Содержание
В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума:
• Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
• избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
• избирательные комиссии муниципальных образований;
• окружные избирательные комиссии;
• территориальные (районные, городские и другие) комиссии;
• участковые комиссии.
При проведении соответствующих референдумов Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные, участковые избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума.
Комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.
Компетенция, полномочия и порядок деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации устанавливаются федеральным законодательством.
Компетенция, полномочия и порядок деятельности иных комиссий при подготовке и проведении выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации также устанавливаются федеральными законами.
Компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов устанавливаются федеральным законодательством, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий.
Комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной регистрации.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с установленной законодательством компетенцией.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе и является юридическим лицом.
Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации составляет 5 лет.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, пять членов назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, пять членов назначаются Президентом Российской Федерации.
Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.
Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами.
Срок полномочий избирательных комиссий субъектов Российской Федерации составляет 5 лет.
Число членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса устанавливается конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее 10 и более 14. Половина членов назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, другая половина – высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования.
Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления.
Уставом муниципального образования, нормативным правовым актом органа местного самоуправления избирательной комиссии муниципального образования может быть придан статус юридического лица. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию или на участковую комиссию, действующую в границах муниципального образования.
Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет 5 лет.
Избирательная комиссия муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения формируется в количестве восьми, десяти или двенадцати членов с правом решающего голоса. Избирательная комиссия поселения формируется в количестве 6, 8 или 10 членов с правом решающего голоса. Число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования. Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования.
Окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных законом, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии.
Срок полномочий окружных избирательных комиссий истекает через 2 месяца со дня официального опубликования результатов выборов, если в вышестоящую избирательную комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых был нарушен порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на территории избирательного округа или результатов выборов полномочия окружной избирательной комиссии прекращаются со дня, следующего за днем исполнения окружной избирательной комиссией решения вышестоящей избирательной комиссии либо исполнения вступившего в законную силу судебного решения.
Число членов окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления с правом решающего голоса устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Формирование окружной избирательной комиссии по выборам в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляется вышестоящей избирательной комиссией.
Положение территориальных комиссий в системе государственных органов в субъектах Российской Федерации определяется законами субъекта Российской Федерации.
Территориальные комиссии действуют на постоянной основе.
Срок полномочий территориальных комиссий составляет 5 лет.
Законом субъекта Российской Федерации территориальной комиссии может быть придан статус юридического лица. Полномочия территориальной комиссии по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому по согласованию с представительным органом муниципального образования, могут возлагаться на соответствующую избирательную комиссию муниципального образования. В пределах одной административно-территориальной единицы с большим числом избирателей может формироваться несколько территориальных комиссий, при этом решение об их формировании принимает избирательная комиссия субъекта Российской Федерации по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Территориальные комиссии формируются в количестве 5-14 членов с правом решающего голоса. Формирование территориальной комиссии осуществляется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации.
Для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии.
Избирательные участки, участки референдума образуются по согласованию с соответствующей территориальной комиссией главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации — города федерального значения, — руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения на основании данных о числе избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории избирательного участка, участка референдума.
Такие участковые комиссии формируются территориальными комиссиями и срок их полномочий составляет 5 лет.
Число членов участковой комиссии с правом решающего голоса определяется формирующим ее субъектом в зависимости от числа избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка, участка референдума, в следующих пределах:
а) до 1001 избирателя, участника референдума — 3-9 членов участковой комиссии;
б) от 1001 до 2001 избирателя, участника референдума — 7-12 членов участковой комиссии;
в) более 2000 избирателей, участников референдума — 7-16 членов участковой комиссии.
О Положении об Избирательной комиссии муниципального образования «Город Магадан» (с изменениями на: 05.03.2019)
МАГАДАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 15 марта 2010 года N 9-Д
О ПОЛОЖЕНИИ ОБ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД МАГАДАН»
В целях организации деятельности Избирательной комиссии муниципального образования «Город Магадан», в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», на основании пункта 7 статьи 41 Устава муниципального образования «Город Магадан», руководствуясь статьями 31 и 45 Устава муниципального образования «Город Магадан», Магаданская городская Дума решила:
1. Утвердить Положение об Избирательной комиссии муниципального образования «Город Магадан» (прилагается).
2. Признать утратившими силу:
1) Решение Магаданской городской Думы от 17 июня 2003 года N 88-Д «О Положении «Об Избирательной комиссии муниципального образования «Город Магадан»;
2) Решение Магаданской городской Думы от 27 апреля 2006 года N 55-Д «О внесении изменений и дополнений в Положение «Об Избирательной комиссии муниципального образования «Город Магадан», утвержденное Решением Магаданской городской Думы от 17 июня 2003 года N 88-Д».
3. Настоящее Решение вступает в силу после его официального опубликования (обнародования) в городских средствах массовой информации.
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД МАГАДАН»
Глава муниципального образования
«Город Магадан»
В.П.ПЕЧЕНЫЙ
Утверждено
Решением
Магаданской городской Думы
от 15 марта 2010 года N 9-Д
I. Общие положения
1.1. Положение об Избирательной комиссии муниципального образования «Город Магадан» разработано в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными федеральными законами и законами Магаданской области, а также Уставом муниципального образования «Город Магадан».
1.2. Избирательная комиссия муниципального образования «Город Магадан» (далее по тексту — комиссия) в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Магаданской области, Уставом муниципального образования «Город Магадан», а также решениями и инструкциями Центральной Избирательной комиссии Российской Федерации, Избирательной комиссии Магаданской области, принятыми в пределах их компетенции.
1.3. Комиссия организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.
1.4. Порядок формирования комиссии, полномочия комиссии устанавливаются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и принимаемыми в соответствии с ним законами Магаданской области, а также Уставом муниципального образования «Город Магадан».
1.5. Комиссия в пределах своей компетенции независима от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
1.6. Комиссия является муниципальным органом, не входящим в структуру органов местного самоуправления, и обладает правами юридического лица.
1.7. Организационное и иное обеспечение деятельности комиссии осуществляет аппарат комиссии. Структура и штатная численность аппарата устанавливаются комиссией самостоятельно. Сотрудники аппарата комиссии являются муниципальными служащими. Замещение сотрудниками аппарата комиссии должностей муниципальной службы осуществляется в соответствии с законодательством о муниципальной службе, Уставом муниципального образования «Город Магадан» и иными муниципальными правовыми актами Магаданской городской Думы. В целях технического обеспечения деятельности комиссии в штатное расписание могут быть включены должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы.
(в ред. Решения Магаданской городской Думы от 09.11.2018 N 186-Д)
1.8. Комиссия имеет круглую гербовую печать, круглую печать для документов, штампы, бланки со своим наименованием и реквизитами.
1.9. Комиссия может иметь свои атрибуты (вымпел, эмблему и др.), учреждать Почетную грамоту комиссии.
1.10. Решения и иные акты комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц местного самоуправления, избирателей и участников референдума. Решения и иные акты комиссии не подлежат государственной регистрации.
(в ред. Решения Магаданской городской Думы от 29.11.2010 N 98-Д)
1.11. Местонахождение комиссии: город Магадан, Магаданская область. Юридический адрес комиссии: 685000, Российская Федерация, Магаданская область, город Магадан, улица Портовая, дом 8.
(п. 1.1 в ред. Решения Магаданской городской Думы от 24.04.2018 N 139-Д)
II. Организация деятельности комиссии
2.1. Деятельность комиссии осуществляется на основе коллегиальности, свободного и открытого обсуждения и решения вопросов, входящих в ее компетенцию.
2.2. Комиссия формируется Магаданской городской Думой сроком на пять лет в порядке и с соблюдением требований, установленных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», законами Магаданской области, Уставом муниципального образования «Город Магадан» и муниципальными правовыми актами Магаданской городской Думы.
(в ред. Решения Магаданской городской Думы от 29.11.2010 N 98-Д)
2.3. Комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного Уставом муниципального образования «Город Магадан» состава.
2.4. Комиссия собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после принятия Магаданской городской Думой решения о назначении ее членов с правом решающего голоса, но не ранее дня истечения срока полномочий комиссии предыдущего состава. Срок полномочий комиссии исчисляется со дня ее первого заседания.
2.5. Председатель комиссии избирается тайным голосованием на первом заседании комиссии из числа членов комиссии с правом решающего голоса в порядке, установленном Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
2.6. Заместитель председателя и секретарь комиссии избираются тайным голосованием на первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса.
2.7. На первом заседании комиссии при избрании председателя, заместителя председателя и секретаря избирается счетная комиссия в составе трех членов комиссии с правом решающего голоса. Решение принимается большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии открытым голосованием.
2.8. В бюллетень для тайного голосования на должность председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии в алфавитном порядке вносятся фамилии, имена, отчества кандидатов, за исключением лиц, взявших самоотвод. Самоотвод принимается без голосования. Допускается включение в бюллетень для голосования одного кандидата.
2.9. Заседания комиссии созываются по мере необходимости по распоряжению ее председателя, а в его отсутствие или невозможности выполнения им своих обязанностей — заместителем председателя. Заседания комиссии также обязательно проводятся по требованию не менее одной трети от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Указанное требование в письменной форме с необходимым количеством подписей членов комиссии с правом решающего голоса должно быть представлено председателю комиссии, а в его отсутствие — заместителю председателя комиссии. При этом заседание комиссии проводится в срок, предлагаемый данными членами комиссии, но не позднее чем в недельный срок со дня поступления письменного требования, а в день выборов, проведения референдума — незамедлительно.
2.10. Заседания комиссии проводятся, как правило, по месту ее постоянного пребывания. Комиссия вправе принять решение о проведении выездного заседания на территории муниципального образования «Город Магадан».
2.11. Все заседания комиссии протоколируются.
2.12. Комиссия принимает регламент, который определяет порядок и правила работы комиссии, включая периодичность и порядок проведения заседаний, порядок подготовки и принятия решений и иные вопросы комиссии.
2.13. Комиссия вправе рассматривать на своих заседаниях вопросы, входящие в ее компетенцию, и принимать решения в пределах полномочий, предусмотренных федеральными законами, законами Магаданской области и Уставом муниципального образования «Город Магадан».
III. Полномочия председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии
3.1. Председатель комиссии в соответствии с федеральными законами, законами Магаданской области, Уставом муниципального образования «Город Магадан» и настоящим Положением осуществляет следующие полномочия:
— представляет комиссию во взаимоотношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, избирательными комиссиями, а также с иными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями;
— созывает заседания комиссии и председательствует на них;
— подписывает решения и протоколы заседания комиссии, а также иные документы комиссии;
— издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции;
— дает поручения заместителю председателя, секретарю и членам комиссии;
— осуществляет контроль за реализацией решений комиссии и работой аппарата;
— является распорядителем финансовых средств, получаемых комиссией из местного бюджета или иных источников, предусмотренных федеральным и областным законодательством;
— осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным и областным законодательством и регламентом комиссии.
3.2. Заместитель председателя комиссии в соответствии с федеральными законами, законами Магаданской области, Уставом муниципального образования «Город Магадан» и настоящим Положением осуществляет следующие полномочия:
— осуществляет полномочия председателя комиссии в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей;
— выполняет поручения председателя комиссии;
— организует работу по конкретным направлениям деятельности комиссии в соответствии с распределением обязанностей между членами комиссии и осуществляет соответствующий контроль;
— осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным и областным законодательством и регламентом комиссии.
3.3. Секретарь комиссии в соответствии с федеральными законами, законами Магаданской области, Уставом муниципального образования «Город Магадан» и настоящим Положением осуществляет следующие полномочия:
— организует подготовку заседаний комиссии и вносимых на ее рассмотрение материалов;
— готовит проекты решений и иных документов к заседанию комиссии;
— организует перспективное и текущее планирование деятельности комиссии, контролирует ход выполнения планов ее работы;
— подписывает решения комиссии и протоколы заседания комиссии;
— выполняет поручения председателя комиссии;
— осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным и областным законодательством и регламентом комиссии.
3.4. Председатель, заместитель председателя, секретарь комиссии могут быть досрочно освобождены от должности на основании решения комиссии. Решение комиссии принимается большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса при тайном голосовании (кроме случая освобождения от должности по личному заявлению).
3.5. Решение об освобождении от должности председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии могут быть приняты по предложению не менее одной трети членов комиссии с правом решающего голоса.
3.5.1. В случаях, установленных статьей 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», председатель комиссии освобождается от замещаемой должности в связи с утратой доверия.
Решение об освобождении от должности в связи с утратой доверия принимается Избирательной комиссией муниципального образования «Город Магадан» в отношении председателя комиссии на основании доклада комиссии по соблюдению требований к должностному поведению лиц, замещающих муниципальные должности муниципального образования «Город Магадан», и урегулированию конфликта интересов либо на основании заявления губернатора Магаданской области о досрочном прекращении полномочий председателя комиссии (далее — заявление губернатора Магаданской области).
(в ред. Решений Магаданской городской Думы от 26.12.2018 N 199-Д, от 05.03.2019 N 10-Д)
Доклад о результатах соответствующей проверки либо заявление губернатора Магаданской области рассматривается на ближайшем заседании комиссии, но не позднее 30 календарных дней со дня поступления указанных документов в комиссию.
(в ред. Решения Магаданской городской Думы от 26.12.2018 N 199-Д)
Решение комиссии об освобождении от должности председателя считается принятым, если за это решение проголосовало большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса при тайном голосовании.
Решение об освобождении от должности в связи с утратой доверия принимается в срок не позднее 30 дней со дня поступления информации о совершении председателем комиссии коррупционного правонарушения, не считая периода его временной нетрудоспособности, пребывания его в отпуске, других случаев неисполнения должностных обязанностей по уважительным причинам, проведения проверки и рассмотрения ее материалов. При этом решение об освобождении от должности в связи с утратой доверия должно быть принято не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.
В решении об освобождении от должности в связи с утратой доверия председателя комиссии в качестве основания увольнения (освобождения от должности) указывается статья 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Копия решения об освобождении от должности в связи с утратой доверия председателя комиссии, с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, вручается председателю комиссии под роспись в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
В случае если председатель комиссии не согласен с решением об освобождении от должности, он вправе в письменном виде изложить свое особое мнение, а также обжаловать это решение в судебном порядке.
Решение комиссии об освобождении от должности председателя комиссии подлежит официальному опубликованию не позднее чем через семь дней со дня его принятия. В случае если председатель комиссии в письменном виде изложил свое особое мнение по вопросу его увольнения (освобождения от должности), оно подлежит опубликованию.
(п. 3.5.1 введен Решением Магаданской городской Думы от 26.12.2016 N 115-Д)
3.6. Решение об освобождении от должности председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии принимается на заседании комиссии и оформляется решением комиссии, копия которого направляется в Магаданскую городскую Думу, мэру города Магадана и Избирательную комиссию Магаданской области.
3.7. В случае досрочного освобождения от должности председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии новые выборы проводятся не позднее чем через 15 дней со дня их освобождения, а в период избирательной кампании, референдума, иных избирательных действий — не позднее чем в недельный срок со дня их освобождения в порядке, установленном Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
3.8. Председатель комиссии обязан соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
(п. 3.8 в ред. Решения Магаданской городской Думы от 20.06.2017 N 59-Д)
3.8.1. В случае поступления доклада комиссии по соблюдению требований к должностному поведению лиц, замещающих муниципальные должности муниципального образования «Город Магадан», и урегулированию конфликта интересов (в случае отсутствии оснований для увольнения), либо заявления губернатора Магаданской области о применении в отношении председателя комиссии дисциплинарного взыскания (за исключением досрочного прекращения полномочий), к председателю комиссии может быть применено иное дисциплинарное взыскание по решению комиссии.
(п. 3.8.1 введен Решением Магаданской городской Думы от 26.12.2018 N 199-Д; в ред. Решения Магаданской городской Думы от 05.03.2019 N 10-Д)
3.8.2. Комиссия письменно информирует губернатора Магаданской области о результатах рассмотрения его заявления, в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
(п. 3.8.2 введен Решением Магаданской городской Думы от 26.12.2018 N 199-Д; в ред. Решения Магаданской городской Думы от 05.03.2019 N 10-Д)
3.9. В течение месяца со дня поступления в Магаданскую городскую Думу решения, указанного в пункте 3.6 настоящего Положения, либо соответствующего доклада комиссии по соблюдению требований к должностному поведению лиц, замещающих муниципальные должности муниципального образования «Город Магадан», и урегулированию конфликта интересов, Магаданская городская Дума принимает решение об освобождении председателя комиссии от обязанностей члена комиссии на основании пункта 6.1 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
(п. 3.9 в ред. Решения Магаданской городской Думы от 15.09.2017 N 77-Д)
IV. Социальные гарантии председателя комиссии
4.1. Председатель комиссии замещает муниципальную должность на постоянной (штатной) основе.
4.2. Основанием для исполнения обязанностей председателя комиссии на штатной основе является решение комиссии об его избрании, копия (приказа) распоряжения об его увольнении с прежнего места основной работы (должности), распоряжение избранного председателя комиссии о том, что он приступил к исполнению своих обязанностей на штатной основе.
4.2.1. Председателю комиссии гарантируются:
а) ежемесячное денежное вознаграждение и иные выплаты, предусмотренные действующим законодательством;
б) компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно;
в) возмещение расходов и предоставление иных компенсаций в связи со служебными командировками;
г) компенсация 50 процентов стоимости санаторно-курортного лечения один раз в два года.
Председателю комиссии предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой муниципальной должности и денежного вознаграждения, размер которого определяется в порядке, установленном трудовым законодательством для исчисления средней заработной платы.
Ежегодный оплачиваемый отпуск состоит из основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 30 календарных дней и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет исчисляется из расчета один календарный день за каждый год замещения муниципальной должности и не может превышать 15 календарных дней. Стаж замещения муниципальной должности для определения продолжительности ежегодного дополнительного отпуска за выслугу лет исчисляется в соответствии с требованиями областного законодательства.
Дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный день предоставляется председателю комиссии в количестве 14 календарных дней.
Дополнительный отпуск, в связи с работой в местности с особыми климатическими условиями, предоставляется в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Разделение ежегодного оплачиваемого отпуска на части, отзыв из отпуска, замена ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией, предоставление отпуска без сохранения денежного содержания осуществляются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
(п. 4.2.1 введен Решением Магаданской городской Думы от 18.04.2016 N 29-Д)
4.3. Председатель комиссии, замещавший муниципальную должность не менее пяти лет непосредственно перед выходом на страховую пенсию по старости (инвалидности) либо перед достижением возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий, предусмотренных абзацем пятым части 1 статьи 13 Закона Магаданской области от 24 апреля 2015 года N 1890-ОЗ «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Магаданской области», и при наличии стажа замещения муниципальных должностей не менее 15 лет, исчисляемого в соответствии с Законом Магаданской области от 24 апреля 2015 года N 1890-ОЗ «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Магаданской области», имеет право на пенсию за выслугу лет в соответствии с федеральным законодательством в любой период трудовой деятельности в Магаданской области».
(в ред. Решения Магаданской городской Думы от 02.03.2017 N 17-Д)
Пенсия за выслугу лет председателю комиссии устанавливается в таком размере, чтобы сумма страховой пенсии по старости (инвалидности), установленная в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и пенсии за выслугу лет составляла: при исполнении полномочий председателя от пяти до десяти лет — 55 процентов, десять лет и более — 75 процентов ежемесячного денежного вознаграждения по соответствующей муниципальной должности с учетом районного коэффициента.
(в ред. Решения Магаданской городской Думы от 02.03.2017 N 17-Д)
В случае изменения размера денежного вознаграждения председателя комиссии, размер пенсии за выслугу лет пересчитывается в централизованном порядке в соответствии с решением Магаданской городской Думы о бюджете муниципального образования «Город Магадан» на соответствующий финансовый год.
Пенсия за выслугу лет устанавливается постановлением мэрии города Магадана по заявлению председателя комиссии, имеющего право на пенсию за выслугу лет.
Выплата пенсии за выслугу лет гражданину, являвшемуся председателем комиссии, приостанавливается при замещении им государственной должности Российской Федерации, государственной должности Магаданской области, должности государственной гражданской службы, выборной муниципальной должности, должности муниципальной службы. Возобновление выплаты пенсии за выслугу лет указанному гражданину осуществляется в соответствии с порядком, которым устанавливается такая доплата.
(п. 4.3 в ред. Решения Магаданской городской Думы от 26.12.2016 N 115-Д)
4.4. Председателю комиссии выплачивается единовременная материальная помощь в случае гибели (смерти) членов семьи (мужа, жены, детей, родителей обоих супругов) в размере 20 000 рублей.
Единовременная материальная помощь выплачивается на основании распоряжения председателя комиссии, при предоставлении следующих документов:
— свидетельства о смерти члена семьи и его копии;
— подлинных документов, подтверждающие родственные отношения с умершим (свидетельство о рождении, свидетельство об усыновлении, свидетельство о заключении брака).
(п. 4.4 введен Решением Магаданской городской Думы от 23.12.2014 N 100-Д)
V. Финансовое и иное обеспечение деятельности комиссии
5.1. Финансирование мероприятий, указанных в пункте 1.3 настоящего Положения, а также финансовое обеспечение деятельности комиссии производится за счет средств бюджета муниципального образования «Город Магадан». Сметы расходов на подготовку и проведение указанных мероприятий и обеспечение деятельности комиссии утверждаются решениями комиссии.
5.2. Комиссия представляет в Магаданскую городскую Думу отчет о расходовании бюджетных средств:
— не позднее чем через три месяца со дня официального опубликования итогов голосования и результатов выборов депутатов Магаданской городской Думы;
— не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования итогов голосования и результатов местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.
(п. 5.2 в ред. Решения Магаданской городской Думы от 05.03.2019 N 13-Д)
5.3. Членам комиссии с правом решающего голоса в период подготовки и проведения выборов, референдума производится дополнительная оплата труда (вознаграждение) в размерах, устанавливаемых решением комиссии в соответствии с инструкциями Центральной Избирательной комиссии Российской Федерации, Избирательной комиссии Магаданской области.
VI. Заключительные положения
Вопросы, не урегулированные настоящим Положением, решаются в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», законами Магаданской области, Уставом муниципального образования «Город Магадан».
Глава муниципального образования
«Город Магадан»
В.П.ПЕЧЕНЫЙ
О ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ АКТОВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вопрос о правовой природе юридических актов избирательных комиссий имеет тройственный характер.
С одной стороны, данный вопрос тесно связан с проблемой источников права, поскольку правовая природа государственных актов влияет на их способность выступать социальными регуляторами общественных отношений. Качество источника права и роль регулятора общественных отношений в полной мере относится лишь к нормативным правовым актам, содержащим правовые нормы.
С другой стороны, природа правовых актов определяет отношение субъектов права к реализации предписаний, закрепленных в этих государственных документах. Индивидуальные правовые акты распространяют свое действие на конкретных субъектов права, в то время как правовые акты нормативного характера действуют в отношении неопределенного круга субъектов. Нормативные правовые акты и их строгая иерархия по отношению друг к другу выступают предпосылками законности. Специалисты в области нормотворчества справедливо отмечают, что «главной целью нормативных актов является установление правовых режимов, направленных на осуществление правового порядка и утверждение режима законности на том правовом пространстве, на которое распространяется действие этих актов» . Вести речь о законности, подразумевая строгое и неуклонное исполнение индивидуальных правовых актов всеми субъектами права, бессмысленно.
Наконец, с помощью правовых актов избирательные комиссии реализуют свою компетенцию.
В соответствии с пунктом 13 статьи 21 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подпунктом 3 статьи 19 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», пунктом 3 статьи 25 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» ЦИК России наделена полномочиями принимать инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения федеральных законов о выборах. Акты, принимаемые Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, имеют различную правовую природу. Большая часть актов ЦИК России носит правоприменительный характер, поскольку избирательные комиссии являются, в первую очередь, правоприменительными органами. Правоприменительная деятельность избирательных комиссий подчинена задаче наиболее полной реализации избирательных прав граждан. Среди правоприменительных актов ЦИК России следует выделить акты нормативного толкования (т.н. интерпретационные акты). Данные акты не создают новых норм права. Их значение заключается в уточнении и разъяснении действующего права в целях его правильной и эффективной реализации. Примерами актов нормативного толкования служат: Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 21 сентября 1999 г. № 15/114-3 «О Разъяснениях порядка реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва», Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23 марта 2007 г. № 203/1272-4 «О Разъяснении порядка применения пункта 1.1., подпунктов «в.1», «в.2» пункта 24, подпунктов «б.1», «б.2» пункта 25, подпунктов «з», «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 1 ноября 2007 г. № 51/432-5 «О разъяснениях порядка деятельности иностранных (международных) наблюдателей и об удостоверении иностранного (международного) наблюдателя при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва» и ряд других актов-разъяснений. Разъяснения, не создавая новых норм права, вместе с тем, обеспечивают единообразное применение федеральных законов .
Особый блок актов толкования образуют акты методического характера: К ним относятся: Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 07 апреля 2005 г. № 142/975-4 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и созданных при них контрольно-ревизионных служб по проведению проверок использования бюджетных средств, выделенных избирательным комиссиям, комиссиям референдума для подготовки и проведения федеральных выборов и референдумов», Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 марта 2006 г. № 174/1121-4 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности избирательных комиссий и созданных при них контрольно-ревизионных служб по контролю за избирательными фондами кандидатов, избирательных объединений, достоверностью представленных сведений о доходах и об имуществе», Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 мая 2006 г. № 176/1131-4 (в ред. от 12 октября 2007 г.) «О Методических рекомендациях о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий» и др. Методические рекомендации утверждаются постановлениями или протоколами заседаний Центральной избирательной комиссии Российской Федерации . Несмотря на рекомендательный характер данных документов, предполагающий вариант поведения субъектов права, Методические рекомендации официально разъясняют избирательное законодательство и обеспечивают его единообразное применение.
Незначительную часть актов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации можно назвать нормативными правовыми актами. Нормативность характеризует свойство данных документов выступать регулятором общественных отношений. В Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 г. № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» приводятся определения нормативного правового акта и правовых норм. «Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Под правовыми нормами принято понимать общеобязательные государственные предписания постоянного или временного характера, рассчитанные на многократное применение» .
Компетенция Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по изданию нормативных правовых актов носит ограниченный характер и, как правило, прямо предусмотрена в соответствующих федеральных законах о выборах. В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» ЦИК России устанавливает порядок использования ГАС «Выборы» при подготовке и проведении выборов в референдума в части, не урегулированной федеральными законами. Принятие некоторых нормативных правовых актов ЦИК России предусмотрено пунктом 11 статьи 16, пунктом 7 статьи 57, пунктами 14 и 15 статьи 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусмотрено издание ЦИК России более тридцати нормативных правовых актов, устанавливающих порядок учета и отчетности по средствам избирательных фондов, порядок использования технических средств подсчета голосов, порядок электронного голосования и др .
Нормативные правовые акты ЦИК России содержат общеобязательные правила (нормы права), рассчитаны на множество типичных ситуаций и регулируют общественные отношения, связанные с выборами органов государственной власти и органов местного самоуправления. В их число, например, входят: Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23 июля 2003 г. № 19/137-4 «О Положении об обеспечении безопасности информации в Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы», Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 7 августа 2003 г. г. (в ред. от 27 сентября 2006 г.) № 20/144-4 «О временном порядке голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления», Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 3 ноября 2003 г. № 49/463-4 «Об утверждении Инструкции по организации доступа к персональным данным и иной конфиденциальной информации, обрабатываемой на комплексах средств автоматизации ГАС «Выборы», Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 февраля 2007 г. (в ред от 19 ноября 2008 г.) «Об Инструкции по размещению данных Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» в сети Интернет», Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 18 апреля 2007 г. (в ред от 6 июля 2007 г.) № 4/24-5 «Об Инструкции о порядке и формах учета и отчетности политической партии, ее регионального отделения о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 3 мая 2007 г. № 6/53-5 «Об Инструкции о порядке и формах учета и отчетности кандидатов о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении выборов Президента Российской Федерации», Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 июня 2007 г. (в ред. от 22 января 2008 г.) № 18/153-5 «Об Инструкции по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, определения результатов выборов, получения, передачи и обработки информации с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» при проведении выборов Президента Российской Федерации».
Как правило, нормативные правовые акты ЦИК России являются временными, т.е. распространяют свое действие на период конкретных федеральных избирательных кампаний.
Разновидностью нормативных правовых актов ЦИК России являются соглашения, касающиеся взаимодействия избирательных комиссий с другими государственными органами в процессе организации и проведения выборов. Примерами подобных нормативных правовых документов следует считать Соглашение о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 21 февраля 2005 г., Соглашение между Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и Федеральной налоговой службой о взаимодействии и взаимном обмене информацией от 2 июля 2007 г. и др.
В соответствии с абзацем 3 пункта 16 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 4 мая 2007 г. № 88 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти и их государственной регистрации» в случае, если нормативные правовые акты утверждены совместно федеральными органами исполнительной власти и органами (организациями), акты которых не подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, и данные органы указаны первыми, нормативные правовые акты представляются на государственную регистрацию федеральным органом исполнительной власти, следующим за указанными органами (организациями) . Таким образом, соглашения о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти в процессе организации и проведения выборов должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации данными федеральными органами исполнительной власти или организациями (МВД России, ФСБ России, ФНС, ФМС России, ЦБ Российской Федерации и др.). В случае возникновения сомнений относительно обязательности государственной регистрации, окончательное решение вопроса о необходимости государственной регистрации принимает Министерство юстиции Российской Федерации после проведения юридической экспертизы.
Кроме того, необходимо выделить нетипичные нормативные предписания, издаваемые ЦИК России. К группе нетипичных нормативных предписаний относятся нормативно-технические акты. Например, нормативные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о нормативах технологического оборудования избирательных комиссий (кабины для голосования, ящики для голосования), о нормативах изготовления и способах защиты избирательных документов, о форме списков избирателей, о форме удостоверений членов избирательных комиссий, об образцах печатей.
Подготовка проектов постановлений, инструкций и иных нормативных актов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации осуществляется Аппаратом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации . Процедура рассмотрения проектов нормативных актов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации описана в статьях 45-46 Регламента Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 июня 1995 г. (в ред. от 10 декабря 2008 г.) № 7/46-II . При рассмотрении проекта постановления ЦИК России проводит обсуждение. На голосование ставятся поправки, внесенные только членами Комиссии. После голосования поправок проект постановления принимается в целом. При рассмотрении проекта постановления Комиссия вправе: принять постановление, в том числе с поправками, внесенными в ходе его обсуждения; принять постановление за основу с последующей его доработкой и повторным рассмотрением; отложить обсуждение проекта постановления; отклонить проект постановления. Закрепленная в Регламенте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации правотворческая процедура не содержит положений о проведении экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на коррупциогенность, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. № 196 . Представляется, что данные нормативные предписания должны быть в обязательном порядке закреплены в Регламенте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и нормативных правовых актах избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.
Специфика нормотворческой деятельности ЦИК России заключается в том, что согласно пункту 13 статьи 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статье 6 Регламента Центральной избирательной комиссии Российской Федерации для вступления в силу нормативных актов ЦИК России их государственная регистрация не требуется. Вместе с тем, большинство нормативных правовых актов ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации прямо или косвенно затрагивает права и свободы граждан. В связи с этим процедура государственной регистрации могла бы способствовать не только повышению качества нормативных правовых актов избирательных комиссий, но и содействовать более полной реализации прав и свобод участников избирательного процесса.
Часть 2 статьи 9 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» закрепляет положение, что нормативные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Все нормативные акты, а также иные решения ЦИК России публикуются в официальном печатном органе ЦИК России – «Вестнике Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» . В статье 47 Регламента Центральной избирательной комиссии Российской Федерации содержится предписание о необходимости передачи нормативных актов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в средства массовой информации и размещения указанных актов на Интернет-сайте Комиссии. Нормативные акты и другие решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а также решения иных избирательных комиссий, принятые ими в пределах своей компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов, органов местного самоуправления, кандидатов, политических партий и иных общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей.
Рассматривая нормотворчество избирательных комиссий, необходимо обозначить ряд существующих в данной сфере проблем.
Во-первых, федеральное избирательное законодательство не предусматривает права избирательных комиссий субъектов Российской Федерации принимать нормативные правовые акты по вопросам своей компетенции (статья 23 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статья 20 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», статья 26 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»). При этом в специальном законодательном акте, регулирующем отношения, возникающие при использовании ГАС «Выборы» (статьи 7, 10 и 18 Федерального закона «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»), предусмотрены правомочия избирательных комиссий субъектов Российской Федерации издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по вопросам использования и эксплуатации ГАС «Выборы». В подпункте «и» пункта 10 статьи 23 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» упоминается возможность избирательных комиссий субъектов Российской Федерации принимать нормативно-технические акты, т.е. устанавливать по поручению ЦИК России нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей и другие избирательные документы. Таким образом, нормотворческая деятельность, осуществляемая избирательными комиссиями на региональном уровне, не регулируется в должной мере действующим федеральным законодательством. Между тем, региональный фрагмент нормативного правового регулирования выборов, представленный нормативными правовыми актами избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по предмету своего ведения, является необходимым элементом избирательного законодательства субъектов Российской Федерации о выборах. Поэтому нормотворческие полномочия избирательных комиссий субъектов Российской Федерации должны быть законодательно закреплены.
Во-вторых, в избирательном законодательстве и Регламенте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации отсутствуют виды нормативных правовых актов, которые может принимать Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. Несмотря на то, что избирательные комиссии не входят в систему органов исполнительной власти, на основе сопоставления наименований нормативных правовых актов органов исполнительной власти и избирательных органов представляется важным уточнить виды принимаемых избирательными комиссиями нормативных правовых актов. В пункте 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 (в ред. от 17 марта 2009 г.) «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» определено, что федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений . В федеральных законах о выборах и Постановлении ЦИК России от 28 июня 1995 г. (в ред. от 10 декабря 2008 г.) № 7/46- II «О Регламенте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» из числа нормативных правовых актов, принимаемых ЦИК России, упоминаются только инструкции. При этом нормативный правовой характер, кроме инструкций Центральной избирательной комиссии, носят положения, регламенты и соглашения.
Думается, что этот пробел правового регулирования требует восполнения. Кроме того, учитывая особенный статус избирательных комиссий в механизме государства, обозначенная проблема актуализирует вопрос принятия Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации».
Красинский Владислав Вячеславович
кандидат юридических наук, эксперт
Российского общественного института
избирательного права (РОИИП)
1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: КОМПЕТЕНЦИЯ, ПОЛНОМОЧИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Добровольский П.Е., начальник управления кадровой работы и муниципальной службы, соискатель Кафедры государственного и муниципального права.
Место работы: Сургутский Государственный Университет.
Контакты автора: dobrovolskip@admhmansy.ru
Аннотация. Предметом исследования статьи являются компетенция, полномочия, организация деятельности избирательной комиссии муниципального образования.
Выборы являются одним из важнейших институтов современной демократии. Они должны быть подлинными, свободными и справедливыми1. Механизм же реализации данного института — нейтральным и сбалансированным, обеспечивающим беспристрастное волеизъявление граждан. Для обеспечения функционирования такого механизма нужны соответствующие избирательные органы, в том числе и в системе местного самоуправления.
В истории избирательного права России органы, занимающиеся организацией и проведением выборов на местном уровне, впервые были введены реформами Временного правительства. Временным Положением
о волостном земском управлении было введено волостное земское управление, а Положением о поселковом управлении — поселковое управление2. Временным Положением о волостном земском управлении от 21 мая 1917 года3 производство выборов волостных земских гласных возлагалось на волостные и сельские избирательные комиссии. В соответствии с нормами, закрепленными в главе II «Об избрании поселковых гласных» Временного положения о поселковом управлении, составление избирательного списка возлагалось на поселковую избирательную комиссию, а производство выборов возлагалось на поселковую и, в указанных случаях, на участковые избирательные комиссии.
С отменой после Октябрьской революции системы местного самоуправления и переходом к системе местных советов как части единой общегосударственной
1 Декларация о критериях свободных и справедливых выборов. Принята единогласно на 154-й сессии Совета Межпарламенского Союза (Париж, 26 марта 1994 года) // Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов. Отв. ред. д.ю.н. А.В. Иванченко. — М.: Изд-во НОРМА, 1999.
2 Муниципальное право России: учеб. / С.А. Авакьян, В.Л. Лют-цер, Н.Л. Першин
и др.; отв. ред. С.А. Авакьян. -М. : Проспект, 2009. — 544 с.
власти были сохранены звенья системы комиссий на уровне уездов, городов и звено участковых комиссий.4 С 1925 по 1989 год в Советском Союзе действовала система избирательных комиссий, которые формировались незадолго до выборов и прекращали свое существование вскоре после объявления результатов голосования.5
Процесс реформирования местных органов власти и формирование системы местного самоуправления в Российской Федерации, начавшийся с принятием Закона РСФСР от 6 июля 1991 года № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР»6, соответствующим образом сказался на развитии законодательства, регулирующего создание и деятельность органов, организующих местные выборы. В соответствии с Федеральным законом от 06 декабря 1994 года № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»7 полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий, указанных в статье 11 (избирательных комиссий муниципальных образований там не было) по выборам в органы местного самоуправления устанавливались законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. С вступлением в силу Федерального закона от 19 сентября 1997 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»8 в качестве избирательных комиссий муниципальных образований действовали территориальные избирательные комиссии (ст. 21). В современной истории России муниципальные органы, организующие и проводящие муниципальные выборы, были предусмотрены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»9 (далее — Федеральный закон). В систему избирательных комиссий им была введена избирательная комиссия муниципального образования (пункт 1 статьи 20).
Закрепленные в Федеральном законе положения получили дальнейшее развитие в Федеральном законе от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с послед. изм.)10.
4 Миронов Н. Институт избирательных комиссий в России: тенденции развития и роль в избирательном процессе // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. №2 (59). С. 48-63.
5 Автономов А.С. Избирательная власть. М.: Права человека, 2002.
6 Закон РСФСР от 6 июля 1991 года № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1010.
7 Федеральный закон от 06 декабря 1994 года № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994.№ 33. Ст. 3406.
Федеральный закон от 19 сентября 1997 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 4339.
9 Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с послед. изм.) // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
Согласно Федеральному закону компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательной комиссии муниципального образования устанавливаются самим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (пункт 8 статьи 20).
Компетенция избирательной комиссии
муниципального образования
Согласно Федеральному закону избирательная комиссия муниципального образования — это комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума (пункт
1 статьи 24).
Однако компетенция комиссий не исчерпывается решением указанных вопросов. В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с послед. изм.)11, помещенными в главе, которая посвящена органам местного самоуправления, избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Кроме того, избирательная комиссия муниципального образования, не смотря на законодательно установленную компетенцию, фактически участвует в выборах органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов12.
Таким образом, мы видим, что компетенция комиссии муниципального образования предполагает решение достаточно широкого круга общественного значимых вопросов.
Полномочия избирательной комиссии муниципального образования
В Федеральном законе используется набор однотипных полномочий, осуществляемых в той или иной мере всеми избирательными комиссиями, а также специальных полномочий, характерных для данного вида комиссий13. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования определяются только относительно подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, в том числе и полномочия назначать выборы в органы местного самоуправления в случае, указанном в пункте 8 статьи 10.
Рассмотрим «общие» нормы Федерального закона, устанавливающие функции и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований.
Комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избира-
2 Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. В
2 т. Т. 2. : Юристъ, 2005.
13 Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (постатейный). Под ред. А.А. Вешнякова, В.И. Лысенко. Изд-во НОРМА, 2003.
тельной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в установленные Федеральным законом сроки.
Комиссии вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными выше, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти.
В случае нарушения кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума Федерального закона комиссия вправе вынести этим кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума предупреждение, которое доводится до сведения избирателей, участников референдума через средства массовой информации либо иным способом.
Комиссии обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, кампании референдума, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов.
Комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной регистрации.
Специальные полномочиями избирательной комиссии муниципального образования следующие (п. 10 ст. 24). Комиссия:
— осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
— обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, изданием необходимой печатной продукции;
— осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума;
— осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов;
— осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдумов;
— осуществляет на территории муниципального образования меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, распределяет выделенные из местного бюджета и (или) бюджета субъекта Российской Федерации средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, контролирует целевое использование указанных средств;
— оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;
— заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местного референдума;
— рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий, а избирательная комиссия муниципального района — также жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) избирательной комиссии поселения и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
— осуществляют иные полномочия в соответствии с Федеральным законом, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.
Учитывая вышеизложенное, можно сказать, что законодатель предоставляет избирательной комиссии муниципального достаточно широкие полномочия, необходимые для решение вопросов, отнесенных к ее компетенции.
Организация деятельности
избирательной комиссии муниципального образования
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Федеральный закон допускает возложение полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию (государственный орган) по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа муниципального образования.
В соответствии со статьями 34 и 39 Федеральном законе от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с послед. изм.)14, помещенными в главе, которая посвящена органам местного самоуправления, избирательная комиссия муниципального образования:
— является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления;
— является факультативным органом (то есть создание его не обязательно).
Согласно п. 3 ст. 24 Федерального закона уставом муниципального образования, нормативным правовым актом органа местного самоуправления избирательной комиссии муниципального образования может
14 Федеральный закон от 06.1.3003 № 131-ФЗ «Об общих прин-
ципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с послед. изм.) // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
быть придан статус юридического лица. Соответственно избирательная комиссия муниципального образования может наделяться статусом юридического лица, либо действовать без такового статуса.
Наряду с общими условиями формирования избирательных комиссий (ст. 22), порядок формирования избирательных комиссий муниципальных образований определен в отдельной статье Федерального закона (ст. 24).
На основании ст. 22 Федерального закона избирательные комиссии муниципальных образований формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, иных общественных объединений, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования в количестве пяти — одиннадцати членов с правом решающего голоса на основе предложений, указанных в статьи 22 Федерального закона, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а формирование избирательной комиссии поселения — также на основе предложений избирательной комиссии муниципального района (п. 7 ст. 24).
Представительный орган обязан назначить не менее двух членов избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения по предложению избирательной комиссии субъекта Федерации (п. 9 ст. 24 Федерального закона).
В соответствии со ст. 28 Федерального закона председатели избирательных комиссий муниципальных образований избираются из числа членов этой комиссии с правом решающего голоса на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса в следующем порядке (п. 5 ст. 28 Федерального закона):
а) при наличии предложения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации — по предложению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации;
б) в случае отсутствия предложения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации — по предложениям, внесенным членами избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения с правом решающего голоса.
Таким образом, кандидатура председателя избирательной комиссии муниципального образования определяется в результате совместного (компромиссного) решения, как самой комиссии, так и государственного органа — избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.
В Федеральном законе заложена норма, согласно которой председатель и секретарь избирательной комиссии муниципального образования, действующей на
постоянной основе и являющейся юридическим лицом, работают в этой комиссии на постоянной (штатной) основе. Возможность работы на постоянной (штатной) основе иных членов избирательной комиссии муниципального образования, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса, а также размер и виды денежного содержания членов комиссии с правом решающего голоса, работающих на постоянной (штатной) основе, иных выплат этим членам комиссии определяются законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ст. 20 Федерального закона финансовое обеспечение деятельности избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическим лицом, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и (или) нормативным правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год. Каким образом осуществляется финансирование избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе, но не являющихся юридическими лицами, а также финансирование избирательных комиссий муниципальных образований, действующих не на постоянной основе? Очевидно, в данном случае финансирование сводится к содержанию руководства избирательной комиссии (членов комиссии), работающих на постоянной основе, и финансированию избирательных комиссий в рамках обеспечения подготовки и проведения выборов и референдума согласно ст. 57 рамочного Федерального закона.
На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
1. Избирательная комиссия муниципального образования — это коллегиальный муниципальный орган, формируемый в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов, муниципальными правовыми актами, обеспечивающий организацию и проведение выборов, проведение местного референдума, организацию голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, организацию голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.
2. Законодатель в полном объеме наделил избирательную комиссию муниципального образования необходимыми полномочиями для решения вопросов, входящих в ее компетенцию, однако организация ее деятельности такова, что не всегда позволяет ей эффективно решать эти вопросы и реализовывать свои полномочия. Комиссия должна быть постоянно действующим, и более самостоятельным органом, обеспечивающим проведение свободных и справедливых выборов, решение других вопросов15, что подтверждается практикой работы комиссий.
15 Муниципальное право России: учеб. / С. А. Авакьян, В. Л. Лютцер, Н. Л. Пешин и др.; отв. ред. С. А. Авакьян. — М. : Проспект, 2009. — 544 с.
В частности, до недавнего времени только в трех муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа — Югры были созданы свои избирательные комиссии (Нефтеюганске, Пыть-Яхе, Урае). В большинстве муниципальных образований при проведении муниципальных выборов осуществление полномочий избирательной комиссии муниципального образования, в соответствии со ст. 6 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 18.06.2003 года № 36-оз «О системе избирательных комиссий в Ханты-Мансийском автономном округе»16, возлагалось на территориальную избирательную комиссию17.
В настоящее время в Уставах десяти муниципальных образований округа18 предусмотрено формирование избирательных комиссий муниципальных образований (город Ханты-Мансийск, город Нефтеюганск, город Нижневартовск, город Нягань, город Пыть-Ях, город Урай, Берозовский район, Кондинский район, Октябрьский район, Советский район). Из них в Уставах пяти муниципальных образований (город Нефтеюганск, город Ханты-Мансийск, город Пыть-Ях, Октябрьский район, Советский район) предусмотрено что:
— избирательная комиссия действует на постоянной основе;
— комиссия обладает правами юридического лица;
— председатель и секретарь работают в комиссии на постоянной основе и замещают муниципальную должность (в городе Ханты-Мансийске только председатель).
В Уставах четырех муниципальных образований (город Нижневартовск, город Урай, Березовский район, Кондинский район) предусмотрено, что избирательные комиссии действуют на непостоянной основе, а в Уставе муниципального образования город Нягань отражено, что:
— «Порядок формирования, и утверждение избирательной комиссии города осуществляется в соответствии с федеральным законом и законом автономного округа.»19;
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
— «Полномочия и организация деятельности избирательной комиссии города определяются федеральным законом, законами автономного округа.»20.
При этом в Уставы семи муниципальных образований (город Нижневартовск, город Пыть-Ях, город Урай, Березовский район, Кондинский район, Октябрьский район, Советский район) допускают возможность возложения полномочий муниципальной комиссии на тер-
17 Процедура возложения полномочий определена законом субъекта Федерации в соответствии с нормами федерального закона: на основании обращения представительного органа местного самоуправления муниципального образования, решением Избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
8 С 01.01.2006 в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре образовано 106 муниципальных образований: 13 городских округов, 9 муниципальных районов, 84 городских, сельских поселений в границах этих районов. См.: Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 25.11.2004 № 63-оз «О статусе и границах муниципальных образований Ханты-мансийского автономного округа — Югра». СЗ Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. — 2004. — № 11. — Ст. 1610.
19 Устав города Нягани. Официальный веб-сайт органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа —
Югры. admhmao.ru / Режим доступа: http://www.hmao.wsnet.ru/common/cnyag/ustav.htm — Загл. с экрана.
риториальную, а в Уставах муниципальных образований город Когалым, город Мегион, город Радужный, город Югорск, город Белоярский, Нижневартовский район, Ханты-Мансийский район эта же норма сформулирована иначе — полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут быть возложены на территориальную избирательную комиссию по решению Избирательной комиссии Ханты- Мансийского автономного округа — Югры, принятому на основании обращения представительного органа муниципального образования.
Согласно Устава города Тюмени21 Избирательная комиссия города Тюмени:
— компетенция, полномочия и порядок деятельности Избирательной комиссии города Тюмени определяются федеральным законом, принимаемым в соответствии с ним законом Тюменской области, а также Положением об Избирательной комиссии города Тюмени22, утвержденным решением Тюменской городской Думы;
— избирательная комиссия города обладает правами юридического лица.
В соответствии с устава муниципальных образований города Ялуторовска23, города Ишима24:
— муниципальная избирательная комиссия не обладает правами юридического лица;
— полномочия муниципальной избирательной комиссии по решению Избирательной комиссии Тюменской области, принятому на основании обращения представительного органа, могут возлагаться на территориальную комиссию.
Муниципальная избирательная комиссии города Тобольска не обладает правами юридического лица, а ее полномочия по решению избирательной комиссии Тюменской области, принятому на основании обращения Тобольской городской Думы могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию города То-больска25.
Согласно уставам остальных муниципальных образований Тюменской области:
— избирательная комиссия муниципального района может не формироваться, в случае если решением Избирательной комиссии Тюменской области полномочия избирательной комиссии муниципального района были возложены на территориальную избирательную комиссию;
— избирательная комиссия муниципального района не обладает правами юридического лица26.
Полагаем, что для решения обозначенных проблем и усиления нейтральности и сбалансированности механизма, обеспечивающего беспристрастное волеизъяв-
22 Решение Тюменской городской Думы от 11.09.2003 N 419 (ред. от 05.07.2007) «О Положении об Избирательной комиссии города Тюмени» // В данном виде документ опубликован не был.
ление граждан избирательными комиссиями муниципальных образований необходимо:
— в Федеральный закон и Федеральный закон от 06.1.3003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внести изменения, исключающие организацию и проведение муниципальных выборов и референдумов государственными органами и придающие обязательный характер создания избирательных комиссий муниципальных образований органами местного самоуправления;
— исключить из Федерального закона нормы, обязывающие представительный орган местного самоуправления в обязательном порядке назначать двух членов избирательной комиссии муниципального образования по предложению избирательной комиссии субъекта Федерации и нормы, обязывающие членов избирательной комиссии муниципального образования избирать председателя в обязательном порядке, при наличии предложения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, по предложению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации;
— конкретизировать, в каких случаях, осуществляется финансовое обеспечение избирательной комиссии муниципального образования из соответствующего бюджета путем внесения изменений в ст. 20 Федерального закона;
— дополнить ст. 20 Федерального закона положениями о порядке финансировании избирательной комиссии муниципального образования не являющейся юридическим лицом.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Внесение в законодательные акты вышеуказанных изменений позволит оптимизировать организацию деятельности избирательных комиссии муниципальных образований представительными органами местного самоуправления.
РЕЦЕНЗИЯ
В представленной статье автор одним из первых в нашей стране анализирует правовое регулирование деятельности избирательных комиссий муниципального образования. В центре внимания автора вопросы правового статуса, компетенции, организации деятельности указанных комиссий. Данные вопросы рассматриваются автором системно и взаимосвязано, что обусловило логику изложения материала.
На основании анализа действующего законодательства Российской Федерации и практики организации деятельности комиссий в Ханты-Мансийском автономном округе автор приходит к выводу о том, что полном объеме наделил избирательные комиссии муниципальных образований необходимыми полномочиями для решения вопросов, отнесенных к их компетенции. Однако существующая организация деятельности комиссий не позволяет этим органам эффективно решать стоящие перед ними задачи. В связи с этим автор формулирует предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере.
Считаю, что статья Добровольского П.Е. может быть рекомендована для опубликования в рецензируемом научном журнале.
Научный руководитель, Директор Института философии И права Уральского отделения РАН,
д.ю.н.
Руденко В.Н.