Как рассчитать земельный налог?

Содержание

Расчет земельного налога (2019) для физических лиц

Расчет земельного налога производится по формуле (ст. 391, ст. 396 НК РФ):

Земельный налог = Кадастровая стоимость земельного участка на 1 января года, за который рассчитывается налог Х Доля собственности на землю Х Ставка налога Х Коэффициент владения земельным участком

Узнать кадастровую стоимость земельного участка можно на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии

Доля собственности на землю учитывается при расчете налога для физических лиц, владеющих долей земельного участка. Например, владелец ½ доли участка заплатит земельный налог пропорционально своей доле, то есть в размере ½ от общей величины налога (ст. 392 НК РФ).

Ставку налога можно узнать, обратившись в налоговую инспекцию, или на сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru в разделе «Физические лица» подраздел «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

Подробнее о ставках земельного налога на 2019 год можно прочитать в статье.

Коэффициент владения земельным участком применяется в случае, когда физическое лицо владеет участком менее года, и рассчитывается по следующей формуле (п. 7 ст. 396 НК РФ):

Коэффициент владения земельным участком = Количество полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности /Количество календарных месяцев в году

При этом к полным месяцам приравниваются месяцы, в которых право на земельный участок возникло в период с 1-го по 15-е число включительно или право на участок было утрачено в период с 16-го по последнее число месяца включительно (п. 7 ст. 396 НК РФ).

Льготы по земельному налогу для физических лиц

Кадастровая стоимость земельного участка может быть уменьшена на налоговый вычет, а именно: на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка (п. 5 ст. 391 НК РФ).

Такой льготой могут воспользоваться (п. 5 ст. 391 НК РФ):

1) герои Советского Союза, Герои РФ, полные кавалеры ордена Славы;

2) инвалиды I и II групп;

3) инвалиды с детства;

4) ветераны и инвалиды ВОВ, а также ветераны и инвалиды боевых действий;

5) физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки по программам защиты подвергшихся радиации на Чернобыльской АЭС, «Маяк», «Теча» и «Семипалатинском полигоне»;

6) физические лица, принимавшие испытания ядерного и термоядерного оружия;

7) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

8) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет, которым выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

9) физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года.

Помимо этого, местные власти могут самостоятельно устанавливать налоговые льготы по земельному налогу (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Информацию о налоговых льготах можно узнать, обратившись в налоговую инспекцию, или на сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru в разделе «Физические лица» подраздел «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

Для того, чтобы воспользоваться льготой, необходимо подать в налоговую инспекцию заявление и подтверждающие документы (п. 10 ст. 396 НК РФ, Приказ ФНС России от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@).

Заявление на предоставление налоговой льготы физическому лицу можно

Что такое земельный налог – основные понятия и термины

Земельный налог – это денежные выплаты, которые совершаются физическими и юридическими лицами в государственную казну за право владения земельными участками. Все положения четко описаны в 31-й главе Налогового Кодекса РФ и распространяются на все регионы РФ, но местные власти имеют право их изменять и корректировать в рамках закона.

Земельный кодекс РФ отмечает, что пользование земельными участками в России платное. Согласно этому для вас, как гражданина РФ, налог является обязательным условием владения землей, если:

  • вы являетесь владельцем участка земли (документально подтвержденное право собственности);
  • вы имеете право бессрочно пользоваться землей (конкретным участком);
  • определенная территория земли находится в вашем пожизненном владении.

Другие формы владения землей, например, аренда или временное владение участком, не подлежат налогообложению. В этих случаях уплачивают налоги непосредственные владельцы участков земли.

Все аспекты, касающиеся установления, расчета, льгот и сроков уплаты земельного налога утверждаются органами местных властей, поэтому его еще называют «местным налогом». Выплаты осуществляются также в местные бюджеты.

Объекты земельного налога – это конкретные участки земли, находящиеся во власти территорий с местным самоуправлением, а также городов федерального значения – Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе.

Еще важно уяснить, что начисление и уплата налогов на земельные участки проводится отдельно от других налогов и взысканий, установленных законами РФ.

Изменения в расчете земельного налога в 2018 году

Любые государственные изменения нечасто радуют граждан, особенно если они касаются повышения цен, налогов, коммунальных платежей и т. д. Еще до 2016 года величина уплаты налога на землю начислялась в зависимости от балансовой стоимости земельного участка. Она была сравнительно низкой, как следствие – итоговая сумма также не была тягостной для собственников.

В связи со вступившими в силу изменениями, земельный налог в 2018 году начисляется, учитывая кадастровую стоимость участка земли, что предусматривает его возможное увеличение для определенных граждан на солидную сумму.

Но чтобы избежать резкого подъема увеличения налога на землю для населения, было принято решение постепенно повышать фискальную базу – каждый год в течение 5 лет на 20%. То есть при начислении уплаты за 2018 год учитывается стоимость земельного объекта в размере 80% от реальной.

Кадастровая стоимость объекта (еще ее называют налоговой базой) определяется расчетными организациями, учитывая ряд параметров, главные из которых – это местоположение земельной территории, ее предназначение, вид разрешенной деятельности и другие нюансы. Она заносится в реестр недвижимости и напрямую влияет на величину налогов.

Рыночная стоимость участка земли – это цена, установлена собственником-продавцом с учетом рынка недвижимости, и с которой согласен покупатель. Чтобы выгодно ее установить, владельцы часто прибегают к помощи независимых экспертов.

Узнать кадастровую стоимость объекта можно здесь – https://kadastr.ktotam.pro/, заполнив форму с адресом или введя кадастровый номер земельного участка:

Кадастровая стоимость чаще всего выше рыночной приблизительно на 25%, но бывает и еще больше. Более того, расчеты, проведенные разными экспертами, могут отличаться. Все это приводит к тому, что владельцы земельных наделов обращаются в суд с оспариванием оценки кадастровой стоимости, потому как величина налогов на землю получается завышенной.

Если иск был удовлетворен, то проводился перерасчет налогов и налогоплательщик платил меньшую сумму от начисленной ранее за текущий период. Так было до 2018 года включительно, но в 2019 году предусмотрены изменения в этом пункте, смотрите ниже👇.

Земельный налог в 2019 году – что нужно знать налогоплательщикам

В 2019 году изменения и дополнения, касающиеся земельного налога, коснулись 5 направлений.

  1. Увеличение суммы налога на землю.
    Если за предыдущий год налог на землю рассчитывался с учетом 80% кадастровой стоимости объекта, то начиная с 2019 года и далее уже будет учитываться полная стоимость – 100%. То есть до 1.12.2019 население будет платить за предыдущий – 2018 год еще по сниженным тарифам, а когда в 2020 году будет проводиться оплата за 2019, то уже по новым тарифам.
  2. Переоценка кадастровой стоимости.
    Уточню, что на момент написания статьи это только в планах. Глава министерства земельных и имущественных отношений по Московской области Аверкиев заявил, что возможно будет проведена переоценка кадастровой стоимости. Это связано с тем, что подобные мероприятия проводились около 7 лет тому назад, а цена земельных участков за это время существенно снизилась. Если это произойдет, то можно ждать снижения кадастровой стоимости земельных объектов, и, соответственно, уменьшения земельного налога.
  3. Реформирование системы кадастровой оценки.
    Начиная с 2019 года государство планирует всю деятельность, связанную с оценкой кадастровой стоимости объекта, возложить на государственную структуру «Центр кадастровой оценки». Поскольку раньше этим занимались частные кампании и результаты оценки схожих объектов могли сильно разниться. Чиновники надеются, что подобное нововведение позволит выстроить единый план по оценке земельных участков.
  4. О переоценке имущества.
    Еще одно новшество, вступившее в силу с начала 2019 года, касается переоценки имущества. Если раньше гражданин, не согласившийся с суммой начисленного земельного налога, обращался в Ростреестр за переоценкой, то добиться перерасчета можно было на действующий и предыдущий налоговый период. Теперь же, начиная с 1.01.2019, пересчет будет распространяться только на последующие налоговые периоды.
  5. О перерасчете для физических лиц.
    Еще об одном, более положительном, изменении, которое касается уплаты земельного налога физическими лицами, читайте в отдельной статье.

Кто обязан платить ЗН, и кто освобожден от его оплаты

Всех налогоплательщиков сбора на землю можно разделить на 2 группы:

  1. Физические лица – сюда относятся владельцы отдельных участков и индивидуальные предприниматели.
  2. Юридические лица – к этой категории относятся разные организации и коммерческие структуры.

Каждая из этих групп имеет часть лиц, кто не платит земельный налог, или платит по льготным тарифам.

Организации, которые сюда относятся, можно разделить по типам и направлениям их деятельности:

  • социальная сфера;
  • религиозное направление;
  • наука;
  • исследовательские, опытные, научные учреждения;
  • бюджетные учреждения Министерства юстиции РФ.

Все они полностью освобождаются от уплаты земельного налога. Уточнить подробности этого списка можно в ФНС.

А также не облагается налогами земля:

  • находящаяся в аренде или в срочном пользовании;
  • которая входит в водные и лесные фонды РФ;
  • с расположенными на ней объектами культуры, истории, науки;
  • изъятая из оборота (заповедники, парки, объекты армии и ФСБ, кладбища).

Следующая группа – это категория граждан, которая по законам РФ освобождена от уплаты налога на землю или делает это по сниженным тарифам. Сюда относятся:

  • герои СССР;
  • пенсионеры – участники военных действий;
  • пострадавшие в авариях с выбросом радиоактивных веществ;
  • лица, начавшие заниматься сельскохозяйственной деятельностью, им позволено не вносить взносы за землю первые 5 лет.

Как узнать величину налога на землю

Размер суммы для уплаты земельного налога зависит от следующих факторов:

  • кадастровой стоимости территории;
  • налоговой ставки на землю для конкретного региона;
  • наличия или отсутствия льгот у владельца;
  • других факторов – доли владения участком, времени его использования.

Ставки по земельному налогу

Налоговым кодексом РФ установлена ставка налогов на землю, точнее говоря, ее верхняя грань. Местные власти имеют право изменять ставки, но только не выше от указанных НК.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. То есть налоговые ставки на землю региональные власти могут уменьшать (это льготные ставки), но не делать выше!

Ставок есть две, они зависят от типа используемого участка:

  • 0,3% от величины кадастровой стоимости – т. н. пониженная ставка. Применяется только к конкретно обозначенным законодательством типам земель – с/х участки, подсобные хозяйства, садовые товарищества, а также территории, предназначенные для строительства жилых домов, коммунальных комплексов (п.3 ст.394);
  • 1,5% от общего размера кадастровой стоимости – ставка, применяемая для всех других типов земель.

Узнать ставку налога на землю конкретно для своего региона можно, посетив официальный сайт ФНС https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/ или непосредственно отведав местное отделение налоговой службы. Например, налоговая ставка для подсобного хозяйства для примера с Санкт-Петербургом, рассмотренного , будет 0,042%:

То есть в строке поиска нужно ввести тип земель, выбрать категорию плательщиков и система покажет вам нужную ставку.

ВАЖНО. Если же для региона не определена своя ставка, то берутся во внимание общие ставки, указанные выше.

Расчет земельного налога

Вопрос как рассчитать земельный налог чуть ли не самый популярный по данной теме. Окончательный расчет проведут местные органы управления после обращения к ним. А сейчас вы самостоятельно можете вычислить сумму для уплаты взноса на землю по следующим формулам.

Размер ЗН=КС*Д*НС*КВ

где КС – кадастровая стоимость участка земли;
Д – доля владения;
НС – налоговая ставка на землю, конкретная для определенного региона;
КВ – коэффициент, который применяется при расчёте, если территория земли была в использовании не целое количество лет.

Некоторым категориям граждан предоставляются определенные льготы, при наличии таковых размер земельных налогов будет вычисляться по формуле:

Размер ЗН=КС*Д*НС*КВ-Л

где Л – льгота на земельный налог.

ВАЖНО. Для каждого отдельного земельного объекта его кадастровая стоимость рассчитывается отдельно. Если участком владеют несколько лиц – доля каждого рассчитывается отдельно.

Примеры расчёта налога на землю

Для наглядности рассмотрим несколько примеров, как правильно рассчитать налог на землю с помощью данной формулы. Допустим, некий гражданин является владельцем с правом собственности определенной территории земли Санкт-Петербургской области, налоговая ставка для которой установлена – 0,3%, а кадастровая стоимость 2 млн рублей.

  • За целый год владения земельным участком он должен заплатить:
    ЗН=КС*НС=2 000 000*0,3%=6000 руб.
  • Если участок использовался неполный год, например, 6 месяцев, он уплатит налог на землю, сумма которого равна:
    ЗН=КС*НС*КВ=2 000 000*0,3%*0,5=3000 руб, где КВ=0,5=6/12.
  • Если он владеет только частью земельного участка, например, 1/3, то размеры налога на землю будут следующими:
    ЗН=КС*Д*НС*КВ=2 000 000*1/3*0,3%*0,5=1000 руб.

Чтобы узнать земельный налог за сотку, достаточно разделить общее начисление на количество соток.

Кто и когда может оформить льготы

Земельный налог, как и другие взносы граждан РФ, имеет четко прописанные льготные категории, которые позволяют некоторым группам лиц совершать оплату по меньшим тарифам.

Если говорить о физических лицах, то льготы полагаются:

  • инвалидам детства, а также I II групп;
  • инвалидам и ветеранам войны;
  • героям РФ и СССР;
  • участникам ликвидации чернобыльской аварии;
  • пенсионерам.

Что касается льгот на земельный налог для организаций, то они прописаны в ст.№395 НК РФ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Каждый регион могут иметь свои дополнительные льготы, утверждены органами местного муниципалитета. Узнать о них, а также уточнить все нюансы по назначению и оформлению, можно в местном представительстве ФНС.

В НК РФ каждой из льгот приписан индивидуальный код, для упрощения заполнения налоговой декларации.

В чем суть льгот? Гражданам разрешено не платить налог, если площадь участка земли составляет 6 или меньше соток. Если больше 6, то от общей площади вычитается 6 соток, и платиться налог только за ту площадь земли, что осталась.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. При наличии у гражданина двух или более участков он может применить льготу только к одному из них на выбор.

Для этого нужно представить соответствующие документы, что подтвердит право гражданина получить льготы.

Оформление льгот на уплату налога

Чтобы получить полагающиеся от государства скидки, нужно написать заявление о предоставлении льгот по земельному налогу, где указать следующую информацию:

  • код налоговой инспекции, к которой относится земельный участок налогоплательщика;
  • реквизиты владельца;
  • информация о земельном участке;
  • ИНН;
  • группа инвалидности (дополнительно представить документы, подтверждающие ее);
  • сам текст заявления с четко изложенной просьбой и причинами для предоставления льготы.

Скачать данный документ можно здесь – заявление на получение льгот.

Заявление можно представить лично, или через доверенное лицо. Используя другой вариант, нужно иметь доверенность, подтвержденную нотариусом.

Все об оплате земельных налогов

Тема, касающаяся оплаты земельных налогов, вызывает много вопросов. Самые распространенные из них:

Кому платить земельный налог? – Данные средства направляются в бюджет того региона, к которому принадлежит земельный участок.

Как платить налоги на землю? – Это можно сделать, посетив местную ФНС или же посредством интернета: через сайты ФНС, Госуслуг, Сбербанк онлайн или сервис Яндекс.Деньги. Подробнее об оплате читайте .

Сроки, порядок и правила уплаты

Платить налоги на землю нужно в местном регионе, к которому территориально относиться земельный участок.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Сроки, обозначенные законодательством для уплаты налога на землю физическими и юридическими лицами, отличаются между собой.

Когда платят земельный налог физические лица? – После того как получат уведомление от НС с указанным суммой налога за землю и сроком уплаты. Согласно изменениям ФЗ №320 от 23.11.2015 оплатить нужно до 1 декабря того года, который наступит после «оплачиваемого». То есть, до 01.12.2019 необходимо внести взнос на землю за 2018 год.

Даже если уведомление не пришло, НС обязуют население самостоятельно обратиться в инспекцию и сообщить о наличии в них земельных участков. Сделать это можно, записавшись на прием через онлайн-сервис https://order.nalog.ru/:

Срок уплаты земельных налогов для юридических лиц совершенно другой, и отличается:

  • во-первых – ежеквартальными авансовыми платежами;
  • во-вторых – часть платежа за последний квартал нужно будет внести до 1 февраля текущего года.

При неуплате земельного налога налоговый кодекс предусматривает наказания – это пеня по земельным налогам или штраф, размером 20 или 40% от общей суммы, что зависит от тяжести нарушения.

Авансовые платежи

Этот раздел касается только юридических лиц, т. к. авансовые платежи за землю для простых граждан не предусмотрены налоговым кодексом.

Авансовые платежи по земельному налогу – это возможность оплачивать налог на землю авансами (по частям) поквартально на протяжении года.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Местные власти могут освобождать фирмы от этой обязанности – вносить платежи ежеквартально. Тогда вноситься полная сумма в конце года.

Что касается сроков уплаты авансовых платежей по земельному налогу в 2018-2019 году, то здесь также местные власти на своей территории могут устанавливать разные даты. Чаще всего эти оплаты осуществляются поквартально, не позднее последнего дня того месяца, что следует за прошедшим кварталом. Узнать о датах для нужного региона можно здесь – https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/ – на сайте ФНС, указав в нужной строке код нужного региона.

Например, для жителей Санкт-Петербурга справочная информация по налоговым платежам выглядит так:

На скриншоте указаны сроки уплаты авансов и налога для предприятий этого города.

Каждый авансовый платеж составляет ? от общей начисленной суммы налога на землю за целый год.

КБК земельных налогов 2018-2019

Важной деталью при оформлении/оплате земельного налога являются коды бюджетных классификаций, или сокращенно КБК земельных налогов.

ВАЖНО. При неверном указании любой цифры платеж может быть отправлен с неверным предназначением, что повлечет за собой долгие разбирательства.

Ниже представлены все коды, включая КБК по пеням земельного налога.

Отчетность по оплате налога на землю

Этот раздел опять-таки касается только организаций, так как население не обязано подавать отчеты об оплате земельного налога.

Отчетный документ – декларация по земельному налогу – предоставляется в НС единожды после полной оплаты налога на землю, до 1.02 того года, что следует за подотчетным годом.

Заполняется декларация по форме КНД 1153005 в бумажном или электронном виде – как выберет налогоплательщик.

Скачать документ можно здесь – декларация для отчетности.

Итак, земельный налог – это важный платеж, который должен регулярно совершаться гражданами, а также организациями, имеющими в собственности земельные участки. Исключение составляют лица, освобожденные от уплаты налога на землю. Чтобы получить это право, а также возможность платить по сниженным льготным тарифам, необходимо предоставить соответствующие документы в местные органы ФНС.

Если возникнут какие-то трудности, связанные с уплатой налога на землю или оформлением документов, можно обратиться к специальным службам за юридической помощью.

Кадастровая стоимость

При расчете земельного налога используйте кадастровую стоимость каждого земельного участка, установленную на 1 января года, являющегося налоговым периодом (абз. 1 п. 1 ст. 391 НК РФ). Если земельный участок был образован в течение налогового периода, используйте кадастровую стоимость, установленную на дату постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет (абз. 2 п. 1 ст. 391 НК РФ).

О том, нужно ли рассчитывать земельный налог, если кадастровая стоимость земли не определена, см. Какое имущество облагается земельным налогом.

Ситуация: как узнать кадастровую стоимость земли для расчета земельного налога?

Узнать кадастровую стоимость можно на официальном сайте Росреестра либо с помощью запроса в территориальное отделение этого ведомства.

Обратиться с письменным запросом о предоставлении сведений о кадастровой стоимости в территориальное отделение Росреестра можно лично или по почте. Также запрос можно направить электронным способом, заполнив форму на сайте Росреестра. Это следует из положений пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса РФ, пункта 1 статьи 14 Закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ и пункта 50 приказа Минэкономразвития России от 18 мая 2012 г. № 292. Сведения предоставляются бесплатно в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса отделением Росреестра. Об этом сказано в пунктах 8 и 13 статьи 14 Закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ.

Кроме того, кадастровую стоимость земельного участка можно найти на интерактивной карте на официальном сайте Росреестра. Об этом сказано в пункте 6 статьи 14 Закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ и постановлении Правительства РФ от 7 февраля 2008 г. № 52.

Участок в общей собственности

Если земельный участок находится в общей долевой собственности, то кадастровую стоимость части земельного участка, принадлежащей организации, определите пропорционально ее доле в общей собственности. Для этого используйте формулу:

Кадастровая стоимость части земельного участка, находящейся в собственности организации = Кадастровая стоимость всего земельного участка, находящегося в общей долевой собственности × Доля земельного участка, принадлежащая организации на праве собственности, в процентах

Такие правила установлены пунктом 1 статьи 392 Налогового кодекса РФ.

Если земельный участок находится в совместной собственности, то кадастровую стоимость доли, принадлежащей организации, определяйте равными долями (п. 2 ст. 392 НК РФ). Например, если собственниками земельного участка являются три организации, то каждой из них принадлежит на праве собственности по 1/3 этого участка. Значит, кадастровая стоимость доли, принадлежащей каждой организации, будет равна 1/3 кадастровой стоимости всего участка.

Если организация приобретает здание (кроме многоквартирного дома) и к ней переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята этим объектом, кадастровую стоимость определяйте пропорционально доле организации в праве собственности на этот земельный участок (абз. 1 п. 3 ст. 392 НК РФ).

Если владельцами здания являются несколько организаций (граждан), то кадастровую стоимость определяйте пропорционально доле в праве собственности (в площади) на это здание (абз. 2 п. 3 ст. 392 НК РФ).

Если владельцами здания одновременно являются коммерческая организация и государственное (муниципальное) учреждение, то кадастровую стоимость определяет коммерческая организация. Аналогичное правило действует, если владельцами здания одновременно являются коммерческая организация и казенное предприятие. В этом случае казенное предприятие кадастровую стоимость не определяет. Например, если здание одновременно принадлежит коммерческой организации на праве собственности, государственному учреждению и казенному предприятию на праве оперативного управления, то государственное учреждение и казенное предприятие в этом случае имеют ограниченное право пользования земельным участком (п. 3 ст. 36 Земельного кодекса РФ). Следовательно, определять кадастровую стоимость и платить земельный налог должна коммерческая организация, так как учреждение (предприятие), обладающее правом ограниченного пользования, не признается плательщиком земельного налога (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Если владельцами здания одновременно являются казенное предприятие и государственное (муниципальное) учреждение, то кадастровую стоимость определяет тот из них, во владении которого находится большая площадь здания (п. 4 ст. 36 Земельного кодекса РФ). Например, если здание принадлежит трем казенным предприятиям, то определять кадастровую стоимость и платить земельный налог будет то из них, которому земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 НК РФ). Правом постоянного (бессрочного) пользования в данном случае будет обладать предприятие, которому принадлежит большая площадь здания (п. 4 ст. 36 Земельного кодекса РФ). Остальные предприятия обладают лишь правом ограниченного пользования земельным участком.

Пример расчета кадастровой стоимости части земельного участка, занятого зданием. Коммерческой организации принадлежит часть этого здания на праве собственности

Организации принадлежит на праве собственности 150 кв. м здания. Общая площадь здания составляет 1500 кв. м. Кадастровая стоимость всего земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, – 335 000 руб. Кадастровая стоимость части земельного участка, находящейся в собственности организации:
335 000 руб. × 150 кв. м : 1500 кв. м = 33 500 руб.

Ситуация: как определить кадастровую стоимость земельного участка, если коммерческая организация является собственником одного из этажей здания?

Кадастровую стоимость части земельного участка определите пропорционально доле организации в общей долевой собственности на это здание (абз. 2 п. 3 ст. 392 НК РФ).

Правоустанавливающими документами, подтверждающими размер ее доли, являются договор купли-продажи и свидетельство о госрегистрации права собственности на землю (ст. 17 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ, письмо Минфина России от 11 мая 2006 г. № 03-06-02-02/37).

Чтобы рассчитать кадастровую стоимость части земельного участка, используйте формулу:

Кадастровая стоимость части земельного участка, находящейся в собственности организации = Кадастровая стоимость всего земельного участка, находящегося в общей долевой собственности × Площадь здания, принадлежащая организации на праве собственности : Общая площадь здания

Если земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований, то кадастровую стоимость определите отдельно в отношении каждой части земельного участка. Для расчета воспользуйтесь формулой:

Кадастровая стоимость части земельного участка = Кадастровая стоимость всего земельного участка × Площадь части земельного участка, расположенного на территории соответствующео муниципального образования : Общая площадь земельного участка

Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ.

Чтобы получить информацию о площади земельного участка, приходящейся на территорию того или иного муниципального образования, обратитесь в территориальное отделение Росреестра.

Изменение кадастровой стоимости

Ситуация: как рассчитать земельный налог, если в течение налогового периода кадастровая стоимость земельного участка изменилась?

Базу для расчета налога определяйте как кадастровую стоимость земельного участка, установленную на 1 января.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, установленная в Государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января налогового периода (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Кадастровая стоимость земельного участка может измениться:

  • из-за смены категории (вида разрешенного использования) земельного участка или установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости;
  • по решению суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;
  • в результате исправления ошибки, допущенной органами кадастрового учета при оценке земли или при ведении Государственного кадастра недвижимости.

В первом случае изменение нужно учитывать только со следующего года. В текущем году налоговую базу определяйте исходя из кадастровой стоимости, установленной на начало года. Корректировать налоговую базу за предыдущие периоды не требуется. Такой порядок применяется независимо от того, увеличилась ли кадастровая стоимость земли или уменьшилась. Это следует из положений абзаца 4 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ.

Во втором случае изменение нужно учитывать начиная с того периода, в котором в суд или комиссию было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. При этом действует еще одно ограничение: для расчета налога оспоренная кадастровая стоимость может применяться не раньше той даты, когда в государственный кадастр была внесена первоначальная (оспариваемая) кадастровая стоимость земельного участка.

Например, в ноябре 2014 года организация обратилась в суд с заявлением об уменьшении кадастровой стоимости принадлежащего ей земельного участка. Кадастровая стоимость была утверждена и введена в действие с 1 января 2013 года. Решение, которым суд удовлетворил заявление организации, вступило в силу в мае 2015 года. В этом случае для расчета земельного налога измененная кадастровая стоимость применяется с 1 января 2014 года. Пересчитывать земельный налог за 2013 год организация не вправе.

Такой порядок следует из положений абзаца 6 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ и статьи 24.20 Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ. Аналогичные разъяснения к этим нормам даны в письме ФНС России от 27 марта 2015 г. № БС-4-11/5013.

В третьем случае изменение нужно учитывать начиная с того периода, в котором была допущена исправленная ошибка. Об этом сказано в абзаце 5 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ.

Рассмотренный порядок расчета земельного налога не применяется в тех случаях, когда в течение года происходит смена правообладателя земельного участка. Если правообладатель меняется, новый владелец должен рассчитывать земельный налог (авансовые платежи по налогу) в соответствии со сведениями о земельном участке, указанными в государственном кадастре недвижимости на дату госрегистрации прав. То есть с учетом новой кадастровой стоимости или другой налоговой ставки. Новый порядок расчета налога применяется начиная с даты регистрации прав нового владельца на земельный участок. Об этом сказано в письме Минфина России от 9 июля 2008 г. № 03-05-04-02/40.

Налоговые ставки

Налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются местными нормативно-правовыми актами, которыми земельный налог вводится на территории того или иного муниципального образования (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Налоговые ставки для земельного налога, установленные местным законодательством, не могут превышать:

  • 0,3 процента в отношении земель, предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства и занятых жилищным фондом и жилищно-коммунальными объектами, сельскохозяйственных земель. Эта ставка применяется также для земель, ограниченных в обороте в связи с использованием для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. При этом порядок подтверждения статуса таких участков определяет Минэкономразвития России. Об этом сказано в письме Минфина России от 29 мая 2014 г. № 03-05-04-02/25629;
  • 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Налоговые ставки могут быть дифференцированы в зависимости от категории земель и вида разрешенного использования земельного участка.

Такие правила предусмотрены статьей 394 Налогового кодекса РФ.

При этом неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ (п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54).

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность для жилищного строительства, земельный налог (авансовые платежи по налогу) нужно рассчитать, умножив ставку налога на два. Это необходимо делать в течение первых трех лет строительства вплоть до госрегистрации прав на построенный объект недвижимости. Об этом сказано в пункте 15 статьи 396 Налогового кодекса РФ.

При этом на земельные участки, предоставленные организации на праве постоянного (бессрочного) пользования для жилищного строительства, данное правило не распространяется. То есть применять повышающие коэффициенты при расчете земельного налога не нужно. Об этом сказано в письме Минфина России от 10 мая 2007 г. № 03-05-06-02/40.

Чтобы рассчитать земельный налог по итогам года (в течение первых трех лет строительства), используйте формулу:

Земельный налог = Кадастровая стоимость земельного участка (при наличии льготы в виде не облагаемой налогом суммы – за вычетом этой суммы) × Ставка земельного налога × 2

Для расчета авансового платежа используйте формулу:

Авансовый платеж по земельному налогу = 1/4 × Кадастровая стоимость земельного участка (при наличии льготы в виде не облагаемой налогом суммы – за вычетом этой суммы) × Ставка земельного налога × 2

Применять двойную налоговую ставку нужно начиная с даты госрегистрации прав на земельный участок.

Если жилищное строительство на земельном участке продолжается более трех лет, ставку налога необходимо увеличивать в четыре раза. Четырехкратная ставка применяется начиная с периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты госрегистрации прав на построенный объект недвижимости.

Если жилой дом построен (зарегистрирован как собственность) менее чем за три года, земельный налог (авансовые платежи по налогу), уплаченный в двойном размере, пересчитайте исходя из обычной ставки. Излишне уплаченные суммы налога (авансовых платежей) можно вернуть или зачесть в счет будущих платежей.

Такие правила установлены пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса РФ. Они применяются при расчете земельного налога начиная с 2015 года. При налогообложении земельных участков в предыдущих налоговых периодах применялись другие правила.

Ситуация: по какой ставке платить земельный налог с подвала, который находится в жилом доме и является собственностью организации?

Если подвал относится к жилому фонду, то применяйте ставку, установленную в пределах 0,3 процента для земельных участков, занятых жилищным фондом. Если подвал переведен в нежилое помещение, то ставка может достигать 1,5 процента.

Ставка земельного налога должна быть установлена местным законодательством и не может превышать 0,3 или 1,5 процента (ст. 394 НК РФ).

Подвал относится к жилищному фонду, так как является помещением вспомогательного использования в жилом доме (подп. п. 1 п. 2 ст. 19 и п. 2 ст. 16 Жилищного кодекса РФ).

Налоговая ставка, установленная в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом, не может превышать 0,3 процента (абз. 3 подп. п. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).

Если же организация перевела подвальное помещение из жилого в нежилое в соответствии с главой 3 Жилищного кодекса РФ, земельный налог платите по ставке 1,5 процента (если местным законодательством не установлена более низкая ставка) (подп. п. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ).

Ситуация: по какой ставке платить земельный налог с участка сельскохозяйственного назначения? Одну часть участка организация сдает в аренду для сельскохозяйственного производства, вторая часть не используется

К участкам, относящимся к сельскохозяйственным землям и частично используемым по целевому назначению, применяйте ставку не выше 0,3 процента независимо от того, кто использует участок.

Пониженные ставки для земель сельхозназначения (0,3 процента) применяются только к тем земельным участкам, которые одновременно соответствуют двум критериям:

  • относятся к землям сельскохозяйственного назначения (землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах);
  • фактически используются для сельскохозяйственного производства.

Об этом сказано в подпунктах 1–2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ.

Что касается частичного использования земельного участка по целевому назначению, то законодательство не предусматривает применения различных налоговых ставок к разным частям одного и того же участка в зависимости от их фактического использования. Раздельное определение налоговой базы допускается только по тем частям земельного участка, которые расположены на территории разных муниципальных образований или находятся в общей долевой собственности нескольких владельцев. Это следует из пунктов 1–2 статьи 391 Налогового кодекса РФ и подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 22 сентября 2009 г. № А56-39782/2008, от 21 марта 2008 г. № А56-27820/2007).

С учетом этой позиции, а также исходя из письма Минфина России от 12 января 2012 г. № 03-05-04-02/03 организация, использующая в сельскохозяйственном производстве только часть земельного участка, вправе применять пониженную ставку земельного налога ко всему участку в целом.

Для целей налогообложения неважно, кто именно использует участок для сельскохозяйственного производства: собственник или арендатор. Поэтому даже если весь земельный участок организация сдала в аренду сельхозпроизводителю, она вправе платить земельный налог по пониженной ставке. Это следует из писем Минфина России от 14 марта 2008 г. № 03-05-05-02/12, от 26 марта 2007 г. № 03-05-05-02/14, от 8 августа 2006 г. № 03-06-02-04/119 и подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 26 сентября 2007 г. № А56-50713/2006, Московского округа от 12 февраля 2010 г. № КА-А41/553-10).

Зависимость между правом на применение пониженной ставки земельного налога и характером использования земельного участка подтверждается письмами Минфина России от 16 июля 2014 г. № 03-05-04-02/34879 (направлено налоговым инспекциям для использования в работе письмом ФНС России от 30 июля 2014 г. № БС-4-11/14944), от 12 января 2012 г. № 03-05-04-02/03 и арбитражной практикой (см., например, определение ВАС РФ от 9 апреля 2008 г. № 4872/08, постановления ФАС Северо-Западного округа от 22 апреля 2010 г. № А66-10150/2009, от 8 февраля 2008 г. № А56-11088/2007 и от 6 июня 2008 г. № А56-19758/2007). Из этих документов следует, что налоговая ставка 0,3 процента применяется только к тем участкам, которые фактически используются в сельскохозяйственном производстве.

Если организация владеет земельным участком сельскохозяйственного назначения, но не использует его в сельскохозяйственном производстве, она нарушает действующее законодательство. Перечень признаков, по которым определяется состав такого правонарушения, приведен в постановлении Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 369. Обнаружив правонарушение, территориальное подразделение Россельхознадзора может вынести решение о признании участка неиспользуемым для сельхозпроизводства. С начала года, в котором это решение было принято, и до начала года, в котором нарушение было устранено, со всей площади участка организация должна рассчитывать земельный налог по ставке 1,5 процента. Об этом сказано в письме Минфина России от 16 июля 2014 г. № 03-05-04-02/34879.

Расчет налога

Чтобы рассчитать земельный налог по итогам года, используйте формулу:

Земельный налог = Кадастровая стоимость земельного участка (при наличии льготы в виде не облагаемой налогом суммы – за вычетом этой суммы) × Ставка земельного налога

Чтобы рассчитать земельный налог по участку, который находится на территории нескольких муниципальных образований, нужно определить сумму налога по каждой его части. Для этого воспользуйтесь формулой:

Земельный налог по части участка, находящейся на территории одного муниципального образования = Кадастровая стоимость части земельного участка, находящейся на территории этого муниципального образования (при наличии льготы в виде не облагаемой налогом суммы – за вычетом этой суммы) × Налоговая ставка земельного налога, установленная на территории этого муниципального образования

Такие правила установлены в пункте 1 статьи 396 Налогового кодекса.

Если местным законодательством установлены отчетные периоды по земельному налогу (I, II и III кварталы календарного года (п. 2 ст. 393 НК РФ)), то в течение года организация должна рассчитывать по нему авансовые платежи.

Для расчета авансового платежа используйте формулу:

Авансовый платеж по земельному налогу = 1/4 × Кадастровая стоимость земельного участка (при наличии льготы в виде не облагаемой налогом суммы – за вычетом этой суммы) × Ставка земельного налога

Если отчетные периоды не установлены, перечислять авансовые платежи не нужно.

Такой порядок следует из положений пунктов 6 и 9 статьи 396 Налогового кодекса РФ.

Пример расчета авансового платежа по земельному налогу. Земельный участок, по которому рассчитывается авансовый платеж, расположен на территории двух муниципальных образований

Организации принадлежит земельный участок площадью 5 га, кадастровая стоимость которого равна 12 000 000 руб. Участок расположен в двух муниципальных образованиях: 3,5 га – на территории одного, 1,5 га – на территории другого.

Для категории земель, к которой относится участок, в обоих муниципальных образованиях установлена одна и та же ставка земельного налога – 0,3 процента от кадастровой стоимости.

Чтобы распределить сумму авансового платежа по земельному налогу между двумя муниципальными образованиями, бухгалтер определил кадастровую стоимость каждой части земельного участка.

Кадастровая стоимость части земельного участка площадью 1,5 га составила:
1,5 га : 5 га × 12 000 000 руб. = 3 600 000 руб.

Кадастровая стоимость части земельного участка площадью 3,5 га равна:
12 000 000 руб. – 3 600 000 руб. = 8 400 000 руб.

Сумма авансового платежа по земельному налогу составляет:

  • по части земельного участка площадью 1,5 га 2700 руб. (3 600 000 руб. × 0,3% : 4);
  • по части земельного участка площадью 3,5 га 6300 руб. (8 400 000 руб. × 0,3% : 4).

Общая сумма авансового платежа по земельному налогу равна 9 000 руб. (2700 руб. + 6300 руб.).

Земельный налог, подлежащий уплате по итогам календарного года, рассчитайте по формуле:

Земельный налог = Земельный налог, рассчитанный за календарный год Авансовые платежи по земельному налогу, уплаченные в течение календарного года

Такой порядок определен пунктом 5 статьи 396 Налогового кодекса РФ. Применяйте его только тогда, когда местным законодательством установлены отчетные периоды по налогу.

Если вещное право на земельный участок возникает или прекращается в течение года, то земельный налог (авансовые платежи по налогу) рассчитайте с учетом коэффициента Кв:

Коэффициент Кв = Количество полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании) в данном налоговом (отчетном) периоде : Количество календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде

При определении количества полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании), учитываются месяцы, в которых вещное право на участок возникло в период с 1-го по 15-е число включительно (прекратилось в период с 16-го по последнее число включительно). Месяцы, в которых право на участок возникло в период с 16-го по последнее число месяца (прекратилось в период с 1-го по 15-е число включительно), при определении количества полных месяцев не учитываются.

Земельный налог рассчитайте по формуле:

Земельный налог (с учетом Кв) = Земельный налог × Коэффициент Кв

Для расчета авансовых платежей по земельному налогу используйте формулу:

Авансовый платеж по земельному налогу (с учетом Кв) = Авансовый платеж по земельному налогу × Коэффициент Кв

Такой порядок следует из положений пункта 7 статьи 396 Налогового кодекса РФ, пунктов 5.17–5.19 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 28 октября 2011 г. № ММВ-7-11/696.

Ситуация: должна ли организация платить земельный налог за год, если вещное право на земельный участок зарегистрировано во второй половине декабря?

Ответ: нет, не должна.

Организация является плательщиком земельного налога с момента возникновения права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, признаваемый объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Если право на земельный участок возникает в течение налогового периода, то земельный налог рассчитайте с учетом коэффициента Кв (п. 7 ст. 396 НК РФ). Для этого используйте формулу:

Земельный налог = Кадастровая стоимость земельного участка (при наличии льготы в виде не облагаемой налогом суммы – за вычетом этой суммы) × Ставка земельного налога × Коэффициент Кв

Такие правила установлены в пункте 7 статьи 396 Налогового кодекса РФ.

В данном случае коэффициент Кв будет равен нулю, так как декабрь нельзя принять за полный месяц, в течение которого данным земельным участком владела организация (п. 7 ст. 396 НК РФ). Поэтому и земельный налог за этот год тоже будет равен нулю. Такое же мнение высказывает и Минфин России в письме от 8 сентября 2006 г. № 03-06-01-02/36.

Налоговые льготы

Некоторые организации имеют право на налоговую льготу (ст. 395 НК РФ). Когда такое право возникает (прекращается) в течение налогового (отчетного) периода, земельный налог (авансовые платежи по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставлена налоговая льгота, рассчитайте с учетом коэффициента Кл:

Коэффициент Кл = Количество полных месяцев налогового (отчетного) периода, в течение которых отсутствует налоговая льгота : Количество календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде

При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимайте за полный месяц.

Для расчета земельного налога используйте формулу:

Земельный налог (с учетом Кл) = Земельный налог × Коэффициент Кл

Для расчета авансовых платежей по земельному налогу используйте формулу:

Авансовый платеж по земельному налогу (с учетом Кл) = Авансовый платеж по земельному налогу × Коэффициент Кл

Такой порядок следует из положений пункта 10 статьи 396 Налогового кодекса РФ, пунктов 5.21–5.29 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 28 октября 2011 г. № ММВ-7-11/696.

Расчет земельного налога по кадастровой стоимости

Сотрудники Росреестра рассчитывают кадастровую стоимость земли каждые пять лет на основании ряда факторов:

  • месторасположения;
  • площади;
  • социально-экономического развития региона;
  • качества почвы;
  • инфраструктуры;
  • наличия удобств и жилых домов.

Информация о расценочной стоимости содержится в базе ЕГРН. Её можно узнать на сайте Росреестра, для этого надо ввести кадастровый номер или адрес участка. Или заказать платную выписку.

Выписка в электронном виде стоит 250 рублей для граждан и 700 рублей для организаций, в бумажном – 400 р. и 1100 р. соответственно.

Если владелец считает размер кадастровой стоимости завышенной, он пишет заявление в Росреестр и просит пересчитать цену, а в случае отказа обращается в суд.

Чтобы самостоятельно рассчитать налог на землю надо узнать два параметра: кадастровую цену и тарифную ставку. Налоговую ставку устанавливает государство. Региональные власти согласно Налоговому кодексу вправе уменьшить ее размер.

Законодательно установлена ставка в размере 0,3% для земель сельскохозяйственного назначения и жилищного строительства. Для расчета налога остальных участков – 1,5%. Правительство имеет право уменьшить эту цифру до 0,1% или ввести льготы для отдельных граждан. Разница компенсируется из местного бюджета.

ВНИМАНИЕ! Коренные жители Дальнего Востока, Сибири и Крайнего Севера освобождаются от уплаты налога.

Общие положения

Напомним, что согласно п. 1 ст. 15 НК РФ земельный налог отнесен к числу местных налогов. Он устанавливается, вводится в действие, отменяется на основании НК РФ и нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п. 4 ст. 12, п. 1 ст. 387 НК РФ).

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе земельный налог регулируется в особом порядке: в соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 387 НК РФ этот налог устанавливается, вводится в действие, прекращает действовать на основании НК РФ и законов названных городов и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

Вводя земельный налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. Помимо этого указанные органы наделены правом устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая определение размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Согласно ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, которые обладают земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Последним из названных прав могут обладать только граждане (п. 1 ст. 266 ГК РФ).

Не признаются плательщиками земельного налога организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды (п. 2 ст. 388 НК РФ).

Таким образом, если у организации в течение налогового периода возникают права собственности и постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, и этот участок является объектом налогообложения, то указанная организация признается плательщиком земельного налога.

Напомним, что налоговым периодом является календарный год, т. е. период с 1 января по 31 декабря (п. 1 ст. 393 НК РФ).

Как следует из п. 1 ст. 131 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона от 21.07.97 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон № 122-ФЗ), права собственности и постоянного (бессрочного) пользования возникают у организации с момента государственной регистрации земельного участка. Доказательством существования зарегистрированных прав собственности и постоянного (бессрочного) пользования признается запись в Едином государственном реестре прав. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей в указанный реестр (п. 3 ст. 2 Закона № 122-ФЗ).

На основании п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог. Не являются объектом налогообложения земельные участки, перечисленные в п. 2 ст. 389 НК РФ.

Кадастровая оценка земли

Порядок определения налоговой базы установлен ст. 390, 391 НК РФ. Налоговая база устанавливается как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. При этом кадастровая стоимость определяется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее — ЗК РФ).

Напомним, что согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для определения кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 66 ЗК РФ. Кадастровая оценка земель осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.98 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

При определении рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной (п. 3 ст. 66 ЗК РФ).

Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства РФ от 8.04.2000 г. № 316. Налогоплательщики-организации (далее — налогоплательщики) определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на правах собственности или постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 НК РФ).

Порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, установлен в п. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.07 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Федеральный закон № 221-ФЗ), согласно которому эти сведения предоставляются в виде:

  • копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости;
  • кадастровой выписки об объекте недвижимости;
  • кадастрового паспорта объекта недвижимости;
  • кадастрового плана территории;
  • кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости;
  • в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

В п. 13 ст. 14 Федерального закона № 221-ФЗ установлено, что кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости предоставляется бесплатно по запросам любых лиц. Форма такой справки утверждена приказом Минэкономразвития России от 1.10.13 г. № 566, она оформляется на одном вертикально расположенном листе формата A4 и заверяется подписью уполномоченного в установленном порядке лица органа кадастрового учета, выдавшего кадастровую справку, и оттиском печати такого органа.

Кроме того, сведения о величине кадастровой стоимости земельного участка отражены в его кадастровом паспорте и в кадастровой выписке об этом участке. Формы этих документов содержатся в приложениях 3 и 4 к приказу Минэкономразвития России от 25.08.14 г. № 504 «Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории» соответственно.

Согласно п. 8 ст. 14 Федерального закона № 221-ФЗ кадастровая выписка об объекте недвижимости или кадастровый паспорт земельного участка предоставляются в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса (максимальный срок), если иное не установлено Федеральным законом № 221-ФЗ.

Получать сведения о кадастровой стоимости земельных участков налогоплательщики обязаны самостоятельно. Как следует из п. 14 ст. 396 НК РФ и постановления Правительства РФ от 7.02.08 г. № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков», налогоплательщики обязаны обеспечивать себя сведениями посредством получения необходимых данных через Интернет либо путем подачи письменного запроса в территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости о предоставлении такой информации.

Изменения в законодательстве

Обратите внимание! С 1 января 2017 г. в соответствии с Федеральным законом от 3.07.16 г. № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Закон № 361-ФЗ) главы 2 «Ведение государственного кадастра недвижимости» (в том числе ст. 14) и 3 «Порядок кадастрового учета» Федерального закона № 221-ФЗ утратили свою силу.

Кроме того, на основании Закона № 361-ФЗ с 1 января 2017 г. перестали действовать главы I -IV, ст. 31 и глава VI Закона № 122-ФЗ, а с 1 января 2020 г. он полностью утратит силу (ст. 30 Закона № 361-ФЗ).

Однако следует иметь в виду, что с 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 3.07.16 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», который регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории РФ.

С 1 января 2017 г. также начал действовать Федеральный закон от 13.07.15 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», регулирующий отношения, которые возникают в связи с осуществлением на территории РФ государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в этом реестре (см. на стр. 7 статью Д. Азжеурова «Госрегистрация прав на недвижимость»).

Изменение кадастровой стоимости земли в течение налогового периода

Как было упомянуто, налоговая база в отношении каждого земельного участка определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Нередко у налогоплательщиков возникает вопрос, изменяется ли кадастровая стоимость земельного участка в течение налогового периода. В письме Минфина России от 29.01.09 г. № 03-05-06-02/05 разъяснено следующее: из положений НК РФ следует, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и для целей налогообложения не может изменяться в течение налогового периода, если не изменились результаты государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок или судебного решения, внесенных обратным числом на указанную дату. Аналогичное мнение содержится в письмах Минфина России от 18.12.08 г. № 03-05-05-02/91, от 5.09.06 г. № 03-06-02-02/120.

Отметим, что и арбитражные суды поддерживают позицию Минфина России (постановления ФАС Московского округа от 6.03.09 г. № КА-А41/1065–09, ФАС Поволжского округа от 31.03.09 г. № А06-5597/2008).

Следовательно, если у налогоплательщиков в течение налогового периода возникают права собственности и постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, являющийся объектом налогообложения, то его кадастровая стоимость определяется по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Данное положение справедливо, если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок или судебного решения, внесенных обратным числом на указанную дату.

Отметим, что согласно абзацу 5 п. 1 ст. 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Вместе с тем изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, которая допущена осуществляющим государственный кадастровый учет органом при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка (абзац 6 п. 1 ст. 391 НК РФ).

Если кадастровая стоимость изменяется на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решения суда, то сведения об измененной кадастровой стоимости учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая была предметом оспаривания (абзац 7 п. 1 ст. 391 НК РФ).

Если земельный участок образован в течение налогового периода, то налоговая база в данном периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет (абзац 2 п. 1 ст. 391 НК РФ).

Исчисление суммы налога

Согласно п. 2 ст. 396 НК РФ сумма земельного налога (сумма авансовых платежей по нему) рассчитывается налогоплательщиками-организациями самостоятельно.

По истечении налогового периода сумма налога рассчитывается как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не установлено п. 15 ст. 396 НК РФ. При этом налоговая ставка устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в пределах, определенных НК РФ (ст. 394). Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Налогоплательщики, для которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении I, II и III кварталов текущего налогового периода как ¼ соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 6 ст. 396 НК РФ).

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) сумма налога (сумма авансового платежа по нему) в отношении данного земельного участка исчисляется с учетом коэффициента. Для определения такого коэффициента число полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, следует разделить на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Если право собственности (постоянного (бессрочного) пользования) на земельный участок (его долю) возникло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, то за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.

В случаях, когда соответствующее право на земельный участок (его долю) возникло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении данного коэффициента.

Иными словами, если права на земельный участок возникли до 15-го числа включительно, то земельный налог за этот месяц уплачивает новый собственник (пользователь) земельного участка. Если же права на земельный участок перешли во второй половине месяца (после 15-го числа), то обязанность по уплате земельного налога за этот месяц возлагается на прежнего собственника (пользователя). Аналогичное мнение изложено в письме Минфина России от 8.09.06 г. № 03-06-01-02/36.

Пример

5 августа 2017 г. организация приобрела в собственность земельный участок. Нормативным правовым актом данная организация является плательщиком земельного налога и обязана исчислять и уплачивать авансовые платежи по нему. Налоговая ставка установлена в размере 1%. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2017 г. года составляет 40 000 000 руб.

Коэффициент для расчета земельного налога равен 0,42 (5 месяцев (август- декабрь) / 12 месяцев).

Сумма земельного налога составит 168 000 руб. (40 000 000 руб. х 1% х 0,42).

Сумма авансового платежа по налогу за III квартал календарного года рассчитывается исходя из коэффициента 0,67 (2 месяца / 3 месяцев).

Таким образом, сумма авансового платежа по налогу за III квартал текущего года будет 67 000 руб. (40 000 000 руб. х 1% х ¼x0,67).

Налоговые льготы

Напомним, что при установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (п. 9 ст. 396 НК РФ). В случае принятия такого решения организации, относящиеся к данной категории налогоплательщиков, определяют сумму земельного налога, которая подлежит уплате в бюджет по итогам налогового периода, как сумму налога, исчисленную по истечении налогового периода (т. е. за календарный год).

Налогоплательщик может быть освобожден от уплаты земельного налога на основании ст. 395 НК РФ или нормативного правового акта представительного органа муниципального образования (закона городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). При этом налогоплательщик, руководствуясь п. 10 ст. 396 НК РФ, обязан представить документы, подтверждающие такое право на льготу, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставлено такое право, исчисляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права считается за полный месяц.

Сроки уплаты налога

В соответствии с п. 1 ст. 397 НК РФ сроки уплаты земельного налога и авансовых платежей по нему определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Срок уплаты земельного налога для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен ранее срока, предусмотренного в п. 3 ст. 398 НК РФ для представления налогоплательщиками налоговых деклараций по земельному налогу, т. е. ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если предусмотрена уплата авансовых платежей, налогоплательщики-организации должны их уплачивать, руководствуясь п. 2 ст. 397 НК РФ. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в установленном п. 5 ст. 396 НК РФ порядке, т. е. сумму налога, подлежащую уплате в бюджет по итогам налогового периода.

Сумма налога и авансовых платежей по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (п. 3 ст. 397 НК РФ). По этому же месту по истечении налогового периода налогоплательщики-организации обязаны представлять налоговую декларацию не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.п. 1, 3 ст. 98 НК РФ).

Форма налоговой декларации по земельному налогу утверждена приказом ФНС России от 28.10.11 г. № ММВ-7-11/696@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения».

Обратите внимание! Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в названном качестве (п. 4 ст. 398 НК РФ).

Критерии отнесения организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях, утверждены приказом ФНС России от 16.05.07 г. № ММ-3-06/308@ «О внесении изменений в Приказ МНС России от 16 апреля 2004 года № САЭ-3-30/290@». Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков утверждены приказом Минфина России от 11.07.05 г. № 85н.