Кадровая работа в органах прокуратуры

Основные виды кадровой работы в органах прокуратуры

К ним относятся:

1. Анализ кадровой работы.

2. Отбор, расстановка, закрепление и воспитание кадров.

3. Аттестация работников органов прокуратуры.

4. Работа с внутренним кадровым резервом.

5. Профессиональная подготовка и повышение квалификации прокурорских работников.

6. Учет кадров и отчетность о работе с кадрами

7. Делопроизводство.

Первоначальным этапом организации работы с кадрами является анализ кадровой работы. Систематический анализ профессионального, возрастного состава, дисциплинарной и аттестационной практики позволяет своевременно вносить коррективы в работу с кадрами в органах прокуратуры.

Процесс непосредственно кадровой работы обычно начинается с отбора кадров для службы в органах прокуратуры.

Источниками пополнения кадрами органов прокуратуры в первую очередь являются образовательные учреждения (институты системы прокуратуры РФ, а также иные образовательные учреждения высшего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию). Кадровые службы, формируя кадровый резерв, составляют списки претендентов на службу в органы прокуратуры. При этом учитываются все требования Закона о прокуратуре, предъявляемые к кандидатам. Завершается процесс отбора кандидатов на службу в прокуратуру приказом соответствующего руководителя прокуратуры о назначении конкретного лица на определенную должность.

Надлежащая расстановка кадров и особенно их закрепление в органах прокуратуры, кроме тщательного и ответственного изучения кадрового состава, зависит и от проведения с прокурорскими работниками воспитательной работы (воспитание у них нравственной чистоты, верности служебному долгу, ответственности за порученное дело).

Согласно ст. 41 Закона о прокуратуре аттестация работников прокуратуры проводится для определения их соответствия занимаемой должности и в целях повышения квалификации прокурорских работников, формирования резерва для выдвижения, укрепления дисциплины, а также для присвоения классных чинов (воинских званий). Порядок и сроки проведения аттестации установлены Положением об аттестации работников органов и учреждений прокуратуры РФ, утверждённым приказом Генпрокурора РФ от 30 октября 1998 г. №74 (не реже одного раза в пять лет).

На основании выводов аттестационных комиссий в органах прокуратуры формируется внутренний кадровый резерв. В отличие от резерва для приёма на службу в прокуратуру, внутренний резерв имеет целью выдвижение наиболее подготовленных и проверенных в практической деятельности прокурорских работников на вышестоящие должности.

Повышение квалификации и профессиональная подготовка в соответствии со ст. 434 Закона о прокуратуре представляет собой систему непрерывного обучения, включающую индивидуальную и групповую учёбу по специальным планам, стажировку в вышестоящих органах прокуратуры, научных и образовательных учреждений прокуратуры, обучение в региональных учебных центрах и институтах повышения квалификации.

В связи с тем, что официально кадровые службы в органах прокуратуры имеются только на уровне прокуратур субъектов Федерации, приравненных к ним прокуратур и в Генеральной прокуратуре РФ, работа по учёту кадров и отчетность о работе с кадрами проводится именно в этих кадровых подразделениях.

Большинство показателей по учёту кадров сводятся в единую форму отчета о работе с кадрами, установленную для всей системы органов прокуратуры.

Существенное место в работе с кадрами занимает организация делопроизводства. Особо выделяется обязательность ведения личных дел на каждого прокурорского работника, оформления и выдача служебных удостоверений, ведение пенсионных дел и других вспомогательных действий, непосредственно связанных с основными видами кадровой работы.

Содержание работы с кадрами в основном выражается в осуществлении правильного отбора, расстановки, закреплении и воспитании кадров. Наряду с этим кадровое обеспечение предполагает выполнение и других видов работы, непосредственно направленных на формирование высокопрофессионального кадрового корпуса работников прокуратуры. Поэтому к основным видам кадровой работы принято относить:

  • 1) информационно-аналитическое обеспечение кадровой работы;
  • 2) отбор, расстановку и воспитание кадров;
  • 3) аттестацию работников прокуратуры;
  • 4) работу с кадровым резервом;
  • 5) подготовку, повышение квалификации и профессиональную переподготовку работников прокуратуры;
  • 6) пенсионное обеспечение прокурорских работников и государственных гражданских служащих;
  • 7) учет кадров и отчетность о работе с кадрами;
  • 8) делопроизводство.

К направлению кадровой работы относится и психологическое обеспечение деятельности органов и организаций прокуратуры.

Указанные виды кадровой работы, находясь во взаимосвязи и дополняя друг друга, позволяют развивать новые подходы в кадровой политике всей системы прокуратуры, способствовать успешному выполнению прокурорскими работниками и государственными служащими возложенных на них обязанностей по службе.

Поскольку такие виды кадровой работы, как подготовка, повышение квалификации и профессиональная переподготовка, деятельность по воспитанию работников, являются предметом последующего отдельного рассмотрения, имеет смысл в данном параграфе уделить внимание характеристике других видов работы с кадрами. При этом следует учитывать, что к числу важных организационно-распорядительных документов по организации работы с кадрами относится приказ Генпрокурора РФ от 20.02.2013 № 80 «Об основных направлениях работы с кадрами в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации», в котором детально изложен порядок осуществления кадровой работы в прокуратуре, а также определена компетенция и ответственность руководителей и других должностных лиц прокуратуры за организацию этой работы.

Первоначальным этапом организации работы с кадрами является деятельность по информационно-аналитическому обеспечению кадровой работы. Сбор, накопление, обработка, обобщение и оценка информации о работе с кадрами служат основой для прогнозирования и планирования потребностей в кадрах, определения рациональной структуры управления, наиболее целесообразного использования кадрового потенциала. Систематический анализ профессионального, возрастного состава, дисциплинарной и аттестационной практики позволяет своевременно вносить коррективы в работу с кадрами в прокуратуре.

Источниками информации о кадровой работе является статистическая отчетность, различная оперативная информация о работе с кадрами и самих кадрах органов прокуратуры, общая справочная информация о современном состоянии кадрового обеспечения, в том числе научные и научно-методические материалы.

Существенную помощь в информационно-аналитической работе оказывает создание и внедрение автоматизированных информационных комплексов «Надзор» и «Кадры».

Обобщение и анализ состояния кадровой работы проводится систематически и на постоянной основе.

К примеру, обобщение и анализ практики исполнения прокурорскими работниками обязанностей и соблюдения ограничений и запретов, требований к служебному поведению, как правило, проводится не реже раза в полугодие. На основе анализа вырабатываются предложения руководству органа прокуратуры конкретных мер по профилактике таких правонарушений, распространению положительного опыта; готовится информация для структурных подразделений, осуществляющих взаимодействие со СМИ и институтами гражданского общества, для обеспечения прозрачности и открытости органов прокуратуры.

Процесс непосредственно кадровой работы обычно начинается с отбора кадров для службы в органах прокуратуры. Этот вид работы осуществляется фактически на всех трех уровнях системы органов прокуратуры. Как кадровые подразделения Генпрокуратуры РФ, прокуратур субъектов РФ, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур, так и прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры при наличии вакантных должностей проводят работу по подбору кандидатов для службы в органах прокуратуры.

Работа по отбору кандидатов для поступления на службу в органы прокуратуры строится на основе соблюдения принципов законности, равного доступа граждан к службе в органах прокуратуры, единых требований к лицам, претендующим на занятие соответствующих должностей.

Деятельность по отбору предполагает всестороннее изучение личности кандидата для приема на службу (путем изучения представленных им документов, а при необходимости – и иных документов) с целью определения его соответствия предъявляемым требованиям, а также наличия (или отсутствия) у него обстоятельств, препятствующих приему на службу в органы и организации прокуратуры.

К кандидатам на службу в прокуратуру (в процессе отбора кадров) предъявляются все изложенные выше требования.

Источниками пополнения кадрами органов прокуратуры в настоящее время являются образовательные учреждения профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, в первую очередь Академия Генпрокуратуры РФ, институты прокуратуры в составе государственных юридических академий (МГЮА, СГАП и др.). Кадровые подразделения, формируя кадровый резерв и руководствуясь, в частности, приказом Генпрокурора РФ от 28.11.2013 № 519 «Об утверждении квалификационных требований к специальной профессиональной подготовке выпускников Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации для прохождения службы в органах прокуратуры», составляют списки претендентов на службу в органы прокуратуры. При этом учитываются все требования Закона о прокуратуре, предъявляемые к кандидатам о профессиональной, возрастной, моральной и медицинской пригодности к прохождению службы в органах и организациях прокуратуры.

После изучения, оценки и выбора кандидата на службу в прокуратуру обычно следует предложение конкретному претенденту занять определенную вакантную должность. С подобным предложением к кандидату после беседы с ним, как правило, обращается прокурор-руководитель, в непосредственном подчинении которого будет служить претендент. Завершается процесс отбора кандидатов на службу в прокуратуру приказом соответствующего руководителя прокуратуры о назначении конкретного лица на определенную должность.

С целью своевременного заполнения имеющихся в органах и организациях прокуратуры вакансий учитываются не только ожидаемое изменение штатной численности, номенклатуры и состава должностей на будущий период времени (в связи с совершенствованием структуры органов и организаций прокуратуры, образованием новых органов и организаций прокуратуры, определением новых видов выполняемой работы, увеличением служебной нагрузки и т.д.), но и прогнозируемое внутреннее движение кадров (увольнение из органов и организаций прокуратуры по различным основаниям, служебное перемещение работников внутри системы). Только при одновременной реализации кадровыми подразделениями двух этих направлений кадровой работы можно составить реальное представление о количестве должностей, подлежащих заполнению новыми работниками.

Построение достоверных прогнозов в этой сфере осуществляется с учетом проводимой кадровой политики и стратегии, опирающихся на объективную и относительно долгосрочную программу развития прокуратуры. Приблизительный нормативный расчет потребности в кадрах органов прокуратуры зависит от многих факторов, в том числе характеризующих инфраструктуру территории или объект (численность населения на обслуживаемом участке, размер поднадзорных территорий, состав муниципальных образований, состояние законности и правопорядка, уровень преступности и др.), работу органов прокуратуры (количество поступающих в прокуратуру обращений граждан, состояние исковой работы, поддержание государственного обвинения и др.), количество штатных должностей работников других правоохранительных органов на поднадзорной территории (количества и штатной численности органов внутренних дел, следователей и дознавателей, федеральных и мировых судей и др.).

К следующим видам кадровой работы относится деятельность по расстановке, закреплению и воспитанию кадров. Правильность расстановки прокурорских работников выражается в оптимизации структурирования должностей и заполнения их такими работниками, которые по своим профессиональным, деловым и морально-нравственным качествам способны с максимальной результативностью в интересах органов прокуратуры выполнять служебные обязанности. Эффективность расстановки кадров связана с обеспечением возможности служебного роста, с перемещением прокурорских работников по различным должностям.

Надлежащая расстановка кадров и особенно их закрепление в органах прокуратуры, кроме тщательного и ответственного изучения кадрового состава, зависит и от проведения с прокурорскими работниками воспитательной работы. Специфика прокурорской деятельности вызывает необходимость воспитания у них нравственной чистоты, верности служебному долгу, ответственности за порученное дело.

Существенную роль в повышении качественного состояния кадрового корпуса, его профессионализма, возможностей служебного роста выполняет аттестация работников прокуратуры. Аттестация прокурорских работников проводится в целях: совершенствования деятельности органов и организаций прокуратуры по подбору, расстановке и повышению квалификации кадров; определения их уровня профессиональной подготовки; повышения ответственности за результаты служебной деятельности и укрепления трудовой дисциплины; создания кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности; решения вопроса о присвоении работникам первоначальных классных чинов.

Порядок и сроки проведения аттестации установлены Положением о порядке аттестации прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, утв. приказом Генпрокурора РФ от 20.06.2012 № 242. Аттестация проводится не реже одного раза в пять лет специально создаваемыми в органах прокуратуры аттестационными комиссиями, выводы которых утверждаются соответствующими руководителями прокуратур. По результатам аттестации дается оценка профессиональных, деловых, нравственно-психологических и других качеств аттестуемого лица и делается вывод о соответствии или несоответствии его занимаемой должности. Кроме того, высказываются рекомендации о возможности зачисления в резерв для выдвижения на вышестоящую должность, присвоении классного чина (воинского звания) и другие рекомендации.

Первичной аттестации подлежат прокуроры, научные и педагогические работники системы прокуратуры РФ, имеющие соответствующее образование и стаж службы (работы) в занимаемой должности не менее шести месяцев. До истечения шести месяцев службы в занимаемой должности с учетом квалификации и стажа работы по специальности аттестации могут подлежать работники, перешедшие (принятые) на службу в прокуратуру с должностей из правоохранительных органах, адвокатуры, нотариата, органов юстиции, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления, научных и образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию и осуществляющих научную и педагогическую деятельность в сфере юриспруденции, и правовых служб предприятий, учреждений и организаций.

В числе лиц, не подлежащих аттестации, в Положении об аттестации указаны: работники, достигшие предельного возраста нахождения на службе в органах и организациях прокуратуры, за исключением работников, у которых имеются существенные упущения по службе; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, а также работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; состоящие на службе беременные женщины на основании их заявлений; офицеры в запасе (отставке) военной прокуратуры, поступившие на службу в органы и организации прокуратуры РФ при присвоении первоначального классного чина; прокурорские работники, назначенные на должность в порядке ротации и состоящие в этой должности менее года.

В тексте аттестации должны быть отражены результаты профессиональной деятельности, деловые и личные качества аттестуемого. При этом акцентируется внимание на объеме и результативности выполненной им работы, па творческих и организаторских способностях работника, его инициативности, компетентности, способности принимать ответственные решения, конкретных недостатках в работе, которые работнику необходимо устранить. В основу оценки включаются квалификационные требования по занимаемой должности, а именно:

  • 1) выводы о профессионализме (исполнительность, дисциплинированность, инициативность);
  • 2) основные показатели служебной деятельности за предшествующие два года;
  • 3) участие в проведении проверок (в том числе выездных), выполнение иных служебных заданий (в том числе в рабочих группах, комиссиях и т.д.) с указанием конкретных результатов;
  • 4) качество подготавливаемых документов;
  • 5) наличие навыков методической и аналитической работы и иные сведения, характеризующие профессиональные качества работника;
  • 6) личные качества, умение строить деловые отношения с коллегами.

На основании выводов аттестационных комиссий формируется внутренний кадровый резерв. В отличие от резерва для приема на службу в прокуратуру, внутренний резерв имеет целью выдвижение наиболее подготовленных и проверенных в практической деятельности прокурорских работников на вышестоящие должности. Резерв кадров для выдвижения формируется из числа работников, добросовестно исполняющих возложенные на них обязанности, обладающих необходимыми профессиональными знаниями, профессиональным опытом, организаторскими способностями и соответствующими моральными качествами. В этот резерв не могут зачисляться работники, имеющие дисциплинарные взыскания за серьезные упущения по службе и нарушения норм прокурорской этики, а также имеющие стаж работы в органах прокуратуры менее трех лет.

После зачисления работника во внутренний кадровый резерв с ним проводится работа по дальнейшей подготовке для занятия вышестоящей вакантной должности. Подготовка лиц, состоящих в резерве, осуществляется по индивидуальным планам, составляемым руководителем кадрового подразделения прокуратуры субъекта РФ, и срок пребывания в резерве в нормативном порядке не ограничен.

Порядок проведения работы с резервом для выдвижения на руководящие должности изложен в Положении о кадровом резерве для выдвижения на руководящие должности в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденном приказом Генпрокурора РФ от 11.07.2013 № 286.

В соответствии с указанным ранее приказом Генпрокурора РФ от 20.02.2013 № 80 в целях повышения эффективности деятельности органов прокуратуры и профилактики коррупционных правонарушений рекомендовано практиковать ротацию руководителей прокуратур, находящихся в должности более 10 лет, рассматривая в каждом конкретном случае вопрос об их перемещении с учетом профессиональных и деловых качеств, а также личных обстоятельств.

Важным условием служебного роста прокурорских работников является их профессиональная подготовка. Кроме получения высшего профессионального образования по юридической специальности, профессиональная подготовка и повышение квалификации в соответствии со ст. 43.4 Закона о прокуратуре представляют собой систему непрерывного обучения, включающую индивидуальную и групповую учебу по специальным планам, стажировку в вышестоящих органах прокуратуры, обучение в институтах повышения квалификации. Более подробно эти вопросы излагаются в § 4.5.

Учет кадров органов прокуратуры осуществляется по различным показателям. Учитывается общая численность работников органов и организаций прокуратуры; штатная численность прокурорских работников; половозрастной состав прокурорских работников; стаж службы в органах прокуратуры; количество работников, имеющих почетное звание «заслуженный юрист Российской Федерации» и «заслуженный работник прокуратуры Российской Федерации»; награжденных нагрудным знаком «почетный работник прокуратуры Российской Федерации».

Кроме того, в кадровых службах подлежат учету работники, имеющие классные чины (воинские звания), количество аттестованных работников за определенный период, уволенных со службы с выделением оснований прекращения службы в органах прокуратуры. Соответственно, учитываются перемещения прокурорских работников, количество поощренных и привлеченных к дисциплинарной ответственности, прошедших повышение квалификации и другие показатели, связанные с прохождением службы.

Большинство показателей по учету кадров сводятся в единую форму отчета о работе с кадрами, установленную для всей системы органов прокуратуры. Эта статистическая отчетность является необходимым источником информации для обобщения и оценки кадровой работы.

Существенное место в работе с кадрами занимает организация делопроизводства. Необходимость правильности технического оформления кадровой работы не вызывает сомнений. Особо выделяется обязательность ведения личных дел на каждого прокурорского работника, оформление и выдача служебных удостоверений, ведение пенсионных дел и других вспомогательных действий, непосредственно связанных с основными видами кадровой работы.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОХОЖДЕНИИ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 25 июня 1996 г. N 396-XIII (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1996 г., N 24, ст.443) === Верховный Совет Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить Положение о прохождении службы в органах Прокуратуры Республики Беларусь (прилагается). 2. Признать утратившим силу Положение о прохождении службы в органах Прокуратуры Республики Беларусь, утвержденное Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 27 октября 1993 года (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1993 г., N 34, ст.443). Председатель Верховного Совета Республики Беларусь С. ШАРЕЦКИЙ ПОЛОЖЕНИЕ о прохождении службы в органах Прокуратуры Республики Беларусь Общие понятия 1. Настоящее Положение определяет порядок прохождения службы прокурорскими работниками. 2. Прокурорские работники при исполнении служебных обязанностей должны: действовать строго в соответствии с Конституцией и законами Республики Беларусь; добросовестно относиться к порученному делу, проявлять инициативу, старание и настойчивость, добиваться устранения нарушений законов, от кого бы они ни исходили; при рассмотрении обращений граждан, должностных лиц и организаций добиваться высокой эффективности прокурорско-следственной деятельности, всемерно защищать интересы личности, общества и государства; хранить государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну; постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, дорожить честью прокурорского работника, беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры. 3. Иные вопросы трудовых отношений, не предусмотренные настоящим Положением, регулируются законодательством о труде и Законом Республики Беларусь «О Прокуратуре Республики Беларусь». Назначение на должности, продвижение по службе, освобождение от должностей 4. Генеральный прокурор Республики Беларусь избирается Верховным Советом по представлению Председателя Верховного Совета Республики Беларусь. Заместители Генерального прокурора, члены коллегии республиканской прокуратуры назначаются и освобождаются Генеральным прокурором Республики Беларусь с согласия Верховного Совета Республики Беларусь. 5. Генеральный прокурор Республики Беларусь назначает на должности и освобождает от должностей: начальников структурных подразделений аппарата республиканской прокуратуры, их заместителей, старших прокуроров и прокуроров, старших помощников и помощников Генерального прокурора Республики Беларусь, старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам и следователей-криминалистов республиканской прокуратуры; прокуроров областей, города Минска и приравненных к ним Белорусского военного и Белорусского транспортного прокуроров, их заместителей; прокуроров районов, городов и приравненных к ним межрайонных, межгарнизонных военных, транспортных, природоохранных прокуроров и прокуроров по надзору за исполнением законов в исправительно-трудовых учреждениях; членов коллегии прокуратур областей, города Минска, Белорусской военной и Белорусской транспортной прокуратур; главных (старших) бухгалтеров прокуратур областей, города Минска и Белорусской транспортной прокуратуры. Начальники отделов прокуратур областей, города Минска, Белорусской военной и Белорусской транспортной прокуратур и старшие помощники прокуроров по работе с кадрами и повышению квалификации назначаются на должности и освобождаются от должностей после предварительного согласования с республиканской прокуратурой. 6. Прокуроры областей, города Минска и приравненные к ним Белорусский военный и Белорусский транспортный прокуроры назначают на должности и освобождают от должностей: начальников структурных подразделений, их заместителей, старших прокуроров и прокуроров; старших помощников и помощников, старших следователей по важнейшим делам, следователей по важнейшим делам и следователей-криминалистов аппаратов прокуратур областей, города Минска и приравненных к ним прокуратур; заместителей, старших помощников и помощников прокуроров районов (городов), межрайонных и приравненных к ним межгарнизонных военных, транспортных, природоохранных прокуроров, прокуроров по надзору за исполнением законов в исправительно-трудовых учреждениях, старших следователей и следователей районных и приравненных к ним прокуратур. 7. Лица, не имеющие опыта практической работы по специальности, проходят в органах прокуратуры стажирование в течение шести месяцев. Порядок стажирования определяется Генеральным прокурором Республики Беларусь. 8. Прокурорским работникам, находящимся между собой в браке, близком родстве или свойстве, не разрешается проходить службу в органах прокуратуры при условии, если она будет связана с непосредственной подчиненностью либо подконтрольностью одного из них другому. 9. Перевод по службе может осуществляться: на высшие должности — в порядке повышения по службе; на равные должности — в связи с проведением организационно-штатных мероприятий; для более целесообразного использования имеющегося опыта работы; по личной просьбе; на низшие должности — при сокращении штатов и невозможности перевода или перемещения на равную должность и с согласия работника; по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением; по личной просьбе работника; в порядке дисциплинарного взыскания; по итогам аттестации. Основания для перевода указываются в соответствующем приказе. 10. Повышение прокурорского работника по службе производится в зависимости от его профессиональных качеств, достигнутых результатов на порученном участке работы и проявленных способностей к исполнению обязанностей на высшей должности. В целях своевременного замещения вакантных должностей создается резерв кадров на выдвижение. 11. В целях улучшения подбора, расстановки и воспитания кадров, стимулирования повышения квалификации и эффективности их работы, обеспечения более тесной связи уровня заработной платы с результатами труда проводится периодическая аттестация прокурорских работников. Порядок аттестации определяется Генеральным прокурором Республики Беларусь. Классные чины 12. Установить для прокурорских работников соответствующие воинским званиям следующие классные чины: государственный советник юстиции 1 класса — генерал-полковник государственный советник юстиции 2 класса — генерал-лейтенант государственный советник юстиции 3 класса — генерал-майор старший советник юстиции — полковник советник юстиции — подполковник младший советник юстиции — майор юрист 1 класса — капитан юрист 2 класса — старший лейтенант юрист 3 класса — лейтенант младший юрист — младший лейтенант. 13. В соответствии с занимаемой должностью и стажем работы прокурорским работникам присваиваются следующие классные чины: ____________________________________________________________________ Занимаемая должность Высший классный чин ____________________________________________________________________ Генеральный прокурор Республики Беларусь государственный советник юстиции 1 класса Первый заместитель, заместитель государственный советник Генерального прокурора Республики юстиции 2 класса Беларусь Прокурор области, города Минска и государственный советник приравненные к ним Белорусский военный юстиции 3 класса и Белорусский транспортный прокуроры Начальник структурного подразделения старший советник юстиции аппарата республиканской прокуратуры, его заместитель, старший помощник Генерального прокурора Республики Беларусь, старший следователь по особо важным делам, следователь по особо важным делам, старший следователь-криминалист, следователь-криминалист республиканской прокуратуры, заместитель прокурора области, города Минска, Белорусского военного и Белорусского транспортного прокуроров, прокурор города, межрайонный прокурор, прокурор района в городе, природоохранный прокурор, прокурор по надзору за исполнением законов в исправительно-трудовых учреждениях Старший прокурор и прокурор структурного советник юстиции подразделения аппарата республиканской прокуратуры, помощник Генерального прокурора Республики Беларусь; начальник отдела планирования, финансирования и материально-технического обеспечения, главный бухгалтер, главный специалист республиканской прокуратуры; начальник структурного подразделения прокуратуры области, города Минска, Белорусской военной и Белорусской транспортной прокуратур, их заместители, старшие помощники соответствующих прокуроров, старший следователь по важнейшим делам, следователь по важнейшим делам, следователь- криминалист прокуратуры области, города Минска и приравненной к ним прокуратуры, прокурор района, заместитель межрайонного прокурора, прокурора города, прокурора района в городе, транспортного, природоохранного прокурора, прокурора по надзору за исполнением законов в исправительно-трудовых учреждениях Заместитель начальника отдела младший советник юстиции планирования, финансирования и материально-технического обеспечения, заместитель главного бухгалтера республиканской прокуратуры; помощник прокурора области, города Минска и приравненная к ним прокурора; старший прокурор и прокурор структурного подразделения, начальник финансово-хозяйственного отдела, главный бухгалтер, главный специалист прокуратуры области, города Минска и приравненной к ним прокуратуры; заместитель прокурора района, старший помощник межрайонного прокурора, межгарнизонного военного прокурора, прокурора района в городе, транспортного, природоохранного прокурора, прокурора по надзору за исполнением законов в исправительно-трудовых учреждениях; старший следователь межрайонной прокуратуры, прокуратуры района (города) и приравненной к ним прокуратуры Ведущий специалист республиканской юрист 1 класса прокуратуры, помощник межрайонного прокурора, прокурора района (города), прокурора по надзору за исполнением законов в исправительно-трудовых учреждениях и приравненных к ним прокуроров; следователь прокуратуры района и приравненной к ней прокуратуры Специалист 1-й категории республиканской юрист 2 класса прокуратуры; ведущий специалист прокуратуры области, города Минска, Белорусской военной и Белорусской транспортной прокуратур Специалист 1-й категории прокуратуры юрист 3 класса области, города Минска, Белорусской военной и Белорусской транспортной прокуратур, специалист 2-й категории республиканской прокуратуры Помощник межрайонного прокурора, младший юрист прокурора района, прокурора города 3-й группы, следователь районного звена, не имеющие высшего юридического образования; специалист республиканской прокуратуры, специалист 2-й категории прокуратуры области, города Минска и приравненных к ним прокуратур; специалист прокуратур областей, города Минска и приравненных к ним прокуратур; помощник следователя 14. Присвоение классных чинов производится в порядке очередности и по истечении следующих сроков: ____________________________________________________________________ Классный чин Срок пребывания в классном чине ____________________________________________________________________ Младший юрист 1 год Юрист 3 класса 2 года Юрист 2 класса 3 года Юрист 1 класса 3 года Младший советник юстиции 4 года Советник юстиции 5 лет Сроки пребывания в классных чинах старшего советника юстиции и выше не устанавливаются. Примечание. Классный чин «юрист 3 класса» присваивается после стажирования лицам, окончившим высшие учебные заведения по юридической специальности со сроком обучения четыре года и более. Этим лицам срок пребывания в классном чине «юрист 3 класса» устанавливается в один год. 15. Классные чины государственного советника юстиции 1, 2 и 3 класса присваиваются Президентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь, Генеральному прокурору Республики Беларусь — по представлению Председателя Верховного Совета Республики Беларусь. Иные классные чины присваиваются Генеральным прокурором Республики Беларусь на основании представлений, вносимых прокурорами областей, города Минска и приравненными к ним прокурорами, заместителями Генерального прокурора Республики Беларусь. Воинские звания прокурорам и следователям военных прокуратур присваиваются в соответствии с Положением о прохождении военной службы офицерским составом Вооруженных Сил Республики Беларусь по согласованию с Генеральным прокурором Республики Беларусь. 16. При приеме на работу в прокуратуру лиц, имеющих опыт юридической работы, Генеральный прокурор Республики Беларусь имеет право в пределах своей компетенции присвоить им классный чин, соответствующий должности, или ходатайствовать о присвоении такого классного чина. При переходе на службу в прокуратуру лиц из органов военной юстиции, Министерства внутренних дел, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь им может присваиваться классный чин, соответствующий имеющемуся у них воинскому (специальному) званию. 17. В отдельных случаях за примерное исполнение прокурорскими работниками служебного долга и достигнутые успехи в работе по укреплению законности Генеральный прокурор Республики Беларусь имеет право: а) присваивать работникам очередные классные чины до истечения сроков, указанных в пункте 14 настоящего Положения; б) при назначении на высшую должность присваивать классный чин без соблюдения очередности, но не более чем на два чина выше того, который имеет работник; в) присваивать очередной классный чин выше положенного по занимаемой должности; г) вносить представления Президенту Республики Беларусь о присвоении классного чина государственного советника юстиции 1, 2 и 3 класса. Прокурорские работники, имеющие дисциплинарные взыскания, к присвоению классного чина не представляются до снятия взыскания. 18. Прокурорские работники, которым присвоены классные чины, состоят в них пожизненно. За нарушение служебных обязанностей, трудовой дисциплины, совершение действий, дискредитирующих звание прокурорского работника, он может быть понижен в классном чине. Лишение классного чина может иметь место только при увольнении работника из органов прокуратуры. Понижение в классном чине и лишение классного чина государственных советников юстиции 1, 2 и 3 класса производится указом Президента Республики Беларусь, в отношении других классных чинов — приказом Генерального прокурора Республики Беларусь. Восстановление прокурорских работников в прежнем классном чине производится только в порядке аттестации по истечении не менее двух лет. 19. Прокурорским работникам, имеющим классные чины, устанавливаются соответствующие доплаты к должностным окладам; при исполнении служебных обязанностей они носят форменное обмундирование со знаками отличия. Поощрение и награждение 20. Прокурорские работники поощряются и награждаются за образцовое выполнение служебных обязанностей, инициативу и иные заслуги по службе, содействующие успешному решению задач, стоящих перед органами прокуратуры. Мерами поощрения являются: а) благодарность; б) денежная премия; в) подарок; г) ценный подарок; д) Грамота Генерального прокурора Республики Беларусь; е) досрочное присвоение классного чина; ж) награждение нагрудным знаком «Почетный работник Прокуратуры Республики Беларусь»; з) представление к награждению государственными наградами Республики Беларусь. 21. Применение мер поощрения осуществляется в следующем порядке: а) благодарность объявляется прокурорами — руководителями прокуратур всех уровней; б) поощрение денежной премией, награждение подарком, ценным подарком, Грамотой Генерального прокурора Республики Беларусь, нагрудным знаком «Почетный работник Прокуратуры Республики Беларусь» производятся Генеральным прокурором Республики Беларусь; поощрение денежной премией, награждение подарком производятся также прокурорами областей, города Минска и иными приравненными к ним прокурорами; в) досрочное присвоение классного чина производится Президентом Республики Беларусь, а также Генеральным прокурором Республики Беларусь в соответствии с настоящим Положением. 22. За продолжительную и безупречную службу прокурорские работники могут быть награждены нагрудным знаком «Почетный работник Прокуратуры Республики Беларусь» с одновременным вручением соответствующего удостоверения. Порядок представления к награждению нагрудным знаком «Почетный работник Прокуратуры Республики Беларусь» определяется Генеральным прокурором Республики Беларусь. 23. Представление к государственным наградам и почетным званиям осуществляется в соответствии с действующим законодательством Генеральным прокурором Республики Беларусь на основании решения коллегии республиканской прокуратуры. 24. В случае признания необходимым применения к прокурорскому работнику мер поощрения, выходящих за пределы полномочий руководителя соответствующей прокуратуры, этот руководитель вносит представление вышестоящему прокурору. 25. Сведения о поощрениях или наградах заносятся в личное дело прокурорского работника и трудовую книжку. 26. Не допускается поощрение или представление к награждению прокурорского работника при наличии у него дисциплинарного взыскания. Дисциплинарная ответственность 27. Прокурорский работник несет дисциплинарную ответственность за нарушение служебных обязанностей, трудовой дисциплины, совершение действий, дискредитирующих звание прокурорского работника. Дисциплинарными взысканиями являются: а) замечание; б) выговор; в) строгий выговор; г) понижение в классном чине; д) лишение нагрудного знака «Почетный работник Прокуратуры Республики Беларусь»; е) объявление неполного служебного соответствия; ж) понижение в должности; з) увольнение; и) увольнение с лишением классного чина. 28. Генеральный прокурор Республики Беларусь имеет право налагать дисциплинарные взыскания, предусмотренные настоящим Положением, за исключением: а) увольнения и понижения в должности своих заместителей; б) привлечения к иной дисциплинарной ответственности своих заместителей без согласия Верховного Совета Республики Беларусь; в) понижения в классном чине и увольнения с лишением классного чина прокурорских работников, которым классные чины присвоены Президентом Республики Беларусь; г) увольнения или понижения в должности в порядке дисциплинарного взыскания членов коллегии республиканской прокуратуры без согласия Верховного Совета Республики Беларусь. 29. Прокуроры областей, города Минска и приравненные к ним прокуроры имеют право налагать на всех подчиненных им работников дисциплинарные взыскания, кроме понижения в классном чине, лишения нагрудного знака «Почетный работник Прокуратуры Республики Беларусь», увольнения с лишением классного чина. Они не вправе налагать дисциплинарные взыскания на своих заместителей, а также увольнять или понижать в должности членов коллегий, прокуроров районов (городов), межрайонных и приравненных к ним прокуроров. 30. Прокуроры районов (городов), межрайонные и приравненные к ним прокуроры имеют право налагать дисциплинарные взыскания в виде замечания и выговора на подчиненных им работников, за исключением своих заместителей. 31. Перед наложением дисциплинарного взыскания от прокурорского работника в обязательном порядке должно быть затребовано письменное объяснение. Отказ от дачи объяснения не является препятствием для наложения дисциплинарного взыскания. При необходимости назначается служебное расследование. 32. Если степень тяжести проступка требует наложения на прокурорского работника дисциплинарного взыскания, которое не имеет права применить данный прокурор, последний обращается с соответствующим представлением к вышестоящему прокурору. 33. За один и тот же проступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание. 34. Дисциплинарное взыскание налагается не позднее одного месяца со дня выявления проступка, не считая времени болезни прокурорского работника, нахождения его в отпуске, а также времени проведения служебного расследования. Дисциплинарное взыскание за нарушение должностных обязанностей, трудовой дисциплины, совершение действий, дискредитирующих звание прокурорского работника, в любом случае не может налагаться позднее шести месяцев со дня совершения проступка или правонарушения. В этот срок не включается время расследования по уголовному делу. В случае совершения работником действий, не совместимых с занимаемой в органах прокуратуры должностью, увольнение его производится независимо от срока, прошедшего со дня совершения этих действий. 35. Дисциплинарное взыскание прокурорскому работнику объявляется приказом, который сообщается ему под расписку в пятидневный срок и прилагается к его личному делу. 36. Вышестоящий прокурор имеет право отменить взыскание, усилить его или смягчить, обосновав в приказе свое решение. Усиление дисциплинарного взыскания может быть проведено с соблюдением сроков, установленных пунктом 34 настоящего Положения. Если в качестве дисциплинарного взыскания было применено понижение в должности или увольнение, то, признав такое взыскание незаконным, вышестоящий прокурор издает приказ о восстановлении прокурорского работника в прежней должности и выплате ему среднего заработка за время вынужденного прогула со дня увольнения или разницы в заработной плате за время работы на нижеоплачиваемой должности, но не более чем за два года. 37. Прокурорский работник считается не имеющим дисциплинарного взыскания, предусмотренного подпунктами «а» — «ж» пункта 27 настоящего Положения, если в течение года со дня наложения взыскания он не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию. Окончание годового срока не влечет за собой возврата нагрудного знака «Почетный работник Прокуратуры Республики Беларусь», восстановления в прежней должности или восстановления прежнего классного чина. Дисциплинарное взыскание может быть снято приказом прокурора, наложившего его, или приказом вышестоящего прокурора и до истечения года, если работник положительно зарекомендовал себя по службе.

Организация работы с кадрами в органах прокуратуры

От уровня организации работы с кадрами, правильного подбора, расстановки и воспитания прокурорских работников зависит эффективность выполнения стоящих перед органами прокуратуры задач по обеспечению режима законности в стране. Организация кадровой работы входит в число служебных обязанностей каждого руководителя прокуратуры. Все решения относительно кадров приобретают силу только после оформления приказом (распоряжением) руководителя органа прокуратуры. Наряду с прокурорами-руководителями работу с кадрами в прокуратуре осуществляют подразделения и (или) должностные лица, ответственные за кадровое обеспечение соответствующего органа, учреждения. Деятельность по кадровому обеспечению нуждается в эффективном управлении, заключающемся в целенаправленном воздействии на работников, объединенных общностью целей и осуществляющих согласованную и, как правило, совместную деятельность, а также в упорядочении, принятии мер организационного характера.

Обычно кадровое обеспечение функциональной деятельности прокуратуры рассматривается в качестве постоянно развивающейся системы, элементами которой выступают основные направления, этапы, принципы, виды и формы работы с кадрами. При этом основное назначение этой системы состоит в обеспечении деятельности прокуратуры путем создания оптимальных организационных условий для формирования высокопрофессионального кадрового состава органов и учреждений прокуратуры, способного достигать цели, определенные Законом о прокуратуре. В свою очередь, успешность кадрового обеспечения профессиональной деятельности в системе прокуратуры во многом зависит от кадровой политики, связанной с выработкой определенной идеологии использования кадровых ресурсов на конкретно-историческом этапе развития экономических, социальных процессов в обществе и государстве, определяющих условия и перспективы функционирования прокуратуры.

В настоящее время к числу основных направлений кадровой политики, стратегии работы с кадрами в системе прокуратуры следует отнести поиск новых подходов к определению условий повышения эффективности деятельности прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих, обеспечению высокого уровня профессиональной подготовки, стабильности кадров и необходимой их ротации, последовательному развитию инициативы и творческого начала у работников прокуратуры с ориентацией значимости их вклада в результаты деятельности органов прокуратуры. При этом новизна подходов состоит в: совершенствовании форм и методов работы с кадрами, механизма отбора кандидатов на должности прокурорских работников с учетом характеризующих данных, результатов обязательного профессионального психологического обследования кандидатов на должности; обеспечении проверки достоверности представляемых гражданином, претендующим на замещение должности федеральной государственной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, представителю нанимателя сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи; повышении требовательности к служебному поведению работников органов и учреждений прокуратуры. Вместе с тем повышение требовательности к прокурорским работникам и государственным гражданским служащим должно одновременно сопровождаться мерами материального и морального стимулирования.

Организация работы с кадрами, как и другие функции управления в органах прокуратуры, должна базироваться на качественной правовой основе. К числу важнейших правовых актов следует отнести Конституцию РФ (ст. 129), в соответствии с которой прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются Генпрокурором РФ по согласованию с ее субъектами РФ. Иные прокуроры назначаются Генпрокурором РФ. Эти положения наряду с разд. V Закона о прокуратуре определяют стратегию развития кадрового потенциала системы органов прокуратуры России, устанавливают порядок назначения на должности прокурорских работников, предусматривают требования, обязательные для принятия многих кадровых решений. Кроме Закона о прокуратуре кадровая работа в органах и учреждениях прокуратуры регулируется законодательством РФ о государственной гражданской службе, об образовании, трудовым и иным законодательством.

Среди актов Президента РФ необходимо выделить Указы от 21.11.2012 №1563 «О классных чинах прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации», от 12.04.2013 № 352 «О штатной численности органов прокуратуры Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации» и ряд других.

Различные аспекты социальной поддержки прокурорских работников регламентируются в постановлениях Правительства РФ от 12.08.1994 № 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям», от 28.04.2003 № 247 «Об организации назначения, перерасчета размера, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, ежемесячных доплат к пенсиям отдельным категориям граждан» и др.

На ведомственном уровне важное значение имеют приказы Генпрокурора РФ от 06.05.2009 № 142 «О порядке уведомления прокурорскими работниками и федеральными государственными гражданскими служащими органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации о фактах обращения к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и организации проверок поступающих уведомлений», от 09.11.2009 № 983-к «Об утверждении Инструкции по учету кадров прокурорских работников в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации», от 30.12.2009 № 406 «О порядке установления в органах прокуратуры Российской Федерации времени фактического выполнения задач по обеспечению законности и правопорядка на территориях республик Северо- Кавказского региона Российской Федерации», от 02.02.2010 № 36 «Об утверждении Инструкции о порядке направления в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации», от 17.03.2010 № 114 «Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации», от 12.08.2010 № 316 «Об организации профессиональной переподготовки прокурорских работников, включенных в резерв для выдвижения на должности прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров», от 04.10.2010 № 373 «О мерах по совершенствованию подготовки, повышении квалификации и профессиональной переподготовки прокурорских работников», от 20.02.2013 № 80 «Об основных направлениях работы с кадрами в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации» и др.

Немаловажное значение для регламентации организации работы с кадрами в органах прокуратуры имеют методические рекомендации, подготавливаемые Генпрокуратурой РФ по различным проблемным вопросам кадровой работы, которые определяют направления и систему конкретных действий в рассматриваемой сфере, что в значительной мере способствуют повышению эффективности организации всех видов работы с кадрами в прокуратуре.

Наряду с обязательным формированием качественных правовых основ, эффективность управления и организации работы с кадрами в прокуратуре обусловливается также существующей структурой построения системы органов прокуратуры, состоящей, как правило, из трех звеньев (уровней), отличающихся единством и централизацией построения системы этих органов, подчиненностью нижестоящих прокуроров вышестоящим и имеющимися особенностями прохождения ее работниками государственной службы.

Прокуроры городов, районов, приравненных к ним специализированных прокуратур в пределах компетенции осуществляют работу с кадрами не только основного персонала, но и вспомогательного, в частности: а) ведут учет и подбор кандидатов для поступления в вузы в порядке целевой подготовки кадров; б) формируют список лиц, желающих поступить на службу в органы прокуратуры на вакантные должности помощников прокуроров и государственных гражданских служащих и отвечающих установленным требованиям; в) организуют работу по предаттестационной подготовке молодых специалистов, повышению профессиональной подготовки прокурорских работников и государственных гражданских служащих; г) готовят и подписывают аттестации на своих заместителей, помощников, специалистов; д) вносят предложения вышестоящему прокурору о назначении, перемещении и освобождении прокурорских работников и государственных гражданских служащих, их поощрении и дисциплинарной ответственности, присвоении им классных чинов; е) налагают дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора, а также увольнения работников, назначаемых ими на должность.

На уровне прокуратур субъектов РФ, приравненных к ним специализированных прокуратур вместе с прокурорами-руководителями функции кадрового обеспечения осуществляются управлениями (отделами) кадров, старшими помощниками (помощниками) прокуроров по кадрам. Эти должностные лица и подразделения организуют кадровую работу не только непосредственно в аппарате данных прокуратур, но и в соответствующих прокуратурах районного звена.

Прокуроры субъектов РФ. приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур в соответствии с Законом о прокуратуре (ст. 18) руководят деятельностью прокуратур городов, районов и приравненных к ним специализированных прокуратур, могут вносить изменения в штатные расписания подчиненных прокуратур в пределах полномочий, численности и фонда оплаты труда, установленных Генпрокурором РФ. Кроме того, в пределах компетенции они назначают на должность и освобождают от должности работников подразделений аппаратов прокуратур (за исключением своих заместителей), а также заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров и других работников нижестоящих прокуратур. Этим прокурорам предоставлено право налагать дисциплинарные взыскания на работников, назначенных на должность Генпрокурором РФ (кроме своих заместителей), за исключением понижения их в классном чине, лишения нагрудных знаков «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации» и «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации», а также увольнения из органов прокуратуры (приказ Генпрокурора РФ от 06.08.2002 № 48 «О полномочиях руководителей органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации в дисциплинарной и некоторых других сферах»).

Генпрокурор РФ. руководя системой прокуратуры РФ, реализует следующие полномочия по вопросам организации работы с кадрами: а) издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры РФ, в том числе в сфере кадрового обеспечения деятельности органов и учреждений прокуратуры; б) устанавливает в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда штаты и структуру Генпрокуратуры РФ, штатную численность и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры; в) заключает трудовые договоры с первым заместителем и заместителями Генпрокурора РФ, руководителями подразделений и другими прокурорскими работниками Генпрокуратуры РФ. Кроме того, к исключительной компетенции Генпрокурора РФ относятся вопросы назначения, перемещения, увольнения прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров, прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров, их первых заместителей и заместителей, ректора и проректоров Академии Генпрокуратуры РФ, директоров и заместителей директоров институтов Академии, всех работников Генпрокуратуры РФ.

Непосредственно кадровую работу в структуре Генпрокуратуры РФ обеспечивает главное управление кадров, в состав которого входят: управление кадров центрального аппарата и территориальных органов прокуратуры; управление штатов, методического обеспечения и подготовки кадров; инспекторское управление и отдел пенсионного обеспечения.

Главное управление кадров выполняет следующие основные функции: а) комплектование подразделений Генпрокуратуры РФ, территориальных и специализированных органов прокуратуры РФ прокурорскими работниками и федеральными государственными гражданскими служащими, обладающими необходимыми профессиональными и моральными качествами; б) реализацию в пределах компетенции мероприятий по противодействию коррупции; в) осуществление приема граждан, должностных и иных лиц по отнесенным к компетенции Управления вопросам; г) обеспечение деятельности Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Генпрокуратуры РФ, аттестационной комиссии Генпрокуратуры РФ по соблюдению требований к служебному поведению прокурорских работников и урегулированию конфликта интересов, комиссии Генпрокуратуры РФ по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, а также аттестационной комиссии, конкурсной аттестационной комиссии гражданских служащих, комиссии Генпрокуратуры РФ по установлению выслуги лет; д) ведение резерва кадров для выдвижения на руководящие должности в системе прокуратуры РФ и кадрового резерва на должности федеральной государственной гражданской службы, организацию работы с лицами, состоящими в резерве кадров; е) сбор, обработку, накопление, анализ информации о состоянии штатов в системе прокуратуры РФ, методическое обеспечение работы с кадрами; ж) формирование статистической отчетности о состоянии работы с кадрами; з) организацию подготовки, обучения и воспитания кадров для прокуратуры РФ, повышения квалификации и профессиональной переподготовки прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих; и) реализацию совместно с подразделениями Генпрокуратуры РФ мероприятий по мобилизационной подготовке кадров прокуратуры РФ; к) представление в установленном порядке информации о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера прокурорских работников и членов их семей для размещения на официальном сайте Генпрокуратуры РФ; л) ведение автоматизированных систем «Надзор», «Кадры» и «Пенсия», принятие мер по дальнейшей компьютеризации информационных потоков; м) участие в международном сотрудничестве Генпрокуратуры РФ; н) осуществление мероприятий, связанных с подготовкой и проведением в системе прокуратуры РФ государственных праздников, Дня работника прокуратуры Российской Федерации и Дня юриста; о) ведение в установленном порядке баз данных об участниках и ветеранах Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., ветеранах и пенсионерах органов и учреждений прокуратуры, а также иных категориях граждан; п) выработку предложений о поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности прокурорских работников и государственных гражданских служащих;

  • р) внесение предложений, направленных на повышение материального уровня, улучшение условий труда, быта и отдыха работников прокуратуры РФ, совершенствование социальных гарантий, в том числе по обеспечению обязательного государственного страхования и дополнительного профессионального образования, социальной защищенности работников, ветеранов и пенсионеров прокуратуры;
  • с) организацию и проведение спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы», а также Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации, утв. приказом Генпрокурора РФ от 17.03.2010 № 114, а также ряд других функций.

Важным направлением работы главного управления кадров является контроль соблюдения порядка и условий прохождения федеральной государственной гражданской службы в органах прокуратуры, исполнения органами прокуратуры требований законодательства РФ, организационно-распорядительных документов Генпрокурора РФ по кадровым вопросам. Управление кадров также занимается подготовкой резерва для выдвижения на должности начальников главных управтений, управлений и отделов Генпрокуратуры РФ и их заместителей, прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров и их заместителей. Соответственно отделы главного управления кадров готовят материалы о назначении и об освобождении прокурорских работников по должностям, назначение на которые является исключительной компетенцией Генпрокурора РФ, о присвоении классных чинов, по аттестации руководящих работников. Кроме того, в пределах полномочий готовят проекты организационно-распорядительных документов, регулирующих соответствующие вопросы кадрового обеспечения деятельности прокуратуры.

Участие в решении различных вопросов кадровой работы в Генпрокуратуре РФ входит также в компетенцию первого заместителя и заместителей Генпрокурора РФ, начальников главных управлений, управлений и отделов, которые несут ответственность за формирование высокопрофессионального состава прокурорских кадров. Особо следует отметить роль в кадровом обеспечении органов прокуратуры заместителей Генпрокурора РФ и начальников управлений Генпрокуратуры РФ в федеральных округах, которые принимают участие в рассмотрении вопросов, связанных с назначением и освобождением от должностей прокуроров субъектов РФ и их заместителей, прокуроров городов и районов, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур, организацией их стажировки, с формированием резерва для выдвижения на должности руководителей прокуратур субъектов РФ. В соответствии с приказом Генпрокурора РФ от 06.08.2002 № 48 проекты аттестации на прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров и их заместителей согласуются с заместителями Генпрокурора РФ в федеральных округах.

В последние годы Генпрокуратурой РФ повышены требования к подготовке и отбору кадров, уровню профессиональной подготовки и воспитанию прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих системы прокуратуры, проведению ротации кадров. Прокуратура РФ обладает сбалансированным кадровым составом, обеспечивающим необходимое сочетание молодых и опытных работников, функционирует система подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки, созданы необходимые условия продвижения по службе, стабильно невысоким остается количество вакантных должностей. Вместе с тем в работе с кадрами следует использовать современные методы и формы, передовой опыт отбора кандидатов на службу, больше внимания уделять профессиональной подготовке молодых специалистов, а также вопросам повышения качества аттестации, формированию и использованию резерва кадров, перемещения по службе, осуществления дисциплинарной практики; проведению воспитательной работы, профилактики коррупционных проявлений, организации психологического, пенсионного обеспечения и др. Данные обстоятельства нацеливают в первую очередь руководителей органов прокуратуры, работников кадровых подразделений, других лиц, ответственных за работу с кадрами, на качественное улучшение организации кадровой работы, поиск резервов по совершенствованию этой деятельности, повышение ответственности за результаты работы в рассматриваемой сфере.

  • Андреев Г. В., Кобзарев Ф. М., Кириллов А. А., Макаров В. А., Мусатов В. К., Рябиженко С. С., Тамбовцева В. Д. (параграфы 3.1 –3.4 настоящей главы).