К2 корректирующий коэффициент

Коэффициент-дефлятор на 2018-2019 годы для ЕНВД

ЕНВД — специальный налоговый режим, введенный в 1998 году. Перейти на вмененку предприниматели и организации могут по собственному желанию. Принудительный характер спецрежим перестал носить в 2013 году.

Сейчас для перехода на вмененку фирма должна соответствовать ряду критериев, установленных гл. 26.3 НК РФ. Есть ограничения по размеру компании, числу сотрудников, виду деятельности и некоторым другим.

Вмененку выбирают из-за простоты учета и отчетности: вести бухучет (для ИП), сдавать сложные декларации по налогам — НДС, НДФЛ, на прибыль, поскольку от уплаты этих налогов вмененщик освобожден. С июля 2018 года все вмененщики, за редким исключением, обязаны работать с онлайн-кассой.

О применении онлайн-касс при ЕНВД читайте в материале «Применение онлайн-кассы для ЕНВД (нюансы)».

Единый налог рассчитывается исходя из физических показателей вмененной доходности бизнеса, налоговой ставки и коэффициентов по ЕНВД.

Коэффициенты ЕНВД определяются по-разному: коэффициент К1 для ЕНВД на 2018-2019 годы (коэффициент-дефлятор), как и на предшествующие годы, устанавливает Минэкономразвития, а размер коэффициента К2 для расчета ЕНВД нужно искать в местных законодательных актах.

Коэффициент К1 для ЕНВД на 2018-2019 годы

В чем экономический смысл коэффициента-дефлятора К1 для исчисления вмененного налога? Необходимость использования коэффициентов ЕНВД обусловлена самой природой налога: платеж в бюджет рассчитывается не с реального дохода компании, а с вмененного — то есть с того, который, по мнению чиновников, предположительно получит фирма в отчетном периоде. Сам размер вмененного дохода для каждого вида деятельности законодатели не меняют, предпочитая регулировать нагрузку на бизнес и налоговые поступления путем изменения коэффициентов К1 и К2. Коэффициент К1 увеличивает налог «вмененщика», учитывая инфляционные процессы. Для расчета ЕНВД коэффициент-дефлятор К1 ежегодно определяется в соответствии с приказом Минэкономразвития.

Коэффициент К1 для ЕНВД на 2019 год, так же, как и для предшествующих лет, устанавливается единым для всей территории России. Применение коэффициента-дефлятора обязательно для всех плательщиков ЕНВД.

Значение коэффициента-дефлятора на 2018 год для ЕНВД установлено в размере 1,868. Подробнее о его величине можно узнать .

Значение коэффициента-дефлятора на 2019 год установлено в размере 1,915. Как его применять в 2019 году, читайте в материале «Коэффициенты-дефляторы для расчета ЕНВД за 1 квартал 2019 года».

Коэффициент К2 для ЕНВД

Если коэффициент К1 действует по всей территории Российской Федерации, то коэффициент К2 устанавливают местные законодательные власти — чиновники муниципальных районов, городских округов и органы государственной власти Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. В отличие от К1 коэффициент К2 используется по-другому — для уменьшения суммы налога к уплате. В разных регионах одна и та же деятельность может приносить разную прибыль собственнику, поэтому равномерное взимание одинаковой суммы налога несправедливо. Чтобы поддержать бизнес на вмененке, муниципальные законодатели используют К2 как инструмент регулирования налогового бремени.

В каком размере чиновники могут устанавливать коэффициент К2, читайте в статье «Что нужно знать о коэффициенте К2».

Поскольку коэффициент К2 для расчета ЕНВД устанавливают муниципальные власти, информацию о его размере не всегда легко найти. В целях применения ЕНВД коэффициент-дефлятор К2 на 2018-2019 годы может варьироваться в диапазоне от 0,005 до 1 (п. 7 ст. 346.29 НК РФ).

Где можно узнать К2 для своего бизнеса, расскажет этот материал.

Корректирующий коэффициент базовой доходности К2 чиновники не придумывают самостоятельно, а используют для его расчета законодательно утвержденные алгоритмы.

Подробнее о том, какие факторы учитываются при обосновании размера К2 для ЕНВД, читайте .

Муниципальные органы власти обязаны утвердить коэффициент К2 для целей расчета ЕНВД до начала нового календарного года. В противном случае в новом году продолжают действовать старые его значения. В течение года законодатели не могут поменять размер дефлятора в сторону увеличения, так как это ухудшит положение налогоплательщиков.

Наша рубрика «Коэффициенты ЕНВД (К1 и К2)» всегда сможет предложить вам актуальные сведения о данных коэффициентах, информацию о новых разъяснениях Минфина и полезные для «вмененщика» статьи о порядке расчета налога.

Применяем корректирующие коэффициенты при расчете норматива на услугу

Как мы уже писали в предыдущих номерах <1>, норматив на оказание услуги должен стать центральным элементом расчета субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Однако вместе с единой формулой, по которой станет определяться стоимость той или иной услуги, новые правила предусматривают возможность учета отраслевой и территориальной специфики. Каким образом применяются поправочные коэффициенты?

<1> См. статьи М.Е. Смолевой «Нормативные затраты на услугу: рассчитываем по-новому» (N 4, 2015) и Г.Г. Зайцевой «Нормативное финансирование: новый этап изменений» (N 6, 2015), «Правила формирования госзадания: знакомимся с утвержденным нормативным актом» (N 8, 2015).

Данное правило, которым нужно руководствоваться при формировании государственных (муниципальных) заданий на 2016 г. и плановый период и расчете субсидий на их выполнение, является общим для всех публично-правовых образований. Оно заключается в том, что в расчете нормативных затрат на ту или иную услугу участвуют три составляющих:

  1. базовый норматив — затраты, необходимые для оказания единицы услуги надлежащего качества независимо от места ее предоставления (порядок расчета данного норматива мы рассматривали в N 4 журнала за 2015 г.);
  2. отраслевой корректирующий коэффициент — отражает специфику предоставления конкретной услуги, не учтенную в соответствующем базовом перечне услуг и работ;
  3. территориальный корректирующий коэффициент — позволяет учитывать особенности территории, на которой расположено учреждение — поставщик услуг, а также состав имущественного комплекса учреждения.

Необходимость использования на федеральном уровне трех названных составляющих задана Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 <2>. Для субъектов РФ и муниципальных образований аналогичные нормы прописаны в общих требованиях к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в соответствующей сфере деятельности. Приведем несколько таких документов:

Сфера деятельности

Нормативный акт

Физическая культура и спорт

Приказ Минспорта России от 22.05.2015 N 550 (далее — Общие требования N 550)

Культура, кинематография, архивное дело

Приказ Минкультуры России от 09.06.2015 N 1762 (далее — Общие требования N 1762)

Здравоохранение

Приказ Минздрава России от 25.06.2015 N 366н (далее — Общие требования N 366н)

Содействие занятости населения

Приказ Минтруда России от 01.07.2015 N 422н

Социальная защита населения

Приказ Минтруда России от 13.07.2015 N 445н

<2> «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее — Постановление N 640, Положение N 640).

Таким образом, при определении норматива на услугу действует следующий принцип: стоимость ее единицы как базовая норма должна быть везде одинаковой, но есть условия, которые влияют на итоговый объем затрат на услугу. Поправочные коэффициенты как раз и относятся к таким переменным.

Отраслевой коэффициент

Отраслевой и территориальный коэффициенты определяются в соответствии с порядками финансового обеспечения выполнения задания, принятыми Правительством РФ, высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, местной администрацией, и с соблюдением приведенных выше общих требований.

Отраслевой коэффициент рассчитывается к базовому нормативу затрат на услугу исходя из соответствующих показателей, отражающих содержание услуги и (или) условия (формы) ее оказания. Пример утверждения таких коэффициентов уже есть: на официальном сайте bus.gov.ru размещены значения базовых нормативов затрат и отраслевых коэффициентов применительно к государственным услугам в сфере физкультуры и спорта (утверждены Минспортом 29.07.2015).

Проиллюстрируем, как могут изменяться значения отраслевого коэффициента в зависимости от особенностей содержания услуги.

Наименование государственной услуги

Условие, отражающее специфику оказания услуги

Основание для определения нормативных затрат (базовый норматив)

Значение отраслевого корректирующего коэффициента

Спортивная подготовка по олимпийским видам спорта, вид спорта «Легкая атлетика»

Дисциплина «Многоборье»

Базовые нормативные затраты по услуге «Спортивная подготовка по олимпийским видам спорта, вид спорта «Легкая атлетика»

1,57

Дисциплина «Бег на средние дистанции»

1,03

Дисциплина «Прыжки в высоту»

Дисциплина «Метание копья»

1,05

Однако помимо формирования адекватной стоимости услуги данный коэффициент способен играть и другую роль — стимулировать развитие той или иной услуги. В частности, если учредитель нацелен на рост ее качества, можно также применить повышающий отраслевой коэффициент. Продемонстрируем это на примере услуги по библиотечному, библиографическому и информационному обслуживанию <3>.

<3> Данный пример является составной частью расчета нормативных затрат на оказание услуги по библиотечному, библиографическому и информационному обслуживанию пользователей библиотеки, приведенного на официальном сайте Минфина в разделе «Бюджет», подраздел «Нормативные затраты. Методологическая поддержка ФОИВ».

Наименование государственной услуги

Условие, отражающее специфику услуги

Значение отраслевого корректирующего коэффициента

Услуга по библиотечному, библиографическому и информационному обслуживанию пользователей библиотеки

В стационарных условиях

Работа с уникальным фондом

1,82

Значение отраслевого коэффициента устанавливается по каждой государственной (муниципальной) услуге — на это указано, например, в п. 11 Общих требований N 550, п. 11 Общих требований N 336н. Таким образом, базовый норматив затрат на оказание конкретной услуги (допустим, это 100 руб.) должен умножаться на отраслевой коэффициент, определенный для этой же самой услуги (допустим, 1,5). Полученная цифра (150 руб. на единицу услуги) и будет использоваться при дальнейших расчетах.

Территориальный коэффициент

В свою очередь, территориальный коэффициент состоит из двух частей: коэффициента на оплату труда с начислениями и коэффициента на коммунальные услуги и содержание недвижимого имущества (см., например, п. 6 Общих требований N 550, п. 25 Положения N 640). Чтобы определить территориальный коэффициент, потребуется снова обратиться к базовому нормативу.

Согласно отраслевым общим требованиям значение базового норматива утверждается единой суммой, но при этом должны выделяться суммы затрат:

  • на оплату труда (с начислениями) работников, непосредственно занятых в оказании государственной (муниципальной) услуги;
  • на коммунальные услуги и содержание недвижимого имущества, необходимого для выполнения государственного (муниципального) задания (в том числе затраты на арендные платежи).

Данные затраты потребуются для дальнейших расчетов.

Отметим, что формула и ее составляющие, по которым определяется рассматриваемый коэффициент, тоже указаны в отраслевых общих требованиях (например, в п. п. 26 — 28 Общих требований N 336н, п. п. 28 — 30 Общих требований N 1762). Мы не будем их повторять, а приведем лишь пример расчета.

Коэффициент на коммунальные услуги и содержание недвижимого имущества

Наименование государственной услуги

Наименование субъекта РФ

Базовый норматив затрат, руб.

Затраты <*> в субъекте РФ, на территории которого оказывается услуга, руб.

Затраты <*> в субъекте РФ, данные по которому использовались для определения базового норматива (Москва), руб.

Коэффициент на коммунальные услуги и на содержание недвижимого имущества

Итого

ОТ1

КУ

СНИ

11 = 5 + 6

12 = 10 / 11

Услуга по библиотечному, библиографическому и информационному обслуживанию пользователей библиотеки

Москва

430,47

290,3

7,04

15,61

22,65

22,65

Санкт-Петербург

430,47

290,3

7,04

15,61

16,05

22,65

0,71

<*> Затраты на коммунальные услуги и на содержание объектов недвижимого имущества, необходимого для выполнения государственного задания, определяемые в соответствии с натуральными нормами, ценами и тарифами на данные услуги.

Затем при использовании формулы, установленной в отраслевых общих требованиях, получится итоговый территориальный коэффициент, равный 1 для услуги, предоставляемой в Москве, и 0,68 для услуги, предоставляемой в Санкт-Петербурге.

Теперь, зная поправочные коэффициенты, можно вывести нормативную стоимость конкретной услуги. К примеру, если базовый норматив составил 100 руб., а с учетом отраслевого коэффициента (1,5) затраты на услугу увеличились до 150 руб., при применении территориального коэффициента 1 нормативная стоимость услуги сохранится на прежнем уровне (150 руб.), но при территориальном коэффициенте 0,8 понизится до 120 руб.

Откуда брать цифры?

Расчет базового норматива и корректирующих коэффициентов, а также утверждение их значений — это задача органов власти. В отраслевых общих требованиях сказано, что базовый норматив и поправочные коэффициенты к нему определяются в соответствии с порядками финансового обеспечения выполнения задания, принятыми на основании п. 4 ст. 69.2 БК РФ. Для федеральных учреждений такой порядок утвержден Постановлением N 640: в отношении базового норматива и отраслевого коэффициента в документе установлены временные правила, а в отношении корректирующего коэффициента — постоянные.

Согласно п. 10 Постановления N 640 до момента формирования госзаданий на 2018 г. и плановый период значения базового норматива на услугу и отраслевого коэффициента будет определять орган-учредитель, а позднее — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регулирование в установленной сфере деятельности (п. п. 22, 26 Положения N 640). Значение же территориального коэффициента уже сейчас должно устанавливаться органом-учредителем.

Аналогичные правила, вероятно, будут приняты на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, а значит, рассчитывать и утверждать на местах конкретные цифры по стоимости услуг также придется учредителям.

Г.Г.Зайцева

Главный редактор журнала

«Руководитель

автономного учреждения»

Коэффициент-дефлятор на 2019: К1 для ЕНВД, УСН, ПСН, НДФЛ, Торговый сбор, налог на имущество

Приказом от 30 октября 2018 г. №698 Министерство экономического развития РФ ввело для 2019 года коэффициенты-дефляторы, при расчетах УСН, ЕНВД, ПСН, а также при исчислении налоговой базы по НДФЛ для иностранцев, работающих по патенту. Введен также коэффициент-дефлятор при расчета налога на имущество физических лиц и для торгового сбора.

Законодательство

  • ПРИКАЗ от 30 октября 2018 г. N 698 на 2019 год
  • ПРИКАЗ от 30 октября 2017 г. N 579 на 2018 год
  • ПРИКАЗ от 03 ноября 2016 г. N 698 на 2017 год
  • ПРИКАЗ от 20 октября 2015 г. N 772 на 2016 год

Коэффициент-дефлятор устанавливается ежегодно на каждый следующий календарный год.

1. Коэффициент К1 для ЕНВД «вмененки» установлен в следующих величинах:

  • 2019 г. — 1,915
  • 2018 г. — 1,868
  • 2017 г. — 1,798
  • 2016 г. — 1,798
  • 2015 г. — 1,798
  • 2014 г. — 1,672
  • 2013 г. — 1,569.

К1 используется в формуле при расчете ЕНВД суммы базовой доходности по «вмененному» виду деятельности умножается (п. 4 ст. 346.29 НК РФ).

2. Коэффициент-дефлятор для УСН, начиная с 2014 года лимит доходов для перехода на упрощенку (45 млн руб.) и для дальнейшего применения спецрежима (60 млн руб.) ежегодно индексируется на коэффициент-дефлятор (абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Установлены следующие значения:

  • 2019 г. — 1,518 (в целях определения лимита доходности, как для желающих перейти на «упрощенку», так и для уже действующих упрощенцев, коэффициент-дефлятор не применяется до 01.01.2020)
  • 2018 г. — 1,481
  • 2017 г. — 1,425
  • 2016 г. — 1,329
  • 2015 г. — 1,147
  • 2014 г. — 1,067
  • 2013 г. — 1.

3. Коэффициент-дефлятор для ПСН (патента) равен:

  • 2019 г. — 1,518
  • 2018 г. — 1,481
  • 2017 г. — 1,425
  • 2016 г. — 1,329
  • 2015 г. — 1,147
  • 2014 г. — 1,067
  • 2013 г. — 1

По закону размер потенциально возможного к получению годового дохода по видам предпринимательской деятельности, переведенным на ПСН, не должен выходить за рамки минимального и максимального размеров (100 тыс. рублей и 1 млн. рублей соответственно; п.7 ст. 346.43 НК РФ) с учетом индексации на коэффициент-дефлятор ПСН.

4. Коэффициент-дефлятор по НДФЛ для иностранцев, работающих по найму у физлиц на основании патента установлен:

  • 2019 г. — 1,729
  • 2018 г. — 1,686
  • 2017 г. — 1,623
  • 2016 г. — 1,514
  • 2015 г. — 1,307
  • 2014 г. — 1,216

По действующему законодательству мигранты, которые оказывают физическим лицам услуги непредпринимательского характера (няни, рабочие), должны получить патент. На основании этого документа иностранные лица уплачивают НДФЛ в виде фиксированных авансовых платежей в размере 1 000 руб. в месяц (ст. 227.1 НК РФ). Эти платежи подлежат индексации на коэффициент-дефлятор.

Иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», исчисляют и уплачивают налог на доходы, полученные от осуществления такой деятельности, в порядке, установленном статьей 227.1 НК РФ.

5. Коэффициент-дефлятор для расчета «Налог на имущество физических лиц» равен:

  • 2019 г. — 1,518
  • 2018 г. — 1,481
  • 2017 г. — 1,425
  • 2016 г. — 1,329
  • 2015 г. — 1,147
  • 2014 г. — 1

6. Коэффициент-дефлятор для расчета «Торгового сбора» (применяется только к розничным рынкам) равен:

  • 2019 г. — 1,317
  • 2018 г. — 1,285
  • 2017 г. — 1,237
  • 2016 г. — 1,154
  • 2015 г. — 1.

Увеличение коэффициента-дефлятора для УСН и ЕНВД в 2016 году

Итак, в целях применения упрощенки величина этого коэффициента составляет 1,329. Т.е. доходы тех, кто с 2016 г. подумывает перейти на УСНО, по итогам 9-ти месяцев 2015 г. не должны превышать 59,805 млн руб. (45 млн руб. х 1,329) (п.2 ст.346.12 НК РФ).

При этом всем упрощенцам в 2016 г. нужно будет следить за тем, чтобы доходы по итогам 1 квартала, полугодия, 9-ти месяцев или года не превысили 79,74 млн руб. (60 млн руб. х 1,329) (п.4, 4,1 ст. 346.13 НК РФ).

На вмененке в 2016 г. ситуация осталась прежней, как и в 2015 году. Увеличение коэффициента с 1,672 (в 2014г.) до 1,798 (в 2015г.) увеличило налоговую нагрузку на плательщиков ЕНВД (ст.346.29 НК РФ). К примеру, если вмененщик оказывает услуги общепита и площадь зала обслуживания посетителей составляет 50 кв.м., то квартальная база для исчисления ЕНВД в 2014г. будет равна (без учета коэффициента К2) 250,8 тыс. руб. (1000 руб. х 50 кв.м. х 3 мес. х 1,672). В 2015г. налог при таких же условиях придется заплатить с 269,7 тыс. руб. (1000 руб. х 50 кв.м. х 3 мес. х 1,798). Получается, что в связи с ростом коэффициента-дефлятора квартальная база «подорожает» на 18,9 тыс. руб., а налог вырастет почти на 3 тыс. руб.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ по теме

  1. ФОРМУЛА для РАСЧЕТА ЕНВД, базовая доходность, таблица К2
    Приведена формула расчета величины ЕНВД. Дается понятие «базовая доходность».
  2. К2 ЕНВД, коэффициент базовой доходности вмененки на 2019
    Приводится коэффициент базовой доходности ЕНВД на 2019 по регионам РФ.
  3. Кто НЕ может применять УСН — упрощенку?
    Дается таблица показателей, нарушая которые организация или ИП лишается права применять УСН.