Инвестиционный налоговый кредит

Законом РФ «Об инвестиционном налоговом кредите» от 20 декабря 1991г. названный финансово-правовой институт был введен в нашей стране впервые. Он применяется в развитых капиталистических странах (в США, например, с 60-х гг.) в качестве налоговой льготы как средство стимулирования инвестиций в новое оборудование, затрат на научные исследования и разработки. По российскому законодательству данный институт отличается особенностями, включает в себя некоторые черты других налоговых категорий (в частности, налоговой отсрочки).

В связи с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ признан утратившим силу Закон РФ «Об инвестиционном налоговом кредите».

Перечень оснований для получения инвестиционного налогового кредита расширен

Вместе с тем Налоговый кодекс внес уточнения в нормы этого института.

Налоговый кодекс выделяет налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит, рассматривая их как формы изменения срока уплаты налога (ст.61). Органами, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении срока уплаты налога, являются:

ü по федеральным налогам — Министерство финансов РФ;

ü по региональным и местным налогам — соответственно финансовые органы субъектов РФ и муниципального образования;

ü по налогам, поступающим в связи с перемещением товаров через таможенную границу — таможенные органы.

Налоговый кредит, как и инвестиционный налоговый кредит, предоставляются заинтересованному лицу по его заявлению и оформляются договором с уполномоченным органом. Последнее (заключение договора между заинтересованным лицом и уполномоченным органом) отличает их от других форм изменения срока уплаты налога. Имеются различия и между названными двумя формами налогового кредита при многих сходных чертах.

Налоговый кредит предоставляется заинтересованному лицу на срок от трех месяцев до одного года, причем по одному или нескольким налогам. Кодекс не уточняет, какому лицу он предоставляется, следовательно, имеются в виду все налогоплательщики, т.е. организации и физические лица. Основаниями его предоставления являются хотя бы одно из следующих обстоятельств:

1) причинение лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного лицом государственного заказа;

3) угроза банкротства в случае единовременной выплаты лицом налога.

Договор о налоговом кредите заключается в течение семи дней после принятия по этому вопросу решения уполномоченным органом. В договоре должны быть указаны: сумма задолженности по налогу, начисляемые на нее проценты, срок действия договора, порядок погашения задолженности и процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, а также ответственность сторон. Проценты начисляются только при предоставлении налогового кредита в случае угрозы банкротства.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен, в отличие от налогового кредита, согласно Налоговому кодексу РФ по ограниченному кругу налогов, а именно: по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам (ст.66). Такой кредит предоставляется организациям.

Инвестиционный налоговый кредит — это получение организацией возможности в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшить свои платежи с последующей поэтапной уплатой их и начисленных процентов. Он предоставляется на срок от одного года до пяти лет.

В каждом отчетном периоде, а также в течение всего налогового периода сумма кредита не может превышать 50 процентов суммы налога, подлежащей уплате.

Основаниями предоставления инвестиционного налогового кредита является наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) проведение организацией научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ или технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвесторов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

2) осуществление внедренческой или инновационной деятельности;

3) выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Такой кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором с уполномоченным органом. Решение о предоставлении кредита должно быть принято уполномоченным органом в течение одного месяца со дня получения заявления.

В течение срока действия договора не допускается реализация (или передача во владение, пользование, распоряжение) другим лицам оборудования, приобретение которого было условием для предоставления инвестиционного налогового кредита. Такие положения должны содержаться в договоре.

Закон устанавливает ограничения по процентам на сумму кредита: они не должны быть ниже одной второй и выше трех четвертых ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Представительные органы субъектов РФ и местного самоуправления вправе устанавливать по региональным и местным налогам соответственно иные условия предоставления инвестиционного налогового кредита.

Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 99 | Нарушение авторского права страницы

1. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;

2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

3) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению;

4) выполнение организацией государственного оборонного заказа;

5) осуществление этой организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 процентов, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации;

6) включение этой организации в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

2. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:

1) по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 5 пункта 1 настоящей статьи, — на сумму кредита, составляющую 100 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этих подпунктах целей;

2) по основаниям, указанным в подпунктах 2 — 4 пункта 1 настоящей статьи, — на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией;

3) по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, — на сумму кредита, составляющую не более чем 100 процентов суммы расходов на капитальные вложения в приобретение, создание, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, предназначенного и используемого для осуществления резидентами зон территориального развития инвестиционных проектов в соответствии с Федеральным законом "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Налоговый кредит

Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.

4. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией. В указанном заявлении организация принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с настоящей главой.

Форма договора об инвестиционном налоговом кредите устанавливается уполномоченным органом, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

Абзац утратил силу.

5. Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса в течение 30 дней со дня получения заявления. Наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям.

При отсутствии обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 62 настоящего Кодекса, уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в предоставлении инвестиционного налогового кредита по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, в пределах суммы расходов этого лица на капитальные вложения в приобретение, создание, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, предназначенного и используемого для осуществления резидентами зон территориального развития инвестиционных проектов в соответствии с Федеральным законом "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на срок, указанный в обращении заинтересованного лица, с учетом ограничений, установленных статьей 66 настоящего Кодекса.

6. Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения платежей по соответствующему налогу, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита в срок, не превышающий срок, на который в соответствии с договором предоставляется инвестиционный налоговый кредит, порядок и срок погашения начисленных процентов, указание на способ обеспечения обязательств, ответственность сторон. Если инвестиционный налоговый кредит предоставляется под залог имущества, заключается договор о залоге имущества в порядке, предусмотренном статьей 73 настоящего Кодекса.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).

Не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Если инвестиционный налоговый кредит предоставлен по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, на сумму задолженности проценты не начисляются.

Копия договора представляется организацией в налоговый орган по месту ее учета в пятидневный срок со дня заключения договора.

7. Законами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль организаций (в части суммы такого налога, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации) и по региональным налогам, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований по местным налогам могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.

Предлагаем ознакомиться со статьей 67 НК РФ Главы 9 «Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита». Информация актуальна на 2016 год. Если Вы считаете, что статья 67 НК РФ устарела и не является актуальной, просим Вас написать об этом в редакцию сайта через форму форму обратной связи.

Телефоны консультантов

Москва: 8(499)9384180

Санкт-Петербург: 8(812)4251366

Печать страницы

Сохраните страницу в соц. сетях:

При предоставлении инвестиционного налогового кредита налогоплательщику дается возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам. Срок предоставления инвестиционного налогового кредита может устанавливаться от одного года до пяти лет.

Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организации в части, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, принимается финансовым органом субъекта Российской Федерации.

Порядок расчетов по налогам при предоставлении налогового инвестиционного кредита таков: согласно статье 66 НК РФ организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите. Причем уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

В том случае, если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

Следует иметь в виду, что сумма инвестиционного налогового кредита не может превышать 50% от общей суммы налога без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. Если накопленная сумма кредита за отчетный период превысит эти 50%, на которые допускается уменьшение налога, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период. Рассмотрим на примере 4.4 очень распространенную ситуацию.

Пример 4.4. ФГУП НПП «Гранит» утвердило план технического перевооружения производства и закупило для этих целей новое оборудование. Данное обстоятельство позволило обратиться с заявлением о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль, зачисляемому в доход федерального бюджета. Было принято положительное решение, и с предприятием был заключен соответствующий договор с предоставлением инвестиционного налогового кредита на сумму 100 000 руб.

Инвестиционный налоговый кредит под бременем ограничений

сроком на два года, начиная с 1 января 2005 года.На основании этого предприятие имеет право в течение двух лет уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в бюджет в результате всех таких уменьшений, станет равной 100 000 руб.В 2006 году сумма начисленного налога на прибыль в федеральный бюджет составила 150 000 руб. Следовательно, предприятие имеет право уменьшить сумму налога к уплате не более, чем на 75 000 руб. За полугодие 2006 года сумма начисленного налога на прибыль в федеральный бюджет составила 60 000 руб. Предприятие имеет право уменьшить сумму налога к уплате только на 25 000 руб. (100 000 – 75 000). Оставшуюся сумму налога предприятие обязано уплатить.С 1 января 2008 г предприятие должно будет погашать образовавшуюся у него задолженность перед бюджетом, т.е. возвращать 100 000 рублей и выплачивать предусмотренные договором проценты.

Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

Согласно статье 67 НК РФ для предоставления инвестиционного налогового кредита установлены следующие основания:

1) если организация проводит научно-исследовательские или опытно-конструкторские работы либо техническое перевооружение собственного производства, в том числе направленное на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. В этом случае инвестиционный налоговый кредит предоставляется на сумму, составляющую 30 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных целей;

2) если организация осуществляет внедренческую или инновационную деятельность, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов. Сумма инвестиционного налогового кредита определяется соглашением между уполномоченным органом и организацией, претендующей на получение кредита;

3) если организация выполняет особо важный заказ по социально-экономическому развитию региона или предоставляет особо важные услуги населению. Сумма кредита, как и в предыдущем пункте, определяется соглашением сторон.

Соглашение или договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать следующие обязательные пункты:

● порядок уменьшения налоговых платежей;

● сумма кредита;

● налог, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит;

● срок действия договора;

● сумма процентов, начисляемых на сумму кредита (они должны быть установлены в интервале от ½ до ¾ ставки рефинансирования Центрального Банка РФ);

● порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов;

● ответственность сторон.

Инвестиционный налоговый кредит не предоставляется без оформления залога на имущества или договора поручительства, поэтому к договору должны быть приложены документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство. Также в договоре об инвестиционном налоговом кредите должны содержаться положения о не допущении в течение срока его действия реализации или передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).

В отношении региональных или местных налогов законом субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления по региональным и местным налогам устанавливаются свои условия предоставления инвестиционного налогового кредита, причем в соответствии с п.7 статьи 67 НК РФ могут быть предусмотрены отличные от установленных в данной статье основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.

В настоящий момент редко какая организация не использует заемные деньги в своей деятельности для модернизации производства, закупки сырья или пополнения оборотных средств. Как правило, займы оформляются компаниями в различных банковских учреждениях. Но существует уникальный вид кредитования, позволяющий решить проблемы недостатка финансов. Он носит название инвестиционного налогового кредита (ИНК) и находится в ведении государства. В чем его суть? 

Согласно Налоговому кодексу РФ инвестиционный налоговый кредит – это не займ как таковой, он представляет собой своеобразный отложенный платеж. И не предусматривает получение организацией реальных денежных средств, а позволяет после оформления платить налоги государству в значительно меньшем размере. При этом условия кредитования в большинстве своем повторяют условия выдачи заемных средств банками и фондовыми организациями. И это не смотря на то, что заключение соглашения осуществляется с государственной организацией. 

Также как и типичное банковское кредитование, инвестиционный налоговый кредит предусматривает установление периода действия займа, начисление процентов (как правило, довольно малых) и сроков его погашения. Также ИНК определяет имущественную ответственность за непогашение и предусматривает гарантии исполнения двумя сторонами своих обязательств. 

Зачастую долги по налогам имеются не только у крупных компаний, но и у индивидуальных предпринимателей, которые тоже нуждаются в разрешении проблем с бюджетными платежами. Но получить инвестиционный налоговый кредит могут только юридические лица.

Когда может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит?

Эта особенность заключается в принципах имущественной ответственности должника перед кредитором. Даже без судебного решения за долги у организации можно изъять все заложенное имущество, в то время как лишить жилья обычного гражданина практически невозможно. Гражданский кодекс РФ защищает личную собственность, в особенности, если она нужна для постоянного проживания. 

С помощью инвестиционного налогового кредитования организация может, например, погасить налог на прибыль. Ведь при нарушении сроков его уплаты государство зачастую налагает на должника различные санкции, пени и даже штрафы. Поэтому чтобы не уплачивать потом в казну значительные средства, организации стараются не нарушать сроки выплаты налогов. Перечень целей, на которые можно использовать ИНК невелик, и государство об этом позаботилось. Вместе с налогом на прибыль также кредитуются региональные и местные платежи в бюджет. 

Как и любой вид кредитования, ИНК имеет свой определенный механизм действия. С его помощью организация, как уже было упомянуто выше, может уменьшить платежи за отчетный период. Однако, договорные отношения между сторонами заканчиваются в тот момент, когда сравняются сумма недоплаченного налога с суммой кредита. Со стороны такое договорное соглашение выглядит как официальное разрешение на наличие долгов. Организация не имеет права бесконечно снижать платежи. Государством установлен определенный предел в 50% от общей суммы налога, который уплачивается в обычных условиях. Вместе с тем, инвестиционный налоговый кредит предусматривает классические для всех коммерческих займов временные рамки – от одного года до пяти лет. Предполагается, что за это время финансовые проблемы организации разрешатся. 

Нередко компания, оформившая инвестиционный налоговый кредит получает в каком-то из периодов убытки или должна уплатить сумму налога меньшую, чем было запланировано. В этом случае возникает излишек кредитных ресурсов. Выход из положения довольно прост: все сэкономленные средства переносятся на следующий отчетный период. 

И, наконец, налоговые органы очень тщательно контролируют организацию, оформившую инвестиционный налоговый кредит. Ей приходится не только подготавливать очень солидное обоснование своих потребностей в снижении сумм выплат налогов, но и в течение всего срока действия ИНК представлять для проверки подробные отчеты о собственной финансовой деятельности. К тому же, организация будет подвергаться всевозможным проверкам со стороны налоговиков в несколько раз чаще, чем обычно. И это вполне закономерно, так как государство стремится держать строгий контроль за расходованием бюджетных средств.

Инвестиционный налоговый кредит

Инвестиционным налоговым кредитом называется  способ изменения срока выполнения налогового обязательства, при котором налогоплательщику предоставляется реальная возможность снизить платеж по налогу на прибыль предприятия с последующей выплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Такого рода кредит предоставляется на срок от одного года до пяти лет по налогу на полученную организацией прибыль, а также по местным и региональным налогам.

§ 5. Налоговый кредит. Инвестиционный налоговый кредит

Проценты на инвестиционный налоговый кредит устанавливаются по ставке, не меньше  ½  и не больше ¾ ставки рефинансирования ЦБ РФ. В случае если компания внесена в перечень резидентов зоны регионального развития, то срок кредита может быть продлён до десяти лет, а проценты за пользование кредитом взиматься не будут.

Основания для предоставления инвестиционного кредита

  • осуществление внедренческой или инновационной деятельности;
  • выполнение важного заказа по социальному и экономическому развитию региона, оказание населению особо важных услуг;
  • выполнение предприятием государственного оборонного заказа;
  • вложение предприятием инвестиций в создание стратегически-важных объектов, имеющих высший класс энергетической эффективности;
  • внесение организации в единый реестр резидентов зоны регионального развития в соответствии с ФЗ "О зонах регионального развития в России и о внесении изменений в законодательные акты РФ".

Предоставляется инвестиционный налоговый кредит на основании письменного заявления и скрепляется договором между компанией – налогоплательщиком и уполномоченным органом. Компания представляет следующие документы:

  • письменное заявление;
  • бизнес-план своего инвестиционного проекта;
  • информацию  о предполагаемом сроке и источнике погашения кредита;
  • расчёт оплачиваемого налога, заверенный местной налоговой инспекцией;
  • баланс и приложение отчёта об убытках и прибылях за прошлый отчётный период;
  • документация об имуществе, являющегося предметом залога;
  • справка с налоговой инспекции об отсутствии каких-либо задолженностей;
  • копии учредительных документов организации;
  • расчет бюджетной эффективности после реализации инвестиционного проекта.

Прекращение действия договора происходит при следующих обстоятельствах:

  • досрочно по соглашению сторон или же по решению суда
  • при нарушении организацией условий, предусмотренных кредитным договором
  • при неисполнении организацией своих прямых обязательств.

Вопрос 2 . Инвестиционный налоговый кредит: понятие, назначение и порядок предоставления.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации представляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть представлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам. Срок предоставления кредита от одного года до пяти лет.

Процентная ставка от 50 до 75 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Налоговый кредит предоставляется по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам и выдается только рентабельным предприятиям.

В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50 процентов размера соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50 процентов размера суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога, для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период.

Инвестиционный налоговый кредит может быть представлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

3) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

4) выполнение организацией государственного оборонного заказа;

5) осуществление этой организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов или относящихся к возобновляемым источником энергии или относящихся к объектам по производству тепловой энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 % или иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.

6) включение этой организации в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:

1) по основаниям, указанным в пунктах 1 и 5 – на сумму кредита, составляющую 100 % стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных целей;

2) по основаниям, указанным в пунктах 2-4 – на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.

3) по основаниям, указанному в пункте 6, — на сумму кредита, составляющую не более чем 100 % суммы расходов на капитальные вложения в приобретение, создание, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, предназначенного и используемого для осуществления резидентами зон территориального развития инвестиционных проектов в соответствии с ФЗ « О зонах территориального развития в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать:

— порядок уменьшения налоговых платежей,

— сумму кредита (с указанием налога, по которому организации представлен инвестиционный налоговый кредит),

— срок действия договора,

— начисляемые на сумму кредита проценты,

— порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов,

— документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство,

— ответственность сторон.

Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита принимается уполномоченным органом по соглашению. С финансовыми органами (органами государственных внебюджетных фондов) в течение одного месяца со дня получения заявления.

Билет 27. Формы и виды налогового контроля (ст. 82)

Под формой налогового контроля следует понимать относительно устойчивый комплекс определенных мероприятий, осуществляемых субъектами налогового контроля на постоянной основе в отношении всех подлежащих налоговому контролю субъектов.

Главная отличительная черта метолов налогового контроля от его форм заключается в том, что методы налогового контроля не имеют самостоятельного значения и не могут использоваться обособленно от какой-либо определенной формы налогового контроля.

Налоговый контроль осуществляется налоговыми органами в различных формах, к которым можно отнести:

регистрация и учет налогоплательщиков.

контроль налоговых поступлений.

контроль соответствия расходов и доходов налогоплательщика.

налоговые проверки – как наиболее эффективная форма налогового контроля.

получение различного рода объяснений налогоплательщиков, связанных с исчислением и уплатой налогов.

осмотр помещений и территорий, используемых для извлечение дохода (прибыли).

Виды налогового контроля.

Виды контроля выделяются в зависимости от различных признаков:

в зависимости от стадии проведения налогового контроля выделяют:

а) предварительный налоговый контроль – предполагает профилактику и предупреждение нарушений налогового законодательства.

б) текущий налоговый контроль – носит оперативный характер, проводится в отчетном периоде в основном в виде камеральных налоговых проверок.

в) последующий налоговый контроль – предполагает проверку реального исполнения соответствующих решений, предписаний контролирующих органов, проводится по окончании отчетных периодов. Последующий контроль отличается углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за истекший период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.

2) в зависимости от объема контролируемой деятельности объекта налогового контроля (организаций или физических лиц) выделяют:

а) комплексный налоговый контроль – подразумевает обследование всего комплекса деятельности подконтрольного объекта по уплате налогов и сборов.

б) тематический (специальный) налоговый контроль – предполагает осуществление проверки подконтрольного объекта по уплате определенного перечня налогов (например, только федеральных, только региональных или только местных налогов и сборов; только прямых или только косвенных налогов).

3) в зависимости от используемых методов и приемов проверки документов выделяют:

а) сплошной налоговый контроль – проверяют все имеющиеся документы, связанный с уплатой налогов и сборов.

б) выборочный налоговый контроль – проверка проводится на основании выборки документов.

4) в зависимости от источников данных и места проведения мероприятий налогового контроля выделяют:

а) камеральный налоговый контроль, основанный на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся учетных документах – осуществляется по месту нахождения налогового органа путем формальной, логической и арифметической проверки документов и использования других приемов; при необходимости могут быть истребованы у налогоплательщика дополнительные сведения, объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;

б) выездной налоговый контроль – выполняется по месту нахождения налогоплательщика с применением разнообразных методов контрольной деятельности, таких как инвентаризация имущества, осмотр помещений и территорий, проведение экспертизы и т.д.

5) в зависимости от субъектов, осуществляющих контрольную деятельность, и характера полномочий выделяют:

а) налоговый контроль, проводимый налоговыми органами,

б) налоговый контроль, проводимый таможенными органами.

6) в зависимости от графика проведения контрольных мероприятий выделяют:

а) плановый налоговый контроль,

б) внеплановый налоговый контроль – в установленных налоговым законодательством случаях (при реорганизации, ликвидации организации налогоплательщика и др.)

7) в зависимости от подведомственности и подчиненности налоговых органов, осуществляющих налоговый контроль, выделяют:

а) налоговый контроль, проводимый налоговыми органами, в которых налогоплательщик состоит на учете.

б) налоговый контроль, осуществляемый вышестоящими налоговыми органами в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Вопрос 2 Государственное бюджетное налоговое планирование: экономическое содержание, виды и этапы

Проблемы прогнозирования и планирования налоговых поступлений всегда актуальны, так как, достижение максимально возможного уровня налоговых поступлений является важным условием поступательного развития государства.

Под прогнозированием понимается разработка системы научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Применительно к налоговому прогнозированию это процесс формирования вероятностных представлений о поступлении налогов и сборов- в будущем.

Планирование представляет собой процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путем разработки планов. Его отличительной чертой является конкретность показателей, их определенность по времени и количественно. Применительно к налоговому планированию это процесс определения экономически обоснованной суммы налоговых поступлений.

Налоговое прогнозирование и налоговое планирование на макроуровне следует рассматривать как единый адаптивный процесс.

Налоговое планирование (прогнозирование) делится на текущее и перспективное. К текущему планированию относится оперативное (до квартала) и краткосрочное планирование сроком на 1 — 1,5 года. Планирование на среднесрочный (до 5 лет) и долгосрочный (до 10 лет) периоды относится к перспективному.

Оперативное налоговое прогнозирование осуществляется Минфином России и финансовыми органами при непосредственном участии налоговых органов. Оно призвано обеспечить реальную оценку поступлений налогов на ближайшую перспективу. Оперативное планирование одновременно решает и задачу подготовки аналитических материалов для осуществления краткосрочного (на год) налогового планирования, поскольку в ходе его выявляются позитивные и негативные стороны исполнения доходной части утвержденного на текущий год бюджета.

Краткосрочное налоговое прогнозирование служит основой для составления проектов бюджетов соответствующих уровней власти на очередной финансовый год. Главными для него являются показатели социально-экономического прогноза страны на предстоящий год, а также анализ налоговых поступлений в текущем году, как в целом, так и по отдельным налогам. Краткосрочное планирование осуществляется непосредственно Минфином России и финансовыми органами по соответствующим бюджетам при непосредственном участии налоговых и других экономических органов.

На базе текущих прогнозных оценок осуществляется налоговое планирование, представляющее собой разработку и доведение до налоговых органов по субъектам Российской Федерации индикативных показателей (заданий) по мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему в определенном периоде (год, месяц, квартал).

Текущее налоговое прогнозирование, как уже отмечалось, служит основой для составления проектов соответствующих бюджетов на очередной финансовый год. При этом детально анализируются и определяются размеры, как общей совокупности налогов, так и отдельных их видов. В перспективном же прогнозировании, как правило, нет подразделения по видам налогов, оно охватывает совокупность всех налогов.

Инвестиционный налоговый кредит

Среднесрочное налоговое прогнозирование является основой для разработки проекта бюджет на три года. Поэтому среднесрочное налоговое прогнозирование осуществляется в разрезе налогов. И текущее, и перспективное прогнозирование одновременно базируются на прогнозе социально-экономического развития страны на соответствующий период времени и служат основой для определения основных характеристик этого прогноза. В перспективном прогнозировании зависимость прогноза социально-экономического развития страны от величины налоговых поступлений значительно больше.

Процесс планирования налоговых поступлений на краткосрочную и среднесрочную перспективу включает следующие этапы.

Первый этап заключается в анализе Минфином РФ и ФНС России исполнения текущих налоговых обязательств. Сбор и обработка этих данных позволяют судить о негативных моментах, которые проявляются в процессе налогового администрирования. В то же время подобного рода анализ позволяет выявить и позитивное влияние действующей налоговой системы на социально-экономическое развитие. Результаты анализа имеют большое значение при планировании налоговых поступлений на очередной финансовый год, при корректировке основных направлений налоговой Политики, а также при разграничении налоговых полномочий и доходных источников между различными уровнями бюджетной системы РФ. На этом этапе Минэкономразвития РФ представляет информацию о результатах социально-экономического развития в отчетном периоде, а также разрабатывает прогноз социально-экономического развития на планируемый период.

На втором этапе осуществляется разработка направлений налоговой политики, разграничение налоговых полномочий и доходных источников между различными уровнями бюджетной системы и подготовка предложении по изменению налогового законодательства.

Третьим этапом государственного налогового планирования является расчет планируемых сумм налоговых поступлений по видам.

Оценка налоговых поступлений производится исходя из прогноза социально-экономического развития, принятой налоговой политики и методики формирования межбюджетных отношении