Как проверить контрагента?

Содержание

Причины проверки контрагентов на добросовестность

Принимая решение о сотрудничестве с новым контрагентом, достаточно часто руководство организации задается вопросами о надежности контрагента (выполнит ли контрагент работу после ее оплаты) и рисках, связанных с возможными вопросами со стороны налоговых органов.

Можно исходить из общего принципа добросовестности и не проводить проверок при заключении договора с новым партнером. Но разумнее и безопаснее поступить осмотрительно и позаботиться об успешности своего бизнеса.

  • Налоговое законодательствл обязывает стороны заключаемого договора проверять добросовестность контрагента по договору. К примеру, организации заключили договор оказания услуг по уборке офиса. Исполнитель направил заказчику акт приемки-передачи услуг и счет-фактуру. Налоговый орган по результатам проведения камеральной проверки может отказать в вычете НДС по следующим причинам:
  • у исполнителя нет работников в штате (значит, никто физически не мог производить уборку);

  • исполнитель не находится по юридическому адресу, не платит налоги, не сдает налоговую отчетность (следовательно, исполнитель является недобросовестным);

  • документы от исполнителя были подписаны не уполномоченным лицом (не руководителем, следовательно, они недействительны).

Следовательно, получить вычет НДС по ним не получится.

Такую проверку лучше проводить еще и потому, что на это обращают пристальное внимание и налоговые инспекторы при проведении налоговых проверок, которые тщательным образом проверяют всех контрагентов организации на наличие признаков «однодневок». Основной аргумент — организация должна выбирать клиентов с должной осмотрительностью.

Суды считают, что организация должна выбирать таких контрагентов, связь с которыми не повлечет для нее дополнительных налоговых начислений. Если инспекторы заявляют об использовании схемы минимизации налогов, то в общем случае суды проверяют следующие обстоятельства:

  • проявил ли налогоплательщик должную осмотрительность при выборе контрагента;

  • есть ли у контрагента расходы на ведение хозяйственной деятельности;

  • носят ли платежи, проходящие через эту компанию, транзитный характер;

  • поступили ли денежные средства реальному производителю товаров (работ, услуг) либо вернулись тому, от кого ушли;

  • соответствует ли размер цены на товар, приобретенный налогоплательщиком, средним ценам, сложившимся на рынке;

  • целесообразны ли сделки с экономической точки зрения.

Налогоплательщик считается добросовестным, пока не доказано обратное.

Что же такое должная осмотрительность?

Легального (закрепленного в законодательно) определения должной осмотрительности нет. Не нашел закрепления в Налоговом кодексе РФ и принцип должной осмотрительности; нет и обязанности налогоплательщика проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента.

Данный принцип содержится в нормах гражданского права. Так, согласно статье 401 ГК РФ «лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательств». Кроме того, в статьях 1, 6, 10 ГК закреплены такие принципы, как добросовестность и разумность, означающие, что хозяйствующий субъект не должен брать на себя риск заключения сделок с сомнительными организациями, в чем, по сути, проявляется должная осмотрительность.

Т.о. должная осмотрительность — это комплекс мер по сбору и анализу информации для проверки контрагента на добросовестность, принимаемых организацией при заключении договора. Этот термин используется для определения вины.

На практике это означает, что налогоплательщик не должен заключать договоры с контрагентами, которые обладают признаками «однодневок». Такой подход налоговых органов основан на принципах разумности и добросовестности при осуществлении предпринимательской деятельности, а это означает, что никакой здравомыслящий предприниматель не станет брать на себя риск заключения сделки с сомнительной организацией, которая может свои обязательства по договору и не выполнить. Поэтому прежде, чем вступить с контрагентом в какие-либо отношения (особенно если речь идет о крупных сделках), покупатель (заказчик) так или иначе должен проявить осмотрительность и узнать как можно больше о своем бизнес-партнере. Тех, кто такой осмотрительности не проявил, налоговые органы считают злостными «уклонистами» от уплаты налогов.

При этом традиционная позиция ФНС России состоит в том, что пострадать за неосмотрительность при выборе контрагентов должен не только тот налогоплательщик, который «закрыл глаза» на наличие признаков «фирмы — однодневки» у контрагента и вступил с ним в договорные отношения, но и тот, который не знал об этих признаках, но, осуществив ряд контрольных мероприятий, мог бы данные признаки выявить. В этом-то и состоит основная опасность предъявления налоговых претензий по мотиву неосмотрительности при выборе контрагента: налогоплательщик заключает договор с организацией, ничего не зная о ее налоговых обязательствах, а впоследствии его обвиняют в неосмотрительности и недобросовестности.

Но должны ли фирмы проверять добросовестность своих контрагентов и кто застрахует их от недобросовестности последних?

Анализ судебной практики показывает, что на налогоплательщиков, претендующих на возмещение НДС, без достаточных правовых оснований возложена ответственность за поведение проблемных налогоплательщиков-поставщиков.

Само по себе нарушение налогового законодательства контрагентом не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Но факт получения необоснованной налоговой выгоды может быть признан, если налоговики докажут, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.

Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

Таким образом, позиция налоговиков сводится к тому, что осмотрительность при выборе контрагента надо подтвердить. Но какого-либо универсального способа разрешить такую задчу нет.

24.07.2015 ФНС России выпустило очередное Письмо № ЕД-4-2/13005@, в котором указала, на что налогоплательщику следует обратить внимание при выборе контрагента, а также рекомендовала:

  • изучить документы, которые подтверждают полномочия представителя контрагента;

  • оценить возможность реального выполнения условий договора с учетом времени, необходимого для доставки или производства товара, выполнения работ или оказания услуг;

  • при оценке налоговых рисков исследовать такие признаки недобросовестности контрагента, как:

    • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента (его представителя) и копий документа, удостоверяющего его личность;

    • отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных и (или) торговых площадей;

    • отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;

    • отсутствие очевидных свидетельств возможности выполнения контрагентом условий договора.

При этом указано, что:

  • обязанность по доказательству получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды возложена на налоговые органы;

  • каждое обстоятельство получения необоснованной налоговой выгоды носит индивидуальный характер и должно быть подтверждено в ходе налоговой проверки соответствующими доказательствами;

  • налоговым органам необходимо доказать, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему было известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений их взаимозависимости или аффилированности;

  • факт нарушения контрагентом налогоплательщика налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Алгоритм проверки добросовестности контрагента

Алгоритм проверки добросовестности контрагента можно разделить на следующие этапы:

  1. Получение информации и документов от самого контрагента.

  2. Сбор общедоступных сведений о контрагенте.

  3. Анализ полученных данных.

  4. Принятие решения о заключении договора.

Заключая новые договоры, на первоначальном этапе необходимо максимально обезопасить организацию для того, чтобы «в случае чего» иметь возможность доказать «достаточную осмотрительность» при выборе контрагента. Процесс этот довольно трудоемкий и занимает много времени и сил, но игра стоит свеч. Пренебрежение хотя бы минимальной проверкой может обернуться претензиями налоговых органов и, как следствие, разбирательствами в суде. А на это уйдет гораздо больше времени, сил и средств, чем на проверку на первоначальном этапе.

С 01.09.2018 организациям проще проявлять должную осмотрительность, поскольку с этой даты ФНС разместил на своем сайте открытые сведения о налогоплательщиках.

С 01.07.2019 планируется сведения об организациях будут размещаться на сайте ФНС России по определенным блокам:

  • о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору);
  • о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение;
  • о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками;
  • об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков;
  • о среднесписочной численности работников организации за календарный год;
  • о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за год;
  • об уплаченных организацией в календарном году суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом.

Сначала появится информация о налоговых правонарушениях. Туда войдут решения о привлечении к ответственности, которые вступили в силу с 2 июня 2016 года по 30 июня 2017 года. Данные об уплаченных страховых взносах будут опубликованы в феврале следующего года.

Ежемесячно будут обновлять сведения по блокам:

  • недоимка и задолженность по пеням и штрафам;
  • налоговые правонарушения и ответственность за них;
  • спецрежимы, которые применяют налогоплательщики;
  • участие в консолидированной группе налогоплательщиков.

Раз в год будут размещать данные о среднесписочной численности работников, доходах и расходах по бухотчетности, уплаченных налогах и сборах.

Открытые данные об организациях не составляют налоговую тайну в соответствии со статьей 102 НК РФ, но до внесения поправок Федеральным законом № 134-ФЗ они были недоступны для общественности. Данные сведения будут в открытом доступе три года.

Закрепляем процесс проверки контрагента в ЛНА

Что же в этом случае необходимо предпринять? Для начала весь процесс проверки добросовестности контрагентов лучше всего регламентировать соответствующим локальным нормативным актом, назначить ответственных за данный процесс лиц, установить критерии, при наличии которых контрагент подлежит проверке. Допустим, широко известные фирмы, давно существующие на российском рынке и имеющие положительную репутацию проверять на «реальность существования» смысла нет. Поэтому критерий известность необходимо закрепить одним из первых в положении и проверке добросовестности. Также критериями отбора могут служить сумма и периодичность сделок с контрагентом.

Сбор информации о контрагенте

Самым важным этапом проверки контрагента является непосредственный сбор информации о нем, причем, чем такой информации больше, тем лучше.

Законодательно перечень документов для проверки добросовестности налогоплательщика не установлен (хотя и есть разъяснения Минфина РФ, которые даны в Письмах от 10.04.2009 № 03-02-07/1-177, от 06.07.2009 № 03-02-07/1-340 и Письмом ФНС от 11.02.2010 № 3-7-07/84), но полагаю, что оптимально начинать этот процесс с получения данных от самого контрагента, запросив копии:

  • свидетельства о регистрации, ИНН, устава, постановки на налоговый учет;

  • приказов о назначении генерального директора и главного бухгалтера;

  • годового бухгалтерского баланса за последний отчетный период;

  • лицензий.

С 01.06.2016 стало больше возможностей проявить должную осмотрительность при выборе контрагента, т.к. часть информации о налогоплательщиках, которая признавалась налоговой тайной, стала общедоступной (Федеральный закон от 01.05.2016 N 134-ФЗ), а именно:

  • о среднесписочной численности работников;

  • об уплаченных суммах налогов и сборов (без учета сумм, уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС, а также в качестве налогового агента);

  • о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Как поступит контрагент, если получит от фирмы предложение представить данные документы? В представлении копии устава фирме могут отказать, мотивировав это следующим:

  1. Устав и учредительный договор

    На основании п. 4 ст. 11 ФЗ «Об акционерных обществах» по требованию акционера, аудитора или любого заинтересованного лица общество обязано в разумные сроки предоставить им возможность ознакомиться с уставом общества, включая изменения и дополнения к нему. Однако представление копии устава возможно на основании указанной статьи только акционеру общества по его требованию. Т.о., законодательно обязанность представления копии устава предусмотрена только для акционера. Что касается контрагентов, процедура ознакомления с уставом законодательно не определена, и поэтому исполнительный орган общества вправе разработать ее самостоятельно.

    Отказ в представлении копии учредительного договора может быть мотивирован наличием режима коммерческой тайны (так, учредительный договор может содержать сведения, относящиеся к коммерческой тайне). В соответствии с п. 5 ст. 9 Закона № 208-ФЗ учредители общества заключают между собой письменный договор о его создании, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества.

    Согласно ст. 5 ФЗ «О коммерческой тайне» режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры.

    Договор о создании общества не является учредительным документом общества.

    Аналогичная позиция отражена и в ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», в соответствии с п. 3. ст. 12 которого по требованию участника общества, аудитора или любого заинтересованного лица общество обязано в разумные сроки предоставить им возможность ознакомиться с учредительными документами общества, в том числе с изменениями. Общество обязано по требованию своего участника представить ему копии действующих учредительного договора и устава общества. Таким образом, копии учредительных документов представляются только участникам общества, а любому заинтересованному лицу — только возможность ознакомления с ними.

  2. Приказы о назначении генерального директора и главного бухгалтера

    могут быть представлены только с письменного согласия самих работников на основании следующего.

    Приказ о приеме на работу — первичный учетный документ, имеет унифицированную форму (Т-1), в котором содержатся сведения о заработной плате работника, условиях приема на работу, характере работы и т.д., являющиеся персональными данными работника.

    Международные акты, Конституция РФ, другие федеральные законы предусматривают защиту персональных данных от необоснованного ознакомления с ними или распространения без согласия лица, к которому эти сведения относятся.

    По действующему законодательству персональные данные представляют собой любую информацию, относящуюся к определенному или определяемому на основании такой информации лицу, в том числе его: фамилия, имя, отчество; год, месяц, дата и место рождения; адрес; семейное, социальное и имущественное положение; образование и профессия; доходы и другая информация.

  3. Если контрагент не предоставляет бухгалтерский баланс и декларации по НДС

    В соответствии со ст. 92 акционерное общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами РФ; сообщение о проведении общего собрания акционеров; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

    Обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

    Информация об обществе предоставляется им в соответствии с требованиями Закона N 208-ФЗ и иных правовых актов РФ.

    Как поступить с контрагентом, который не предоставляет информацию о себе законными способами? У фирмы всегда имеется возможность запросить у него копию свидетельства о внесении сведений в ЕГРЮЛ. Данные сведения не являются коммерческой тайной и не относятся к персональным данным.

Сбор общедоступных данных о контрагенте

После этого можно собрать общедоступные данные о контрагенте: изучить предоставленные контрагентом документы и сверить их с данными, размещенными на сайте ФНС (воспользовавшись сервисом «Проверь себя и контрагента»).

На сайте ФНС доступны и другие электронные сервисы:

  • «Сведения о государственной регистрации юридических лиц»;

  • «Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке»;

  • «Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года»;

  • «Сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации», о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ».

Что же касается мнения некоторых о «пробивке» контрагента на предмет платежеспособности и финансового состояния – решать вам, полагаю, что достаточным будет в органах статистики получить выписку из отчетности.

Собрав всю доступную информацию, необходимо перейти к следующему этапу – сбору информации у официальных гос. органов (налоговые органы и органы статистики). В налоговой инспекции можно заказать выписку из ЕГРЮЛ, получив которую организация удостоверится, что контрагент официально зарегистрирован, а также увидит юридический адрес, который следует сравнить с фактическим местом нахождения контрагента. Обычно для судов получения выписки из ЕГРЮЛ достаточно, чтобы признать, что организация проявила должную осмотрительность (Постановление ФАС ЗСО от 30.04.2008 № Ф04-2792/2008(4587-А46-41)). При этом сведения должны быть актуальны на момент заключения сделки, а не после нее.

С 01.06.2016 (Федеральный закон от 01.05.2016 № 134-ФЗ) не являются налоговой тайной следующие сведения (относящиеся к календарному году, предшествующему году размещения указанных сведений в сети Интернет):

  • о среднесписочной численности работников;

  • об уплаченных суммах налогов и сборов (без учета сумм, уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС, а также в качестве налогового агента);

  • о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Такие сведения будут размещаться на официальном сайте ФНС России.

ФНС России в своем Письме от 24.06.2016 № ЕД-19-15/104 рекомендует при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, исследовать среди прочих следующие признаки:

  • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента (его представителя), копий документа, удостоверяющего его личность;

  • отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных и (или) торговых площадей;

  • отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;

  • отсутствие очевидных свидетельств возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг.

Необходимо учитывать, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в том числе в силу отношений взаимозависимости или аффилированности с налогоплательщиком. Однако, если налогоплательщиком будет подтвержден факт сделки, претензии будут предъявлены его контрагенту.

По моему глубокому убеждению, можно заранее позаботиться о том, чтобы не было претензий со стороны налоговых органов по поводу недобросовестности контрагентов, да еще к тому же «убить второго зайца» — систематизировать процесс договорной работы в организации. Для этого рекомендую разработать и внедрить локальный нормативный акт о договорной работе.

Если после сбора и анализа этих данных у организации остаются вопросы относительно добросовестности будущего делового партнера, можно обратиться в свою инспекцию и запросить следующие данные (указав ИНН и КПП контрагента и его название):

  • является ли адрес контрагента массовым;
  • подаются ли сведения по форме 2-НДФЛ (это говорит о том, имеются ли у контрагента трудовые ресурсы);
  • имеются ли складские или производственные площади;
  • сдается ли налоговая отчетность. Если подается, то «нормальная» или «нулевая»? (если сдаются «нулевые» отчеты, то отношения с контрагентом развивать не стоит).

Схематично алгоритм проведения проверки контрагента на добросовестность можно представить так:

Наши услуги по проверке контрагента

Предлагаем воспользоваться услугами по проверке контрагента, в результате которой вы получите следующие сведения о контрагенте:

Базовая проверка:

  1. Полное и сокращенное наименование организации
  2. ИНН и ОГРН
  3. Место нахождения (юридический адрес)
  4. Дата регистрации в ЕГРЮЛ (ЕГРИП)
  5. Размер уставного капитала
  6. Заявленные виды деятельности по ОКВЭД
  7. Сведения об учредителях и руководителе
  8. Сведения о вносимых изменениях в учредительные документы
  9. Цена услуги

Расширенная проверка:

  1. Сведения о лицензиях
  2. Проверка адреса на массовость
  3. Проверка руководителя на предмет дисквалификации
  4. Сведения об участии в судебных спорах
  5. Сведения о задолженности по налогам и сборам
  6. Сведения о возбужденных исполнительных производствах
  7. Сведения о банкротстве
  8. Наличие организации в планах проверок гос. органов текущего года (за исключением проверок ФНС, прокуратуры и некоторых других гос. органов)

Примечание: все данные мы получаем легально из официальных источников, в числе которых:

  • Высший Арбитражный суд РФ;

  • Генеральная прокуратура РФ;

  • Федеральная налоговая служба РФ;

  • Федеральная служба судебных приставов РФ.

Статья написана и размещена 20 апреля 2011 года. Дополнена — 28.10.2011, 18.01.2013, 28.08.2015, 26.11.2015, 11.05.2016, 12.07.2016, 26.07.2017, 05.09.2018

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 — 2019

10 способов проверить контрагента: необходимые документы и полезные сервисы

Контрагенты-«однодневки» способны нанести ущерб как государству в случае ухода от уплаты налогов, так и налогоплательщику, которому придется доказывать обоснованность полученной налоговой выгоды при возврате НДС или при учете расходов для целей налогообложения прибыли в результате взаимодействия с такими недобросовестными контрагентами.

Инспекции руководствуются Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», закрепившим основные признаки недобросовестности налогоплательщика и правила их определения.

Налогоплательщики же для того, чтобы доказать проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента, могут обратиться к Общедоступным критериям
самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемым налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (утв. приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»), а также разъяснениям финансовых органов по поводу того, в каком случае налогоплательщик считается выполнившим обязанность по проверке контрагента1.

Для того, чтобы обезопасить себя от рисков при ведении хозяйственной деятельности и возможных претензий со стороны налоговых органов, существует немало возможностей удостовериться в добросовестности потенциального бизнес-партнера.

Мы выделили ряд действий, которые, по мнению налоговых инспекций и судов, необходимо совершить, чтобы подтвердить проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

Для того, чтобы комплексно проверить контрагента, рекомендуем воспользоваться нашим профессиональным сервисом «Экспресс Проверка». С его помощью можно узнать, какова структура компании и кто ею руководит, получить выписку из ЕГРЮЛ и бухгалтерскую отчетность организации, оценить индексы риска и многое другое.

Для корректного отображения данной страницы требуется проигрыватель Flash Player версии 10.3.0 или новее.

1. Запросить у контрагента ряд документов до заключения сделки. Обычно запрашиваются копии следующих документов:

  • свидетельства о государственной регистрации;
  • свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • устава.

Кроме того, необходимо иметь выписку из ЕГРЮЛ в отношении контрагента и справку об отсутствии у него задолженности по налоговым платежам (постановление ФАС ПО от 15 марта 2011 г. по делу № А65-15788/2010, постановление ФАС ВВО от 28 января 2011 г. № Ф01-4843/2010 по делу № А29-3615/2010, постановление ФАС ЗСО от 29 марта 2011 г. по делу № А27-9150/2010). Конечно, законом не регламентированы требования к сроку между моментом получения выписки и моментом ее предоставления налогоплательщику – однако чем меньше этот срок, тем лучше.

Дополнительно можно запросить сведения о штатной численности контрагента, его имущественном положении, составе и стоимости основных средств, репутации на рынке, опыте работы в той или иной сфере – это тоже будет признано проявлением осмотрительности (постановление ФАС МО от 1 марта 2010 г. № КА-А40/1408-10).

Правда, по поводу необходимости подтверждения фактической деятельности контрагента судебная практика неоднозначна.

Так, суды могут сделать вывод, что для признания налогоплательщика добросовестным недостаточно подтвердить статус юридического лица контрагента. Помимо этого следует удостовериться в реальной возможности потенциального контрагента исполнить условия договора, а именно – убедиться, имеется ли у него квалифицированный персонал, оборудование, транспортные средства, а также иные активы и разрешения, необходимые для исполнения принятых по договору обязательств (постановление ФАС УО от 9 августа 2012 г. № Ф09-7229/12 по делу № А34-5546/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2013 г. по делу № А19-21707/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2012 г. по делу № А19-21705/2011, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2013 г. по делу № А57-20751/12).

Совет

Если выписка из ЕГРЮЛ получена от контрагента, рекомендуем тем не менее самостоятельно сверить ее данные с информацией, размещенной на официальном сайте ФНС России. Дело в том, что недобросовестные предприниматели могут пойти на подделку выписки из ЕГРЮЛ и иных документов.

С другой стороны, суды могут прийти к убеждению о достаточности подтверждения факта государственной регистрации бизнес-партнера для выполнения требований о проявлении осмотрительности при выборе контрагента (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2012 г. по делу № А65-11363/2012, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2013 г. по делу № А12-4942/2013 ). К примеру, суд может посчитать, что заключение трудового договора – не единственная возможность привлечения рабочей силы, и работники могут работать по договорам гражданско-правового характера на аутсорсинге.

Если же будет доказана реальность хозяйственных операций со спорными контрагентами, суды нередко констатируют добросовестность налогоплательщика и при некоторых дефектах документации (постановление ФАС ДВО от 17 ноября 2005 г. № Ф03-А73/05-2/3976, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2012 г. по делу № А74-3599/2011 ).

2. Убедиться в добросовестности контрагента с помощью сервисов ФНС России

Так, можно проверить бизнес-партнера по следующим направлениям:

  • получить краткие сведения из ЕГРЮЛ в режиме онлайн;
  • проверить, не представлены ли контрагентом документы для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы или сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ;
  • удостовериться, что в отношении контрагента не принято опубликованное в Вестнике государственной регистрации решение о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении обществом с ограниченной ответственностью 20% уставного капитала другого общества и т. д.;
  • узнать, не принято ли в отношении контрагента решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ как недействующего предпринимателя;
  • подтвердить, что в состав исполнительных органов организации-контрагента не входят дисквалифицированные лица;
  • выяснить, не зарегистрирован ли контрагент по адресу «массовой регистрации» и осуществляется ли с ним связь по указанному в ЕГРЮЛ адресу;
  • проконтролировать отсутствие учредителя или руководителя организации в реестре лиц, отказавшихся от участия (руководства) в организации.

Суды зачастую подчеркивают, что несовпадение юридического и фактического адресов само по себе не может являться, к примеру, основанием для отказа налогоплательщику в применении налоговых вычетов (постановление ФАС СЗО от 31 июля 2008 г. по делу № А56-43841/2007, постановление ФАС СЗО от 6 ноября 2007 г. по делу № А05-1456/2007).

3. Узнать, не участвует ли потенциальный контрагент в судебных разбирательствах. Для этого необходимо изучить картотеку арбитражных дел на официальном сайте ВАС РФ – с ее помощью можно узнать о судебных тяжбах, в которые может быть вовлечен контрагент, и их содержании. Пользоваться ею просто – достаточно ввести в поле «Участник дела» название, ИНН или ОГРН контрагента и выбрать функцию «Найти». После этого будет сформирован список дел, в которых фигурирует контрагент, с основными процессуальными документами по каждому из них и информацией об актуальной стадии судебного разбирательства.

4. Удостовериться, что потенциальный контрагент не находится на какой-либо стадии банкротства. Эту информацию можно найти на Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц. Помимо этого, на этом портале можно найти и другие сведения – например, о стоимости чистых активов акционерного общества на последнюю отчетную дату.

5. Убедиться, что в отношении контрагента не ведется исполнительное производство. Сделать это можно на сайте ФСПП России, обратившись к поиску по банку данных исполнительных производств. Причем проверить, не является ли контрагент участником исполнительного производства, можно вне зависимости от того, организация это или индивидуальный предприниматель.

6. Проверить наличие лицензии, если ее наличие обязательно для осуществляемой контрагентом деятельности. Действительно, суды указывают на необходимость такой проверки при решении вопроса о добросовестности налогоплательщика (постановление ФАС ПО от 22 февраля 2012 г. по делу № А65-8909/2011, постановление ФФАС ПО от 15 марта 2011 г. по делу № А65-15788/2010, постановление ФАС ММО от 2 февраля 2009 г. № КА-А40/13417-08).

Подробнее о расхождении фактического и юридического адресов читайте в нашем материале:
«Юридическое и фактическое место нахождения юридического лица: последствия их несовпадения»

Узнать, выдавалась ли лицензия потенциальному контрагенту, можно на сайтах лицензирующих органов – для каждого вида деятельности лицензирующий орган будет своим. К примеру, сайт Роспотребнадзора позволяет провести поиск по реестрам лицензий, выданных на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения.

7. Ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью контрагента. В соответствии с п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н), годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей (банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др.), которые могут ознакомиться с ней и получить ее копии с возмещением затрат на копирование, а организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

Кроме того, сведения о годовой бухгалтерской отчетности организаций обязан бесплатно предоставлять Росстат (Положение о Федеральной службе государственной статистики, утв. постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 42, приказ Росстата от 20 мая 2013 г. № 183 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой государственной статистики государственной услуги «Обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации»).

8. Изучить реестр недобросовестных поставщиков. Конечно, потенциальный контрагент необязательно является участником системы закупок для государственных и муниципальных нужд, однако такая вероятность есть. Поэтому все-таки рекомендуем пройти эту факультативную стадию проверки и провести поиск по соответствующему реестру, обновляемому ФАС России.

Совет

Рекомендуем разработать локальный нормативный акт по организации и совершенствованию преддоговорной работы с потенциальными контрагентами, в котором указывались бы ее цели, принципы деятельности и взаимодействия менеджеров, служб снабжения и безопасности, юристов и других должностных лиц налогоплательщика, контактирующих с потенциальными контрагентами, а также перечислялись документы, которые необходимо запрашивать у контрагентов и других лиц. Суды также обращают внимание на наличие такого локального акта (постановление ФАС МО от 23 мая 2013 г. по делу № А40-98947/12-140-714). Кроме того, есть смысл издавать отдельные приказы о проверке конкретного контрагента для последующего подтверждения своей правоты в случае возникновения конфликта.

9. Проверить полномочия лица, подписывающего договор. Суды нередко указывают на необходимость проверки полномочий как условия для признания налогоплательщика добросовестным (постановление ФАС ЗСО от 25 мая 2012 г. по делу № А75-788/2011, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2013 г. по делу № А46-5720/2013). Более того, если налогоплательщик получил все необходимые документы и сведения, но не удостоверился в полномочиях представителя контрагента на подписание документов, это будет являться основанием для признания этого налогоплательщика недобросовестным (постановление ФАС МО от 11 июля 2012 г. по делу № А40-103278/11-140-436).

При рассмотрении дела в случае, если подписант отказывается от своей подписи на документах, обычно назначается почерковедческая экспертиза – но иногда обходится и без таковой (постановление ФАС УО от 30 июня 2010 г. № Ф09-4904/10-С2 по делу № А76-39186/2009-41-833). Однако чаще суды подчеркивают, что простое визуальное сопоставление подписей и показания представителя налогоплательщика нельзя признавать достаточным основанием для признания того, что документы подписаны неустановленными лицами (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2010 г. по делу № А33-4148/2010).

И конечно, суды констатируют факт недобросовестности налогоплательщика в том случае, если уполномоченный представитель контрагента к моменту подписания документов умер (Определение ВАС РФ от 6 декабря 2010 г. № ВАС-16471/10) или его полномочия были прекращены (постановление ФАС ПО от 28 февраля 2012 г. № Ф06-998/12 по делу № А65-14837/2011). С другой стороны, последний случай не может, по мнению судов, свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды, если до заключения спорной сделки у налогоплательщика сложились длительные хозяйственные отношения с контрагентом (постановление ФАС СКО от 25 апреля 2013 г. № Ф08-1895/13 по делу № А53-12917/2012, постановление ФАС ЗСО от 27 октября 2011 г. № Ф07-8946/11 по делу № А52-4227/2010).

Перед подписанием документов следует обратить внимание на следующее:

  • не является ли заключаемая сделка для вашего контрагента крупной;
  • не истек ли срок полномочий представителя контрагента (он определен уставом организации либо доверенностью);
  • не ограничены ли уставом полномочия директора по заключению сделок, сумма которых превышает определенное значение.

10. Сделать запрос в налоговую инспекцию по месту регистрации контрагента. Суды подчеркивают, что это также расценивается как проявление осмотрительности налогоплательщика (постановление ФАС ЗСО от 14 октября 2010 г. по делу № А27-26264/2009, постановление ФАС ЗСО от 5 марта 2008 г. № Ф04-1408/2008(1506-А45-34) по делу № А45-5924/07-31/153, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2013 г. по делу № А74-5445/2012, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2012 г. по делу № А55-1742/2012 ).

Более того, окружные арбитражные суды подтверждают обязанность налоговых органов предоставить запрашиваемую информацию в пределах круга сведений, не признаваемых в соответствии со ст. 102 НК РФ налоговой тайной. Так, ФАС ЗСО подчеркнул, что отказ инспекции предоставить информацию о контрагенте налогоплательщика влияет на права последнего, связанные с получением налоговой выгоды, с учетом обязанности налогоплательщика подтвердить должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента (постановление ФАС ЗСО от 14 декабря 2007 г. № Ф04-67/2007(77-А67-32) по делу № А67-1687/2007).

Иногда суды даже подчеркивают, что у налогоплательщика была возможность обратиться в соответствующие службы для проверки контрагента, но он этого не сделал (постановление ФАС МО от 14 сентября 2010 г. № КА-А40/10728-10 по делу № А40-4632/10-115-57).

Правда, изредка суды все-таки приходят к выводу, что налогоплательщик не мог обратиться в инспекцию по месту учета контрагента, поскольку таким полномочием обладают только налоговые органы (постановление ФАС СЗО от 31 июля 2013 г. по делу № А13-8751/2012).

Но даже если налоговая инспекция откажет в ответе на запрос, сам факт его направления будет свидетельствовать о том, что налогоплательщик желал обезопасить себя при выборе контрагента и сможет послужить в будущем доказательством проявления должной осмотрительности. При этом важно, чтобы запрос был подан лично в канцелярию налоговой инспекции (на руках должна остаться копия запроса с отметкой о принятии) либо почтой с уведомлением о вручении и описью вложения (в этом случае остается один экземпляр описи и вернувшееся уведомление).

Как мы видим, позиции судов по поводу объема действий, которые необходимо выполнить для проверки добросовестности контрагента, разнятся. Правда, иногда суды чуть-чуть лукавят.

Так, они указывают, что налоговой инспекцией не доказано отсутствие должной осмотрительности налогоплательщика – напротив, при совершении спорных сделок им были запрошены нотариально заверенные копии необходимых документов. При этом суды подчеркивают, что в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности, и правоприменительные органы не могут истолковывать понятие «добросовестные налогоплательщики» как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством (постановление ФАС МО от 31 января 2011 г. № КА-А40/17302-10 по делу № А40-30846/10-35-187, постановление ФАС МО от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4, постановление ФАС МО от 22 июля 2009 г. № КА-А40/6386-09 по делу № А40-67706/08-127-308 ).

Такое понимание добросовестности было выработано КС РФ в Определении от 16 октября 2003 г. № 329-О, на которое часто ссылаются налогоплательщики при обосновании своей позиции. В частности, Суд подчеркнул, что налогоплательщик не может нести ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

Вместе с тем, суды часто указывают на необходимость запроса у контрагента соответствующих документов, подчеркивая, что эти действия имеют для налогоплательщика характер обязанности (постановление ФАС ПО от 14 июля 2010 г. по делу № А57-7689/2009, постановление ФАС ЗСО от 20 июля 2010 г. по делу № А81-4676/2009).

Иногда внимание судов может быть обращено и на другие детали – например, заключение договора «пробной» поставки товаров небольшой партии для проверки контрагента (постановление ФАС Московского округа от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4), факт регистрации контрагента за несколько дней до совершения сделки (постановление ФАС УО от 28 ноября 2012 г. № Ф09-11410/12 по делу № А60-7356/2012) и т. д. Налоговые органы могут также сослаться на то, что организация-контрагент имеет «массовых руководителей и учредителей», и этот факт должен был насторожить налогоплательщика (постановление ФАС МО от 3 ноября 2011 г. № Ф05-11505/11 по делу № А41-23181/2010).

В заключение отметим, что наличие только одного признака недобросовестности контрагента, как правило, не является препятствием для признания полученной налогоплательщиком налоговой выгоды необоснованной. Однако их совокупность нередко заставляет налоговые инспекции насторожиться, а суды – принять решение не в пользу налогоплательщика.

Документы по теме:

  • Постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»
  • Приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»
  • Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 июля 2010 г. № 03-03-06/1/477
  • Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-177
  • Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 декабря 2011 г. № 03-02-07/1-430
  • Письмо ФНС России от 11 февраля 2010 г. № 3-7-07/84

Новости по теме:

  • Проверять своего потенциального бизнес-партнера стало проще – ИА «ГАРАНТ», 7 февраля 2012 г.
  • Комитет Госдумы по бюджету и налогам хочет установить презумпцию добросовестности налогоплательщика – ИА «ГАРАНТ», 6 февраля 2012 г.
  • Минфин России призывает налогоплательщиков проявить осторожность и осмотрительность при выборе контрагентов – ИА «ГАРАНТ», 20 января 2012 г.
  • Критерии должной осмотрительности при выборе контрагента: ВАС РФ на стороне налогоплательщиков – ИА «ГАРАНТ», 18 мая 2010 г.
  • Минфин разъяснил, как подтвердить добросовестность налогоплательщика при выборе контрагентов – ИА «ГАРАНТ», 10 апреля 2010 г.
  • Компании не отвечают за несвоевременное предоставление контрагентами отчетности по НДС – ИА «ГАРАНТ», 4 июня 2009 г.

______________________________

1 Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 июля 2010 г. № 03-03-06/1/477, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-177, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 декабря 2011 г. № 03-02-07/1-430, письмо ФНС России от 11 февраля 2010 г. № 3-7-07/84.

Проверка Контрагента бесплатно на ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Для этого введите в поисковой строке ИНН или ОГРН компании.

Если у вас нет точных реквизитов, достаточно будет ввести название компании. В случае если название является распространенным и по Вашему запросу выходит список, желательно уточнить запрос:
• ввести название компании + фамилию директора (например: ТЕХПРОМ ИВАНОВ)
• или: название компании + ее место нахождения (например: ТЕХПРОМ МОСКВА)
• или сразу все параметры (например: ТЕХПРОМ ИВАНОВ МОСКВА)

Краткий алгоритм Проверки Контрагента (как определить надежного Контрагента с помощью ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС.РФ):

  1. Организация должна существовать, статус ее должен быть Действующий.
  2. Компания не должна находиться в специальных реестрах налоговой службы (ФНС), иначе появится красная надпись в карточке под названием компании. Например:
    Отсутствует связь с юридическим лицом по юр. адресу (по данным ФНС).
  3. Компании, срок деятельности которых менее года, имеют повышенные риски (определяем по дате регистрации). По статистике, каждая 3-я компания, прекращает деятельность в течение первого года.
  4. Компания должна находиться по адресу регистрации. У компании не должен быть адрес массовой регистрации. Сколько компаний еще зарегистрировано по данному адресу, указано в карточке под адресом. Массовые адреса часто используют недобросовестные компании или компании-однодневки.
  5. Виды деятельности компании должны совпадать по смыслу с реальной деятельностью компании.
  6. Руководитель (директор) компании. В случае если Вы знаете, кто является руководителем компании, проверьте эти данные. Бывают случаи, когда компании оформляются на номинальных руководителей, т.е. лиц, не принимающих участие в деятельности. Это один из главных признаков недобросовестных компаний.
  7. Проверьте кол-во сотрудников. Компания не имеющая собственных сотрудников и материально технической базы может не выполнить свои обязательства.
  8. Проверьте наличие регистрации во внебюджетных фондах. Без регистрации, например в ПФР, компания не может отчислять средства в Пенсионный Фонд.
  9. Уставный капитал компании. Минимальный в РФ – 10 000 руб. Чем уставный капитал больше, тем меньше рисков при работе с Контрагентом.
  10. Стоит обратить внимание также на Финансовые показатели (не относится к компаниям, существующим менее года). Обращаем внимание на статьи: “Чистая прибыль (убыток)” – у убыточной компании могут быть финансовые проблемы. Статья “Основные средства” показывает наличие в собственности компании Имущества.
  11. Особое внимание необходимо обратить на данные Арбитражного суда (отдельная вкладка в карточке Юридического лица или Индивидуального Предпринимателя на портале ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС). Наличие судебных дел по неисполнению обязательств и исков о взыскании денежных средств к проверяемой Организации, говорит о ненадежности Контрагента.
  12. Проверьте данные ФССП. Наличие исполнительных производств говорит о принудительном взыскании денежных средств с проверяемой компании.

Для Вашего удобства, Вы можете сохранить ссылку на Карточку компании в любой соц. сети на своей странице (нажав на соответствующий значок, справа на экране) и периодически возвращаться к ней, для отслеживания изменений.

Желаем Вам работать с благонадежными, честными Контрагентами!
Удобной, комфортной работы при проверке Контрагентов на портале!
Ваш ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС.РФ.

* Данные ЕГРЮЛ / ЕГРИП являются открытыми и предоставляются на основании п.1 ст.6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129- ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»: Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен, а именно сведения о документах, удостоверяющих личность физического лица. На сайте ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС.РФ Вы можете бесплатно проверить Контрагента и проявить Должную Осмотрительность. Все указания и требования, представленные на сайте ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС.РФ не являются обязательными к исполнению и носят рекомендательный характер. Рекомендации даны для возможного снижения экономических рисков. При заключении сделок налогоплательщикам, в первую очередь, необходимо учитывать положения Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации. В силу принципа свободы экономической деятельности налогоплательщик осуществляет предпринимательскую деятельность самостоятельно на свой риск. Администрация сайта ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС.РФ не несет ответственности за возможные экономические потери/случаи недополученного дохода и не дает каких-либо гарантий или заверений третьим лицам.

Зачем проверять

Налоги – краеугольный камень любого бизнеса. Обоснование налоговой базы у любого предпринимателя выстраивается из множества составляющих и переменных. Если обоснование будет недостаточным, фискальные органы могут применить санкции, весьма болезненно влияющие как на бизнес, так и на предпринимателя лично.

По ходу работы любая компания взаимодействует с другими компаниями, которые выступают в роли поставщиков, клиентов, партнеров и так далее. И если вдруг один из них имеет проблемы – уклоняется от налогов, находится на грани банкротства или это вообще фирма-однодневка, то налоговики имеют законное право предъявить претензию законопослушной компании. Такая норма права есть в постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». Стоит обратить на пункт 10 данного постановления, который содержит некоторые важные и свободно трактуемые обстоятельства, цитируем:

«Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом».

В итоге фискальные органы считают, что предприниматель обязан быть максимально осмотрительным и осторожным, а также не вступать в деловую связь с теми, кто не выполняет свои обязанности по уплате налогов в бюджет. В контексте этого следует понимать – фискалам легче и проще взыскать дополнительные налоги с того, кто ведет легальный бизнес и хоть как-то их платит, чем искать фирму-однодневку или пытаться что-то забрать у банкрота. См. также новые признаки фирмы однодневки.

Таким образом, если предприниматель хочет отвечать только за свои действия и не выплачивать налоги за других недобросовестных представителей бизнеса, он должен уметь проверять благонадежность контрагента.

Когда проверять контрагента на благонадежность

Проверка на благонадежность необходима, если у фирмы появились новые партнеры и с ними раньше не велись дела, либо если прошло значительное время после последней сделки. Либо если бизнес партнера зарегистрирован недавно и у него нет длинного «послужного списка». Недавняя регистрация – это не показатель неблагонадежности, эта информация сама по себе ни о чем не говорит, но в комплексе с другими особенностями она может вызвать настороженность и привести к налоговой проверке компании.

В основе проверки лежит несколько простых принципов:

  1. Компания должна быть благонадежной и казаться таковой. Должны быть в порядке все положенные по закону документы. Кроме того у нее должна быть хорошая репутация. Плохая репутация в любом случае привлечет лишнее и ненужное внимание со стороны государства.
  2. Необходимо определить четкий и понятный перечень критериев оценки партнера. Можно разработать шкалу баллов, обязательные требования и так далее, что максимально упростит подход к привлечению новых партнеров.
  3. На рынке с высокой конкуренцией некоторые игроки могут позволить себе «черный пиар» относительно конкурентов. Либо наоборот, компания может «глушить» любой негатив о себе. Поэтому необходимо внимательно оценивать всю информацию и проверять ее на объективность, чтобы не поддаться на чрезмерное восхвалению или очернение.

Документы для проверки благонадежности контрагента

Чтобы проверить нового партнера, нужно собрать сведения, которые покажут, что компания существует, зарегистрирована должным образом как юридическое лицо, у нее есть налоговый номер.

В первую очередь необходимо запросить у самой организации следующие документы:

  • свидетельство государственной регистрации;
  • свидетельств постановки на учет в ФНС;
  • бухгалтерский отчет за предыдущий год;
  • паспорт руководителя организации;
  • лицензии или допуск к строительным работам;
  • документ о назначении руководителя, либо доверенность с правом выступать от его имени;
  • приказ о праве подписи конкретным представителем контрагента;
  • другие документы, которые необходимы для принятия решения о сотрудничестве.

Документы обычно предоставляются в виде копий с ясно различимыми номерами и печатями. Это необходимо для того, чтобы перепроверить подлинность предоставленных документов.

Также имеет смысл изучить положение дел – не введено ли в отношении компании внешнее управление, не банкрот ли она. Стала ли компания участником судебных разбирательств, если да, то в каком качестве. Также необходимо проверять адрес регистрации компании – нет ли ее в реестре массовой регистрации.

Онлайн-сервисы для бесплатной проверки

Основные сведения можно получить из интернета, благо некоторая информация выложена в открытый доступ и регулярно обновляется. В частности необходимо разобраться, как проверить контрагента на благонадежность на сайте налоговой службы.

1. Проверьте сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств. В разделе есть ЕГРЮЛ или ЕГРИП – данные о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских хозяйств.

2. Изучите раздел Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации.

3. На странице Сообщения юридических лиц, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» уточните информацию относительно значимых событий в компании. В частности – исключение из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

4. Посмотрите раздел портала ФНС Юридические лица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица. Он содержит базу данных юрлиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

5. Проверьте на сайте налоговой адреса массовой регистрации юрлиц.

6. Убедитесь, действителен ли паспорт руководителя.

Есть и другие полезные порталы, с помощью которых необходимо собирать данные и перепроверять полученную информацию. Этот перечень не исчерпывающий, однако его использование поможет бесплатно составить максимально полную картину жизни потенциального партнера.

Сервис «Финансовый директор: проверка контрагентов» – дает возможность получить подробный отчет о компании для предъявления при проверке или налоговом споре, чек-лист для подтверждения реальности сделки, данные о наличии руководителя в реестре массовых, данные о массовом адресе регистрации.

Данные о недобросовестных поставщиках, подрядчиках, исполнителях и недобросовестных подрядных организаций.

Картотека арбитражных дел, поиск по этой базе сможет определить, является ли компания участником судебных тяжб, если да, то в качестве кого.

Ресурс Федеральной службы судебных приставов покажет, есть ли в отношении контрагентов исполнительное производство (предмет, размер, сумма взыскания).

Поиск по системе государственных контрактов может показать, что компания участвует в госконтрактах, а это важный индикатор его добросовестной работы.

Важный ресурс Генеральной прокуратуры РФ — поиск по списку плановых проверок субъектов предпринимательства, а также возможность ознакомиться с итогами этих проверок.

Некоторые сведения обновляются реже, чем раз в день – например, раз в неделю или реже. В этом случае имеет смысл проверить доступные реестры дважды. Такой подход позволит обезопасить себя от случаев, когда компания недавно попала в «нехорошие» списки и ее менеджмент решил заключить любые контракты на любых условиях, чтобы собрать хоть какие-то деньги.

Кроме этого перечня официальных баз данных, рекомендуем использовать и поисковые системы Яндекс и Google. Можно вбить в поиск имя и фамилию руководителя компании или название предприятия. Такой поиск может принести свои результаты – часто пострадавшие от неудачного партнерства оставляют отзывы о возникших конфликтах и подробно описывают все проблемы. Также имеет смысл искать информацию о компании по картам поисковых сервисов. Особенно это актуально для крупных городов, где созданы панорамы улиц. В этом случае можно посмотреть где находится офис компании, это тоже даст дополнительную информацию для анализа. Кроме того рекомендуем посетить сайт компании, поинтересоваться ее деятельностью в социальных сетях – Фейсбуке, ВКонтакте, Одноклассниках, Инстаграме и других. Полезным будет изучить финансовую отчетность, при ее наличии, а также динамику финансовых показателей.

Как проверить контрагента на благонадежность оффлайн

Если нет доступа в интернет, необходимые сведения можно запросить через письменное обращение в соответствующие государственные службы. По закону они обязаны предоставить ответ в течение 30 дней. Да, этот способ не такой оперативный, однако в этом случае на руках будет официальный ответ из госструктуры, который, при необходимости, будет служить доказательством того, что предприниматель проявил необходимую осмотрительность и осторожность.

Так, налоговая служба по запросу предоставляет следующие данные:

  • соблюдает ли контрагент обязательства по срокам выплаты налогов и сборов;
  • вынесены ли против него налоговые взыскания;
  • соблюдает ли контрагент сроки подачи отчетных документов и налоговую дисциплину.

Впрочем, ФНС может отказать предоставить запрашиваемую информацию. Тогда имеет смысл сохранить свое обращение и полученный отказ. Эти документы будут служить доказательством того, что компания пыталась проверить своего потенциального клиента, но не смогла этого сделать в силу объективных причин.

Еще один способ проверить контрагента оффлайн – уточнить список клиентов будущего партнера, их контакты, связаться с ними напрямую и провести небольшое интервью об итогах работы с указанным юрлицом. Желательно, чтобы это были неаффилированные компании, государственные учреждения, представители иных регионов.

Иногда практикуется пробная поставка небольшой партии товаров и анализ поведения поставщтка. В этом случае серьезные проблемы партнерства могут проявить себя уже на маленьком контракте. В этом случае снижаются риски потери крупных инвестиций, особенно если необходимо заключить серьезный контракт.

Итоги

Собранную информацию необходимо систематизировать и проанализировать. Анализ должен дать ответ на вопрос, сотрудничать с данной компанией или нет? Для этого эксперты рекомендуют сфокусироваться на трех основных составляющих, которые рисуют картину жизни потенциального партнера.

Во первых необходимо изучить арбитражные дела в которых упоминается компания. Простой анализ этой информации даст понимание – исполняет ли компания свои обязательства, много ли у нее нарушений, насколько честно и чисто менеджмент ведет бизнес.

Во вторых нужно определить потенциал предприятия. Из финотчета, по результатам анализа сайта и списка партнеров можно узнать, в состоянии ли предприятие выполнить свои обязательства или оно находится в стагнации.

Третья составляющая – риски, которые возникают при начале сотрудничества. Надо понимать, насколько они могут влиять на стабильность собственной деятельности, предусмотреть варианты их страхования, управления ими и нивелирования. Без системы управления рисками начинать сотрудничество с новым партнером не рекомендуется.

Если по результатам анализа всех этих составляющих не вырисовывается ясное понимание того, что контрагент вполне благонадежен, лучше отказаться от работы с ним. Концепция принятия решениянесложная – чем больше средств необходимо вложить в сделку, тем более тщательно и скрупулезно рекомендуется отбирать партнера. Прибыльность контракта должна быть адекватна принимаемым рискам. Иначе налоговые службы получат шанс доначислить дополнительный налог и штрафы.

Любая компания старается тщательно подходить к выбору бизнес-партнера. В первую очередь для того, чтобы обезопасить себя от мошенников, убедиться в благонадежности поставщика, сохранить свою репутацию. Ведь нередки случаи, когда выбранный контрагент подводит в самый ответственный момент: может не вернуть предоплату, не исполнить обязательства, за которые был перечислен аванс.

Риск второй. Налоговый

Недобросовестность контрагентов может обернуться для компании не только финансовыми и репутационными рисками, но и налоговыми.

С введением в действие с 19 августа 2017 году ст. 54.1 НК РФ, действие которой в первую очередь направлено на пресечение использования коммерческими организациями умышленной оптимизации налогообложения с целью получения необоснованной налоговой выгоды, только подтвердило то, что к проверке контрагентов необходимо подойти со всей серьезностью.

Кроме того п. 2 ст. 54.1 НК РФ вводит новое требование о подтверждении реальности исполнения сделки непосредственно самим контрагентом, либо иным лицом, с которым у контрагента есть соответствующие договорные отношения.

Согласно данному пункту, для учета расходов (применения вычетов) недостаточно подтвердить реальность хозяйственных операций. Необходимо доказать, что исполнение сделки было осуществлено именно тем лицом, с которым заключен соответствующий договор.

То есть теперь нужно беспокоиться не столько о том, уплачивает ли ваш контрагент налоги или нет, а о том, сможете ли вы подтвердить, что реальным исполнителем по сделке был именно он.

Заключая договор на определенные виды услуг, обязательно проверьте наличие лицензии на их оказание. При подписании крупных контрактов стоит обратить внимание на наличие ресурсной базы для их исполнения, а в случае отсутствия на балансе компании необходимого оборудования попросить подтвердить факт аренды (или иного способа привлечения) производственного оборудования.

При подписании договора аренды недвижимости обязательно проверьте наличие у арендодателя права собственности на арендуемый объект либо наличие полномочий, переданных ему правообладателем.

В нашей практике была ситуация, когда клиент арендовал офис у компании, у которой право собственности на объект недвижимости было в стадии оформления. Клиент уже сделал дорогостоящий ремонт, когда выяснилось, что арендодателю не удалось оформить право собственности. Чтобы договориться с первоначальным собственником о заключении нового договора аренды, клиенту пришлось приложить немало усилий. И риск понести убытки в сумме расходов на ремонт был велик. Данный случай еще раз доказывает, что очень важно подойти ответственно к выбору партнера. Возможно, вам придется потратить чуть больше времени на проверку контрагента и оценку рисков, зато вы будете уверены, что этот риск будет минимальным.

А вот и еще один пример из нашей практики: руководитель одной крупной компании, подписал договор с клининговой фирмой, предлагающей услуги по цене на 20% ниже, чем у конкурентов. В течение года компания исправно оказывала услуги, ровно до того момента, пока не пришла налоговая проверка и не предъявила претензии в том, что исполнитель не располагает в достаточном количестве персоналом для оказания услуг в данном объеме.

Факт оказания услуг был подвергнут сомнению, и проверяющий орган исключил из налоговой базы сумму расходов на приобретение клининговых услуг. Подобных претензий можно было бы избежать, запросив своевременно у клиниговой компании информацию о наличии трудовых ресурсов для исполнения обязательств по договору.

А что делать?

Если в крупных организациях управлением рисками занимаются финансовая служба и служба безопасности, то на небольших и средних предприятиях данные риски обычно находятся в зоне ответственности бухгалтера. Однако перекладывать на него ответственность, если контрагент окажется недобросовестным, будет, по крайней мере, неправильно.

Отсутствие в компании утвержденных и исполняемых процедур, в том числе и процедуры проверки контрагентов, которые позволяют подтвердить реальность сделок и наличие деловых целей при их заключении, на текущий момент уже может рассматриваться как существенный риск для менеджмента компании.

Компаниям стоит начать проверку контрагентов с формирования политики по проверке предприятий, где необходимо прописать критерии отбора провайдеров, а также обязанности уполномоченных за проверку контрагентов сотрудников, которые формируют минимально необходимое досье на контрагентов и с определенной периодичностью его обновляют.

Стоит учитывать, что даже комплексная проверка контрагентов не гарантирует полного исключения рисков. Но вместе с тем отсутствие контроля при выборе партнера при неблагоприятном развитии событий в разы увеличивает риск понести финансовые потери или получить претензии со стороны налоговых органов.

Зачем проверять контрагента и в каких случаях это нужно?

1. Когда вы планируете заключать сделку с контрагентом впервые. Проверка позволит удостовериться в благонадежности компании.

2. Когда вы знаете, что контрагент зарегистрирован совсем недавно. Новая компания – это не плохо, но работа с ней имеет повышенные риски.

3. Когда вы знаете, что о работе потенциального партнера есть плохие отзывы. Логично в этом случае вообще отменить сотрудничество, но ситуации бывают разные. Возможно, у фирмы уже все наладилось, но перестраховаться точно не помешает.

4. Когда компания работает по предоплате. Проверка убережет вас от не поставки оплаченных товаров или услуг.

Проверка благонадежности контрагентов – услуга, которую предоставляют специализированные компании. Но при должной осведомленности можно справиться и самому, хоть и придется потратить время и приложить усилия.

Проверка контрагента на предмет благонадежности актуальна для самых разных сфер деятельности: оптовой и розничной торговли, сетевых ресторанов и кафе, строительной и бытовой техники, погрузочного и промышленного оборудования, кадровых агентств, лизинговых компаний и т.д.

Зачем проверять контрагентов?

1. Работа с недобросовестной компанией может повлечь за собой финансовые потери. Например, вы перечислите предоплату, а вам не отдадут товар или не окажут услугу. Или если вы работаете с отсроченным платежом, вы выполните свою работу, но не получите за это деньги.

Фирмы-однодневки исчезают с такой же скоростью, с какой появляются. Застраховать себя от взаимодействия с ними можно только проявлением должной осмотрительности.

2. Если ваш контрагент не платит налоги или не вовремя сдает отчетность, то налоговая при расчете платежей может предъявить претензии вам. Для чего нужно проверять контрагентов? Чтобы минимизировать риск возникновения вопросов от налоговиков, когда дело зайдет о вычетах НДС и снятии расходов.

Проверка благонадежности особенно важна в работе с иностранными контрагентами, но и с российскими компаниями стоит быть осторожными и запросить максимум информации. Если вам отказывают в ее предоставлении, это должно вызвать у вас справедливые подозрения.

Поиск контрагентов и проверка их благонадежности – необходимость, с которой сталкивается любая компания. Отнеситесь к этому вопросу ответственно, примите все возможные меры предосторожности перед заключением договора и уберегите себя от незапланированных трат и внештатных ситуаций.

Есть и альтернативный вариант — не обращаться за помощью к контрагентам и сделать всё самостоятельно 🙂

Не лучший вариант, как минимум с точки зрения времязатрат, но и не самый последний. Использование интернет-ресурсов, посвященные абсолютно любой тематике, сейчас доступно как никогда ранее.

Попробуйте свои силы в 10-дневной бизнес-игре «Твой Старт», в которой Вы начнете зарабатывать на своем деле, используя свои таланты и сильные стороны!

Хотите повысить эффективность работы вашего отдела продаж? Читайте нашу статью!