Экологический сбор

«Налог на мусор»: что это такое на самом деле

На прошлой неделе в СМИ появились статьи о «налоге на мусор», который нам всем придётся платить со следующего года. Не удивительно, что многие восприняли эту информацию негативно — журналисты постарались. На самом деле ни о каком дополнительном сборе речь не идёт. Наоборот, с 1 января 2017 года мы будем платить за вывоз мусора меньше, но лишь при одном условии — если будем разделять отходы. Итак, что же собой представляет новая система обращения с отходами?

Мы давно платим за сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов — эта услуга всегда была в квитанциях, просто до сих пор она входила в графу «Содержание и ремонт жилого помещения» и являлась жилищной. С 1 января 2016 года услуга по сбору и вывозу ТБО превратилась в коммунальную и была выведена в отдельную строку.

Размер платежа тоже будет рассчитываться по-новому: исходя из количества проживающих в квартире людей, а не из площади квартиры, как было раньше. В каждом регионе размер тарифа на вывоз мусора определят местные власти. Если жители дома сортируют мусор — тариф будет ниже, если нет — выше.

Собственником отходов и получателем средств за услугу станет один единственный региональный оператор. В каждом регионе оператора должны выбрать до 1 января 2017 года, к этому же времени должен быть утверждён единый тариф, после чего все организации, где образуются твёрдые бытовые отходы, обязаны будут заключить с оператором-монополистом договор на вывоз ТБО. Региональный оператор будет получать деньги за сбор и вывоз ТБО и как собственник отходов получит право продавать сортированное вторсырьё по рыночным ценам заинтересованным переработчикам.

Плюсы нового порядка

Логично предположить, что если вывоз сортированных отходов будет стоить меньше, чем вывоз смешанного мусора, мы будем заинтересованы в том, чтобы разделять отходы и платить меньше. Чтобы схема работала, тариф на сортированные отходы должен быть существенно ниже — к примеру, половина от тарифа на смешанный мусор. Это позволит стимулировать раздельный сбор среди жителей. Идеальный вариант — сделать вывоз отходов, пригодных для переработки, бесплатным для жителей. Представьте, с каким энтузиазмом народ начнёт сортировать мусор!

Сразу же вспоминается раздельный сбор в Финляндии. Мы с мужем регулярно бываем там и уже не удивляемся трём контейнерам вместо одного мусорного ведра в домах, где останавливаемся. Наши северные соседи давно зарабатывают на отходах и зарабатывают неплохо. Скажу больше: те биоотходы, что они аккуратно собирают и перерабатывают, превращаются в качественный компост, который мы же потом и покупаем в наших супермаркетах — финны экспортируют его в том числе в Россию.

Импортозамещение, говорите? Не надо далеко ходить: предлагаю начать с отходов 🙂

Тем более переработчиков вторсырья в той же Ленинградской области хватает, и они очень заинтересованы в качественном сырье, которого пока не так много, как хотелось бы.

Мы сейчас как переработчики пластикового сырья вынуждены искать эти несчастные бутылки по полигонам, у перекупщиков, собирать у населения, покупать. По идее, у нас решили сделать это более организованно: будет оператор, я с ним буду заключать договор, покупать у него бутылки — и перерабатывать их, а оператор будет заниматься внедрением различных вещей, связанных с раздельным сбором мусора. Задумка, я считаю, правильная — это позволит навести порядок на этом рынке, потому что очень много перекупщиков, спекулянтов. А где спекулянты, там и обман: допустим, в кипу с пластмассовыми бутылками нам подсовывали гири, чтобы вязанка была тяжелее, или воду наливали. А сейчас ещё зима была — бутылки были промёрзшие, со льдом. Будет здорово, конечно, если в этом наведут порядок. Если свершится то, что изначально задумывалось — это будет прекрасно.

Дмитрий Лацман, руководитель проекта «Экологическая инициатива» ООО «БалтПлюс-Регион» (переработка бутылок из полиэтилентерефталата)

Слабые стороны «закона о мусоре»

Татьяна Нагорская, председатель правления ассоциации «Раздельный сбор», считает, что успех раздельного сбора будет зависеть от властей конкретного региона.

Если регион решит запускать сортировку отходов по максимуму: сделает его обязательным, примет тарифы, создаст условия — там всё будет хорошо. Но будут и те, кто скажет, что раздельный сбор — это слишком сложно. Такие регионы будут следовать новым правилам, но без энтузиазма, выполняя обязательства «для галочки».

Всё зависит сейчас от тех органов исполнительной власти, которые будут задавать политику в этой области: они должны будут сформировать конкурсные условия для выбора регионального оператора, разработать территориальную схему обращения с отходами, программу обращения с отходами, тарифы (совместно с тарифными комитетами). Сейчас ещё ничего не решено, и от того, в какой мере они захотят или не захотят этим заниматься — насколько они почувствуют экономическую составляющую, возможности — и будет зависеть вся наша дальнейшая судьба, по большому счёту. В принципе, если они это сделают — например, тариф на вывоз раздельно собранных отходов будет ноль рублей, а на смешанные сумма ещё повысится по сравнению с тем, что сейчас есть, — это даст возможность для стимулирования отрасли, и будет собираться и перерабатываться больше сырья.

Татьяна Нагорская, председатель правления ассоциации «Раздельный сбор»

Ещё одной слабой стороной нововведений участники рынка считают создание одного единственного регионального оператора. Он станет монополистом, а это заведомо тупиковый путь развития.

В России планируют ввести «налог на мусор»

Здоровая конкуренция на любом рынке, в том числе на рынке отходов, — выгодна прежде всего нам с вами, обычным жителям.

Сейчас сложно сказать, как всё будет работать на практике. Там, где начнётся внедрение раздельного сбора, — будут ли жители сортировать отходы, а не сваливать всё по привычке в одну кучу? В каком виде они будут сдавать вторсырьё? И главное — кто и как за всем будет следить?

Хочется верить, что Россия наконец-то присоединится к тем цивилизованным странам, которые перерабатывают отходы, а не складируют их в окружающей среде, увеличивая количество свалок. В любом случае, скоро мы узнаем, что нас ждёт.

В качестве иллюстрации к посту использована фотография Alexas_Fotos.

comments powered by HyperComments

Как наверное всем известно, 2017 год в России — год экологии. Внести свою лепту в сохранение чистоты окружающей среды предстоит также и представителям бизнеса. Это проводится, в том числе, с помощью оплаты в бюджет страны нового взноса, так называемого экологического сбора. Компаниям нужно впервые подготовить и уплатить данный сбор в срок до 15 апреля 2017 г.

Не секрет, что наибольший вред экологии наносят транспортные, сельскохозяйственные и производственные предприятия. Деятельность данных типов организаций предполагает значительное количество выбросов загрязняющих веществ в почву и воду, а также ядовитых газов в атмосферу. Согласно положениям действующего законодательства, такие объекты обязаны выплачивать экологические сборы, иначе они просто не имеют права вести свою деятельность.

Однако, не только эти предприятия загрязняют окружающую среду. Негативное влияние на природу оказывают также и офисные компании, владеющие, либо арендующие помещения, технику, транспорт, но не занимающиеся производством. У таких компаний также образуются отходы, что, в свою очередь, накладывает на них обязательство выплачивать экологический сбор.

Под экологическим сбором подразумевается плата за невыполнение норм утилизации отходов, образовавшихся после использования производимых или импортируемых компанией товаров и упаковки. Их перечень опубликован в распоряжении Правительства РФ N 1886-р. от 24 сентября 2015 г.

Правительство нашей страны установило обязательные нормативы утилизации определенных категорий товаров и упаковки для тех организаций, которые производят товары на территории РФ или импортируют их. Согласно сведениям на январь 2017 года – это 36 групп товаров и 433 наименования. Список данных товаров (включая упаковку), подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, установлен с учетом возможных экономических последствий. Кроме того, учтены степень и объем негативного воздействия на окружающую среду, связанные с утратой товарами их потребительских свойств. После введения экологического сбора должно сократиться общее количество захороненных отходов. Правительством также определены и ставки сбора по каждой из групп подлежащих утилизации товаров.

Обязанности контроля за корректностью расчета и своевременностью уплаты экологического сбора возложены на Росприроднадзор.

В перечень товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, содержатся, в том числе, следующие наименования:

  • бумажные изделия;
  • изделия из пластика и резины;
  • минеральные неметаллические продукты;
  • смазочные масла нефтяного происхождения;
  • основные металлы;
  • готовые изделия из металлов (кроме машин и оборудования);
  • компьютерное, электронное и оптическое оборудование;
  • электрическое оборудование;
  • дерево и деревянные изделия (за исключением мебели);

Хоть экологический сбор и относится к неналоговым платежам, уплата его является обязательным действием.

Экологический сбор нужно платить, если Вы:

  • Производитель или импортер товаров, указанных в распоряжении Правительства РФ N 1886-р. Сбор рассчитывается за товар. В том случае, если его упаковка также входит в перечень из распоряжения Правительства, то и за неё тоже нужно рассчитать экологический сбор.
  • Производитель или импортер товаров, которые не входят в список распоряжения Правительства РФ. Плата в данном случае рассчитывается только за упаковку, если она попадает в указанный перечень.

Однако, необходимо отметить, что если товары и упаковка вывозятся за пределы РФ, то экологический сбор уплачивать нет необходимости.

Выполнить норму по утилизации организация может самостоятельно или же это могут сделать для нее по договору другие организации. Если компания утилизировала часть товаров и/или упаковки, но не смогла выполнить требуемый правительством процент утилизации, то к уплате подлежит только невыполненная часть норматива утилизации. В таком случае, из необходимого процента вычитается фактически выполненный.

Если норматив по утилизации выполняется организацией полностью, то она освобождается от оплаты экологического сбора.

Сколько будет стоить вывоз мусора после мусорной реформы?

Однако, в данном случае, компании придётся подтвердить факт утилизации своих отходов с помощью  отчетных документов.

Стоит отметить, что нельзя путать недавно появившейся экологический сбор с платой за НВОС (негативное воздействие на окружающую среду) — это два разных платежа. Плата за негативное воздействие должна быть внесена всеми организациями, которые производят загрязняющие выбросы в атмосферу, водные объекты или их деятельность связана с образованием отходов.

Экологический сбор же введен правительством с целью стимулировать бизнес на самостоятельное избавление от собственных товаров, которые пришли в непригодность, а также от упаковки, с которой они поставляются.

Важно знать, что величина взноса зависит не только от категории производимой продукции, которая определяет непосредственно ставку сбора (в зависимости от степени возможного вреда окружающей среде). Сумма сбора зависит также и от количества продукции, которую организация способна самостоятельно утилизировать – таким образом определяется норматив утилизации. Экологический сбор вносится в случае недостижения этого норматива.

Оплата осуществляется в местное управление Росприроднадзора до 15 апреля года, следующего за отчетным. В состав пакета документов входят:

  • заполненная форма по расчету суммы экологического сбора;
  • копии платежных документов об уплате сбора;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя плательщика на осуществление действий от имени плательщика (в некоторых случаях).

Сроки подачи расчета суммы экологического сбора в 2017 году

С 2017 года устанавливается единый срок, до которого необходимо произвести расчет и уплату экологического сбора – 15 апреля.

Для всех компаний, обязанных выплачивать сбор, отметим:

  • датой представления расчета в электронном виде считается дата его отправления по интернету в адрес местного органа Росприроднадзора;
  • датой представления расчета на бумажном носителе является отметка местного органа Росприроднадзора о его получении в бумажном виде, или дата почтового отправления.

Какой новый коммунальный платеж могут заставить платить россиян?

Оплата негативного экологического воздействия осуществляется ежеквартально до 20 числа следующего после отчётного квартала месяца. Природопользователь, у которого отсутствуют документы, подтверждающие факт оплаты за негативное воздействие может быть оштрафован по статье 8.41 КОАП. За невнесение или несвоевременное внесение платежей негативного воздействия штраф составляет от 50 тыс. до 100 тыс. для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Плата при экологическом воздействии обязательна за:

  • Размещение на полигоне опасных отходов всех классов опасности
  • Сброс загрязняющих веществ (ЗВ) в поверхностные и подземные воды
  • Выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ (ЗВ)

Расчет платы за негативное воздействие проводится пропорционально объёмам экологического воздействия. Особенностью экологических платежей является необходимость представлять расчёты платы в надзорные органы независимо от размера воздействия. Даже в случае отсутствия негативного экологического воздействия необходимо представить расчёты, это подтверждающие.

Должностные лица организации, не прошедшие Курсы обучения и ответственные за обеспечение экологической безопасности и обращение с отходами привлекаются к административной ответственности за несвоевременную оплату негативного экологического воздействия.

При осуществлении выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах ПДВ (ПДС), плата производится по основному тарифу. В пределах согласованных лимитов — плата увеличивается пятикратно.

Экологический налог в РФ в 2017-2018 году: Детальный обзор и способы расчета

В случае превышения согласованных лимитов, или отсутствии разрешения на выброс (сброс), плата за негативное экологическое воздействие осуществляется в пятикратном размере.

Сверхлимитное образование отходов означает необходимость платить за превышение лимита в 5-кратном размере. За отсутствие у организации лимитов или размещение организацией отходов на полигонах без лицензии на размещение отходов 1-4 кл. опасности, плата за негативное воздействие взимается в 5-кратном размере.

Оформленный расчет платы за экологическое загрязнение окружающей среды согласовывается в Департаменте Росприроднадзора по СЗФО. К расчёту прилагаются справки с полигонов о сдаче-приемке опасных отходов и соответствующие договора на утилизацию или размещение отходов.

Поручите разработку документов и решение всех вопросов с контролирующими органами нашей организации, заключив договор на экологическое обслуживание вашего предприятия.
Профессиональная команда экспертов — залог своевременного решения экологических рисков.
Подробности по телефону: 8 (812) 385-72-56 или напишите на почтовый ящик

1. Что такое экологические платежи?

Экологические платежи – это плата за негативное воздействие, которое оказывает деятельность предприятия на окружающую среду в результате своей деятельности, то есть плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (выбросы загрязняющих веществ), сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (сбросы загрязняющих веществ), хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

2. За что взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)?

На практике плата взимается за:

— за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками,

— сбросы загрязняющих веществ в водные объекты,

—  хранение, захоронение отходов производства и потребления.

3. Кто должен вносить плату за НВОС?

Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить (согласно Федеральному закону от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»):

юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее — лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

4. Когда были установлены экологические платежи?

Экологические платежи были установлены Законом РСФСР № 2060-1 «Об охране окружающей среды» 19 декабря 1991 г., однако взиматься они стали только с 24 марта 1993 г., так как в этот период Правительством РФ и Минприроды РФ разрабатывались и утверждались необходимые документы, регламентирующие порядок расчета и взимания экологических платежей.

Среди таких документов, действующие в настоящее время: Постановление Правительства РФ от 28.08.92 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и «Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды» (утв. Минприроды РФ 26.01.93 г. и зарегистр. в Минюсте РФ 24.03.93 г.).

5. Кем и когда установлены действующие формы для расчета платы?

Действующие формы для расчета экологических платы установлены Приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204 ( ред. 27.03.2008г. №182) «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и предоставления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду». (Зарегистрировано в Минюсте РФ от 27 июня 2007 г. № 9725).

6. С какого времени необходимо платить экологические платежи?

Экологические платежи необходимо платить со времени вступления в силу Постановления Правительства № 344, а именно с 30 июня 2003 года . И те предприятия, которые уже существовали в это время, но не вносили экологические платежи, внести плату за загрязнение окружающей среды именно с 30 июня 2003 г., а те, которые образовались позже — с даты начала своей деятельности. Однако в 2008 году в связи с истечением срока исковой давности — три года (согласно ст.196 Гражданского кодекса РФ №230-ФЗ) плата с «должников» взимается с 1 января 2005 года.

7. Куда поступает плата за НВОС?

Расчёт платы является основанием для осуществления платежей в бюджет, которые по своей природе не являются налоговыми платежами, а являются компенсационной выплатой на восстановление условий благоприятной окружающей среды, нарушаемых в связи с хозяйственной деятельностью. Плата за НВОС подлежит зачислению: в доход федерального бюджета по нормативу 20%; в доход бюджета субъектов РФ — по нормативу 40%; в доходы бюджетов муниципальных районов и городских округов — по нормативу 40% (в бюджеты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежит зачислению 80% платы).

8. С какой периодичностью нужно перечислять плату?

Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.

Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 Федеральному закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»):, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.

9. Куда сдавать экологические платежи?

Предприятия и ИП Удмуртской Республики сдают экологические платежи в Управление Росприроднадзора по УР, расположенное по адресу уг. Ижевск, ул. Баранова, 88.

10. Ответственность за невнесение платы за НВОС?

Ответственность за невнесение платы за НВОС регулируется Кодексом Р.Ф. от 22.06.2007г. «Об административных правонарушения» статья 8.41 Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей Внесение штрафа не освобождает предприятие от уплаты экологических платежей.

11. Что является источниками негативного воздействия на окружающую среду?

Стационарными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются здания и сооружения предприятия, в результате деятельности которых, в атмосферный воздух выбрасываются загрязняющие вещества, например: котельные, дизельные установки, гаражи, автостоянки, участки сварки, резки и механической обработки металлов, участки деревообработки, участки окраски, очистные сооружения сточных вод и пр.. Источниками сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду являются сточные воды, образующиеся в результате деятельности предприятия и поступающие в водные объекты, например, хозяйственно-бытовые и другие сточные воды после очистных сооружений, дождевые и талые воды с территории предприятия, сточные воды от мойки машин и пр. Источниками образования отходов производства и потребления являются любые виды деятельности предприятия, начиная от хозяйственно-бытовой (мусор от сотрудников) и заканчивая производственной деятельностью (отходы сырья, брак и пр.).

12. За все ли отходы необходимо вносить плату за НВОС?

До вступления в действие Приказа Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204 плату за НВОС нужно было вносить только за те отходы, которые направлялись на размещение, то есть на полигоны твердых бытовых и строительных отходов.

«Налог на мусор»: что это такое на самом деле

За отходы, которые передавались специализированным организациям на переработку, обезвреживание или использование (при условии соблюдения нормативов предельного накопления) экологические платежи с предприятия не взимались./font> Согласно Приказу Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204 экологические платежи взимаются и за временное хранение (накопление) отходов на территории предприятия, с целью дальнейшей передачи на переработку, обезвреживание или использование.

13. Должны организации, финансируемые из бюджета вносить экологические платежи?

В связи с выходом Постановления Конституционного суда РФ № 8-П от 14.05.2009 года все организации, финансируемые из бюджетов различных уровней и ранее освобожденные от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, должны с 01.01.2010 года осуществлять данные платежи.

14. Если предприятие не производит выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, возможно при составлении расчета платы за НВОС, исключить данный раздел?

На основание Приказа Ростехнадзора № 182 от 05.04.2007 года( в ред. от 27.03.2008 г.), плательщик заполняет и включает в свой Расчет только те разделы, которые ему необходимы, а именно плательщик представляет Расчет в составе: титульного листа, расчета суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет, разделов 1, 2, 3, 4 — в зависимости от осуществляемых видов негативного воздействия на окружающую среду, облагаемых платой за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Постановлением от 28 августа 1992 г. N 632.

15. Какие основания для взимания платы за НВОС?

В настоящее время основанием для взимания экологических платежей является Федеральный закон от 10 января 2002 г.

№7-ФЗ Об охране окружающей среды" (статьи 16-16.5) согласно которому, негативное воздействие на окружающую среду является платным и внесение экологических платежей не освобождает предприятия от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

 

Налог на мусор: к 2017 за вывоз бытовых отходов будем платить по-новому