Как часто проверяют ИП

Кто контролирует цены на продукты питания?

В рамках антимонопольного регулирования ФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части обоснованности устанавливаемых хозяйствующим субъектом цен на товары (услуги), в случае, если данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение. Условия, на основании которых положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, установлены статьей 5 Закона о защите конкуренции, а также в части обоснованности ценообразования на товары в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений.

В настоящее время в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 N 778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» ФАС России совместно органами государственной власти проводится комплекс мер по обеспечению оперативного мониторинга и контроля за состоянием товарных рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также мер направленных на увеличение предложения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в целях недопущения роста оптовых и розничных цен.

В рамках реализации указанных мер в том числе запланировано проведение контрольных мероприятий и применение мер антимонопольного реагирования при выявлении признаков нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о торговле на товарных рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Также на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru организована работа «горячих линий» для получения оперативной информации о фактах повышения цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие.

Если заявитель хочет сообщить о признаках нарушения антимонопольного законодательства, он может обратиться в ФАС России или в соответствующий территориальный антимонопольный орган по месту проживания с письменным заявлением, которое должно быть представлено в антимонопольный орган в соответствии с требованиями, указанными в статье 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с указанием сведений о заявителе, сведений о лице, в отношении которого подано заявление, описанием нарушения антимонопольного законодательства, существа требований, с которыми заявитель обращается, с приложением документов, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства (далее — документы). В случае невозможности представления документов, указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемое лицо или орган, у которых документы могут быть получены.

2. В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле) хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением случаев, установленных данным федеральным законом, другими федеральными законами, самостоятельно определяют цены на продаваемые товары.

Согласно части 5, 6 статьи 8 Закона о торговле в случае, если в течение тридцати календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит тридцать и более процентов, Правительство Российской Федерации в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на территории такого субъекта Российской Федерации или территориях таких субъектов Российской Федерации на срок не более чем девяносто календарных дней.

Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и порядок установления предельно допустимых розничных цен на них устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 N 530 «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения».

Подготовка предложений об установлении предельных розничных цен на продовольственные товары осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации по результатам еженедельного макроэкономического анализа состояния розничных цен на продовольственные товары.

Указанный анализ проводится на основании оценки данных федерального статистического наблюдения за средними розничными ценами на продовольственные товары и их изменениями по субъектам Российской Федерации, представляемых Федеральной службой государственной статистики, а также информации о причинах и условиях роста цен, получаемой от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых в течение 30 календарных дней подряд отмечается рост розничных цен на продовольственные товары не менее чем на 30 процентов, а также от хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и поставки продовольственных товаров на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

По результатам проведенного анализа Министерство экономического развития Российской Федерации вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации об установлении предельных розничных цен на продовольственные товары, реализуемые на территории отдельного субъекта Российской Федерации или на территориях субъектов Российской Федерации, с указанием наименований продовольственных товаров, размеров предельных розничных цен на такие товары и сроков, на которые вводятся предельные розничные цены.

В период действия Закона о торговле (с 1 февраля 2010 года по настоящее время) Министерство экономического развития Российской Федерации предложений об установлении предельных розничных цен на продовольственные товары на территориях субъектов Российской Федерации в Правительство Российской Федерации не вносило.

Начиная собственное дело, вы, безусловно, понимаете, что вас будут проверять. Но частые проверки и постоянные придирки контролирующих органов могут стать одной из причин закрытия ИП. Кто и как часто имеет право вас проверять?

Больше всего внимания к себе и своему делу вы почувствуете от налоговой и трудовой инспекций, Роспотребнадзора и пожарного надзора. Вас также могут проверять Ростехнадзор, Россельхознадзор, но это лишь в том случае, когда ваш бизнес входит в их компетенцию.

У контролирующих органов, безусловно, есть право вас проверять, но делать это они обязаны в соответствии с законом № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля…».

Именно этот закон ограничивает количество возможных плановых проверок вашего бизнеса. Согласно ему проверять вас могут не чаще одного раза в три года. И это относится ко всем надзорным органам. Закон разделил все проверки на плановые и внеплановые, выездные и документарные, установил сроки проверок для каждой контролирующей ИП организации и условия, когда эти сроки можно продлить, а также указал ситуации, на которые эти требования не распространяются. Например, таможенный контроль в своей деятельности опирается не на данный закон, а на Таможенный кодекс РФ.

За всеми проверками, согласно данному закону, следит Генеральная прокуратура.

Все плановые проверки известны заранее, и план этот опубликован на сайте Генеральной прокуратуры. В данном плане указан месяц, более точно о дате проверки вас уведомят письменно не позднее, чем за три дня до ее начала. Такой же график можно найти и на официальных сайтах контролирующих организаций.

Не стоит забывать, что проверки могут быть и внеплановые. Чаще всего они связаны с жалобами, которые на вас могут поступать в тот или иной надзорный орган.

Налоговая инспекция

К вниманию налоговой инспекции готовы все. Также все готовы к тому, что налоговики будут стараться качественно выполнять свою работу, то есть взыскивать с вас все налоги по полной программе. Избежать налоговых проверок невозможно, так как каждый ИП платит налоги.

Налоговые проверки бывают двух видов: камеральная и выездная. Порядок их прописан в 14 главе Налогового кодекса.

Камеральная проверка проводится по итогам сданной вам отчетности. Идти может до трех месяцев. Если у налоговой возникнут вопросы, то вы обязаны будете предоставить требуемые подтверждающие документы. Если по результатам проверки вам необходимо будет ликвидировать недоплату, то на это у вас есть 10 дней.

Выездная проверка — масштабное мероприятие и глобальная проверка вашего бизнеса. Здесь не только вы будете отвечать на вопросы, но, возможно, будут задействованы свидетели и понятые. Инвентаризация вашего имущества и выемка документов тоже возможны. Обычно такая проверка длится не дольше двух месяцев, но если понадобится встречная проверка, то срок может растянуться.

Повторно проводить проверку по уже проверенному периоду налоговая не имеет права.

Трудовая инспекция

Трудовая инспекция проверяет на предмет исполнения Трудового кодекса. Проверять будут ваши кадровые документы, ваши трудовые договора с каждым вашим сотрудником, график ваших выплат заработной платы, отпуска ваших работников и т.п. По результатам проверки составляется протокол, в котором указываются нарушения и предписания по их устранению. За серьезные нарушения может грозить и дисквалификация руководителя.

Пожарный надзор

Работники МЧС в своих проверках ориентируются на следующие законы:69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994, Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 Правила противопожарного режима, Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 N 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» и Административный регламент, утвержденный приказом МЧС РФ от 28.06.2012 N 375.

По результатам проверки вы можете попасть на штрафы. Все штрафы в этой сфере прописаны в статье 20.4 КОАП. И стоит учесть, что суммы штрафов для ИП немаленькие, для ООО еще больше. За особые нарушения по результатам проверки возможна приостановка деятельности вашего бизнеса на срок от 1 до 3 месяцев.

Роспотребнадзор

Роспотребнадзор будет следить за вашей предпринимательской деятельностью, если вы работаете с населением: продаете им что-то или оказываете какие-либо услуги.

Проверять могут по многим пунктам. Например, соответствие санитарно-эпидемиологическому заключению, наличие сертификатов соответствия на товары и продукцию, договор о вывозе мусора, срок годности продуктов, соблюдение правил товарного соседства, соблюдение температурного режима при хранении и т.д.

Результаты проверки

Результаты любой проверки оформляются актом. Он составляется в двух экземплярах по установленному образцу. Один экземпляр должен вручаться вам. Если личная передача акта вам или вашему представителю невозможна, то документ отправляется вам заказным письмом с уведомлением о вручении.

В акте указываются результаты проверки и если есть, то и выявленные нарушения. Если нарушения выявлены, то вы получите предписание об их устранении, в котором будут указаны и сроки, за которые вы должны все выполнить. Если нарушения серьезные, то после проверки может последовать и возбуждение административного правонарушения.

Если вы не согласны с результатами проверки, то имеете право обжаловать их. Свои возражения вы должны оформить письменно и направить в соответствующий надзорный орган. На это у вас по закону есть 15 дней с момента вручения вам акта проверки. Однако нельзя самостоятельно обжаловать протоколы административных правонарушений. В этих случаях вы можете внести свои возражения в них, а уже после обжаловать постановление по делу.

Жаловаться можно вышестоящему должностному лицу в том же надзорном органе, который и проводил проверку, в прокуратуру или в арбитражный суд. В суд можно подавать жалобу в течение трех месяцев.

Если проверка проходила с нарушениями, и вы это докажите, то результаты такой проверки не имеют силы.

Таким образом, закон ограничивает произвол контролирующих органов и вынуждает вас самих вести свой бизнес с соблюдением установленных норм. Однако в ходе проверок вам может понадобиться помощь юриста, например, для сопровождения одной из проверок. Для такого сопровождения совсем не обязательно иметь личного юриста, достаточно быть клиентов Совкомбанка и подключится к услуге «Бизнес-Юрист». Именно этот пакет дает возможность ИП проконсультироваться с высококвалифицированным юристом в любое время.

Предпринимательская деятельность находится под постоянным контролем налоговых органов. ФНС вправе проверить ИП на полноту и своевременность оплаты налогов и сборов, а также проконтролировать, сдает ли предприниматель необходимую налоговую отчетность. В статье разберем, как осуществляется налоговая проверка ИП, а также выясним, как часто налоговая может проверять предпринимателей и как ИП подготовиться к визиту контролеров.

Выездные и камеральные проверки ИП

В отношении предпринимателей действуют общие правила налогового контроля. Это значит, что налоговики могут осуществлять плановые и внеплановые проверки ИП, а также контролировать деятельность предпринимателя путем проведения камеральных и выездных проверок.

Порядок проведения камеральных и выездных налоговых проверок регламентируется ст. 88 и ст. 89 НК РФ соответственно. Указанный механизм действуют как в отношении проверок организации, так и в отношении контроля деятельности ИП.

Когда налоговики проводят камеральную проверку ИП

Камеральная проверка – проверка расчетов и сумм, указанных ИП в налоговой декларации, которую ФНС осуществляет по месту нахождения налогового органа. Согласно ст. 88 НК РФ, ФНС вправе проводить камеральную проверку ИП на основании каждой предоставленной налоговой декларации. Проверка осуществляется в ходе выполнения сотрудниками ФНС служебных обязанностей, специальное решение руководителя для этого ре требуется.

При камеральной проверке ФНС осуществляет контроль достоверности сведений, внесенных в декларацию, а также правильность отраженных сумм. При проверке налоговики сверяют суммы, указанные в декларации, с книгой учета доходов и расходов и прочими сведениями, которые имеются в распоряжении ФНС.

В общем порядке камеральная проверка проводится в течение 30 дней, но в исключительных случаях может быть продлена до 3-х месяцев.

Когда ФНС может провести выездную проверку ИП

Налоговики вправе осуществлять выездные проверки деятельности ИП. Такая проверка проводится по месту деятельности ИП и назначается на основании специального решения руководителя налогового органа.

Основанием для выездной проверки ИП могут служить следующие факты:

№ п/п Основание для выездной проверки ИП Описание
1 Доходы и количество сотрудников ИП на УСН постоянно находятся на уровне, близком к предельному значению В 2020 году ИП сохраняет право на применение «упрощенки» при годовом доходе до 150 млн. руб. и численности сотрудников до 100 человек среднесписочно. Если за прошедший год количество сотрудников ИП на УСН составило 99 человек, а годовой доход – 149.900.000 руб., то вероятность выездной проверки ИП в данном случае максимальна
2 Большинство контрагентов ИП – посредники С точки зрения ФНС, агентская и посредническая деятельность является маркером высокой степени налогового риска. Если ИП работает с посредниками, а частности, в деятельности предпринимателя используются цепочки контрагентов, то этот факт станет для ФНС основанием для проведения выездной проверки
3 Доходы ИП равны расходам Данное правило касается ИП на УСН 15%. Если предприниматель систематически подает декларации, в которых доходы равны расходам, а налог к оплате равен 0, то в ближайшее время сотрудники ФНС навестят ИП с проверкой
4 Деятельность ИП убыточна Если ИП на УСН 15% несколько лет подряд работает без прибыли, при этом размер убытков предпринимателя с каждым отчетным периодом растет, то это факт для ФНС является веским основанием для проведения выездной проверки
5 ИП работает с фирмами-однодневками Фактором налогового риска является взаимодействие ИП с фирмами-однодневками, а также организациями, которые постоянно меняют адрес регистрации либо зарегистрированы в местах массовой регистрации. Выездная проверка ИП в данном случае будет вполне обоснованной

Срок выездной проверки ограничен 2-мя календарными месяцами, но в исключительных случаях может быть продлен до 4-х и даже до 6-ти месяцев.

Плановые и внеплановые проверки предпринимателей: как часто налоговая проверяет ИП

ФНС может проверить ИП как планово (согласно графику), так и внепланово (на основании соответствующего решения).

ИП включаются в график плановых проверок в соответствие с категорией налогового риска, присвоенного предпринимателю:

  • деятельность ИП высокого уровня налогового риска проверяется раз в 3 года;
  • ФНС могут проверить ИП среднего уровня риска не чаще раза в 5 лет;
  • ИП с низким уровнем налогового риска в график плановых проверок не включается.

Налоговики могут проверить ИП внепланово в случае, если предприниматель:

  • в установленный срок не предоставил пояснения на требование ФНС;
  • не устранил нарушения, зафиксированные в ходе предыдущей проверки.

Основанием для проведения внеплановой налоговой проверки могут быть иные случаи нарушения ИП действующего налогового законодательства. Внеплановая проверка ИП осуществляется только при наличии соответствующего распоряжения руководителя налогового органа.

Читайте также статью ⇒ «Продление налоговой амнистии ИП в 2020 году».

Мораторий на проверки малого бизнеса

01.01.2016 года вступил в силу закон, согласно которому введен мораторий на проведение проверок малого бизнеса. Под мораторий подпадает деятельность малых фирмы и ИП.

Согласно закону, в период с 01.01.2016 по 31.12.2020 года запрещены следующие виды проверок:

  • налоговые проверки деятельности ИП (контроль за сроком уплаты налогов и подачи отчетности);
  • проверка предпринимателей органами прокуратуры и ФТС;
  • контрольные мероприятия, осуществляемые Ростехнадзором по факту жалоб, аварий, ЧП.

В конце 2020 года в Госдуму внесен законопроект, согласно которому планируется продлить действие моратория еще на 4 года (до конца 2021 года).

Отметим, что действие моратория не распространяется на аудиторов, а также предпринимателей, которые работают в сфере энергетики, образования и здравоохранения. Также ФНС вправе проверить ИП, которые в течение последних 3-х лет допускали грубые нарушения налогового законодательства (занижение налоговой базы, просрочка оплаты налога, недоплата по налогу, непредоставление отчетности).

Читайте также статью ⇒ «Мораторий на проверки малого бизнеса: кого не будут проверять налоговики в 2020 году».

Как предпринимателю подготовиться к визиту налоговиков

Если деятельность ИП подпадает под проведение контрольных мероприятий со стороны ФНС, то предпринимателю следует основательно подготовиться к визиту налоговиков. Эксперты налогового законодательства предлагают ТОП-5 советов, которые помогут предпринимателю «быть во всеоружии».

Совет #1. Подготовьте первичные документы

Цель налоговой проверки – контроль соблюдения ИП требований налогового законодательства. Это значит, что налоговики будут проверять правильность определения налоговой базы и расчета налога.

Декларация и Книга учета доходов и расходов, предоставленная ИП в ФНС, уже проверена в ходе камеральной проверки. Во время выездной проверки налоговики будут запрашивать первичные документы, чтобы удостовериться, что операции, отраженные в КУДиР, действительно осуществлялись и их сумма отражена правильно.

Подготовьте все первичные документы (счета-фактуры, акты выполненных работ, накладные), на основании которых отражены записи в КУДиР. Проверьте, все ли суммы отражены правильно, проконтролируйте наличие необходимых реквизитов (печатей, подписей).

Совет #2. Проверьте расчеты по декларациям

Ошибка в расчете налогооблагаемой базы и суммы налога может считаться основанием для начисление штрафа в случае, если такая ошибка привела к занижению базы и недоплате налога в бюджет.

Перед визитом налоговиков самостоятельно пересчитайте все суммы, отраженные в декларациях за проверяемый период. Если обнаружили ошибку – незамедлительно составляйте и подавайте в ФНС уточненную декларацию.

Совет #3. Будьте готовы к инвентаризации

Согласно действующему законодательству, в рамках проверки налоговики вправе:

  • запрашивать все необходимые документы, проверять их на месте, а также изымать;
  • проводить допросы предпринимателя и сотрудников;
  • осматривать помещения ИП;
  • привлекать к проверке экспертов (в том числе в части оценки имущества);
  • проводить инвентаризацию.

Напомним, что ИП имеет право на применение УСН при условии, что остаточная стоимость основных средств ИП не превышает 150 млн. руб. В ходе проверки ФНС вправе провести инвентаризацию и оценить фактическую стоимость ОС на дату проверки, после чего сравнить полученный результат с учетными показателями. В случае если фактическая стоимость ОС, установленная в результате налоговой инвентаризации, существенно превышает сумму, отраженную в учете ИП, то ФНС может лишить предпринимателя право на применение «упрощенки».

Читайте также статью ⇒ «Проверка налогов ИП: как предпринимателю подготовиться к визиту налоговиков».

В аппарат иркутского бизнес-омбудсмена начали поступать жалобы предпринимателей на незаконное административное давление. Предприниматели рассказали, что им звонят неизвестные люди и представляются сотрудниками общественной организации «Центр защиты прав потребителей». Они заявляют о том, что через несколько часов в компании пройдет проверка и требуют подготовить документы.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей напоминает, что никакие общественные организации не имеют права проводить проверки! Проверки являются контрольно-надзорными мероприятиями. Выполнять их могут только государственные и органы местного самоуправления (например, Роспотребнадзор).

Общественные организации могут осуществлять лишь общественный контроль, и то при наличии конкретных оснований. При проведении общественного контроля общественные объединения не вправе требовать предоставления документов или выполнения каких-либо действий, которые не предусмотрены законом.

📌 Реклама

Права общественных объединений прописаны в статье 45 Федерального закона «О защите прав потребителей». В частности, там сказано о возможности направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению в пределах полномочий. Также общественные организации могут участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями.

Согласно судебной практике, документы, составленные общественными организациями по итогам общественного контроля, не являются абсолютными доказательствами.

Есть информация, что представители «Центра защиты прав предпринимателей» пытаются провоцировать конфликтные ситуации с предпринимателями и даже требовать у них деньги. Уполномоченный призывает не поддаваться на провокации.

На кого падет выбор
Торгинспекции проверяют фирмы и предпринимателей, которые продают товары для населения и оказывают услуги общественного питания. Понятно, что таких фирм много. Поэтому инспекторы проверяют только их часть. Для этого в инспекциях составляется специальный план, который утверждает руководитель регионального управления.
В плане, как правило, указывается тема проверки. Это могут быть правила применения кассовых аппаратов, наличие сертификатов на товары, определенная сфера деятельности (например, торговля ювелирными изделиями) и т. д. А вот конкретную фирму, которая будет проверяться, определяет отделение инспекции. При этом инспекторы не смотрят на «жирность» своей потенциальной «жертвы». Ревизоры с одинаковой вероятностью могут посетить и крупный супермаркет, и небольшой лоток у вокзала.
Такие проверки называются плановыми. Они не могут проходить чаще одного раза в два года. Но если при плановой проверке инспекторы найдут нарушение, то посетят фирму еще раз. Их визит будет называться повторной проверкой. При повторных проверках соблюдать двухлетний интервал торгинспекция не обязана.
По статистике, торговые инспекторы находят нарушения более чем у 90 процентов фирм. А это значит, что повторное посещение грозит большинству организаций.
Еще одним поводом для прихода торгового инспектора может стать жалоба на торговца. Например, покупателю не понравилось качество товара или грубый ответ продавца. В этом случае проверка называется внеплановой.

Как инспекторы отовариваются
Торговая инспекция начинает свои проверки с контрольной закупки. Ревизоры под видом покупателей приобретают несколько наименований товаров. Если на фирму поступила жалоба, то инспекторы купят те продукты, которые не понравились покупателям. Если же проходит плановая проверка, то контролер выбирает товары на свой вкус.
Некоторые бухгалтеры считают, что при контрольной закупке инспектор в первую очередь проверяет порядок расчетов наличными: выдает ли продавец кассовый чек, правильно ли он рассчитал сдачу и т. д. Ревизоры действительно обращают на это внимание. Но проверка кассовой машины — это не главная их цель.
Торговые инспекторы проверяют качество товара и вежливость продавца. Например, контролер посмотрит, срезал ли торговец обветренный край колбасы или сыра, правильно ли он взвесил фрукты и т. д. Также ревизор обратит внимание на то, как одет торговец, насколько вежливо он отвечает на вопросы покупателей и т. д. Естественно, чтобы это проверить, инспектор попросит взвесить именно заветренную колбасу или много разных фруктов.
Как нас заверили торговые инспекторы, продавцов они не провоцируют. «Мы никогда не скажем продавцу: «Взвесьте вот этот заветренный кусок колбасы. Да не срезайте край. Мне так больше нравится», — рассказывает Светлана, работник одной из торгинспекций города Москвы. — Сами мы не заставляем торговцев делать ошибки. А зачем? Нарушителей мы и без этого находим. Нарушения есть почти у всех фирм».
Интересно, что о грубости продавцов инспекторы также делают пометку в акте. И если инспекция не будет штрафовать за грубость, то уж точно сочтет ее как отягчающий вину фактор. А значит, штраф за другое нарушение будет максимальным.

Ваши документы
Инспекторы объявляют о контрольной закупке и показывают свои служебные удостоверения и распоряжение на проверку сразу после того, как продавец отдаст «покупателю» товары, сдачу и кассовый чек.
Как правило, ревизоры ходят на проверки парами. После объявления о контрольной закупке один инспектор остается с товаром, а второй отправляется к руководству магазина.
Иногда инспекторы привлекают к проверкам милиционеров. «Работники силовых ведомств нам очень помогают, — раскрывает секреты своей работы Светлана. — Например, с торговцами у метро бороться без милиции просто невозможно. Ведь мы пальцем их тронуть не можем. Инспектор имеет право только сделать замечание. Дескать, здесь торговать нельзя. И все. А вот милиционер может не только пальцем тронуть, но и товар конфисковать».
Распоряжение на проведение проверки ( образец ) должно быть подписано руководителем территориальной Госторгинспекции или его заместителем. Кроме того, на этом документе должна стоять печать региональной инспекции. Правда, определить, кто в действительности подписывал распоряжение, довольно сложно. Например, у руководителя Московской торговой инспекции более десяти заместителей. Естественно, знать их всех невозможно.
«Когда нас посещают торговые ревизоры, я всегда стараюсь делать копии документов, с которыми они приходят. Это чтобы знать, кто конкретно нас проверял, — делится своим опытом Иван Борисов, бухгалтер из Омска. — Да и сам инспектор будет в курсе, что в случае чего мы без проблем его отыщем. А это несколько охлаждает пыл инспекторов».
Впрочем, как заверили нас в самой инспекции, ревизоры не ошибаются при заполнении распоряжений. «Производство» этих документов хорошо налажено. Поэтому не ту подпись или неправильную печать обнаружить вряд ли удастся.

А теперь ваши…
Проверяют контролеры накладные, сертификаты на товары, информацию о продукции на упаковке, сведения о продавце и изготовителе.
Накладным поставщиков инспекторы уделяют особое внимание. Ведь этот документ подтверждает происхождение товара.
«Как ни странно, но у продавцов очень часто отсутствуют транспортные документы на товар, — говорит Светлана. — На этом горят многие фирмы».
При проверке продавцов, которые торгуют с лотков вдали от магазина, часто выясняется, что продавцы сами устанавливают цены. А этого делать нельзя. Продавать товары нужно по ценам, которые указаны в накладной, выписанной магазином.
Отсутствие сертификата на товар или неправильно заверенный сертификат — тоже довольно частое нарушение. Перечень товаров, которые нельзя продавать без сертификата, довольно внушительный и приведен в постановлении Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1013. В него попали продукты, детские игрушки, косметика, лекарства и т. д.
Инспекторы проверяют копии сертификатов. Копия может быть заверена Госстандартом, научным институтом, который проводил сертификацию продукции, нотариусом или поставщиком.
Последний способ — самый распространенный. Однако нужно помнить, что заверить копию сертификата может только тот поставщик, который произвел товар или привез его из-за границы. То есть та организация, которой выдан сертификат. А вот фирмы, которые перепродают товары, заверять сертификаты не могут.
Если копия заверена неправильно, то фирме, купившей товар у такого поставщика, избежать штрафа не удастся.
Нарушений, связанных с указанием информации о товаре, тоже много. Какая информация на каком товаре должна присутствовать, определяет Госстандарт. Например, на упаковках пищевых продуктов должны быть указаны производитель, его адрес, срок годности, состав продукта и т. д.
Если необходимых сведений на товарах не окажется, то инспекторы запретят их продавать. Эту продукцию придется вернуть, а в торговую инспекцию представить копии накладных на передачу товаров производителю. И конечно, не удастся избежать штрафа.
Проверяют инспекторы и правильность оформления торгового зала. Не с точки зрения дизайна, конечно. Условия просты: должны быть Правила торговли, книга жалоб и предложений, а в торговом зале — контрольные весы.

В результате
После окончания проверки ревизоры составляют акт в двух экземплярах. Первый остается фирме, а второй забирают инспекторы. Если есть нарушения, то они оформят специальное определение о возбуждении административного расследования.
На основании акта и определения начальник территориальной торгинспекции определит конкретную сумму штрафа. Ведь в Административном кодексе приведены только минимальная и максимальная его величины.
За некоторые нарушения торговая инспекция штрафовать не может. В этом случае она сообщит о нарушении в налоговую инспекцию, милицию и т. д. И разбираться с нарушителями будут уже эти учреждения.
Чтобы определить сумму штрафа, у инспектора есть месяц. После этого руководителю фирмы вручается копия постановления об административном нарушении. В течение 10 дней после этого фирма может обжаловать постановление в территориальной торгинспекции или в суде. В противном случае в течение 30 дней нужно заплатить штраф.
Если в течение этого срока деньги не поступят в бюджет, то торговая инспекция передаст дело службе судебных приставов. А уж работники этого ведомства смогут получить с вас деньги.
Правда, к услугам судебных приставов торгинспекции обращаются очень редко. «Фирмы, как правило, сами платят штрафы, — рассказывает Светлана. — Нарушитель понимает, что его оштрафовали за дело».

Нарушение Штраф с руководителя Штраф с фирмы Основание Примечание
Нарушение ветеринарных правил хранения и продажи продуктов животноводства от 300
до 500 руб.
от 3000
до 5000 руб.
10.8
Продажа товаров, не соответствующих стандартам (техническим условиям, образцам по качеству и т. д.) от 2000
до 3000 руб.
от 20 000
до 30 000 руб.
(часть первая)
Продажа товаров с нарушением санитарных правил или без сертификата от 4000
до 5000 руб.
от 40 000
до 50 000 руб.
14.4 (часть первая) Товар могут конфисковать
Продажа товаров без сведений об изготовителе (продавце) или без применения кассового аппарата от 3000
до 4000 руб.
от 30 000
до 40 000 руб.
14.5
Завышение или занижение регулируемых государством цен или установленных надбавок к ценам от 4000
до 5000 руб.
от 40 000
до 50 000 руб.
14.6
Обман покупателей (обвешивание, обсчет и т. д.) от 1000
до 2000 руб.
от 10 000
до 20 000 руб.
14.7
Непредоставление покупателю информации о товаре, об изготовителе (продавце) и о режиме работы от 500
до 1000 руб.
от 5000
до 10 000 руб.
14.8 (часть первая)
Включение в договор условий, которые нарушают законные права потребителя например, запрет на возврат некачественного товара) от 1000
до 2000 руб.
от 10 000
до 20 000 руб.
14.8 (часть вторая)
Непредоставление покупателю льгот, установленных законом (например, ветеранам) от 500
до 1000 руб.
от 5000
до 10 000 руб.
14.8 (часть третья)
Нарушение Правил продажи отдельных видов товаров. Правила есть в постановлении Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 от 1000
до 3000 руб.
от 10 000
до 30 000 руб.
14.15
Нарушение правил продажи алкогольной продукции от 3000
до 4000 руб.
от 30 000
до 40 000 руб.
14.16 (часть третья) Товар могут конфисковать
Нарушение правил продажи, учета и хранения драгоценных металлов и камней от 2000
до 3000 руб.
от 20 000
до 30 000 руб.
19.14

Дмитрий Квитко
Материал предоставлен журналом «Расчет»

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

Подключить бератор