КоАП оказание услуг не отвечающих требованиям безопасности

Новая редакция Ст. 14.4 КоАП РФ

1. Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.4.2 и 14.4.3 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от семи тысяч до пятнадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

Комментарий к Статье 14.4 КоАП РФ

1. Объект правонарушения — общественные отношения, возникающие в процессе продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг населению.

Правовое регулирование данной сферы отношений осуществляется посредством Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании». Обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правилам идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам устанавливаются техническими регламентами — документами, принятыми в соответствии с федеральными законами, указами Президента или постановлениями Правительства, а также ратифицированными международными договорами.

2. Объективная сторона правонарушения состоит в совершении противоправных деяний: продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке (ч. 1 комментируемой статьи).

Технические регламенты в качестве обязательных должны содержать требования, гарантирующие безопасность продукции и процессов и их соответствие предоставленной о них информации.

Правительство РФ разрабатывает предложения об обеспечении соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам. В этих целях Правительством РФ утверждается программа разработки технических регламентов, которая должна ежегодно уточняться и опубликовываться.

3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, состоит в совершении противоправных деяний — продаже товаров, выполнении работ либо оказании населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее — санитарные правила) — это нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Санитарные правила разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, и иными органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека.

На территории РФ действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством РФ.

Санитарные правила подлежат регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством РФ (см. Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные Постановлением Правительства от 13 августа 1997 г. N 1009).

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Формой подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов является декларирование соответствия. Декларация о соответствии — документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать:

наименование и местонахождение заявителя;

наименование и местонахождение изготовителя;

информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект;

наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция;

указание на схему декларирования соответствия;

заявление заявителя о безопасности продукции при ее использовании в соответствии с целевым назначением и принятии заявителем мер по обеспечению соответствия продукции требованиям технических регламентов;

сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, сертификате системы качества, а также документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;

срок действия декларации о соответствии;

иные предусмотренные соответствующими техническими регламентами сведения.

Срок действия декларации о соответствии определяется техническим регламентом.

Форма декларации о соответствии утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Оформленная по установленным правилам декларация о соответствии подлежит регистрации федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию в течение трех дней.

Для регистрации декларации о соответствии заявитель представляет в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию декларацию о соответствии.

Декларация о соответствии и составляющие доказательственные материалы документы хранятся у заявителя в течение трех лет с момента окончания срока действия декларации. Второй экземпляр декларации о соответствии хранится в федеральном органе исполнительной власти по техническому регулированию.

Сказанное в полной мере подтверждается следующим примером из судебной практики.

Открытое акционерное общество (далее — ОАО) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Территориальному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (далее по тексту — Управление Роспотребнадзора) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания в виде штрафа за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.4 КоАП.

В ходе проверки прокуратурой Советского района г. Томска был установлен факт нарушения ОАО действующего законодательства, регламентирующего поставку электрической энергии потребителям, выразившегося в том, что качество отпускаемой электрической энергии гражданам не подтверждено сертификатами соответствия.

По результатам проверки прокурором Советского района г. Томска вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.4 КоАП, а ОАО привлечено к административной ответственности в виде штрафа.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ОАО отпускает электрическую энергию гражданам без сертификата соответствия, то есть без документа, подтверждающего соответствие продукции установленным требованиям.

Таким образом, в действиях ОАО имеется состав и событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.4 КоАП.

4. Субъекты данного правонарушения — граждане и юридические лица, а также должностные лица.

5. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

6. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП» при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.4 КоАП, судьям необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров (например, акт контрольной закупки). При этом необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (п. 2 ст. 494 ГК).

Другой комментарий к Ст. 14.4 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения выступают правила торговли, установленные с целью обеспечения прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, а также интересов государства, предусмотренные в Законе РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей», Федеральном законе от 2 января 2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов», иных законодательных и подзаконных актах.

2. Непосредственным объектом является нарушение правил продажи отдельных видов товаров либо оказание услуг населению ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил: нарушение правил продажи продовольственных товаров, текстильных, трикотажных, швейных и меховых товаров и обуви, сложных товаров бытового назначения, парфюмерно-косметических товаров, легковых автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. В частности, Правительством РФ утверждены правила продажи отдельных товаров; перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении на период ремонта или замены аналогичного товара; перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации; правила комиссионной торговли непродовольственными товарами.

Под продажей товаров по смыслу данной статьи следует понимать реализацию товаров путем заключения договора розничной купли-продажи, по которому согласно ст.492 ГК РФ продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Этот критерий позволяет выделить предмет этой деятельности: не любая продажа товаров, а только продажа в розницу.

Под качеством товаров понимается совокупность характеристик товара, способных удовлетворить потребности человека при обычных условиях их использования.

Под продажей товара, выполнением работ либо оказанием населению услуг ненадлежащего качества следует понимать несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям (государственным стандартам), предусмотренным законом либо в установленном порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу.

3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 комментируемой статьи, характеризуется совершением противоправного деяния в форме действия либо бездействия и выражается в продаже товаров, выполнении работ либо оказании населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке. Содержание диспозиции ч.1 ст.14.4 свидетельствует о том, что административное правонарушение совершается чаще всего путем невыполнения той или иной обязанности продавцом по продаже товаров (выполнению работ или услуг) населению. Например, неисполнение обязанности продавца передать покупателю все товары, входящие в комплект, одновременно, если такая комплектность предусмотрена; несоблюдение обязательных требований к таре и (или) упаковке или несоблюдение обязанности продавцом передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, соответствующих обязательным требованиям.

Диспозиция ч.1 ст.14.4 является бланкетной: в каждом конкретном случае при привлечении лица к ответственности следует устанавливать, какое правило нарушено и в чем это нарушение выразилось. Так, при привлечении к ответственности за нарушение правил продажи товаров по образцам следует руководствоваться Правилами продажи по образцам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. При этом квалификация нарушений по ч.1 ст.14.4 возможна в случае продажи продавцом товаров ненадлежащего качества.

4. Объективная сторона ч.2 ст.14.4 выражается в продаже товаров, выполнении работ либо оказанию населению услуг: с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей.

Санитарные правила — нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний (ст.1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Так, при продаже продуктов питания нарушения санитарных правил могут быть выражены в нарушении требований к оборудованию, инвентарю, посуде, к приему и хранению пищевых продуктов, отпуску продуктов, влияющих на качество товаров, что в конечном итоге влечет угрозу жизни и здоровью человека. Перечень нарушений является далеко неисчерпывающим, поэтому в каждом конкретном случае следует руководствоваться соответствующими правилами, установленными законодательством. В настоящее время правовое регулирование качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется Федеральным законом о качестве и безопасности пищевых продуктов, санитарными правилами и нормами СанПИиН 2.3.5.021-94 для предприятий продовольственной торговли, утвержденными постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 30 декабря 1994 г.

5. Качество товаров при их продаже, качество работ при их выполнении либо качество оказания услуг должно подтверждаться сертификатом, знаком или декларацией соответствия.

Сертификат соответствия — документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

Знак соответствия — зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям (ст.6 Закона РФ от 10 июня 1993 г. «О сертификации продукции и услуг».

Декларация о соответствии — документ, которым изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая, продаваемая им продукция или оказываемая услуга соответствует установленным требованиям, предусмотренным для обязательной сертификации данной продукции или услуги (п.1 Порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г.).

6. Необходимо отметить, что под действие ст.14.4 не подпадают случаи нарушения правил торговли, составы которых предусмотрены специальными нормами КоАП РФ. Например, специальные составы предусмотрены: за незаконную торговлю товарами (иными предметами), свободная реализация которых запрещена или ограничена (ст.14.2); за продажу товаров без применения контрольно-кассовых машин (ст.14.5); за обман потребителей (ст.14.7); за нарушение иных прав потребителей (ст.14.8); за нарушение правил продажи отдельных видов товаров (ст.14.15); за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст.14.16).

7. С субъективной стороны правонарушение характеризуется умыслом: лицо осознает, что совершаемое им действие либо бездействие носит противоправный характер.

8. Субъектом правонарушения по данному составу может быть как общий субъект — лицо, достигшее 16 лет, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, так и специальный субъект — должностное лицо торговой организации независимо от ее организационно-правовой формы. Как вытекает из смысла данной статьи, субъектом ответственности может выступать и юридическое лицо — организация независимо от ее организационно-правовой формы, осуществляющая продажу товаров по договору розничной купли-продажи.

Состав преступления — ключевой институт уголовного права, формализованный уголовно-правовой наукой, воспринятый посредством обращения правоприменителя к конструкции соответствующих уголовно-правовых норм Общей и Особенной частей Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) . Среди обязательных элементов его конструкции (объект и объективная сторона, субъективная сторона) субъект преступления является равнозначным и подлежит установлению в каждом конкретном случае для надлежащей (правильной) квалификации любого из обозначенных в уголовном законе преступлений.

Понятие «субъект преступления», как отмечает А. И. Рарог, «в отличие от понятия личности преступника имеет не социальное, а чисто уголовно-правовое содержание» . Более того, Уголовный кодекс РФ не содержит прямого указания на определение субъекта преступления. Вместо этого уголовный закон оперирует такими категориями, как: несовершеннолетний, исполнитель, военнослужащий, сотрудник органа внутренних дел, лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации и т. д. Понятие субъекта преступления — исключительно доктринальное определение науки уголовного права. Его уголовно-правовое содержание составляют положения ст. 19-23 УК РФ.

Размышляя о признаках субъекта преступления, мы можем констатировать, что в науке уголовного права, в отличие от признаков общего субъекта преступления, не представлено единого мнения о субъекте, которым выступает лицо, совершившее общественно опасное деяние, предусмотренное ст. 238 УК РФ. «Подобные разночтения в теории, безусловно, влекут существенные нарушения закона и не способствуют формированию единой судебной практики», — указали в своей научной работе А. Н. Савченко и В. В. Колосовский .

Разделяя вышеизложенную позицию авторов, позволим себе заметить, что она полностью подтверждает сложившуюся практику применения ст. 238 УК РФ. Вместе с тем, проведение контекстного анализа признаков субъекта преступления без соответствующего обращения к его качественным и количественным характеристикам (судимости, структуре и видам наказаний, назначаемых за совершение деяний по признакам состава преступления — ст. 238 УК РФ) невозможно и требует своего собственного рассмотрения.

Таким образом, фактическое распределение видов и разброс уголовных наказаний определяется особенностями субъекта преступления. При этом в подавляющем большинстве случаев лица, осуществляющие предварительное следствие при квалификации преступления (ст. 238 УК РФ), опираются на признаки субъекта преступления, которые по своей сути разнородны. Например, на стадии предварительного расследования, судебного производства по уголовному делу физические лица, не зарегистрированные и не обозначающие себя в качестве индивидуальных предпринимателей, признаются субъектами этого преступления. К таким видам общественно-опасных деяний правоприменитель относит деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 238 УК РФ, сопряженные, например, со сбытом (продажей) или хранением спиртосодержащей жидкости, не отвечающей требованиям безопасности, что входит в явное противоречие с положениями уголовно-правовой науки в части квалификации преступления с последующим указанием на круг его возможных субъектов.

Например, ряд ученых-юристов придерживается позиции исключения физических лиц из перечня субъектов, которые могут подлежать уголовной ответственности за производство, хранение, перевозку либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих

требованиям безопасности . Профессор С. В. Максимов отмечает: «Субъект данного преступления всегда специальный». К числу обозначенных лиц автор относит: индивидуальных предпринимателей, руководителей предприятий и организаций любой организационно-правовой формы, задействованных в производстве, хранении, перевозке либо сбыте товаров и продукции, выполнении работ или оказании услуг; лиц, на которых возложена обязанность обеспечивать соответствие товаров, продукции, работ и услуг установленным требованиям безопасности; должностных лиц органов сертификации, осуществляющих выдачу официальных документов, удостоверяющих соответствие товаров, работ или услуг требованиям безопасности .

Продолжая размышления С. В. Максимова в части указания на признаки субъекта преступления, С. В. Савченко, В. В. Колосовский, Г. Н. Борзенков и В. С. Комиссаров отмечают, что субъектом данного преступления может выступать только тот субъект, который наделен определенными функциями в силу закона или иного документа, действия которого направлены на производство, хранение, перевозку либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, использование официального документа, в том числе на неправомерную выдачу официальных документов, удостоверяющих их соответствие требованиям безопасности .

А. Н. Савченко и В. В. Колосовский считают: «Вызывает недоумение распространенная практика привлечения к уголовной ответственности физических лиц, не являющихся предпринимателями, за производство, хранение в целях сбыта и сбыт товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности». В поддержку этой позиции В. В. Коряковцевым и К. В. Питулько также было высказано мнение о том, что субъектом преступления может являться только лишь то лицо, которое выступает в гражданском обороте в качестве изготовителя или продавца товаров, исполнителя работ или услуг, которому достоверно известно о несоответствии товаров, работ и услуг требованиям безопасности. Как правило, это руководитель, а равно лицо, выполняющее управленческие функции в соответствующей организации, а не рядовой работник, занятый в сфере реализации .

Иной точки зрения в установлении признаков субъекта преступления придерживается А. И. Чучаев, который относит к числу субъектов лиц, являющихся собственниками или руководителями коммерческой организации, индивидуальными предпринимателями, а равно лиц, достигших к моменту совершения преступления возраста 16 лет . Вместе с тем, руководствуясь вышеизложенным, отметим, что на сегодняшний день действующее законодательство Российской Федерации не указывает на признаки общего субъекта рассматриваемого преступления.

С учетом в практике правопримения Приказа МАП РФ от 20.05.1998, Федерального закона от 07.02.92 № 2300-1 PФ «О защите прав потребителей», ст. 11 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ст. 19, 20, 22 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» очевидно, что изготовителями, продавцами, исполнителями являются организации независимо от формы собственности, а также индивидуальные предприниматели, производящие товары для реализации потребителям, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору либо реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

Вместе с тем «de facto», несмотря на всю очевидность сферы нормативно-правового регулирования товарно-денежных отношений, основанных на возмездном характере производства, хранения, перевозки либо сбыта товаров, выполнения работ или оказания услуг, направленных на удовлетворение спроса конечного потребителя, мы приходим к выводу, что субъектом рассматриваемого преступления (ст. 238 УК РФ) может выступать любое физическое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста.

В этом случае признаками общего субъекта преступления могут наделяться: руководитель предприятия, работник завода-изготовителя, товаровед, работник предприятия сферы обслуживания, коммерческий посредник, работник транспортной (экспедиционной) организации, индивидуальный предприниматель, а равно лицо, незаконно занимающееся предпринимательской деятельностью, в том числе иные лица, фактически выполняющие объективную сторону состава преступления .

Так, например, приговором Тобольского районного суда Тюменской области от 14 апреля 2010 г. по уголовному делу № 1-58-2010 г. оператор-заправщик автомобильной газозаправочной станции «с.

Карачино» был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 238 УК. Судом установлено, что действия виновного были направлены на заправку не прошедших освидетельствование бытовых газовых баллонов. Заправка осуществлялась при непроверенном сроке освидетельствования газовых баллонов, их герметичности, отсутствии взвеса для определения максимального количества газа для заправки, в превышении допустимого объема наполнения. Действия виновного повлекли за собой нарушение производственной инструкции «По наполнению баллонов сжиженным углеводородным газом», инструкции «По охране труда для наполнителя баллонов СУГ» ЗАО «Тоболдорстрой» (TDS oil) и Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением (ПБ 03-576-03), утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 11.06.2003 № 91 .

Таким образом, сравнивая различные по своему технико-юридическому содержанию точки зрения, выделим ряд характерных признаков субъекта преступления. Субъект преступления — общий: сотрудники торговых организаций и предприятий, индивидуальные предприниматели, а также иные лица, достигшие к моменту совершения преступления возраста 16 лет (не зарегистрированных в качестве индивидуального предпринимателя), фактически выполняющие объективную сторону состава преступления, предусмотренного ст. 238 УК РФ. Исключение составляет деятельность по неправомерной выдаче официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности, субъектом этого преступления признается работник органа сертификации. Указанное мнение разделяют Е. В. Чурилова, С. В. Красиков, В. Н. Курченко, Г. А. Пысина, Р. Р. Мусина, М. Г. Коротков, Н. А. Громов, В. И. Морозов, А. И. Рарог, В. В. Дорошков, С. И. Никулин, А. В. Наумов, А. Н. Гуев, С. А. Пискунов.

Аналогичной позиции придерживается М. С. Дулкарнаев, выделяя в качестве субъекта преступления любое физическое лицо, виновное в совершении преступления, предусмотренного ст. 238 УК РФ . Для указания на признаки общего субъекта преступления автор предлагает использовать положения принципа аналогии закона в части Постановления Пленума ВС РФ от 18 ноября 2004 г. № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем». Согласно п. 10 Постановления субъектом уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ может выступать как лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, так и лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Вместе с тем, требует отдельного рассмотрения и изучения указание на возможность применения аналогии закона в целях ее последующего применения при установлении субъекта преступления в рамках ст. 238 УК РФ с учетом положений Постановления Пленума ВС РФ от 18 ноября 2004 г. № 23.

Часть 2 ст. 3 УК РФ запрещает применение уголовного закона по аналогии. Что же касается сферы уголовного права, то, как пишет Н. А. Лопашенко, аналогия закона при применении норм уголовного права на практике должна быть полностью исключена, а ее запрет необходимо соблюдать неукоснительно . Таким образом, относительно установления субъекта преступления по ст. 238 УК РФ правоприменителю надлежит исходить не из положений аналогии уголовного закона, а из общих положений, вытекающих из аналогии права, что позволяет применить правила, указанные в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 18 ноября 2004 г. № 23 .

Продолжая рассматривать признаки субъекта преступления (ст. 238 УК РФ), В. В. Воронин отмечает, что уголовная ответственность физических лиц может наступать лишь при наличии у них специальной цели — сбыта этих товаров (продукции), а в отношении предпринимательской деятельности — при осведомленности соответствующих лиц об опасности товаров (продукции) для жизни и здоровья потребителей . При этом выразим общее согласие с позицией автора о том, что наиболее верной представляется точка зрения, согласно которой субъектами рассматриваемых преступлений выступают лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, что соответствует положениям Закона «О защите прав потребителей», в силу которого изготовителями, исполнителями и продавцами могут выступать только организации независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, производящие товары либо

реализующие товары потребителям по договору купли-продажи, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

В дополнение к вышеизложенному укажем на п. 12 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», который содержит следующее положение: «Исходя из смысла п. 4 ст. 23 ГК РФ гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в нарушение требований, установленных п. 1 ст. 23 ГК, а именно в случаях, если гражданин занимается предпринимательской деятельностью без государственной регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. К таким сделкам суд применяет законодательство о защите прав потребителей» .

По нашему мнению, рассмотренные точки зрения, указывающие на наличие или отсутствие признаков субъекта преступления, полностью охватываются п. 10, 15 Постановления Пленума ВС РФ от 18.11.2004 № 23, исключая возможные дальнейшие ошибки при квалификации преступления. В частности, Пленумом Верховного суда РФ отмечено, что в тех случаях, когда незаконная предпринимательская деятельность связана с производством, хранением или перевозкой в целях сбыта либо сбытом товаров и продукции, выполнением работ или оказанием услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, — содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. 171 и 238 УК РФ. При этом субъектом преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ, может выступать как лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, так и равно лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без соответственно государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, можно отметить, что сложившаяся судебная практика свидетельствует о расширении признаков общего субъекта преступления. Эта позиция была поддержана многими судами, рассматривавшими ранее указанные категории уголовных дел, а равно проводившие по ним собственные обобщения судебной практики (Муромский суд, Владимирский, Ростовский, Липецкий областной суд и др.).

Признаки общего субъекта находят выражение в том, что субъектом данного преступления является лицо, достигшее 16-летнего возраста, виновное в: 1) производстве, хранении или перевозке с целью сбыта товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности для жизни или здоровья; 2) сбыте товаров и продукции, осуществлении работ либо оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности для жизни или здоровья; 3) неправомерном использовании официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности. При этом правоприменителю при квалификации преступления (ст. 238 УК РФ), надлежит применять правило «специального субъекта» в отношении действий, направленных на неправомерную выдачу официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности.

Литература

1. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25, ст. 2954.

2. Рарог А. И. Настольная книга судьи по квалификации преступлений. М., 2009.

3. Савченко А. Н., Колосовский В. В. Установление потерпевшего и субъекта преступления, предусмотренного статьей 238 УК РФ // Уголовный процесс. 2008. № 3.

4. Судебный департамент при Верховном суде РФ. Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за январь-декабрь 2013 года. URL: http://www.cdep.ru

5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. Г. А. Есаков. М., 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Максимов С. В. Уголовное право. Особенная часть / под ред. Л. Д. Гаухмана и С. В. Максимова. М., 2004.

7. Курс уголовного права. Особенная часть / под ред. Г. Н. Борзенкова и В. С. Комиссарова. М., 2002. Т. 4.

8. Коряковцев В. В., Питулько К. В. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. СПб., 2006.

9. Есаков Г. А., Рарог А. И., Чучаев А. И. Настольная книга судьи по уголовным делам / отв. ред. А. И. Рарог. М., 2007.

11. Уголовное дело № 1-58-2010 // Архив Тобольского районного суда Тюменской области. 2010.

12. Дулкарнаев М. С. Применение ст. 238 УК // Законность. 2007. № 9.

14. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 18.11.2004 № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» (ред. от 23.12.2010) // Бюллетень Верховного суда РФ. 2005. № 1.

15. Воронин В. В. Ответственность за оборот потребительских товаров, не отвечающих требованиям безопасности // Уголовный процесс. 2005. № 11.

16. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Бюллетень Верховного суда РФ. 2012. № 9.

1. Производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерные выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности, —

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, если они:

а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) совершены в отношении товаров, работ или услуг, предназначенных для детей в возрасте до шести лет;

в) повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до десяти лет.