Коэффициент напряженности на рынке труда

pISSN 2073-1477 eISSN 2311-8733

Социально-экономическая политика

ОЦЕНКА НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА РЕГИОНОВ Ай-кыс Чамдаловна КЫЛГЫДАЙ

научный сотрудник лаборатории «Региональная экономика»,

Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН,

Кызыл, Российская Федерация

ORCID: отсутствует

SPIN-код: 9839-9790

История статьи:

Получена 22.11.2017 Получена в доработанном виде 20.12.2017 Одобрена 11.01.2018 Доступна онлайн 13.04.2018

УДК

16, 160

Ключевые слова:

рынок труда, регион,

напряженность,

безработица

Аннотация

Предмет. Статья посвящена краткому анализу состояния рынка труда в регионах Сибирского федерального округа.

Цели. Проанализировать современное состояние рынка труда регионов Сибирского федерального округа, определить по основным показателям напряженности на рынке труда группы регионов с благополучной, низконапряженной, средненапряженной, высоконапряженной ситуацией.

Методология. На основе сравнительного анализа основных показателей, наиболее быстро реагирующих на изменения положения на рынке труда, дается оценка масштабов безработицы, ситуации на рынках труда регионов СФО. Результаты. Проведен сравнительный анализ уровня безработицы, коэффициента напряженности, продолжительности поиска работы в регионах Сибирского федерального округа, что позволило объединить регионы округа в четыре группы, отличающиеся характером напряженности на рынке труда. Существенное превышение анализируемых показателей над среднероссийскими значениями является признаком ухудшения ситуации на рынках труда регионов. Выводы. Проведенная классификация позволила определить позиции регионов Сибирского федерального округа. Весьма неблагополучная ситуация отмечена в Кемеровской области, республиках Хакасия, Алтай и Тыва, отнесенных к числу регионов с высоконапряженной ситуацией на рынке труда. Ни один из регионов Сибирского федерального округа не вошел в самые благополучные группы по степени напряженности рынка труда.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017

Для цитирования: Кылгыдай А.Ч. Оценка напряженности на рынке труда регионов // Региональная экономика:

теория и практика. — 2018. — Т. 16, № 4. — С. 640 — 650.

Изучение проблем труда, трудовых ресурсов и отношений, складывающихся в процессе их использования, всегда было и будет актуальным, поскольку главной созидательной силой и целью развития общества являются соответственно человек и удовлетворение его потребностей . Процесс реформирования отечественной экономики показал, что существуют проблемы, характерные только для России, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности труда, с недостаточной возможностью территориально-отраслевой мобильности рабочей силы, с

системой подготовки и переподготовки кадров, не соответствующей рыночным условиям, с неразвитостью инфраструктуры рынка труда1.

Рынку труда принадлежит важная роль в решении проблемы адаптации всей совокупности процессов воспроизводства рабочей силы, занятости и трудовых отношений к новым, рыночным условиям хозяйствования2. Изменились требования к качеству рабочей силы, повысился

1 Ананьев А.Н. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике: вопросы методологии анализа и прогноза. М., 1994. 46 с.

спрос со стороны работодателей на квалифицированные кадры — работники низкой или узкой квалификации имеют меньше шансов на трудоустройство.

Повышение требований к качеству рабочей силы приводит к усилению дифференциации условий и оплаты труда различных категорий работников, вытеснению значительной части рабочей силы либо во вторичный сегмент рынка труда с соответствующим понижением их социального статуса, либо в длительную безработицу и экономически неактивное население .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рынок труда — сфера жизни общества, в которой проявляются эффекты от реформ . За короткий исторический период произошли коренные изменения в экономической системе России, по-разному отразившиеся на развитии ее регионов. Рынок труда, как и вся экономика, носит переходный характер, на его состоянии отражаются все процессы, переживаемые страной.

Российский рынок труда представляет собой целый мир разных рынков. Его основная особенность — не просто в жесткой сегментации, о которой пишут некоторые российские исследователи — сегментирован, хотя по-разному и в разной степени, рынок любой страны . С начала макроэкономических реформ в России в ряде регионов масштабы безработицы многократно превышали средний по стране уровень, на рынке труда сложилась критическая ситуация3. При этом степень напряженности на рынке труда менялась в зависимости от выбора приоритетов реформирования экономики и стабилизации экономического положения в целом.

Наиболее устойчивое положение на рынке труда занимает Центральный федеральный округ, где уровень безработицы держится на минимальном уровне, явные аутсайдеры -регионы Южного федерального округа.

2 Маслова И.С. Российский рынок труда. М.: Институт экономики РАН, 1993. 189 с.

3 Малеева Т.М. Российский рынок труда и политика

занятости: парадигмы и парадоксы. В кн: Государственная и корпоративная политика занятости. М.: Московский Центр Карнеги, 1998. 180 с.

Самый высокий уровень безработицы в 2015 г. наблюдался в Республике Ингушетия (30,5%), что больше в 16,5 раза чем в Москве, где уровень безработицы — наименьший (1,8%). Показатель напряженности на рынке труда (количество незанятых граждан, з а р ег и с тр и ров а нны х в орг а н а х государственной службы занятости в расчете на одну вакансию) колебался от 0,2 человека в Сахалинской и Еврейской автономной областях до 236,9 человек в Республике Ингушетия, то есть отличался для отельных регионов России в 1 184,5 раза. Следует отметить, что сложившаяся региональная дифференциация уровня безработицы носит сравнительно стабильный характер. При этом прослеживается неярко выраженная, но достаточно устойчивая обратная зависимость между экономическим состоянием региона и напряженностью на рынке труда4.

По ситуации на рынке труда регион может входить в группу благополучных и в группу критических. Со временем ситуация может меняться, в силу чего регион может переходить из группы с худшими показателями в группу благополучных регионов или наоборот. Это естественный процесс, происходящий при мобилизации ресурсов одних регионов, исчерпании их в рамках существующей структуры хозяйства в других регионах.

Однако возможны ситуации, когда одни и те же регионы входят в группу регионов с критической ситуацией на рынке труда на протяжении длительного времени. В этом случае можно говорить о появлении так называемых регионов с кризисным состоянием рынка труда, требующих дополнительного внимания при разработке регулирующих мер.

Современный российский рынок труда в целом сформировался к началу XXI в. В период реформ российский рынок труда претерпел значительное по масштабам и устойчивое по времени сокращение спроса на рабочую силу, Россия перешла в категорию

4Ахапкин Н.Ю. Особенности и факторы развития российского рынка труда. В кн: Китай и Россия: социально-экономическая трансформация. М.: Наука, 2007. 315 с.

стран с высоким уровнем безработицы. Одновременно с ростом масштабов безработицы происходил и рост ее продолжительности, которая в ряде регионов приняла хроническую форму.

Негативные тенденции в экономическом развитии страны и регионов отрицательно сказались на общероссийском и региональных рынках труда. Динамика уровня безработицы в регионах Сибирского федерального округа за последнее десятилетие иллюстрируется данными табл. 1.

В период 2006-2008 гг. рынок труда СФО, как и в целом по стране, характеризуется положительной динамикой базовых индикаторов, что связанно с посттрансформационным подъемом экономики, снижением уровня безработицы, стабилизацией показателей занятости; ростом реальной заработной платы и усилением дифференциации в области оплаты труда по сферам деятельности; возобновлением развития инновационного сектора экономики и ростом численности занятых интеллектуальным трудом. Однако

положительные явления на рынке труда оказались нестабильными. Мировой финансовый кризис конца 2008 г. для России сказался значительным падением объемов производства, сокращением спроса на труд, снижением занятости населения; ростом уровня безработицы; замедлением темпов создания новых рабочих мест . Хотя в кризис 2008-2009 гг. российское государство оказало существенную финансовую помощь крупным компаниям, предупредив

банкротства и массовые увольнения, и значительные финансовые средства были направлены на поддержку занятости на общественных работах, переподготовку занятых и финансовую поддержку самозанятости , уровень безработицы вырос в РФ с 6,2% в 2008 г. до 8,3% в 2009 г., в СФО — с 8,3% до 10,5% соответственно.

В 2010-2011 гг. ситуация на рынке труда стала заметно улучшаться, в СФО, как и в стране в целом, стал снижаться уровень безработицы, что связано с посткризисным ростом производства; уровень оплаты труда

постепенно приближается к реальной цене рабочей силы, произошли и другие позитивные изменения. В 2012 г. Россия вступила в необычный для нее период последовательно затухающих темпов экономического роста. Однако в 2012 и 2013 гг. уровень безработицы удерживается на рекордно низкой отметке 5,5% в РФ и 7,1-7,2% в СФО.

Экономические санкции против России, введенные в марте 2014 г. , существенно осложняют перспективы преодоления кризисных тенденций в национальной экономике. Антироссийские санкции нацелены на принижение роли России в мире путем уменьшения цен на основные товары российского экспорта, ограничения возможностей поступления в страну иностранной валюты и проведения россиянами финансовых трансакций . Применение антироссийских санкций внесло коррективы в функционирование рынка труда. Тем не менее, безработица остается минимальной за весь постсоветский период и удерживается на рекордно низкой отметке 5,2%. Как и в предыдущие постсоветские кризисы, в 2015 г. сокращались доходы населения при относительной стабильности на рынке труда. Безработица колебалась около отметки 5,6%, что превышает американский показатель, но заметно ниже европейского. В 2016 г. уровень безработицы в сравнении с 2015 г. (5,6%) снизился на 0,1% и составил 5,5%, а в СФО вырос на 0,3%.

В 2015 г. сокращались доходы населения при относительной стабильности на рынке труда. За год существенно снизился уровень благосостояния: реальные располагаемые доходы населения уменьшились на 4%, а реальная зарплата — на 9,5%. Это вписывается в «российскую модель рынка труда» -снижение зарплат, а не занятости .

Ситуация на рынках труда регионов СФО в 2015 г. представлена в табл. 2. Наиболее напряженное положение на рынке труда среди регионов округа наблюдается в Республиках Тыва и Алтай, где четко прослеживается сохранение значительно высокого уровня безработицы; значительная степень

застойности безработицы, выражающейся в более длительной средней продолжительности безработицы; существенно высокий уровень коэффициента напряженности (численность официально зарегистрированных

безработных, в расчете на одну заявленную вакансию).

Среди регионов Сибирского федерального округа самый высокий и самый низкий региональные уровни безработицы

различаются в 2,7 раза — Республика Тыва (16,6%) и Красноярский край (6,1%). Весьма напряженная ситуация сложилась на рынках труда республик Тыва, Алтай и Забайкальском крае, где общий уровень безработицы составляет 16,6%, 12% и 10,8% соответственно (в России в целом — 5,5%, в СФО — 8%). В Тыве, где сложилась самая неблагополучная ситуация на рынке труда, уровень безработицы выше в 3 раза, чем в России в целом, и в 2,7 раза, чем в Сибирском федеральном округе. В регионе (Тыве) на протяжении многих лет безработица остается высокой и представляет собой одну из наиболее острых социально-экономических проблем региона.

Продолжительность поиска работы является важной характеристикой ситуации на рынке труда. Время поиска работы в большинстве регионов СФО значительно выше, чем в среднем по стране. Среднее время поиска работы в СФО составляет 6,8-10,4 мес. (в России в целом — 7,3 мес.). Так, в 2015 г. в трех субъектах СФО: Омской, Томской, Новосибирской областях продолжительность безработицы была ниже среднероссийского уровня и составляла соответственно 6,8; 6,9 и 7 мес. Наивысшим этот показатель оказался в республиках Тыва, Алтай, Бурятия (10,4, 8,9 и 8,5 мес. соответственно). Основная масса безработных СФО ищет работу 12 мес. и более. По отдельным регионам округа доля зарегистрированных безработных, ищущих работу более года, колеблется от 24,9 до 53,5%, при этом во многих регионах эти показатели значительно превышают среднероссийский уровень (27,3%). В нескольких регионах СФО в течение

продолжительного периода сохраняется высокое, по сравнению со среднероссийским, число безработных, приходящихся на одну вакансию — это республики Тыва (2,5 человека на одну вакансию), Алтай (2,3 чел.), тогда как в целом по России этот показатель — 1 чел5. По состоянию на 2015 г. по уровню напряженности рынка труда Сибирский федеральный округ занимает второе место (на первом месте Южный федеральный округ)6.

Социально-экономическое положение

регионов России характеризуется глубочайшей дифференциацией и разнообразием ситуаций, обусловленных разным уровнем экономического развития регионов . Внутри федеральных округов страны имеются существенные различия в уровне безработицы, в некоторых областях и республиках он значительно превышает средние показатели.

Отметим, что при изучении ситуации на рынке труда регионов недостаточно использовать только показатель уровня безработицы. Регионы с одним и тем же показателем уровня безработицы могут различаться по напряженности рынка труда, интенсивности движения безработных, продолжительности безработицы. Таким образом, нами при анализе ситуации на рынке труда в регионах СФО были использованы следующие показатели:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— уровень безработицы;

— коэффициент напряженности;

— продолжительность поиска работы.

Взятые нами индикаторы состояния рынка труда наиболее быстро реагируют на изменение ситуации . Предлагаемые для анализа показатели могут быть использованы как основные для межрегиональных сравнений. Использование данных

показателей дает более приближенную к реальности картину состояния рынка труда.

5 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016: Стат. сб. М.: Росстат, 2016. С. 198-199.

6 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016: Стат. сб. М.: Росстат, 2016. С. 202-203.

Быстрее показателя уровня безработицы реагируют на изменение ситуации на рынке труда показатели числа безработных на одну заявленную вакансию и средней продолжительности безработицы. Достижение ими значений, существенно отклоняющихся от среднероссийских, позволяет говорить об ухудшении ситуации на рынке труда.

Использование показателя нагрузки на одну вакансию (коэффициент напряженности) позволяет, с одной стороны, точнее прогнозировать развитие критических ситуаций, а с другой — реагировать на кризисные явления, не отражающие уровень регистрируемой безработицы. Важным показателем состояния рынка труда является средняя продолжительность безработицы. Если доля длительно безработных невелика, то безработица даже при высоком ее уровне может носить преимущественно

фрикционный характер. Но как только эта доля начинает расти, можно говорить, что ситуация на региональном рынке труда становится критической .

Сравнительная оценка регионов СФО по уровню безработицы позволила нам сгруппировать регионы по степени напряженности на рынке труда. Проанализированы 12 субъектов СФО по основным показателям напряженности на рынке труда с целью выявления группы регионов с благополучной, низконапряженной, средненапряженной,

высоконапряженной ситуацией на рынке труда.

Анализ ситуации на рынках труда регионов СФО проводился в три этапа. На первом этапе было рассчитано соотношение показателей уровня безработицы, коэффициента напряженности и продолжительности поиска работы со среднероссийским значением в 2015 г. На втором этапе была определена итоговая оценка уровня напряженности на рынке труда каждого региона как среднее арифметическое суммы значений, полученных регионом по указанным показателям. На третьем этапе проводилось ранжирование каждого региона по рассчитанным показателям, а именно — по степени

напряженности от меньшего значения к большему (низкая степень напряженности присваивалась региону с меньшим значением показателя).

Данная классификация позволила определить позиции регионов Сибирского федерального округа, отличающихся характером

напряженности рынков труда. Это говорит об их пространственной стратификации в округе: если на рынке труда благополучная ситуация, то напряженность проявляется весьма слабо, а в регионах с высоконапряженной ситуацией соответствующие показатели достигают предельных значений и свидетельствуют о критическом положении.

По данным расчетов (табл. 3) выделены четыре группы регионов СФО с рынками труда с благополучной, низконапряженной, средненапряженной и высоконапряженной ситуацией (табл. 4).

Результаты анализа отражают весьма тревожное положение в Кемеровской области, в Республиках Хакасия, Алтай и Тыва, отнесенных к числу регионов с высоконапряженной ситуацией на рынке труда. Проблемы рынка труда в этих регионах носят выраженный неблагополучный характер, что проявляется в продолжительном сроке поиска нового места работы, высоком уровне безработицы и особенно — в остром дефиците вакансий.

Республика Бурятия, Алтайский и Забайкальский края отнесены к регионам со средненапряженной ситуацией на рынке труда. Пять регионов округа — Красноярский край, Новосибирская, Томская, Иркутская и Омская области — отнесены к регионам с низконапряженной ситуацией на рынке труда. Для этой группы регионов характерна относительно благополучная ситуация. Ни один из регионов Сибирского федерального округа не вошел в самые благополучные группы по степени напряженности рынка труда.

Что касается перспектив рынка труда регионов СФО, то ситуация здесь может измениться в положительную сторону по мере

реализации основных направлений, предусмотренных стратегиями, концепциями и программами долгосрочного развития (в основном до 2020 г.) и совершенствования социально-экономических процессов.

В настоящее время проводится работа по актуализации их основных положений, адаптации к изменяющимся условиям социально-экономического развития,

совершенствованию концептуальных моделей стратегического управления регионами разных типов .

В целом сложившаяся на рынке труда Сибирского федерального округа ситуация, анализ основных характеристик рынка труда регионов округа позволяют сделать вывод о необходимости дифференцированного подхода при регулировании рынка труда в отдельных группах регионов.

Прежде всего, это, как правило, комплексная, достаточно сбалансированная политика на рынке труда, сочетающая активные адресные меры и пассивные общие мероприятия, преемственная в развитии направлений и форм содействия занятости и снижения безработицы. Она опирается на разработанные и апробированные на практике методы и формы регулирования, естественно сложившиеся в конкретных специфических условиях регионов в процессе рыночной трансформации.

Отметим, что особое значение на рынке труда имеет мобильность рабочей силы между сферами приложения труда, предприятиями, отраслями, регионами. В сибирских регионах разбросанность и отдаленность многих поселений, неразвитость транспортных коммуникаций затрудняют территориальную

(маятниковую) миграцию как способа противодействия безработице.

Приток рабочей силы дает возможность развивать новые перспективные районы, в ранее отсталых районах усиливается прослойка квалифицированной рабочей силы, что увеличивает их общий экономический потенциал и привлекательность для дальнейшего развития7. В настоящее время большое значение приобретает региональная политика развития рынка труда, включающая мероприятия по смягчению социального климата в обществе, по подготовке квалифицированных кадров, содействию мобильности населения и т.д8.

В период, когда затруднена трудовая, территориальная, социальная мобильности, особенно сельского населения, востребованы меры по государственной поддержке рынка труда путем реализации различных инвестиционных программ, сохранения и создания новых рабочих мест; по корректировке профессионально-квалификационной характеристики работника в соответствии со спросом на рабочую силу; по совершенствованию системы подготовки конкурентоспособных работников на всех уровнях профессионального образования (начального, среднего, высшего), отвечающей нуждам экономики; по выполнению программ строительства жилья и формированию современной социально-бытовой

инфраструктуры в регионах для роста их привлекательности и закрепления

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

специалистов; по повышению уровня адаптации населения, участвующего в трудовой деятельности, к требованиям современного развития экономики и социальной сферы региона.

7 Кузьмин С.А Эффективная занятость населения. М.: Экономика, 1990. 144 с.

8 Кураков Л.П., Краснов А.Г. Рынок труда (вопросы теории). Чебоксары: АН ЧР, 1995. 112 с.

Таблица 1

Динамика уровня безработицы в СФО в 2006-2016 гг., %

Table 1

Unemployment rate in the Siberian Federal District in 2006-2016 year-on-year, percent

Регионы 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Российская Федерация 7,2 6,1 6,3 8,4 7,3 6,5 5,5 5,5 5,2 5,6 5,5

в целом

Сибирский федеральный 9 7,9 8,3 10,5 8,7 8,1 7,1 7,2 7 7,7 8

округ

Республика Алтай 11,6 9 12,6 13,9 12,2 12,8 11,6 11,5 10,4 9,7 12

Республика Бурятия 13,5 12,9 11,6 14,1 10,4 9 7,9 8 8,4 9,2 9,6

Республика Тыва 20,5 17,1 19,2 21,5 21,7 17,3 18,4 19,3 19,1 18,6 16,6

Республика Хакасия 9,1 6,9 7,3 9 9,1 7,2 7,9 6 6,2 5,8 6,3

Алтайский край 8,8 6,5 8,4 12,3 8,8 8,5 6,2 8,3 7,2 8 8,6

Забайкальский край 8,8 10,1 14,9 12,2 11,1 10,6 10,6 10,5 10 10,4 10,8

Красноярский край 9,9 8,2 6,5 9,5 6,2 6 5,5 5,7 5 6,2 6,1

Иркутская область 8,9 8,1 8,7 10,8 10,1 9,1 7,8 8,3 8,8 8,2 8,8

Кемеровская область 7,3 6,3 6,7 9,7 8,9 8,1 7,1 6,0 6,2 7,7 7,9

Новосибирская область 7,4 7,1 7,3 10 7,7 6,8 5,6 5,9 5,1 6,6 7,4

Омская область 9,3 8 8 8,5 8,1 7,9 6,9 6,8 6,7 6,8 7,2

Томская область 9 6,9 8 8,7 7,7 9,1 8,4 7,6 7,6 7,7 7,2

Таблица 2

Отдельные показатели напряженности на рынке труда СФО в 2015 г.

Table 2

Some indicators of labor market tension in the Siberian Federal District in 2015

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Регионы Уровень без- Среднее время Удельный вес Место, занимаемое в Российской Федерации

работицы, % поиска работы безработных, Уровень Среднее Удельный вес

безработными, ищущих ра- безрабо- время поис- безработных,

мес. боту 12 мес. и тицы ка работы ищущих работу

более, % безработ- 12 мес. и более

ными

Российская 5,6 7,3 27,3

Федерация

в целом

Сибирский 7,7 7,7 31,4

федеральный округ

Республика Алтай 9,7 8,9 42,4 77 75 76

Республика Бурятия 9,2 8,5 38,5 75 73 74

Республика Тыва 18,6 10,4 53,5 84 83 83

Республика Хакасия 5,8 8,2 26,5 41 69 39

Алтайский край 8 7,7 32,3 70 55 61

Забайкальский край 10,4 8,1 35 79 68 71

Красноярский край 6,2 7,6 29,9 48 52 55

Иркутская область 8,2 7,8 31,8 71 59 59

Кемеровская область 7,7 7,6 30,4 65 53 57

Новосибирская 6,9 7 26,4 55 34 38

область

Омская область 6,8 6,8 29,2 53 26 52

Томская область 7,7 6,9 24,9 66 30 28

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016: Стат. сб. М.: Росстат, 2016

Таблица 3

Характеристика регионов СФО по уровню напряженности на рынке труда, по данным 2015 г. Table 3

Регионы Отношение показателей к среднероссийскому значению Уровень

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень Продолжительность Численность напряженности

безработицы поиска работы незанятых граждан на одну вакансию

Республика Алтай 1,732143 1,219178 2,3 1,75044

Республика Бурятия 1,642857 1,164384 1,3 1,36908

Республика Тыва 3,321429 1,424658 2,5 2,415362

Республика Хакасия 1,035714 1,123288 3 1,719667

Алтайский край 1,428571 1,054795 1,4 1,294455

Забайкальский край 1,857143 1,109589 1,2 1,388911

Красноярский край 1,107143 1,041096 0,9 1,01608

Иркутская область 1,464286 1,068493 0,6 1,04426

Кемеровская 1,375 1,041096 2,4 1,605365

область

Новосибирская 1,232143 0,958904 1 1,063682

область

Омская область 1,214286 0,931507 0,8 0,981931

Томская область 1,375 0,945205 0,9 1,073402

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016: Стат. сб. М.: Росстат, 2016

Таблица 4

Классификация регионов СФО по напряженности на рынке труда, по данным 2015 г. Table 4

Classification of the Siberian Federal District regions by tension on the labor market, according to the data of 2015

Характеристика ситуации Регионы

Благополучная ситуация Нет

Низконапряженная ситуация Омская область, Красноярский край, Иркутская область,

Новосибирская область, Томская область

Средненапряженная ситуация Алтайский край, Республика Бурятия, Забайкальский край

Высоконапряженная ситуация Кемеровская область, Республика Хакасия, Республика Алтай,

Республика Тыва

Источник: авторская разработка

Source: Authoring

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Винокуров М.А. Трудовые ресурсы региона и рынок труда (на примере Иркутской области). Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1991. 248 с.

2. Соболева И.В. Человеческий потенциал российской экономики: проблемы сохранения и развития. М.: Наука, 2007. 201 с.

4. Утинова С.С. Изоморфный рынок труда в России. М.: Наука, 2003. 205 с.

URL: http://www.vladimirmau.ru/files/publications_in_mass_media/stati/mau2-16.pdf

10. Бреев Б.Д. Безработица в современной России. М.: Наука, 2005. 272 с.

12. Гарсия-Исер М.Х., Голодец О.Ю., Смирнов С.Н. Критические явления на региональных рынках труда. М.: Янус, 1996. 68 с.

14. Калугина З.И. Рыночная трансформация агарного сектора России: тциологический дискурс. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2015. 341 c.

Информация о конфликте интересов

Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

pISSN 2073-1477 Socioeconomic Policy

elSSN 2311-8733

ASSESSMENT OF LABOR MARKET TENSION IN THE REGIONS

Ai-kys Ch. KYLGYDAI

Article history:

JEL classification: J6, J60

Keywords: unemployment region, labor market, tension

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Please cite this article as: Kylgydai A.Ch. Assessment of Labor Market Tension in the Regions. Regional Economics:

Theory and Practice, 2018, vol. 16, iss. 4, pp. 640-650.

4. Utinova S.S. Izomorfnyi rynok truda v Rossii . Moscow, Nauka Publ., 2003, 205 p.

9. Mau V. . Voprosy Ekonomiki, 2016, no. 2, pp. 5-33.

URL: http://www.vladimirmau.ru/files/publications_in_mass_media/stati/mau2-16.pdf (In Russ.)

10. Breev B.D. Bezrabotitsa v sovremennoi Rossii . Moscow, Nauka Publ., 2005, 272 p.

Conflict-of-interest notification

I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or

Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в августе 2010 г. составила 76,5 млн.человек, или около 54% от общей численности населения страны.

В численности экономически активного населения 71,2 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,2 млн.человек — как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

По сравнению с июлем 2010 г. численность занятого населения увеличилась на 374 тыс.человек, или на 0,5%, численность безработных сократилась на 109 тыс.человек, или на 2,0%.

Уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, в августе 2010 г. составил 6,9%.

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в августе 2010 г. составил 63,9%.

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,1 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце августа 2010 г. в государственных учреждениях службы занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 1705 тыс.человек.

Одна из причин таких отклонений — это методологические различия в части охвата категорий населения.

Безработными в учреждениях службы занятости населения не могут быть признаны лица, не достигшие 16-летнего возраста, проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, пенсионеры по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях1). При проведении обследования населения по проблемам занятости эти категории населения могут быть классифицированы как безработные, если в обследуемый период не имели работы, занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, т.е. отвечали критериям для отнесения их к безработным по методологии МОТ.

В августе 2010 г. в составе общей численности безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, 12% (0,6 млн.человек) составляли граждане, которые не могут быть признаны безработными в органах службы занятости населения. Среди них 57,5% составляли лица, проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях (включая лиц моложе 16 лет), и 42,5% — пенсионеры по возрасту, за выслугу лет или на льготных условиях.

Кроме различий методологического характера, которые влияют на сравнимость размеров безработицы по данным обследований населения по проблемам занятости и данным административного учета службы занятости населения, имеются причины скорее субъективного характера, связанные с предпочтениями незанятого населения в выборе способов поиска работы.

Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, 64% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в августе 2010 г. составила 34%, среди безработных женщин — 38%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых — его используют более половины безработных.

Безработица по полу и месту проживания. Среди безработных по методологии МОТ доля женщин в августе 2010 г. составила 45,1%, доля городских жителей — 65,0%.

Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В августе 2010 г. это превышение составляло 1,6 раза.

Высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (31,5%) и 20-24 лет (14,6%).

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в августе 2010 г. составил 17,1%, в том числе среди городского населения — 16,1%, среди сельского населения — 19,2%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,1 раза, в том числе среди городского населения — 3,5 раза, сельского населения — 2,3 раза.

Продолжительность поиска работы. Среди безработных 32,7% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 29,3% безработных (застойная безработица).

Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских, и в августе 2010 г. составила, соответственно, 33,2% и 27,2%.

Наличие опыта работы. В численности безработных 29,4% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В августе 2010 г. их численность составила 1,5 млн. человек и сократилась по сравнению с июлем на 0,2 млн. человек или на 12,2%. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (23% — за счет молодежи до 20 лет, 47% — от 20 до 24 лет, 13% — 25-29 лет).

В августе 2010 г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 21,9%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию — 25,2%.

Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий — в Северо-Кавказском федеральном округе.

3 октября 2019

Коэффициент напряженности на рынке труда.

Коэффициент напряженности на рынке труда — это отношение численности незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости, к количеству вакансий, заявленных работодателями.

Соотношение спроса и предложения на рабочую силу характеризует коэффициент напряженности на рынке труда.

Например, в службе занятости зарегистрировано 150 человек, а свободных рабочих мест — 250. Коэффициент напряженности на рынке труда составляет 0,6, из расчета 150/250 = 0,6. Это низкий показатель, т.е. уровень напряженности невысокий. Чем выше коэффициент, тем выше уровень напряженности на рынке труда.

Коэффициент напряженности на рынке труда позволяет определить территории с напряженной ситуацией на рынке труда.

По состоянию на 1 августа 2019 года, по данным Росстата, среднероссийский показатель коэффициента напряженности составляет 0,5, а в ряде субъектов Российской Федерации он превышает его в несколько раз. Наиболее напряженная ситуация на рынке труда отмечается в Республике Ингушетия, где коэффициент напряженности составил 114,3, Республике Дагестан (25,8), Чеченской Республике (23,2).

В Камчатском крае коэффициент напряженности стабилен, равняется 0,4 и не отличается от показателей иных субъектах Дальневосточного федерального округа.

Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения в целом по Российской Федерации, составила на 1 сентября 2019 года 712,3 тыс. человек, что на 2,0% меньше, чем на 1 августа 2019 года (727,0 тыс. человек).

В августе 2019 года численность зарегистрированных безработных граждан снизилась в 80 субъектах Российской Федерации, осталась на прежнем уровне в Чеченской Республике, увеличилась в 4 субъектах Российской Федерации.

При этом наибольшее увеличение численности безработных граждан произошло в Ленинградской области (на 3,7%).

Уровень регистрируемой безработицы в целом по Российской Федерации на 1 сентября 2019 года составил 0,9%, что на 0,1 п.п. меньше аналогичного показателя на 1 августа 2019 года (1,0%).

По состоянию на 1 сентября 2019 года уровень регистрируемой безработицы по сравнению с данными на 1 августа 2019 года снизился в 29 субъектах Российской Федерации, остался на прежнем уровне в 56 субъектах Российской Федерации.

Заявленная работодателями потребность в работниках на 1 сентября 2019 года составила 1 744,1 тыс. единиц, что на 0,6% меньше аналогичного показателя на 1 августа 2019 года (1 755,0 тыс. единиц).

Коэффициент напряженности на рынке труда в Российской Федерации на 1 сентября 2019 года составил 0,5, что соответствует аналогичному показателю на 1 августа 2019 года (0,5).

На 1 сентября 2019 года по сравнению с данными на 1 августа 2019 года коэффициент напряженности снизился в 22 субъектах Российской Федерации, остался на прежнем уровне в 58 субъектах Российской Федерации, увеличился в 5 субъектах Российской Федерации.

В августе 2019 года в государственные учреждения службы занятости населения за предоставлением государственных услуг обратились 991 673 человека, что на 15,0% меньше, чем в июле 2019 года (1 166 655 человек).

За оказанием содействия в поиске подходящей работы в августе 2019 года обратились 298 760 человек, что на 21,0% меньше, чем в июле 2019 года (378 077 человек).

Численность граждан, нашедших работу (доходное занятие), в августе 2019 года составила 222 672 человека, что на 19,2% меньше, чем в июле 2019 года (275 564 человека).