Инвестиционная декларация

Под инвестиционной декларацией понимается документ, в котором выпустившее его лицо указывает о вложениях в тот или иной инвестиционный проект.

Термин «инвестиционная декларация» достаточно часто используется российским законодателем. В определенных случаях инвестиционная декларация подлежит обязательному составлению и публикации в силу закона. В соответствии со сложившейся практикой по истечении определенного времени лицо, выпустившее инвестиционную декларацию, должно представить отчет о реализации ее положений.

Следует отметить, что публикация инвестиционной декларации предусмотрена законом как в отношении субъектов публичного права, осуществляющих властные полномочия, так и в отношении частных субъектов для целей гражданского оборота.

Так, например, инвестиционная декларация региона должна устанавливать принципы взаимодействия органов власти субъекта Российской Федерации с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности. Эти принципы определяют смысл и содержание деятельности органов власти субъекта Российской Федерации. Содержание декларации должно включать в себя следующие положения:

  • • обязательства высшего должностного лица региона по обеспечению и защите прав инвесторов;
  • • гарантии безопасности ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории субъекта Российской Федерации;
  • • случаи, когда руководство субъекта Российской Федерации обязано вступить в переговоры с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности (например, случай «тупиковой ситуации», когда органы власти не выдали необходимое для деятельности разрешение в течение установленного законом срока);
  • • обязательства высшего должностного лица региона по осуществлению мер, направленных на сокращение сроков и упрощение процедур выдачи разрешительной документации для инвесторов.

Законодательные требования о публикации инвестиционной декларации предусмотрены законодательством и в отношении частных субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Например, в ст. 27 Закона об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии содержится указание на необходимость наличия инвестиционной декларации управляющей компании, а также требования к ней.

Похожие положения можно найти в ст. 35 Закона «Об инвестиционных фондах», в которой перечислены требования к инвестиционной декларации АИФ и ПИФ, а также в Законе НПФ.

Федеральный закон от 20.08.2004 № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» также указывает на требования к содержанию инвестиционной декларации управляющей компании (ст. 26).

Статья 2 Федерального закона от 28.11.2011 № 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе» гласит, что политика ведения общих дел (инвестиционная декларация), являющаяся частью договора инвестиционного товарищества, представляет собой совокупность условий, устанавливающих обязательные для выполнения управляющим товарищем требования к перечню допускаемых федеральным законом объектов инвестирования, к составу и структуре общего имущества товарищей и (или) к размеру исполнения по сделкам, заключаемым одним, несколькими или всеми управляющими товарищами, в том числе в отношении одного лица или группы лиц, включая лиц, являющихся аффилированными по отношению к управляющим товарищам и (или) их аффилированным лицам. Договором инвестиционного товарищества может быть предусмотрено исключение из политики ведения общих дел (инвестиционной декларации) любого из указанных требований или включение в нее дополнительных требований.

Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» говорит о необходимости утвердить инвестиционную декларацию компенсационного фонда саморегулируемой организации, в которой должны быть указаны возможные «активы» (например, государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах, иностранная валюта на счетах в российских кредитных организациях, в том числе депозиты), в которых допускается размещать средства компенсационного фонда.

НК РФ использует этот термин применительно к договору инвестиционного товарищества (ст. 24.1) при установлении особенностей налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов (Глава 3.3). Так, для включения субъекта в реестр участников региональных инвестиционных проектов необходимо направить в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации составленное в произвольной форме заявление о включении в реестр с приложением документов, среди которых указана инвестиционная декларация (с приложением инвестиционного проекта)

Весьма часто можно встретить этот термин применительно к особым экономическим зонам и других территориях со специальным статусом. Например, в ст. 13 Федерального закона от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» указано, что лицо, намеревающееся получить статус участника свободной экономической зоны, должно быть зарегистрировано на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя, состоять на налоговом учете в налоговом органе, а также иметь инвестиционную декларацию, соответствующую требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

В ст. 2 Федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» указано, что инвестиционная декларация — документ, содержащий сведения об условиях реализации инвестиционного проекта в Особой экономической зоне резидентом в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Таким образом, в действующем законодательстве отсутствует единое понятие «инвестиционная декларация», и законодатель в каждом конкретном случае устанавливает ее содержание, а также требования к ней.

Похожий подход можно увидеть и в подзаконных нормативных актах, при обращении к которым необходимо отметить, что они, как правило, детализируют положения законов путем утверждения форм инвестиционных деклараций, целей ее принятия, перечисления перечня видов активов, в которые могут размещаться средства, а также объектов инвестирования. Так, в Постановлении Правительства Российской Федерации от 04.06.2012 № 550 «Об утверждении инвестиционных деклараций государственной управляющей компании средствами выплатного резерва» (далее — Постановление № 550) сказано, что инвестиционная декларация государственной управляющей средствами выплатного резерва — это документ, который определяет требования к целям инвестирования средств выплатного резерва, переданных Пенсионным фондом Российской Федерации государственной управляющей компании средствами выплатного резерва по договору доверительного управления средствами выплатного резерва, составу и структуре инвестиционного портфеля выплатного резерва государственной управляющей компании средствами выплатного резерва (далее — инвестиционный портфель).

В Постановлении № 550 также указано, что максимальная доля в инвестиционном портфеле следующих классов активов составляет:

  • а) государственные ценные бумаги Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте (облигации государственного валютного займа, облигации внутреннего государственного валютного займа, облигации внешних облигационных займов Российской Федерации), — 80 %;
  • б) государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации — 10 %;
  • в) облигации российских эмитентов, указанные в пп. «в» п. 3 настоящего документа (за исключением облигаций, исполнение обязательств по выплате номинальной стоимости которых либо по выплате номинальной стоимости и частично или полностью купонного дохода по которым обеспечено государственной гарантией Российской Федерации), — 60 %;
  • г) ипотечные ценные бумаги — 20 %;
  • д) ценные бумаги международных финансовых организаций — 20 %.

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 18.09.2002

№ 684 «О Типовых правилах доверительного управления интервальным паевым инвестиционным фондом» сказано, что в инвестиционной декларации паевого инвестиционного фонда указывается, например, что инвестиционной политикой управляющей компании является долгосрочное или краткосрочное вложение средств в ценные бумаги и т. п. Что касается объектов инвестирования (состав и описание), которые также в обязательном порядке должны быть в инвестиционной декларации паевого инвестиционного фонда (ст. 35 Закона об инвестиционных фондах), то необходимо, например, описать ценные бумаги, в которые предполагается инвестировать имущество, составляющее фонд, включает указание вида ценных бумаг и название государства (государств) либо группы государств, объединенных по территориальному или иному признаку, в которых зарегистрированы лица, обязанные по ценным бумагам. Так, для акций указывается, по крайней мере, категория акций, а также может быть указана отраслевая принадлежность их эмитентов. Для облигаций указывается, выпущены ли они российскими или иностранными органами государственной власти (органами местного самоуправления), международными финансовыми организациями, российскими или иностранными юридическими лицами. Для инвестиционных паев (акций) инвестиционных фондов указываются в соответствии с личным законом фондов их категория и тип фонда.

Несколько иной подход к содержанию инвестиционной декларации отражен в Приказе ФНС России от 05.02.2014 № ММВ-7-3/38@ «Об утверждении формы инвестиционной декларации» (далее — Приказ ФНС России от 05.02.2014 № ММВ-7-3/38@). В данном случае законодатель, полагаем, исходит из второго понимания термина «инвестиционная декларация» — инвестиционный проект.

В соответствии с этим актом, судя по его содержанию, инвестиционная декларация фактически сводится к инвестиционному проекту.

Однако, несмотря на кажущее многообразие, нельзя не заметить, что инвестиционная декларация в большинстве случаев понимается в двух значениях:

  • 1) в качестве документа — самостоятельного или как часть иного документа (например, правил доверительного управления), который содержит цели инвестирования средств, перечень объектов инвестирования, требования к таким объектам (в том числе структуре активов);
  • 2) документ, содержащий сведения об условиях реализации инвестиционного проекта.

В юридической литературе, как и в действующем законодательстве, инвестиционная декларация используется в указанных двух значениях.

Представляется, что в самом общем виде инвестиционную декларацию можно определить в качестве документа, определяющего порядок инвестирования, содержание которого будет различаться в зависимости от вида инвестиций.

Значение такого документа состоит, во-первых, в публично-информационном характере, например, для потенциальных инвесторов или для органов государственной власти, контролирующих инвестиционную деятельность, во-вторых, в юридическом характере, в частности, в последствиях нарушения требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации к инвестиционной декларации, что может влечь за собой применение мер административной отвесности (ст. 15.29 КоАП РФ).

Возникает еще один вопрос, касающийся инвестиционный декларации, — соотношение этого понятия с понятием «инвестиционный проект». Последнее понятие используется законодателем применительно к капитальным вложениям.

Так, в соответствии с Законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» под инвестиционным проектом понимается обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

Таким образом, указанные понятия можно рассматривать как взаимно пересекающиеся, поскольку в некоторых случаях инвестиционный проект может быть элементом инвестиционной декларации.

И еще одно понятие, на котором необходимо остановиться в связи с рассмотрением инвестиционной декларации — это проектная декларация. Данный термин используется Законом о долевом строительстве. В соответствии с этим законом проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и информацию о проекте строительства и определяет объем прав застройщика на привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, указанных в такой проектной декларации. Проектная декларация является официальным документом, удостоверяющим факты, влекущие за собой юридические последствия для застройщика (ст. 14 Закона о долевом строительстве). Представляется, что указанную декларацию можно рассматривать в качестве разновидности инвестиционной декларации, поскольку она также представляет собой документ, определяющий порядок осуществления инвестирования применительно к долевому строительству.

  • В соответствии с ним инвестиционная декларация — неотъемлемая часть договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений и договора доверительного управления средствами пенсионных резервов, содержащая указание целиинвестирования средств пенсионных накоплений или размещения средств пенсионныхрезервов, описание инвестиционной политики управляющей компании, перечень активов, в которые могут быть инвестированы средства пенсионных накоплений или размещены средства пенсионных резервов, описание рисков, связанных с таким инвестированием или размещением, а также требования к структуре активов (ст. 3).
  • Федеральный закон от 20.08.2004 № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системежилищного обеспечения военнослужащих» // СЗ РФ. 2004. № 34. Ст. 3532.
  • Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // СЗ РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.
  • Подробнее см.: Глава 11. Инвестиционная деятельность в особых экономическихзонах и других территориях со специальным статусом.
  • Федеральный закон от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Республики Крыми города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // СЗ РФ.2014. № 48. Ст. 6658.
  • Федеральный закон от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зонев Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательныеакты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 3. Ст. 280.
  • Следует отметить, что при реализации инвестиционного проекта необходимо осуществлять тот вид деятельности, заявленный в инвестиционной декларации. Постановлении Президиума ВАС РФ от 19.07.2011 № 560/11 по делу № А21-12959/2009 указано,что согласно п. 1 ч. 11 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особойэкономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторыезаконодательные акты Российской Федерации» инвестиционная декларация должнасодержать в том числе цель инвестиционного проекта (виды товаров, услуг, производство или оказание которых планируется осуществить в соответствии с инвестиционным проектом). В случае несоответствия деятельности резидента требованиям законаи нарушения им условий инвестиционной декларации в части объема и сроков инвестирования такой резидент по требованию администрации может быть в судебном порядкеисключен из реестра резидентов. Постановление Президиума ВАС РФ от 19.07.2011№ 560/11 по делу № А21-12959/2009 // Вестник ВАС РФ. 2011. № 10. Еще в одномиз своих определений ВАС РФ от 15.02.2010 № ВАС-305/10 по делу № А21-9029/2008суд указал, что согласно положениям ст. 2 и п. 10 и 11 ст. 4 Закона «Об ОЭЗ» инвестиционные проекты подлежат реализации в соответствии с условиями инвестиционной декларации, определяющей цель данного проекта, общий объем финансирования(капитальных вложений), сроки осуществления проекта. Данная декларация рассматривается администрацией ОЭЗ на предмет соответствия условий инвестиционного проекта требованиям Закона «Об ОЭЗ» при принятии решения о включении претендентав реестр резидентов ОЭЗ. См.: Определение ВАС РФ от 15.02.2010 № ВАС-305/10 по делу№ А21-9029/2008 // СПС «КонсультантПлюс».
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 04.06.2012 № 550″Об утверждении инвестиционных деклараций государственной управляющей компании средствами выплатного резерва» (вместе с «Инвестиционной декларацией государственной управляющей компании средствами выплатного резерва, в соответствиис которой осуществляется инвестирование средств выплатного резерва», «Инвестиционной декларацией государственной управляющей компании средствами выплатного резерва, в соответствии с которой осуществляется инвестирование средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионнаявыплата») // СЗ РФ. 2012. № 24. Ст. 3187.
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2002 № 684″О Типовых правилах доверительного управления интервальным паевым инвестиционным фондом» // СЗ РФ. 2002. № 39. Ст. 3788. Схожие положения можно найти в следующих актах: Постановление Правительства Российской Федерации от 27.08.2002 № 633″О Типовых правилах доверительного управления открытым паевым инвестиционнымфондом» // СЗ РФ. 2002. № 35. Ст. 3385 ; Постановление Правительства РоссийскойФедерации от 15.07.2013 № 600 «Об утверждении Типовых правил доверительногоуправления биржевым паевым инвестиционным фондом» // СЗ РФ. 2013. № 30 (ч. II).Ст. 4111 ; Постановление Правительства Российской Федерации от 25.07.2002 № 564″О Типовых правилах доверительного управления закрытым паевым инвестиционнымфондом» // СЗ РФ. 2002. № 31. Ст. 3113.
  • Подробнее см.: Постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2002№ 684 «О Типовых правилах доверительного управления интервальным паевым инвестиционным фондом» // СЗ РФ. 2002. № 39. Ст. 3788.
  • Приказ ФНС России от 05.02.2014 № ММВ-7-3/38@ «Об утверждении формы инвестиционной декларации» // Российская газета. № 86. 2014. Похожее можно наблюдатьв Приказе Минэкономразвития России от 18.11.2015 № 856 «Об утверждении формыинвестиционной декларации» // Официальный интернет-портал правовой информацииhttp://www.pravo.gov.ru.
  • Например, см.: Черешева Е. А. Комментарий к Федеральному закону от 24.07.2002№ 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсиив Российской Федерации» / Черешева Е. А., Мякотина А. В., Поваляева Е. А. //СПС «КонсультантПлюс» ; Корпоративное право : учебный курс. В 2 т. / Е. Г. Афанасьева, В. А. Вайпан, А. В. Габов ; отв. ред. И. С. Шиткина. М. : Статут, 2018. Т. 2.990 с.; Баринов А. М. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» (постатейный) / Баринов А. М., Бушев А. Ю., Городов О. А. / под ред.В. Ф. Попондопуло. М. : Проспект, 2017. 1200 с. ; Лазаренкова О. Г. Договор инвестиционного товарищества как новый договор, требующий обязательного нотариальногоудостоверения // Нотариус. 2017. № 7. С. 15—18; Ткачева Л. В. Новые правовые инструменты регулирования экономических отношений в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе // Административное и муниципальное право. 2017.№ 11. С. 21—29.
  • Между тем следует отметить, что в литературе понятие «инвестиционный проект»рассматривается более широко. Подробнее см.: § 5.4. Инвестиционный проект. Гл. 5.Экономико-юридическая техника инвестирования.

УТВЕРЖДЕНА
постановлением администрации муниципального района
от 11.12.2015 № 1069

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
Нанайского муниципального района Хабаровского края

1. Общие положения
1.1. Инвестиционная декларация Нанайского муниципального района Хабаровского края (далее — Декларация) разработана в целях установления принципов взаимодействия администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края (далее – администрация) с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности и определения обязательств администрации и гарантий прав инвесторов на территории Нанайского муниципального района Хабаровского края (далее — муниципальный район).
1.2. Правовые отношения, связанные с инвестиционной деятельно-стью на территории муниципального района, регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Хабаровского края, уставом муниципального района, муниципальными правовыми актами муниципального района.
1.3. Декларация определяет основные направления инвестиционной политики, а также декларирует приоритетные направления ин-вестиционной деятельности в муниципальном районе.
2. Основные направления инвестиционной политики
Основными направлениями инвестиционной политики в муниципальном районе являются:
2.1. Формирование благоприятного инвестиционного климата муни-ципального района.
2.2. Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционную и предпринимательскую деятельность.
2.3. Совершенствование механизмов привлечения и поддержки инвестиций.
2.4. Повышение эффективности использования мер государственной и муниципальной поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности.
2.5. Реализация мероприятий по информационному освещению воз-можностей муниципального района, в том числе посредством размещения информации об инвестиционном потенциале, инвестиционных проектах и инвестиционных площадках в средствах массовой информации и информационно-коммуникационной сети Интернет.
2.6. Развитие государственно (муниципально)-частного партнерства как основного механизма привлечения инвестиций при реализации инфраструктурных, социально значимых проектов и проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
2.7. Информационная и кадровая поддержка инвестиционной и предпринимательской деятельности.
3. Приоритетные направления инвестиционной деятельности
Приоритетные направления инвестиционной деятельности в муници-пальном районе основаны на существующих конкурентных преимуществах территории и нацелены на создание новых производств и технологий либо на расширение и модернизацию существующих производств, а именно:
3.1. Развитие промышленного, энергетического, агропромышленного, строительного комплекса (в том числе деревообработка, металлургия, машиностроение, производство строительных материалов, строительство благоустроенного социального жилья и жилья экономкласса, а также индивидуальных домов, производство и переработка сельскохозяйственной продукции).
3.2. Разработка и внедрение инновационных технологий.
3.3. Развитие транспортной инфраструктуры.
3.4. Внедрение энергосберегающих технологий.
3.5. Строительство объектов коммунальной инфраструктуры и инженерных сетей.
3.6. Переработка бытовых и производственных отходов.
3.7. Развитие информационных и телекоммуникационных технологий.
3.8. Развитие пищевой промышленности.
3.9. Обеспечение экологической безопасности.
3.10. Строительство объектов социальной сферы.
4. Субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности
4.1. Субъекты инвестиционной деятельности – инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов инвестиционной деятельности, и другие лица в соответствии с законодательством Рос-сийской Федерации.
4.2. Субъектами инвестиционной деятельности могут быть юридиче-ские и физические лица, в том числе иностранные.
4.3. Субъекты предпринимательской деятельности – хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отне-сенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
5. Основные принципы инвестиционной политики и гарантии прав
субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности
5.1. Инвестиционная политика администрации основывается на сле-дующих принципах:
5.1.1. Экономическая обоснованность и социальная значимость инвестиционных проектов.
5.1.2. Предоставление органами местного самоуправления муници-пального района муниципальной поддержки в пределах компетенции.
5.1.3. Открытость и доступность для всех субъектов инвестиционной деятельности информации, необходимой для осуществления инвестицион-ной деятельности на территории муниципального района;
5.1.4. Равный доступ инвесторов к получению инвестиционной под-держки.
5.2. Администрация готова поддерживать инвесторов, реализующих значимые для социально-экономического развития муниципального района инвестиционные проекты в соответствии с приоритетными направлениями инвестиционной деятельности, обозначенными в разделе 3 настоящей Декларации, а также проекты, имеющие социальную, экономическую, экологическую эффективность.
5.3. Администрация гарантирует защиту инвестиций, а также прав и законных интересов субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности, в том числе:
5.3.1 Обеспечение равных прав участников предпринимательской и инвестиционной деятельности.
5.3.2. Гласность в обсуждении инвестиционных проектов.
5.3.3. Доступ к публичной информации органов местного самоуправления муниципального района.
5.3.4. Отсутствие ограничений в реализации своих проектов субъектами инвестиционной и предпринимательской деятельности в рамках действующего законодательства.
5.3.5. Безопасность ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности на территории муниципального района.
5.3.6. Обеспечение права инвестора на свободный выбор подрядчиков, поставщиков и любых других контрагентов, гарантия невмешательства в финансово-хозяйственную деятельность инвестора, реализующего проект на территории муниципального района.
5.3.7. Учет интересов субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности при изменении нормативно-правовых актов администрации.
Гарантом защиты прав инвесторов на территории муниципального района является глава муниципального района.
6. Взаимодействие сторон
6.1. Субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности оказывается комплексная системная административная поддержка, которая осуществляется структурными подразделениями аппарата администрации.
6.2. Порядок взаимодействия с субъектами инвестиционной и пред-принимательской деятельности устанавливается и осуществляется в соот-ветствии с действующим законодательством Российской Федерации и определяется регламентами и муниципальными правовыми актами, разрабатываемыми администрацией.
6.3. Субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности вправе непосредственно руководствоваться положениями настоящей Декларации при взаимодействии со структурными подразделениями аппарата администрации.