Код ФККО

Фото: sibekcompany.ru

Статья подготовлена специально для 72 номера издаваемого «БЕЛЛОНОЙ» журнала «Экология и право».

Минприроды подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Законопроект пока не внесен в Государственную думу. Первая версия закона прошла обсуждение на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. На базе ФГУП «РосРАО», входящего в Госкорпорацию «Росатом», создан Проектный офис Единой государственной системы обращения с отходами I и II классов опасности (ЕГС ОПВК).

Как возможные изменения отразятся на системе обращения с отходами в целом, на рынке отходов и в итоге на жизни россиян и их безопасности – вопрос будущего. Но проблемы, с которыми столкнется единый федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности, ясны уже сейчас. В Минприроды указали на две из них. Первая – нехватка мощностей по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов I и II классов опасности. Вторая – отсутствие объективных данных об объеме образующихся и захороненных отходов I и II классов опасности.

Перечень обозначенных Минприроды проблем можно продолжить.

1. Отсутствие единого подхода к классификации отходов

Традиционно считается, что к отходам I класса опасности относятся полоний, бензапирен, фтороводород, соли свинца, таллий, диэтилртуть, плутоний, теллур, циановодород и др. Эти вещества могут содержаться в трансформаторах, конденсаторах, ртутных термометрах и ртутных и люминесцентных лампах. Ко II классу опасности относят литий, фенол, хлороформ, серную кислоту, селен, сероводород, барий, формальдегид, сурьму, стирол, все нитриты, мышьяк, молибден и др. Эти вещества содержат аккумуляторы, масла, щелочи, кислоты, гальванические элементы, остатки рафинирования нефтесодержащих отходов.

На практике отнесение отхода к определенному классу опасности регулируется двумя федеральными органами – Росприроднадзором и Роспотребнадзором. По сути, для одних и тех же отходов существуют два разных классификатора и две разных процедуры согласования в территориальных органах. Различие подхода прослеживается уже на уровне терминологии: «опасные отходы» (Росприроднадзор, п. 3.26 ГОСТ 30772–2001) и «токсичные отходы» (Роспотребнадзор, п. 3.28 ГОСТ 30772–2001).

Росприроднадзор согласно Федеральному закону № 89-ФЗ разделяет отходы на 5 классов опасности и обозначает их римскими цифрами:

I класс – чрезвычайно опасные отходы;

II класс – высокоопасные отходы;

III класс – умеренно опасные отходы;

IV класс – малоопасные отходы;

V класс – практически неопасные отходы.

Роспотребнадзор согласно СП 2.1.7.1386–03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления» разделяет их на 4 класса опасности и обозначает арабскими цифрами.

Необходимость в паспорте опасного отхода с указанием класса опасности основывается на требованиях природоохранного законодательства (ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ). Необходимость в определении класса опасности токсичного отхода основывается на требованиях санитарного законодательства (ст. 2, 22 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

При проведении проверок органами Росприроднадзора могут быть затребованы паспорта опасных отходов с указанием класса опасности, а органами Роспотребнадзора – обоснования классов опасности токсичных отходов (так называемых санитарных классов опасности). Фактически существуют и две классификации отходов: по одной штрафует Росприроднадзор, по другой – Роспотребнадзор. Формально Роспотребнадзор объясняет свою классификацию тем, что «росприроднадзоровская» классификация разработана в отношении окружающей среды, а их – «роспотребнадзоровская» – в отношении человека.

Такая рассогласованность затрудняет формирование единой государственной системы обращения с отходами. Перечень поручений по итогам заседания Государственного совета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений», состоявшегося 27 декабря 2016 года, содержит указание «внести в законодательство Российской Федерации изменения, предусматривающие гармонизацию законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях выработки единых подходов к классификации отходов». Работа над этим ведется, но еще не завершена.

2. Раскоординированность управления в системе обращения с отходами между разными органами власти

По мнению Елены Есиной, эксперта по экологическим правам Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, серьезной проблемой является отсутствие единого центра управления отходами. «С точки зрения технологий передача отходов I и II классов опасности в ведение ФГУП «РосРАО» – это обоснованное решение, но с точки зрения организации процесса обращения с отходами я категорически против создания еще одной структуры, которая будет заниматься отходами. Первоначально одним регулятором обращения с отходами было Министерство природных ресурсов и экологии. В 2013 году заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А. Чибис настоял на принятии Положения о передаче коммунальных отходов Минстрою. В Минпромторге занимаются промышленными отходами – их департамент разрабатывает стратегию обращения до 2030 года. Теперь отходы I и II классов опасности будут у РосРАО. Целесообразно было бы, например, оставить одним регулятором Минприроды, и в его структуре создать Агентство по обращению с отходами производства и потребления по аналогии с Федеральным агентством водных ресурсов», – поделилась своими сомнениями Есина.

С позицией эксперта трудно не согласиться: в регулировании системы обращения с отходами участвуют практически все ветви власти – Минприроды, Минстрой, Минпромторг, Росприроднадзор, Роспотребнадзор, Минтранс (сфера опасных перевозок отходов). Противоречия возникают уже на уровне законодательных актов.

3. Возможный уход из зоны ответственности единого федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности через понижение класса опасности отхода

На сегодняшний день институт регионального оператора введен только для твердых коммунальных отходов, а введение единого федерального оператора предполагается только для отходов I и II классов опасности. Система обращения с промышленными отходами III-V классов, как и тарифы на их утилизацию, до сих пор остается рыночной. Все работающие в сфере обращения с промышленными отходами собеседники, с которыми довелось обсуждать проблему, сходились во мнении, что если отходы I и II классов опасности передадут единому федеральному оператору, а отходы III-V классов оставят в системе рыночных отношений, уход от единого федерального оператора в серую схему либо в рыночную систему обращения с отходами III-V классов опасности неизбежен. «При переходе на новую систему для отходов I и II классов произойдет переход на монопольные тарифы, которые будут выше. К тому же федеральный оператор вряд ли сможет предложить гибкие системы оплаты, отсрочку платежа, которую предлагаем мы. В такой ситуации компании будут стремиться уходить от федерального оператора в более гибкий рынок обращения с отходами III-V классов. Как следствие, может усилиться тенденция на снижение класса опасности отхода через оформление новых паспортов отходов и повторное включение в ФККО», – делится своими опасениями Андрей Кузнецов, технический директор компании «Балт­ЭкоХим».

Действительно, уже сейчас компании – образователи отходов, стремясь снизить класс опасности отхода и расходы на его утилизацию, нередко переоформляют паспорт отхода и повторно включают его в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО). Согласно Порядку отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденному приказом Минприроды, класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается на основании сведений, содержащихся в ФККО и банке данных об отходах. При отсутствии вида отходов в ФККО – определяется на основании одного из двух критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденных Минприроды. Критерий 1 – степень опасности отхода для окружающей среды (расчетный путь); критерий 2 – кратность разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует (эмпирический путь).

Часто при оформлении паспорта выбирается тот критерий, который более выгоден. Если компания хочет оформить паспорт заново, включившись в ФККО с новым видом отхода, для которого рассчитан меньший класс опасности, возможен и более творческий подход: при смешении двух отходов получается третий отход, который заново включается в ФККО. Иногда отходы разбавляют, чтобы получить меньший класс опасности с применением критерия 2, а иногда, напротив, обезвоживают на декантере (например, такой способ применила одна из крупных компаний для шлама гидрофильтров III класса опасности, получив в результате отход IV класса опасности).

Способов – множество. Как и специализированных организаций, предоставляющих услуги разработки паспортов отходов и согласования их в Росприроднадзоре и ФЦАО. Если же большой объем отходов II класса опасности будет переоформлен хозяйствующими субъектами в III класс через повторную паспортизацию и включение в ФККО, федеральный оператор не сможет получить гарантированный объем отходов, без которого бизнес не будет заинтересован в инвестициях для создания комплексов по переработке. Но еще важнее экологическая составляющая проблемы: есть риск, что отходы II класса опасности, период восстановления последствий влияния которых оценивается в 30 лет, будут перевозиться и храниться как отходы менее опасные.

4. Отсутствие объективных данных об отходах I и II классов опасности в региональных территориальных схемах обращения с отходами

Сегодня данные об отходах можно почерпнуть из региональных территориальных схем обращения с отходами. 3 октября 2018 года вступило в силу новое Постановление Правительства РФ № 1130 от 22.09.2018, регламентирующее требования к территориальным схемам обращения с отходами. В период разработки территориальных схем регионы опирались на прежнее Постановление Правительства РФ от 16.03.2016 № 197. Тогда территориальная схема должна была состоять из следующих разделов:

Раздел 1 «Нахождение источников образования отходов». В нем должны быть указаны наименования источников образования отходов и сведения о почтовом адресе и (или) географических координатах источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации.

Раздел 2 «Количество образующихся отходов». Содержит данные о ежегодном образовании отходов, систематизированные по видам отходов согласно федеральному классификационному каталогу отходов и их классам опасности от I до V.

Раздел 3 «Целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов» содержит данные:

– об установленных в субъекте Российской Федерации целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов и о достигнутых значениях указанных целевых показателей (на дату утверждения территориальной схемы);

– о доле утилизированных, обезвреженных отходов в общем объеме отходов, образовавшихся в процессе производства и потребления (процентов), суммарно и с разбивкой по видам и классам опасности;

– о доле отходов, направляемых на захоронение, в общем объеме отходов, образовавшихся в процессе производства и потребления (процентов), с разбивкой по видам и классам опасности.

Раздел 4 «Места накопления отходов» содержит данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации).

Раздел 5 «Объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов» содержит:

– наименования расположенных на территории субъекта Российской Федерации объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

– сведения о почтовом адресе и (или) географические координаты местонахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

– данные о ежегодном количестве отходов (суммарно и с разбивкой по видам и классам опасности, а также данные о количестве обработанных, утилизированных, обезвреженных и размещенных отходов.

Раздел 6 «Баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов».

Раздел 7 «Схема потоков отходов».

Если бы требования к территориальным схемам регионов были соблюдены, то из них несложно было бы получить информацию по отходам I и II классов опасности: источникам их образования (в том числе объемам образования отходов в год по видам в ФККО), местам их накопления, объектам по переработке утилизации, обезвреживанию и накоплению (в том числе количество переработанных, обезвреженных, утилизированных, накопленных отходов по видам в ФККО и классам опасности).

Проанализируем, выполнены ли требования к территориальным схемам обращения с отходами, на примере двух регионов – Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В каждом регионе руководителем назначен орган исполнительной власти, отвечающий за разработку и корректировку территориальных схем. В Ленинградской области это Управление Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами, в Санкт-Петербурге – Комитет по благоустройству Правительства Санкт-Петербурга.

С территориальной схемой обращения с отходами Ленинградской области можно ознакомиться на сайте Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами.

В разделе «Систематизированные данные о ежегодном образовании отходов на территории Ленинградской области по источникам образования» указаны данные по образованию отходов только для двух видов отходов I и II классов опасности: I класс – лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства; II класс – аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом. Данные по остальным видам промышленных отходов I и II классов опасности, которые образуются в регионе, отсутствуют. Сомнительно, что на территории региона они вообще не образуются.

В разделе «Данные о доле утилизированных, обезвреженных отходов на территории Ленинградской области суммарно, в общем объеме отходов, а также о доле отходов, направляемых на захоронение, в общем объеме отходов, образовавшихся в процессе производства и на территории Ленинградской области, с разбивкой по видам и классам опасности отходов» представлены данные только для одного вида отходов I и II классов опасности – ртутные лампы (I класс). Для всех остальных видов отходов данные не представлены.

В следующем разделе – «Места накопления отходов, не отнесенных к твердым коммунальным отходам» также представлена неполная информация. Среди мест накопления отходов не указан даже полигон «Красный Бор», который принимал отходы I-V классов опасности с 1970 по 2015 годы, и на котором накоплено около двух миллионов тонн отходов.

В разделе «Объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов» указаны только адреса объектов, но не указано количество отходов, их классы и виды.

В свою очередь, в разделе «Данные о ежегодном количестве отходов, принимаемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения» указано суммарное количество отходов по классам и видам. Однако количество отходов дается без указания объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. С учетом неполной информации в предыдущем разделе невозможно установить, на каких именно объектах происходит обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I и II классов опасности.

Как видим, территориальная схема обращения с отходами Ленинградской области имеет неполную информацию в части отходов I и II классов опасности.

Территориальная схема обращения с отходами Санкт-Петербурга размещена на сайте Администрации Санкт-Петербурга.

В разделе «Источники образования» есть разделение отходов на твердые коммунальные и промышленные – без систематизации по классам опасности, видам отходов с указанием кодов ФККО. Как следствие, невозможно получить информацию по источникам образования промышленных отходов I и II классов опасности.

В разделе «Количество образованных отходов» приведена информация о количестве образованных в 2016 году промышленных отходов (отходов, образованных в объектах нежилого фонда). Информация определена расчетным способом на основании данных, предоставленных департаментом Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов от хозяйственной деятельности предприятий и организаций по форме № 2-ТП (отходы) за 2016 год. Указаны коды ФККО и классы опасности.

Однако в разделе «Целевые показатели» информация представлена без систематизации по классам опасности отходов, их видам с указанием кодов ФККО. То есть информацию для отходов I и II классов опасности по целевым показателям получить невозможно.

В разделе «Места накопления» информация представлена только по твердым коммунальным отходам, по промышленным отходам отсутствует вовсе. Следовательно, о систематизации информации по классам опасности и видам отходов с кодами ФККО говорить не приходится.

В разделе «Объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов» отсутствуют данные о ежегодно принимаемом количестве отходов (суммарно и с разбивкой по видам и классам), указаны лишь адреса объектов, а также перечислены виды отходов, которые могут принимать компании согласно имеющейся лицензии.

Таким образом, в территориальной схеме обращения с отходами Санкт-Петербурга требования к территориальным схемам тоже выполнены не полностью.

С территориальными схемами обращения с отходами других регионов России ситуация та же. Правда, региональные территориальные схемы должны проходить корректировку – эта обязанность возложена законом на регионы. Возможно, в рамках этой работы, при направлении соответствующих предписаний от контролирующих органов, удалось бы восполнить некоторые пробелы. Ответственный исполнитель-разработчик территориальной схемы обращения с отходами Ленинградской области, кандидат технических наук Екатерина Озерова объяснила отсутствие данных в территориальной схеме неполнотой информации, опубликованной на сайте Управления по обращению с отходами: «Органы исполнительной власти субъекта имеют право выкладывать не всю территориальную схему, а определенные позиции. Мы в рамках государственного контракта делали все разделы в соответствии с требованиями к территориальным схемам и техническим заданием».

До 1 января 2020 года региональные территориальные схемы обращения с отходами должны пройти корректировку. После вступления в силу Постановления Правительства РФ № 1130 от 22.09.2018 территориальная схема обращения с отходами кроме прежних разделов будет включать в себя:

– данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;

– оценку объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;

– прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

– сведения о зонах деятельности региональных операторов;

– электронную модель территориальной схемы.

Остается надеяться, что в рамках работы по корректировке территориальных схем согласно требованиям нового Постановления Правительства РФ № 1130 регионам удастся исправить ошибки, допущенные ранее при разработке основных разделов.

5. Отсутствие решения по рекультивации уже имеющихся полигонов с отходами I и II классов опасности

Установление единого федерального оператора только для вновь образующихся отходов не решит проблему рекультивации «исторических» захоронений – старых мест накопления отходов. Эксперт Горного совета Северо-Западного федерального округа Юрий Королев указал на утрату данных об этих объектах: «В 1990-е годы в ходе массовой приватизации и перепрофилирования химических производств многочисленные места накопления отходов стали бесхозными и брошенными в результате банкротств старых юридических лиц. Сегодня информация о них отсутствует. Неясно, на какие средства будет проведена рекультивация таких полигонов, и кто понесет ответственность за их рекультивацию».

Действительно, такие места накопления не нашли отражения в региональных территориальных схемах обращения с отходами. Инвентаризация накопленных отходов не проведена даже на таком знаковом и масштабном объекте, как полигон «Красный Бор», который является «горячей точкой» ХЕЛКОМ и находится в ведении хозяйствующего субъекта – правительства Санкт-Петербурга. Полигон «Красный Бор» как место накопления даже отсутствует в территориальных схемах обращения с отходами двух регионов – Санкт-Петербурга и Ленинградской области. И это типичная ситуация для страны в целом: регионы не отразили эти места накоплений в территориальных схемах, а следовательно, и уходят от ответственности за рекультивацию этих земель. Поэтому создание единого федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности без параллельного определения источников финансирования рекультивации исторических захоронений – путь тупиковый. При увеличении финансовой нагрузки на бизнес по утилизации отходов I и II классов опасности, но без понимания того, кто же финансово ответственен за рекультивацию старых свалок, их рост на территории России будет только продолжаться.

Целью настоящей работы являлось изучение системы классификации и кодирования отходов в различных редакциях ФККО.

Основная часть. Первая редакция ФККО была утверждена приказом Госкомэкологии РФ в 1997 г. Учёту отходов в введённом каталоге подлежали все виды отходов, за исключением радиоактивных и отходов, захороненных на объектах размещения отходов (полигонах, шламохранилищах, отвалах горных пород и пр.) до 31.12.1997 г. Виды отходов подлежали систематизации по совокупности приоритетных признаков: по происхождению, агрегатному состоянию, химическому составу (процентному содержанию компонентов), экологической опасности. Для формализации видов отходов, удобства передачи информации, её обработки, сбора была введена кодовая шестизначная структура (рис. 1).

Рис. 1. Шестизначная структура кода вида отходов первой редакции ФККО

ФККО имел пять уровней классификации, расположенных по иерархическому принципу: блоки, группы, подгруппы, позиции, субпозиции. Высшим уровнем классификации являлись блоки, сформированные по признаку происхождения отходов. Весь массив видов отходов был разбит на четыре блока, обозначенные цифрами:

1 – отходы органического природного происхождения (животного и растительного);

3 – отходы минерального происхождения;

5 – отходы химического происхождения;

9 – отходы коммунальные.

Каждый блок включал в себя девять групп. Группа обозначалась цифровым кодом с двумя первыми значащими цифрами. Группы делились на подгруппы. Каждая группа содержала девять подгрупп, которые обозначались кодом с тремя первыми значащими цифрами. Каждая подгруппа могла содержать 99 позиций, обозначаемых кодом с пятью первыми значащими цифрами. Субпозиция обозначалась шестизначным кодом. При этом если блок – группа – подгруппа отражали развёрнутую характеристику происхождения отходов, то позиция и субпозиция должны были отражать состав и свойства отходов (шестая цифра кода обозначала уровень экологической опасности отхода в соответствии с установленным классом опасности, при этом вместо шестой цифры мог быть использован буквенный символ для обозначения некоторых специфических видов опасности). Заметим, что в первом ФККО коды отходов содержали не более трёх первых значащих цифр (уровень подгрупп): процесс формирования ФККО только начинался.

Вторая редакция ФККО, утверждённая приказом МПР РФ в 2002 г., вводила тринадцатизначную структуру кода отходов. Первые восемь цифр должны были использоваться для кодирования происхождения отхода (первая цифра соответствовала нумерации блоков, введённой в первой редакции ФККО); девятая и десятая цифры – для кодирования агрегатного состояния и физической формы; одиннадцатая и двенадцатая – для кодирования опасных свойств и комбинаций; тринадцатая – для кодирования класса опасности для окружающей природной среды. Во второй редакции ФККО коды отходов содержали не более трёх первых значащих цифр. В дополнениях ко второй редакции ФККО, внесённых Приказом МПР РФ от 30.07.2003 № 663, коды видов отходов содержали уже до тринадцати значащих цифр (уровень конкретного вида отходов).

С 01.08.2014 г. вступил в силу Приказ Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов». Его действие не распространяется на вопросы обращения с радиоактивными отходами, биологическими отходами и отходами лечебно-профилактических учреждений. В соответствии с указанным нормативным правовым актом введена одиннадцатизначная структура кода вида отходов (рис. 2).

Рис. 2. Одиннадцатизначная структура кода вида отходов действующего ФККО

ФККО, введённый в действие с 01.08.2014, имеет шесть уровней классификации отходов, расположенных по иерархическому принципу (в порядке убывания) и отражающих:

– происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (блок, тип, подтип, группа);

– химический и (или) компонентный состав отходов (подгруппа);

– агрегатное состояние и физическая форма отходов (позиция).

Для кодирования блоков, типов и подтипов, соответственно, используются цифры с 1 до 9; групп – с 1 по 999; подгрупп – с 1 по 99.

Девятый и десятый знаки кода используются для кодирования агрегатного состояния и физической формы вида отходов: 00 – данные не установлены; 01 – твёрдый; 02 – жидкий; 03 – пастообразный; 04 – шлам; 05 – гель, коллоид; 06 – эмульсия; 07 – суспензия; 08 – сыпучий; 09 – гранулят; 10 – порошкообразный; 11 – пылеобразный; 12 – волокно; 13 – готовое изделие, потерявшее потребительские свойства; 99 – иное.

Одиннадцатый знак кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 – для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 – I-й класс опасности; 2 – II-й класс опасности; 3 – III-й класс опасности; 4 – IV-й класс опасности; 5 – V-й класс опасности.

Действующий ФККО содержит восемь блоков отходов (табл. 2). Конкретные виды отходов представлены в каталоге по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности – в кодифицированной форме по одиннадцатизначной системе.

Количество образующихся отходов в результате человеческой и производственной деятельности с каждым днем растет. Наличие федерального классификационного каталога отходов значительно упрощает, с юридической точки зрения, осуществление различных действий над ними. Коды фкко присвоены всем видам отходов, которые образуются на территории нашей страны. Свойствами, по которым они классифицируются, являются происхождение, класс опасности, агрегатное состояние, степень воздействия на экологию. Коды фкко представлены в тринадцатизначном формате. Первые восемь цифр описывают происхождение, девятой и десятой кодируется агрегатное состояние и физические формы отходов. Одиннадцатая и двенадцатая цифры используются для описания опасных свойств и их комбинаций. Тринадцатая используются для кодирования класса опасности. Таким образом, зная коды фкко можно получить всю исчерпывающую информацию об отходе, необходимую для его вывоза или утилизации, обезвреживания.

Доступ к федеральному классификационному каталогу отходов на сегодняшний день абсолютно свободен. Каждый желающий имеет возможность скачать его для ознакомления или для получения нужной информации. Внесение дополнений и поправок в каталог осуществляется в соответствии с российским законодательством. Главным документом, регламентирующим эту процедуру, является Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 2 декабря 2002 г. «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов».

Субъект природопользования должен знать коды фкко выбрасываемых отходов. Такая осведомленность значительно упрощает обращение с ними. Ведь без знания таких кодов невозможно правильно организовать хранение, вывоз и утилизацию. На каждом предприятии должно быть уполномоченное лицо, на которое возлагаются обязанности по надзору за выполнением всех норм и предписаний российского законодательства касательно обращения с отходами. В случае если утилизация возложена на плечи стороннего предприятия, ведение всей юридической документации также перепоручается подрядчику.

В связи с тем, что любая предпринимательская деятельность связана с образованием отходов, перед началом производства необходимо узнать коды фкко, которые позволят четко разобраться с характером и природой отходов. Это в свою очередь позволит наметить ориентировочный план утилизации и связанные с ним финансовые расходы. Таким образом, бизнес-план предприятия получит свою завершенность.

Наша компания оказывает посильную профессиональную помощь своим клиентам при работе с федеральным классификационным каталогом.

Наш специалист расскажет вам другие подробности про коды ФККО, если Вы обратитесь к форме обратной связи.

Ситуация. Учет отходов производства в офисах

Организация занимается разработкой программных продуктов. Она осуществляет свою деятельность в офисе с использованием компьютерной техники.

В результате такой деятельности фактически никакие отходы не образуются: лишь испорченная бумага и некоторые бытовые отходы в незначительном количестве.

У организации возникают следующие вопросы:

1) должна ли она вести учет образующихся отходов, разработать инструкцию по обращению с отходами производства, составлять статистический отчет 1-отходы и вести экологический паспорт предприятия?

2) если учет необходим, то какие разделы инструкции по обращению с отходами производства |*| должны в ней быть для описания деятельности в офисном помещении?

* Правила и особенности разработки инструкции по обращению с отходами производства и уплаты экологического налога при долевой собственности и арендных отношениях

3) какие отходы нужно указать в инструкции по обращению с отходами производства для описания деятельности в офисе?

Документы и действия организации, осуществляющей офисную деятельность

Как правило, у организаций, осуществляющих свою деятельность в офисе, образуются отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности, отходы от канцелярской деятельности и делопроизводства (пусть и не в значительном количестве) и др. Следовательно, такая организация:

1) должна:

– иметь инструкцию по обращению с отходами производства;

– вести книгу учета отходов по форме ПОД-10 (1 единица);

2) не должна:

– вести экологический паспорт предприятия;

– сдавать в органы статистики форму государственного статистического отчета 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства» (далее – отчет 1-отходы).

Обоснуем наши выводы.

Требования к организации учета отходов любой организацией, осуществляющей обращение с отходами производства, установлены в следующих документах:

1) ТКП 17.02-12-2014 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Порядок ведения учета в области охраны окружающей среды и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды».

Справочно: данный кодекс введен в действие с 1 июня 2014 г. постановлением Минприроды Республики Беларусь от 03.03.2014 № 2-Т;

2) постановлении Минприроды Республики Беларусь от 20.06.2014 № 27 «О некоторых вопросах учета используемых природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, обращения с отходами, иных видов вредного воздействия на окружающую среду и признании утратившими силу постановлений Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 2 июня 2009 г. № 33 и от 31 декабря 2010 г. № 62»;

3) Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Минприроды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45 (далее – Инструкция № 45).

Рассмотрим кратко основные требования указанных документов.

Инструкция по обращению с отходами производства. Такая инструкция должна содержать обязательный раздел «Учет отходов производства». В нем организация определяет:

– виды и количество книг учета отходов, ведение которых будет осуществляться в организации;

– порядок заполнения книг учета отходов в части установления сроков внесения записей в книги учета отходов;

– способы определения фактического количества отходов (взвешивание, замер, расчетный метод и иной способ).

Книги учета отходов. ТКП 17.02-12-2014, в частности, предусматривает 2 книги ведения учета отходов:

– книгу учета отходов по форме ПОД-9 – применяется для ведения учета отходов в местах их образования (поступления);

– книгу общего учета отходов по форме ПОД-10 – используется для ведения учета образования отходов в организации, поступления отходов от других организаций, физических лиц и (или) передачи отходов другим организациям.

Важно! Книгу ПОД-9 не ведут организации, в структуру которых входит только одно производственное (структурное) подразделение.

Получается, что организации, которые осуществляют обращение с отходами в офисах, имеют право вести только книгу общего учета отходов по форме ПОД-10. Порядок ее заполнения должен быть отражен в инструкции по обращению с отходами производства |*| этой организации.

* Информация о том, в чьи обязанности входит разработка инструкции по обращению с отходами производства и уплата экологического налога при долевой собственности и арендных отношениях

Книгу учета отходов по форме ПОД-10 заполняет организация на основании данных бухгалтерского учета, сопроводительных паспортов перевозки отходов производства и иных документов, свидетельствующих об образовании и движении отходов. Она заполняется не реже 1 раза в месяц.

Отчет 1-отходы. Форма отчета 1-отходы, респонденты и указания по заполнению отчета определены постановлением Белстата от 19.09.2013 № 208.

По общему правилу респондентами являются все юридические лица, осуществляющие обращение с отходами производства, или их обособленные подразделения.

Однако это правило не распространяется на указанные лица и подразделения, которые соблюдают одновременно 2 условия:

1) образующиеся отходы представлены только:

– отходами производства, подобными отходам жизнедеятельности населения (код 9120400);

– отходами бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код 1870601);

– отходами упаковки незагрязненной (например, отходы с кодами 1870604, 1870605, 1870606, 5711400, 5712000, 5712100, 5711800);

– отработанными ртутьсодержащими лампами (коды 3532603, 3532604, 3532607);

2) общий объем указанных отходов не превышает 50 т в год.

При аренде зданий, сооружений и других объектов отчет представляет организация, которая обеспечивает по договору сбор, хранение, вывоз на размещение отходов, образующихся при эксплуатации зданий, сооружений и других объектов.

Как правило, организация, осуществляющая свою деятельность в офисных помещениях, попадает под названные условия. Поэтому ей не нужно составлять отчет.

Важно! Если у организации в отчетном году образуются иные отходы, чем указанные выше (льготируемые), то отчет составлять нужно (например, при образовании изношенных шин).

Экологический паспорт предприятия. По законодательству природопользователи (юридические лица, индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов и оказанием воздействия на окружающую среду) обязаны вести экологический паспорт предприятия.

Организация, осуществляющая обращение с отходами производства, признается природопользователем.

Требования к ведению паспорта установлены:

– Инструкцией о порядке ведения экологического паспорта предприятия, утвержденной постановлением Минприроды Республики Беларусь от 07.06.2013 № 25;

– СТБ 17.01.00-01-2012 «Охрана окружающей среды и природопользование. Экологический паспорт предприятия. Основные положения» (далее – Стандарт).

Справочно: стандарт утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта от 25.09.2012 № 59.

В Стандарте определено, что паспорт ведут только природопользователи, представляющие статистические данные в области охраны окружающей среды в определенном законодательством Республики Беларусь порядке.

Законодательством установлены различные государственные статистические отчеты в области охраны окружающей среды.

Так, отчеты, «связанные» с воздействием организации на водные объекты, атмосферный воздух, составляют только крупные природопользователи.

У организаций, осуществляющих свою деятельность в офисных помещениях |*|, может возникнуть обязанность по составлению только отчета 1-отходы. Но, как правило, они не составляют такой отчет по вышеуказанным причинам.

* Информация о том, кто при аренде помещения (здания, склада и т.д.) является плательщиком налога за хранение и налога за захоронение отходов

Следовательно, таким организациям не надо вести экологический паспорт предприятия.

Разделы инструкции по обращению с отходами производства, которые содержат описание деятельности в офисных помещениях

Требования к содержанию инструкции по обращению с отходами производства установлены Инструкцией № 45.

Есть 2 варианта содержания инструкции – общий и упрощенный.

Упрощенные требования к содержанию инструкции установлены для организаций, осуществляющих обращение с коммунальными отходами производства.

Отходы, образующиеся в административных зданиях, относятся к коммунальным отходам.

Справочно: перечень отходов, относящихся к коммунальным отходам, утвержден постановлением Минжилкомхоза Республики Беларусь от 30.11.2001 № 21.

Следовательно, для описания обращения с отходами в офисе применяется упрощенное содержание инструкции.

Итак, инструкция по обращению с отходами в офисе будет включать в себя:

– титульный лист;

– обязательные разделы: «Общие сведения», «Ответственные за организацию обращения с отходами производства», «Учет отходов производства», «Сбор и хранение отходов производства»;

– обязательные приложения: «Образующиеся отходы производства», «Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения», «Карта-схема хранения отходов производства».

При этом в разделе «Учет отходов производства» не нужно указывать порядок сбора данных для представления государственной статистической отчетности в области обращения с отходами производства и порядок проведения инвентаризации отходов производств. В приложении «Образующиеся отходы производства» необходимо дополнительно указать обращение с отходами после их сбора и временного хранения, т.е. указать дальнейшее движение отходов.

Справочно: дальнейшее движение отходов определяется их свойствами. Для отходов, образующихся в офисных помещениях, это может быть использование, обезвреживание, захоронение |*|.

* Информация об ответственности за несвоевременное перечисление суммы экологического налога владельцу объекта захоронения отходов производства

Отходы, которые нужно указать в инструкции по обращению с отходами производства для описания деятельности в офисных помещениях

Отходы, которые образуются в результате деятельности любой организации, выявляются при проведении инвентаризации отходов производства.

Такая инвентаризация должна быть проведена до разработки инструкции по обращению с отходами производства.

Справочно: правила инвентаризации определены Инструкцией о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденной постановлением Минприроды Республики Беларусь от 29.02.2008 № 17.

Минимальный перечень отходов, образующихся в результате деятельности организации в офисе, следующий (см. табл. 1):

Справочно: наименования и коды, степень опасности отходов и класс опасности опасных отходов определены согласно классификатору отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденному постановлением Минприроды Республики Беларусь от 08.11.2007 № 85.

Коды физического состояния отходов устанавливаются согласно приложению 1 к постановлению Белстата от 19.09.2013 № 208.

Если в офисе осуществляется распаковка товаров, то могут образовываться так называемые упаковочные отходы, источник образования которых можно назвать как «распаковка товаров». Это могут быть следующие отходы (см. табл. 2):

В результате обслуживания источников освещения, находящихся в офисных помещениях, образуются перегоревшие лампы. В зависимости от вида ламп это могут быть следующие отходы (см. табл. 3):


__________________________
* Коды определены постановлением Минприроды Республики Беларусь от 08.11.2007 № 85.

Инструкция по обращению с отходами производства разрабатывается для описания обращения с отходами в целом юридического лица. Поэтому не только деятельность организации в офисе должна быть рассмотрена при разработке инструкции, но и другие виды деятельности организации. Например, у организации может быть на балансе автотранспорт. Минимальный перечень отходов, образующихся при техническом обслуживании транспорта, следующий (см. табл. 4):

Перечень образующихся отходов указывается в специальном приложении к инструкции по обращению с отходами производства, называемом «Образующиеся отходы производства». Кроме кода, наименования отходов, степени и класса опасности отходов, кода физического состояния отходов, источников образования отходов в этом приложении также указываются сведения о необходимости регистрации сделок об отчуждении отходов, указанных в инструкции.

Данные сведения необходимо взять из постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23.10.2009 № 1391 «Об утверждении перечня опасных отходов, сделки о передаче которых на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении которых юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами, подлежат регистрации».

ФККО – Федеральный классификационный каталог отходов – справочник, позволяющий ознакомиться с типами отходов. Что такое ФККО определил Росприроднадзор, и только служба по надзору в сфере природопользования может вносить в классификатор изменения. Распределение отходов в каталоге происходит по степени воздействия веществ на экологию.

Назначение и принцип работы классификатора

Классификатор разделяет мусор на пять классов опасности, где первый – чрезмерно опасный и пятый – неопасный. Код ФККО содержит в себе различные характеристики:

  • отрасль производства – источник происхождения;
  • форму фракции, его агрегатное состояние;
  • химическую структуру сырья, его источник;
  • степень опасности для экологии.

Сведения об отходах, содержащиеся в коде

Весь мусор распределен на девять блоков. Определить, к какому относится тот или иной, можно по первой цифре в коде.

Код

Вид отхода по отрасли
1 Сельское и рыбное хозяйства, лесное производство
2 Добыча полезных ископаемых
3 Обрабатывающая промышленность
4 Непроизводственные потребительские отходы и производственные, а также те, что утратили свои потребительские свойства и не вошли в другие блоки
5 Исключен. Содержал сведения об отходах фармацевтического происхождения, радиоактивных, биологических веществах
6 Паро-, электро-, газоснабжение
7 Водоснабжение, водоотведение
8 Строительство, ремонтная деятельность
9 Прочие виды деятельности, не относящиеся к описанным выше блокам

Изначально код был шестизначным, теперь для классификации используют 11 цифр. Систему приняли в 2014 году:

  • происхождение, тип исходного сырья – со второй по шестую цифру;
  • химический состав – 7 и 8 число;
  • агрегатное состояние вещества – 9 и 10 цифры;
  • класс опасности, ее степень – 11 знак кода.

Агрегатное состояние, определяющееся двумя цифрами, может обозначать:

  • 10 – жидкий материал;
  • 20-29 – твердое вещество в разном виде;
  • 30-39 – дисперсные смеси;
  • 40-49 – сыпучие;
  • 50 – твердые материалы, состоящие из одного (51) или многих компонентов (52), имеющие жидкость в качестве одного из элементов (53) или газ (54);
  • 60 – волокнистые материалы, состоящие из одного (61) или нескольких элементов (62);
  • 70 – смесь твердых веществ, изделий и волокон (71), изделий и волокон (72).

Пример поиска отхода в классификаторе

По коду 1 12 110 01 33 4 можно определить, что он относится к первому блоку. Название – навоз крупно рогатого скота свежий. Цифры 33 говорят о пастообразной консистенции, последнее число 4 – о классе опасности.

Основные группы отходов

Классифицировать мусор можно по происхождению:

  • коммунально-бытовые отходы или потребительские;
  • производственные;
  • военные.

Также различают виды по составу:

  • мусор биологического происхождения, к нему относится навоз, помет, жом и т. п.;
  • отходы техногенного характера: отработанное ядерное топливо, мусор электронного характера, шлак, нефтешламы, др.

По агрегатному состоянию бывают газообразные, жидкие, твердые отходы.

По классу опасности различают пять групп:

  1. I – представляют собой очень высокую опасность для окружающей среды, после воздействия восстановить экологическую систему невозможно.
  2. II – высокая опасность, экология восстановится за 30 лет, если устранить источник воздействия.
  3. III – средняя степень опасности, восстановление займет от 10 лет, если снизить негативное воздействие.
  4. IV – низкая степень, вещества относятся к малоопасным, самовосстановление происходит за 3 года.
  5. V – очень низкая степень воздействия на экологию, являются практически неопасными, экологическая система не нуждается в восстановлении.

Расшифровка кода и методика работы с классификатором

Пример работы с классификационным каталогом отходов

Росприроднадзор установил правила обращения с отходами, поэтому предприятия должны классифицировать собственный мусор и иметь на него паспорт, если речь идет об отходах I-IV классов, для V класса – протокол биотестирования. Поскольку редакция Федеративного классификатора каталога отходов часто дополняется, нужно следить, чтобы данные были внесены в паспорт корректно, в соответствии с действующими правилами.

В случае если производству необходимо вывезти минеральные удобрения, утратившие потребительские свойства, то нужно:

  1. Определить блок, к которому относится мусор. В данном случае это отход сельского хозяйства. Код начинается на 1.
  2. Найти необходимый минеральный компонент мусора. К примеру, речь идет об азотных, тогда номер ФККО 1 14 111 11 49 4.
  3. Получить документ на отход: паспорт или протокол биотестирования. В указанном случае класс опасности IV, поэтому необходим паспорт.

Вносимые изменения

Росприроднадзор может несколько раз в год вносить правки в классификатор отходов. Все изменения публикуются на сайте «Российская газета». Неудобства заключаются в том, что каждый раз публикуется только новый измененный фрагмент документа. Необходимо самостоятельно сопоставлять все изменения. Поэтому наиболее подходящий вариант – на сайте «Российская газета» узнать, от какого числа были внесены последние правки, и воспользоваться онлайн-классификаторами.

Важно сравнить, совпадает ли дата внесения последних изменений. Ее зачастую указывают после названия каталога.

ФККО в Интернете с удобным поиском:

  • Федеральный классификационный каталог отходов
  • ФККО 2019
  • Федеральный классификационный каталог отходов

Код мусора можно проверить через поиск на сайтах или же найти нужный номер по блокам.