Инвентаризация нематериальных активов пример

Содержание

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО — ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИСХОДЯ ИЗ СТАНДАРТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И СОСТОЯНИЯ ОБЪЕКТА

Российским налоговым законодательством установлено, что объект налогообложения — это реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
О том, как определить объект налогообложения по налогу на имущество организаций, исходя из стандартов бухгалтерского учета и состояния объекта, Вы узнаете из этой статьи.

Основные положения

Исчисление и уплата налога на имущество организаций (далее — налог на имущество) регулируется главой 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ). Именно эта глава НК РФ, а также законы субъектов Российской Федерации устанавливают налог на имущество и вводят его в действие, после чего он обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на что указывает пункт 1 статьи 372 НК РФ.
Налогоплательщиками налога на имущество, на основании пункта 1 статьи 373 НК РФ, признаются российские и иностранные организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.

Объекты налогообложения

В соответствии со статьей 374 НК РФ объектами налогообложения признаются:
— недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется как среднегодовая стоимость имущества (пункт 1 статьи 375 НК РФ), если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ;
— недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода (пункт 2 статьи 375 НК РФ), если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.

Добавить в «Нужное»

Обновление: 6 июля 2020 г.

В определенных случаях для проверки своих активов организации должны проводить инвентаризацию. Посмотрим, когда инвентаризация нематериальных активов обязательна и как она проводится.

Проведение инвентаризации нематериальных активов

Задачи инвентаризации НМА это (п. 3.8 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина от 13.06.95 N 49):

  • проверка наличия документов, подтверждающих права организации на НМА (патентов, договоров об отчуждении прав, свидетельств и т.д.);
  • правильность и своевременность отражения НМА в бухгалтерском и налоговом учете.

Проведение инвентаризации нематериальных активов обязательно в следующих случаях (п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина от 13.06.95 N 49):

  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене лиц, ответственных за сохранность нематериальных активов;
  • при установлении фактов хищения нематериальных активов;
  • при стихийных бедствиях, пожарах, авариях и других чрезвычайных ситуациях, в результате которых могут быть утрачены правоустанавливающие документы на НМА;
  • при ликвидации или реорганизации организации.

Порядок инвентаризации нематериальных активов

При инвентаризации НМА комиссия проверяет, в наличии ли все необходимые документы, подтверждающие права на нематериальные активы. А затем сверяет данные по документам с данными бухгалтерского учета (п. 3.8 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина от 13.06.95 N 49).

Документальное оформление инвентаризации нематериальных активов

По итогам инвентаризации нематериальных активов составляется инвентаризационная опись нематериальных активов. Можно использовать унифицированную форму ИНВ-1а. Порядок ее заполнения и образец оформления инвентаризационной описи НМА вы найдете в отдельной консультации.

Если есть расхождения между данными инвентаризационной описи и данными бухучета, то эти расхождения заносятся в сличительную ведомость (например, по форме ИНВ-18).

Инвентаризация нематериальных активов: проводки

Проводки при инвентаризации НМА зависят от выявленных результатов:

Добавить в «Нужное»

Обновление: 6 июля 2020 г.

Для проверки сохранности правоустанавливающих документов на нематериальные активы и проверки правильности отражения данных о НМА на счетах бухгалтерского учета и в налоговом учете проводится инвентаризация нематериальных активов (п. 3.8 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина от 13.06.1995 N 49). Об этом мы рассказали в отдельной консультации. А результаты инвентаризации оформляются с помощью инвентаризационной описи.

Инвентаризационная опись нематериальных активов

Безусловно, в первую очередь, интересует, какой бланк использовать при инвентаризации НМА. Госкомстат еще в 1998 г. утвердил унифицированные формы, которые можно использовать при проведении в организации инвентаризации. В числе этих форм ИНВ-1а – инвентаризационная опись нематериальных активов (утв. Постановлением Госкомстата от 18.08.1998 N 88). В то же время ее применение не является обязательным, организация вправе разработать свою форму инвентаризационной описи НМА, если это удобнее (Информация Минфина N ПЗ-10/2012).

Инвентаризационная опись ИНВ-1а: порядок заполнения

До начала инвентаризации лица, отвечающие за сохранность документов, удостоверяющих право на НМА, дают расписку. Эта расписка включена в заголовочную часть формы ИНВ-1а.

При выявлении нематериальных активов, не отраженных в бухучете, комиссия включает их в опись ИНВ-1а.

Опись составляется в двух экземплярах, подписывается ответственными лицами комиссии и лицом, ответственным за сохранность документов, удостоверяющих право собственности организации на нематериальные активы.

Один экземпляр описи передается в бухгалтерию для учета, а второй остается у лица, ответственного за сохранность документов на НМА.

Если есть расхождения между данными инвентаризационной описи и данными бухучета, то эти расхождения заносятся в сличительную ведомость (например, по форме ИНВ-18).

Порядок составления проводок в бухучете при выявлении расхождений между учетными и фактическими данными мы привели .

ИНВ-1а: образец заполнения

Пример заполнения ИНВ-1а (образец заполнения инвентаризационной описи нематериальных активов) можно найти в системе Консультантплюс .

ИНВ-1а: скачать бланк

Как мы уже сказали, составление инвентаризационной описи НМА завершает инвентаризацию нематериальных активов. ИНВ-1а бланк в формате Excel можно скачать .

В статье рассматривается порядок формирования и признания нематериальных активов, а также расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы в бухгалтерском учете бюджетных учреждений.

Вопросам развития инновационной экономики уделяется значительное внимание. Активными участниками инновационного процесса являются научно-исследовательские институты, университеты и другие бизнес и научные единицы.

В условиях меняющегося законодательства вопросы бухгалтерского учета и налогообложения нематериальных активов и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологические работ (НИОКР) в бюджетных учреждениях являются актуальными.

Бухгалтерский учет нематериальных активов, принадлежащих учреждению, НИОКР проводимых им, осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с Единым планом счетов и Инструкцией по его применению, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, а так же в соответствии с Приказом Минфина России от 16.12.2010 г. №174н.

Значительная часть НИОКР, а так же работ по созданию нематериальных активов проводится за счет бюджетных средств.

И нематериальные активы и научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы относятся к объектам нефинансовых активов.

Наличие в составе нефинансовых активов бюджетного учреждения нематериальных активов увеличивает рыночную стоимость учреждения, повышает инвестиционную привлекательность, защищает от недобросовестной конкуренции, обеспечивает конкурентные преимущества на внутренних и внешних рынках.

Понятие «нематериальный» происходит от латинского «tangere» и означает «касаться, осязать». Следовательно, нематериальная собственность является собственностью, которую нельзя осязать, ощутить, потому что ее субстанция несущественна.

В качестве нематериальных активов (далее — НМА) могут рассматриваться объекты, приобретенные бюджетным учреждением в любой форме для использования в производстве, при выполнении различных работ, услуг или в управлении учреждением, но не имеющие материально-вещественной структуры, либо эта структура не принимается во внимание по тем или иным причинам.

Многие объекты в системе учета нематериальны. Помимо общеизвестной деловой репутации (гудвилла), ими являются: дебиторская задолженность, расходы будущих периодов, вложения в ценные бумаги. Но, ни один из этих объектов, за исключением гудвилла, не является тем, что подразумевает бухгалтер под нематериальными активами. В бухгалтерском учете нематериальные активы квалифицируется в момент их признания, исходя из соответствия установленным критериям для данного вида актива (п.56 Приказа Минфина России №157н). Напомним, чтообъект принимается к бухгалтерскому учету в качестве нематериальных активов, если единовременно выполняются следующие условия:

— объект способен приносить учреждению экономические выгоды в будущем;

— у объекта отсутствует материально-вещественная форма;

— имеется возможность идентификации (выделения, отделения) его от другого имущества;

— объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

— не предполагается последующая перепродажа данного актива;

— имеются в наличии надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование актива, которые и устанавливают исключительное право учреждения на этот актив;

— в случаях, установленных законодательством, имеются надлежаще оформленные документы, подтверждающие исключительное право на актив (патенты, свидетельства, другие охранные документы и т.п.) или права на результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау).

Таким образом, можно сказать, что нематериальные активы — это идентифицируемые, не имеющие материально-вещественной структуры активы, приносящие экономические выгоды (доход) и используемые для собственных нужд в производстве продукции (работ, услуг) или для целей управления в течение длительного периода времени.

В составе нематериальных активов могут учитываться: произведения науки, литературы и искусства; объекты смежных прав (исполнения, фонограммы и т.п.); программы для электронных вычислительных машин и базы данных; изобретения; полезные модели; селекционные достижения; секреты производства (ноу-хау); товарные знаки и знаки обслуживания; иные охраняемые результаты интеллектуальной собственности и средства индивидуализации, перечисленные в п. 1 ст. 1225 ГК РФ Согласно ст. 1225 ГК РФ к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации отнесены: произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); базы данных; исполнения; фонограммы; сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау);фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения.

Обратите внимание! Если организация приобретает исключительные права на перечисленные в ст. 1225 ГК РФ результаты интеллектуальной деятельности (средства индивидуализации), то эти права подлежат бухгалтерскому учету в составе НМА.

Федеральная служба по интеллектуальной собственности находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации и осуществляет свою деятельность в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2012 г. №218 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности”. Именно Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контролю и надзору в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций — исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, оказанию государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров.

Для бухгалтерского учета нематериальных активов в бюджетных учреждениях используется счет 10200 «Нематериальные активы”, а для начисления амортизации по ним счет 10400 «Амортизация”.

Если бюджетное учреждение получает право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (за исключением права использования наименования места происхождения товара) на основании лицензионных договоров, договоров коммерческой концессии и других аналогичных договоров, имеющих определенный срок действия,тонематериальные активы учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре.

При этом платежи бюджетного учреждения (лицензиата) за предоставленное ему право использования результатов интеллектуальной деятельности, производимые в виде периодических платежей, относятся на финансовый результат в составе расходов текущего финансового года. Если плата за пользование нематериальным активом производится в виде единовременного платежа, то указанная сумма за предоставленное право отражаются как расходы будущих периодов и учитываются на одноименном счете 40105 «Расходы будущих периодов». В дальнейшем она относится на финансовый результат текущего финансового года в течение срока действия договора.

Например, приобретенные бюджетным учреждением программы для ЭВМ и баз данных, используемые на основании лицензионных соглашений с правообладателями должны учитываться не на балансовом счете 10200 «Нематериальные активы», а на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». Так как в большинстве случаев авторские права на покупные программы принадлежат разработчикам, а бюджетное учреждение приобретает лишь право пользоваться ими.

Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект, которым признается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора контракта, предусматривающего приобретение или отчуждение исключительных прав в пользу нового правообладателя, которым может являться Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование или бюджетное учреждение. В качестве инвентарного объекта нематериальных активов может быть признан и сложный объект, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, единая технология и т.п.). (п.58 Приказа Минфина России №157н).

Нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая определяется в порядке, установленном п. 62 Приказа Минфина России 157н. Порядок формирования первоначальной стоимости НМА зависит от того, как они поступили в учреждение.

При приобретении за плату объекта нематериальных активов или при его создании первоначальная стоимость нематериальных активов формируется с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками, подрядчиками, исполнителями (кроме приобретения или создания объекта в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС) и будет включать в себя:

— суммы, уплачиваемые правообладателю (продавцу) в соответствии с договором или контрактом об отчуждении (приобретении) исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации;

— регистрационные сборы, государственные пошлины, патентные пошлины и иные аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) исключительных (имущественных) прав на объекты нематериальных активов;

— вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект нематериальных активов;

— суммы, уплачиваемые учреждением за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением (созданием) объектов нематериальных активов.

А при создании нематериального актива в его первоначальную стоимость включаются:

— суммы, уплачиваемые за выполнение работ или оказание услуг при создании нематериального актива согласно договорам или контрактам, в том числе по договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ;

— расходы на выплаты по оплате труда сотрудников, непосредственно занятых в процессе создания нематериального актива или в выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ;

— расходы на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других основных средств и иного имущества, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, использованных непосредственно при создании нематериального актива, первоначальная стоимость которого формируется;

— иные расходы, непосредственно связанные с приобретением, созданием нематериального актива и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.

При этом не включаются в сумму фактических вложений:

— общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, созданием объекта нематериальных активов;

— расходы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам предшествующих отчетных периодов, которые были признаны доходами и расходами;

— расходы, непосредственно связанные с созданием образцов новых изделий (опытных образцов), принимаемых по результатам научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в состав нефинансовых активов учреждения.

Напомним, что датой принятия к бухгалтерскому учету нематериального актива признается момент возникновения исключительного права учреждения на данный объект в соответствии с законодательством Российской Федерации. (п.64 Приказа Минфина России №157н)

Затраты, связанные с приобретением НМА, относятся к категории долгосрочных инвестиций, поэтому в период формирования первоначальной стоимости нематериального актива бюджетные учреждения используют калькуляционные счета 10632 «Вложения в нематериальные активы – иное движимое имущество учреждения” и 10643 » Вложения в нематериальные активы – предметы лизинга”

Пример 1.

Бюджетное учреждение — получатель бюджетных средств создает нематериальный актив, который будет подлежать регистрации в соответствии с патентным законодательством. Расходы по его созданию состоят из:

— стоимость работ сторонней организации – 250 000 рублей;

— заработная плата сотрудникам – 150 000рублей;

— страховые взносы с заработной платы – 45 000 рублей;

— стоимость израсходованных материалов — 20 000 рублей;

— сбор за выдачу свидетельства о регистрации права – 1 500 рублей.

В учете бюджетного учреждения будут отражены следующие факты хозяйственной жизни:

Корреспонденция счетов

Сумма,руб.

Дебет

Кредит

Формирование первоначальной стоимости объекта НМА

Отражены расходы за выполненные работы сторонней организацией по созданию НМА

110632320

130226730

250 000

Начислена заработная плата сотрудникам

130211730

150 000

Начислены страховые взносы с заработной платы

130213730

45 000

Учтена стоимость израсходованных материалов

110536440

20 000

Отражена стоимость сбора за регистрацию объекта НМА

1 500

Принят к учету объект НМА по первоначальной стоимости

110230320

466 500

Нематериальные активы в учете группируются по объектам имущества, и видам имущества, соответствующим подразделам классификации, установленным ОКОФ. Эта группировка приведена в п.37 Приказа Минфина №157н.

Нематериальный актив в бухгалтерском учете является амортизируемым активом, причем, независимо от его стоимости. Амортизация начисляется по каждому НМА ежемесячно, начиная с месяца, следующего за месяцем, когда НМА принят к бухгалтерскому учету и отражен на счете 10200 «Нематериальные активы» и прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, когда НМА полностью самортизировался или списан с баланса.

Сроком же полезного использования нематериального актива является период, в течение которого учреждение предполагает использовать актив в своей деятельности и начислять по нему амортизацию в бухгалтерском учете. В соответствии с п. 60 Приказа Минфина России № 157н срок определяется комиссией по поступлению и выбытию активов учреждения исходя из:

— срока действия прав учреждения на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;

— срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству РФ;

— ожидаемого срока использования актива, в течение которого учреждение предполагает использовать актив в деятельности, направленной на достижение целей создания учреждения, либо получать экономические выгоды.

Если по нематериальным активам невозможно надежно определить срок полезного использования, то он устанавливается в учете бюджетных учреждений из расчета десяти лет.

По нематериальным активам, которые являются предметом лизинга или сублизинга, срок полезного использования определяется комиссией по поступлению и выбытию активов учреждения. Эта же комиссия ежегодно уточняет и корректирует срок полезного использования нематериального актива, если продолжительность периода, в течение которого предполагается использовать нематериальный актив существенно изменяется. В результате пересмотра срока полезного использования нематериального актива возникает корректировка суммы начисляемой ежемесячно амортизации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором произведено уточнение срока полезного использования (п.61 Приказа Минфина РФ № 157н).

Если мы дополним наш пример допущением, что созданный бюджетным учреждением нематериальный актив предполагается использовать в деятельности в течение 5 лет, то со следующего месяца за месяцем принятия к учету объекта НМА бухгалтер ежемесячно в течение 60 месяцев или до момента снятия объекта с учета будет делать запись:

Д-т сч. 140120271 К-т сч. 110439420 — начислена амортизация в размере 7775 рублей (466500 руб. / 60 мес.).

Напомним, что в соответствии с п. 93 Приказа Минфина России № 157н по объектам нематериальных активов амортизация начисляется линейным способом в следующем порядке:

— на объекты стоимостью до 40000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при принятии объекта на учет;

— на объекты стоимостью свыше 40000 рублей амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации.

Выбытие нематериального актива осуществляется в случаях, предусмотренных п.65 Приказа Минфина РФ №157н. А, именно:

— прекращения срока действия исключительного права учреждения на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации;

— передачи по государственному (муниципальному) договору (контракту) учреждением исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации;

— перехода исключительного права к другим правообладателям без договора;

— прекращения его использования вследствие морального износа и принятия по указанному основанию решения о списании нематериального актива;

— и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Одновременно со списанием с учета балансовой стоимости объектов нематериальных активов вследствие их выбытия подлежит списанию с учета сумма накопленных амортизационных отчислений по этим нематериальным активам.

Этот факт хозяйственной жизни находит свое отражение в учете следующими записями:

Содержание факта хозяйственной жизни.

Если объект НМА выбывает до окончания его срока полезного использования, например, через 20 месяцев его амортизации.

Списана сумма начисленной амортизации на уменьшение балансовой стоимости НМА

110430420

110230420

155 500

(7 775 *20)

Списание остаточной стоимости выбывающего объекта НМА

140120271

110201420

311 000

(466 500 – 155 500)

По окончании использования полностью самортизированного объекта НМА

Списан с бюджетного учета объект НМА по истечение срока его полезного использования

Напомним, что в соответствии с п. 57 Приказа Минфина России №157н в состав объектов нематериальных активов не включаются:

— не давшие положительного результата научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;

— незаконченные и не оформленные в установленном законодательством порядке научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;

— материальные объекты (материальные носители), в которых выражены произведения науки, литературы, искусства.

Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг), в том числе по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности.

Бюджетные учреждения интересуют правила формирования в бухгалтерском учете и отчетности юридических лиц информации о расходах, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Тем не менее, и в Приказах Минфина России №157н и №174н вопросы, касающиеся определения и учета НИОКР, формирования их стоимости, списания затрат по ним прописаны недостаточно.

Надо отметить, что нормативная база, касающаяся порядка регистрации результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ существует. Она представлена следующими документами:

— Постановление Правительства РФ от 04.05.2005 N 284 «О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения»;

— Приказ Минобрнауки России от 22.03.2006 N 63 «Об утверждении методических рекомендаций, необходимых для государственного учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета»;

— Приказ Госкомвуза России от 22.06.1994 N 614 «Об утверждении Положения о научной деятельности высших учебных заведений Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию» и др.

Однако для бухгалтерского учета данные документы применяться не могут.

Определение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ мы можем найти в налоговом законодательстве в пп.16.1 п.3. ст. 149 НК РФ. Это работы, относящиеся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий. В ст. 262 НК РФ к НИОКР относятся также методы организации производства и управления. Здесь же содержится и перечень самих расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, принимаемых для целей налогового учета.

Из Инструкции к Приказу Минфина РФ №157н следует, что для калькулирования стоимости НИОКР, как и других объектов нефинансовых активов используется счет 10600 «Вложения в нефинансовые активы”. Их стоимость отражается по дебету этого счета в объеме фактических затрат учреждения, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов нефинансовых активов (п.127 Приказа Минфина РФ №157н).

Однако в Приказе Минфина России 174н учет операций в сумме затрат, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ предлагается отражать по дебету счета 010632320 «Увеличение вложений в нематериальные активы – иное движимое имущество учреждений», который предназначен для учета вложений в нематериальные активы бюджетного учреждения, хотя не каждый НИОКР становится объектом нематериальных активов.

Если сумма произведенных вложений, сформированных при осуществлении научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, по которым получены положительные результаты, и они подлежат применению в деятельности учреждения, то результаты таких НИОКР становятся нематериальными активами и отражается по дебету счета 010230320 «Увеличение стоимости нематериальных активов иного движимого имущества учреждения» и кредиту счета 010632320 «Увеличение вложений в нематериальные активы — иное движимое имущество учреждения». Дальнейшее отражение фактов хозяйственной жизни с такими активами определяется правилами учета НМА.

Если в ходе осуществления научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ созданы опытные образцы, то их постановка на учет отражается по дебету счетов 010611310 «Увеличение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения», 010631310 «Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения», 010634340 «Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения» и кредиту счета 010632320 «Увеличение вложений в нематериальные активы — иное движимое имущество учреждения».

Если же при осуществлении научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ не получены положительные результаты, то списание произведенных в них вложений отражается по дебету счета 040110172 «Доходы от операций с активами» и кредиту счета 010632420 «Уменьшение вложений в нематериальные активы — иное движимое имущество учреждения».

Отсутствие четких разъяснений в инструкциях Минфина России в отношении учета НИОКР влияют на постановку бухгалтерского учета НИОКР в бюджетных учреждениях, определение стоимости такого вида актива, порядка списания затрат по нему и списания его с бухгалтерского учета.

Остается надеяться, что тот потенциал, который заложен действующим Федеральным законом №402-ФЗ «О бухгалтерском учете” для развития нормативной базы позволит в будущем четче сформировать порядок учета и в отношении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Черненькая И.Г.,

Аудитор, к.э.н.

«Бухгалтерский учет и налогообложение в

бюджетных организациях» №11/2013