Как мотивировать себя что то сделать

Содержание

Представьте: через неделю предстоит тест по английскому. Чтобы к нему подготовиться, нужно выучить 50 слов и прочитать три текста по 10 страниц. Готовиться не хочется, поэтому мы откладываем момент как можем. Ждём, пока друг передаст нам конспекты, ищем информацию в интернете, идём в библиотеку, пьём чай, идём в магазин за чаем, смотрим сериал. Знакомо?

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Наверняка вы хоть раз были в подобной ситуации. Почему так происходит? Люди — ленивые создания. Мы быстро отвлекаемся и уводим внимание от главной задачи, заменяя её мелкими и не приоритетными. Причины прокрастинации:

  • неинтересная задача;
  • неправильная расстановка приоритетов;
  • плохой тайм-менеджмент;
  • отсутствие страха от невыполнения задачи;
  • перфекционизм (стремимся сделать идеально, поэтому не делаем вовсе).

Чтобы начать подготовку к тесту, нам явно не хватило интереса и чёткой расстановки приоритетов.

«Правило двух минут»

Это правило придумал автор книги по мотивации и эффективности Джеймс Клир для тех, кто любит откладывать важные и полезные дела на потом: «Если задача может быть выполнена за две минуты — выполните её».

Легче помыть тарелки после еды, чем накапливать горы немытой посуды в течение дня, сразу отложить вещи в стирку, а не коллекционировать их до тех пор, пока будет нечего носить. Понятно, что не все дела можно выполнить за две минуты. Но этого времени достаточно, чтобы начать.

Как только вы возьмётесь за задачу, вам уже будет сложно остановиться. Вы начинаете что-то делать, убеждаете свой мозг, что это займёт у вас «только две минуты», а потом с удивлением понимаете, что прошёл час.

Будьте осторожны: это правило работает и в обратную сторону. Как часто вы заходили на YouTube посмотреть короткое видео и залипали там на несколько часов? Или начинали читать статью в блоге и находили себя через 30 минут уже на совсем другом сайте?

Правило двух минут используют не только для того, чтобы сразу выполнять мелкие дела типа мытья посуды, но для формирования новых полезных привычек и достижения больших целей, вроде желания свободно общаться на иностранном языке.

Разбейте достижение большой цели на «2 минуты в день»:

  • Поставьте перед собой цель.
  • Подумайте, какие действия помогут вам её достичь: учить 10 новых слов каждый день, тренировать аудирование, делать 10 отжиманий.
  • Выделите время, которое готовы ежедневно уделять этой рутине (2, 5, 10 минут).
  • Пообещайте себе тратить всего по 2 (или 5, или 10) минуты на занятия, но каждый день.

Хотите заняться спортом? Пообещайте себе только надеть спортивный костюм. Хотите прочитать «Войну и мир»? Пообещайте читать по две страницы каждый день. Уверяем, у вас точно будет долгожданная пробежка, а прочитанных страниц будет явно больше двух.

Правило мотивации

В любом деле важна мотивация. Для всего, что вы делаете, должна быть причина. Как найти мотивацию:

  • Распишите на листе бумаги свои интересы.
  • Выделите из этих интересов три сферы, в которых вы хотите добиться успеха: иностранные языки, учёба, путешествия.
  • Чётко сформулируйте цель и продумайте действия, которые помогут вам к ней прийти.
  • Воспользуйтесь правилом двух минут, чтобы каждый день двигаться по направлению к своим мечтам.
  • Всегда напоминайте себе о своих целях. Это поможет не терять мотивацию, когда придётся выполнять то, что не вызывает восторга (а такое точно будет!).

Правило фокусировки

Часто мы прокрастинируем, отвлекаясь на сообщения в сетях, ленту в инстаграме и просмотр видео. Социальные сети могут быть полезны, но не тогда, когда есть незаконченные дела. Сложно совсем не отвлекаться на гаджеты, даже если поставить на телефоне режим «в самолёте» — ведь его так легко переключить. К счастью, есть приложения, которые помогают быть продуктивными:

StayFocusd. Расширение Google Chrome блокирует доступ к нежелательным сайтам по вашему выбору. Пользоваться можно бесплатно, но только в Chrome.

Freedom. Программа работает в любом браузере, на любом компьютере и на любом телефоне. Поможет заблокировать сайты, приложения на телефоне и даже интернет, если нужны крайние меры. Стоимость — $2,5 в месяц (~ 165 рублей).

SelfControl. Бесплатная программа для macOS. Блокирует сайты из вашего списка на заданный промежуток времени. Вы не сможете зайти на них раньше срока, даже если перезагрузите компьютер или удалите программу.

Правило управления временем

Известная техника Pomodoro поможет спланировать свой день и не отстать от графика. Работа по этой схеме помогает быстрее выполнять поставленные задачи. Чтобы не отвлекаться на интернет, заранее обеспечьте свой компьютер и телефон «защитой от развлекательного контента».

  • Составляете список задач на день: от более важных — к менее.
  • Заводите таймер на 25 минут и начинаете работать.
  • Когда время выйдет, отдохните 5 минут.
  • Вновь заводите таймер на 25 минут.
  • Через четыре отрезка по 25 минут делаете 30-минутный перерыв.

Цели не реализуются за один день — как правило, к этому приводит совокупность нескольких действий. Только вы решаете, как воспользоваться своим временем и каких целей достигать. От прокрастинации не получится избавиться полностью, но можно постараться уменьшить риски и сделать жизнь более структурированной.

Секреты личной эффективности

Мотивация и стимул — есть ли разница? Мотивацию называют двигателем прогресса. Не будь ее, люди продолжали бы жить так, как они жили в пещерном веке, и довольствовались бы тем, что имеют. Но они совершенствовали свои орудия труда для того, чтобы получить больше, познавали себя и мир, причем нередко ценой собственной жизни.

Мотивация – великая сила. Тот, кто ее имеет, может свернуть горы. Если человек знает, зачем и ради чего он должен что-то сделать, и понимает, в чем состоит смысл его работы, он добьется желаемого.

Термин «мотивация» впервые применил немецкий философ А. Шопенгауэр в работе «Четыре принципа достаточной причины». А слово «мотив» произошло от латинского moveo — «двигаю», movere — «побуждение к действию». Отсутствие же мотивации, наоборот, приводит к бездействию. Образно говоря, мы с места не сдвинемся, если не будем знать, зачем нам это нужно.

Бесплодный мечтатель – так называют героя поэмы Н. Гоголя «Мертвые души» Манилова. Он мечтает о преобразованиях в своем поместье, которые улучшат жизнь его крепостных. Его воздушные замки прекрасны, но эти проекты неосуществимы, потому что, по сути, ему не нужны: он сыт, одет и обеспечен. Еще один тип человека, который не может поднять себя с дивана, но при этом размышляет о том, как надо жить, описал И. Гончаров в романе «Обломов». «Все знаю, все понимаю, но силы и воли нет», – говорил Обломов. И мотивации, конечно же, тоже нет.

Хотя со времени написания этих произведений прошло почти два века, забыть образы этих героев нам не дают современные маниловы и обломовы. А может, в какой-то степени и мы сами себе их порой напоминаем, когда строим несбыточные планы.

Кто-то не первый год дает себе обещание в совершенстве овладеть английским, «а воз и ныне там». А кто-то берет и делает, потому что: мечтает о работе в иностранной фирме, планирует уехать на ПМЖ в другую страну, выйти замуж за иностранца, хочет читать классиков в подлиннике и пр.

Мотивация, на первый взгляд, имеет сходство со стимулом. Хотя на самом деле у них больше отличий, чем общего.

Любопытно, что слово «стимул» произошло от латинского stimulus – палка с острым металлическим наконечником, которой погоняли быков. С помощью такого внешнего воздействия упирающихся быков понуждали идти дальше.

Таким образом, стимул подразумевает воздействие внешнего фактора, побуждающего к действиям. Известные стимулы, применяющиеся на предприятиях, – премии, надбавки, повышение зарплаты, ценные подарки, корпоративы и т. п. Сюда же относятся предупреждения, выговоры и пр. В общем, методы кнута и пряника.

Мотивация же должна вызвать в человеке внутреннее желание действовать, например заняться спортом, личностным развитием и пр. И поступками людей руководят именно мотивы, а не стимулы. Роль стимула – в пробуждении мотивов и желаний, но этого может и не случиться, если стимул не соответствует потребностям.

Среди тех, кто занимался изучением вопросов мотивации и поведения человека, – англо-американский психолог Уильям Мак-Дугалл, австрийский психолог Зигмунд Фрейд, русский ученый Иван Павлов, американский психолог Абрахам Маслоу и др. Поэтому если мы вдруг почувствуем, что наша мотивация начинает угасать и нам становится трудно заставить себя взяться за дело, возможно, нас утешит мысль о том, что нашу проблему –проблему мотивации пытались и пытаются решить выдающиеся умы мира.

Вопросы мотивации волнуют не только отдельных личностей в плане саморазвития, но и менеджеров, директоров компаний, ведь в их интересах организовать работу так, чтобы сотрудники не отсиживали положенное время, а горели на работе. Только такое положение дел гарантирует их предприятию успех.

Американский писатель Рэй Брэдбери писал, что человек может получить все, что ему нужно, но только в случае, если ему это действительно нужно.

Как же мотивировать себя, чтобы получить «все, что нужно» и стать успешным?

Ставим цель

Итак, наша цель — достичь успехов. Но эта цель слишком абстрактная, поэтому ее нужно конкретизировать. Задаем себе вопрос: в какой сфере своей жизни мы хотим быть успешными? В работе, спорте, личной жизни, хобби или же во всем сразу, что, конечно потребует больших усилий с нашей стороны, но при желании возможно.

Цель тесно связана с мотивацией: без мотивации она так и будет маячить где-то впереди. Мотивация — это то, что побуждает нас двигаться к цели. Чем сильнее мотивация, тем больше шансов ее достичь. Причиной того, что едва ли не половина целей, которые ставят себе люди, так и остается нереализованной, служит недостаток мотивации.

Например, мы хотим возглавить отдел в крупной компании, и это есть наша цель. Но мы можем хотеть этого до самой пенсии, если не начнем работать над собой. Возможно, нам придется получить дополнительное образование, выучить несколько языков, поработать над своим имиджем и пр. С одной стороны, это будет нелегко, с другой, — преодолеть трудности нам поможет мотивация, которая будет нас подстегивать и поддерживать желание двигаться к цели.

Конечно же, нужно ставить перед собой реальные цели — те, которых мы сможем достичь. Цели вроде «стать мэром Нью-Йорка» или «возглавить Дойче Банк» прекрасны, но вряд ли осуществимы даже при наличии сильного желания. А может, мы хотим сбросить лишние 20 кг в течение месяца? Вряд ли у нас это получится без ущерба для здоровья. Неудачи же снизят нашу самооценку, отобьют всякое желание действовать, а значит, отдалят от цели, в то время как успехи приближают к ней.

Разбиваем цель на подцели: строим «дерево целей»

Чтобы наша цель не пугала нас своей объемностью, разбиваем ее на несколько простых подцелей.

Кратко определяем каждую и подробно описываем, каким путем мы намерены к ней идти, а также какой результат и в какие сроки рассчитываем получить. Если подцель слишком емкая, также разбиваем ее на несколько пунктов и описываем конкретные шаги по ее достижению. Отмечаем то, что выполнено, — это хороший стимул продолжать начатое. В планы можно и даже нужно вносить коррективы, ведь в ходе выполнения задач у нас наверняка появятся какие-то уточнения.

Есть такое понятие, как «дерево целей». Это дерево составляется по принципу «от общего к частному». Общее — его вершина, здесь указывается глобальная цель, дающая ответ на вопрос: ради чего мы стараемся, что получим в результате этих стараний? Ветви — это подцели или более мелкие задачи, решение которых приближает нас к достижению главной цели. Они отвечают на вопросы: при каких условиях мы можем реализовать поставленную цель, какие конкретные шаги должны предпринять? И так далее. Дробим цели до тех пор, пока не получим максимально простые мелкие задачи, последовательное решение которых в итоге позволит добиться успеха в реализации сложной цели.

Окружаем себя единомышленниками

Достижению успеха способствуют четкая цель, достаточная мотивация и единомышленники – люди, которые стремятся к той же цели, что и мы, поддерживают нас, когда наша мотивация угасает или мы утрачиваем веру в свои силы и хотим сойти с дистанции. В свою очередь, мы тоже оказываем им поддержку, если в этом нуждаются они.

Людей же, которые не верят в наши возможности, лучше избегать. Фразами вроде «Все равно у тебя ничего не получится, ты только зря потратишь силы, время и деньги» они пытаются нас вразумить, потому что, по их словам, хотят «как лучше». На самом же деле они и сами не прочь получить то, к чему стремимся мы, но им просто лень. Мы же своим позитивным настроем и энергией вселяем беспокойство в их души, вызываем зависть, но вместо того, чтобы заразиться нашим азартом, они предпочитают программировать нас на неудачу, чтобы мы «не высовывались» и были, как все.

Особо впечатлительные люди, действительно, поддаются упадническим настроениям, лишаются мотивации и отказываются от своих целей.

Рассказываем о своей цели друзьям, родственникам или коллегам

Посвятив в свои планы других, мы получим дополнительную мотивацию к достижению цели. Ведь никому же не хочется прослыть пустословом, пустозвоном или пустомелей, чьи слова ничего не значат. Опасение, что нас перестанут воспринимать всерьез, будут двигать нами тогда, когда одной мотивации станет недостаточно.

Правда, существует мнение, и вполне обоснованное, что не стоит рассказывать всем и каждому о своих планах, потому что в этом случае они рискуют так и остаться планами. Ведь чем больше мы о них говорим, тем меньше нам хочется приступить к их выполнению: наше подсознание воспринимает озвученную цель или желание как уже осуществленное.

Думаем не о трудностях, которые нам предстоят, а о выгодах, которые в итоге получим

Подробно расписываем в уме или на бумаге все преимущества, которые получим, когда достигнем цели. Они будут нас вдохновлять и мотивировать. Отвечаем себе на вопросы: как изменится наша жизнь — материальное положение, образ жизни, с какими интересными людьми мы сможем познакомиться, что нового сможем узнать, где побывать, как расширится наш кругозор, какие возможности появятся?

Из фотографий и рисунков, соответствующих тому, чего мы хотим достичь, можно создать свой «коллаж мечты» и повесить его так, чтобы наш взгляд падал на него как можно чаще, не давая забыть о ждущем нас вознаграждении за труды. Такая визуализация желаний может быть хорошей мотивацией. Одновременно создаем и «антиколлаж», где так же красочно изображаем то, чего не хотим, боимся и хотим избежать — черно-белые фотографии, на которых изображены скучные унылые люди, бедность, нищета и пр.

Вспоминаем об амбициях

Слово «амбиции» у многих людей вызывает негативные ассоциации. Вероятно, это происходит потому, что оно нередко сочетается со словом «завышенные». Люди с завышенными амбициями претендуют на многое, не имея на это достаточных оснований, и переоценивают свои личные качества и возможности. И наоборот, человеку с заниженными амбициями ничего не нужно: он стремится к удовлетворению лишь минимальных потребностей.

Но амбиции бывают и здоровые. И в этом случае они — прекрасный источник мотивации. Человек со здоровыми амбициями постоянно в движении, он стремится выделиться своими знаниями и навыками, ставит цели и достигает их. И хотя психологи уверяют, что амбициозность закладывается в детском возрасте, ее таки можно развить в себе. Особенно помогает в этом общение с амбициозными людьми, которым всегда нужно больше других. Стремление не отстать от них, быть не хуже — хорошая мотивация в стремлении стать успешным.

Занимаемся самовнушением

Самовнушение при умелом использовании творит чудеса. С помощью целевых установок, влияющих на подсознание, можно изменить себя, как говорится, до неузнаваемости. Довольно часто люди запускают механизм самовнушения непроизвольно. Например, называя себя неудачниками, они начинают вести себя соответственно — как неудачники. Врачи уверяют, что силой мысли можно как победить болезнь, так и отправиться в мир иной.

Значит, повторением таких фраз, как «Я верю, что у меня получится», «Я смогу, для меня это не трудно», можно запрограммировать себя на успех. Для большей эффективности их нужно повторять утром, как только мы проснемся, чтобы создать соответствующий настрой на весь день.

Очень не рекомендуется употреблять отрицательную частице «не». Например, вместо «Я не буду растяпой» следует сказать «Я очень внимателен». Мотивирующие фразы должны вызывать у нас положительные эмоции.

Проникаемся азартом, стремимся «поймать волну» или «попасть в поток»

Американский психолог Михай Чиксентмихайи в книге «Поток. Психология оптимального переживания» пишет о том, что лучшая мотивация – это погружение души в состояние внутреннего драйва, которое он называет «потоком» (а мы – вдохновением). Этот мощный энергетический поток настолько завладевает человеком, что он не думает ни о чем, кроме любимого дела. Ученые, попавшие в поток, делают выдающиеся открытия, люди творчества – художники, музыканты, поэты и писатели создают шедевры.

Смотрим мотивирующие фильмы и видео, читаем мотивирующие книги

Создать нужное настроение помогут мотивирующие фильмы. Например, «В погоне за счастьем» (об отце-одиночке, который хочет, чтобы его ребенок был счастлив), «Социальная сеть» (об истории создания студентами-однокурсниками Facebook сделавшей их миллионерами), «Всегда говори «Да»» (о том, как короткое слово «да» может изменить всю жизнь), «Человек дождя», «Достучаться до небес», «…А в душе я танцую», «Пока не сыграл в ящик» и др.

Среди книг можно выделить книги Рэя Брэдбери «Лекарство от меланхолии» и «Вино из одуванчиков», Лэнса Армстронга «Мое возвращение к жизни», Грега Мортенсона «Три чашки чая», Джерри и Эстер Хиксов «Сара» и др.

Впрочем, наверняка у каждого есть своя книга или фильм, к которым хочется возвращаться снова и снова, особенно когда душевные силы на исходе. Главное, не забывать, что, по словам английского поэта Мэтью Арнолда, «самый большой банкрот в этом мире –человек, утративший свой жизненный энтузиазм».

Помним о законе Йеркса-Додсона

Согласно закону, выведенному британскими психологами Робертом Йерксом и Джоном Додсоном, наиболее высокие результаты достигаются при среднем уровне мотивации. Именно средний уровень и является оптимальным. Второе название закона Йеркса-Додсона – закон оптимума мотивации.

Опытным путем психологи установили, что при слишком высоком уровне мотивации человек начинает нервничать, опасаясь не оправдать ожиданий и не справиться с ответственностью. Страх не позволяет ему адекватно мыслить, и он совершает ошибки.

Мы подготовили специально для вас интересный тест, при помощи которого можно определить уровень самооценки.


Лариса Парфентьева

Плохая новость: мотивацию нельзя получить. У ее искр недостаточно силы, чтобы заставить вас действовать.

Хорошая новость: мотивацию можно сформировать. Мотивационный огонь разгорается, когда вы сами терпеливо разжигаете его и питаете чувством удовлетворения от прогресса.

Чтобы оставаться мотивированным, несмотря на проблемы и трудности, нужно научиться наслаждаться небольшими, но регулярными успехами.

Следующие 12 приемов помогут поддерживать свою личную мотивацию каждый день.

Сократите наполовину список задач

Если вы сегодня запланируете 12 задач, но к вечеру выполните только 6, мотивация выполнять остальные резко упадет. И завтра количество выполненных задач уменьшится до трех…

Вычеркните из списка задач половину и ощутите положительный эффект.

Когда перед вами стоят всего 6 задач, вы понимаете, что все их успеете выполнить.

Ликуйте от каждой маленькой победы

Когда вы отмечаете каждое, даже самое небольшое достижение, в голове возникает правильная, положительная установка делать больше и лучше. Заведите дневник своих побед. Звоните в колокольчик, когда выполнили задачу. Вознаграждайте себя бонусами. Отмечайте, что вы — молодец, и поздравляйте себя.

Уходите на заслуженный отдых

Человек работает максимально эффективно, когда он полон сил и энергии.

Знаете, как определить, когда вам больше всего необходимо отдохнуть?

Во время, когда вы много работе и ни минуты не можете уделить на отдых — качество выполнения работы снижается.

Уходите в отпуск, пусть даже на два дня забудьте о работе. Возвращайтесь продуктивным и с новыми идеями.


Источник

Прокрастинируйте позитивно

Используйте прокрастинацию, чтобы избавиться от вредных привычек.

Например, не проверяйте часто уведомления на телефоне, отложите это на более позднее время. Договоритесь с собой вернуться к этому позже. Так, вы постепенно, маленькими шагами, избавитесь от привычки отвлекаться на телефон.

Альтернатива пустоты

Когда нет желания работать, используйте этот способ. Просто ничего не делайте.

Сидите на стуле, смотрите в потолок, разглядывайте свои пальцы. Не читайте книги, не разговаривайте с коллегами, не ешьте, не смотрите ролики на YouTube. От скуки точно захочется приступить к работе.

Полюбите себя

Не сравнивайте себя с коллегами. В мире множество людей, которые лучше вас, и такое же множество, которые хуже. Осознание этого даст вам свободу быть собой, свободу сосредоточиться на себе, не сравнивая свои победы с достижениями других.

Соберите всю мелочь

Десять незаконченных мелких дел способны тратить нашу энергию больше, чем одна крупная задача.

Запишите все мелкие неприятные дела в список и решите их максимально быстро. Так, вы освободите место для новых идей, а настроение от их выполнения поднимется.


Источник

Концентрируйтесь

Мы не можем сосредоточиться на важном проекте из-за постоянно выскакивающих почтовых уведомлений, просмотра социальных сетей и телефонных разговоров.

Откладывайте свой телефон, выключайте все уведомления и полностью концентрируйтесь на работе. Погрузитесь в то, что происходит здесь и сейчас.

Не делитесь идеями

Запускаете новый проект и распирает всем об этом рассказать? Пришла в голову восхитительная идея, которой хочется со всеми поделиться?

Не рассказывайте всем подряд о своих намерениях. В попытках набрать максимальное количество лайков и одобряющих отзывов за свои планы, мозг считает, что все совершилось и мотивация больше не нужна.

Лучше поделитесь результатами от совершенных дел и получите порцию восторга в свой адрес.

Будьте честными

В социальных сетях мы склонны идеализировать свой образ и приукрашивать свои действия. Так мы создаем только видимость своей успешности.

Не бойтесь показать не только свои достижения, но и промахи. Будьте уверены, что получите поддержку и новую мотивацию.

Негативные эмоции перерастут в благодарность от поддержки друзей, а затем в драгоценный опыт.

Помните, что жизнь закончится

Смерть — необыкновенно мотивирующая сила.

В суете постоянных дел мы чувствуем, будто движемся к чему-то. Но в действительности, мы просто бежим как белки, каждый в своем колесе.

Мысль, что жизнь когда-нибудь закончится, помогает понять, что именно важно.

Все, что совершаете сейчас, определяет, что останется после вас. Кажется немного пафосным, но это может стать сильнейшей мотивацией.

Любите то, что делаете

Найдите дело, которым полюбите заниматься, и делайте его хорошо. Страсть к любимому занятию вместе с достойным багажом опыта — основы успеха в любом деле.

Умение не сдаваться на полпути — навык людей, которые стали успешными. Когда запаса внутренних сил не хватает, научитесь находить способы своей мотивации.

По материалам книг «Мотивация», «Миф о мотивации», «В этом году я…»
Источник обложки

Мотивация достижения — это стремление к успеху (высоким результатам) в деятельности.

Человек, стремящийся достичь успеха, высоких результатов в деятельности, обладает сильной мотивацией достижения. Для одних достижение успехов в деятельности более важно, для других — менее.

От того, какое значение человек приписывает достижениям в определенной области, зависит выбор той деятельности, которой он стремится заниматься. Чтобы выяснить значимость достижения успеха в определенной деятельности, можно дать следующие вопросы:

— Насколько важен для Вас успех в данной деятельности?

— Стремитесь ли вы достигать высоких целей?

— Склонны ли вы много и настойчиво работать ради достижения поставленных целей?

— Ожидаете ли вы высоких результатов в деятельности, верите ли в успех?

Факторы, определяющие наличие сильной мотивации достижения

1. Стремление достигать высоких результатов (успехов).

2. Стремление делать все как можно лучше.

3. Выбор сложных заданий и желание их выполнить.

4. Стремление совершенствовать свое мастерство.

Представьте себе двух детей с одинаковыми способностями, но различной мотивацией.

Мальчик А (с сильной мотивацией достижения):

— увлеченно учит математику;

— стремится выполнять сложные задания и пытается разобраться в том, что является для него непонятным;

— все делает для того, чтобы получить наивысшую оценку.

Мальчик Б (с таким же интеллектуальным уровнем и способностью к математике, но со слабой мотивацией достижения):

— не проявляет заинтересованности к математике, не любит решать задачи;

— при самостоятельном выборе задач выбирает более легкие;

— наталкиваясь на трудности (сложные задания) либо сразу обращается за помощью, либо прекращает деятельность.

Понятно, что А будет быстрее развиваться и его успехи будут выше, чем у Б.

Зависимость успеха от способностей и мотивации достижения

Успех в деятельности, как известно, зависит не только от способностей человека, но и от стремления добиться цели, от целеустремленного и настойчивого труда ради достижения успеха (т.е. от мотивации достижения). Исходя из этого, можно предложить такую формулу успеха:

У = С х М х Ст

где

У — успех;

С — способность;

М — мотивация достижения;

Ст — ситуация (внешние факторы, благоприятные обстоятельства и т.п.).

Невзирая на то что данная формула является достаточно общей, она дает возможность прогнозировать успехи в деятельности. Определяя силу (уровень) мотивации достижения человека (т.е. стремление достичь успеха), можно спрогнозировать его будущую карьеру.

Для достижения успеха в деятельности важны как способности, так и наличие высокого уровня мотивации достижения. Нас не удивляет, когда менее одаренный, но более замотивированный ученик (спортсмен, специалист) достигает иногда более высоких результатов в деятельности. Сильно мотивированный человек стремится к успеху и, как правило, больше работает. А для недостаточно мотивированного индивидуума успех не является привлекательным. Это определяет низкий уровень развития мотивации достижения у такого человека.

Очень важно, чтобы учитель (руководитель, тренер) понимал, что успех зависит не только от способностей, но и от мотивации достижения, и учитывал это как в отборе способных людей, так и в работе с ними.

Структура мотивации достижения

Мотивация и мотив достижения

Мотив достижения является стойким атрибутом (чертой) личности, который проявляется в стремлении достигать успеха (высоких результатов).

О субъекте с сильным мотивом достижения говорят, что он:

— настойчив в достижении целей;

— не довольствуется полученным результатом;

— что бы ни делал, пытается это выполнить лучше, чем раньше;

— для него главное в жизни — это переживание радости успеха вследствие достижения высоких результатов;

— склонен преследовать отдаленные цели;

— не довольствуется несложным заданием и легко доступными целями;

— склонен увлекаться работой, достигая все новых и новых целей (ощущая радость успеха).

Мотив достижения проявляется во многих ситуациях (являясь относительно устойчивым личностным образованием), когда человек стремится достигать высоких целей.

Однако он является динамичным образованием и начинает действовать (актуализируется) во взаимодействии с ситуативными факторами — такими как ценность и вероятность (шансы) достижения успеха в определенной сфере деятельности.

Мотивация достижения — стремление достичь успеха в определенном виде деятельности, это не только мотивы достижения (стойкие атрибуты личности), но и ситуативные факторы (ценность, вероятность достижения успеха, сложность задания и т.п.). Мотивацию достижения можно описать следующей формулой:

Мотив достижения дифференцирует людей по их стремлению к успеху. Люди с высоким показателем мотива достижения стремятся достичь высоких результатов (успехов) в деятельности. Тогда как индивиды с низким показателем мотива достижения безразличны к успехам, их не интересуют высокие результаты, и они ничего не делают для их достижения.

Мотив достижения существенно влияет на активность в определенной ситуации или сфере деятельности. Однако не только он, но и другие факторы (сложность задания, ценность успеха, вероятность, т.е. шансы достижения успеха) влияют на стремление к успеху в определенный момент времени (в конкретной ситуации или сфере деятельности).

Может оказаться, что у субъекта с сильным мотивом достижения в определенной ситуации мотивация достижения будет невысока, поскольку эта деятельность не имеет для него ценности. А человек с высоким показателем мотива достижения в некоторой конкретной ситуации, возможно, не будет стремиться достичь успеха, поскольку задание будет слишком сложным и шансы (вероятность) достижения успеха — незначительными. Тогда как индивид с низким мотивом достижения при определенных обстоятельствах (посильность задания, большие шансы достичь успеха, привлекательность деятельности) будет демонстрировать высокий уровень мотивации достижения.

Таким образом, мотивация достижения определяется как устойчивыми атрибутами личности (мотивом достижения), так и ситуативными факторами (шансы на успех, ценность деятельности, сложность задания).

Ожидание успеха (субъективная вероятность достижения успеха)

Ожидание успеха мы понимаем как ожидание того, что выполнение действия приведет к успеху (т.е. к достижению цели). Следовательно, ожидание успеха — это степень уверенности в том, что деятельность будет иметь успех.

От того, насколько человек уверен в успехе, зависит мотивация его деятельности. Чем больше человек надеется на успех , тем больше усилий он склонен прилагать, тем более сильной будет его мотивация достижения.

Люди, которые надеются на успех в деятельности, которые ожидают позитивных результатов, являются более целеустремленными, мотивированными, их стремление достичь успеха (т.е. мотивация достижения) будет более сильным.

Например, я вряд ли возьмусь за дело, если думаю, что существует незначительный шанс (вероятность) достичь успеха. И наоборот, когда я уверен в возможности успеха (когда субъективная вероятность достижения успеха Р превышает 50%), я буду интенсивнее работать (уровень мотивации достижения будет выше).

В выборе вида деятельности (дела) человек руководствуется многими факторами, в том числе и возможностью (вероятностью) достижения успеха. Например, вы считаете, что в этом деле почти невозможно достичь успеха (субъективная вероятность достижения успеха является невысокой, 20%). Во втором виде деятельности, по вашему мнению, значительно больше шансов на успех (субъективная вероятность достижения успеха является высокой, > 50%). Очевидно, что вы будете склонны взяться за второе дело (уровень мотивации ко второй деятельности будет выше и шансы на успех будут большими).

Факторы, от которых зависит субъективная вероятность достижения успеха

Среди условий, которые влияют на ожидание успеха (субъективную вероятность достижения успеха) важное место занимают следующие факторы:

1) представление о своих способностях (субъективная оценка своих способностей), которое формируется на основании успехов и неудач в прошлом;

2) субъективная сложность задания;

3) убеждение в зависимости успеха от затраченных усилий.

Известно, что люди, которые рассчитывают на успех в выполнении деятельности, справляются с ней лучше. Ожидание высокого (позитивного) результата влияет на формирование у человека чувства эффективности, которое побуждает его лучше работать. Вера в свои способности, в собственную состоятельность преодолеть трудности побуждает к настойчивой работе. А если человек не уверен в своих силах, не надеется на успех, то это «отбивает» желание работать.

Вера в собственный успех зависит от успешности в предыдущих попытках (деятельности), от соответствующего настроя на успех. Если человек часто достигал успехов в прошлом, то это положительно влияет на формирование надежды на успех (он верит в себя и в свою состоятельность достичь успеха). А поражения, неудачи в прошлом негативно влияют на веру в успех. После серии неудач человек теряет уверенность в себе, ожидает поражения и в следующих попытках. Вот почему для формирования чувства эффективности в деятельности важным является наличие хотя бы небольших успехов.

Дети с одинаковыми достижениями иногда по-разному оценивают собственные способности и имеют различные ожидания. Так, мальчики, как правило, более уверены в своих способностях, чаще ориентированы на успех (и ожидают позитивного результата), чем девочки. Таким образом, не только предыдущие успехи и неудачи определяют надежду на успех, но и оценка своих способностей. Такая самооценка является относительно стабильным психическим образованием, хотя ситуативные факторы в известной степени влияют и на нее. Уверенность в собственных способностях может повысить веру человека в эффективность его деятельности. Когда человек осознает наличие у себя способностей, которые могут обеспечить успех, это положительно отражается на его уверенности в успешности собственных действий. В целях осознания своих способностей и повышения уверенности следует задать себе следующие вопросы:

— Какими способностями я обладаю?

— Как ими воспользоваться, чтобы достичь успеха?

— Как когда-то эта моя способность помогала мне достичь успеха?

Другим важным фактором уверенности в своих силах является наличие ресурсов, которые способны помочь в достижении поставленных целей. Следует внимательно пересмотреть все ресурсы (методики, знания, людей, которые склонны и способны помочь) и подумать, как ими можно воспользоваться:

— Какие эффективные методики есть в моем распоряжении?

— Какие люди (коллеги, друзья и др.) способны мне помочь?

— Какие знания можно использовать?

Влияние значимости (привлекательности) успеха на силу мотивации достижения

Субъективная ценность и привлекательность успеха в определенной деятельности — еще один важный фактор, который определяет мотивацию достижения (стремление к успеху).

Мотивация достижения и поведение, направленное на достижение, в значительной степени зависят от сферы деятельности, от привлекательности деятельности и от ценности успеха в этой конкретной деятельности. Ученик может быть настойчивым на уроках математики (ценность успеха по математике высокая) и безразличным к успехам по литературе (ценность успеха по литературе низкая). Важно определить следующее:

— Каково значение математики для вашей будущей работы?

— Насколько важным в вашей работе является владение речью?

— Насколько важно, по вашему мнению, заниматься спортом?

Приведенные выше вопросы помогают оценить значимость успеха в той или иной сфере. От того, какое значение человек придает достижениям в определенной области, зависит не только выбор дальнейших занятий, но и мотивация достижения в этой сфере (насколько интенсивно человек будет работать ради достижения успеха в данной области).