Коды отходов ФККО

С 1 августа 2014 года в Минюсте России прошел регистрацию новый Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО 2014). Новый ФККО сохранил преемственность со своим предшественником старым ФККО, утвержденным приказом МПР России от 02.12.2002 N 786.

Изменения коснулись не только порядка кодирования отходов в новом каталоге (изменение классификационного кода с 13 разрядного на 11 разрядный), но претерпели изменения и наименования отходов, хотя в целом преемственность сохранилась. Так же стоит обратить внимание, что отходы биологические и отходы лечебно-профилактических учреждений (медицинские отходы) отсутствуют в новом ФККО 2014 года, как собственно и в порядке паспортизации отходов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 712 от 16.08.2013 (вступило в силу от 01.08.2014). Это можно заметить по отсутствию групп Медицинские отходы и отходов убоя животных в новом каталоге отходов. Данные отходы не подлежат паспортизации в соответствии с вышеуказанным порядком и 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Порядок обращения с данными отходами регулируется соответствующими законодательными актами Россельхознадзора, Министерства здравоохранения, Роспотребнадзора.

Для удобства проведения соответствия между старыми наименованиями и кодами отходов старого каталога с новым ФККО 2014 Росприроднадзором представлен специальный (конвертор) конвертер ФККО-2002 в ФККО-2014 (таблица соответствия видов отходов ФККО-2002 видам отходов ФККО-2014) с указанием кодов и наименований старого и нового каталогов отходов. Классификация отходов в новом ФККО-2014 осуществляется по следующим признакам: происхождения, процесс/условия образования (тип производства, технология), состав отхода (химический и (или) компонентный), физическая форма и агрегатное состояние. Структура нового ФККО-2014 организована на основе данных ОКВЭД и ОКПД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности и общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности соответственно).

Для каждого отдельного вида отхода используется код, состоящий из 11-ти знаков:
Первые 8 знаков кодируют происхождение вида отхода и состав;
Знаки 9 и 10 кодируют физическую форму отхода и его агрегатное состояние;
Знак 11 определяет класс опасности отхода по новому ФККО-2014.
Цифра 0 используется в знаке 11 кода для блоков, типов, подтипов, групп и подгрупп;
цифры с 1 до 5 указывает на класс опасности отхода от первого до пятого соответственно.

Все изменения и дополнения в ФККО-2014 осуществляются в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Министерством природных ресурсов РФ, Росприроднадзором.

Так же Росприроднадзором начат процесс формирования специальных реестров (банков данных) о технологиях обезвреживания, использования отходов и сведения о компонентном/химическом составе и агрегатном состоянии.

На практике при отнесении отходов к конкретному классу опасности необходимо сопоставить образуемые отходы с отходами, включенными в федеральный классификационный каталог отходов (далее — ФККО). В случае если образователь отходов не обнаружит в ФККО подходящий вид отходов, он обязан инициировать включение в ФККО нового вида отходов (с одновременным определением класса опасности, единого для всех отходов данного вида).

Вспомним: до утверждения ФККО-2014 и пришедшего ему на замену ФККО-2017 в сложившейся практике правоприменения акцент делался не столько на идентификации отхода по ФККО-2002 (который многие годы не пополнялся), сколько на определении его класса опасности на основании Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных Приказом МПР РФ от 15.06.2001 № 511.

К сведению

Органы госэконадзора заботило то, чтобы класс опасности отхода был определен без ошибок. Наименования отходам природопользователи, как правило, давали на свой вкус — все равно код чаще всего присваивался по группе отходов из ФККО-2002, а не по включенному в каталог виду отходов.

Сегодня ситуация изменилась: ФККО-2017 представляет собой обширный каталог видов отходов I–V классов опасности. И если конкретный вид отходов уже включен в ФККО-2017, то органы госэконадзора вряд ли заинтересует, какой класс опасности отходов определен образователем на основании Критериев отнесения отходов к I–V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденных Приказом Минприроды России от 04.12.2014 № 536 (далее — Критерии).

В данном случае будет «работать» п. 3 Порядка отнесения отходов I–IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденного Приказом Минприроды России от 05.12.2014 № 541 (далее — Приказ № 541):

• если вид отходов включен в ФККО, класс опасности устанавливается на основании сведений, содержащихся в ФККО и банке данных об отходах (далее — БДО);

• если вид отходов не включен в ФККО, класс опасности устанавливается на основании Критериев.

Необходимо ли относить любые образующиеся на предприятии отходы к конкретному классу опасности? Если да, то как именно это делать?

Особенного ответа на поставленный вопрос требует ситуация, в которой речь идет об отходах V класса опасности, предположительно соответствующих видам отходов, включенным в ФККО.

Напомним, что с 01.01.2016 необходимо «осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения» для отходов всех пяти классов опасности. При этом подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в ФККО, не требуется.

Вместе с тем Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 25.12.2018; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) не содержит требований, предусматривающих необходимость отнесения отходов I–V классов опасности к конкретному классу опасности в случае, если подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов не требуется.

Иными словами, Федеральный закон № 89-ФЗ не предусматривает необходимость отнесения отходов I–V классов опасности к конкретному классу опасности в отношении отходов, включенных в ФККО.

Так, ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ требует не просто отнести (все подряд) отходы к конкретному классу опасности, а отнести для подтверждения такого отнесения:

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 14. Требования к обращению с отходами I–V классов опасности
1. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I–V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I–V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2. Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.

Стало быть, если вид отходов включен в ФККО (как следствие, подтверждать отнесение к классу опасности не требуется), то и осуществлять отнесение для подтверждения такого отнесения тоже не требуется. А если вид отходов уже включен в ФККО (и одновременно — в БДО), то Критерии можно не открывать.

Здесь стоит задуматься: а зачем вообще в таком случае (при формальном подходе) относить отход, предположительно соответствующий виду отходов, включенному в ФККО, к конкретному классу опасности?

Дело в том, что необходимость установления класса опасности отходов, предположительно совпадающих с видами отходов, включенными в ФККО, может быть продиктована сомнениями образователя отходов в совпадении всех классификационных признаков идентифицируемого отхода и конкретного вида отхода, включенного в ФККО.

Например, если во время проверки орган госэконадзора выяснит, что хозяйствующий субъект ошибочно признал «шлаком плавки стали при литье стали» «шлак внепечной обработки стали», тут предприятие могут ожидать многие неблагоприятные последствия — ответственность за отсутствие данного вида отходов в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, за неуказание данного вида отходов в материалах учета отходов и др.

Более того, хозяйствующему субъекту важно правильно установить класс опасности и вид тех или иных образуемых отходов, которые, по его мнению, соответствуют видам отходов, уже включенным в ФККО, в следующих ситуациях:

• разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

• ведение учета в области обращения с отходами;

• формирование отчетности в области обращения с отходами;

• исчисление платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов.

На основании каких сведений (без применения Критериев) хозяйствующий субъект может сделать выводы о соответствии образуемого отхода:
• тому или иному виду отходов из ФККО;
• конкретному классу опасности?

Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445.

Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом МПР РФ от 02.12.2002 № 786.

Здесь и далее выделено автором.

На нашем ресурсе-справочнике представлен ФККО 2020 с классами опасности и поисковиком по названию или по коду с расшифровкой значений. Все пожелания и замечания до доработке сервиса необходимо направлять на admin@kod-fkko.ru

Федеральный классификационный каталог отходов — это это список отходов, содержащий в себе классифицированную и структурированную информацию по видам наименования и определения класса опасности для любого вида мусора. Производственные и потребительские отходы — это серьезная экологическая проблема для общества.

Полный список отходов

Отходы – вещества разного происхождения, образовавшиеся в результате производства или другой деятельности человека:

  • товары или изделия, утратившие свои свойства;
  • пришедшие в негодное состояние;
  • упаковочные материалы.

Для обеспечения безопасности окружающей среды необходимо вести организованный учет всех остатков деятельности как человека, так и производства. С этой целью был разработан ФККО, который
регламентирует работу предприятий в области списания материалов, утративших свою функциональность, пришедших в непригодность, требующих замены. Однако основная цель его создания — обеспечение безопасности утилизации отходов, их перевозок; создание условий не нарушающих экологических принципов сохранения чистоты природы.

В классификации отображается:

  • происхождение отходов, всего пять видов (животного, растительного, минерального, химического, коммунально-бытового);
  • агрегатное состояние вещества, а также физическая форма (блоки, стружка, топливные жидкости);
  • Образование сырья, химический состав, технологии получения;
  • последние цифры обозначают экологическую опасность.

Разъяснения по вопросу действия разрешительных документов в области обращения с отходами после вступления в силу с 01 августа 2014г. постановления Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712
Разъяснения по вопросу действия разрешительных документов в области обращения с отходами после вступления в силу с 01 августа 2014г. постановления Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности» и приказа Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов»
В связи с многочисленными обращениями юридических лиц, Минприроды России направляет разъяснения по вопросу действия разрешительных документов в области обращения с отходами после вступления в силу с 01 августа 2014 г. постановления Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности» и приказа Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» и просит довести их до территориальных органов Росприроднадзора для руководства в работе.
В целях реализации пункта 6 статьи 12 и пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и в соответствии с пунктом 5.2.31 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» Минприроды России разработан и принят приказ Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» (далее – Порядок ведения ГКО) (зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный номер № 22313 от 16 ноября 2011 г.).
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.
Согласно пункту 3 вышеуказанного приказа Минприроды России Порядок ведения ГКО вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов», то есть с 01 августа 2014 г. (со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности»).
Согласно пункту 5.5.11 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370», а также согласно положениям Порядка ведения ГКО, Росприроднадзор ведет государственный кадастр отходов, то есть обобщает и систематизирует информацию, полученную из территориальных органов Росприроднадзора, формирует сводный перечень видов отходов, подлежащих включению в Федеральный классификационный каталог отходов (далее – ФККО). Кроме того, Росприроднадзор и его территориальные органы обеспечивают размещение на своих официальных сайтах в сети «Интернет» сведений о видах отходов, включенных в ФККО.
Согласно пункту 3.1 раздела III Регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Росприроднадзора от 29 июня 2007 г. № 191 (зарегистрирован в Минюсте России 12 июля 2007 г., № 9824), решения Росприроднадзора (пункт 13 Порядка ведения ГКО) должны оформляться в виде приказа (распоряжения) Росприроднадзора или в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в виде иных актов.
В свое время в целях реализации Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» Министерством природных ресурсов Российской Федерации был принят приказ от 2 декабря 2002 г. № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» (зарегистрирован в Минюсте России 9 января 2003 г. № 4107), а также приказ от 30 июля 2003 г. № 663 «О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР России от 2 декабря 2002 г. № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» (зарегистрирован в Минюсте России 14 августа 2003 г. № 4981).
Согласно пункту 2 и 3 приказа Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» вышеуказанные приказы МПР России по ФККО признаются утратившим силу после 01 августа 2014 г.
Необходимо отметить, что структура и содержание ФККО, а также совокупность классификационных признаков отходов, включаемых в ФККО, формируемого согласно положениям Порядка ведения ГКО (приказ Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792) сохранили преемственность с данными ФККО, утвержденного в 2002-2003 гг. и действующего в настоящее время.
В частности, сохраняются положения по:
совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме;
наличию в ФККО шести уровней классификации отходов, расположенных по иерархическому принципу (в порядке убывания) и отражающих: происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (блок, тип, подтип, группа), химический и (или) компонентный состав отходов (подгруппа), агрегатное состояние и физическая форма отходов (позиция);
классификации отходов по типам, подтипам, группам, подгруппам и позициям, которая отражает развернутое описание происхождения и состава отходов, а также их агрегатное состояние и физическую форму.
Изменения в новом ФККО по отношению к его действующей в настоящее время редакции касаются только упразднения двух знаков (одиннадцатого и двенадцатого), использовавшихся для кодирования опасных свойств и исключаемых в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г.
№ 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности» утверждены Правила проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности, а также типовая форма паспорта отходов I — IV классов опасности.
Положениями указанного постановления Правительства Российской Федерации упрощена процедура паспортизации отходов:
на отходы I — IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, хозяйствующие субъекты составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной данным постановлением Правительства Российской Федерации;
на отходы, не включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.
В настоящее время Минприроды России ведется разработка и согласование приказа Минприроды России «Об утверждении порядка отнесения отходов к классам опасности», а также приказа Минприроды России «О Критериях отнесения отходов к I – V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду».
Вместе с тем, Минприроды России отмечает, что до вступления в силу указанных приказом Минприроды России необходимо руководствоваться положениями действующего приказа МПР России от 15 июня 2001 г. № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды», поскольку в нем содержатся все методологические нормы, которые и в дальнейшем не будут изменены.
На основании изложенного Минприроды России сообщает, что после вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности» и приказа Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» (с 01 августа 2014 г.) выданные и утвержденные Росприроднадзором и его территориальными органами (ранее — Ростехнадзором и его территориальными органами) разрешительные документы в области обращения с отходами (нормативы образования отходов и лимитов на их размещения; лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, а также материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности) не требуют переоформления до истечения указанного в них срока действия, за исключением случаев переоформления, установленных законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности» фактически становятся применимы положения статьи 14 Федерального закона от 28 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части требований о составлении паспорта на отходы I — IV класса.
Таким образом, с 01 августа 2014 г. индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I — IV класса опасности, обязаны составить и утвердить паспорт на данные отходы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712.
Заместитель Министра Р.Р. Гизатулин