Как коснется пенсионная реформа полиции

Дело в том, что пенсионная реформа может распространиться и на них. К 2019 году вкупе с повышением пенсионного возраста обычным россиянам готовятся еще изменения для содержания сотрудников МВД, ФСБ и Росгвардии. Вопрос стоит ребром: приведет ли это к социальным потрясениям? Ответ между строк.

Фото: newstracker.ru

Новые правила игры

Разрабатываемый сейчас правительством проект закона о повышении пенсионного возраста не распространяется на силовиков. Однако два наших источника в коридорах власти заявили, что параллельно сейчас обсуждаются изменения по выплате ведомственной пенсии сотрудникам силовых структур.

Есть три сценария пенсионной реформы касаемо силовиков:

  • Повышение минимального возраста выхода на пенсию с 45 лет до 50 лет с 2019 года
  • Повышение выслуги до 25 лет для сотрудников полиции с 2019 года
  • Повышение сотрудникам полиции в будущем выслуги до 30 лет

В середине июня стало известно, что Минфин совместно с Министерством обороны РФ обсуждают увеличение минимального для выхода на пенсию стажа у военнослужащих и силовиков.

Фото: kommersant.ru

Об этом заявил первый вице-премьер Антон Силуанов, который попутно является министром финансов. Это одно из предложений, которые прорабатывает сейчас министерство. Отметим, что при подготовке пенсионной реформы именно сценарий министерства Силуанова был взят на вооружение правительством, потому что его команда предлагала повысить пенсионный возраст женщинам до 63 лет, а мужчинам до 65-ти.

Сейчас минимальный стаж силовиков, дающий им право получать ведомственную пенсию, составляет 45 лет, как у сотрудников МВД, так и у ФСБ. За счет разницы стажа на севере и во время боевых действий рассчитывать на государственную пенсию бойцы и офицеры могут с 40 лет. Для выхода на пенсию сейчас сотрудникам двух силовых ведомств достаточно наработать трудовой стаж в 20 лет. Однако известно, что поправки об увеличении минимального стажа для сотрудников внутренних дел уже подготовлены, только правительство пока медлит с их принятием. Поэтому пенсионная реформа не обойдет МВД стороной.

Судя по всему, соответствующий законопроект будет одобрен правительством в 2019 году. Три года назад Кабмин уже рассматривал сценарий повышения минимального срока службы с 20 до 30 лет, но этот вариант был отвергнут. Вообще предложения о повышении нижнего предела выслуги лет для сотрудников МВД звучат с 2013 года, когда экономика страны начала откровенно стагнировать, к чему спустя год прибавились санкции и упавшие цены на нефть.

Увеличение выслуги лет связывают с чрезмерными затратами МВД на зарплаты и пенсии в 400 млрд рублей. Ожидаемой индексации в 2017 году сотрудники внутренних сил так и не дождались. Зато на 6% (на уровень инфляции) повысили доходы сотрудникам Федеральной службы безопасности, а отставникам ФСБ – еще на 4% проиндексировали пенсии. Если бы МВД не приходилось содержать Росгвардию, то, возможно, они могли тоже участвовать в «аукционе невиданной щедрости” правительства. Или хотя бы им могли бы индексировать доходы и пенсии своих сотрудников.

Кардинальный вариант пенсионной реформы силовиков — отмена ведомственной пенсии как таковой. Самый жесткий сценарий развития событий, который предлагает Минфин, это переход от пожизненных выплат силовых ведомств на единовременное пособие с последующим трудоустройством на гражданке. Уже подсчитано, если подобное предложение будет касаться не только сотрудников правоохранительных органов и органов уголовно-исполнительной системы, но также служащих службы безопасности и внешней разведки, пожарных подразделений, следователей, прокуроров, а также военных, то ежегодно в бюджете будут экономить 500-700 млрд рублей (!). Широкую российскую общественность может эта новость только порадовать: тогда нет нужды всем поднимать пенсионный возраст, когда за счет силовиков, и так рано выходящих на пенсию и работающих на гражданке, можно добиться такой экономии. Но не все так однозначно.

Дифференцированный подход

Действительно, есть среди силовиков категория штабных сотрудников, которые мало чем отличаются от офисных сотрудников, и тем не менее выходят на пенсию раньше. К тому же по совершенно другим правилам, чем обычные россияне. Но есть и другие – те, которые работают «в поле”: в горячих точках, отслеживают террористов, годами работают под прикрытием в преступной среде, работают с радиоактивными материалами. Служат в Заполярье или на подлодках.

Условия работы этих людей, которые рискуют собой, выполняя задание, не сравнить с теми, что у руководящего состава: они годами сидят в офисе, занимаясь бумажной работой. Однако, при обсуждении грядущей пенсионной реформы силовиков, никто не собирается обращать внимание на специфику работы.

Сейчас один год службы на севере идет в трудовой стаж за два, а месяц во время боевых действия — за три. И это справедливо, потому что работа в таких условиях протекает с повышенными рисками и должна быть вознаграждена больше чем труд тех, кто работает в спокойных привычных условиях. Именно этот льготный трудовой стаж силовиков сказывается впоследствие на здоровье и ведет к инвалидности.

фото: Коммерсантъ

Чтобы воспользоваться этими гарантиями, их еще нужно доказать. Пособие по инвалидности получают сотрудники МВД, если будет установлено, что причиной причисления их к одной из трех групп инвалидности было трудовое увечье или заболевание, полученное не позднее трех месяцев после увольнения со службы или от травмы, полученной при службе. Инвалидам I и II групп по причине военной травмы пособие составит 85% всего ежемесячного денежного довольствия, инвалидам III группы — 50% довольствия. Инвалидность от заболевания, полученного в период службы, оценивается на 10% ниже у соответствующих категорий.

Надо понимать, что пенсии силовикам выплачиваются не из дефицитного Пенсионного фонда России (ПФР), как всем обычным россиянам, а напрямую из федерального бюджета. Расходы на выплаты пенсий сотрудникам полиции и другим силовикам внесены в бюджетные статьи профильных ведомств. И это справедливо, что расплачиваться за покалеченное здоровье силовиков приходится именно структурам, в которых они проходили службу. И если кому-то в таких трудных условиях все-таки удалось уцелеть, то они должны получать достойное вознаграждение, чтобы в принципе сохранять материальный бонус от выполнения этих государственных задач. Редко кто захочет рисковать своим здоровьем на одном лишь патриотизме.

Между прочим на МВД России, с появлением ФС Росгвардии, были наложены дополнительные обязательства. Пенсионная служба гвардейцев еще не создана, поэтому все моменты относительно выплат возлагаются на МВД. Бойцы Росгвардии отнесены к сотрудникам МВД, что и позволяет им иметь все доплаты силовиков.

Вместе с тем расходы на «полевых” сотрудников внутренних сил становятся все менее приоритетными для чиновников. Несмотря на то, что дополнительные расходы на МВД превысили в 6 раз расходы на здравоохранение, зарплатный фонд сотрудникам, «осуществляющим оперативно-служебную деятельность”, был урезан на 8,9 млрд рублей, чем предполагалось ранее. Зато большую часть составили траты на руководящий состав: 7,3 млрд рублей из 11,4 млрд рублей дополнительно выделенных.

Теперь вообразите гнев сотрудников МВД, которые узнают, что эти не самые благоприятные условия им придется терпеть на 5 лет дольше, чтобы получить свою ведомственную пенсию. Почему? Просто потому что правительство решило сэкономить на них бюджетные деньги.

Путин делает ставку на гвардейцев

Политологи считают, что с самого начала своих полномочий Владимир Путин нацелился на силовиков: армию, ВВ, милицию, следователей, прокуроров и сотрудников ФСБ. Он активно взращивал электорат, всегда преданно голосующий за него на выборах (и не только сами сотрудники, но и их семьи, родня, друзья и т.д.). Начиная с 2016 года, когда внутренние войска МВД были преобразованы в Росгвардию, органы внутренних дел стали получать все меньше привилегий.

фото:sakhaday.ru

Запланировано, что гвардейцы будут получать самые высокие доходы среди всех силовиков. К этому постепенно и идём. Не успели в январе 2016 года создать саму структуру, как уже в конце года президент решил повысить доплаты к пенсии бывшим сотрудникам национальной гвардии сразу на 1200 рублей — с 2500 рублей до 3700 рублей. А с 1 января 2017 года президент решил еще увеличить пособие вышедшим в отставку гвардейцам до 4900 рублей.

Зачем Владимиру Путину нужна Росгвардия? Ответ прост: чтобы не терять контроль.

В ноябре 2017 года Владимир Путин внес в Госдуму проект закона, по которому в задачи национальной гвардии президентом было предложено включить охрану глав регионов. В феврале этого года проект был утвержден депутатами. «Опричники” могут быть приставлены к губернатору или мэру города федерального значения только по поручению президента. Причем платить за свою охрану должны будут главы субъектов из региональных бюджетов в федеральную казну.

Помимо охраны губернаторов, основной функцией гвардейцев остается разгон митингов и устранение других акций протеста. Вероятными акциями против повышения пенсионного возраста будет заниматься как раз эта структура. Понятно, что поощрение работы таких силовиков для власти важнее, чем содержание органов внутренних дел, которые не имеют права заявлять о своем недовольстве, как обычные россияне. Разговор в таких структурах короткий: что-то не нравится — уходи и сдай оружие. После этого безработным, вышедшим в отставку по служебному несоответствию, он может идти митинговать. Готовых пойти на такие условия – единицы.


2019.11.11

«У полицейских отсутствует личная мотивация для службы, вместо нее — меркантильность»

Несмотря на масштабное реформирование структур МВД, растянувшееся на годы, вопросы к работе полиции сохраняются. Коррупция, произвол, палочная система, незаконное применение насилия, давление на оппозицию по политическим причинам — за это полицию критикуют чаще всего. Кроме того, плохая работа правоохранительных органов негативно влияет на экономику. В свое время об этом, в частности, говорил глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин: несоответствие правоохранительной системы общему уровню развития экономики и общества становится тормозом для экономического роста. Об итогах реформирования полиции, о преодолении ее пороков и о ее будущем Znak.com беседует с адвокатом Ростиславом Куликовым. Он известен защитой преследуемых по политическим мотивам, несколько лет назад он покинул органы внутренних дел, где работал следователем.

Наиль Фаттахов / Znak.com

«За последние четыре года профессионализм и квалификация личного состава все больше падают»

— Реформа МВД стартовала в марте 2010 года. Прошло почти 10 лет. Каковы плоды этой реформы?

— Во-первых, повысилось денежное довольствие сотрудников МВД в 2-2,5 раза. Во-вторых, был обновлен кадровый состав. Правда, это коснулось в основном руководящего состава. В-третьих, стали жестче спрашивать с полицейских. Но вот тут образовалась проблема. У рядовых сотрудников отсутствуют четкие цели службы, что порождает бардак в их работе. Могу отметить, исходя из своих наблюдений, за последние четыре года профессионализм и квалификация личного состава все больше падают. Это хорошо просматривается по качеству раскрытия и расследования преступлений. Например, вся доказательная база по расследуемым уголовным делам основывается на признании вины.

— Но есть закон о службе в органах внутренних дел, закон о полиции, присяга при поступлении на службу и так далее. Разве там не обозначены цели службы?

— В присяге слишком общие формулировки. Что касается поддержания порядка, то здесь полиция справляется со своей задачей, направляются в суды уголовные дела, общеуголовная преступность снизилась по сравнению с тем, что было лет 15 назад. Я же имею в виду, что, по моим наблюдениям, у полицейских отсутствует личная мотивация для службы, вместо нее — меркантильность. А только материальная мотивация не может служить основополагающей. У людей, идущих служить в полицию, должно быть сформировано устойчивое правосознание, чтобы следовать неукоснительному соблюдению закона. А у сотрудников полиции в настоящий момент, к сожалению, этого нет. И одна присяга тут дело не исправит.

Яромир Романов / Znak.com

— А когда-то раньше это было? Какой период существования милиции-полиции вы можете назвать наилучшим?

— Та система органов внутренних дел, которую мы наблюдаем сейчас, была сформирована в 70-х годах XX века при министре внутренних дел Николае Щелокове. Именно тогда было сформировано доверие общества к органам внутренних дел. Но все течет, все меняется, социальные процессы ускоряются, а система с того времени, по сути, не реформировалась. Да, свои базовые функции система МВД выполняет: борьба с криминалом, борьба с коррупцией, но те меры, реформы, которые были приняты за последние 10 лет, явно недостаточны. Та же заработная плата не индексировалась уже лет семь. Соответственно это влияет на мотивацию личного состава. И поскольку система устарела, то многочисленные попытки что-нибудь в ней подлатать не дадут должного эффекта.

— Одна из главных проблем системы МВД — это палочная система, за которой следуют произвол, пытки, махинации со статистикой. На ваш взгляд, это родовая травма российской системы МВД или же возможно преодолеть?

— Оценка эффективности работы органов внутренних дел была сформирована в 70-х годах прошлого века: раскрываемость, направление уголовных дел в суд и так далее. В 2014 году ее попытались поменять, введя балльную систему. Это приказ 1040, насколько я помню, в нем отражены критерии оценки эффективности работы органов внутренних дел. Но если внимательно его прочитать, то он снова воспроизводит палочную систему. Пока существует понятие АППГ (аналогичный период прошлого года), то сотрудники будут делать все возможное, чтобы превысить его хотя бы на одну единицу. Если мы, например, возьмем такую норму права, как управление автотранспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, то увидим из практики судебных дел, что сотрудники ГИБДД идут на всевозможные ухищрения, чтобы оформлять водителей как нетрезвых за рулем. Зачем это делается? Потому что у них план — нужно поймать определенное количество пьяных за отчетный период, вот и стараются, нарушая права водителей и надеясь, что те не смогут потом защитить себя в суде.

— Председатель «Комитета против пыток» Игорь Каляпин полагает, что к оценке деятельности правоохранителей нужно привлекать общественные структуры. Насколько эта мера реалистична?

— Общественный контроль за деятельностью полиции очень эффективная мера. Но я полагаю, что нужно вообще убрать АППГ и просто оценивать по динамике роста преступности. Если динамика отрицательна, то полиция работает хорошо. Это и так очевидно.

— Насколько серьезно общество в лице различных общественных организаций контролирует работу МВД? На примере дела Ивана Голунова мы видим, что пока не будет резонанса, не будет никаких изменений — рука руку моет.

— Случай с Голуновым очень показательный, общество может давить на полицию. Только у меня единственный вопрос. Хорошо, дело прекратили, а что дальше, кто ему подбросил эти наркотики? Уголовное дело возбуждено в отношении неустановленных лиц. Установить, кто совершил правонарушение, не составит труда. Но пока никого не наказали, только уволили нескольких полицейских.

Яромир Романов / Znak.com

— Не будешь же всякий раз собирать сотни и тысячи митингующих, чтобы защитить права отдельно взятого гражданина. Как быть, если человек никому не известен, но он стал жертвой полицейского произвола?

— Нужен суд присяжных, он надежнее и справедливее. Это в каком-то случае и есть давление общества и на полицию, и на правосудие. Ведь судят обычные люди с улицы, их сложно подкупить, с ними сложнее договориться. Сейчас суды присяжных существуют только на уровне районных судов, и то применяются далеко не во всех случаях. У нас 80% уголовных дел рассматриваются в особом порядке, когда человек все признал сам. В таком случае суд присяжных не нужен. Но когда человек не признает свою вину, он тоже надеется на справедливость. Если мы посмотрим на практику приговоров, когда их выносят суды присяжных, то там около 20% оправдательных приговоров. Суд присяжных исключает влияние прокурора и начальника полиции. Но, естественно, такой суд не нужен той же полиции или прокуратуре, и вертикали власти вообще, потому что, как я уже сказал, половина приговоров будут оправдательными.

— То есть замкнутый круг? Без смены политического режима нечего и мечтать о широком распространении судов присяжных?

— Нет, при нынешнем режиме суд присяжных возможен, необязательно его менять. Просто нужно доносить правильность этой идеи до первых лиц государства, а с их стороны нужна политическая воля.

«Нужно создать такие условия, чтобы решить вопрос по закону было легче, чем давать взятку»

— Как вы оцениваете предложение, чтобы разделить полицию на региональную и местную, с одной стороны, и федеральную — с другой. Местная занимается мелкими преступлениями, федеральная, допустим, организованной преступностью. C таким предложением выступал Комитет гражданских инициатив во главе с Алексеем Кудриным. Поможет ли это лечению родовых пороков МВД?

— Предложение хорошее.

— Но есть аргумент против, такая децентрализация может привести к тому, что на местах полициях будет сращиваться с местными чиновниками и никто ее не будет контролировать сверху, что усилит коррупцию.

— Учитывая, что у нас выстроена вертикаль власти, я думаю, что глава региона будет служить системой сдержек и противовесов для предотвращения коррупции, кумовства и тому подобных вещей. Другое дело, что федеральная власть, по крайней мере при нынешнем режиме, никогда не пойдет на такой шаг. Это развалит ее вертикаль, которую она несколько лет выстраивала и теперь за счет нее управляет регионами и муниципалитетами.

Яромир Романов / Znak.com

— Одна из проблем сотрудников МВД — это некая субкультура в органах, которой больше свойственны не желание защитить право и закон, а стремление выслужиться перед начальником, сделать карьеру, как вы сказали выше — отсутствие четких целей службы. Как быть с этой проблемой? Может быть, как в Грузии, уволить всю полицию и заменить ее свежими кадрами?

— Пример Грузии показателен. Еще с советских времен это была одна из самых коррумпированных республик. Но к нашим реалиям это вряд ли подойдет. Как обновить кадры? Устроить тотальную переаттестацию? Мы это уже делали. Вообще всех выгнать и набрать новых? Но ведь полицейских не завозят откуда-то с других планет, их набирают из того же самого общества. Если само общество считает коррупцию нормой, то рано или поздно и полиция, состоящая из новобранцев, снова заразится ей.

— Тогда как вытравить из рядов полиции коррупцию и вообще изменить мотивацию с корыстной на служение обществу?

— Первое, с чего бы я начал, это лишил бы систему МВД своих собственных ведомственных вузов. Я сам такой закончил. МВД готовит свои кадры, зачастую их выпускники далее служить не хотят, но делают это, потому что их держит контракт. С другой стороны, есть гражданские вузы, выпускники которых хотели бы пойти служить в МВД. Но из гражданских вузов сложно попасть в полицию, потому что требования при приеме чрезмерно завышены, а сама процедура, скажем так, непрозрачная. Но когда мы позволим приходить служить в МВД обычным гражданским лицам, тогда начнут меняться внутренняя культура и мотивация полицейских. Почему? Потому что люди, приходящие из гражданских вузов, не встроены в систему. И, соответственно, у них иной взгляд на вещи, иные ценности, они не подвержены тому, что вы назвали субкультурой полицейских.

— Не проходит и месяца, чтобы кого-то из полицейских не поймали на получении взятки. Глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов полагает, что регулярные аресты полицейских начальников свидетельствуют, что сейчас проходит лечение от болезни под названием «коррупция». Вы как считаете, все эти аресты действительно свидетельствуют о постепенном выздоровлении МВД?

— У меня недавно было одно уголовное дело. Один из подсудимых в ходе судебного заседания на вопрос, видели ли вы полицейского, который не берет взяток, ответил, что видел, но когда был в дурдоме (он проходил судебно-психиатрическую экспертизу в ходе расследования). Взяточничество — это болезнь не только МВД, это болезнь всего общества. Требовать от полицейских перестать брать взятки, когда все остальное общество их дает, а чиновники высшего ранга не брезгуют их брать, не является решением проблемы. Коррупцию нужно искоренять во всем обществе. А что касается правоохранительных органов, то нужно создать такие условия, чтобы решить вопрос по закону было легче и эффективнее, чем давать взятку. Взятка ведь в каких случаях дается? Например, при прохождении экзаменов для получения водительского удостоверения. А нужно систему сдачи экзаменов автоматизировать, убрать человеческий фактор. Нет условий — нет взятки. А у нас только ужесточают наказание. И что в итоге? Вот, например, ужесточают наказание за нарушение ПДД. Это не значит, что нарушать будут меньше, это значит, что «тариф» взятки будет больше. Ужесточение — это не решение проблемы.

Яромир Романов / Znak.com

— Есть и другое предложение. Например, у каждого сотрудника органов, проработавшего более 10 лет, и у его ближайших родственников проводить опись активов и требовать объяснения, на какие средства они приобретены. Но не будет ли в этом случае нарушения их прав?

— Насколько я знаю, подобная практика уже есть, полицейские обязаны декларировать свое имущество. Но даже в этом случае исполнение очень убогое. Вот, например, случай из жизни. Участковый купил с помощью ипотеки себе квартиру, а прокурор, усмотрев несоответствие в его доходах и расходах, обратился в суд и квартиру изъяли в пользу государства. То есть в теории это хорошая мера, но как она будет реализовываться на практике, большой вопрос. Под каток могут попасть рядовые сотрудники, а высокие полицейские чины могут выйти сухими из воды.

«Где может работать технология, человек не нужен»

— Государство год от года сокращает количество должностей в МВД, в первую очередь в ГИБДД. Насколько эту меру можно назвать реформаторской и способствует ли она эффективности?

— Эти шаги ни к чему не приводят. Давайте вспомним, кто готовит эти предложения. Это сотрудники кадровых подразделений, которые не имеют вообще никакого представления о том, как работает та или иная служба МВД. Сами себя они не сократят, поэтому и режут по рабочим должностям: по следователям, по оперуполномоченным, по дознавателям, по сотрудникам ГИБДД. Просто возрастают нагрузка и требования на отдельно взятого сотрудника.

Я согласен, что надо как можно больше реформировать МВД. Но только с умом. Предложения по реформированию должны включать в себя не предложения кадровых аппаратов, всяких вспомогательных служб, а прежде всего предложения самих сотрудников. Насколько я знаю, сейчас даже материально-техническое обеспечение оставляет желать лучшего. Бывают случаи, что сотрудники полиции за свой счет бумагу для ксерокса покупают. Этот вопрос тоже должен стать частью реформы. А просто все подряд оптимизировать, исходя из экономии бюджета, это не реформирование. И уж точно это не приведет к изменению мотивации полицейских, повышению их правосознания, соблюдению прав граждан. А именно эти вещи должны быть целью реформирования.

Яромир Романов / Znak.com

— Но сокращают не только количество личного состава. Постепенно у того же ГИБДД забирают и функции. Например, несколько лет тому назад техосмотр был изъят из ГИБДД и передан коммерческим организациям. Комитет гражданских инициатив предлагал в свое время передать функцию выдачи водительских прав в гражданские ведомства. Не много ли у МВД функций и пойдет ли на пользу обществу их сокращение?

— Там, где в МВД есть тема денег, всегда найдутся возможности и соблазны для коррупции. Вот раньше водители платили штрафы напрямую полицейским, теперь эту функцию у них забрали, мы оплачиваем квитанции, причем есть льготный период, и взятки стали давать меньше. Что касается водительских прав, то, как я уже сказал, экзамен для их получения можно вообще автоматизировать. А полицейские в это время пусть ловят нарушителей на дорогах. Компьютерная программа сама решит, прошел человек экзамен или нет. И так во всей службе, где может работать технология, человек не нужен.

— К слову сказать, насчет технологий. Сегодня правительство активно занимается цифровизацией. Например, камеры регистрируют нарушителей скоростного режима. А должен ли видеоконтроль коснуться и работы полицейских? Например, организовать постоянную фиксацию деятельности сотрудников, обработку и анализ потокового видео на предмет сцен насилия и так далее. Это возможно?

— У каждого из нас есть смартфон, которым мы можем фиксировать работу полицейских, в том числе и нарушения с их стороны. И если это уже реальность, почему бы не сделать следующий шаг — принять закон, который бы обязывал всех полицейских оснастить видеорегистраторами? Я уверен, что повсеместное внедрение видеорегистраторов будет выгодно также и самим стражам порядка. Например, кто-то напал на полицейского. Он вынужден был сопротивляться. Но его, допустим, обвиняют в превышении должностных полномочий. И как он может доказать свою правоту? Вот, пожалуйста, видеозапись, на которой видно, что на него напали, а он действовал строго в соответствии с протоколом: предупредил лицо о противоправном поведении, лицо не прекратило противоправное поведение, и он применил физическую силу.

— Методы и предложения реформирования понятны. Но кто же за это возьмется? Если у власти стоят силовики, то очевидно, что им невыгодно реформировать МВД, тем более если оно служит инструментом политического давления. Есть ли выход в такой ситуации?

— Дело в том, что среди правящего класса выходцев из МВД нет. Там в основном выходцы из КГБ. И мы действительно видим по «московскому делу» то, о чем вы говорите, когда по легким составам преступления назначаются драконовские наказания. Какой выход? Только за счет роста правосознания самих полицейских. Пусть это прозвучит несколько идеалистически, но полиция может проявить твердость и просто не оформлять задержанных на митингах. Вспомним недавний случай, когда полицейский Виталий Максидов отказался признавать себя пострадавшим от брошенной бутылки и уволился. Если так каждый поступит в московском МВД, я сомневаюсь, что в одночасье всех уволят. Всех не уволят. При этом и гражданское общество в такой ситуации тоже могло бы поддержать полицейских, которые отказываются возбуждать дела там, где нет преступления. То есть показать, что не все полицейские — это «псы режима» и «каратели». Вот, есть достойные люди. Это показало бы, что полиция стоит не на стороне правящей группы, а на стороне закона и соблюдения прав граждан. И я уверен, рано или поздно это произойдет.

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Поделись Автор