Избежании двойного налогообложения

УСЛОВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ СЕРТИФИКАТА НАЛОГОВОГО РЕЗИДЕНТА

Сертификат налогового резидента ОАЭ выпускается сроком на 1 год и его может получить как физическое лицо, так и юридическое лицо. На текущий момент отсутствует обязательное условие постоянного пребывания в стране (к вопросу о том, нужно ли проживать 180 дней). Сертификаты не выдаются не-резидентам. Обязательное условие для компаний — ведение деятельности на территории ОАЭ на протяжении не менее одного года. Для получения сертификата налогового резидента потребуется предоставить следующий список документов.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СЕРТИФИКАТА НАЛОГОВОГО РЕЗИДЕНТА

Для физ. лица:

1) Копия паспорта, ID-карты и резидентской визы ОАЭ
2) Заверенная копия договора аренды
3) Письмо-заявление от физлица
4) Банковская выписка за последние 6 месяцев
5) Сертификат, подтверждающий источник дохода (заверенный)
6) Сертификат от спонсора о физлице и его источнике дохода
7) Справка из Главного управления иностранных дел и резидентства с указанием количества дней, проведённых резидентом в ОАЭ
8) Налоговые декларации (при наличии) страны, в которой будут подаваться документы
9) Взнос в размере 2 000 дрхм + 3 дрхм за карту электронных платежей (E-dirham)
10) Выпуск письма занимает 1 месяц

Для юр. лица (компания должна существовать больше года):

1) Торговая лицензия
2) Учредительный документ, заверенный официальными органами (не для ИП)
3) Договор аренды
4) Копия паспорта, ID-карты и резидентства директора компании
5) Письмо-заявление от компании
6) Банковская выписка за последние 6 месяцев
7) Аудиторский отчет о финансовом состоянии компании (заверенная копия)
8) Организационная структура компании (не для ИП)
9) Налоговые декларации (при наличии) страны, в которой будут подаваться документы
10) Взнос в размере 10 000 дрхм + 3 дрхм за карту электронных платежей (E-dirham)
11) Выпуск письма занимает 1 месяц

ЗАВЕРЕНИЕ СЕРТИФИКАТА ДЛЯ ИСПоЛЬЗОВАНИЯ В СТРАНЕ НАЗНАЧЕНИЯ

Для того, чтобы вам предоставить сертификат налогового резидента Эмиратов для использования в стране назначения, вам потребуется его заверить в Министерстве иностранных дел ОАЭ. Стоимость заверения в МИД составляет порядка 50 долларов США.

Мы будем рады оказать необходимое содействие в получении сертификата налогового резидента Эмиратов.

Как нас нанять на получение сертификата налогового резидента ОАЭ? 1. Заключить договор 2. Произвести оплату 3. Передать документы 4. Сертификат готов

В течение всего процесса работы над получением сертификата налогового резидента ОАЭ к вам будет приставлен свой менеджер, , у которого вы можете получить всю необходимую информацию и ответы на все интересующие вас вопросы.

Вас также может интересовать

Энциклопедия МИП » Налоговое право » Общие положения » Международные договоры по вопросам налогообложения

Заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров РФ находятся в ведении РФ.

Понятие международных договоров по налогообложению

Взаимоотношения в области налогов в рамках государства регулируются нормами национального налогового права, но в некоторых ситуациях нормами международного права. Международные договора считаются основной формой, которые общепризнанные системой законодательства.

Принципы и нормы международного договора по налогообложению

Нормы могут содержаться в налоговых договорах, конвенциях, а также в договорах, которые напрямую налогов не касаются.

Нормы подразделяются на:

  • материально-правовые;
  • процессуальные;
  • коллизионные.

Коллизионные нормы назначают, какие материально-правовые нормы какой страны регулируют налоговые отношения. Коллизионные и материально-правовые нормы содержатся в международных договорах и в налоговом законодательстве.

Именно с помощью материально-правовых норм определяются элементы налоговых отношений. Это объясняет власть государства над своей территорией.

Материально-правовые нормы назначают правила по налогообложению. Материально-правовые нормы определяют права и субъекты налоговых отношений.

Материально-правовые нормы чаще всего используются для корректировки норм, к которым отсылают коллизионные.

Нужно помнить, что коллизионные нормы как таковые не регулируют отношения, а направляет в русло правовой системы. Коллизионные нормы с одной стороны показывают многообразие правопорядков разных стран, а с другой их взаимодействие.

Материально-правовые нормы устанавливают налоговые объекты, ставки, льготы по некоторым налогам, а также требования к ним.

Процессуальные нормы регулируют порядок материально-правовых норм. Процессуальные нормы регламентируют налоговый контроль и регулируют начисление налогов. Процессуальные нормы содержатся в Налоговом кодексе Российской Федерации.

В области экономических отношений с другими странами УНИДРУА – Международный институт унификации частного права в Риме, разработал документ, который называется «Принципы международных коммерческих договоров».

УНИДРУА о международная организация, которая занимается подготовкой документов частного права. В состав УНИДРУА входят больше 40 государств, в том числе Россия.

УНИДРУА подготавливает проекты международных договоров, типовых законов, сравнивает нормы частного права и др.

Принципы УНИДРУА могут быть как простые нормы, если страны применяют их добросовестно. Некоторые принципы УНИДРУА используются только случае ссылки на них. Эти принципы могут использоваться странами в качестве указания их в тексте международного договора.

Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров по налогообложению

Порядок заключения, исполнения и прекращения договоров в России регламентируется Конституцией РФ, ФЗ «О международных договорах РФ» и другие общепризнанные нормы международного права.

Документы о заключении международных договоров попадают на рассмотрение к Президенту и Правительству России.

Срок рассмотрения составляет 1 месяц, по истечении его дается ответ.

Перед тем как предоставить проект о заключении международного договора Президенту оно согласовывается с органами исполнительной власти. Предложение должно состоять из проекта договора, определения его соответствия законопроекту, оценки вероятных экономических результатов.

После принятия решения о заключении договора назначаются лица, которые будут представлять Россию для ведения переговоров. Эти лица имеют определенные полномочия. Если полномочия не даются, то переговоры ведет Президент России.

В соответствии со сроками, указанными в договоре он вступает в силу. Опубликованию подлежат официальные оповещения МИД о введении в силу контракта. Официально принятые договоры публикуют в Собрании законодательства России.

Международные договоры должны добросовестно выполняться в соответствии с нормами права. Правительство и Президент РФ обеспечивают надлежащие выполнение договоров. Исполнительная власть обеспечивает полноценное исполнение обязательств со стороны Российской Федерации.

Если договорные условия нарушаются, то МИД России предоставляет Президенту России проект о урегулировании условия договора.

Прекращение действия договора происходит на основании условия самого договора. Принять решение о прекращении также может Президент России, если на то есть необходимость.

Госдума РФ принимает предложение на рассмотрении выдвигает решение о приостановлении или прекращении действия договора. Затем принятое решение рассматривается в Совете Федерации, после этого оно попадает к Президенту. Он его рассматривает и в случае подписания оно вступает в силу.

Виды и наименования международных договоров по налогообложению

Международные договоры по налогообложению могут именоваться в виде как соглашений, пактов, конвенции, декларации и др.

Существуют многосторонние и двусторонние международные договоры. Двусторонние заключаются между двумя государствами, а многосторонние могут заключаться с 3 и более странами.

Виды международных договоров можно разделить на 4 группы:

1. Соглашений общего характера. Определяют общие подходы к налогообложению стран.

2. Налоговых соглашений. Делятся на многосторонние и двусторонние, которые имеют в свою очередь три подразделения: конвенции – договора рекомендательного характера, по вопросам прямых и косвенных налогов; ограниченные соглашения – распространяются на один вид налога; соглашения об оказании помощи по налогообложению.

3. Соглашений по налоговым вопросам, например, предоставление льгот.

4. Специфических соглашений. По вопросам конкретной международной организации.

Типы международных налоговых соглашений

Международные соглашения подразделяются на типы:

  • Соглашения о взаимодействии в налогообложении, о предоставлении некоторых льгот по налогам.
  • Соглашение об избежании двойного налогообложения.
  • Соглашения в области косвенных налогов, например, о принципах взыскания косвенных налогов.

Направления международных соглашений об избежании двойного налогообложения

Международное двойное налогообложение – это взимание налогов сразу в двух странах с одного налогоплательщика за один объект и один период времени. Такое налогообложение называют еще излишним. Налоговые платежи, объекты и сроки уплаты оказываются идентичными.

Международные конвенции об избежании двойного налогообложения отличают прибыль от бизнеса, особые виды доходов, когда нужно установление особых налоговых режимов. Особые режимы применяются при отдельных видах деятельности. К данным видам относят:

  • перевозки пассажиров и грузов международного масштаба;
  • кредитные международные связи;
  • инвестиционная деятельность;
  • материализация авторских прав;
  • предпринимательская деятельность, осуществляемая заграницей.

Для перевозок такой режим вводится не только для регулировки цен, но и потому, что налоговым службам достаточно сложно определить доход данного перевозчика на территории другой страны.

Для инвестиционной деятельности также существуют особые условия существуют для стимулирования международной активности в данной сфере.

Если бы к данным видам применялись общие режимы, то это могло бы привести к увеличению себестоимости услуг, а также привело бы к дискриминации иностранных инвесторов, кредиторов, а также было бы сложно определить налоговые обязательства.

Получить заключение эксперта по вопросам налогообложения в два клика

Акценты статьи:

  • в чем выгода применения конвенций;
  • при каких условиях можно применить конвенцию;
  • каковы особенности налогообложения отдельных видов доходов по правилам конвенций.

Общие правила применения конвенций

Правило 1. Международные договоры (конвенции) об избежании двойного налогообложения носят двусторонний характер (заключаются между двумя договорными государствами).

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/52491-0

В конвенциях может быть предусмотрено освобождение от налогообложения либо уменьшение ставки налога для тех или иных доходов нерезидентов с источником их происхождения из Украины (п. 103.1 Налогового кодекса, далее – НК).

Конвенции применяются для того, чтобы избежать двойного налогообложения при взимании налогов на доходы (а по некоторым конвенциям – еще и налогов на имущество) с резидентов обоих государств, подписавших конвенцию. При этом конвенции действуют при налогообложении как юридических, так и физических лиц.

В Украине положения конвенций распространяются на два налога:

  • налог на прибыль (разд. III НК);
  • НДФЛ (разд. IV НК).

Конвенции не распространяются на косвенные налоги – НДС и акциз. Кроме того, конвенции не распространяются и на военный сбор.

Правило 2. Нормы конвенции имеют приоритет над национальным законодательством. Это означает, что если международный договор, подписанный между Украиной и другим государством, предусматривает иные правила налогообложения, нежели нормы НК, то применяются нормы международного договора (п. 3.2, пп. 141.4.2 НК; ст. 19 Закона от 29.06.04 г. № 1906-IV).

И если в международном договоре определение того или иного термина отличается от приведенного в НК (другом отечественном нормативном акте), приоритет имеют нормы международного договора (чаще всего расхождения касаются терминов «постоянное представительство нерезидента», «роялти»).

Правило 3. Применение конвенции позволяет:

  • украинским юрлицам или физлицам, получившим доход и уплатившим налоги в другом договорном государстве, – уменьшить в Украине объект обложения налогом на прибыль (пп. 141.4.9 НК) или НДФЛ (п. 170.11 НК) соответственно. Для этого они должны представить справку (или иной документ), оформленную контролирующим органом другого государства, подтверждающую сумму уплаченного ими налога. Кроме того, если резидент Украины возьмет в органе ГФС справку о резидентстве по форме, утвержденной приказом ГНАУ от 12.04.02 г. № 173, он может претендовать на уменьшение налога, взимаемого с него в другой стране;
  • нерезидентам (юридическим и физическим лицам), получающим доходы с источником происхождения в Украине, – рассчитывать на уменьшение налога, взимаемого с них в Украине. Речь идет: для нерезидентов-юрлиц – о налоге на доходы нерезидента, удерживаемом согласно п. 141.4 НК; для нерезидентов-физлиц – об НДФЛ. В данном случае применение конвенций – это «головная боль» резидентов и постоянных представительств нерезидентов (далее – ППН), которые выплачивают нерезидентам такие доходы. Ведь они являются налоговыми агентами в части удержания налогов как с нерезидентов-юрлиц (пп. 141.4.2 НК), так и с нерезидентов-физлиц (пп. 14.1.180 НК). При этом орган ГФС может выдать нерезиденту справку о сумме удержанного с такого нерезидента налога (форма справки утверждена приказом Минфина от 03.12.12 г. № 1264). Такая справка нужна нерезиденту, чтобы повторно не уплачивать налог с доходов, полученных и обложенных налогом в Украине, в своей стране.

Далее мы будем рассматривать применение конвенций исключительно по отношению к нерезидентам, получающим доход в Украине.

Правило 4. Воспользоваться международным договором можно при одновременном соблюдении двух условий, а именно если нерезидент:

  • является бенефициарным (фактическим) получателем дохода (п. 103.3 НК);
  • представил резиденту справку (либо ее нотариально удостоверенную копию), подтверждающую, что он является резидентом страны, с которой Украиной заключен международный договор, а также другие документы, если это предусмотрено международным договором (п. 103.2, 103.4 НК).

Как нерезиденту подтвердить свою бенефициарность?

По мнению ГФС, для подтверждения своей бенефициарности нерезидент должен представить резиденту соответствующие документы. Перечень документов будет зависеть от конкретной ситуации (ОИР, категория 102.21). Например, для признания нерезидента бенефициарным получателем роялти налоговики хотят видеть соответствующие лицензионные договоры, патенты и т. п. (см. Индивидуальную налоговую консультацию ГФС от 06.12.17 г. № 2858/6/99-99-15-02-02-15/ІПК).

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/52491-1

Будьте начеку! Не может считаться бенефициарным получателем дохода юридическое или физическое лицо, даже если такое лицо имеет право на получение дохода, но при этом является агентом, номинальным собственником либо только посредником относительно такого дохода (например, комиссионером в договоре комиссии, поверенным в договоре поручения и т. п.) (п. 103.3 НК).

Каковы требования к справке о резидентстве?

Справка выдается компетентным (уполномоченным) органом страны регистрации нерезидента (министерство финансов, орган налоговой службы и т. д.), указанным в международном договоре (см. ст. 3 этого договора), по форме, утвержденной этим органом (п. 103.5 НК). Справка должна быть:

  • надлежащим образом легализована (подробнее о легализации справки см. «Избежание двойного налогообложения»);
  • переведена на украинский язык в соответствии с украинским законодательством. Правильность перевода справки удостоверяет нотариус, если он знает язык оригинала. В противном случае перевод документа может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого удостоверяет нотариус (ст. 79 Закона от 02.09.93 г. № 3425-XII; гл. 8 разд. II Порядка, утвержденного приказом Минюста от 22.02.12 г. № 296/5; ОИР, категория 102.18).

Напомним, что резидент или ППН могут воспользоваться нормами международных договоров лишь в том случае, если на момент выплаты дохода нерезидент представит справку о своем резидентстве. Если справка содержит информацию за предыдущий год, то ею можно еще пользоваться. Но тогда после окончания текущего года нерезидент должен обязательно представить справку за этот год (п. 103.8 НК).

Как поступить, если на момент выплаты дохода нерезидент не представит справку (и справки за прошлый год тоже нет)?

Согласно разъяснениям ГФС (ОИР, категория 102.18), резиденту (или ППН) в таком случае следует удержать из выплаты нерезиденту налог по правилам НК (п. 103.10 НК).

Если нерезидент представит справку позже, тогда он или уполномоченное им лицо может подать заявление о возврате ему излишне удержанной суммы налога (п. 103.11 НК). Заявление подается в орган ГФС по местонахождению (месту проживания) лица, которое выплатило ему доход. Кстати, такое заявление нерезидент может подать и в других случаях, если он считает, что из его дохода была удержана излишняя сумма налога (больше той суммы, которая предусмотрена нормами международного договора). А резидент на сумму излишне уплаченного налога имеет право подать уточняющее приложение ПН в составе декларации согласно п. 50.1 НК (см. Индивидуальную налоговую консультацию ГФС от 18.09.18 г. № 4077/6/99-99-15-02-02-15/ІПК).

Правило 5. В случае применения норм международных договоров важным является их правильное толкование. Нередко трудности возникают во время определения страны, в которой получатель дохода должен уплатить налог.

Рассмотрим некоторые типичные формулировки.

Формулировка 1. «Доход (указывается вид дохода), который возникает в одном Договорном Государстве и выплачивается резиденту другого Договорного Государства, будет облагаться налогом только в этом другом Государстве».

Для украинской стороны это означает, что такой доход не нужно облагать налогом во время его выплаты нерезиденту. Даже если по правилам НК этот вид дохода подлежит налогообложению, налог с полученного дохода нерезидент уплатит в своей стране. Но для этого нерезидент должен представить справку о резидентстве.

Формулировка 2. «Доход, который возникает в одном Договорном Государстве и выплачивается резиденту другого Договорного Государства, будет облагаться налогом только в этом другом Государстве, если такой резидент имеет фактическое право на этот доход и подлежит налогообложению в этом другом Договорном Государстве в отношении этого дохода»

Для украинской стороны это означает, что во время выплаты дохода, например, нерезиденту-юрлицу, налог на доходы нерезидентов по ставке 15 %, предусмотренный пп. 141.4.2 НК, не удерживается, если нерезидент:

  • представил справку о своем резидентстве;
  • имеет фактическое право на этот доход и этот вид дохода подлежит налогообложению в его государстве.

Формулировка 3. «1. Доход, который выплачивается резидентом одного Договорного Государства, резиденту другого Договорного Государства, может облагаться налогом в этом другом Государстве.

2. Однако такой доход может также облагаться налогом в Договорном Государстве, резидент которого выплачивает этот доход, в соответствии с законодательством этого Государства, если получатель фактически имеет право на этот доход…».

Для украинской стороны это означает, что положения п. 1 и 2 не могут трактоваться как предоставление налогоплательщику права выбора, в какой стране будут облагаться его доходы. В данном случае оба государства имеют право обложить такой доход налогом, если он является налогооблагаемым согласно внутреннему законодательству этого государства. Это означает, что украинская сторона, выплачивающая такой доход нерезиденту, обязана обложить его налогами, если этот вид доходов подлежит налогообложению в Украине. Но не по ставкам, предусмотренным украинским законодательством, а по ставкам, предусмотренным конвенцией (естественно, применение конвенции имеет смысл, если ставки из конвенции – меньше, чем ставки из украинского законодательства).

Порядок налогообложения отдельных видов доходов

Рассмотрим налогообложение некоторых видов доходов согласно положениям конвенций. За основу возьмем рекомендации, изложенные в письме ГНС от 27.12.12 г. № 12744/0/71-12/12-1017 (далее – Рекомендации № 12744).

Доходы ППН

Вопрос, требует ли деятельность нерезидента на территории Украины регистрации в качестве ППН, является очень важным. Ведь от ответа зависит, должно ли обособленное подразделение нерезидента регистрироваться плательщиком налога на прибыль и уплачивать его как ППН в соответствии с пп. 141.4.7 НК (ОИР, категория 102.18).

ППН. Определение ППН приведено в пп. 14.1.193 НК. Однако, руководствуясь вышеуказанным принципом, отметим, что в случае наличия вступившего в силу договора с нерезидентом об избежании двойного налогообложения должны применяться нормы такого договора, в том числе и в части определения термина «ППН».

В конвенциях определение ППН дано в ст. 5. Как сказано в ст. 5 Рекомендаций № 12744, основной принцип при определении наличия ППН – место деятельности должно быть постоянным (т. е. использование предприятием здания или физического места нахождения для ведения предпринимательской деятельности должно происходить не на временной основе). Среди прочих факторов, характеризующих ППН, следует обратить внимание на срок осуществления работ (или наблюдательной деятельности), связанных со строительной площадкой. Согласно пп. 14.1.193 НК, такой срок составляет 6 месяцев в любом 12-месячном периоде, то есть в случае превышения 6-месячного срока указанная деятельность будет деятельностью ППН. Однако, например, согласно ст. 5 Соглашения между Правительством Украины и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предупреждении налоговых уклонений относительно налогов на доходы и имущество от 04.12.95 г. (вступило в силу в Украине 18.10.96 г.) такой срок составляет 18 месяцев.

Резиденты – агенты нерезидентов. Для резидентов, сотрудничающих с нерезидентами (в частности, оказывающих им агентские, доверительные, комиссионные и другие подобные услуги по продаже или приобретению товаров, работ, услуг за счет и в пользу нерезидента), очень важно знать, подпадает ли данная деятельность под налогообложение согласно пп. 141.4.8 НК (т. е. должен ли такой резидент удерживать налог из украинских доходов нерезидента). Допустим, со страной резиденции их нерезидента заключен договор об избежании двойного налогообложения, вступивший в силу. Тогда агентам следует руководствоваться п. 6 ст. 5 указанного договора. В частности, в п. 6 ст. 5 Рекомендаций № 12744 сказано, что предприятие не считается имеющим ППН в Украине лишь на том основании, что оно осуществляет свою предпринимательскую деятельность через независимого агента (в т. ч. брокера или комиссионера), если такой агент действует в рамках своей обычной деятельности в качестве независимого агента. При этом необходимо выполнение двух условий: такой агент должен быть юридически и экономически независимым от нерезидента и действовать в обычном для него режиме во время выполнения деятельности от имени нерезидента.

Дивиденды

Определение дивидендов приведено в пп. 14.1.49 НК. Но если со страной резиденции получателя дивидендов заключен договор об избежании двойного налогообложения, то следует руководствоваться определением дивидендов, приведенным в п. 3 ст. 10 такого договора. В ст. 10 Рекомендаций № 12744 (и соответственно конвенций) изложены принципы налогообложения дивидендов:

  • дивиденды облагаются налогом в стране источника их выплаты (если согласно законодательству этой страны дивиденды подлежат налогообложению), но по ставке, установленной в конвенции (размер ее может зависеть от минимальной доли капитала компании, владение которой дает право фактическому владельцу дивидендов на их налогообложение по пониженной ставке);
  • дивиденды облагаются налогом в стране резиденции их получателя (если это предусмотрено законодательством этой страны), но с учетом налога, уплаченного в стране источника их выплаты (ст. 23 Рекомендаций № 12744).

Подробнее о налогообложении дивидендов, выплачиваемых нерезидентам, см. «Выплата дивидендов нерезидентам».

Проценты

Определение процентов приведено в пп. 14.1.206 НК. Но если со страной резиденции получателя процентов заключен договор об избежании двойного налогообложения, то следует руководствоваться определением из п. 3 ст. 11 такого договора. Общие принципы избежания двойного налогообложения при выплате процентов в большинстве конвенций аналогичны принципу для дивидендов.

Роялти

Определение роялти приведено в пп. 14.1.225 НК. Но если со страной резиденции получателя процентов заключен договор об избежании двойного налогообложения, то следует руководствоваться определением роялти, приведенным в п. 3 ст. 12 такого договора. Общие принципы избежания двойного налогообложения при выплате роялти аналогичны принципу для дивидендов и процентов.

Напомним, что если нерезидент не предоставит справку о резидентстве, то по общему правилу из пп. 141.4.2 НК резидент или ППН при выплате нерезидентам-юрлицам процентов, дивидендов и роялти (кроме выплаты их в адрес ППН) должны удержать налог с доходов нерезидента по ставке 15 %, если иное не предусмотрено вступившими в силу международными договорами, заключенными Украиной со странами получателей доходов.

Международные перевозки и международный транспорт

Порядок обложения международных перевозок регламентируется п. 1 ст. 8 конвенций. Конвенциями предусмотрено, что международные перевозки облагаются налогом только в том договорном государстве, где зарегистрирован нерезидент. Однако при этом перевозка должна соответствовать термину «международные перевозки» из п. 1 ст. 3 конвенции.

Если перевозка не подпадает под этот пункт конвенции и/или нерезидент не представил справку о своем резидентстве либо не является бенефициарным получателем дохода, тогда международная перевозка облагается налогом согласно украинскому законодательству как фрахт по ставке 6 % (пп. 14.1.260, пп. «г» пп. 141.4.1, пп. 141.4.4 НК).

Заметим, что не являются международными перевозки, которые осуществляются резидентом одного договорного государства исключительно между пунктами на территории второго договорного государства. Точно так же, как международные перевозки, облагаются и доходы от сдачи в аренду морских или воздушных судов.

Прочие доходы

Прочими считаются доходы, порядок налогообложения которых в конвенции об избежании двойного налогообложения четко не определен. Фактически для конкретной конвенции это будут те виды дохода, налогообложению которых не посвящена отдельная статья.

Обратите внимание! Доходы нерезидента-юрлица в виде выручки от реализации товаров, а также работ и услуг, не указанных в пп. 141.4.1 НК, не облагаются налогом на доходы нерезидента в принципе (пп. «й» пп. 141.4.1 НК). А значит, для их освобождения от обложения этим налогом не нужно прибегать к нормам конвенций и требовать с нерезидента, получающего такие доходы, справку о резидентстве (см., например, Индивидуальную налоговую консультацию Офиса крупных налогоплательщиков ГФС от 23.11.17 г. № 2699/ІПК/28-10-01-03-11).

Вступление конвенций в силу

В каждой конвенции есть ст. 27, 28 или 29, в которой разъясняется порядок вступления в силу этой конвенции. В частности, договорные государства должны уведомить друг друга о завершении процедуры вступления конвенции в силу (эта процедура осуществляется в соответствии с внутренним законодательством каждого государства).

Конвенция вступает в силу в день последнего из вышеуказанных уведомлений и начинает применяться с даты, порядок определения которой приведен в ст. 27, 28 или 29 конвенции. Например, недавняя конвенция с Катаром, которая была подписана 20.03.18 г., ратифицирована Украиной 28.02.19 г., вступила в силу с 09.04.19 г. г., начнет применяться с 01.01.20 г. (ст. 29 данной конвенции).

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

УДК 338.43

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ*

Р. Ш. АБАКАРОВА,

старший преподаватель кафедры налогов и налогообложения Е-mail: abakarovarabiyat@mail.ru Дагестанский государственный институт народного хозяйства

В статье отмечается, что причиной возникновения международного двойного налогообложения является различие налоговых законодательств двух и более стран. Его наличие является серьезной проблемой для организаций, осуществляющих деятельность за рубежом. Предлагается развивать международное право, чтобы минимизировать негативное воздействие международного двойного налогообложения.

Ключевые слова: избежание налогов, международное право, международное соглашение, двойное налогообложение

В условиях глобализации экономики обычным явлением стало ведение компаниями бизнеса на территориях двух и более государств. В результате последовательного налогообложения доходов предприятия в стране получения дохода и в стране регистрации (постоянного местопребывания) возникает двойное международное налогообложение.

Поэтому одной из важнейших проблем, стоящих перед налоговыми органами как Российской Федерации, так и других стран, является устране-

* Статья публикуется по материалам журнала «Финансы и кредит». 2014. № 2 (578).

ние двойного налогообложения. Особенно остро воспринимается наличие такого противоречия российскими организациями, которые вынуждены уплачивать налоги в РФ и за рубежом.

В настоящее время государства все чаще становятся участниками правоотношений, связанных с международным налогообложением, когда выясняется вопрос о правомерности взимания государством налогов с доходов/имущества (или объектов налогообложения) иностранных граждан (как нерезидентов с объектами налогообложения на территории государства, так и резидентов с объектами налогообложения за границей).

Еще в 1923 г. Э. Селигман подчеркивал: «…проблема двойного налогообложения может явиться на свет только с развитием капитализма, создавшего мировое хозяйство, которое перерастает пределы государства и делает членов современного капиталистического общения налогоплательщиками Вселенной».

Под эгидой Лиги Наций в 1928 г. были одобрены четыре модели конвенций:

— об избежании двойного налогообложения прямыми налогами;

— об избежании двойного обложения налогами на наследство;

— об административной помощи по вопросам налогообложения;

— о помощи в сборе налогов.

Именно эти документы и положили начало сотрудничеству государств в налоговой сфере. Начали заключаться различные налоговые соглашения, большое значение среди которых имели договоренности об избежании двойного налогообложения. Основной их целью стало разрешение возможных коллизий налоговых законодательств двух или более стран в отношении:

— прав на налогообложение пересекающих национальные границы товаров и услуг;

— доходов и капиталов;

— отдельных юридических и физических лиц.

Подобные коллизии проистекают из фискального суверенитета государства, в соответствии с которым публичная власть самостоятельно и в полном объеме устанавливает объекты налогообложения, круг своих налогоплательщиков, размеры налоговых отчислений и способы взимания налогов. Основные критерии для определения пределов национальной налоговой юрисдикции -резидентство и территориальность. Первый означает, что налогообложению подлежат все доходы резидента данной страны, независимо от местонахождения их источников (неограниченная налоговая ответственность), а нерезиденты облагаются налогами только в отношении доходов, получаемых из источников в этой стране (ограниченная налоговая ответственность). Вторым критерием определено, что налогообложению в данной стране подлежат все доходы, извлекаемые в пределах ее территории, независимо от места проживания налогоплательщика.

Исследование проделанной государствами работы по формированию норм, касающихся урегулирования вопросов, связанных с международным налогообложением (т. е. таким налогообложением, которое затрагивает интересы нескольких стран), позволяет сделать следующие выводы.

Государства в силу наличия у них суверенитета стремятся обеспечить свои интересы, определяя в нормах внутреннего законодательства порядок налогообложения не только собственных граждан, но и иностранных лиц, получающих доход на их территории. Однако в современных условиях, когда деятельность юридических и

физических лиц осуществляется по всему миру, только международное сотрудничество при разработке общих для всех стран подходов может способствовать разрешению проблем, связанных с их налогообложением (двойное налогообложение, уклонение от уплаты налогов и пр.). В рамках международного сотрудничества государства ставят своей целью обеспечение справедливого налогообложения, когда учитываются как интересы стран в пополнении бюджетов, так и интересы плательщиков налогов.

Для предотвращения уклонения от уплаты налогов и двойного налогообложения разрабатываются и включаются в налоговые соглашения нормы, обеспечивающие распределение прав по налогообложению между соответствующими заинтересованными государствами. Такие нормы содержат ограничения в отношении проявления юрисдикции государства в определенных ситуациях, например при налогообложении иностранных лиц или резидентов другого государства, а также имущества, находящегося за пределами территории страны. В международных налоговых соглашениях может прямо предусматриваться, что в конкретной ситуации будет применяться внутреннее законодательство определенной страны (государства — источника дохода или постоянного местонахождения лица), т. е. может иметь место отсылка к праву договаривающегося государства. При этом применение внутреннего законодательства должно соответствовать положениям, предусмотренным в международных налоговых документах. Иначе цель, ради которой заключаются такие соглашения, вряд ли может быть достигнута. Нередко государства идут на изменение своего законодательства для обеспечения выполнения взятых на себя в сфере налогообложения международных обязательств.

Изучение практики различных стран по разрешению налоговых споров позволяет выделить следующие причины международного двойного налогообложения:

1) признание одного и того же субъекта (юридического или физического лица) резидентом в двух или более странах;

2) квалификация одного и того же дохода/имущества как имеющего источник происхождения в двух или более государствах;

3) различия в дефинициях, классификации доходов между государствами;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) различия в порядке и размерах зачета понесенных расходов;

5) обложение одного и того же дохода/имущества в одном государстве на основании критерия резидентства, а в другом — в соответствии с законодательством об источнике дохода;

6) отсутствие во внутреннем законодательстве одной из заинтересованных стран положений о зачете определенных видов налогов, уплаченных в другой заинтересованной стране. Двойное налогообложение лица может также

иметь место, когда оно одним государством облагается налогом на основе гражданства, а другим -. в силу признания резидентом. При этом оба государства (и государство гражданства, и государство резидентства) вправе облагать налогом совокупный доход лица независимо от места его получения. В международном налоговом праве подобное явление называется конфликтом (совпадением) неограниченной налоговой ответственности.

Самым распространенным является международное двойное налогообложение из-за конфликта (совпадения) неограниченной и ограниченной налоговой ответственности, когда одно государство взимает налог на основе гражданства (или на основе постоянного местопребывания, резидентства), а другое (так как является страной-источником) — на основе дохода.

Пока международным налоговым правом не выработано единых подходов по следующим важным вопросам:

— определение терминов и квалификации доходов;

— порядок и нормы зачета расходов, понесенных налогоплательщиком.

Хотя такие попытки предпринимались уже неоднократно. В результате из-за расхождений в определении различными странами одного и того же понятия или термина часто имеет место конфликт налоговых юрисдикций, когда несколько государств рассматривают физическое или юридическое лицо своим гражданином (случай двойного гражданства) или своим резидентом (случай двойного резидентства).

Различия в применяемых государствами подходах могут также возникать и при опре-

делении других терминов (например, «доходы от авторских прав и лицензий», «недвижимое имущество», «дивиденды», «проценты»), поскольку в типовых конвенциях, на основе которых заключаются налоговые соглашения, и в самих соглашениях отсутствуют их точные формулировки. Государствам предоставляются широкие возможности толковать то или иное понятие исходя из положений своего внутреннего законодательства. Ссылка на внутреннее законодательство впервые была сделана в налоговом соглашении между США и Швецией в 1939 г. Вместе с тем она предусматривала применение законодательства только одного государства -. Соединенных Штатов Америки. Иногда оговорку о применении внутреннего законодательства в налоговых вопросах справедливо, по мнению автора, называют общей обратной отсылкой, используемой в международном частном праве. Получается, что устранение неточностей в таком случае может быть неполным, если во внутреннем законодательстве государства отсутствует определение того или иного вида дохода или договаривающиеся государства по-разному трактуют одни и те же понятия.

Расхождения в законах о налогах и сборах могут стать причиной не только международного двойного налогообложения, но и международного уклонения от уплаты налогов. Оно наряду с международным двойным налогообложением является предметом рассмотрения международного налогового права. В научной и практической литературе велись дискуссии относительно правомерности разграничения понятий «избежание» и «уклонение», а также использования категории «международное уклонение от уплаты налогов».

Специалисты ООН по вопросам международного налогообложения отмечают, что сложно определить терминами, принятыми в международном общении, что представляет собой понятие «избежание налогов», в то время как под понятием «уклонение от уплаты налогов» следует понимать отказ налогоплательщика в силу его неосторожности или небрежности, а также умысла вносить в бюджет государства налоги, которые он должен заплатить в соответствии с положениями закона.

Для РФ, а также ее налогоплательщиков вопрос о разграничении понятий «избежание налогов» и «уклонение от уплаты налогов» представляет значительный практический интерес, поскольку сложившаяся практика разрешения налоговых споров в России показывает, что любое уменьшение налоговых обязательств может рассматриваться налоговыми органами как нарушение закона. На взгляд автора, российским законодателям, а также налоговым органам РФ необходимо учесть опыт государств в определении таких понятий, что способствовало бы привлечению инвестиций и существенному пополнению бюджетов всех уровней.

Также необходимо отметить, что страны используют различные доктрины для установления факта уклонения от уплаты налогов и привлечения лица к ответственности. Например, получила распространение (главным образом, в государствах континентального права) доктрина злоупотребления правом, согласно которой никто не может осуществлять права при наличии конфликта с функцией, для реализации которой были предусмотрены эти права. Если в цивилистике эта доктрина необходима для обеспечения прав и интересов частных лиц, то в налоговой сфере ее применение способствует защите интересов государства от свободы налогоплательщиков использовать любые незапрещенные правовые формы для осуществления своих операций.

По мнению автора, развитие международного налогового права позволит странам совместными усилиями найти более действенные средства урегулирования различного рода ситуаций в сфере международного налогообложения, в том числе в направлении унификации налоговых законов в целях уменьшения возможностей международного двойного налогообложения и международного уклонения от налогообложения.

Итак, основная проблема применения международных соглашений об избежании двойного налогообложения заключается в использовании

непроработанных терминов. Некоторые понятия, употребляемые в соглашениях, по-разному толкуются в национальном законодательстве договаривающихся государств или вовсе отсутствуют. Чтобы решить эту (как может показаться — незначительную) терминологическую (понятийную) проблему, которая приводит к возникновению коллизий и невозможности регулирования выполнения налоговых обязательств налогоплательщиками, необходимо при ратификации международных соглашений адаптировать внутреннее законодательство государства, разрабатывать более совершенные механизмы реализации новых норм, вводимых международными соглашениями. А также обогащать национальное законодательство путем заимствования у иностранных государств всего того, что приемлемо для российских реалий и современной правовой системы.

Проблема двойного налогообложения продолжает оставаться весьма актуальной. Ее наличие создает серьезные трудности для российских организаций и предприятий, осуществляющих деятельность, получающих доходы или имеющих имущество за рубежом.

Список литературы

1. Воронина Н. В., Бабанин В. А. Двойное налогообложение и уклонение от уплаты налогов как проблемы международного характера // Все для бухгалтера. 2007. № 10.

2. Дмитриева К. Н. Проблемы двойного налогообложения на примере соглашения между Россией и Республикой Кипр // Право и управление. 21 век. 2010. № 4.

3. Кастанова Е. Д. Проблемы правового регулирования обмена информацией в рамках соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенного Швейцарской конфедерацией // Право и управление. 21 век. 2012. № 1.

4. Шепенко Р. А. Система положений международных договоров об обмене информацией // Налоги и финансы. 2012. № 1.

BASIC PROBLEMS OF DOUBLE TAXATION

Rabiiat Sh. ABAKAROVA

Keywords: tax avoidance, international law, international, double taxation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

prus as a case study]. Pravo i upravlenie. 21 vek — Law and management. 21 century, 2010, no. 4.

от 8 июня 1993 года

Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество

Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Болгария, подтверждая свое желание расширять и способствовать взаимному сотрудничеству с учетом интересов обеих сторон, желая заключить Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество, согласились о нижеследующем.

Статья 1. Лица, к которым применяется Соглашение

Настоящее Соглашение применяется к лицам, которые являются с точки зрения налогообложения лицами с постоянным местопребыванием в одном или в обоих Договаривающихся Государствах.

Статья 2. Налоги, на которые распространяется Соглашение

1. Настоящее Соглашение распространяется на налоги с доходов и имущества, взимаемые в Договаривающихся Государствах, независимо от метода их взимания.

2. Налогами на доходы и имущество считаются все налоги, взимаемые с общей суммы доходов, общей стоимости имущества или с отдельных элементов доходов и имущества, включая доход от отчуждения движимого или недвижимого имущества.

3. Существующими налогами, на которые распространяется настоящее Соглашение, в частности, являются:

а) применительно к Российской Федерации — налоги на прибыль, доходы и имущество, взимаемые в соответствии со следующими Законами Российской Федерации:

(i) «О налоге на прибыль предприятий и организаций»,

(ii) «О налогообложении доходов банков»,

(iii) «О налогообложении доходов от страховой деятельности»,

(iv) «О подоходном налоге с физических лиц»,

(v) «О налоге на имущество предприятий» и

(vi) «О налоге на имущество физических лиц»

(именуемые далее «российские налоги»);

б) применительно к Республике Болгария

(i) налог на общий доход,

(ii) налог на прибыль и

(iii) налог на здания

(далее именуемые «болгарские налоги»).

4. Настоящее Соглашение будет применяться также к любым идентичным или по существу аналогичным налогам на доход, которые будут взиматься после даты подписания этого Соглашения в дополнение или вместо существующих налогов. В соответствии с положениями статьи 26 компетентные органы Договаривающихся Государств будут уведомлять друг друга о любых существенных изменениях в их соответствующих налоговых законах, необходимых для применения настоящего Соглашения.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.