Как увеличить доходы населения?

Реальные доходы россиян растут, по оценке президента Владимира Путина, медленно. Между тем в ряде стран успешно используются инструменты экономической политики, которые реально увеличивают доходы граждан: перечисление части выручки от продажи природных ресурсов на счета людей, освобождение от налогов малообеспеченного населения, индексация всех зарплат в зависимости от инфляции. Повышение реальных доходов позволит увеличить потребительский спрос, на слабость которого указывают опросы предпринимателей и Минэкономразвития.

Инфляция постепенно приближается к целевому ориентиру (4% в годовом выражении), отметил глава государства на совещании в Кремле. «Но даже на этом фоне и с учетом увеличения зарплат в экономике реальные доходы людей растут медленно. Такое положение дел не может не вызывать беспокойство», — подчеркнул В. Путин.

Одним из тяжелых социальных последствий медленного роста реальных доходов является увеличение доли людей с доходами ниже прожиточного минимума, проще говоря, наших сограждан, которым не хватает денег даже на самое необходимое — еду, одежду, оплату коммунальных услуг. По данным Росстата, во II квартале 2019 г. их численность составляла 18,6 млн человек, или 12,7% населения страны. Годом ранее этот показатель равнялся 12,5%.

В некоторых странах, активно экспортирующих за рубеж природные ресурсы, законодательство предусматривает перечисление части средств от их продажи на специальные счета граждан. К числу государств, проводящих активную политику социально-экономической поддержки населения, относятся, в частности, столь различные по своему политическому устройству Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Норвегия.

В ОАЭ государство открывает счет на гражданина сразу после его появления на свет и ежегодно пополняет определенной суммой, размер которой зависит от цен на нефть на мировом рынке и объемов экспорта страны. В среднем на счетах граждан к моменту достижения совершеннолетия накапливается несколько десятков тысяч долларов, которые они могут использовать на получение образования или покупку жилья.

В Норвегии с начала 90-х гг. функционирует Фонд национального благосостояния, размер которого превысил 1 трлн долл. Использование этих средств происходит по более сложной схеме, предполагающей первоначально получение доходов от их инвестирования, а потом — возможность поддержки населения за счет полученных дивидендов.

Такой подход вполне оправдан в стране, где доходы граждан находятся на высоком уровне, и главной целью Фонда становится создание резервов на будущее.

В России группа депутатов Госдумы во главе с Сергеем Обуховым уже предлагала законопроект, предусматривающий право россиян на получение части доходов федерального бюджета от добычи полезных ископаемых. Предполагалось, что за первый финансовый год распределяемая сумма будет равна 20% дохода от добычи природных ресурсов на территории страны, а каждый последующий год — на 2% больше, чем в предыдущий.

Однако правительство дало отрицательное заключение на предложение депутатов, указав, что часть упомянутых средств уже расходуется на обеспечение функций государства, в том числе на охрану прав и свобод гражданина, формирование Фонда национального благосостояния.

В условиях многолетнего падения реальных доходов населения и увеличения вероятности кризиса мировой экономики, который обострит и без того сложную ситуацию, можно вполне вернуться к данной идее, чтобы снизить социальную напряженность и повысить потребительский спрос россиян.

Еще одним средством увеличения доходов жителей России могла бы стать льгота по НДФЛ для граждан с уровнем заработной платы ниже 13 тыс. руб. Эта тема активно обсуждалась весной нынешнего года в средствах массовой информации, но затем потихоньку сошла на нет. Причиной отказа от данного предложения стала обеспокоенность чиновников тем, что эта льгота будет использоваться для серых схем выдачи заработных плат.

Наконец, в нашей стране можно использовать опыт Бельгии, где давно существует порядок индексации зарплат. При расчете зарплаты применяется индекс розничных цен, что позволяет учитывать колебания стоимости жизни и ее влияние на покупательную способность граждан.

В России с аналогичной идеей выступил депутат Госдумы Олег Шеин, предложивший прописать строкой в Трудовом кодексе, что работодатель обязан независимо от формы собственности предприятия проводить минимальную индексацию зарплаты своих работников согласно текущей инфляции в каждом регионе. По словам народного избранника, во многих компаниях индексация зарплат не проводилась уже несколько лет на фоне высокой инфляции.

Меры экономической политики, нацеленные на реальное повышение доходов россиян особенно актуальны сегодня, когда опросы предпринимателей, проводимые Росстатом, показывают снижение оценок спроса, данных руководителями компаний. Так, опрос «директорского корпуса» в августе 2019 г. продемонстрировал отрицательный баланс оценок спроса на продукцию в обрабатывающих отраслях (–31%).

На слабость потребительского спроса жалуется и Минэкономразвития. Прогноз ведомства на 2019 г. по показателям социальной сферы ухудшен по сравнению со сценарными условиями, представленными в апреле. С учетом фактических данных был пересмотрен прогноз по темпу роста реальных располагаемых доходов населения до 0,1% по сравнению с 1%, прогнозируемым ранее. Также скорректирована вверх оценка доли населения с доходами ниже прожиточного минимума — до 12,5% по сравнению с 12%, ожидаемыми в апреле нынешнего года (более подробно см. с. 4 этого номера «ЭЖ»).

Расходы федерального бюджета по госпрограмме «Содействие занятости населения» выполнены Рострудом на 80,3% в сфере переобучения и повышения квалификации работников предприятий. В целом, низкий уровень исполнения расходов федерального бюджета у Роструда отмечается второй год подряд, говорится в заключении Счетной палаты на госпрограмму «Содействие занятости населения».

«Отмечается низкий уровень исполнения расходов федерального бюджета у Роструда (97,8%), в основном по мероприятию, связанному с переобучением, повышением квалификации работников предприятий в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда (80,3%), а также по мероприятиям, связанным с переобучением граждан предпенсионного возраста, организованным органами службы занятости населения (83%) и Союзом «Молодые профессионалы» (92,5%)», — говорится в документе.

По данным Счетной палаты, в 2018 году Роструд также исполнил расходы федерального бюджета не полностью — на уровне 98,4%.

По госпрограмме направлены на переобучение и повышение квалификации 52 354 работника (283,9% запланированного целевого показателя в 18,4 тыс. человек), 569 организаций, из них 914 человек — за пределы региона. Завершили обучение 52 328 человек (283,7% планового показателя), при этом все работники сохранили занятость на предприятии, два человека трудоустроены в другой организации.

Отмечается, что низкие расходы на переобучение предпенсионеров обусловлены экономией, сложившейся по результатам конкурса на предоставление образовательных услуг.

По данным мониторинга, по итогам 2019 года органами службы занятости населения заключены договоры на организацию обучения 117 132 человек (234,3% запланированной численности) предпенсионного возраста в 85 субъектах РФ. Направлено на обучение 141 437 человек, или 188,6% запланированного целевого показателя в 75 тыс. человек.

Информационное агентство России ТАСС

Глава правительства России Дмитрий Медведев до 1 мая ждет от губернаторов предложений по увеличению видов доходов населения. Соответствующее распоряжение Медведева опубликовано на сайте правительства, сообщает ТАСС. Документ рекомендует высшим должностным лицам субъектов РФ «провести анализ структуры денежных доходов населения и на его основе определить приоритетные меры по увеличению основных видов денежных доходов населения». Результаты представят в Минтруд и Минэкономразвития.

Напомним, ранее на полях Российского инвестиционного форума в Сочи Медведев отметил, что зачастую социальную помощь получают те, кто на самом деле в ней не нуждается. Позже в своем Twitter премьер написал, что профильные ведомства к середине апреля должны представить свои предложения по изменению законодательства, чтобы сделать выдачу социальных пособий более адресной.

Эту новость нужно воспринимать в контексте других поручений, которые касаются разработки новых критериев для предоставления социальных пособий. Данные процессы взаимосвязаны, поэтому главам соответствующих профильных федеральных ведомств даны поручения четко определить эти критерии (для предоставления социальных пособий). Вторая половина этой задачи, которая поставлена перед высшими исполнительными лицами субъектов Федерации, – рассмотреть динамику реальных доходов у себя в регионе, изменение их структуры и внести соответствующие предложения. Когда все это будет совмещено, мы получим более или менее четкую картину категорий граждан, нуждающихся в социальной помощи, а потом уже сможем говорить об увеличении адресности соцподдержки. Поэтому данное поручение стоит рассматривать в контексте повышения эффективности социальной политики как таковой с точки зрения ее адресности.

Почему был выбран такой критерий, как структура реальных доходов? Потому что этот показатель раскрывает состояние региона с точки зрения положения людей, инвестиционного или делового климата, который складывался. В последние годы доля реальной заработной платы в реальных располагаемых доходах в среднем по России составляет чуть выше 60 %, около 20 % – это социальные трансферты, включая пенсии, а все остальное – доходы от предпринимательской деятельности, от собственности граждан, которые включают в себя не только сдачу жилья в аренду, но и проценты от депозитов, от размещения средств в доверительное управление, доходы от накопительных пенсий и так далее. Если изучить эти тенденции, мы видим более или менее стабильную долю реальных зарплат, они немного подросли.

Что же касается доли социальных трансфертов, то объем удельного веса государства как источника реального дохода вырос за последние 10 лет вдвое, и эта тенденция настораживает. Если еще посчитать, какой объем реальных доходов в целом по России зависит от бюджетов всех уровней, то получается, что с 2007 по 2018 год данный показатель поднялся с 22 % до 34 %, то есть более трети реальных доходов зависит непосредственно от государства. Это уже очень настораживающий сигнал, потому что на бюджет региональный и федеральный влияет значительное число рисков, которыми мы не можем управлять: внешние риски, связанные с резким падением цены на нефть, новым мировым экономическим кризисом, который не за горами. Это, естественно, требует понимания. Если такая высокая доля доходов от государства не сможет быть выплачена, чем ее будут закрывать? Ну и, как я уже ранее отметил, снижение фактически в два раза доходов от предпринимательской деятельности и поступлений от собственности граждан. Поэтому высшим исполнительным лицам и предложено изучить тенденции в регионах, проанализировать, какие доли в структуре реальных располагаемых доходов населения растут, а какие снижаются, объяснить почему.

Если в регионе есть значительные возможности простимулировать развитие малого и среднего бизнеса с созданием рабочих мест, то этим нужно заняться вплотную, потому что такой компонент может вытащить реальный доход, по крайней мере, стабилизировать определенную его долю. Если же есть угроза того, что сегодня в регионе власти могут исполнять свои социальные обязательства, а завтра уже возникают риски, то необходимо объяснить, в чем они заключаются, потому что тогда потребуется перестройка межбюджетных отношений между федеральным бюджетом и казной конкретного субъекта Федерации. Нужно смотреть, чего не хватает региону на горизонте трех лет, какими должны быть трансферты, чтобы обеспечить ту долю социальных выплат, которая входит в состав реальных располагаемых доходов, но которую снизить или отменить не могут. Есть и недовыполненные кое-где майские указы президента.

Кроме того, нынешнее послание главы государства по всем социальным льготам и мерам соцпомощи только в этом году может потребовать, по разным оценкам, от 120 млрд до 200 млрд рублей дополнительных расходов из бюджета. А это значит, что деньги нужно будет перераспределять. Если регионы выполняют поручения, которые следуют из президентского послания, значит, они должны сокращать какие-то расходы у себя, а это ведет либо к сокращению финансирования по отдельным статьям, либо к компенсации их за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Смысл текущего поручения Медведева – это «поставить диагноз», разобраться с тем, что происходит на деле в регионах, и принять меры, позволяющие ситуацию стабилизировать и по возможности исправлять. Конечно же, главный компонент – это реальные зарплаты населения, поэтому нужно смотреть на то, как в регионе будет увеличиваться производительность труда, какие темпы роста будут обеспечены и за счет чего, что необходимо для стимуляции инвестиционной активности бизнеса, потому что рост реальных зарплат и реальных располагаемых доходов определяется прежде всего возможностями экономики и темпами ее роста. Это начало очень серьезной работы, в которую встраивается и достижение национальных целей, нацпроекты.

Росстат пересчитал динамику реальных располагаемых денежных доходов за 2013–2018 годы после масштабного обновления методики расчета денежных доходов. Но и после пересмотра показателей по новой методике тенденция снижения реальных располагаемых доходов, начавшаяся из-за кризиса 2014 года, не изменилась вплоть до 2018 года. Реальные располагаемые доходы населения снижались с 2014 по 2017 год, но в 2018 году показали околонулевой рост (+0,1%), а по итогам 2019 года выросли на 1% в годовом выражении.

По итогам первого квартала 2020 года, согласно пересмотренным данным, реальные располагаемые доходы россиян выросли на 1,2%. По предыдущей оценке Росстата, показатель демонстрировал отрицательную динамику (-0,2%).

В Росстате объяснили пересмотр показателя досрочной выплатой пенсий и пособий за апрель в марте, что отразилось в платежном балансе банков позднее расчета первой оценки показателя реальных располагаемых денежных доходов за первый квартал года.

За первое полугодие 2020 года сокращение реальных располагаемых денежных доходов составило 3,7%.

Влияние пандемии и необъяснимый рост зарплат

Последствиями пандемии COVID-19 и карантинных ограничений стали сокращение заработков россиян, перевод работников на неполный рабочий день, отправка в неоплачиваемые отпуска и увольнения. Каждому второму работнику в России сократили зарплату в период пандемии (с марта по май 2020 года), следует из оценки аналитиков «СберДанных». С полной потерей доходов столкнулись 2,5% занятых на начало марта.

По данным Росстата, реальные зарплаты, то есть начисленные суммы с учетом инфляции, на средних и крупных предприятиях снизились в апреле на 2% к апрелю 2019 года, но уже в мае они выросли на 1%. Объяснения росту реальных зарплат по Росстату на фоне роста безработицы и падения реальных доходов нет, сказал РБК директор Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон. Динамика зарплат должна соотноситься с данными по сбору налога на доходы физических лиц (НДФЛ), замечает он. Но в апреле налоговые поступления сократились на 18,6% в годовом выражении, в мае спад сократился до 13,8%. За апрель—май, по данным Федерального казначейства, сборы НДФЛ сократились на 16,4% в годовом исчислении (против роста на 12% в первом квартале). Исходя из этих цифр, суммарное сокращение доходов (с учетом потерь в малом бизнесе и роста безработицы) могло составить порядка четверти, указывает Гимпельсон в статье «Ковидизация» российского рынка труда», написанной совместно с Ростиславом Капелюшниковым для портала Econs.online.

Уровень безработицы, по данным Росстата, в июне достиг 6,2% от рабочей силы после 6,1% в мае и 5,8% в апреле. «Ситуация на рынке труда остается сложной», — признают в Минтруде. Численность безработных возросла до 4,6 млн человек, из них около 3 млн официально зарегистрировались в качестве безработных в центрах занятости. Рост безработицы в первую очередь связан с увольнениями в сером секторе экономики, снижением потребительского спроса и, как следствие, падением доходов от предпринимательской деятельности и зарплат сотрудников индивидуальных предпринимателей, отмечают в министерстве.

О значительном сокращении доходов населения свидетельствуют опросы населения. В ходе исследования ЦСР, проведенного в мае, большинство россиян (58%) заявили о снижении дохода в своих семьях во время пандемии, а 5% полностью его лишились. 33% опрошенных сообщили о переменах в трудовых отношениях: у 52% из них сократились зарплаты, 25% отправили в неоплачиваемый отпуск, а 23% уволили.

По результатам опроса СК «Росгосстрах Жизнь», проведенного совместно с центром «Перспектива», каждый пятый в России столкнулся со значительным падением доходов с начала распространения COVID-19 в России и введения карантинных ограничений, а каждый десятый — с полной потерей заработка. За время режима самоизоляции доля россиян со среднемесячным доходом ниже 15 тыс. руб. возросла с 38,1% в феврале почти до 45% в июне. По данным Росстата, среднедушевые доходы населения во втором квартале 2020 года составили 32,8 тыс. руб.

Минэкономразвития, в подчинении которого находится Росстат, 7 июля заявило об отсутствии резкого падения доходов россиян.