Как учителю получить категорию

Содержание

Аттестацию в целях установления квалификационной категории проводят по желанию работников. Педагог может пройти аттестацию на первую и высшую квалификационные категории. Для установления квалификационной категорий педагог должен подать заявление в аттестационную комиссию.

Заявления о проведении аттестации на присвоение квалификационной категории можно подать независимо от продолжительности работы в школе, в том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком. Если было отказано в установлении категории, работник может обратиться повторно не раньше, чем через год после получения отказа. Читайте больше в материале — Как педагог может получить квалификационную категорию?

Заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории.

Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационной комиссией на основе результатов их работы.

Такими критериями могут служить следующие:

  • соответствие квалификационным требованиям по замещаемой должности, утвержденным в установленном порядке;
  • определение участия работника в решении поставленных перед соответствующим структурным подразделением задач;
  • сложность выполняемой им работы;
  • результаты исполнения работником должностной инструкции;
  • прохождение повышения квалификации и профессиональной переподготовки
  • результаты проверок, которые с этого года ежегодно будут проводить специалисты Минобрнауки в учебных заведениях; учителя должны готовить не только двух-трех лучших учеников, а стараться выявить и поддержать таланты у всех учащихся и, кроме того, помочь детям, отстающим в учебе.

Критерии для установления первой квалификационной категории

Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

  • стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
  • стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ (результатов аттестации);
  • выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
  • личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.

Критерии для установления высшей квалификационной категории

Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

  • достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
  • достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ (результатов аттестации);
  • выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
  • личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
  • активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.
Квалификационные категории сохраняются до окончания срока их действия при переходе в другую организацию.

Приказ Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

Распространяется ли высшая категория, присвоенная педагогу по основному месту работы, на работу по совместительству?

В соответствии с пунктом 32 Порядка аттестации педагогических работников при проведении аттестации устанавливается соответствие уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям по определенной должности, которая конкретно указывается в решении аттестационной комиссии.

По этой же должности устанавливается и квалификационная категория. Установленная квалификационная категория учитывается при работе в данной должности в любых образовательных организациях, но при переходе педагогического работника на другую должность квалификационная категория не сохраняется.

Отраслевыми соглашениями (ст. 45 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ), коллективными договорами в конкретных учреждениях в целях создания заинтересованности педагогических работников в выполнении педагогической работы по иной должности, по которой не установлена квалификационная категория, для них могут быть установлены условия оплаты труда с учетом имеющейся квалификационной категории, если по выполняемой работе совпадают профили работы (деятельности).

Нужно ли педагогам перед аттестацией на первую квалификационную категорию проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности?

Порядок аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории, не предусматривает условия предварительного прохождения аттестации с целью подтверждения соответствия его занимаемой должности.

Таким образом, перед аттестацией на первую квалификационную категорию педагогам не нужно проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности.

Педагогические работники по законодательству об образовании обязаны не реже одного раза в 5 лет проходить аттестацию, тем самым подтверждая имеющуюся или присваивая новую квалификацию. Такое требования касается не только учителей и преподавателей, но и всех лиц, работающих в сфере образования.

В этой статье будут подробно раскрыты вопросы о том, как проходит аттестация педагогических работников, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования и специальные учебные программы, каковы условия и порядок проведения аттестации, необходимые документы для подачи заявки, по каким областям знаний проводится тестирование педагогов и пр.

Порядок и условия проведения аттестации регулируются Приказом МОН РК от 27 января 2016 года № 83 «Об утверждении Правил и условий проведения аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего образования, образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, дополнительного образования и специальные учебные программы, и иных гражданских служащих в области образования и науки» (Параграф 2).

В данной статье представлена информация по аттестации педагогических работников, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования и специальные учебные программы. Для получения информации по аттестации педагогов дошкольного воспитания и обучения, образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, дополнительного образования перейдите по .

Квалификационные категории

Педагогические работники — лица, имеющие высшее педагогическое и профессиональное или техническое и профессиональное образование по специальности, подразделяются на 5 квалификационных категорий:

Квалификационная категория Профессиональные требования
педагог
  1. требований к стажу работы нет;
  2. знает содержание учебного предмета, учебно-воспитательного процесса, методики преподавания и оценивания;
  3. планирует и организует учебно-воспитательный процесс с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся, способствует формированию общей культуры обучающегося и его социализации, принимает участие в мероприятиях на уровне организации образования, осуществляет индивидуальный подход в воспитании и обучении с учетом потребностей обучающихся, владеет навыками профессионально-педагогического диалога, применяет и использует функционал цифровых образовательных ресурсов.
педагог-модератор
  1. педагогический стаж не менее двух лет;
  2. соответствует общим требованиям квалификационной категории «педагог»;
  3. использует инновационные формы, методы и средства обучения, обобщает опыт на уровне организации образования, имеет участников олимпиад, конкурсов, соревнований на уровне организации образования.
педагог-эксперт
  1. педагогический стаж не менее 3 лет;
  2. соответствует общим требованиям квалификационной категории «педагог-модератор»;
  3. владеет навыками анализа организованной учебной деятельности, осуществляет наставничество и конструктивно определяет приоритеты профессионального развития: собственного и коллег на уровне организации образования, обобщает опыт на уровне района/города, имеет участников олимпиад, конкурсов, соревнований на уровне района/города.
педагог-исследователь
  1. педагогический стаж не менее 4 лет;
  2. соответствует общим требованиям квалификационной категории «педагог-эксперт»;
  3. владеет навыками исследования урока и разработки инструментов оценивания, обеспечивает развитие исследовательских навыков обучающихся, осуществляет наставничество и конструктивно определяет стратегии развития в педагогическом сообществе на уровне района, города, обобщает опыт на уровне области/городов Астаны, Алматы и Шымкента, наличие участников олимпиад, конкурсов, соревнований на уровне области/городов Астаны, Алматы и Шымкента.
педагог-мастер
  1. педагогический стаж не менее 5 лет;
  2. соответствует общим требованиям квалификационной категории «педагог-исследователь»;
  3. имеет авторскую программу или является автором (соавтором) изданных учебников, учебно-методических пособий, получивших одобрение на Республиканском учебно-методическом совете, обеспечивает развитие навыков научного проектирования, осуществляет наставничество и планирует развитие сети профессионального сообщества на уровне области, является участником республиканских и международных конкурсов и олимпиад или подготовил участников республиканских и международных конкурсов и олимпиад.

Очередная и досрочная аттестации

Аттестация педагогов и приравненных к ним лиц подразделяется на очередную и досрочную.

Очередная аттестация, как уже было отмечено, проводится раз в 5 лет и подразумевает полную проверку итогов деятельности педагогического работника согласно его должностным квалификационным характеристикам.

Досрочная аттестация проводится по желанию самого педагога с целью преждевременного повышения квалификационной категории и исключает необходимость ожидания срока в 5 лет.

Пройти досрочную аттестацию могут работники, удовлетворяющие одному из следующих требований:

1. на квалификационную категорию «педагог-модератор»:

  • лица, подготовившие победителей предметных олимпиад, творческих, профессиональных конкурсов, научных, спортивных соревнований на уровне организации образования;
  • лица, являющиеся победителями профессиональных конкурсов, педагогических олимпиад на уровне организации образования;
  • лица, обобщившие собственный педагогический опыт на уровне района, города;
  • лица, окончившие высшее учебное заведение с «отличием»;
  • лица, окончившие высшее учебное заведение с правом преподавания предмета (дисциплины) на английском языке, имеющие сертификат (удостоверение), подтверждающие знание английского языка не ниже уровня В1 (по шкале CEFR);
  • лица, имеющие академическую степень магистра;
  • лица, окончившие среднее профессиональное (техническое и профессиональное, послесреднее) учебное заведение с «отличием» и имеющие стаж педагогической деятельности не менее одного года;
  • лица, являющиеся кандидатами в мастера спорта по профилирующему предмету;

2. на квалификационную категорию «педагог-эксперт»:

  • лица, подготовившие победителей предметных олимпиад, творческих, профессиональных конкурсов, научных, спортивных соревнований районного/городского уровня;
  • лица, являющиеся победителями профессиональных конкурсов, педагогических олимпиад районного/городского уровня;
  • лица, обобщившие собственный педагогический опыт на областном уровне (городов Астаны, Алматы и Шымкента);
  • лица, являющиеся выпускниками программы «Болашақ»;
  • лица, имеющие ученую степень кандидата наук/доктора;
  • лица, владеющие английским языком на уровне не ниже B2 (по шкале CEFR) и преподающие предметы на английском языке;
  • лица, перешедшие на педагогическую работу в организации образования из высшего учебного заведения, имеющие стаж педагогической работы не менее двух лет;
  • лица, являющиеся мастерами спорта международного класса по профилирующему предмету.

3. на квалификационную категорию «педагог-исследователь»:

  • лица, подготовившие победителей предметных олимпиад, творческих, конкурсов, научных, спортивных соревнований областного уровня или участников республиканского или международного уровня;
  • лица, являющиеся победителями профессиональных конкурсов, педагогических олимпиад областного уровня или участниками республиканского или международного уровня, согласно перечню, утвержденному уполномоченным органом в области образования;
  • лица, обобщившие собственный педагогический опыт на республиканском уровне;
  • лица, имеющие ученую степень кандидата наук/доктора и стаж педагогической работы не менее пяти лет.

4. на квалификационную категорию «педагог-мастер»:

  • лица, подготовившие победителей предметных олимпиад, творческих конкурсов, научных, спортивных соревнований республиканского уровня или участников международного уровня;
  • лица, являющиеся победителями профессиональных конкурсов, педагогических олимпиад республиканского уровня или участниками международного уровня, согласно перечню, утвержденному уполномоченным органом в области образования;
  • лица, обобщившие собственный педагогический опыт на международном уровне, системно использующие в педагогической практике научно обоснованные методы, авторские технологии обучения и воспитания.

Порядок и условия проведения аттестации

Лица, которым необходимо (очередная аттестация) или которые желают досрочно пройти аттестацию (досрочная аттестация), подают заявление в аттестационную комиссию с 20 декабря по 5 января или с 1 августа по 15 августа.

Аттестация осуществляется в соответствии со специальностью, указанной в дипломе об образовании, или документе о переподготовке с присвоением соответствующей квалификации по занимаемой должности. В случае преподавания нескольких дисциплин аттестация проводится по основной должности с указанием предметов в соответствии с указанной в дипломе специальностью.

Аттестация педагогических работников проводится в два этапа:

  1. квалификационное тестирование;
  2. комплексное аналитическое обобщение итогов деятельности.

О том, как проводится квалификационное тестирование, подробно читайте в этой статье.

Комплексное аналитическое обобщение итогов деятельности аттестуемых проводится ежегодно до 31 июля или 15 декабря текущего года.

Для проведения аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц создаются экспертные советы и аттестационные комиссии соответствующих уровней, состоящие из нечетного количества членов, но не менее 5 человек. Аттестуемый педагогический работник, если он является членом комиссии, не может принимать участие в голосовании при рассмотрении своей кандидатуры.

По каждому педагогическому работнику организации образования экспертный совет выносит заключение (рекомендовать/не рекомендовать для аттестации), которое предоставляется аттестационной комиссии соответствующего уровня ежегодно не позднее 1 августа или 1 декабря текущего года.

По результатам аттестационная комиссия выносит одно из следующих решений:

  • соответствует заявляемой квалификационной категории;
  • не соответствует заявляемой квалификационной категории.

При принятии аттестационной комиссией решения «не соответствует требованиям квалификационной категории» на присвоение квалификационной категории в случае досрочной аттестации действующая квалификационная категория сохраняется.

В случае решения комиссии «не соответствует требованиям квалификационной категории» на подтверждение квалификационной категории, действующая категория снижается на один уровень, в результате чего понижается и заработная плата работника.

При переходе со второй, первой, высшей квалификационных категорий на квалификационные категории «педагог-модератор», «педагог-эксперт», «педагог-исследователь», «педагог-мастер»:

  • в случае неподтверждения заявляемой квалификационной категории после повторного прохождения национального квалификационного тестирования действие имеющейся квалификационной категории сохраняется;
  • при следующем неподтверждении квалификационная категория продлевается на один год;
  • при повторном неподтверждении квалификационная категория снижается до квалификационной категории «педагог».

Педагогическим работникам и приравненным к ним лицам, которым присвоены квалификационные категории «педагог-модератор», «педагог-эксперт», «педагог-исследователь», «педагог — мастер» сохраняется квалификация должностей:

  • «педагог-модератор» — «учитель второй категории»;
  • «педагог-эксперт» — «учитель первой категории»;
  • «педагог-исследователь» и «педагог-мастер» — «учитель высшей категории».

Новая квалификационная категория и соответствующий уровень оплаты труда оформляются приказом руководителя организации образования и устанавливаются с 1 сентября следующего учебного года.

В случае успешного прохождения аттестации выдается удостоверение, сроком действия 5 лет, не позднее 31 августа или 31 декабря текущего года.

Необходимые документы

Педагогические работники и приравненные к ним лица, получившие сертификаты тестирования, для установления соответствия заявляемой квалификационной категории в течение 10 рабочих дней после положительного прохождения тестирования в аттестационную комиссию соответствующего уровня представляют портфолио, включающее:

  • заявление на аттестацию (скачать форму);
  • копия документа, удостоверяющего личность;
  • копию диплома об образовании или документа о переподготовке при наличии с присвоением соответствующей квалификации по занимаемой должности;
  • копию удостоверения о квалификационной категории при наличии;
  • справку о прохождении национального квалификационного тестирования;
  • мониторинг качества знаний обучающихся за аттестационный период, включающий результаты внешней оценки учебных достижений и (или) текущей и (или) итоговой аттестации;
  • копии документов, подтверждающих достижения обучающихся, или копии документов, подтверждающих обобщение опыта при наличии;
  • листы наблюдения уроков/занятий, не менее 3, по форме (скачать форму);
  • копии документов, подтверждающих достижения аттестуемых (при наличии);
  • копию документа о прохождении курсов повышения квалификации.

Прочие положения

В случае перехода на другую работу в педагогической отрасли в Казахстане за аттестованным лицом сохраняется имеющаяся квалификационная категория до истечения срока ее действия.

Не подлежат аттестации следующие работники (но вправе участвовать по собственному желанию на основании письменного заявления):

  1. беременные женщины;
  2. находящиеся в отпуске по беременности и родам, уходу за ребенком;
  3. находящиеся на стажировке или обучении с отрывом от производства;
  4. находящиеся в состоянии временной нетрудоспособности по перечню заболеваний, для которых установлен срок временной нетрудоспособности более двух месяцев, утвержденному уполномоченным органом в сфере здравоохранения;

Квалификационные категории продлеваются на основании заявлений педагогических работников, но не более, чем на 3 года в следующих случаях (отсрочка от аттестации на 3 года):

  • временная нетрудоспособность педагогического работника согласно перечню социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденным приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 21 мая 2015 года № 367 «Об утверждении перечня социально-значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих»;
  • нахождение в отпуске по беременности и родам, уходу за ребенком;
  • нахождение в служебной командировке, на обучении (стажировке) по специальности за пределами Республики Казахстан;
  • возобновление работы в должности, по которой присвоена квалификационная категория, независимо от причин ее прекращения;
  • смена места работы в пределах Республики Казахстан;
  • осуществление педагогической деятельности лицами, прибывшими в Республику Казахстан из стран ближнего и дальнего зарубежья при наличии документов, подтверждающих образование, трудовой стаж и квалификационную категорию;
  • перешедших в организации образования с уполномоченного органа в области образования, органов управления образованием, методических кабинетов, институтов повышения квалификации.

Педагогические работники и приравненные к ним лица предпенсионного возраста, которым до пенсии по возрасту остается не более 5 лет, освобождаются от очередной аттестации, и до выхода на пенсию за ними сохраняется текущая квалификационная категория. Для освобождения от очередной аттестации необходимо подать заявление в произвольной форме.

После выхода на пенсию в случае продолжения педагогической деятельности работники аттестуются на общих условиях.

Аттестация в целях установления педагогическому работнику квалификационной категории проводится специально уполномоченным органом — аттестационной комиссией. Эта комиссия создается федеральными органами исполнительной власти либо уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию, либо направляемых педагогическими работниками в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».

Порядком аттестации не предусматривается форма заявления педагогического работника в аттестационную комиссию, которая проводит аттестацию в целях установления квалификационной категории. Заявление в аттестационную комиссию педагогическим работником может быть подано в произвольной форме.

Заявления о проведении аттестации на присвоение квалификационной категории подаются педработниками независимо от продолжительности их работы в организации, в том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

Заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории.

Где проводится аттестация педагогов для подтверждения квалификации?

Аттестация на установление соответствия педагога занимаемой должности на основе оценки его профессиональной деятельности проводят образовательные организации, которые для этого создают аттестационные комиссии.

В целях установления квалификационной категории аттестация педагогических работников школ проводится аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Читайте дополнительно — На основании каких критериев устанавливают квалификационные категории?

Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности.

Педработники, которым при проведении аттестации отказано в установлении квалификационной категории, обращаются по их желанию в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.

Основания для отказа в прохождении аттестации для установления квалификационной категории

По каким основаниям педагогическому работнику может быть отказано в приеме заявления и в прохождении педагогическим работником аттестации в целях установления квалификационной категории, а в каких случаях отказ в прохождении аттестации будет неправомерным?

Порядок аттестации не предусматривает оснований для отказа в приеме от педагогических работников заявлений для прохождения аттестации в целях установления квалификационной категории.

После рассмотрения заявлений педагогических работников в соответствии с Порядком аттестации педагогическим работникам может быть отказано в прохождении аттестации для установления квалификационной категории по следующим основаниям:

  • если педагогический работник обращается за установлением высшей квалификационной категории впервые, не имея установленной первой квалификационной категории;
  • если обращение за установлением высшей квалификационной категории аттестующегося впервые на высшую категорию следует ранее чем через два года после установления первой квалификационной категории;
  • если обращение за установлением той же самой квалификационной категории (первой или высшей) следует до истечения 1 года со дня принятия аттестационной комиссией решения об отказе в установлении этой квалификационной категории по той же должности;
  • если лицо, обращающееся с заявлением в аттестационную комиссию, на день подачи заявления не замещает должности педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Не может быть отказано в прохождении аттестации педагогического работника по причине:

  • несовпадения у педагогического работника высшего или среднего профессионального образования с направлением подготовки, предъявляемым к должности квалификационными характеристиками по должностям работников образования;
  • истечения срока действия квалификационной категории (первой или высшей) на день подачи заявления, в том числе истечения срока действия первой квалификационной категории при подаче заявления о прохождении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории;
  • прохождения аттестации на первую квалификационную категорию в случае отказа в установлении высшей квалификационной категории, в том числе, если заявление об этом подано в день, когда было принято решение аттестационной комиссии об отказе;
  • нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;
  • наличия перерыва в педагогической деятельности, в том числе в случае истечения в этот период срока действия квалификационной категории (первой, высшей);
  • незначительной продолжительности работы в организации по новому месту работы.

Продолжительность срока действия квалификационной категории

Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит. Это правило распространяется на все без исключения категори работников.

При переходе педагогических работников в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации, установленные им квалификационные категории сохраняются до окончания срока их действия.

В целях социальной защиты педагогических работников, приступивших к работе после нахождения в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, соглашения на всех уровнях социального партнерства, а также коллективные договора организаций могут содержать положения, предусматривающие на определенный период (к примеру, на 1 год) сохранение уровня оплаты труда по имевшейся ранее квалификационной категории.

Находясь на домашнем обучении, ученик все равно связан со школой. На сегодняшний день существует несколько вариантов организации взаимоотношений со школой. Отношения между школой и учеником регулируются посредством договора, в котором указываются формы и сроки проведения аттестации.

Поскольку законодательная база постоянно меняется, у родителей возникает множество вопросов по формам аттестации, срокам и частоте ее проведения, материалам в соответствии с которыми проводится аттестация. Мы попросили ответить на наиболее частые из них начальника консультационного отдела Михайлову Наталию Петровну.

— Какие существуют формы проведения аттестации?

— Итоговая аттестация (ОГЭ и ЕГЭ) при обучении дома такая же, как у обычных выпускников. Вопросы промежуточной аттестации регулируются школой самостоятельно: это относится к компетенции именно образовательной организации. Так же нужно обратить внимание на необходимость аттестации по всем предметам школьного учебного плана. Одни из самых популярных альтернативных форм получения образования: семейное и самообразование. На семейное образование принимаются учащиеся 1-9 классов, на самообразование – 10-11 классов. Эти формы образования предусматривают аттестацию экстерном.

— Есть ли какие-то особенности промежуточной аттестации для обучающихся по различным формам?

— Промежуточная аттестация может проходить в соответствии с Законом и локальными актами школы в течение учебного года или во время сессий. На самообразовании и семейном обучении — в соответствии с Методическими рекомендациями используются материалы Московского центра качества образования. Для подготовки к аттестации можно пользоваться кодификаторами и спецификациями КИМов (контрольно-измерительных материалов) МЦКО.

— Возможна ли досрочная аттестация по отдельным предметам?

— Для выпускников удобно использовать возможность частично ускоренного обучения, когда, например, в 10 классе можно досрочно пройти программу нескольких предметов, чтобы не продолжать их изучение в 11 классе.

По старым правилам учитель, желающий больше зарабатывать, по собственному желанию мог подать заявление о присвоении второй, первой или высшей категории. Категории присваивались: вторая — руководством школы, первая — районным управлением образования, а высшая — в министерстве.

По новым правилам вторую категорию отменили вовсе, а аттестацию педагогических работников поручили органам образования на уровне субъекта РФ. При этом аттестация стала обязательной: раз в пять лет каждый педагог, не имеющий категории, независимо от желания и стажа работы должен проходить аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.

Те же учителя, которые желают получить первую или высшую категорию, могут вместо этого подать заявление об аттестации для установления соответствия их профессионального уровня требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям. Категории присваиваются на 5 лет, после чего их нужно снова подтверждать в том же порядке.

Если учитель вовремя не подтвердит свою категорию, она аннулируется. После этого:

  • педагогический работник первой категории должен будет либо подать заявление об аттестации для присвоения первой категории, либо в общем порядке проходить аттестацию на подтверждение соответствия;
  • педагогический работник высшей категории вынужден будет сначала аттестоваться на первую категорию, и лишь спустя два года он получит право претендовать на высшую.

При этом квалификационные категории, присвоенные до 1 января 2011 года, остаются действительными на тот срок, на который были присвоены. Однако правило, в соответствии с которым педагогу, отработавшему по профессии 20 лет, «пожизненно» присваивалась вторая категория, отменяется. Отныне эти учителя также должны будут проходить аттестацию каждые пять лет.

Обязательная аттестация на соответствие занимаемой должности

Обязательная аттестация проводится каждые пять лет для подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности.

Кто обязан пройти аттестацию

Педагогические работники, не имеющие категорий и не выразившие желания пройти аттестацию на квалификационную категорию.

Кому не надо проходить аттестацию

  • учителям, проработавшие менее 2 лет на данной должности;
  • беременным женщинам и женщинам, находящимся в декретном отпуске и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Их аттестация проводится не ранее чем через два года после выхода из указанных отпусков.

Педагогам, отсутствующим на работе больше 4 месяцев по причине болезни, аттестацию необходимо будет пройти через год, после официального выхода на работу. Но если вышеуказанная категория граждан изъявит желание приступить к педагогической проверке, никто не может оспорить их решение и не допустить к аттестации.

К аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности учителей представляет их работодатель.

В случае, если учитель работает в разных педагогических должностях у одного работодателя и ни по одной из них не имеет квалификационной категории, то представление работодателя может подаваться сразу по всем должностям, в на которых он состоит.

Если учитель совмещает работу по специальности у нескольких работодателей, каждый из них имеет право направить его для прохождения аттестации.

Как подать документы на аттестацию

Перечень обязательных документов:

  • Заявление с личной подписью
  • Копия результата с прошлой аттестации (если имеется)
  • Копии дипломов о высшем или среднем профессиональном педагогическом образовании
  • Копия, подтверждающая наличие высшей или первой категории аттестации (если такое было ранее получено)
  • Копия документов о смене фамилии, если она была изменена
  • Сопроводительное письмо или развернутая характеристика с места работы, которая может подтвердить уровень компетенции и профессиональной деятельности.
  • Через месяц после подачи документов, заявителю на домашний адрес придет письмо с подробным описанием места и времени проведения аттестации.

Как проходит аттестация

В ходе аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности учителя проходят письменные испытания по вопросам, связанным с их профессиональной деятельностью или компьютерное тестирование, позволяющее определить уровень владения современными методиками преподавания и воспитания.

Решение комиссии

В соответствии с пунктом 13 «Порядка аттестации педагогических работников» решение аттестационной комиссии оформляется протоколом и заносится в аттестационный лист педагогического работника. Этот документ, а также выписка из распорядительного акта аттестационной комиссии хранятся в личном деле педагога.

  1. При успешном прохождении аттестации комиссия выносит вердикт: «соответствует занимаемой должности».
  2. Если испытания были завалены, комиссия принимает решение, что учитель «не соответствует занимаемой должности».

В этом случае трудовой договор с педагогическим работником может быть расторгнут в соответствие с п. 3. ч. 1. ст. 81 ТК РФ. Однако работодатель не обязан увольнять не прошедшего аттестацию учителя. Он, например, может предложить ему пройти курсы повышения квалификации, и по их окончании пройти повторную аттестацию.

Кроме того, увольнение не допускается, если есть возможность перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую работу (например — вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу).

Также, в соответствии со статьей 261 ТК РФ, нельзя уволить

  • работника в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске;
  • беременную женщину, а также женщину, имеющую детей в возрасте до трех лет;
  • одинокую мать, воспитывающую ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида — до восемнадцати лет;
  • других лиц, воспитывающих указанных детей без матери.

Добровольная аттестация для получения первой или высшей категории

Добровольная аттестация проводится на основании заявления педагогического работника для установления соответствия его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям.

Кто имеет право пройти аттестацию

1. На заявление об аттестации для присвоения первой категории могут подать:

  • педагогические работники, не имеющий категорий;
  • педагогические работники, имеющие первую категорию — если срок действия предыдущей «добровольной аттестации» подходит к концу.

2. На заявление об аттестации для присвоения первой категории могут подать:

  • педагогические работники, имеющие первую категорию — но не ранее, чем через 2 года после ее присвоения;
  • педагогические работники, имеющие высшую категорию — если срок действия предыдущей «добровольной аттестации» подходит к концу.

Учителя, проработавшие в занимаемой должности менее 2 лет, беременные женщины и женщины, находящиеся в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет также имеют право подать заявление о добровольной аттестации.

Кто подает заявление об аттестации

Каждый учитель делает это самостоятельно. Законом не установлены централизованные сроки подачи заявлений и периоды проведения аттестации, поэтому педагогический работник может подать документы на аттестацию в любое время.

Учителям, уже имеющим категорию, рекомендуется подавать заявление не позже, чем за три месяца до истечения срока предыдущей добровольной аттестации. Это нужно для того, чтобы этот срок не истек во время рассмотрения заявления и прохождения аттестации.

1. Учитель, решивший подать заявление о добровольной аттестации собирает пакет документов:

  • заявление по установленной форме (есть образец);
  • ксерокопия аттестационного листа предыдущей аттестации (если она была);
  • новый аттестационный лист, заполненный до 7 пункта включительно;
  • портфолио своих профессиональных достижений (есть рекомендации по составлению), которое можно предоставить в аттестационную комиссию как в момент подачи заявления, так и в течение месяца после этого.

2. Пакет документов подается в аттестационную комиссию субъекта РФ — в столице эти функции выполняет Московский центр образовательного права, находящийся по адресу ул. Большая Декабрьская, дом 9.

3. В течение месяца комиссия рассматривает заявление и назначает дату, месту и время проведения аттестации учителя. Срок прохождения аттестации не должен превышать 2 месяца.

Требования к категориям

Согласно «Порядку аттестации педагогических работников» к категориям предъявляются следующие требования.

Требования к первой квалификационной категории:

  • владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их на практике;
  • личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;
  • стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ.

Требования к высшей квалификационной категории:

  • установлена первая квалификационная категория;
  • владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их на практике;
  • стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
  • личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активное распространение собственного опыта в области повышения качества образования и воспитания.

При этом олимпиады, конкурсы и соревнования учитываются только для оценки тех педагогических работников, чья работа предусматривает эти мероприятия. Например, для педагогов-психологов этот пункт не действителен.

Квалификационное испытание проходит в форме экспертизы портфолио профессиональных достижений учителя. Заседание аттестационной комиссии может проходить как без участия учителя, проходящего испытания, так и в его присутствии. О желании присутствовать на заседании нужно заранее написать в заявлении.

Если учитель заявил о желании присутствовать на заседании, но в указанный срок не явился на него без уважительной причины, аттестационная комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.

В ходе аттестации для установления соответствия их профессионального уровня требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям решение комиссии протоколируется и записывается в аттестационный лист педагогического работника. Затем оно утверждается органам образования субъекта РФ. Аттестационный лист и выписка из акта органа образования высылаются работодателю.

1. Если учитель прошел аттестацию, выносится решение «соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.

В этом случае квалификационная категория присваивается педагогическому работнику со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения. С этого же числа учитель имеет право на оплату труда в соответствии со своей категорией.

Запись о присвоении категории делается в трудовой книжке, в разделе «Сведения о работе». Например: «Установлена первая квалификационная категория по должности «учитель» — при этом преподаваемый предмет не указывается.

2. Если учитель не прошел аттестацию, выносится решение «не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории».

В этом случае те, кто «сдавал» на первую категорию, остаются без категории, и должны пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности.

Тем, кто «не сдал» на высшую — сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока ее действия. После чего аттестацию придется проходить снова — либо на подтверждение первой категории, либо на установление высшей.

Обжалование решения аттестационной комиссии

Право на обжалование итогов аттестации оговаривается в «Порядке аттестации педагогических работников». Подать заявление об обжаловании можно либо в комиссию по трудовым спорам при региональном органе образования, либо в суд. Заявление в суд о разрешении индивидуального трудового спора подается в течение трех месяцев со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.