Какие нормативные правовые акты

Закон Красноярского края «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края»

18 декабря 2008, четверг

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Закон Красноярского края

№ 7-2627

О ПОРЯДКЕ ОПУБЛИКОВАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Статья 1. Обязательность опубликования нормативных правовых актов края

1. На территории Красноярского края применяются только официально опубликованные нормативные правовые акты края — нормативные акты, принятые посредством краевого референдума либо органами государственной власти Красноярского края, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи.
2. К нормативным правовым актам органов государственной власти края относятся:
1) законы Красноярского края;
2) постановления Законодательного Собрания Красноярского края нормативного характера;
3) указы Губернатора Красноярского края;
4) постановления Правительства Красноярского края;
5) приказы органов исполнительной власти Красноярского края нормативного характера;
6) иные нормативные правовые акты Правительства края и органов исполнительной власти края, принятие которых предусмотрено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. При введении в действие указов Губернатора края, постановлений Правительства края, нормативных правовых актов иных органов исполнительной власти края, предусматривающих неотложные меры, указанные акты могут применяться до их официального опубликования, за исключением актов по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина.
Не подлежат опубликованию указы Губернатора края, постановления Правительства края, нормативные правовые акты иных органов исполнительной власти края или отдельные положения указанных актов, содержащие составляющие государственную тайну сведения и иные не подлежащие разглашению в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами сведения.

Статья 2. Дата принятия нормативного правового акта края

1. Датой принятия закона края на краевом референдуме считается день, когда за него проголосовало более половины участвующих в голосовании, при условии, что референдум в установленном законом порядке признан состоявшимся и действительным.
2. Датой принятия закона края считается день его принятия Законодательным Собранием края в окончательной редакции.
Датой принятия постановления Законодательного Собрания края считается день его принятия на заседании Законодательного Собрания края.
3. Датой принятия указа Губернатора края считается день его подписания Губернатором края.
4. Датой принятия постановления Правительства края, иного нормативного правового акта Правительства края, принятие которого предусмотрено федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации, считается день его принятия на заседании Правительства края, а в случае использования опросов членов Правительства края путем проведения письменного согласования проекта постановления — день его подписания первым заместителем Губернатора края — председателем Правительства края.
5. Датой принятия приказа органа исполнительной власти края, иного нормативного правового акта, принятие которого предусмотрено федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации, считается день его подписания руководителем этого органа.

Статья 3. Порядок подписания законов края

1. Губернатор края в срок до 14 дней со дня поступления к нему текста принятого Законодательным Собранием края закона обязан подписать его и передать для официального опубликования либо отклонить его, направив в Законодательное Собрание края в течение срока, отведенного для его подписания, мотивированные возражения против принятия данного закона в целом или против принятия его отдельных частей в избранной Законодательным Собранием края редакции.
2. Губернатор края в срок до 7 дней со дня поступления к нему закона края, принятого Законодательным Собранием края в ходе повторного рассмотрения, обязан подписать его и передать для официального опубликования в качестве закона края.
Закон края не может быть повторно отклонен Губернатором края.
3. Закон края об утверждении заключения договора края подписывается Губернатором края и опубликовывается им вместе с текстом договора.

Статья 4. Сроки опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти края

Нормативные правовые акты Законодательного Собрания края, Губернатора края, Правительства края и иных органов исполнительной власти края официально публикуются в срок до 14 дней со дня их подписания, если иное не установлено федеральным законодательством.

Статья 5. Официальные издания, публикующие нормативные правовые акты края

1. Официальное опубликование законов края и иных нормативных правовых актов края производится в «Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края».
2. Учредителями «Ведомостей высших органов государственной власти Красноярского края» являются Законодательное Собрание края и Губернатор края. «Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края» являются официальным печатным изданием органов государственной власти края и издаются с периодичностью не реже двух раз в месяц.
3. «Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края» состоят из девяти обязательных разделов:
1) в первом разделе публикуются Устав края, законы о внесении поправок в Устав края, уставные законы края;
2) во втором разделе публикуются законы края и договоры края, заключение которых утверждено Законодательным Собранием края;
3) в третьем разделе публикуются иные правовые акты Законодательного Собрания края;
4) в четвертом разделе публикуются указы Губернатора края;
5) в пятом разделе публикуются постановления Правительства края, иные нормативные правовые акты Правительства края, принятие которых предусмотрено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
6) в шестом разделе публикуются приказы органов исполнительной власти края, иные нормативные правовые акты органов исполнительной власти края, принятие которых предусмотрено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
7) в седьмом разделе публикуются ежегодный доклад Губернатора края о положении дел в крае, ежегодный отчет Счетной палаты края, ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в крае;
8) в восьмом разделе публикуются нормативные решения Избирательной комиссии края и иные решения Избирательной комиссии края, публикация которых предусмотрена законодательством;
9) в девятом разделе публикуются иные правовые акты и официальная информация органов государственной власти края и иных государственных органов края, обязательность публикации которых предусмотрена законами края, указами Губернатора края, постановлениями Правительства края или в отношении которых этими органами принято решение об их опубликовании.
Иные разделы могут быть введены по решению учредителей.
4. Правовые акты помещаются внутри каждого раздела в хронологическом порядке.
Приложения к правовым актам помещаются в тех же разделах, что и сами правовые акты.
5. Редакционный совет «Ведомостей высших органов государственной власти Красноярского края» формируется на паритетных началах Законодательным Собранием края и Губернатором края в составе 6 человек.
6. «Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края» должны издаваться тиражом, достаточным для удовлетворения потребностей органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций и граждан в информации о законодательстве Красноярского края.
Периодичность издания, объем тиража и количество экземпляров, подлежащих обязательному бесплатному распространению, определяются учредителями.
7. В случаях когда законы края и иные нормативные правовые акты органов государственной власти края касаются вопросов защиты прав и свобод человека и гражданина либо по своему содержанию нуждаются в срочном опубликовании, они официально публикуются в краевой государственной газете «Наш Красноярский край», совместно учрежденной Законодательным Собранием края и Губернатором края.

Статья 6. Порядок официального опубликования нормативных правовых актов края

1. Официальным опубликованием закона края, иного нормативного правового акта края считается первая публикация его полного текста в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» или «Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края». В случае опубликования закона края и иного нормативного правового акта в нескольких номерах днем официального опубликования считается день последней публикации.
Тексты законов края и иных актов, принятых органами государственной власти края, опубликованные в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» и «Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края», являются официальными документами, на которые можно ссылаться в юридической практике.
2. Законы края, Указы Губернатора края направляются для официального опубликования Губернатором края.
3. Постановления Законодательного Собрания края нормативного характера направляются для официального опубликования председателем Законодательного Собрания края или его заместителем.
4. Постановления Правительства края и иные нормативные правовые акты Правительства края, принятие которых предусмотрено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, направляются для официального опубликования первым заместителем Губернатора края — председателем Правительства края либо лицом, его замещающим.
5. Приказы органов исполнительной власти края и иные нормативные правовые акты органов исполнительной власти края, принятие которых предусмотрено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, направляются для официального опубликования руководителями органов исполнительной власти края либо лицами, их замещающими.
6. Доклады и отчет, указанные в подпункте 7 пункта 3 статьи 5 настоящего Закона, направляются для официального опубликования председателем Законодательного Собрания края или его заместителем.
7. Решения Избирательной комиссии края направляются для официального опубликования председателем Избирательной комиссии края или его заместителем.
8. Иные правовые акты органов государственной власти края и государственных органов края, в отношении которых принято решение об опубликовании, направляются для опубликования руководителем соответствующего органа.
9. Законы края, в которые были внесены изменения, могут быть повторно официально опубликованы в полном объеме с учетом внесенных изменений. Указанная публикация не является обстоятельством, с которым связывается вступление в силу законов края в соответствии со статьей 9 настоящего Закона.

Статья 7. Реквизиты нормативного правового акта края, указываемые при официальном опубликовании

При официальном опубликовании нормативного правового акта указываются его наименование, дата и место его принятия, регистрационный номер, должностное лицо, его подписавшее. При публикации закона края указывается также дата его подписания Губернатором края.

Статья 8. Иные способы опубликования и доведения до всеобщего сведения нормативных правовых актов края

Законы края, постановления Законодательного Собрания края, указы Губернатора края, постановления Правительства края и иные нормативные правовые акты края могут быть также опубликованы в иных печатных изданиях, размещены на официальных сайтах органов государственной власти края в сети Интернет, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению, радио и иным каналам связи и информации, разосланы соответствующим государственным органам, органам местного самоуправления, организациям, должностным лицам. Законы и иные нормативные правовые акты могут быть опубликованы в виде отдельного издания.

Статья 9. Вступление в силу нормативных правовых актов края

Законы края и иные нормативные правовые акты края вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования, если в самом законе или ином нормативном правовом акте края не указан иной срок вступления в силу. В любом случае этот срок не должен наступать ранее дня, следующего за днем официального опубликования закона или иного нормативного правового акта края, а для законов или иных нормативных правовых актов края по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина — не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования.

Статья 10. Вступление в силу настоящего Закона края

Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

Статья 11. Признание утратившими силу отдельных законов края

Признать утратившими силу:
1) Закон Красноярского края от 20 декабря 2002 года N 5-773 «О порядке опубликования и вступления в силу законов края и других актов, принятых высшими органами государственной власти Красноярского края» (Красноярский рабочий, 2003, 15 января);
2) Закон Красноярского края от 3 апреля 2008 года N 5-1515 «О распространении действия Закона края «О порядке опубликования и вступления в силу законов края и других актов, принятых высшими органами государственной власти Красноярского края» на всю территорию нового субъекта Российской Федерации — Красноярского края и внесении в него изменений» (Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края, 21 апреля 2008 года, N 18 (239).

Губернатор Красноярского края
А.Г.ХЛОПОНИН

Документ опубликован: 24.12.2008, Журнал «Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края», № 69 (290)

Документ опубликован: 26.12.2008, Газета «Наш Красноярский край», № 51

Документ изменен!

10.03.2016

Ссылки на документы

Номер документа Дата документа Документ Тип документ Дата публикации
№ 10-4318 10.03.2016 Закон Красноярского края «О внесении изменения в статью 5 Закона края «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края» Закон Красноярского края 21.03.2016
№ 9-3937 02.12.2015 Закон Красноярского края «О внесении изменений в Закон края «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края» Закон Красноярского края 24.12.2015
№ 7-2650 08.10.2014 Закон Красноярского края «О внесении изменений в Закон края «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края» Закон Красноярского края 27.10.2014
№ 3-648 01.11.2012 Закон Красноярского края «О внесении изменений в статьи 5 и 6 Закона края «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края» Закон Красноярского края 30.11.2012

Постоянный адрес документа: http://zakon.krskstate.ru/doc/616

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»

Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»

Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышенной энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. № 347-ФЗ «Технический регламент о безопасности низковольтного оборудования»

Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении»

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2010 г. № 103 «О мерах по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства»

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2010 г. № 235 «О внесении изменений в положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики»

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. № 823 «О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики»

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2009 г. № 846 «Об утверждении правил раслледования причин аварий в электроэнергетике»

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков , расположенных в границах таких зон»

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2007 г. № 484 «О выводе объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации»

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861 «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, недискриминационного доступа к услугам по оперативно-деспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям»

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 854 «Об утверждении правил оперативо-диспетчерского уравления в электроэнергетике»

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2001 г. № 241 «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации»

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 года № 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 апреля 2008 г. № 212 «Об утверждении порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок»

Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 2 марта 2010 г. № 90 «Об утверждении формы акта о расследовании причин аварий в электроэнергетике и порядок ее заполнения»

Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 2 марта 2010 г. № 91 «Об утверждении порядка передачи оперативной информации об авариях в электроэнергетике»

Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 2 марта 2010 г. № 92 «Об утверждении формы отчета об авариях в электроэнергетике и порядка ее заполнения»

Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 19 апреля 2010 г. № 182 «Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по резльтатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования»

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24 мая 2010 г. № 179 «Об утверждении порядка согласования Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору границ охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства»

Приказ Министенрства экономического развития от 4 июня 2010 г. № 229 «О требованиях энергетической эффективности товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных системресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений»

Приказ Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 14 декабря 2004 г. № 167 «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке и проведению противоаварийных тренировок персонала теплоэнергетических организаций жилищно-коммунального хозяйства»

Приказ Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 20 декабря 2004 г. № 171 «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке и проведению противоаварийных тренировок персонала электроэнергетических организаций жилищно-коммунального хозяйства»

Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 13 января 2003 года № 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей»

Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 9 апреля 2003 г. № 150 «Правила устройства электроустановок. Седьмое издание. Раздел 1. Общие правила. Глава 1.8. Нормы приемо-сдаточных испытаний»

Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 г. № 115 «Об утверждении правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок»

Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 19 июня 2003 г. № 229 «Об утверждении правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации»

Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 30 июня 2003 г. № 261 «Об утверждении инструкции по применению и сипытанию средств защиты, используемых в электроустановках»

Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 30 июня 2003 г. № 263 «Об утверждении инструкции о мерах пожарной безопасности при проведении огневых работ на энергетических предприятиях»

Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 30 июня 2003 г. № 280 «Об утверждении инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций»

Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 30 июня 2003 г. № 284 «Об утверждении рекомендаций по технологическому проектированию воздушных линий электропередачи напряжением 35 кВ и выше»

Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 30 июня 2003 г. № 288 «Об утверждении рекомендаций по технологическому проектированию подстанций переменного тока с высшим напряжением 35-750 кВ»

Приказ Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от 19 февраля 2000 г. № 49 «Об утверждении правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации»

Приказ Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жлищно-коммунальному комплексу от 21 июня 2000 г. № 141 «Об утверждении особенностей работы с персоналом энергетических организаций системы жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации»

Приказ Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жлищно-коммунальному комплексу от 13 декабря 2000 г. № 285 «Об утверждении типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых систем коммунального теплоснабжения»

Положение о порядке проведения ревизии и маркирования специальными знаками визуального контроля средств учета электрической энергии

Методические рекомендации по техническому расследованию и учету технологических нарушений в системах коммунального энергосабжения и работе энергетических организаций жилищно-коммунального комплекса

Методические рекомендации по техническому освидетельствованию трубопроводов тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения

Рекомендуемый порядок составления актов расследования технологических нарушений в системах коммунального теплоснабжения

Правила эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений от 26 мая 1998 г.

Правила устройства электроутсановок (ПУЭ). Шестое издание

Правила техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей

Правила учета тепловой энергии и теплоносителя

Правила учета электрической энергии

Правила техники безопасности при эксплуатации тепломеханического оборудования электростанций и тепловых сетей. РД 34.03.201-97

Правила устройства воздушных линий электропередачи напряжением 6-20 кВ с защищенными проводами

Межотраслевые правила по охране (Правила безопасности) при эксплуатации электроустановок

Постановление Госстроя СССР от 11 декабря 1985 г. № 215 «Строительные нормы и правила. Электротехнические устройства. СНиП 3.05.06-85»

Типовая инструкция по технической эксплуатации баков-аккумуляторов горячей воды в системах коммунального теплоснабжения

Инструкция по проведению мероприятий по контролю при осуществлении госуарственного энергетического надзора за оборудованием, зданиями и сооружениями электрических и тепловых утсановок, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций и потребителей тепловой и электрической энергии

Инструкция по устройству молниезащиты зданий и сооружений

Инструкция по проектированию городских электрических сетей

Инструкция по размещению и эксплуатации гаражей-стоянок автомобилей, принадлежащих гражданам, в охранных зонах воздушных линий электропередачи напряжением свыше 1 кВ

Инструкция по расследованию и учету технологических нарушений в работе энергосистем, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей

Руководящий документ. Типовое положение по организации эксплуатации устройств для определения мест повреждений воздушных линий электропередачи напряжением 6-20 кВ

Нормы отвода земель для электрических сетей напряжением 0,38 — 750 кВ

Чтобы иметь большую регулирующую силу, нормативные акты должны быть качественными.

Этого можно достигнуть, если они будут не представлять собой плод фантазии или желаемого правотворческих субъектов, а отражать объективную реальность. В принципе данное требование носит более общий характер и относится к правовым нормам в целом, но именно при принятии правовых актов возможность принятия волюнтаристских решений становится наиболее очевидной.

Однако свобода законодателя в принятии тех или иных решений не безгранична. Выше уже говорилось об объективной обусловленности права общественными отношениями. В том случае, если принятые нормативные правовые акты будут противоречить объективной действительности, содержащиеся в них нормы как минимум станут «мертвыми», не применяющимися на практике. В случае же острого противоречия принятие такого акта чревато социальными потрясениями. Любые, даже очень хорошие идеи не могут быть претворены в жизнь с помощью нормативных актов, если общество до них не «дозрело», если нет необходимых условий. В качестве примера можно привести Федеральный закон 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», которым введена пропорциональная избирательная система, т. е. представительства в парламенте партий, при отсутствии развитой и сбалансированной партийной системы в России.

Нормативные акты должны иметь структуру, а не представлять хаотичный набор нормативных положений.

Как правило, нормативный акт имеет вводную часть, называемую преамбулой. В ней излагаются цели и задачи нормативного акта, характеризуется общественно-политическая обстановка, существующая в момент его принятия. Первые статьи нормативного акта могут быть посвящены определению терминологии, используемой в дальнейшем. Затем построение нормативного акта может укладываться в следующую схему: субъекты правоотношений (например, налогоплательщики и финансовые органы), объекты (получаемый доход), права и обязанности (обязанность уплатить налоги, право проверить точность их уплаты и др.), льготы, меры поощрения (например, освобождение от единого социального налога образовательных учреждений) и санкции (за уклонение от уплаты налогов штраф в размере 20% неуплаченной суммы).

Нормативные акты должны быть доступными для понимания гражданами.

Причем здесь законодатель должен ориентироваться не на интеллектуалов, а на людей среднего или даже ниже среднего интеллектуального уровня. Нормативные акты должны излагаться простым, ясным языком, отличаться строгостью стиля, соответствовать законам формальной логики, а также не носить слишком абстрактного характера, но одновременно и не увязать в деталях. В них не должно быть сложных юридических терминов.

Нормативные правовые акты по юридической силе делятся на:

  • законы;
  • подзаконные акты.

Законы

В классическом понимании закон — это нормативный правовой акт, содержащий первичные юридические нормы, которых раньше в правовой системе не было, либо объединяющий разрозненные нормы, закладывающий основы регулирования в полном объеме.

При этом закон регламентирует ключевые аспекты жизни страны, принципиальные экономические, политические и социальные вопросы.

Отсюда следуют основные признаки закона как нормативного правового акта:

  • он принимается представительными органами, избираемыми народом, иди непосредственно самим народом на референдуме;
  • обладает высшей юридической силой;
  • принимается в особом процессуальном порядке;
  • по своему характеру является стабильным;
  • принимается для регулирования наиболее важных социально значимых общественных отношений.

Итак, закон — это нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом законодательном порядке народом или парламентом, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законы по своему значению и прежде всего по юридической силе делятся на:

  • основные;
  • обыкновенные.

Основные законы

Основные законы — это конституции.

Конституция — это единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства государства и общества, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Непосредственно к конституции примыкают конституционные (органические) законы, также закрепляющие правовые основы государства и общества (например. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Необходимость принятия конституционных законов прямо предусматривается Конституцией РФ. Для них установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура принятия Федеральным Собранием. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст. 108 Конституции РФ). К разновидности конституционных законов можно отнести нормативные акты о принятии поправок к гл. 3-8 Конституции РФ.

Обыкновенные законы

Обыкновенные законы представляют собой акты действующего законодательства, которые посвящены различным сторонам политической, экономической, социальной жизни общества. Они издаются в строгом соответствии с предписаниями Конституции РФ, конкретизируя ее положения и по своей внутренней структуре делятся на:

  • текущие;
  • кодифицированные.

Типичным примером текущего законодательного акта является закон о бюджете, который действует только в течение определенного года.

Различного рода кодексы, уставы, положения, основы представляют собой так называемые кодифицированные законы.

Кодекс (лат. codex — книга, пень) — это единый нормативный правовой акт, систематизирующий законодательство какой-либо отрасли права (гражданской, уголовной, земельной и т. п.). Кодекс является результатом сложной правотворческой деятельности, в ходе которой создается единый логически цельный, внутренне согласованный нормативный правовой акт.

Структурно кодекс, как правило, содержит общую и особенную части. В общей части закрепляются основополагающие принципы и нормы, которые определяют характер и содержание непосредственно действующих норм особенной части кодекса.

Например, положения Общей части Уголовного кодекса РФ (УК РФ) содержат принципы и задачи уголовного права, общие понятия уголовного права, которые конкретизируются в Особенной части.

Особую роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, которые аккумулируют основные положения той или иной законодательной отрасли, иные нормативные акты данной отрасли «подстраиваются» к отраслевому кодексу.

Кроме того, по характеру юридических норм, содержащихся в кодексах, выделяют материальные и процессуальные кодексы.

Кроме отраслевых, в системе законодательства существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, природоохранительные законы включают нормы административного, гражданского и иных отраслей права).

В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов РФ.

Важное значение имеет классификация законов по отраслям права: законы о труде, уголовные, финансово-кредитные законы и т. д.

Подзаконные акты

Нормативные правовые акты, которые издаются во исполнение и на основе законов, называются подзаконными актами (постановления, распоряжения, инструкции и т. д.).

В нашей стране в развитие Конституции РФ и федеральных законов Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, комитеты также издают нормативные правовые акты.

Издаваемые Президентом РФ нормативные правовые акты — указы и распоряжения — принимаются но широкому кругу вопросов. Наибольшее значение имеют указы по важнейшим вопросам экономики, культуры, образования, обороноспособности страны. В частности, благодаря Указу Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1487 «О гарантиях прав граждан Российской Федерации на получение образования» (утратил силу) сохранялось бесплатным полное среднее общее образование. Согласно же действующей Конституции РФ государство гарантирует бесплатное обучение лишь до 10 класса, т. е. основное общее образование. Данный Указ Президента РФ не противоречит Конституции РФ, поскольку устанавливает более широкие гарантии прав граждан по сравнению с теми, что закреплены в Конституции РФ.

Согласно ст. 90 Конституции РФ нормативные правовые акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Следовательно, указы и распоряжения являются подзаконными актами и не могут приниматься по вопросам, подлежащим нормативно-правовому регулированию в форме федеральных законов. Вместе с тем в настоящее время сложилась практика принятия нормативных указов Президента РФ по вопросам, которые еще не урегулированы федеральным законом. Так, Президентом РФ принимались указы по вопросам налогового законодательства, приватизации государственных предприятий, борьбы с преступностью. Наличие указов Президента не ограничивает право Государственной Думы принимать по этому же вопросу федеральный закон и устанавливать иные нормы права.

Указы Президента, имеющие нормативный характер, вступают в действие на всей территории РФ одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования в «Российской газете». В отдельных случаях может устанавливаться и иной порядок вступления указов Президента РФ в силу.

Согласно ст. 115 Конституции РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, которые не могут противоречить Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ. Как орган федеральной исполнительной власти Правительство РФ наделено широкими полномочиями в сфере финансовой и кредитной политики, образования, науки, культуры управления федеральной собственностью, охраны правопорядка, прав и свобод граждан. Выполняя возложенные на него задачи. Правительство РФ не может не принимать нормативные правовые акты в развитие федеральных законов. Ежегодно Правительство РФ принимает более 1 тыс. нормативных правовых постановлений. Все постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению на всей территории РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции РФ. федеральным законам и указам Президента РФ, подлежат отмене Президентом РФ.

Важную роль в системе подзаконных федеральных актов играют нормативные правовые акты федеральных министерств. Такие акты, как правило, регулируют отношения внутри системы министерства и принимаются в соответствии и на основе Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, а также нормативных правовых актов Правительства РФ. Однако отдельные министерства обладают правом издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения с гражданами, а также с органами, учреждениями, предприятиями, не входящими в систему министерства. Например, Министерство образования и науки РФ издает нормативные правовые акты по вопросам аттестации школьников, организации учебного процесса. Такие акты являются обязательными как для работников образовательных учреждений, так и для других граждан.

Чтобы исключить нарушения прав граждан, иных лиц, нормативные акты министерств и ведомств, имеющие общеобязательный характер, подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ.

В целях обеспечения развития единого правового пространства Российской Федерации Министерство юстиции РФ ведет Федеральный регистр нормативных правовых актов всех субъектов РФ, в который сегодня внесено уже более 200 тыс. правовых актов. Доступ к его информационным ресурсам можно осуществлять через Интернет.

Информация об изменениях:

Статья 20 изменена с 10 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ

См. предыдущую редакцию

Статья 20. Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности

Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по пожарной безопасности, не противоречащие требованиям пожарной безопасности, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. инструкцию о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения, утвержденную приказом МЧС РФ от 16 марта 2007 г. N 140

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

См. Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, утвержденный приказом МЧС РФ от 28 ноября 2011 г. N 710

Особенности обеспечения пожарной безопасности на территории инновационного центра «Сколково», включая особенности утверждения и применения требований пожарной безопасности (в том числе требований технических регламентов), устанавливаются Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково».

Особенности обеспечения пожарной безопасности на территории международного медицинского кластера, в том числе особенности применения требований пожарной безопасности (включая требования технических регламентов), устанавливаются Федеральным законом «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Особенности обеспечения пожарной безопасности на территории инновационного научно-технологического центра, включая особенности утверждения и применения требований пожарной безопасности (в том числе требований технических регламентов), устанавливаются Федеральным законом «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».