Камеральная проверка по НДС

Речь идет не только о возмещении НДС и об обязанности инспекции уплатить проценты за несвоевременный возврат налога. Хотя это действительно так: при нарушении сроков возврата налога инспекция обязана будет уплатить проценты по ставке рефинансирования за каждый день просрочки начиная с 12-го дня после того, как камеральная проверка должна была быть окончена. Причем проценты подлежат начислению даже тогда, когда затягивание камеральной проверки связно с несвоевременным получением документов в рамках встречных проверок.

Несоблюдение сроков проведения проверки также может являться основанием для отказа в исполнении требований налогового органа о представлении документов. Так, налогоплательщик вправе не предоставлять запрошенные инспекцией документы, если на этот момент срок проведения камеральной проверки истек.

Кроме того, нарушение сроков проведения камеральной проверки может являться самостоятельным основанием для отмены принятого по результатам налоговой проверки решения.

Срок камеральной проверки по НДС сократится до двух месяцев

Если при рассмотрении спора будет установлено избыточное или неограниченное по продолжительности применение мер налогового контроля, то может быть признано недействительным даже правильное по существу решение инспекции.

И, наконец, нарушение срока проведения камеральной проверки по НДС не приостанавливает сроков взыскания налоговых платежей. Потому затягивая принятия решения по результатам проверки, налоговый орган может лишить себя возможности взыскать доначисленные суммы.

Возможно ли увеличение срока проведения проверки?

Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает два законных основания для увеличения инспекцией срока проведения проверки. Первая возможность связана с действиями самого налогоплательщика: представлением уточненной налоговой декларации. В этом случае налоговый орган должен прекратить проведение камеральной проверки ранее полученной декларации и начать проверять уточненную декларацию. При этом инспекторы вправе использовать документы и сведения, полученные в рамках первой проверки, однако трехмесячный срок проведения проверки начнет течь заново (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Вторая возможность не связана с действиями налогоплательщика, скорее наоборот. Если руководитель или заместитель руководителя налогового органа, рассматривая материалы налоговой проверки, установит, что собранных доказательств недостаточно для принятия решения по результатам проверки, он вправе назначить дополнительные мероприятия налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ). При этом срок проведения таких мероприятий не может превышать один месяц (или два месяца, если проверяется консолидированная группа налогоплательщиков).

Евгений Нафтаев, директор Юридической компании Нафтаев и партнеры

Кроме того, целесообразно выборочным порядком проверить соблюдение правил оформления счетов-фактур, на основании которых принимается к вычету НДС, а также убедиться в соблюдении принципа временного соответствия вычетов по НДС и оприходования товарно-материальных ценностей.

Стоит отметить, что выездная налоговая проверка НДС должна включать в себя следующие процедуры:

  • анализ налоговых отчетов за предыдущие периоды, выявление вопросов, по которым имелись замечания, и выполнение рекомендаций по этим вопросам;

  • сравнение остатков по счетам НДС за текущий период с остатками за предыдущие периоды и анализ значительных или необычных отклонений;

  • сравнение фактических ставок за текущий период и анализ значительных или необычных отклонений;

  • анализ уплаты платежей в бюджет за отчетный период.

При выездной проверке НДС, уплаченного при приобретении товаров, работ и услуг, необходимо проанализировать расчеты НДС при приобретении оборотных средств и НДС, который возмещается из бюджета.

При анализе НДС по приобретению оборотных средств проводится детальная проверка остатков по Главной книге, составления баланса по расчетам с бюджетом и первичных документов.

Суммы налога, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, в полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент принятия на учет основных средств и нематериальных активов.

При анализе уплаченного НДС, который возмещается из бюджета, проверяющие лица должны провести:

  • выверку по дебету счета 68 субсчет «Расчеты по НДС»;

  • выверку данных о расчетах по налогу, предоставляемых в налоговый орган;

  • составление баланса (с целью проверки) и выборку первичных документов для проверки правильности учета уплаченного НДС по полученным запасам, МБП, материальным и нематериальным средствам, работам и услугам.

Данная процедура предполагает точное распределение по отчетным периодам расчетов с бюджетом по НДС.

При проверке правильности учета полученного НДС, включаемого в стоимость реализуемых товаров, работ и услуг, и соответствия задолженности по НДС перед бюджетом налоговый работник должен:

  • выверить остатки по Главной книге;

  • составить сводную ведомость и проанализировать данные счета расчетов по НДС;

  • проанализировать правильность применения ставок налога в зависимости от характера бизнеса и типа реализуемой продукции;

  • пересчитать задолженность по НДС за отчетный период;

  • проанализировать правильность применения льгот по НДС в соответствии с законодательными актами;

  • определить периодичность уплаты НДС на основе расчета среднемесячной задолженности по НДС;

  • провести выборочную проверку правильности составления документации и расчетов по налогу путем сравнения с данными банковских выписок во избежание пеней и штрафов.

Важным моментом при проведении налоговой проверке НДС является проверка правильности составления налоговой декларации. Дело в том, что объектом начисления НДС согласно ст.146 НК РФ являются обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг). Поэтому проверяющему нужно проверить соответствие данных по строке 1 графы 4 Налоговой декларации по НДС с данными строки "Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) «Отчета о прибылях и убытках (форма N 2), учитывая, что декларация по НДС составляется за отчетный период, а форма N 2 — нарастающим итогом.

Кроме того, проверяющему стоит сравнить показатели строки 5.1 "Сумма авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг)" Налоговой декларации по НДС с данными строки "Средства, полученные от покупателей, заказчиков" в части поступивших авансов Отчета о движении денежных средств (форма N 4). Сумма, указанная в Налоговой декларации, должна быть не меньше суммы по строке из формы N 4. В противном случае есть основания предполагать неполное включение или невключение в облагаемый оборот авансов и предоплат, то есть занижение налоговой базы по НДС в налоговом периоде. Кроме того, в Налоговой декларации по НДС показатели строки 7 "Сумма налога, предъявленная налогоплательщику и уплаченная им при приобретении товаров (работ, услуг), подлежащая вычету" должна соответствовать записям по кредиту счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" и дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по НДС". Если в бухгалтерском балансе отсутствуют остатки незачтенных сумм НДС по счету 19 и одновременно имеется кредиторская задолженность поставщикам, то это может свидетельствовать об искажении данных декларации по НДС.

Важным моментом является проверка своевременности сдачи деклараций и уплаты налога. Налогоплательщики, уплачивающие НДС ежемесячно, должны представлять налоговые декларации не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (месяцем). Налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими 2 млн руб., вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров за истекший квартал — не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п.п.5 и 6 ст.174 НК РФ). Не позднее указанных сроков они должны и перечислить налог в бюджет соответственно за истекший месяц или истекший квартал.

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ ПО НДС

(на примере ООО «Милк плюс»)

2.1 Основание для выездной налоговой проверки и порядок истребования документов

Выездная налоговая проверка по НДС проводилась на предприятии ООО «Милк плюс» (г.Железногорск), занимающееся производством и продажей молочной и кисломолочной продукции.

В соответствии со статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации выездная налоговая проверка налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора), его филиала или представительства проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Указанное решение должно содержать: наименование налогового органа; номер решения и дату его вынесения; наименование налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, в отношении которого назначается проверка (в случае назначения выездной налоговой проверки филиала или представительства налогоплательщика — организации помимо наименования организации указывается наименование филиала или представительства, у которого назначается проверка, а также код причины постановки на учет); идентификационный номер налогоплательщика; период финансово — хозяйственной деятельности налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) либо его филиала или представительства, за который проводится проверка; вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка); Ф.И.О., должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников федеральных органов налоговой полиции, иных правоохранительных и контролирующих органов (в случае привлечения этих лиц к налоговым проверкам в установленном порядке); подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина.

Одновременно с вручением решения налогоплательщику вручается требование о представлении документов в порядке, предусмотренном ст. 93 НК РФ (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). В требовании обычно содержится общий перечень документов, необходимых для проведения проверки. Например, представить счета-фактуры, накладные и т. д. по договору поставки № 1 от 01.01.2009. Указанные в требовании документы налогоплательщик обязан представить в течение пяти дней с момента получения требования.

Налогоплательщик вправе не представлять проверяющим документы, не указанные в требовании.

В случае отказа налогоплательщика представить указанные в требовании документы он может быть привлечен к ответственности по ст. 126* НК РФ. Также отказ в представлении документов может повлечь за собой выемку непредставленных документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.

Количество требований, которые могут быть предъявлены налогоплательщику, не ограничено — все зависит от целей и задач проверки.

В процессе проведения проверки, проверяющие вправе потребовать от налогоплательщика любые документы, связанные с исчислением и (или) уплатой налогов.

2.2. Проверка полноты отражения в соответствующих документах НДС, полученного за реализацию продукции, товаров, выполнение работ и услуг и при других поступлениях средств

Проверка перечня облагаемых оборотов по реализации товаров (работ услуг) и показанных в соответствующих графах и строках расчета по налогу на добавленную стоимость должна установить, по всем ли реализуемым товарам (работам, услугам) имеются обороты в налоговом расчете.

В первую очередь было проверено соответствие показанной в расчетах суммы оборота данным бухгалтерского учета.

Для этого указанная сумма сличается с суммой, отраженной в главной книге по кредиту счетов 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», 43 «Готовая продукция», а также по данным журналов-ордеров 11 и 13, ведомостей 16 и l6а.

Для проверки общих оборотов по реализации товаров (работ, услуг), показанных в налоговом расчете, также используются: выписки из расчетного (текущего) счета предприятия в учреждении банка, банковские и кассовые документы, ведомость реализации товаров и расчетов с поставщиками, счета, оплаченные покупателями, и другие бухгалтерские документы.

Аналитический учет по счету 43 ведется по каждому виду реализуемой продукции (товаров), выполняемых работ и оказываемых услуг в ведомостях: 16а «Ведомость учета реализации продукции и материальных ценностей» (используется при определении выручки по оплате), 16 «Ведомость учета реализации продукции и материальных ценностей» (используется при определении выручки по отгрузке) и 17 «Ведомость учета реализации продукции в порядке плановых платежей» при ведении журнально-ордерной формы счетоводства. При этом сумма НДС в указанных выше регистрах бухгалтерского учета должна выделяться в отдельную графу на основании расчетных документов (поручений, требований-поручений, требований, реестров чеков и реестров, на получение средств с аккредитива).

По всем оборотам кредита счетов реализации (за исключением льготируемых оборотов) должны быть исчислены и получены в составе выручки суммы НДС в размере соответствующих ставок налога на добавленную стоимость.

Вопросу рассмотрения данных ведомостей было уделено особо внимание, так как в случаях неотражения по счету реализации сумм выручку от продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг по основной деятельности, включая суммы арендной платы и прочие обороты по реализации в установленном порядке, снижаются суммы НДС.

Путем детального рассмотрения ведомостей реализации представляется возможным выявить, в частности, такие факты, когда суммы, поступившиеся частично оплаченным счетам, относятся не на счета реализации, а на счета расчетов с покупателями; также можно установить отдельные ошибки и неточности расчета размера НДС.

Например, каждой сумме выручки должна соответствовать сумма НДС. При отсутствии суммы НДС следует выяснить причину (кроме фактов льготируемых объемов реализации).

После проверки оборотов, отраженных по счетам реализации, было установлено соответствие их суммам выручки, поступившим на счета учета денежных средств в учреждения банков (51, 52, 55, 57) и через кассу предприятия. Было уточнено наличие у предприятия счетов денежных средств не только по месту своего нахождения, но и в других регионах, чтобы при необходимости сделать запросы о движении средств по таким счетам.

Страницы: ← предыдущаяследующая →

12345Смотреть все

Похожие страницы:

  1. Методикапроведения камеральной налоговойпроверки по налогу на добавленную стоимость

    Реферат >> Финансы

    … дисциплине «организация и методикапроведенияналоговых проверок» на тему: Методикапроведения камеральной налоговойпроверки по налогу … выездной. Актуальность темы работы заключается в том, что в настоящее время камеральные проверкиналоговых деклараций НДС

  2. Методика оценки риска налоговойпроверки

    Реферат >> Финансы

    Методика оценки риска налоговойпроверки Самым быстрым способом получить дополнительные налоги с бизнеса является выезднаяналоговаяпроверкаНДС). Уровни среднеотраслевых налоговыхпроведениивыезднойналоговойпроверки по налогу на прибыль организаций

  3. Налоговый контроль. Камеральная и выезднаяналоговыепроверки

    Контрольная работа >> Налоги, налогообложение

    … Справка о проведеннойпроверке. В последний день проведениявыезднойналоговойпроверки проверяющий … . Методикавыезднойналоговойпроверки. Заранее, до начала проверки, … б) исчисления налоговых платежей (НДС, акцизы, налог на имущество организаций и т.д.); …

  4. Организацияпроведениявыездныхналоговых проверок

    Реферат >> Финансы

    организации и проведениявыезднойналоговойпроверкиВыездныеналоговыепроверки являются важнейшей формой налогового контроля, поскольку в результате их проведения … 2009. — с.364.

    ФНС России сократила срок камеральной налоговой проверки с трех месяцев до двух

    Красницкая В.А. Организация и методиканалоговых проверок. – М.: Финансы и …

  5. Выезднаяналоговаяпроверка по налогу на прибыль организаций

    Дипломная работа >> Финансовые науки

    … . Выезднаяналоговаяпроверка по налогу на прибыль организаций Понятие, задачи, сроки, порядок проведениявыезднойналоговойпроверкиВыезднаяналоговаяпроверка – это форма налогового

Хочу больше похожих работ…

Сокращен срок проведения камеральной налоговой проверки декларации НДС

Камеральная проверка по НДС к возмещению в 2018 году

Камеральная проверка по НДС: представление документов

Вопрос обоснованности требований налоговой инспекции о представлении налогоплательщиком в ходе камеральной проверки документов, подтверждающих операции, поименованные в п. 2 ст. 146 НК РФ, оставался спорным долгое время. В то время как одни организации представляли в ИФНС копии книг покупок и продаж, счета-фактуры, договоры, акты приема-передачи, регистрационные документы и пр., другие пытались в судебном порядке доказать, что данное требование инспекции противоречит действующему законодательству о налогах и сборах. Точки над i расставило недавно вышедшее Постановление ВАС. Подробности — в предложенной статье.

Основания для налоговых споров и позиция ВАС

Налоговым органам согласно пп. 1 и 2 п. 1 ст. 31 НК РФ предоставлено право проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ, а также требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налогоплательщиком налогов.

В силу норм п. п. 6 и 8 ст. 88 НК РФ в ходе проведения камеральной проверки по НДС налоговая инспекция вправе истребовать документы, подтверждающие право организации на применение налоговых льгот и получение налоговых вычетов, заявленных в декларации. Как правило, этим правом налоговики пользуются на 100%.

Положения ст. 88 НК РФ, в частности п. 7, указывают на то, что у налогового органа в рамках проведения камеральной проверки по НДС отсутствует право требования подтверждающих документов по основаниям, отличным от двух указанных выше.

На практике при направлении в адрес организации требования о представлении копий документов, необходимых для камеральной проверки, налоговая инспекция исходит из того, что гл. 21 НК РФ предусматривает предоставление налогоплательщикам налоговых льгот в виде исключения некоторых операций из объекта обложения НДС. Таким образом, руководствуясь нормами ст. 93 НК РФ, налоговики обязывают организации документально подтверждать обоснованность операций, предусмотренных п. 2 ст. 146 НК РФ, а именно:

  • операций, указанных в п. 3 ст. 39 НК РФ <1> (пп. 1);
  • передачи на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению) (пп. 2);
  • передачи на безвозмездной основе, оказания услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям (пп. 5);
  • операций по реализации земельных участков (долей в них) (пп. 6);
  • передачи имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам) (пп. 7) и др.

<1> В этом пункте поименованы передача имущества, если она носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности)); передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из него, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками; передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора инвестиционного товарищества или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества и т.д.

Согласно п. п. 44 — 44.7 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС <2> информация по операциям, которые не признаются объектом налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ, отражается в разд. 7 налоговой декларации.

<2> Утвержден Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения".

Судьи в Постановлениях ФАС МО от 24.04.2008 N КА-А40/13262-07-2 <3>, ФАС ПО от 25.01.2012 N А65-9081/2011 согласились с доводами налоговых инспекций, что перечисленные выше операции подпадают под понятие льготы, установленной ст. 56 НК РФ. Соответственно, непредставление налогоплательщиком истребованных инспекторами в подтверждение применения льготы документов квалифицировалось судом как отказ в представлении налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, и в соответствии со ст. 126 НК РФ каралось взысканием штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

<3> Определением ВАС РФ от 13.08.2008 N 10252/08 отказано в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Примечание. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые налогоплательщикам отдельных категорий предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

По такому же сценарию развивались события и для ООО "ТФК", которое отказалось представлять инспекции затребованные документы, ссылаясь на неиспользование льгот по НДС. Проиграв дела во всех трех судебных инстанциях, организация не отчаялась и обратилась в высший хозяйственный суд страны, где смогла доказать свою правоту. Спорная ситуация в данном случае заключалась в документальном подтверждении операции по реализации земельного участка, однако сделанный высшими арбитрами вывод распространяется на все операции, перечисленные в п. 2 ст. 146 НК РФ. Таким образом, Президиум ВАС в Постановлении от 18.09.2012 N 4517/12 указал, что поименованные в п. 2 ст. 146 НК РФ операции не являются льготами в смысле ст. 56 НК РФ.

Дело в том, что данные операции не признаются объектом обложения НДС, в то время как льготы могут быть применимы только в отношении объектов налогообложения. Кроме того, суммы по операциям, указанным в п.

Камеральная проверка: развитие событий

2 ст. 146 НК РФ, не учитываются всеми налогоплательщиками при формировании налоговой базы по НДС, то есть преимущества каким-либо отдельным категориям налогоплательщиков в данном случае не предоставляются.

Таким образом, как указал Президиум ВАС, направление налогоплательщику при проведении камеральной налоговой проверки требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в налоговой отчетности операций, не облагаемых НДС, противоречит нормам ст. 88 НК РФ. Следовательно, привлечение организации к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 126 НК РФ по указанному основанию неправомерно.

Обратите внимание! По мнению автора, вывод Президиума ВАС об отсутствии обязанности представлять подтверждающие документы по операциям, поименованным в п. 2 ст. 146 НК РФ, распространяется только на камеральную проверку, поскольку в отношении выездной налоговой проверки законодательством о налогах и сборах установлен особый порядок ее проведения.

Подавать ли "уточненку"?

В случае если организация осуществляла операции, поименованные в п. 2 ст. 146 НК РФ, но по каким-то причинам не отразила данную информацию в разд. 7 декларации по НДС, существует ли у ИФНС возможность отказать в возмещении налога по такой декларации? На наш взгляд, законных оснований для отказа в возмещении НДС по налоговой декларации с незаполненным разд. 7 у налоговой инспекции нет. Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ, п. 2 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в декларацию и представить в налоговый орган "уточненку" при обнаружении в документе факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате.

Так как данные, указываемые налогоплательщиком в разд. 7 декларации, не оказывают влияния на налоговую базу по НДС и, как следствие, не приводят к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, налогоплательщик вправе внести в декларацию необходимые изменения и представить в налоговый орган "уточненку". При этом представленная после истечения установленного срока подачи уточненная декларация не считается представленной с нарушением срока (п. 1 ст. 81 НК РФ). Сделанный вывод подтверждается также Письмом УФНС по г. Москве от 05.07.2010 N 16-12/070210.

* * *

Поскольку освобождение от обязанности уплачивать НДС по основаниям, указанным в п. 2 ст. 146 НК РФ, не носит характер льготы, у налогоплательщика в ходе проведения камеральной налоговой проверки отсутствует обязанность по подтверждению своего права не уплачивать НДС по произведенным операциям.

Обратите внимание! Согласно Постановлению Президиума ВАС N 4517/12 вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые решения по которым противоречат представленным в данном документе выводам, могут быть пересмотрены на основании п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, если для этого нет других препятствий.

А.М.Кошкина

Эксперт журнала

"Налоговая проверка"