История нотариата начинается

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ НОТАРИАТОМ ОТДЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

Кашурин И. Н., Кашурина В. Г.

Статья посвящена анализу делегирования государством своих функций отдельным институтам гражданского общества, в частности — нотариату.

Ключевые слова: нотариат, нотариат латинского типа, публично-правовой характер, государственные функции, правоохранительная функция, превентивное правосудие, полномочия, гражданский оборот.

IMPLEMENTATION BY THE NOTARIATE OF SOME STATE FUNCTIONS

Hashurin I. N., Hashurina V. G.

Нотариат является важным и необходимым инструментом правового обеспечения гражданского оборота в полном соответствии с международной практикой и стандартами. Институту нотариата в правовом государстве отводится ключевая роль в обеспечении правовой безопасности субъектов права.

Необходимость института нотариата для общества диктуется обеспечением им правоохранительных функций и законности для всех участников гражданского оборота.

Одной из важнейших, качественных характеристик государства как особой организации публичной власти является наличие у него определенных функций, позволяющих осуществить цели и задачи государства. Как указывает А. Б. Венгеров, теория государства и права использует понятие функций государства для объяснения того, что и как «делает» государство1, т. е. как оно выполняет свое социальное назначение.

В правовой литературе встречаются различные понятия функций государства. Так, под функциями государства понимаются основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе2.

1 Венгерова А. Б. Теория государства и права. Ч. 1. М.,

1996. С. 142.

2 Лазарев В. В. Общая теория государства и права. М.,

1997. С. 281.

Венгеров А. Б. считает, что функция — это «направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение»3.

В связи с этим функцией государства являются «рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства и обеспечивающие ее средства и способы»4.

Как видим, понятия действительно несколько отличаются по своему содержанию, однако общее, что их объединяет, это указание на направления деятельности государства, через которые проявляется его сущность.

По мнению В. С. Афанасьева, любому государству присущи следующие функции:

— экономическая, суть которой заключается в обеспечении нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны существующих форм собственности, организации внешнеэкономических связей и пр.;

— политическая, включающая в себя обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, подавление сопротивления противоборствующих социальных сил, охрану суверенитета государства от внешних посягательств и т. п.;

3 Венгерова А. Б. Указ. соч. С. 142

4 Венгерова А. Б. Указ. соч. С. 143 30

— социальная, заключающаяся в охране прав и свобод всего населения или его части, осуществлении мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимых условий труда, его оплаты, быта и т. д.;

— идеологическая, суть которой в поддержке определенной, в том числе и религиозной, идеологии, организации образования, поддержании науки, культуры и др.5.

Однако, как отмечает и сам автор, в зависимости от конкретных исторических условий элементы общих функций могут приобретать самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями. В частности, в современных государствах, осуществляющих переход к правовому государству, такое самостоятельное значение приобретает обеспечение прав и свобод человека6. В связи с этим можно признать, что обеспечение прав и свобод человека в настоящее время является самостоятельной функцией российского государства.

Для осуществления деятельности государства, обеспечения выполнения его функций в любом государстве формируется специальная структурная организация, которая называется государственным аппаратом. Он включает в себя, с одной стороны, совокупность органов государственной власти и учреждений, связанных иерархической соподчиненностью и правомочных совершать действия, составляющие монополию государства, с другой — особый разряд людей, которых можно назвать государственными чиновниками или служащими, осуществляющими профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов7. По мнению М. Н. Марченко, «государственный аппарат представляет собой систему органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи»8.

Государственный аппарат представляет собой определенную систему, каждая часть

5 Лазарев В. В. Общая теория государства и права. М.,

1997. С. 283.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Лазарев В. В. Указ. соч. С. 284.

7 Лазарев В. В. Указ. соч. С. 318.

8 Марченко М. Н. Теория государства и права. М.,

1996. С. 194.

которой согласно Конституции РФ наделена самостоятельностью. Это вытекает из положений ст. 10 Конституции РФ, закрепляющей разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. В виду этого государственный аппарат и есть совокупность законодательных, исполнительных и судебных органов.

Изложенное свидетельствует о том, что выполнение функций государства возможно только через государственные органы.

Одни авторы считают, что государственный орган — это самостоятельная обособленная часть государственного механизма, специализированная для осуществления определенной функции и наделенная соответствующей ком-петенцией9, или «это элемент, составляющий часть государственного аппарата, наделенный компетенцией, необходимой для осуществления функций»10. Другие определяют государственный орган как составную часть механизма государства, имеющую в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующую с другими частями государственного механизма, образующими единое целое11. Имеются и иные определения государственных органов, и все они отражают различные взгляды на проблему. Что касается специфических признаков, присущих органу государства и отличающих его от негосударственных органов и организаций, то к их числу, по мнению Марченко М. Н., относятся: а) формирование их по воле государства и осуществление ими своих функций от имени государства; б) выполнение каждым государственным органом строго определенных, установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности; в) наличие у каждого государственного органа юридически закрепленных: организационной структуры, территориального масштаба деятельности, специального положения, определяющего его место и роль в государственном аппарате, а также порядка его взаимоотношений с другими органами и организациями; г) наделение государственного органа полномочиями

9 Матузов Н. И. Теория государства и права: курс лекций. Ставрополь: Изд. СГУ, 1995. С. 82.

10 Венгерова А. Б. Указ. соч. С. 161.

11 Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1993. С. 100 — 101.

государственно-властного характера12. Герасимов А. П. таковыми считает следующие: а) орган государства образуется в установленном государством порядке; б) он уполномочен государством осуществлять задачи и функции последнего; в) действует в установленном государством порядке; г) является частью единого государственного аппарата; д) наделен государственно-властными полномочиями13. Встречаются и иные классификации.

При этом наличие государственновластных полномочий признается основным и существенным признаком, который позволяет достаточно четко разграничить государственные органы, с одной стороны, и государственные организации (предприятиями, учреждениями), а также негосударственные органы и организации — с другой14. Аналогичного мнения придерживается Ю. И. Скуратов, считающий, что «в отличие от общественных организаций работа любого государственного органа связана с использованием государственно-властных полномочий…»15.

Таким образом, как вытекает из всего вышеизложенного, только государственные органы вправе и обязаны осуществлять функции государства. Однако такой вывод вряд ли можно признать абсолютно верным. Как и из любого правила, даже в данном случае имеются исключения. В этой связи нельзя не согласиться с Новоселовым В. И., который указал, что в отдельных, даже исключительных случаях негосударственные структуры и их представители по специальному поручению государства имеют право осуществлять некоторые частные его функции16.

В качестве примера приводится наделение специальными полномочиями по осуществлению функций государства — применению мер административного принуждения — существовавших долгое время добровольных народных дружин (задержание правонарушителей, доставление их в органы милиции и т. д.), профсоюзов (применение мер административного принуждения за правонарушения в сфере охраны труда).

12 Марченко М. Н. Указ. соч. С. 198.

13 Лазарев В. В. Указ. соч. С. 318 — 319.

14 Марченко М. Н. Указ. соч. С. 198; Лазарев В. В. Указ. соч. С 318 — 319.

15 Кутафин О. Е. Государственное право Российской Федерации. М., 1996. С. 299.

16 Матузов Н. И. Указ. соч. С. 80.

В связи с этим можно сделать вывод о том, что «делегирование государственных полномочий негосударственным структурам в принципе возможно, но оно носит всегда частный, исключительный характер и распространяется на небольшие, специфические сферы общественных отношений».

В настоящее время данная точка зрения поддержана Конституционным судом РФ. В своем постановлении от 19 мая 1998 г. он указал, что «Конституция Российской Федерации не запрещает государству передавать отдельные полномочия исполнительных органов власти негосударственным организациям, участвующим в выполнении функций публичной власти». Таким образом, Конституционный Суд РФ признал возможность осуществления властных полномочий не только государственными, но и негосударственными структурами, к числу которых относится, в частности, и нотариат.

В поддержку указанной позиции необхо -димо отметить, что развитием положений Конституции РФ о незапрещении передачи некоторых государственных полномочий негосударственным органам является установление в ч. 1 ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате задач этого института. Согласно данной норме «нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской Федерации, Основами законодательства о нотариате защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации». В виду этого указание на то, что при совершении нотариальных действий органы нотариата действуют не от своего имени, а от имени Российской Федерации, подтверждает вывод о наделении их государственно-властными полномочиями.

Так, в виду вышеизложенного можно утверждать, что по форме, характеру, содержанию и сущности нотариальной деятельности нотариат носит в современной правовой системе РФ публично-правовой характер.

Это проявляется в следующем: 1) ст. 48, ч. 1 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину право на получение квалифицированной юридической помощи17; 2) институт

17 Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. 32

лит., 1998.

нотариата обеспечивает специфические потребности участников гражданского оборота, их правовую защиту прав и интересов в сфере обязательственных правоотношений. Условия предоставления правовой помощи нотариусами отличается от оказываемой адвокатами, юридическими фирмами. Их деятельность не связана такими жесткими рамками процедурно-процессуального характера, как у нотариуса при осуществлении его деятельности. Нотариальные действия осуществляются в рамках нотариального производства. Принципиальное отличие адвокатов состоит в том, что они выполняют государственную функцию защиты прав граждан от собственного имени и в рамках поручения клиента. Нотариусы же выполняют публичную функцию от имени государства и не вступают в договорные отношения18; 3) нотариальная деятельность строится на едином стандарте. Любой субъект нотариального правоотношения вправе обратиться к нотариусу для признания и защиту его прав. Нотариус при этом, в силу публичного характера его деятельности, не вправе, при наличии всех законных предпосылок, отказать этому субъекту в совершении нотариального действия;

4) нотариус обеспечивает равенство перед законом всех субъектов права, обратившихся к нему за совершением нотариального действия;

5) нотариус является независимым при осуществлении нотариальной деятельности. Ему принадлежит право об отказе или совершении нотариальных действий; 6) нотариат представляет собой самоорганизующуюся в рамках нотариальных палат систему; 7) публичность нотариата определяет ограниченность количества нотариусов; 8) нотариат является частью правоохранительной системы; 9) нотариус при совершении определенных законом нотариальный действий использует печать с изображением Государственного герба Российской Федерации. Это еще одно важное принципиально отличие нотариусов от адвокатов.

По своей сути, система нотариата связывает гражданское общество и государство. Она обладает дуалистической природой. С одной стороны, нотариус выступает как уполномоченный представитель государства, выполняет публичные функции и действует от имени

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и по поручению государства, а с другой — нотариус, является представителем «свободной профессии» и независимым юридическим консультантом, что в конечном итоге уравновешивает права граждан и государства.

В теории и практике существуют две различные модели нотариата. Первая — этатистская — предполагает наличие только системы государственного нотариата. Сторонники этой модели полагают, что природа нотариата и организационно-правовые формы его деятельности должны быть исключительно государственными — «Бюрократический нотариат».

Другая модель, которую в мировой теории и практике принято называть «моделью нотариата латинского типа», предполагает необхо -димость существования такой системы нотариата, которая бы в равной степени отвечала как публично-правовым и государственным интересам, так и частноправовым интересам граждан, в равной степени как и экономическим и правовым институтам гражданского общества. При таком подходе, нотариат является уникальным институтом, функционирующим на границе частной и публичной сфер, имеющим двойственную, дуалистическую природу. Нотариус в этой модели одновременно выступает, с одной стороны, как уполномоченный представитель государства, выполняющий публично-правовые функции, с другой — является независимым и беспристрастным юридическим консультантом сторон, представителем свободной профессии. Подобный дуализм позволяет сочетать публичный и частные интересы в правозащитном и правоприменительном процессе19.

Как представляется, является целесообразным, оптимальным и эффективным сохранение и дальнейшее развитие в России института нотариата «латинского типа». При таком подходе повышается его роль в защите прав и законных интересов субъектов права, придавая нотариально оформленным документам особую доказательственную силу и их публичное признание.

Уникальность института нотариата, его полезность и необходимость заключается в том, что он обеспечивает правоохранительную функцию государства, законность и правомерность действий участников гражданского

18 Черемных Г. Г. Развитие нотариата как системы орга- 19 Шарафетдинов Н. В. Две модели российского нота-

нов превентного правосудия // Нотариальный Вестник. риата в контексте Конституции Российской Федерации

1998. № 12. С. 41 — 43. // Нотариальный Вестник. 1998. 7 — 8. С. 37 — 39.

оборота за счет них самих, без каких-либо затрат со стороны государства, тем самым реализует компетенцию, права и обязанности отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в механизме государства. Институт нотариата упорядочивает общественные отношения по обеспечению защиты прав и законных интересов граждан посредством совершения нотариальных действий. Эта одна из форм осуществления функций государства, включающая в себя меры по предупреждению правонарушений, выяснению всех обстоятельств дела и истины в каждом случае.

Нотариусы помогают людям становиться полноправными собственниками, активно участвуют в укреплении правового порядка. При формировании новых правоотношений собственности в связи с радикальными изменениями в социальной и экономической сферах жизни страны все чаще имеет смысл обращаться к нотариусу как гаранту бесспорных прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Нотариат в своей деятельности подчиняется только закону и несет ответственность за ее результаты. Он несет ответственность за выдаваемые документы, выполняет свои обязанности публично, совершая регистрацию от имени государства. Институт нотариата снижает количество споров в сфере имущественных отношений, так как на стадии согласования условий и заключения сделки нотариус способствует выявлению истинной воли сторон, обеспечивает условия, чтобы юридическая неосведомленность сторон не причинила им вред. Государство заинтересовано в том, чтобы все граждане сознательно и добровольно соблюдали закон в качестве условия общественного спокойствия — предмета всеобщей заинтересованности. Для государства конфликт — это нежелательное явление и неизбежное зло, которому приходится противостоять20. Судебное разбирательство, споры, конфликты должны быть исключением. Документ, составленный нотариусом, фиксирует волю сторон или подтверждает какое-либо событие. В современном государстве ему должна отводиться ключевая роль в вопросах защиты прав, обеспечения правовой безопасности и предотвращения правовых

20 Монтеро Х. П. Нотариат и судебное ведомство // Нотариальный Вестник. 1998. № 4. С. 13 — 17.

споров. Правильная фиксация юридических фактов, публично-официальный характер нотариальных документов позволяет использовать их в качестве особого средства доказательства.

Нотариус обеспечивает для всех участников правоотношения, возникающего в сфере нотариальной деятельности, равные правовые условия, исполняя обязанность по обеспечению соблюдения закона в отношении всех лиц, в том числе и не обратившихся к нему, но права которых затрагиваются. Речь идет о важной социальной функции, которая имеет целью поставить стороны в равные условия в отношении прав и обязанностей, приобретаемых ими при удостоверении акта или соглашения. При этом уравновешиваются возможности более компетентных клиентов и клиентов менее сведущих, лиц менее сильных в экономическом отношении перед более сильными21. Здесь нотариус выполняет функцию медиатора, который старается достичь равновесия в выражении воли сторон.

Деятельность нотариуса происходит в рамках закона и предупреждает возникновение споров о праве, разрешение которых отнесено к компетенции суда. Нотариус удостоверяет бесспорные факты, в наличии которых он может убедиться непосредственно, либо на основании соответствующих документов. Это одна из специфических особенностей правоотношений, складывающихся в процессе осуществления нотариусом своей деятельности.

Нотариат осуществляет функции предварительного и последующего контроля за законностью в гражданском обороте, закрепления гражданских прав и предупреждения их возможного нарушения в будущем. При этом основной формой их осуществления выступает превентивный контроль.

Как было отмечено, предметом нотариальной деятельности являются дела, в которых отсутствует спор о праве. Если в ходе выполнения нотариальных действий такой спор возникает, то он должен быть рассмотрен в суде, а само нотариальное действие приостанавливается. И в этом заключается его специфическая роль.

Предназначение нотариуса состоит в том, чтобы обеспечить граждан квалифицированной правовой помощью, включающей обяза-

21 Монтеро Х. П. Указ. соч. С. 21 — 23.

тельное проведение в необходимых случаях правовой экспертизы всех условий сделки, консультирование участников, выяснение обстоятельств дела, разъяснение сторонам смысла, значения и правовых последствий сделки, проверка соответствия содержания сделки действительным намерениям сторон и требованиям законодательства, принадлежности прав на недвижимость, правоспособности юридического лица, полномочия сторон и их представителей, установление личности обратившегося за совершением нотариального действия, проверка дееспособности физических лиц.

Таким образом, во-первых, наличие государственно-властных полномочий является существенным признаком, позволяющим отграничить государственные органы от негосударственных. Однако в некоторых случаях государство вправе передавать отдельные свои полномочия и негосударственным органам, в частности нотариату, наделяя их при этом определенными властными полномочиями. В виду этого при совершении

нотариальных действий нотариусы действуют не от своего имени, а от имени Российской Федерации; во-вторых, нотариат осуществляет функцию государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом (правоохранительную); в-третьих, нотариат обеспечивает правоохранительную функцию государства, законность и правомерность действий участников гражданского оборота за счет них самих, без каких-либо материальных затрат со стороны государства.

Об авторах

Кашурин Иван Николаевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса юридического института СКФУ г.Ставрополь, нотариус по Ставропольскому городскому нотариальному округу, телефон 89620230303, iv.kashurin@gmail.com. Кашурина Валерия Георгиевна, главный специалист правового отдела нотариальной палаты Ставропольского края, телефон 88652945411, valery.soldatkina@gmail.com.

Возникновение нотариата неразрывно связано с развитием гражданского оборота, необходимостью содействовать его субъектам в совершении сделок и юридическом закреплении приобретаемых прав. Нотариат возник как институт гражданского права, призванный защищать частную собственность и обеспечивающий бесспорность имущественных прав, охрану прав всех участников гражданского оборота. Исторически нотариат является составной частью правовой системы любой страны, так как осуществляемые нотариусом функции объективно необходимы и востребованы обществом.

Нотариат как институт имеет свою историю возникновения и развития, восходящую к времени Республики в Древнем Риме. Уже в тот период у римлян существовал особый институт должностных лиц (писцов), в функции которых входило оформление письменных распоряжений, даваемых магистрами и судебных формул, выносимых преторами. Лица, выполнявшие эти функции назывались «нотариусами» (notarii) от слова «notta» что означало стенографический знак, который применялся писцами для скорости записей, которые они вели.

История российского нотариата довольно богата и разнообразна и начинается с XVI века. Многое было заимствовано из зарубежного нотариата, так как к моменту его возникновения в России нотариусы уже были известны в других странах. Роль нотариата в установлении права собственности и свидетельствовании важнейших событий в истории человечества была чрезвычайно важна с древнейших времен. До нас дошли сведения, что в 1492 году Христофора Колумба в мореплавании сопровождал королевский нотариус Эсковедо, который составил акт об открытии Колумбом Америки и таким образом официально засвидетельствовал этот исторический факт.

Развитие нотариата в России можно условно разделить на несколько этапов: первый из которых начинается в XVI веке и заканчивается Соборным уложением 1649 года. Этот период характеризуется тем, что формирование нотариальных органов и порядок совершения нотариальных действий определялись отдельными указами царя.

Тогда в России появилось сословие площадных подьячих. Более точная дата их появления не дошла до нас. Они представляли собой своеобразную корпорацию профессиональных писцов, специализировавшихся в совершении за плату гражданских сделок в интересах обращавшихся к ним лиц. Назначение на «площадь» осуществлялось указом царя, собственно, в этом и заключался контроль за их деятельностью вначале. Желающий быть площадным подьячим подавал челобитную царю с просьбой о назначении, при этом выборные старосты должны были дать ему нравственную и деловую характеристику, а вся корпорация профессиональных писцов несла за своего члена круговую поруку в случае причинения им ущерба от своей деятельности. Занятие это было прибыльным, и отставка от него была тяжелейшим наказанием. Постепенно контроль за деятельностью площадных подьячих со стороны государства ожесточался. Выборные старосты наделялись правом осуществлять надзор за подьячими, «чтобы воровски не писали подставных, заочных крепостей, чтобы в том пошлина не пропадала» Царь Федор Иоаннович издал в 1597 году указ, в соответствии с которым была введена обязательная справка отдельных видов купчих крепостей в холопьем приказе.

Что такое справка? Справка представляла собой свидетельский допрос с целью установления подлинности и добровольности заключения сделки, проверки принадлежности имущества продавцу и наличия обременений и запрещений на его отчуждение. Только после записи акта в книгу приказа и приложения печати имущество считалось отчужденным и право собственности возникало у приобретателя. Так контроль со стороны государства за деятельностью площадных подьячих стал фактическим. Совершенно очевидно, что требования, предъявляемые к совершению сделок у современного нотариуса схожи.

Второй этап охватывает период с 1649 года по 1866-й. Уложение 1649 года царя Алексея Михайловича в некоторой степени систематизировало действовавшие до этого времени указы, обязав стороны совершать сделки только через площадных подьячих с составлением справки и последующей записью в поместном приказе, таким образом, впервые разграничив функции органа, совершающего сделку, и органа, регистрирующего ее.

Следующий период начинается 14 апреля 1866 года и заканчивается 29 октября 1917 года принятием ленинского «Декрета о земле», который ознаменовал начало ликвидации частного гражданского права.

В XVII и XVIII веках нотариальное дело в России претерпело множественные изменения. В 1699 году крепостные дела были переданы в ведение ратуш, но проявленные их чиновниками абсолютная некомпетентность и взяточничество заставили Петра Великого вернуть крепостные дела в ведение площадных подьячих. В XVIII веке нотариальные дела неоднократно передавались различным учреждениям, гражданским, уездным судам, крепостным отделениям, экспедициям гражданских судов.

Коренное преобразование нотариата произошло после утверждения Александром 11 в 1866 году Положения о нотариальной части как развитие судебной реформы 1864 года. В России возникли две обособленные части нотариальных учреждений. Это крепостная и собственно нотариальная части.

Особое внимание государство уделяло крепостной части, и это определялось признанием «особой важности актов о поземельной собственности, определяющих отношения не только частных лиц между собой, но и отношение к государству». Все совершенные крепостным порядком сделки являлись бесспорными, при соблюдении всех правил о вводе во владение сделка признавалась бесповоротной, а ее принудительное исполнение осуществляли административные органы.

Основные требования к совершению сделок, предъявляемые писцами в крепостных отделениях, экспедициях или судах, сохранились и по настоящее время. Стороны были обязаны представить в доказательство своей личности справку полиции о самоличности и в доказательство принадлежности отчуждаемого имущества продавцу справку органа местного самоуправления или акт укрепления. Кроме того, устанавливалось наличие запрещений и обременений на отчуждаемое имущество по своду запрещений, находившемуся здесь же. В случае необходимости запросы о запрещениях делались к другим столоначальникам, так как по правилам того времени стороны не были связаны местом нахождения имущества и сами определяли, где именно удостоверять сделку. После этого составлялся проект сделки, который переписывался начисто на узаконенной гербовой бумаге, подписывался в присутствии нотариуса (маклера) дающим акт и тремя свидетелями. После уплаты всех крепостных, канцелярских пошлин, гербового и других сборов акт вносился в крепостную книгу и выдавался сторонам под расписку в особом журнале. Экспедиция была обязана огласить удостоверенный акт через сенатские ведомости и направить копию объявления в гражданскую палату и уездный суд по месту нахождения имущества.

В конце прошлого века в России сложились четыре группы органов и должностных лиц, наделенных правом совершать нотариальные действия:

  • публичные (городовые) нотариусы;
  • биржевые маклеры и нотариусы, корабельные маклеры;
  • узкоспециализированные маклеры: судоходных расправ, государственного коммерческого банка, частные, слуг и рабочих людей, цеховые, ремесленных управ, Кронштадтского общества вольных матросов;
  • при отсутствии нотариуса или маклера их функции выполняли магистраты, ратуши, думы, таможенные чиновники, становые пристава, торговые словесные суды.

Кандидаты на должность нотариуса (маклера) отбирались на основании конкурса из числа наиболее порядочных чиновников, и после назначения на должность давали присягу, в противном случае не допускались к работе. Особых правил при этом не существовало, однако закон прямо запрещал назначать на должность нотариусов и маклеров людей неграмотных.

Инструкции о порядке совершения нотариальных действий в то время не было, особой регламентации закон не содержал, но все лица, исполняющие нотариальные обязанности, должны были осуществить при засвидетельствовании явки договора следующие функции: установить самоличность сторон, проверить право- и дееспособность сторон, убедиться в подлинности договора, установить соответствие договора действующему законодательству, записать договор в книгу, взыскать пошлину и сборы, совершить на подлиннике договора надпись, которая обязана была содержать время засвидетельствования и номер по книге. У каждого нотариуса или маклера была своя книга и печать. Далее вы увидите, что и сейчас нотариус следует этим правилам.

После революции 1917 года, декрет №1 о суде от 24 ноября 1917 года упразднил все ранее действующие до этого времени судебные установления, и хотя не было ничего сказано об упразднении Положения о нотариальной части, регулировавшего до этого времени институт нотариата, он перестал существовать.

Нотариальные действия стали совершать различные учреждения: нотариальные отделы местных советов, которые возглавляли народные нотариусы, отделы юстиции, отделы социального обеспечения, записей актов гражданского состояния, то есть различные административные органы.

Дальнейшее развитие институт нотариата получил в декабре 1919 года в декрете о суде №2, в котором было подчеркнуто, что нотариальные действия совершаются нотариусами, и в случае их отсутствия лицами их заменяющими.

В 1919 году нотариальные отделы местных Советов были заменены нотариальными столами.

4 октября 1922 года было принято Положение о государственном нотариате, которое завершило создание нотариата в России после 1917 года как самостоятельных государственных учреждений.

19 июля 1973 года был принят закон о государственном нотариате в СССР.

В период с октября 1922 года по июль 1973 года был принят ряд положений и нормативных актов, касающихся системы нотариата в СССР и РСФСР.

Закон от 19 июля 1973 года содержал нормы о задачах и организации государственного нотариата, принципах его деятельности, компетенции, общих правилах совершения нотариальных действий и применении законодательства о нотариате к иностранцам и лицам без гражданства. В соответствии с ним был принят и действовал до последнего времени Закон РСФСР «О государственном нотариате» от 1 ноября 1974 года.

В связи с переходом к рыночным экономическим отношениям, многообразию форм собственности, развитию предпринимательства, выходу в экономические пространства возникла необходимость реформирования нотариата.

11 февраля 1993 года принят новый закон о нотариате «Основы законодательства РФ о нотариате».

Сущность реформы нотариата и законодательства о нотариате заключается в том, что отныне в одном экономическом пространстве будут работать два нотариуса: один в государственной конторе, другой — в частной. Разница между ними лишь в том, что первый, передавая всю пошлину за совершение нотариальных действий государству, получает от него гарантированную заработную плату, другой, занимающийся частной практикой, будет взимать тариф, который остается у него полностью (за исключением выплат налогов и других выплат, предусмотренных законом.

Современный нотариат РОССИИ – это система государственных органов и должностных лиц, на которых возложены удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Определяющим правовую природу нотариата следует считать юрисдикционную, правоохранительную функцию. С одной стороны, она является продолжением, детализацией функций Министерства юстиции по организации юридических услуг и правовой помощи. Подчеркивается, что реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, ведет Министерство юстиции РФ; с другой стороны, нотариат и суд осуществляют единую функцию предварительного и последующего контроля за законностью в гражданском обороте. Поэтому их деятельность тесно соприкасается: суд рассматривает жалобы на нотариальные действия или отказ в их совершении. Нотариальные акты оспариваются в порядке искового производства в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде; принудительное взыскание по исполнительным надписям осуществляется по правилам исполнительного производства.
В отличие от суда, который рассматривает в гражданском процессе споры о праве, нотариат выполняет функции, направленные на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в будущем. Таким образом, деятельность нотариата имеет предупредительный характер. Нотариально удостоверенный договор облегчает заинтересованной стороне доказывание своего права. Предмет нотариальной деятельности – дела, в которых отсутствует спор о праве гражданском. Если в ходе выполнения нотариального действия такой спор возникает, то он должен быть рассмотрен в суде, а само нотариальное действие в этом случае приостанавливается.
Посредством института нотариата государство принимает превентивные меры, обеспечивающие юридическую безопасность в обществе, что, в свою очередь, является одной из главных задач государства и показателем его состоятельности.
Что касается вопроса определения правового статуса нотариуса, то у многих возникают сложности с его определением, особенно когда речь заходит о том, является ли нотариус должностным лицом, носителем государственной власти и т.д.
Нотариат имеет дуалистическую природу, в силу которой, с одной стороны, нотариус выступает как уполномоченный представитель государства, а с другой – как независимый юридический консультант сторон.
Нотариусы в соответствии с действующим законодательством не являются носителями государственной власти, но, вместе с тем, в соответствии с «Основами законодательства о нотариате РФ» действуют от имени государства.
Одна из самых крупных современных проблем – это противоречивость и неоднозначность правовой базы нотариата. С принятием нового ГК РФ она обострилась. Согласно ст. 163 ГК РФ, существо нотариата сведено к проставлению печати, подписи нотариуса на документах.
С введением новых форм защиты гражданско-правовых отношений и исключением нотариата из этой области увеличилось и количество споров, рассматриваемых российскими судами.
Все это приводит к выводу о нецелесообразности исключения института нотариата из гражданского оборота и необходимости восстановления подлинного статуса и функций нотариата и, соответственно, усилению с помощью нотариата регулятивных функций государства в имущественных отношениях.
Анализируя виды сделок, по которым закон оставил обязательное нотариальное удостоверение, трудно сделать вывод о наличии каких – либо общих принципах, положенных в основу такой классификации.
Так, договоры купли – продажи, дарения имущество как движимого, так и недвижимого не подлежат нотариальному удостоверению: достаточно простой письменной формы сделки. Вместе с тем договор ренты и пожизненного содержания с иждивением требует обязательного нотариального удостоверения, независимо от вида отчуждаемого имущества.
Не совсем ясна позиция законодателя в отношении доверенностей. Согласно ст. 183 ГК РФ предусматривается нотариальная форма для доверенностей, выданных на совершение сделок, требующих нотариальной формы, а также доверенностей, выданных в порядке передоверия (ст. 187 ГК РФ).
Складывается абсурдная ситуация. Доверенность, выданная на заключение договора купли-продажи квартиры, может быть заключена в простой письменной форме, если же представитель решит передоверить свои полномочия, он должен обращаться к нотариусу.
Каким образом нотариус может убедиться в том, что основная доверенность выдана надлежащим лицом, что подпись лица подлинна, что лицо подписало доверенность в соответствии со своими действительными намерениями не под влиянием угрозы или заблуждения?
В этом случае нотариус невольно может способствовать совершению незаконной сделки, рискуя причинить ущерб интересу законного представляющего. Удостоверяя такую сделку, нотариус каждый раз рискует всем своим имуществом, поскольку в случае причинения вреда при исполнении своих обязанностей он несет материальную ответственность в полном объеме.
Напрашивается вывод о том, что необходимо совершенствование законодательной базы. Конечно, существующие Основы решают нотариальную проблему в общем. Но помимо основополагающих моментов, есть много аспектов, которые просто необходимо совершенствовать, и один из них — вопрос дисциплинарной ответственности нотариуса, а также проблема государственного контроля за деятельностью нотариата в целом.
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
1. Органом, осуществляющим предупреждение нарушения прав и охраняемых законом интересов и возникновения судебных споров, издавна был нотариат, который обеспечивал стабильность в сфере гражданских правоотношений. Отвечая за содержание и форму удостоверяемых сделок, нотариус выступал гарантом и защитником интересов всех участников сделки.
2. Подменившая нотариат система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, созданная в соответствии с ГК РФ, не отвечает требованиям, поскольку орган, осуществляющий регистрацию прав, несет ответственность лишь за форму сделки, но не за ее содержание. Констатация лишь самого факта возникновения права вряд ли может считаться надежной гарантией от недобросовестных контрагентов. В связи с этим, исключение нотариата из сферы имущественных отношений представляется нецелесообразным.
Важен также и момент, в соответствии что должностное положение нотариуса налагает на него серьезные обязательства перед государством и обществом, гражданами и организациями как профессионального, так и нравственного характера. Значение этих качеств, которыми должен обладать не только нотариус, но и любой работник нотариальной конторы, будет непрерывно возрастать по мере расширения сферы нотариальной деятельности.
Нотариат требует высокообразованных и безупречных в нравственном отношении работников. Поэтому вопросам подготовки и воспитания кадров нотариата должно уделяться максимум внимания. Успешное решение этой проблемы во многом будет способствовать повышению авторитета нотариата.
Надо признать, что в учебных заведениях еще недостаточно популяризуется этот вид юридической деятельности, а потому многие выпускники юридических вузов имеют весьма туманное представление о нотариате. Недостаток знаний молодых специалистов в этой области приходится восполнять в процессе прохождения ими стажировки на должность нотариуса.
От современного нотариуса, как впрочем и от любого юриста, кроме правовой компетенции, широкого кругозора, требуется соответствие его личностных качеств высоким нравственным требованиям. Для юриста требования нравственности имеют особый смысл. Честность, неподкупность, чувство долга, ответственность, порядочность, непредвзятость, объективность – это те качества, которыми должен обладать любой нотариус.
Формированию правовых качеств юриста уделяется большое внимание, особенно в последнее время. В юридических вузах введено преподавание курса «Юридическая этика» и ряд других специальных курсов.
Таким образом, деятельность нотариуса обуславливают правовые и нравственные регуляторы. Игнорирование любого из них недопустимо.
Формирование у работников нотариата высоких моральных качеств надо начинать в вузе, а затем в период прохождения стажировки, когда опытный нотариус, будучи руководителем стажировки, может своему будущему коллеге помочь не только освоить практическое применение полученных в вузе теоретических знаний, но и развит в нем высокие моральные качества.
Очень важно, чтобы органы юстиции на местах учитывали это обстоятельство при организации профессиональной стажировки, подборе кандидатов, а вопросы правового характера были бы в поле зрения квалификационной комиссии при принятии экзаменов у лиц, прошедших стажировку. Сказанное о нравственных требованиях, которым должен отвечать нотариус, целиком и полностью относится и к государственному, и к частному нотариусу.
И, наконец, хотелось бы подчеркнуть, что происходящие позитивные изменения в нотариате способствуют повышению его авторитета и значимости в обществе, а люди, осуществляющие нотариальную деятельность, заслуживают уважения, являясь тружениками непростой и трудоемкой сферы юридической деятельности.
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО НОТАРИАТА
Л.Р. Рашитовa, Академия управления «ТИСБИ»

Возникновение профессии нотариуса ведет нас в Древний Рим, где появились особые писари: они фиксировали доказательства, придавая им юридическую форму. Латинская система нотариата, по которой работают испанские нотариусы, формировалась со времен Римской империи и представляет собой систему предварительного правосудия, направляющего свои усилия и деятельность на предотвращение правонарушений. В этом суть деятельности нотариусов в Испании.

Основы испанского нотариата

Нотариусы Испании (Notario) – это государственные должностные лица, сохраняющие нейтральную позицию при удостоверении сделок и документов различных типов. Нотариус – профессиональный юрист, с высшим юридическим образованием, прошедший конкурсный отбор и имеющий практические знания в отрасли.

Профессиональный подход гарантирует, с одной стороны, независимость и уважение к закону, с другой, необходимую беспристрастность и высокие стандарты работы.

По всей территории Испании трудится примерно 3000 нотариусов, распределенных по нотариальным округам. Чтобы обслужить каждого жителя страны рядом с его домом, даже в небольших городках королевства есть нотариусы. О том, как работает в стране система защиты, читайте в статье «Адвокат по уголовным делам в Испании».

Полномочия испанского нотариуса

Испанские нотариусы работают по системе континентального, или латинского права. Здесь специалист имеет больше полномочий и играет более важную роль в гражданском процессе, чем в США или Великобритании. Нотариат Испании состоит в Международном союзе нотариата со времени его основания в 1948 году.

Главные принципы деятельности испанского нотариуса:

  • обеспечение законности удостоверяемых актов, придание им свойств достоверности;

  • предоставление населению высококвалифицированной юридической помощи;

  • независимость, своевременность и эффективность нотариальной деятельности.

Основные законы

Испанские нотариусы осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательными актами:

  • Указом от 2 июня 1944 года «Положение об организации и порядке работы нотариусов» (Decreto 2 junio 1944), далее – Законом;

  • Королевским указом 1612/2011 от 14 ноября «О тарифах нотариусов и регистраторов» (Real Decreto 1612/2011, de 14 de noviembre);

  • Королевским указом 862/2003 «Положение об организации и режиме сдачи экзаменов и вступления в должность нотариуса» (Real Decreto 862/2003, de 4 de julio).

Виды работ, выполняемых испанскими нотариусами:

  • удостоверение договоров купли-продажи, дарения;

  • удостоверение ипотечных договоров;

  • предоставление информации о собственности из регистра;

  • проверка недвижимости на наличие отягощений;

  • оформление доверенностей;

  • оформление завещаний;

  • оформление правопреемственности в связи со смертью;

  • создание компаний;

  • заверение документов, юридических актов и подписей;

  • заключение брачных соглашений (договор о собственности в браке);

  • оформление юридических документов по гражданскому или коммерческому контракту;

  • оформление документов, связанных с семейной жизнью.

Одним из важных направлений деятельности испанского нотариуса являются бесплатные консультации лиц до проведения каких-либо работ или заключения договоров. В Испании нотариус бесплатно изучает дело и посоветует наиболее удобный способ решения проблемы, указав преимущества и недостатки каждого варианта, а также его окончательную стоимость, включая налоги, которые в вашем случае вам придется заплатить. В частности, нотариус включен в процесс оформления покупки дома или квартиры, читайте об этом в статье «Как проверить объект недвижимости при покупке в Испании».

Как стать нотариусом в Испании?

Согласно статье 16 Закона стать нотариусом в Испании возможно после успешной сдачи экзаменов «la oposición». Статьи 6 и 7 Закона устанавливают требования к претендентам на сдачу экзаменов:

  • быть гражданином Испании;

  • иметь гражданство какой-либо страны-члена Европейского союза;

  • иметь степень в области права (Doctor или Licenciado en Derecho) или иметь аналогичную степень;

  • если у претендента есть диплом университета государства Европейского союза, необходима его омологация;

  • не быть участником действий против чести, порядочности и норм морали, что привело бы к уголовному наказанию;

  • не быть участником действий, вызвавших увольнение, дисциплинарное или административное наказание;

  • не быть банкротом и не участвовать в судебной тяжбе с кредитором.

Начать обучение для подготовки к сдаче экзаменов можно уже после четвертого курса университета после получения степени «градо» (Grado) – бакалавра в области права и имея 240 кредитов ECTS (Европейской системы взаимозачета кредитов). Об этапах обучения в школах и университетах страны вы можете прочитать в статье «Система образования в Испании».

Процедура прохождения экзаменов

Экзамены «la oposición» состоят из четырех частей: два устных и два письменных испытания.

  • На первом экзамене нужно ответить на четыре вопроса: три – по гражданскому праву и один – по налоговому законодательству.

  • Второй экзамен – шесть вопросов: по два вопроса по закону о товарных знаках и ипотеке, один – по нотариальному праву, еще один – по административному или процессуальному законам.

  • Третий экзамен: тематическое исследование по позитивному праву.

  • Четвертый экзамен делится на две части: составление нотариального документа и бухгалтерский учет.

В экзаменационную комиссию входят:

  • председатель – директор или заместитель директора Главного управления реестров и нотариата;

  • один или два нотариуса;

  • профессор права одного из юридических факультетов университета;

  • представители судебной власти;

  • регистраторы реестра прав собственности или торгового реестра;

  • государственный адвокат или практикующий адвокат, имеющий 15-летний стаж работы.

Ответы на экзаменах оцениваются по балльной системе, и по баллам составляется рейтинг участников. Победители принимаются на вакантные места на должность нотариуса. Приказ о вступлении нотариуса в должность подписывает министр юстиции. В Испании нотариус может работать до достижения возраста 70 лет.

Система организации работы нотариусов в Испании

  • Принцип территории: работа осуществляется в границе нотариального округа, исключая случаи подмены специалиста в связи с его болезнью или смертью.

  • Принцип свободы выбора: проживающие в Испании как граждане страны, так и другие лица вне зависимости от статуса (легального или нелегального) имеют право самостоятельно выбрать нотариуса.

  • Предоставление бесплатных нотариальных услуг отдельным категориям лиц – физическим и юридическим лицам (или некоммерческим общественным организациям), имеющим доход не выше установленного минимума (ст. 130 Регламента о нотариате и Королевского указа 1209/1984 (artículo 130 del Reglamento notarial y Real Decreto 1209/1984) и нуждающимся в юридической помощи в таких случаях, как:

  1. ведение дел о наследстве;

  2. составление завещаний;

  3. регистрация рождения;

  4. регистрация брака;

  5. документация, связанная с общественными некоммерческими организациями (Красный Крест).

Цены на услуги нотариусов

Применяемые сейчас пошлины были установлены Королевским декретом 1426/89 от 17 ноября. Испанские тарифы на услуги нотариусов – самые низкие в Европе.Плата за удостоверение сделок зависит от стоимости предмета договора.В случае оформления ипотечного кредита при покупке жилья готовятся два нотариальных акта (покупки и ипотеки), и таким образом расходы за нотариальные действия удваиваются.

Примерные расценки будут такими:

  • оформление купли/продажи недвижимости – €450–1500;

  • ипотечные + нотариальные расходы – €1500–1875;

  • оформление брака – €95;

  • оформление развода – €95;

  • оформление завещания – €40;

  • доверенность – €50.

Может ли быть нотариусом иммигрант?

Среди испанских нотариусов есть выходцы из России и Украины и бывших советских республик. При наличии юридического образования и гражданства Испании нет никаких препятствий для построения карьеры в Испании. Получайте соответствующее образование, и у вас появится возможность стать нотариусом в Испании!

Теперь самые популярные статьи о жизни в Испании и полезные лайфхаки от инсайдеров вы сможете прочитать на нашей странице в «Яндекс.Дзен». Подписывайтесь!

Центр услуг в Испании

Нужна помощь в Испании? Центр услуг «Испания по-русски» — это более 100 наименований услуг на русском языке в любом регионе Испании.