ущерба стройматериалам:
    • трещины;
    • преждевременное застывание готовых смесей.

Зимний коэффициент

Показатель увеличения стоимости строительства и специфика его определения опираются на государственные нормы, ГСН, которые определяют нормативные объемы такого изменения разных работ. Данный справочник от 2007 года уточняет затраты на возведение и реорганизацию предприятий, документ же от 2001-го содержит поправки, касающиеся ремонтных работ зданий жилого и общественного назначения.

ГСН 81-05-02-2007

Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время.

Отображенные в законодательном документе нормы являются среднегодовыми с учетом коэффициента климатической зоны и среднегодового холодного периода. Здесь же можно найти информацию рекомендательного характера, позволяющую провести расчеты по регионам РФ, относящимся к разным климатическим зонам. На том основании, что нормы считаются среднегодовыми, то начисляются они на строительство на весь период договора, за исключением, когда таковой заключается лишь на теплый период.

Всегда ли зимнее удорожание убыточно для заказчика

Термин зимнего увеличения стоимости работ по определению означает дополнительные траты со стороны заказчика. Но всегда ли это так? Практика показывает, что это утверждение справедливо не во всех случаях, и вероятность сэкономить без ущерба качеству достаточно велика. Секрет такой выгоды кроется в конкуренции строительных компаний, которые по окончанию основного рабочего сезона предлагают существенные скидки на свои услуги.

Основные моменты, ведущие к удорожанию строительства домов зимой

Если фундамент будущего строения был выполнен до наступления холодов, и предстоит продолжение выполнения проекта, то придется позаботиться о приобретении автогенератора, чтобы обеспечить обогрев. Если же основание дома только предстоит, то потребуется прогрев грунта, включающий целый комплекс мероприятий.

Кроме того, нужно позаботиться о правильном хранении стройматериалов от непогоды. Если возводится дом из кирпича, достаточно будет просто защитного навеса – этот продукт не боится низких температур. То же можно сказать и о легких поризованных материалах, при строительстве, например, дома из пеноблока.

А вот дом из керамического блока потребует больше внимания к основному стройматериалу, так как он высоко гигроскопичен. Для хранения потребуется совершенно сухое помещение или надежная влагоизоляционная упаковка, как и для сухих смесей, которые при приготовлении раствора нужно подогревать. Это требуется для увеличения срока застывания. Но можно воспользоваться при замесе бетона антиморозные добавки. Одним словом, зимнее выполнение проектов требует хорошо подготовленных специалистов, знакомых с нюансами таких работ.