Коэффициент фми


1. Определение
Отраслевой коэффициент переводит в стоимость компании какие-то имеющиеся у нее специфические ресурсы, характерные для той или иной отрасли. Вычисляется он, как правило, делением стоимости компании на количество таких ресурсов. В результате, у компаний одной отрасли появляется сопоставимая характеристика – оценка единицы ресурса. Как следствие, например, зная средний коэффициент оценки этого ресурса по отрасли, можно оценить ту или иную компанию, используя только значение этого коэффициента и количество ресурса, имеющегося у компании (перемножив одно на другое). За редким исключением все виды ресурсов компаний можно отнести к четырем группам: запасы, мощности, инфраструктура, клиентская база. Для наглядности приведем примеры отраслей:
Запасы: нефте и газодобывающие компании,
Мощности: электрогенерирующие компании,
Инфраструктура: телекоммуникации, электросети,
Клиентская база: мобильная связь, социальные сети.
2. Экономический смысл отраслевого коэффициента
Взаимосвязь коэффициентов P/E, P/B, P/S и стоимости компании подробно изложены в предыдущих статьях компании Арсагера. По смыслу отраслевой коэффициент ближе всего к коэффициенту P/S. То есть фактически в этом коэффициенте содержится потенциал и/или стабильность прибыли компании, что естественно имеет прямое отношение к стоимости бизнеса и его акций. С годами и при наличии определенной практики, становится понятно, какую прибыль может приносить в той или иной отрасли единица ресурса, имеющаяся в распоряжении компаний. Например, 1 кВт мощности, вырабатываемый энергокомпанией, может быть продан на рынке за определенную сумму, далее у него есть себестоимость и прочие расходы, как итог определенная норма прибыли. Взаимосвязь со стоимостью компании можно выразить через цепочку:
Ресурс -> Выручка -> Прибыль -> Стоимость (капитализация)
Зная средние показатели выручки и прибыли с единицы ресурса, можно сократить промежуточные звенья в оценке стоимости по этому коэффициенту, что фактически и образует отраслевой коэффициент:
Ресурс -> Стоимость (капитализация)
Важной особенностью является невидимый путь от ресурса к прибыли, надо помнить одно непременное условие при оценке любым способом и любым коэффициентом: стоимость бизнеса задается прибылью.
Если добываете нефть, то у вас есть прибыль с одного барреля, есть запасы в баррелях, как следствие, есть потенциал прибыли, которая может быть получена. Если производите энергию, то у вас есть прибыль с одного кВт, есть мощность в кВт, как следствие, есть потенциал прибыли, которая может быть получена. Также с одного км сети или квадратного метра торговой площади или с 1000 пользователей (в социальных сетях через рекламу). Если компании не удается получать прибыль от своих ресурсов, то по аналогии с коэффициентом P/S ее оценивают исходя из потенциала, вытекающего из наличия этих ресурсов и, как следствие, потенциальной прибыли, которая может быть получена в других условиях, например, при других собственниках и менеджерах.
3. Исковерканное использование отраслевых коэффициентов

Очень часто на практике забывают или не знают о полной цепочке конвертации ресурса в стоимость:
Ресурс -> Выручка -> Прибыль -> Стоимость (капитализация)
По мнению специалистов компании Арсагера, очень важно понимать, что в разных странах и в разных условиях ведения бизнеса эксплуатация одного и того же ресурса может приносить совершенно разное значение прибыли. Например, российские нефтяные компании, наверно, никогда не смогут получать прибыль с одного барреля нефти такую же, как их зарубежные коллеги. В силу хотя бы просто налогового режима (прибыль наших нефтяников после определенных значений стоимости барреля облагается очень жестко, то есть сверхприбыль у них попросту изымается). Поэтому применять оценки зарубежных нефтяных компаний по коэффициенту Р/запасы для вычисления стоимости российских нефтяных компаний просто неверно. Тем не менее, в тех или иных отраслях такие приемы часто применяются различными аналитиками и сейлзами для продажи клиентам «инвестиционных» идей. Все случаи подводных камней рассмотреть просто невозможно, самое главное помнить полную цепочку конвертации ресурса в стоимость бизнеса, которая уже дважды приведена в этой статье!
4. Список смыслов заложенных в отраслевой коэффициент
Денежный поток от эксплуатации ресурса и преобразование его в чистую прибыль бизнеса. Необходимо понимать все условия ведения бизнеса и нюансы, образующие математику получения прибыли с единицы ресурса.
Постоянство, устойчивость бизнеса на будущее, то есть сроки получения чистой прибыли для оценки стоимости бизнеса в долгосрочном периоде.
Эффективность использования имеющихся у бизнеса ресурсов и их потенциал. Необходимо оценивать возможности и реалистичность использования ресурсов компании хотя бы на среднеотраслевом уровне.
Выводы
При оценке с помощью отраслевого коэффициента необходимо четко представлять размер получаемой и потенциальной прибыли от использования ресурсов компании и соотношение этого размера со стоимостью, получаемой при помощи отраслевого коэффициента.
Отраслевой коэффициент нельзя выразить через соотношение ставок в отличие от коэффициентов P/E, P/B, P/S, то есть он не является абсолютным и не может быть единственным при оценке стоимости, как следствие, опять же необходимо понимание какую прибыль может приносить ресурс компании.
Использование отраслевого коэффициента одних компаний для оценки других возможно только при аналогичных условиях ведения бизнеса или потенциальной возможности получения схожей эффективности от использования ресурса.
Теперь небольшая предыстория: несколько лет назад мы выбирали брокерскую компанию. На очередной презентации одна из крупнейших московских брокерских компаний с гордостью представляла свои аналитические материалы. Нас как VIP-клиента персонально знакомили с ведущими отраслевыми аналитиками. Каждый из них проводил небольшой доклад по своим исследованиям. Каждому из них под конец мы задавали один и тот же вопрос: «Как вы думаете, ваша отрасль в ближайшем году будет вести себя лучше, хуже или по рынку?»…

Только один из них ответил — «по рынку». НИ ОДИН ИЗ НИХ не сказал, что отрасль, в которой он специализируется, будет вести себя хуже рынка. Учитывая, что фондовый рынок — это совокупность всех отраслей, очевидно, что всегда будут отрасли лучше и хуже рынка. Данный эпизод четко продемонстрировал конфликт интересов, возникающий при отраслевой специализации — каждый лоббирует свою отрасль.
Это помогло нам совершенно по-новому организовать работу своего аналитического подразделения.
Мы приняли очень смелое, нестандартное и даже немыслимое, с точки зрения инвестиционного сообщества, решение. Мы полностью отказались от отраслевой специализации наших аналитиков. Вместо этого мы ввели систему ротации отраслей. Отрасль закрепляется за аналитиком на два квартала. Затем аналитик должен передать все материалы по каждому эмитенту из отрасли своему коллеге. Таким образом, все отрасли (и все компании) постепенно проходят через всех аналитиков.
Естественно, самую большую критику это решение вызвало у наших аналитиков. Основным аргументом было то, что специализация позволяет аналитику досконально, до мельчайших деталей изучить компании своей отрасли. Однако мы приняли это решение и …
Результат превзошел наши ожидания!
Во-первых, резко повысился уровень ответственности аналитиков. Раньше они вели свое индивидуальное хозяйство и держали его в «удобном для себя состоянии хаоса». После запуска механизма ротации им пришлось навести порядок, понимая, что через несколько месяцев их материалами будет пользоваться их коллега. Это привело к повышению структурированности, а затем и стандартизации хранения информации и обновления данных по каждой компании.
Во-вторых, появился дополнительный уровень контроля. При передаче отрасли от одного аналитика другому естественно происходит проверка данных. Снизилось количество ошибок — никто не хочет выглядеть плохим специалистом в глазах своих коллег.
В-третьих, механизм внутренней конкуренции заработал в нужном направлении. Теперь усилия аналитиков направлены на повышение качества подготовки прогнозов, а не «лоббирование» своей отрасли.
В-четвертых, заработал новый контур обратной связи, направленный на развитие и модернизацию системы подготовки прогнозов. Каждый аналитик вносит свой вклад и свежий взгляд в развитие системы. Кроме того, это еще и отличный механизм передачи (обмена) опытом и накопления знаний, когда любое улучшение фиксируется и становится интеллектуальным достоянием компании.
В-пятых, появился очень удобный механизм контроля производительности работы аналитиков. Если один аналитик справляется с анализом и ведением 10-15 эмитентов — это должно получаться и у другого.
В-шестых, упростился процесс подбора новых сотрудников и их интеграция в систему (обучение). Как таковая, отпала необходимость в поиске отраслевых специалистов. В аналитическом подразделении появились резервные мощности, обеспечивающие стабильность работы и проведение принципиально новых исследований и разработок.
Ну и наконец, резко снизилась зависимость от конкретных аналитиков. Это очень важный фактор для стабильности функционирования аналитического подразделения и процесса управления капиталом в целом. Мы очень ценим своих сотрудников, но компания не должна находиться в критической зависимости от конкретных персоналий. И наши клиенты должны чувствовать себя спокойно: если тот или иной аналитик покинет компанию — качество работы не пострадает. Просто на какое-то время может вырасти нагрузка на других. С другой стороны, в компании появляются новые талантливые люди, которые привносят свой вклад в развитие.

В соответствии с Правилами и Приказом ФСФО от 23 января 2001г. №16 главной целью проведения анализа финансового состояния организаций является получение объективной оценки их платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой и инвестиционной активности, эффективности деятельности.

Для проведения анализа финансового состояния организаций используются следующие показатели, характеризующие различные аспекты финансовой деятельности компании. Такими показателями являются:

2) Показатели платежеспособности и финансовой устойчивости: степень платежеспособности общая (К4); коэффициент задолженности по кредитам банков и займам (К5); коэффициент задолженности другим организациям (К6); коэффициент задолженности фискальной системе (К7); коэффициент внутреннего долга (К8); степень платежеспособности по текущим обязательствам (К9); коэффициент покрытия текущих обязательств оборотными активами (К10); собственный капитал в обороте (К11); доля собственного капитала в оборотных средствах (коэффициент обеспеченности собственными средствами) (К12); коэффициент автономии (финансовой независимости) (К13).

3) Показатели эффективности использования оборотного капитала (деловой активности), доходности и финансового результата (рентабельности), коэффициент обеспеченности оборотными средствами (К14); коэффициент оборотных средств в производстве (К15); коэффициент оборотных средств в расчетах (К16); рентабельность оборотного капитала (К17); рентабельность продаж (К18); среднемесячная выработка на одного работника (К19).

4) Показатели эффективности использования внеоборотного капитала и инвестиционной активности организации: эффективность внеоборотного капитала (фондоотдача) (К20); коэффициент инвестиционной активности (К21).

5) Показатели исполнения обязательств перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами; коэффициенты исполнения текущих обязательств перед бюджетами соответствующих уровней (К22 — К24); коэффициент исполнения текущих обязательств перед государственными внебюджетными фондами (К25); коэффициент исполнения текущих обязательств перед Пенсионным фондом Российской Федерации (К26).

В случае проведения финансового анализа в рамках оценки вероятности банкротства, результаты можно оформить по рекомендуемой Форме заключения о финансовом состоянии организации. Для отслеживания полной картины в динамике, желательно произвести помесячный анализ финансового состояния должника за три последних года. Проведем мониторинг финансового состояния предприятия.

Таблица №1. Общие показатели деятельности предприятия

№ п/п Показатели Код по методике Методика расчета 1 квартал 6 месяцев 9 месяцев ГОД
1 Среднемесячная выручка, тыс. руб К1 Валовая выручка по оплате / Количество месяцев в периоде 50803 78642 101215 109615
2 Доля денежных средств в выручке К2 Денежные средства в выручке / Валовая выручка организации по оплате 0,945 0,936 0,965 0,949
3 Среднесписочная численность работников К3 1681 1725 1771 1791

С помощью графиков рассмотрим динамику общих показателей деятельности предприятия. Среднемесячная выручка характеризует объем доходов организации за рассматриваемый период и определяет основной финансовый ресурс предприятия, который используется для осуществления хозяйственной деятельности, в том числе для исполнения обязательств перед фискальной системой государства, другими организациями, своими работниками. Тенденция к росту данного показателя характеризует предприятие с положительной точки зрения. Исследуя динамику среднемесячной выручки, можно судить о присутствии сезонных колебаний, характерных для предприятия, что четко просматривается на данном примере. При отсутствии сезонных колебаний линия тренда проходит параллельно оси ОХ.

Рисунок №1. Динамика среднемесячной выручки предприятия

Рисунок №2. Динамика среднесписочной численности предприятия

Рост численности во втором и третьем кварталах, как правило, свидетельствует о дополнительном приеме работников, связанном с сезонным увеличением работ. Рассмотрим следующий блок показателей платежеспособности и финансовой устойчивости.

Таблица №2. Показатели платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия

Для оценки и анализа рассчитанных показателей построим соответствующие графики

Рисунок №3. Динамика показателей, характеризующих платежеспособность предприятия

Показатель «степень платежеспособности общая» характеризует общую ситуацию с платежеспособностью предприятия, объемами ее заемных средств и сроками возможного погашения задолженности организации перед ее кредиторами. Кроме того, данный показатель показывает, в какие средние сроки предприятие может рассчитаться со своими кредиторами при условии сохранения среднемесячной выручки, полученной в данном отчетном периоде, если не осуществлять никаких текущих расходов, а всю выручку направлять на расчеты с кредиторами. Тенденция к снижению данного показателя положительно характеризует экономику предприятия. Показатель «степень платежеспособности по текущим обязательствам» характеризует ситуацию с текущей платежеспособностью предприятия, объемами ее краткосрочных заемных средств и сроками возможного погашения текущей задолженности предприятия перед его кредиторами. Тенденция данного показателя к снижению также положительно характеризует ситуацию текущей платежеспособности на предприятии. Коэффициент покрытия текущих обязательств оборотными активами показывает, насколько текущие обязательства покрываются оборотными активами предприятия. Кроме того, показатель характеризует платежные возможности предприятия при условии погашения всей дебиторской задолженности и реализации имеющихся запасов. Снижение данного показателя за анализируемый период свидетельствует о снижении уровня ликвидности активов или о росте убытков предприятия (см. рисунок 4).

Рисунок №4. Динамика показателей задолженности предприятия