Как сэкономить на транспортном налоге

Общие правила налогообложения

Транспортный налог отнесен к компетенции региональных властей. Это означает, что субъекты РФ не только могут изменять отдельные показатели для расчета платежей, но и вовсе отменять налог на своей территории. Выделим общие правила, которые нужно учитывать автовладельцам при оплате налога на автотранспорт:

  1. налоговые обязательства возникают только для собственников автомашин и иных транспортных средств, поименованных в законе – владение машиной по доверенности или по договору аренды не порождает таких обязательств;
  2. на федеральном уровне определены объекты налогообложения, основные параметры для расчета платежей, отдельные категории льгот, базовые ставки;
  3. регионы вправе устанавливать правила предоставления льгот по налогу, а также конкретные ставки платежей, однако с отклонением от федеральных стандартов не более чем в 10 раз.

Таким образом, собственникам автомашин придется учитывать базовые нормы НК РФ, а также специальные правила региональных актов.

В Налоговом кодексе РФ определены следующие базовые критерии, влияющие на размер платежей:

  • транспортный налог зависит от лошадиных сил, т.е. от мощности двигателя – этот показатель определяется по технической и регистрационной документации на автомашину;
  • размер платежей зависит от года выпуска, если такое положение будет указано в региональных нормативных актах – год выпуска также определяется по технической документации производителя и свидетельству о регистрации ТС;
  • регионам предоставлено право вводить понижающие и повышающие коэффициенты, в зависимости от экологического класса автомашины – этот критерий носит стимулирующий характер, а его применение пока не получило широкого распространения в субъектах РФ.

На размер платежа, либо на полное освобождение от налога, будет влиять и статус собственника, а также категория ТС. Например, регионы могут снижать размер транспортного налога для отдельных категорий граждан, либо предусматривать частичное освобождение от платежей. Кроме того, в НК РФ предусмотрена льгота по налогу на автомашины, предназначенные для эксплуатации инвалидами, либо выделенные по линии соцзащиты. Если такой статус транспорта будет подтвержден собственником, ему не придется оплачивать налог.

Расчет транспортного налога и направление собственникам квитанций входит в компетенцию налоговой службы. Поэтому гражданам не придется ежегодно представлять техническую и регистрационную документацию в ИФНС. Это потребуется только в случае, если в базы данных ГИБДД и ИФНС были внесены неверные показатели мощности и года выпуска автотранспорта.

Рассмотрим особенности применения отдельных показателей при расчете транспортного налога в 2019 году.

Как происходит начисление налога

Большинство показателей, влияющих на размер платежей, собственник может узнать самостоятельно, путем изучения технической и регистрационной документации на свой автомобиль. Прежде всего, при постановке автомашины на учет в базе данных ГИБДД фиксирует год выпуска и показатель мощности двигателя. Эти сведения производитель обязан указать в паспорте технического средства, либо в ином документе. Однако для некоторых моделей такой показатель может отсутствовать, особенно если срок изготовления и производитель транспорта неизвестен.

Налоговый орган самостоятельно использует сведения о критериях автомобиля для начисления ежегодных платежей. Происходит это следующим образом:

  1. при постановке машины на учет, и регистрации каждой последующей сделки, актуализируется база данных ГИБДД;
  2. аналогичным образом обновляются данные, если собственник вносит изменения в технические характеристики машины (например, если устанавливается более мощный двигатель, новый показатель лошадиных сил будет внесен в свидетельство о регистрации и ПТС после представления технического заключения эксперта);
  3. информация из базы данных ГИБДД доступна налоговым службам для начисления ежегодных платежей – если сведения о машине будут не соответствовать действительности, собственник должен обратиться не только в ИФНС, но и в территориальный отдел ГИБДД.

Показатели лошадиных сил (мощности) и года выпуска автомашины будут иметь значение не только для определения суммы налога. Региональные власти имеют право вводить льготы, которые могут быть привязаны к характеристикам автомашины.

Как правило, льготное налогообложение связано со следующими факторами:

  • полное или частичное освобождение от транспортного налога будет распространяться только на одну единицу транспорта – если у льготника в собственности есть две и более машины, он вправе выбрать оптимальный вариант для расчета налога;
  • льгота может быть ограничена предельной мощностью автомашины – например, ветеран боевых действий может претендовать на освобождение от транспортного налога, если мощность его машины не превысит 150 л.с.;
  • аналогичным образом, льгота может быть предоставлена только автомобилям, чей срок эксплуатации превысил определенный предел – например, для пенсионеров Санкт-Петербурга предусмотрено полное освобождение от налога на машину отечественного производства, выпущенную до 1991 года.

Присвоение автомашине определенного экологического класса также происходит при выпуске с производства. Однако даже указание такого класса производителей машины не гарантирует применение этого фактора при начислении транспортного налога. Пока региональные власти не введут этот критерий в формулу для расчета, налоговые службы не будут применять его при выставлении квитанции. На 2019 год, применение критерия экологических классов оправданно только в крупных городах (Москва, Санкт-Петербург, другие областные и краевые центры), для которых борьба за снижение вредных выбросов выходит на первый план по мере увеличения количества транспорта.

Состав критериев, влияющих на расчет налоговых обязательств по транспорту, может меняться практически ежегодно. Например, общепринятым и базовым показателем является только мощность автомашины, выраженная в лошадиных силах. Этот критерий легко устанавливается из технической и регистрационной документации, и подлежит изменению в редких случаях. Фактор года выпуска не столь важен для расчета налога, особенно для автомашин иностранного производства. Поэтому региональные власти могут гибко варьировать налоговую нагрузку на граждан, увеличивая или уменьшая налогооблагаемые показатели мощности и года выпуска транспорта.

Таким образом, при расчете налоговых обязательств основными критериями признаются мощность автомашины, исчисленная в лошадиных силах, год выпуска (по данным производителя и ПТС), а в ряде случае и критерий экологического класса. Все указанные показатели будут получены в автоматическом режиме из базы данных ГИБДД, поэтому представлять техническую документацию в налоговый орган не требуется.

Нюансы расчета транспортного налога

При обработке данных о технических характеристиках автомашины могут возникать ошибки, которые приведут к возникновению обязанности уплачивать налог, либо к завышению суммы ежегодного платежа. Например, если порог освобождения от уплаты налога определен в 120 л.с., превышение технической мощности в базе данных даже на 1 л.с. приведет к возникновению обязанности перечислять средства в бюджет.

Выявить ошибку можно заблаговременно, обратившись в ИФНС, либо при получении квитанции из налоговой службы. Определить правильность начисления, в том числе по законодательным критериям мощности и года выпуска, можно следующими способами:

  1. из содержания квитанции, которую налоговый орган обязан ежегодно рассылать собственникам;
  2. из информации в Личном кабинете налогоплательщика, если собственник машины зарегистрировался в этом сервисе;
  3. путем запроса в ИФНС или ГИБДД – по каждому письменному обращению граждан налоговая служба обязана представить подробное обоснование начислений.

При выявлении ошибок необходимо незамедлительно обратиться в территориальный отдел ГИБДД, а также в налоговый орган. Нужно учитывать, что оплатив транспортный налог, рассчитанный по неверным техническим критериям, вернуть переплату крайне сложно. Для этого предстоит внести изменения в базу данных ГИБДД, после чего подать заявление в налоговый орган по месту жительства. Даже в этом случае можно получить отказ, который придется обжаловать через суд.

Если в региональное законодательство внесены изменения, уточняющие порядок применения отдельных критериев, они вступят в силу только со следующего календарного года. Каждый нормативный акт, меняющий правила налогообложения, должен быть обнародован в СМИ или на официальном портале субъекта РФ. Если изменения направлены на снижение налоговых обязательств, в том числе снижение порога мощности для применения льгот, они могут вступать в силу в течение текущего года.

>
Расчет

Ставка

Налоговые ставки на транспортное средство транспорту индивидуальны для каждого региона. Все налоговые ставки устанавливаются статьей 361 Налогового Кодекса РФ. Все представленные в этой статье процентные ставки транспортного налога могут быть уменьшены или увеличены по желанию региональных властей, но не больше, чем в 10 раз.

В формуле по расчету суммы сбора учитывается ставка того региона страны, в котором зарегистрирован владелец транспортного средства, даже если само средство зарегистрировано, фактически находится и эксплуатируется на другом конце России.

Ниже представлены ставки налогов на транспорт, указанные в Налоговом Кодексе.

От чего зависит ставка на транспортный налог?
Сумма, которая начисляется к оплате, зависит от нескольких составляющих:

  • Тип транспортного средства (легковой/грузовой автомобиль, автобус, мототранспорт, воздушный транспорт, водный транспорт и др.).
  • Мощность двигателя транспортного средства (количество лошадиных сил).
  • Год выпуска автомобиля.
  • Срок владения автомобилем в году, который подвергается налогообложению.
  • Регион, в котором зарегистрирован владелец ТС.

С 2014 года в Налоговый Кодекс были внесены изменения – установлены повышающие коэффициенты для автомобилей, стоимость которых превышает 3 млн.рублей. Размер повышающих коэффициентов представлен в таблице ниже.

Примеры расчета

Расчет суммы в нескольких вариантах.

Общие сведения: автомобиль, мощностью 140 л.с., ставки налога берутся из НК РФ.
Пример расчета транспортного налога по общим ставкам, если человек владеет автомобилем с мощностью двигателя 140 л.с.:

140 л.с. х 3,5 = 490 рублей

Если он владеет автомобилем 7 месяцев:

140 л.с. х 3,5 * (7 мес. / 12 мес.) = 140 л.с. х 3,5 х 0,58 = 284 рубля

Во владении автомобиль, мощностью 140 л.с. находится весь год, при этом стоимость автомобиля 3,5 млн.рублей и с года выпуска прошло 4 месяца:

140 л.с. х 3,5 х 1,5 = 140 л.с. х 5,25 = 735 рублей

Автомобиль с мощностью двигателя 140 л.с., находится во владении 2 месяца из целого года, его стоимость 6 млн.рублей:

140 л.с. х 3,5 х (2 мес. / 12 мес.) х 2 = 140 л.с. х 3,5 х 0,17 х 2 = 140 л.с. х 1,19 = 166,6 рубля

Расчет для легкового автомобиля.

Мощность двигателя 270 л.с.
Ставки налога – общие.
Человек владеет автомобилем весь год:

270 л.с. х 15 = 4 050 рублей

Если он владеет автомобилем 5 месяцев:

270 л.с. х 15 * (5 мес. / 12 мес.) = 270 л.с. х 15 х 0,42 = 1 701 рубль

Во владении автомобиль, мощностью 270 л.с. находится весь год, при этом стоимость автомобиля 4 млн.рублей и с года выпуска прошло 2,5 года:

270 л.с. х 15 х 1,1 = 270 л.с. х 16,5 = 4 455 рублей

Автомобиль с мощностью двигателя 270 л.с., находится во владении 6 месяцев из целого года, его стоимость 12 млн.рублей:

270 л.с. х 15 х (6 мес. / 12 мес.) х 3 = 270 л.с. х 15 х 0,5 х 3 = 270 л.с. х 22,5 = 6 075 рублей

Расчет налога для мотоцикла.

Мощностью двигателя 40 л.с. Ставки налога рассматриваем общие.
Владение мототранспортом весь год:

40 л.с. х 5 = 200 рублей

Мотоцикл был во владении 9 месяцев из полного года:

40 л.с. х 5 х (9 мес. / 12 мес.) = 40 л.с. х 5 х 0,75 = 40 л.с. х 3,75 = 150 рублей

Стоимость мототранспорта не влияет на расчет суммы транспортного налога.

Расчет налога для автобуса.

Мощность двигателя 300 л.с. Ставки – общие.
Владение автобусом весь год:

300 л.с. х 10 = 3 000 рублей

Человек владеет автобусом 8 месяцев:

300 л.с. х 10 х (8 мес. / 12 мес.) = 300 л.с. х 10 х 0,67 = 300 л.с. х 6,7 = 2 010 рублей

Стоимость автобуса не влияет на расчет транспортного налога.

Расчет по регионам

Региональные власти сами регулируют коэффициенты, по которым считаются суммы транспортного налога для всех граждан. Как правило, ставки меняются ежегодно. Также местные власти устанавливают количество льгот и категории граждан, которые под них попадают.

Ставки транспортного налога для каждого из регионов России могут существенно отличаться. Ставка зависит от территориального расположения региона и его индустриального развития.

Денежные средства, которые поступают в бюджет региона, направляются на ремонт дорожного полотна и улучшение дорожных условий.

В большинстве случаев, это означает, что чем больше транспортных средств зарегистрировано на территории отдельно взятого региона, тем выше ставка по транспортному налогу для этого региона.

Ниже представлены ставки по нескольким отдельным регионам.

Расчет налога для легкового автомобиля. Мощность двигателя 200 л.с., стоимость 3 млн.рублей и срок владения 4 месяца из налогооблагаемого периода (1 года), машина выпущена с конвейера 1,5 года назад.
Москва, Санкт – Петербург, Ленинградская область, Архангельская область, Челябинская область, Краснодарский край:

200 л.с. х 50 х (4 мес. / 12 мес.) х 1,3 = 200 л.с. х 50 х 0,34 х 1,3 = 4 420 рублей

Московская область:

200 л.с. х 47 х (4 мес. / 12 мес.) х 1,3 = 200 л.с. х 47 х 0,34 х 1,3 = 4 154,8 рубля

Ульяновская и Нижегородская область:

200 л.с. х 45 х (4 мес. / 12 мес.) х 1,3 = 200 л.с. х 45 х 0,34 х 1,3 = 3 978 рублей

Республика Кабардино-Балкария:

200 л.с. х 35 х (4 мес. / 12 мес.) х 1,3 = 200 л.с. х 35 х 0,34 х 1,3 = 3 094 рублей

Тюменская область:

200 л.с. х 34 х (4 мес. / 12 мес.) х 1,3 = 200 л.с. х 34 х 0,34 х 1,3 = 3 005,6 рублей

Свердловская область:

200 л.с. х 32,7 х (4 мес. / 12 мес.) х 1,3 = 200 л.с. х 32,7 х 0,34 х 1,3 = 2 890,7 рублей

Амурская область:

200 л.с. х 30 х (4 мес. / 12 мес.) х 1,3 = 200 л.с. х 30 х 0,34 х 1,3 = 2 652 рубля

Ямало-ненецкий Автономный Округ:

200 л.с. х 25 х (4 мес. / 12 мес.) х 1,3 = 200 л.с. х 25 х 0,34 х 1,3 = 2 210 рублей

Это пример расчета транспортного налога для определенных регионов России.

Для каждого отдельного случая необходимо самостоятельно рассчитывать сумму налога.

На сайте ФНС России можно воспользоваться калькулятором, который сам рассчитает стоимость транспортного налога для необходимого транспортного средства.

Самые низкие ставки на транспортный налог находятся в Республике Тыва, Магаданской области, Чукотском автономном округе, Забайкальском крае и Чеченской республике. Ставки по налогам на все транспортные средства представлены ниже.

Владелец транспортного средства обязан уплатить транспортный налог в установленные законом сроки. Для физического лица это 1 октября года, следующего за годом, подлежащим налогообложению. Для юридических лиц сроки уплаты регламентируются местными властями. Подробнее о транспортном налоге для юридических лиц, можно узнать .

Налоговый кодекс устанавливает срок, раньше которого нельзя производить выплаты по транспортному налогу – 1 февраля года, следующего за налогооблагаемым годом.

Налогоплательщику приходит уведомление из органов ФНС, в котором должны быть указаны: сумма платежа, реквизиты для оплаты и сроки оплаты сбора.

Платежи по транспортному налогу находятся в ведении налоговой инспекции.

При несвоевременной уплате или неоплате начисленной суммы, налоговый инспектор вправе выписать штраф в размере 20% от неоплаченной суммы или начислить пени за несвоевременную оплату.

Если автомобиль не снят с учета, но не эксплуатируется, разобран, сдан в утиль и т.д., транспортный налог нужно оплачивать до тех пор, пока транспортное средство не будет снято с учета в местном ГАИ.

Знать, как рассчитываются суммы платежей транспортного налога, должен каждый автовладелец. Это поможет избежать путаницы и своевременно разрешать возникающие спорные вопросы с инспекторами налоговой службы. О том, как производится расчет, а также каковы порядок и сроки уплаты транспортного налога для физических лиц, мы рассказывали в этой статье.

Подробнее о том, как рассчитываются транспортные налоги для физических и юридических лиц, вы можете найти в других статьях портала.

61. Порядок исчисления, уплаты транспортного налога

Порядок исчисления налога. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно.

Налог налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

При регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. Если регистрация и снятие с регистрации транспортного средства происходит в течение одного календарного месяца, то указанный месяц принимается как один полный месяц.

Законодательный орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Порядок уплаты налога. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ. Причем срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов РФ не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают сумму налога, исчисленную как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

При пропуске сроков уплаты авансовых платежей за каждый день просрочки подлежат уплате пени.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, должны представлять в налоговые органы налоговую декларацию (по итогам налогового периода, до 1 февраля следующего года), а также налоговый расчет по авансовым платежам (по итогам отчетного периода, не позднее последнего числа следующего месяца).

Налоговая база, масштаб налога, единица налогообложения

Элементы налогообложения, понятие виды основная характеристика

Элементы налогообложения – специальная юридическая конструкция, которая применяется для единообразного описания в законе всех существующих налогов и сборов.

НК предусматривает элементы:

  • объект налогообложения
  • налоговая база
  • налоговый период
  • налоговые ставки
  • порядок и сроки уплаты налога
  • порядок исчисления налога

^

Это обязательные элементы.

Факультативно выделяются налоговые льготы. Субъекты налогообложения формально не отнесены к числу элементов, но теоретически такими могут являться. Обязательные 6 элементов, обязательно устанавливаются. Льготы устанавливаются по усмотрению законодателя.

Объект налогообложения – наряду с субъектом по праву относится к числу ключевых наиболее важных элементов налогообложения. Объект по существу определяет ту экономическую операцию или материальное благо, в связи, с наличием которых возникает обязанность платить налог. Объект налогообложения — это элемент, который четко устанавливает экономическое явление, влекущее обязанность по уплате налога.

Тесно взаимодействует с понятием объект налогообложения понятие предмет налогообложения. С точки зрения регулирования налоговых отношений было бы более правильно закрепление в законе 2х понятий:

  • объект налогообложения — в идеале он должен демонстрировать юридическую связь субъекта и предмета налогообложения (получение дохода налогоплательщиком, принадлежность транспортного средства на праве собственности налогоплательщику).
  • предмет налогообложения – он будет отражать конкретную фактическую сторону. Предмет демонстрирует конкретную вещь или экономическое явление, в отношении которого производится налогообложение (Т/С, доход, недвижимое имущество). Иными словами предмет выражает фактическую сторону объекта.

Налоговая база – это стоимостная количественная физическая либо иная характеристика налогообложения. Налоговая база всегда выражена в конкретных параметрах. Например, применительно к транспортному налогу: конкретные показатели мощности двигателя, применительно к земельному налогу – конкретные показатели кадастровой стоимости земельного участка, применительно к НДФЛ — конкретные показатели дохода налогоплательщика в денежном выражении. Вместе с понятием налоговой базы активно используется понятие масштаб налога и единица налогообложения. Масштаб налога характеризует предмет налогообложения с какой либо стороны (например, мощность двигателя, скорость автомобиля, грузоподъемность). Под единицей налогообложения понимается единица масштаба.

Налогоплательщик — принадлежность на праве собственности — Автомобиль

(субъект) (предмет)

-мощность двигателя (кВт, л/с)

— скорость (км/ч)

-грузоподъемность (тонны)

*Избрание любой из этих характеристик именуется масштабом налога.

80 л/с 100 км/ч 10т. – конкретное выражение – это налоговая база применительно к конкретном объекту.

Налоговый период –это элемент налогообложения, определяющий отрезок времени, в течение которого формируется состав объектов обложения у конкретного налогоплательщика, формируется, изменяется их налоговая база (по НДФЛ – 1 календарный год, по НДС – 1 квартал)

Налоговая ставка –это величина налога на единицу налоговой базы (на единицу налогообложения). 100 р. на 1 л/с, 13% с каждого рубля в доходе применительно к НДФЛ.

  • Твердые ставки (100 р. – 1 л/с)
  • Процентные ставки (13% по НДФЛ, государственная пошлина от цены иска)
  • Смешанные ставки (по акцизам по государственной пошлине). Сочетает в себе твердую часть и процентную

Порядок исчисления налога –это элемент налогообложения, который определяет, кто и каким образом подсчитывает налог, подлежащий уплате. В РФ законодательство может возлагать обязанность по исчислению налога на одного из трех субъектов.

  • В большинстве случаев – это сам налогоплательщик.
  • Налоговый агент – это лица, на которых в соответствие с законом возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов.
  • Налоговые органы – по некоторым налогам, применяемым к физическим лицам (транспортный налог, налог на имущество ФЛ) обязанность по исчислению налога возлагается на налоговые органы. Подсчитав налог, налоговые органы направляют в адрес налогоплательщика налоговое уведомление, в котором указывается сумма налога, подлежащего уплате. На основании данного документа налогоплательщик вносит в бюджет сумму.

При установлении порядка исчисления налога в законе закрепляется последовательность применения налоговой ставки к налоговой базе. Помимо закрепления субъекта, этот элемент закрепляет последовательность применения ставки к базе.

Порядок и сроки уплаты –это элемент, регламентирующий, когда и каким образом налог фактически должен быть внесен в бюджет.

Три основных порядка уплаты налога:

  1. уплата налога по декларации. Плательщик получает доход, декларирует его и вносит налог в бюджет. Уплата налога следует за получением объекта налогообложения.
  2. уплата налога у источника дохода. Выплата з/п с налоговыми агентами, удержание НДФЛ из заработной платы. Уплата налога совпадает с моментом появления объекта налогообложения. Обязанность декларирования отсутствует
  3. кадастровый способ уплаты. Суть данного варианта уплаты сводится к тому, что по ряду налогов обложение производится в отношении строго установленных, закрепленных в кадастре характеристик объекта, как правило, не подлежащих изменению. Применительно к данному способу уплаты, в законе устанавливаются четкие, строгие, фиксированный сроки уплаты налога в бюджет. Порядок уплаты налога должен предусматривать конкретный бюджет, в который поступает налог, вариант его внесения (налично, безналично), валюту платежа. В настоящее время в РФ все налоговые обязанности исполняются только в национальной валюте.

Налоговые льготы –это установленные законодательством о налогах и сборах преимущества одного налогоплательщика по сравнению с другими, включая возможность не уплачивать налог, либо уплачивать его в меньшем размере.

Виды льгот:

  • изъятие – предполагает выведение из-под налогообложения некоторых объектов. Например, ст. 217 НК предусматривает виды доходов, не облагаемые НДФЛ
  • скидки – направлены на сокращение налоговой базы по средствам применения разнообразных вычетов, либо иных механизмов, позволяющих ее уменьшить (вычеты по НДФЛ, уменьшение доходов на величину расходов при взимании налога на прибыль)
  • освобождение — как вид льгот направлен на уменьшение налоговой ставки. Например, по НДС общая ставка 18 %, льготная 10%