Содержание
Является ли университетское ИТ-образование тратой денег и времени? Таким вопросом задаётся издание Mashable, рассказывая о новой тенденции в технологической индустрии США. dev.by изучил аргументы «за» и «против» из заокеанского опыта, а также узнал, что думают на сей счёт представители белорусского ИТ.
Читать далее
Великие «недоучки»
Mashable отмечает, что «мир ИТ полон известных «недоучек». Например, Дэвид Карп бросил школу в 15 лет, чтобы создать Tumblr и продать его Yahoo за $1 млрд. Марк Цукерберг оставил Гарвардский университет на втором курсе, идя по следам ещё одного знаменитого гарвардского отступника Билла Гейтса. Миллиардер и сооснователь PayPal Питер Тиль также слывёт критиком университетского образования, предлагая $100 тысяч тем талантам, которые согласятся вместо посещения колледжа заняться развитием собственных идей.
Майкл Соломон, основатель агентства 10X Management, объединяющего 80 высококлассных кодеров-фрилансеров, рассказал в интервью изданию, что у многих из них нет университетских дипломов либо они не специализировались в области компьютерных наук.
«Одна из главных проблем высшего образования в ИТ-индустрии — способность сохранять актуальность учебной программы, учитывая, что тренды и технологии в веб-сфере меняются каждый месяц», — говорит программист 10X Management Эрик Зууринг, также бросивший колледж.
«Вы можете получить высшее четырёхлетнее образование по информатике, влезть в долги на 100 тысяч долларов и при этом не знать всего, что необходимо для написания кода», — говорит Mashable представитель сервиса онлайн-курсов и альтернативного образования SkilledUp Джордин Ли.
Программист Шломо Зиппель, уже в 15-летнем возрасте разрабатывавший софт для израильских банков, вспоминает, как встретил выпускника университета, который «не умел программировать». «Тогда я решил, что не вернусь в школу. В чём смысл?»
Создатели Windows учились в университете?
Не забыло издание и про сторонников классического университетского ИТ-образования. Главный инструктор курсов программистов Lighthouse Labs (Ванкувер) Дон Бэркс говорит, что создатели следующей версии Windows, OSX или смартфона на платформе Android скорее всего изучали информатику в колледже.
В том, что глубокое понимание информатики помогает стать программистом более высокого класса, убеждён эксперт Ruby on Rails Юрий Ниязов. «Мне кажется, что новое движение под условным названием «айтишникам не нужно образование» таит в себе опасность, — говорит он Mashable. — Возможно, человек, проштудировавший книгу, сможет создать приложение на Rail не хуже меня. Однако когда потребуется исправить базу данных, браузер или другие инструменты, теоретические знания программирования бесценны».
По словам Дэнни Слитора, профессора информатики и тренера команды программистов Университета Карнеги-Меллон, одной из ведущих высших ИТ-школ США, «многое из того, чему мы учим, возможно, вам не придётся использовать каждый день. Но если вдруг придётся…»
«Учебка» для программистов за $8 тысяч
Это утверждение, по замечанию Mashable, «может показаться слабым доводом для оправдания суммы в более чем 100 тысяч долларов, потраченной на четырёхлетнее обучение» в США. «Не удивительно, что многие из тех, у кого есть способность к кодированию, предпочитают онлайн-курсы и тренинги университетскому обучению», — утверждает издание.
По мнению автора статьи, первые являются жизнеспособной альтернативой за исключением одного момента: низкий процент завершения такого обучения. Согласно SkilledUP, только 5% из тех, кто записывается на онлайн-курсы, доводят дело до конца. Если курсы платные, то процент увеличивается вдвое.
Тренинги имеют более высокий процент завершения — 90%. Они подразумевают и более высокую ответственность. Цены варьируется: самый дорогой курс в США может стоить $36 тысяч. Средняя стоимость намного ниже, а некоторые тренинги также подразумевают плату участнику за посещение, при условии его принятия на курс.
Mashable отмечает, что такие тренинги ещё называют «учебками», как в армии. Упомянутый выше Lighthouse Labs предполагает восьминедельную программу с ежедневными 10-12-часовыми занятиями и стоимостью в $8 тысяч. Коэффициент трудоустройства её выпускников составляет 100 процентов. Согласно обещаниям организаторов тренинг-курса, годовая зарплата его выпускников варьируется от $45 тысяч до $80 тысяч. Другая «учебка» для программистов CodeFellows гарантирует своим выпускникам работу с зарплатой от $60 тысяч.
Такие программы рассматриваются в качестве точки входа в профессию на junior-позиции. К слову, девелоперы агентства 10X Management, имеют минимум пятилетний опыт и зарабатывают до 300 долларов за час.
«Вы, конечно, можете бросить учёбу, основать стартап и сказочно разбогатеть, обеспечив себе достойную жизнь в качестве программиста. Тем не менее, вы всё время будете сталкиваться с выпускниками ИТ-специальностей лучших университетов, которые, независимо от уровня кодирования, имеют более высокие шансы на трудоустройство», — пишет Mashable.
«Многие наши студенты получают работу у лучших работодателей индустрии. Не думаю, что выпускнику программистских курсов, не имеющему высшего ИТ-образования, так просто попасть в Google», — говорит профессор информатики Университета Карнеги-Меллон.
Белорусский взгляд
Мы поинтересовались у белорусских специалистов, достаточно ли таланта, усердия и кратковременных курсов для компенсации полноценного программистского образования.
Павел Вейник, опытный Java-практик и тренер:
— Образование у нас так себе, поэтому оно не критично. Хорошими программистами и гуманитарии становится, но немного реже. Не так давно у меня была студентка сербской филологии, которая за два месяца так хорошо освоила джаву, что стала сразу помогать на реальных проектах.
Антонина Ващило-Кутас, HR-директор iTechArt Group:
— Я бы не ставила вопрос таким образом: «Критично ли наличие полного высшего образования или нет?» У Билла Гейтса и Стива Джобса не было образования. Они стали известными, успешными и создали огромные корпорации. Но эти люди — гении, их в мире единицы, а на планете живёт несколько миллиардов человек. Поэтому я считаю, что учиться нужно, используя все возможные способы и вкладывая в это все свои силы.
Вуз — это один из источников знаний и опыта. В белорусских реалиях разработчики после 4-5 лет обучения в университете к работе на коммерческих проектах не готовы. Часто прикладные знания о необходимых технологиях ребята получают самостоятельно: на курсах ИT-компаний, конференциях, митапах, вебинарах и т.д.
С другой стороны, важно понимать, что наши вузы больше ориентированы на формирование некого базового понимания профессии и общего кругозора. Но что ценно — в вузе можно получить социальные навыки, которые для работодателя бывают не менее важны, чем умение писать качественный код. Например, лабораторные задания, выполняемые в группе, дают возможность научиться работать в команде: распределять задачи, слышать друг друга, сверяться по статусу и т.д. Этим вещам невозможно научиться по книге или вебинару.
Стас, QA-специалист в одной из крупных минских компаний, бросивший университет:
— Самое важное, чему учит высшее образование — думать. Спецкурсы, зачёты и прочее, — это, конечно, хорошо, но с практической точки зрения часто бесполезно. Когда же этот процесс растягивается на пять лет, то становится страшно за упущенное время.
Теоретически курсов и усердия может быть достаточно для достижения успеха, но с таким багажом знаний непросто закрепиться в сфере. Поэтому, на мой взгляд, для айтишника оптимально отучиться два года на дневном отделении, перевестись на «заочку» и начать работать в сфере, чтобы к пятому курсу быть и специалистом, и получить диплом.
Марина Хомич, менеджер по персоналу Viber Media:
— Полное университетское образование, на мой взгляд, не критично для программиста. Этим я хочу сказать, что есть много талантливых студентов последних курсов, знаний и умений которых достаточно, чтобы выполнять сложные задачи в разработке. Однако я не знаю таковых среди тех, кто вовсе не учился или не учится в ВУЗе. Можно много говорить о целесообразности или актуальности вузовского обучения программистов, но следует признать, что отсутствие такового говорит не в пользу специалиста.
Университет даёт не только практические знания в программировании, математике, алгоритмизации, он учит справляться со сложностями, находить решение задач, даже когда они не очевидны или требуют смекалки. Обучение в университете также учит нас общаться, работать в команде, справляться с неинтересными задачами, которые присутствуют в любой работе.
Помимо этого университет даёт кругозор и социальные связи, которые невероятно полезны в современном обществе. Поэтому можно сказать, что практические знания, полученные в университете, вполне можно компенсировать талантом и усердием, но для успешной карьеры в софтверных компаниях этого недостаточно.
А как считаете вы?
Фото: Inmagine.com
Многие считают, что устроиться на работу в банк без высшего образования практически невозможно. Однако такое мнение ошибочно: в некоторых кредитных организациях больше половины сотрудников — это студенты либо выпускники средних специальных учебных заведений.
Информационно-аналитическая служба Банки.ру проанализировала отчеты по ценным бумагам топ-50 банков, в которых содержится информация о доле сотрудников с высшим образованием. Согласно полученным данным, тройку кредитных организаций с самыми образованными специалистами составили ИНГ Банк (у 97% от общего числа работающих там есть «вышка»), Банк Москвы и МДМ Банк (по 89%). Также этот показатель превышает 80% в ВТБ, Газпромбанке, Бинбанке, ЮниКредит Банке, Промсвязьбанке, Нордеа Банке и других.
У большинства банков (почти 30) доля работников с высшим образованием колеблется от 60% до 80%. К таковым относятся Сбербанк, ВТБ 24, Райффайзенбанк, Альфа-Банк, Россельхозбанк, Транскредитбанк и другие.
Последние места в ренкинге банков по уровню образования сотрудников занимают ОТП Банк с долей специалистов с вузовской подготовкой в 53%, Хоум Кредит Банк (46%) и БНП Париба Банк (45%).
В финансовых организациях с высокой долей дипломированных работников говорят, что требование о наличии высшего образования — одно из ключевых. «Оно должно быть у сотрудников, которые несут ответственность за результаты работы подразделения или отдельного направления, связанного с необходимостью самостоятельного принятия решения, — рассказывает начальник департамента по работе с персоналом МДМ Банка Ольга Березкина. — Наличие высшего образования обязательно для сотрудников, чья работа связана с решением масштабных задач высокой степени сложности, разнообразия и новизны, с выработкой политики и стратегии развития бизнеса, самостоятельным принятием решений».
Как добавляет директор департамента управления персоналом Промсвязьбанка Ольга Трофимова, высшее образование должно быть у сотрудников подразделений, сопровождающих и поддерживающих бизнес напрямую, для позиций, требующих наличия профессиональных знаний, которые можно получить, как правило, в высших учебных заведениях.
В Райффайзенбанке, где доля дипломированных сотрудников составляет 79%, это требование обязательно для большинства должностей. «Тем не менее на некоторые места мы с удовольствием берем сотрудников с неполным высшим образованием или вовсе без него», — отмечает руководитель управления по работе с персоналом Райффайзенбанка Алексей Иодко.
По его словам, к таким категориям относятся рядовые должности в структуре службы инкассации (водитель-инкассатор, инкассатор, старший водитель-инкассатор и т. д.), а также ряд позиций в составе управления кассовых операций. Кроме того, Райффайзенбанк рассматривает кандидатов без вузовской подготовки на стартовые посты в информационный центр, коллекшн, управление кредитования физических лиц и отделения банка.
В Транскредитбанке рассказывают, что наличие не просто высшего, а специального образования необходимо для кандидатов, претендующих на вакансии от уровня главного специалиста. 26% сотрудников в банке без вузовской подготовки — это в основном водители, инкассаторы и операционно-кассовый состав.
В Альфа-Банке уверяют, что требований по высшему образованию как таковых нет. «Необходимо профильное образование для специалистов в той или иной области, например финансов, информационных технологий, кредитной работы», — уточнил директор по персоналу банка Андрей Шибанов. По его словам, сотрудники без вузовской подготовки с успехом работают и на операционной работе, и в бухгалтерии, и в продажах, и в IT-отделах. Причем большинство из них — либо выпускники колледжей и лицеев, либо студенты вузов.
В финучреждениях с низким количеством работников, получивших высшее образование, объясняют такое распределение долей тем, что самые массовые позиции в банке — это сотрудники колл-центра и кредитные специалисты. По большей части это банки, которые преуспели в розничном бизнесе, особенно в POS-кредитовании. «Учитывая характер работы и посменный график, большинство сотрудников на указанных должностях — студенты, — говорит начальник управления привлечения и адаптации персонала Хоум Кредит Банка Елена Портнова. — По окончании учебы они часто идут на повышение и продолжают свою работу в банке».
По мнению представителей рекрутинговых компаний, вполне объяснимо, что в тех банках, в которых больше развит ретейл, процент работников с высшим образованием ниже. «Для работы, скажем, в торговых точках специальных навыков не требуется. В инвестбанках, напротив, требования к сотрудникам очень высокие, практически для всех обязательно хорошее знание языка», — сообщает генеральный директор компании Lyte Talent Solutions Нонна Матецкая.
По ее словам, если 10—15 лет назад попасть в банк без высшего образования было практически невозможно, то сейчас высокий уровень автоматизации позволяет кредитным организациям экономить на персонале, нанимая людей, не имеющих вузовского диплома, на небольшие зарплаты.
«Но в то же время сотрудник банка без высшего образования не сможет двигаться по карьерной лестнице, если не получит его. Например, начальник операционного отдела уже должен быть с дипломом вуза», — указывает Матецкая.
С ней соглашается Алексей Иодко: «Тенденция в обществе такова, что молодые люди стремятся получить высшее образование, чтобы быть более успешными в построении карьеры».
Татьяна АЛЕШКИНА, Banki.ru
Истории главных людей в IT, Билла Гейтса и Марк Цукерберга, показывают, что успеха в отрасли можно добиться и без высшего образования. Но не является ли такая карьера исключением, счастливым стечением обстоятельств? Стоит ли будущему разработчику идти в вуз или достаточно профильных курсов? Мы разобрали плюсы и минусы высшего профильного образования в программировании, а также спросили мнение работодателей о возможностях для программиста без образования.
Плюсы высшего образования для программистов
Главный аргумент за высшее профильное образование, который приводят работодатели и сами специалисты — получение фундаментальных знаний по программированию и математике, а именно: изучение математического анализа, основ объектно‑ориентированного программирования, дискретной математики, без которых сложно представить разработку сложных архитектурных решений и работу в таких передовых областях, как разработка искусственного интеллекта, машинное обучение, разработка игр.
Ещё одна положительная сторона — с профильным дипломом возрастают шансы устроиться в крупную компанию, а работа в государственной организации без соответствующего диплома практически невозможна. Некоторые организации нанимают специалистов без диплома, но продвижение по службе для такого работника будет осложнено, а на позицию начальника отдела он может и не выйти вовсе.
Специалисты, работающие за рубежом, подчёркивают, что высшее образование облегчает получение визы квалифицированного работника, что облегчает переезд.
Среди позитивных сторон наличия диплома о высшем образовании также указывают: умение работать с информацией, способность к монотонной работе, полезные знакомства и доказательство того, что вы можете довести дело до конца.
Минусы высшего образования
Не все специалисты считают, что перечисленные выше плюсы стоят 4-6 лет учёбы. Ведь многие курсы предлагают подготовить начинающего IT‑специалиста за год, полгода и даже за пару месяцев.
Главная претензия к высшему профессиональному образованию — программы не успевают за развитием технологий. Чтобы программы обучения сохраняли актуальность, в них необходимо вносить изменения каждый полгода‑год, что для вузов скорость запредельная. Но существует мнение, что вузы и не должны давать такие знания, их задача – обучить фундаментальным основам, а всё остальное — зона ответственности самого студента.
Вторая претензия к вузам — там не обучают актуальным специальностям. В информационных технологиях существуют десятки направлений и постоянно появляются новые, вузы же предлагают обучение по небольшому количеству, вроде: информатика и вычислительная техника, информационная безопасность, которые не коррелируют с реальным запросами на рынке труда. Но здесь опять же можно вернуться к вопросу о том, что узкая специализация не задача вуза. Высшее образование даёт широкий спектр знаний, а конкретную предметную область выбирает каждый студент самостоятельно и сам развивается в ней.
Итог: вуз даёт фундаментальные знания и понимание природы программирования, получить же актуальные навыки и развиваться в конкретной области будущий специалист может как самостоятельно, так и на профессиональных курсах.
Плюсы и минусы курсов
Курсы по программированию хороши тем, что на них вы проходите только то, что необходимо в выбранной сфере, программы обновляются часто и поэтому успевают за развитием технологий, а занятия часто ведут практики, которые в курсе того, что происходит в отрасли.
Основной минус — вы изучаете узкий спектр теории и технологий, которые помогают решать конкретные и, как правило, базовые задачи. Дальнейшее развитие ложится на ваши плечи.
Мнения рекрутеров
Татьяна Инцина, руководитель направления HR‑сервисов Ingate:
«Сейчас IT‑компании вообще не смотрят на образование — только на опыт работы и навыки. В интернете появляется всё больше качественных онлайн‑курсов, которые дают больше знаний, чем классическое пятилетнее обучение в вузе. У нас работают специалисты со средним и неоконченным высшим образованием, которые выросли до экспертов и руководителей.
Мы не надеемся на образование, а учим сами. В Ingate существует система обучения, которая работает на развитие персонала. Каждый новый сотрудник в обязательном порядке прикрепляется к ментору — опытному коллеге или начальнику. Ментор составляет перечень курсов или тренингов, которые новый сотрудник должен пройти в течение определенного времени — обычно это квартал или полугодие. Уже через полгода интенсива мы получаем эксперта, который сам может обучать молодых ребят. Базовая ценность нашей компании — скорость, именно поэтому мы практикуем такое насыщенное обучение с включением в рабочий процесс с первых дней».
Серафима Шумаева, менеджер по персоналу в Skyeng:
«Мы стараемся объективно подходить к оценке кандидатов. Если вопрос в том, можем ли мы отказать кандидату на этапе скрининга (когда рекрутер оценивает резюме кандидата) из‑за отсутствия или наличия профильного образования, то скорее, нет.
Мы всегда смотрим на предыдущий опыт работы, насколько он релевантен для будущих задач, которые будут стоять перед специалистом.
К тому же почти по всем вакансиям у нас есть обязательный этап — тестовое задание. Практическая проверка ключевых hard skills, которые можно приобрести как вместе с профильным образованием, так и путем самообразования или только опытом.
Обратной связи от менеджера/руководителя направления, который проводит с кандидатом личные интервью.
Рекомендациям, которые собираем от руководителей или коллег с предыдущих мест работы наших кандидатов.
Нам такой подход кажется максимально объективным в оценке кандидатов».
Дмитрий Башакин, эксперт по управлению проектами, командообразованию и коммуникациям, Luxoft Training:
«Мы рассматриваем соискателей с различным уровнем и профилем образования. Профильное – желательно, но необязательно. Наличие высшего – практически необходимо. Я не откажусь поговорить с кандидатом, если у него нет высшего образования, но он имеет релевантный опыт. Однако, при прочих равных условиях я выберу того специалиста, который закончил вуз. При всей неоднозначности мнения о роли высшего образования в развитии человека, оно точно ещё никому не вредило.
Если мне нужен более‑менее готовый специалист, профильных курсов, разумеется, недостаточно. В тех случаях, когда я готов брать интерна, тогда рассмотрю и кандидата только с профильными курсами».
Выбирать образование стоит исходя из своих целей и жизненных обстоятельств.
Выпускнику школы, который заинтересован в информационных технологиях, стоит обратить внимание в сторону профильного вуза, но не ограничиваться им, а искать близкий по интересам профиль, заниматься самообразованием в выбранном направлении, учиться на курсах.
Взрослому специалисту, решившему сменить сферу деятельности, сложнее выделить годы на обучение. Ему нужно быстро получить необходимые навыки для новой профессии. Поэтому такому специалисту стоит в первую очередь задуматься о долгосрочных курсах по программированию.