Касса у агента

Организация выступает агентом по заключенному со страховой компанией агентскому договору на поиск и привлечение клиентов. Агент оформляет страховые полисы, принимает от страхователей — физических лиц платежи (страховые премии) и перечисляет их страховщику.
Должна ли организация приходовать в свою кассу указанные суммы?

20 сентября 2019

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
По нашему мнению, исходя вопроса, компания выступает в качестве страхового, а не платежного агента, поскольку оказывает услуги в оформлении страхового полиса. Поступившие от страхователей наличные деньги нужно оприходовать в кассу организации и отразить в кассовой книге. Кассовый чек выдается (направляется) страховой компанией непосредственно страхователю — физическому лицу в момент расчета (п. 1 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ). При расчетах в безналичном порядке путем перечисления денежных средств на расчетный счет организации кассовый чек (БСО до 01.07.2019) должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета (п. 5.4 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).

Обоснование позиции:
Страховая деятельность в РФ регулируется Законом РФ от 27.11.1992 N 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее — Закон N 4015-I). Прием платежей от страховщиков может осуществляться как самим страхователем, так и с помощью страховых агентов, страховых брокеров (ст. 4.1, ст. 8 Закона N 4015-I). Деятельность платежных агентов по приему платежей от физических лиц регулируется Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Закон N 103-ФЗ).
Имеют место случаи судебных споров между контролирующими органами и участниками страхового дела об отнесении финансовых операций посредника (агента) между физическим лицом и страхователем к деятельности платежного или страховых агента (смотрите, например, постановление АС Центрального округа от 17.04.2019 N Ф10-1518/19 по делу N А09-7940/2018)*(1).
Частью 2 ст. 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей за неиспользование специальных банковских счетов платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Законом N 103-ФЗ для осуществления соответствующих расчетов.
Платежный агент осуществляет прием денежных средств от плательщика с использованием ККМ (часть 12 ст. 4 Закона N 103-ФЗ), а для перевода средств страхователя в адрес страховой компании обязан открыть специальный банковский счет (ст. 1 Закона N 103-ФЗ). Для учета наличных денег страхователей платежный агент ведет отдельную кассовую книгу (п. 4.6 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У). Контроль за платежными агентами по приему и перечислению страхового вознаграждения осуществляют налоговые органы РФ (ч. 4 ст. 7 Закона N 103-ФЗ).
Страховой агент поступившие наличные средства страховщиков приходует в кассовую книгу без выдачи чека ККМ, обязанность по применению ККТ возникает у страховой компании (письмо Минфина России от 20.07.2017 N 03-01-15/46234 «Об особенностях применения контрольно-кассовой техники», письмо Минфина России от 29.12.2017 N 03-01-15/88342 и Информационное сообщение Минфина России от 28.12.2018 «О применении документов, подтверждающих осуществление страховщиком расчетов со страхователями — физическими лицами с участием страховых агентов с 01.07.2019»).
Страховой агент не использует специальный банковский счет для перечисления средств страховой компании. Контроль за деятельностью страховых агентов осуществляет страховщик (п. 5 ст. 8 Закона N 4015-I).
Для определения правового статуса агента нужно смотреть на характер услуг, оказываемых им физическому лицу (страхователю) и страховой компании.
Страховой агент обязан обеспечивать сохранность денежных средств в случае получения страховой премии (страховых взносов) от страхователей, а также сохранность документов, предоставленных страховщиком, страхователем, предоставлять страховщику отчет об использовании бланков страховых полисов, сертификатов, возвращать неиспользованные, испорченные бланки страховых полисов, сертификатов в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором, заключенным между страховщиком и страховым агентом, страховым брокером, или в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 8 Закона N 4015-1).
Для подтверждения статуса страхового агента налогоплательщик должен представить договорные документы со страховой компанией (п. 5 ст. 8. Закона N 4015-I), а также документы хозяйственной деятельности, подтверждающие их сотрудничество в сфере страхового дела (переданные БСО, бланки страхового полисов, квитанции на получение страховой премии и т.д.). Арбитраж в таком случае выступает на стороне налогоплательщика (постановление Двадцатого ААС от 18.07.2019 N 20АП-3809/19; постановление Двенадцатого ААС от 28.01.2016 N 12АП-10396/15).
Согласно Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее — Закон N 54-ФЗ) в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ ККТ применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом N 54-ФЗ.
В соответствии с ч. 8 ст. 7 Закона N 290-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающих услуги общественного питания), были вправе не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ) до 01.07.2019.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— письмо Минфина России от 19.01.2018 N 03-01-15/2889 «Об особенностях применения контрольно-кассовой техники»;
— письмо Минфина России от 15.06.2018 N 03-01-15/41169 «О применении контрольно-кассовой техники»;
— письмо Минфина России от 29.10.2018 N 03-01-15/77651 «Об особенностях применения контрольно-кассовой техники»;
— письмо Минфина России от 30.10.2018 N 03-01-15/78073 «Об особенностях применения контрольно-кассовой техники»;
— информационное сообщение Минфина России от 28.12.2018 «О применении документов, подтверждающих осуществление страховщиком расчетов со страхователями — физическими лицами с участием страховых агентов с 01.07.2019»;
— Энциклопедия решений. Кассовые и иные документы, оформляемые при ведении кассовых операций;
— Энциклопедия решений. Кассовая книга;
— Завершение этапа работы без ККТ (В. Малышко, журнал «Практический бухгалтерский учет», N 6, июнь 2019 г.);
— Когда нужна касса. Порядок применения контрольно-кассовых аппаратов (А. Махоткин, газета «Финансовая газета», N 6, февраль 2019 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Антипов Максим

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

28 августа 2019 г.

Новости:

Поиск и размещение объектов — 24 часа в сутки в режиме реального времени

Единая МультиЛистинговая Система (ЕМЛС) создана в 1996 году как рабочая база данных риэлторских компаний для обмена информацией об объектах недвижимости. Сегодня сайт www.EMLS.ru доступен для всех желающих. Вы хотите купить квартиру, комнату, участок, дачу, снять жилье, приобрести или арендовать помещение под коммерческую недвижимость?

На EMLS 24 вы найдете предложения от более чем 500 агентств недвижимости, застройщиков Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также от собственников — это практически 100% предложений рынка недвижимости в Санкт-Петербурге!

EMLS 24 — поможет вам также продать, сдать в аренду Вашу квартиру (комнату, дачу, землю). Сегодня более 50% сделок в Петербурге происходит в результате размещения объектов только на EMLS 24.

С 2014 г. EMLS 24 входит в ЦИАН ГРУПП (сайты CIAN.ru , EMLS.ru). Все объекты по СПб и ЛО, добавленные на EMLS 24, автоматически бесплатно размещаются на всех сайтах ЦИАН ГРУПП. Суммарная посещаемость ЦИАН ГРУПП – свыше 10 млн. уникальных пользователей в месяц – это лидер онлайн недвижимости России.

EMLS 24 высоко ценит своих пользователей, поэтому мы создали Службу контроля качества, которая ежедневно модерирует объявления в базе EMLS 24 и следит за их достоверностью и актуальностью.

Кабинет для частных лиц на EMLS 24

Работать с EMLS 24 могут не только профессионалы рынка недвижимости, но и частные лица. Для удобного поиска и размещения ваших объектов на EMLS 24 нужно лишь зарегистрироваться в личном кабинете!

С его помощью вы можете бесплатно:
— сохранять интересующие вас объекты;
— получать на электронную почту изменения по выбранным объектам;
— оставить свои комментарии к каждому объекту (ваши комментарии будут доступны только вам);
— ранжировать объекты (ваши оценки будут доступны только вам);
— сохранять запросы по поиску недвижимости, чтобы не набирать условия снова и снова;
— получать на электронную почту новые объекты по указанным запросам.

Работать с объектами на EMLS 24 – это просто!

Понравилось? Зарегистрируйтесь!
Кабинет для частных лиц на EMLS 24

06.04.2015 10:00

Раздел «Бизнес-центры» на EMLS 24

EMLS 24 приглашает всех заинтересованных пользователей в раздел «Бизнес-центры». Вся информация по этому сегменту поступает напрямую от первоисточника — управляющих компаний, что позволяет по каждому бизнес-центру получить актуальные данные о свободных площадях с указанием цены аренды, плана помещения, а также поэтажных планов. Информация по бизнес-центрам регулярно обновляется. В каждом объявлении указаны прямые контакты арендодателя.

При подборе вариантов можно учесть такие параметры, как район города, площадь офиса, стоимость арендной платы, а также доступ в бизнес-центр 24 часа в сутки и наличие парковки. Для удобства пользователей доступен поиск по карте.

EMLS 24 приглашает управляющие компании к сотрудничеству!

Компания является оператором по приему платежей на основании Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей, осуществляемой платежными агентами» (далее — ФЗ N 103) и банковским платежным агентом на основании Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — ФЗ N 161) и, соответственно, принимает платежи и участвует в переводах денежных средств в адрес различных Поставщиков (Получателей).
В рамках ФЗ N 103 Компания заключает прямые договоры с Поставщиками товаров (работ, услуг). Совершение платежа подтверждается выдачей (направлением) Плательщику кассового чека (Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», далее — ФЗ N 54).
1. Должны ли Поставщики, так же как и Платежный агент, выдавать (направлять) кассовые чеки Плательщикам (физическим лицам) в подтверждение совершения платежа в пунктах приема платежей Платежного агента?
Одновременно с платежными услугами Компания осуществляет другие виды деятельности — реализуя различные товары, работы, услуги юридическим и физическим лицам. При этом Компания при реализации своих товаров, работ, услуг физическим лицам выступает уже как Поставщик, который заключает с банками, иными кредитными организациями такие договоры, как: 1) о приеме платежей (переводов); 2) эквайринга; 3) интернет-эквайринга в соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-I «О банках и банковской деятельности», а также с банками, иными кредитными организациями в соответствии с ФЗ N 161 и Операторами по приему платежей в соответствии с ФЗ N 103. При этом по договорам с банками и иными кредитными организациями оплата осуществляется физическими лицами дистанционно, с использованием различных мобильных банковских приложений и Интернета, с применением банковских карт (их реквизитов).
2. В каких случаях Компания как Поставщик должна выдать (направить) кассовый чек Плательщику?
3. Что относится к электронным средствам платежа в рамках перечисленных разновидностей договоров, заключаемых Компанией с банками, иными кредитными организациями, платежными системами?

3 сентября 2019

Согласно п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Закон о ККТ) включенная в соответствующий реестр контрольно-кассовая техника (ККТ) применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом о ККТ.
При осуществлении расчета пользователь в силу п. 2 ст. 1.2 Закона о ККТ обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности. ККТ должна применяться на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое реализует товар (выполняет работу, оказывает услугу) и осуществляет расчеты с покупателем (клиентом) (п. 1 ст. 4.3 Закона о ККТ), за исключением расчета, осуществляемого электронными средствами платежа в сети Интернет (письмо Минфина России от 28.06.2019 N 03-01-15/47904, п. 1 письма Минфина России от 06.03.2019 N 03-01-15/14624) и расчетов с применением автоматических устройств для расчетов банковскими платежными агентами (субагентами), осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (письмо Минфина России от 16.05.2019 N 03-01-15/35310).
Статья 2 Закона о ККТ, устанавливая особенности применения ККТ, содержит перечень таких исключений с учетом специфики деятельности или особенностей местонахождения пользователя. В частности, ККТ не применяется:
— кредитными организациями (п. 1 ст. 2 Закона о ККТ);
— при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением (п. 9 ст. 2 Закона о ККТ). Поэтому при наличных расчетах между ними и расчетах, когда используется электронное средство платежа и оно предъявляется клиентом непосредственно пользователю, последний обязан применять ККТ (п. 6.1 ст. 4.7 Закона о ККТ). Расчеты (наличные или безналичные) с физическими лицами после 01.07.2019 (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ) требуют фискализации, если пользователь (особенности его деятельности и местонахождения) не поименованы в ст. 2 Закона о ККТ (иных актах законодательства — смотрите, например, ст. 2 Федерального закона от 06.06.2019 N 129-ФЗ).
1. В Законе о ККТ выделены правила применения ККТ для платежных и банковских агентов, поскольку они осуществляют только прием денежных средств в виде погашения задолженности перед поставщиком (т.е. без передачи товаров (работ, услуг)).
Платежные агенты и банковские платежные агенты (субагенты) обязаны применять ККТ при получении денежных средств от физических лиц и, соответственно, выдавать им кассовые чеки (п. 5.5 ст. 1.2, п.п. 3 и 4 ст. 4.7 Закона о ККТ, пп.пп. 4, 6 п. 3 ст. 14 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ, части 11.1 и 12 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»). По мнению регулятора, при использовании такой схемы взимания платежей дополнительное применение ККТ поставщиком услуг не требуется (письма Минфина России от 30.11.2018 N 03-01-15/86863, от 15.06.2018 N 03-01-15/41169). Отметим, что в самом Законе о ККТ прямо на это не указано, но на основании п. 9 ст. 1.2 Закона о ККТ считаем возможным до появления иных разъяснений регулятора использовать озвученную им точку зрения.
Налоговые органы, контролируя порядок соблюдения сторонами рассматриваемых требований (использование специального счета посредником и поставщиком, применение агентом (субагентом) кассовой техники при приеме средств от физических лиц), инициируют привлечение виновных к ответственности, установленной ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, а также предписывает расторгать договоры с агентами (субагентами), допускающими данные нарушения (определение Кировского районного суда г. Ярославля Ярославской области от 07.12.2016 N 12-520/2016 и апелляционное определение Советского районного суда г. Челябинска Челябинской области от 06.04.2017 N 11-51/2017, постановление Семнадцатого ААС от 04.07.2019 N 17АП-17690/18 и Постановление Второго ААС от 13.10.2016 N 02АП-8248/16).
Мы оперативно не встретили примеров споров, где бы налоговый орган счел обязательным применение ККТ поставщиком в ситуации, когда платежный агент в своей деятельности отклоняется от установленного порядка (проводит платежи без использования специального счета, не применяет ККТ и пр.). Поэтому допускаем, что такой спор может возникнуть в ситуации поступления средств от физических лиц не на специальный, а на расчетный счет посредника или поставщика; у поставщика в этом случае формально возникает обязанность по формированию фискальных документов. Это же справедливо и для ситуации, указанной в п. 2 вопроса — когда средства физических лиц поступают напрямую на расчетный счет организации, хоть для их аккумулирования и взимания были привлечены посредники.
Но повторим, нам оперативно не встретились контекстные официальные разъяснения и примеры судебной практики с аналогичным рассматриваемому предметом споров, поэтому данная точка зрения является нашим экспертным мнением и на данным момент нами не выработано окончательное мнение, какая из сторон и в каком порядке в интересующем случае применяет ККТ.
2. Касательно отнесения указанных в п. 3 вопроса способов оплаты к электронным средствам платежа поясним: Закон о ККТ использует это понятие, но не определяет его.
Согласно п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ электронное средство платежа — это средство и/или способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием:
— информационно-коммуникационных технологий,
— электронных носителей информации, в том числе платежных карт,
— а также иных технических устройств.
На основании п. 4 письма Банка России от 06.03.2012 N 08-17/950 системы дистанционного банковского обслуживания («Клиент-банк», «Интернет-банкинг», «Мобильный банкинг»), позволяющие составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств, являются ЭСП.
К ЭСП относятся также:
— банкоматы (п. 28 ст. 3 Закона N 161-ФЗ);
— платежные терминалы (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ);
— «электронные кошельки», доступ к которым может осуществляться с использованием компьютеров, мобильных устройств, в том числе посредством устанавливаемого на этих устройствах специального программного обеспечения (п. 1.3 Памятки «Об электронных денежных средствах» (приложение к письму ЦБ РФ от 11.03.2016 N ИН-017-45/12);
— банковские (платежные) карты (п. 19 ст. 3 Закона N 161-ФЗ, п. 1.5 Положения Банка России от 24.12.2004 N 266-П «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием»).
И, как мы выше уже отметили, получение безналичной отплаты от физических лиц за реализованные им товары (выполненные работы, оказанные услуги) обязывает пользователя в общем случае применять ККТ.
Немного детализируем ряд способов внесения оплаты, которые ошибочно могут быть расценены как поступившие не от физических лиц.
1) Осуществляемые банками переводы по распоряжениям физических лиц относятся к безналичным расчетам (п. 1 ст. 862 ГК РФ, абзац второй п. 1.1, п. 1.4 Положения Банка России от 19.06.2012 N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств», далее — Положение N 383-П) (см. также Энциклопедию решений. Применение ККТ при безналичных расчетах, в том числе через Интернет (онлайновых расчетах)). В реквизите «Плательщик» в этом случае указываются полное или сокращенное наименование кредитной организации, филиала кредитной организации — отправителя распоряжения и информация о плательщике — физическом лице, в т.ч: Ф.И.О., ИНН (при его наличии). Допустимо информацию о плательщике — физическом лице указывать в виде определенной последовательности (п. 8 Приложения 1 к Положению N 383-П). Поэтому и данную операцию не следует рассматривать как расчеты с юридическим лицом-банком в понимании Закона о ККТ, поэтому продавец при получении на расчетный счет средств от физического лица, отправлен таким образом, обязан использовать онлайн-кассу (смотрите также письмо ФНС России от 12.12.2018 N ЕД-4-20/24113@).
2) Согласно п. 1.9 Положения N 266-П расчеты с организациями торговли по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, осуществляют кредитные организации — эквайеры. Таким образом, торговый эквайринг сопровождает оплату товара платежной картой, и с организацией-продавцом рассчитывается банк-эквайер, с которым у нее заключен договор эквайринга. Но клиентом-покупателем в данном случае все-таки является иное лицо (гражданин). Поэтому именно это обстоятельство считаем определяющим, и, на наш взгляд, пользователь обязан использовать онлайн-кассу при поступлении оплаты таким способом (письмо УФНС России по г. Москве от 20.01.2011 N 17-15/4707).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Ответ прошел контроль качества