Инвентаризационная опись товарно материальных ценностей образец заполнения

Как правильно заполнить форму ИНВ-3

В верхнюю часть описи включена расписка, которая берётся с каждого из сотрудников, ответственных за проведение инвентаризации.

Каждое отдельное наименование материала заносятся в опись с указанием вида, группы, артикула, количества или других необходимых сведений.

Фактическое наличие материалов определяется путём пересчёта, взвешивания, обмера.

Опись составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами комиссии и материально ответственными лицами. Один экземпляр направляется в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, другой остаётся у материально ответственного лица (работника склада).

Опись составляется по каждому участку, отделу, цеху предприятия в отдельности, согласно распределению структурных подразделений к конкретному ответственному лицу (либо же группе лиц).
Перед самым началом процесса инвентаризации от каждого из материально ответственных лиц берется соответствующая расписка, которая обязательно включается в заголовочную часть ИНВ-3. В случае же обнаружения непригодных к дальнейшей эксплуатации устройств, оборудования, испорченных либо бракованных материалов, а также полностью готовых изделий, неучтенных ранее, составляется акт списания (либо же включения в ведомость, если речь идет об готовых изделиях).
В том случае если ведомость заполняется в автоматическом режиме, заполнение первых 9-ти граф не требуется. ИНВ-3 выдается с уже заполненными графами на машинном либо же бумажном носителе информации. Включение материалов и оборудования не отраженного в ведомость выполняется на месте, после составления соответствующего протокола и оценки.
Важным условием заполнения инвентаризационной описи является точное указание всех номеров оборудования, а также их технического состояния. Ошибок в нумерации допускаться не должно. После составления описи полученные со всех структурных подразделений данные сводятся в общую ведомость.

*Упростить ведение документации по складскому учету вам поможет программа для склада Класс365.

Инвентаризация ТМЦ

Проведению инвентаризации предшествует установление списка работников, которые будут ее проводить (т. е. членов и председателя инвентаризационной комиссии), срока для осуществления инвентаризации и причин ее проведения. Эти сведения закрепляются приказом руководителя (бланк приказа утвержден Госкомстатом – форма ИНВ-22).

В ходе проверки включению в инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей подлежат:

  • производственные запасы;
  • готовая продукция;
  • товары;
  • прочие запасы.

Информация о том, как и что именно нужно инвентаризировать, содержится в Методических указаниях Минфина РФ от 13 июня 1995 года N 49.

Инвентаризационная комиссия вписывает информацию о товарно-материальных ценностях, выявленных в процессе проверки, в специально предусмотренную для этих целей форму ИНВ-3, которая именуется «инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей».

В указанный документ вносятся сведения о фактическом наличии подобных ценностей в организации.

В частности, в описи должна содержаться следующая информация:

  • наименование ценностей;
  • вид, группа ТМЦ;
  • количество таких ценностей;
  • сорт, и т.п.

бланк инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей

Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей

Как уже было указано выше, унифицированная форма этого документа предусмотрена Постановлением Госкомстата от 18 августа 1998 года N 88.

Как следует из Указаний этого государственного органа, для всех мест хранения рассматриваемых ценностей и по каждому должностному лицу, несущему за них ответственность, составляется отдельная опись по форме ИНВ-3.

Этот документ оформляется по результатам осуществленных членами инвентаризационной комиссии подсчета, определения веса, измерения товарно-материальных ценностей.

Если в ходе проверки обнаружатся некачественные ТМЦ, в отношении них составляются соответствующие акты.

Унифицированный бланк инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей состоит из четырех страниц.

Первая страница содержит информацию об организации, реквизитах приказа о проведении инвентаризации, а также подписи должностных лиц, несущих соответствующую материальную ответственность.

Вторая и третья страница содержат непосредственно опись ТМЦ.

Четвертая страница содержит итоговую информацию и подтверждающие ее подписи.

Заполнять опись ИНВ-3 необходимо в двух экземплярах (один из них надлежит направить в бухгалтерию, другой – соответствующему материально ответственному должностному лицу).

Законодательство Российской Федерации не требует в обязательном порядке составлять опись именно по вышеуказанной форме ИНВ-3.

Напротив, согласно Информации Минфина России № ПЗ-10/2012 унифицированные формы обязательными для предприятий и организаций не являются. Следовательно, организации и предприятия вправе разработать и утвердить (с обязательным учетом норм федерального законодательства) свою форму бланка инвентаризации товарно-материальных ценностей (образец такого бланка не нуждается в какой-либо регистрации).

образец заполнения инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей

Есть ли выбор?

На первый взгляд кажется, что обязательность использования унифицированных форм «первички» не должна вызывать сомнений. Всем известно, что в соответствии с п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете <1> первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, перечень которых приведен в данном пункте. Похоже, что выбора у бухгалтера нет — если постановлением Госкомстата утверждена унифицированная форма для оформления какой-либо хозяйственной операции, то применять нужно именно этот бланк, не пытаясь изобретать велосипед (то есть разрабатывать форму документа самостоятельно).

<1> Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Порядком применения унифицированных форм первичной учетной документации <2> предусмотрено, что в унифицированные формы «первички» (кроме форм по учету кассовых операций), утвержденные Госкомстатом, организация при необходимости может вносить дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты утвержденных унифицированных форм первичной учетной документации остаются без изменения (включая код, номер формы, наименование документа). Удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается. Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом организации (см. также п. 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации <3>).

<2> Утвержден Постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 N 20.
<3> Утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

Указание на необходимость подтверждения расходов унифицированными формами документов содержится в Письмах Минфина России от 11.02.2009 N 03-11-06/3/28, от 04.06.2008 N 03-03-06/1/344 и УФНС по г. Москве от 27.03.2009 N 16-15/028267, от 18.10.2006 N 20-12/92228. В Письме УФНС по г. Москве от 07.07.2008 N 20-12/064123.2 прямо сказано: если форма конкретного первичного учетного документа предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, то, чтобы этот документ был принят к учету в качестве документа, подтверждающего совершение определенной хозяйственной операции, он должен быть составлен по форме, содержащейся в указанных альбомах. В Письме от 26.05.2008 N 03-03-06/1/333 финансисты однозначно заявили, что затраты на транспортные услуги сторонних организаций по доставке товаров могут быть учтены налогоплательщиком в составе материальных расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, только при наличии оформленной товарно-транспортной накладной по утвержденной форме N 1-Т.

Следуя этим и другим подобным разъяснениям, налоговые инспекторы при проведении проверок, выявив факты отсутствия у организации той или иной унифицированной формы либо наличия в них незаполненных реквизитов (строк или граф), отказывают в праве на вычет «входного» НДС и признании затрат в целях налогообложения прибыли. Позиция инспекций нередко находит поддержку в арбитражных судах, которые указывают налогоплательщикам на обязанность оформления операций с помощью унифицированных форм документов, заполненных в полном соответствии с инструкциями Госкомстата.

Вместе с тем отдельным организациям удается доказать арбитрам необоснованность требований ИФНС. Анализ вынесенных в пользу налогоплательщиков судебных актов свидетельствует о том, что во всех случаях решающими оказались следующие аргументы организаций.

В силу п. 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно п. п. 10 и 11 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации <4> нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, подлежат обязательной государственной регистрации в Минюсте.

<4> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009.

Пунктом 9 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (далее — Указ N 763) установлена обязательность официального опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в «Российской газете» и в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ. Вступают в силу нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти по истечении десяти дней после дня их официального опубликования (п. 12 Указа N 763).

На момент принятия постановлений об утверждении унифицированных форм Госкомстат в соответствии с Указом Президента РФ от 14.08.1996 N 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» относился к федеральным органам исполнительной власти — государственным комитетам РФ. Заметим, что в настоящее время Росстат также является федеральным органом исполнительной власти (см. п. 1 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 420).

Следовательно, постановления об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации должны были пройти процедуру регистрации в Минюсте и быть опубликованы в официальном издании. Постановления, не представленные для государственной регистрации и не опубликованные в вышеупомянутых официальных изданиях, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров (п. 10 Указа N 763), в том числе налоговых.

Перечисленные доводы налогоплательщиков «сработали» в Постановлениях ФАС ПО от 21.05.2009 N А55-16309/2008, от 15.07.2008 N А55-16119/07 и от 19.06.2008 N А55-13067/07 <5>, Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2009 N 09АП-1956/2009-АК и от 26.03.2007 N 09АП-1769/2007-АК <6> и др. В частности, в первом из названных судебных актов сказано: организация вправе применять необязательные для нее официально не опубликованные формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, или иные первичные учетные документы, соответствующие обязательным требованиям, установленным ст. 9 Закона о бухгалтерском учете.

<5> Определением ВАС РФ от 20.10.2008 N 11453/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.
<6> Постановлением ФАС МО от 10.07.2007 N КА-А40/6388-07 данное Постановление оставлено без изменения.

В результате суды признали необязательными для использования унифицированные формы, утвержденные Постановлениями Госкомстата России:

  • от 28.11.1997 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»;
  • от 25.12.1998 N 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций».

Напомним, что первым из названных Постановлений введены в действие унифицированные формы первичной учетной документации:

  • по учету работы строительных машин и механизмов: N ЭСМ-1 «Рапорт о работе башенного крана», N ЭСМ-2 «Путевой лист строительной машины», N ЭСМ-3 «Рапорт о работе строительной машины (механизма)», N ЭСМ-4 «Рапорт-наряд о работе строительной машины (механизма)», N ЭСМ-5 «Карта учета работы строительной машины (механизма)», N ЭСМ-6 «Журнал учета работы строительных машин (механизмов)», N ЭСМ-7 «Справка о выполненных работах (услугах)»;
  • по учету работ в автомобильном транспорте: N 3 «Путевой лист легкового автомобиля», N 3 спец. «Путевой лист специального автомобиля», N 4 «Путевой лист легкового такси», N 4-С «Путевой лист грузового автомобиля», N 4-П «Путевой лист грузового автомобиля», N 6 «Путевой лист автобуса», N 6 спец. «Путевой лист автобуса необщего пользования», N 8 «Журнал учета движения путевых листов», N 1-Т «Товарно-транспортная накладная».

Из утвержденных Постановлением N 132 форм назовем одну, наиболее близкую для строительных организаций, — N ТОРГ-12 «Товарная накладная».

О порядке опубликования

Для целей нашего дальнейшего исследования обязательности применения унифицированных форм важны еще два документа — Постановление Госкомстата России N 59 <7> и Приказ Росстата N 50 <8>. Оба документа зарегистрированы в Минюсте. Срок действия Постановления — с 03.10.2001 по 08.04.2008, Приказа — с 09.04.2008 по настоящее время.

<7> Постановление Госкомстата России от 20.08.2001 N 59 «О порядке опубликования и вступления в силу постановлений Государственного комитета Российской Федерации по статистике по вопросам государственной статистики и первичной учетной документации, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации».
<8> Приказ Росстата от 29.02.2008 N 50 «Об утверждении Порядка опубликования и вступления в силу актов Федеральной службы государственной статистики, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации».

Постановлением Госкомстата России N 59 было предусмотрено, что постановления Госкомстата об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации и указаний по их заполнению, признанные Минюстом не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию в международном еженедельнике «Финансовая газета». Такое опубликование является официальной публикацией постановления, которое вступает в силу по истечении 10 дней с даты официального опубликования, если в нем не предусмотрен иной срок вступления в силу.

В соответствии с Приказом Росстата N 50 акты Федеральной службы государственной статистики (подписанные руководителем или лицом, исполняющим его обязанности), признанные Минюстом не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию в журнале «Вопросы статистики» с одновременным размещением на официальном сайте Росстата в сети Интернет. Данное опубликование является официальной публикацией документа, который вступает в силу со дня их подписания, если самим документом не установлен другой порядок вступления в силу.

Таким образом, документы данного ведомства являются обязательными к исполнению в двух случаях:

  • если они прошли регистрацию в Минюсте и официально опубликованы;
  • если они признаны Минюстом не нуждающимися в государственной регистрации и опубликованы в установленном Госкомстатом порядке.

Полагаем, теперь самое время установить, какие еще (в дополнение к признанным судами Постановлениям N N 78 и 132) унифицированные документы находятся вне закона.

Оцениваем легитимность

Чтобы ответить на заданный вопрос, необходимо посмотреть, какие еще постановления Госкомстата об утверждении унифицированных форм не соответствуют требованиям Указа N 763. С этой целью представим характеристику следующих Постановлений:

  • от 11.11.1999 N 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ» — сведений о представлении в Минюст не имеется, документ не был опубликован;
  • от 30.10.1997 N 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» — по заключению Минюста, данный документ в государственной регистрации не нуждается, опубликован не был;
  • от 01.08.2001 N 55 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации N АО-1 «Авансовый отчет» — согласно письму Минюста в государственной регистрации не нуждается, опубликован в издании «Финансовая газета»;
  • от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» — в государственной регистрации не нуждается, опубликован в «Финансовой газете»;
  • от 21.01.2003 N 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» — по заключению Минюста, документ в государственной регистрации не нуждается, опубликован в «Финансовой газете».

Примечание. ФАС СЗО в Постановлении от 11.01.2008 N А56-5204/2007, вынося решение в пользу предприятия, обратил внимание на то, что Постановление Госкомстата России от 11.11.1999 N 100, на которое ссылается налоговый орган, не было официально опубликовано в установленном порядке.

Как видим, нелегальными (незаконными) являются оба главных строительных Постановления — N N 100 и 71а. Первым утверждены формы N КС-2 «Акт о приемке выполненных работ», N КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат», N КС-6а «Журнал учета выполненных работ», N КС-8 «Акт о сдаче в эксплуатацию временного (нетитульного) сооружения», N КС-9 «Акт о разборке временных (нетитульных) сооружений», N КС-10 «Акт об оценке подлежащих сносу (переносу) зданий, строений, сооружений и насаждений», N КС-17 «Акт о приостановлении строительства», N КС-18 «Акт о приостановлении проектно-изыскательских работ по неосуществленному строительству».

Постановлением N 71а введены в действие формы:

  • по учету материалов: N М-2 «Доверенность», N М-2а «Доверенность», N М-4 «Приходный ордер», N М-7 «Акт о приемке материалов», N М-8 «Лимитно-заборная карта», N М-11 «Требование-накладная», N М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону», N М-17 «Карточка учета материалов», N М-35 «Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений»;
  • по учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов: N МБ-2 «Карточка учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов», N МБ-4 «Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов», N МБ-7 «Ведомость учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений», N МБ-8 «Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов»;
  • по учету работ в капитальном строительстве: N КС-6 «Общий журнал работ», N КС-11 «Акт приемки законченного строительством объекта» N КС-14 «Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией».

Иными словами, все перечисленные унифицированные формы не являются обязательными для применения. Правда, данный вывод правомерен лишь в том случае, если сама организация в учетной политике не указала, что хозяйственные операции оформляются унифицированными формами, утвержденными постановлениями Госкомстата.

Как заручиться поддержкой арбитров?

Мы убедились, что многие унифицированные формы документов не являются обязательными. Тем не менее очень часто суды, рассматривая налоговые споры, соглашаются с требованиями инспекций, ссылающихся на отсутствие той или иной формы. В качестве примера можно назвать Постановления ФАС СЗО от 29.02.2008 N А52-1957/2007 и от 30.04.2008 N А05-6076/2007, в которых арбитры посчитали недоказанными затраты на оплату транспортных услуг, поскольку налогоплательщик не представил товарно-транспортные накладные формы N 1-Т (утв. Постановлением N 78). Почему налогоплательщики нередко проигрывают и можно ли повысить шансы на успех? Причин поражений несколько. Учтя некоторые ошибки, безусловно, можно увеличить вероятность своей победы. Во-первых, обращаясь в суд с заявлением о признании недействительным решения ИФНС о начислении недоимки, пеней и штрафа, организации необходимо привести ссылки на Конституцию РФ (п. 3 ст. 15), Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (п. п. 10 и 11), Указ N 763 (п. п. 9 и 10) и Указ Президента РФ от 14.08.1996 N 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Иными словами, налогоплательщику следует обратить внимание арбитров на то, что истребуемые инспекторами унифицированные формы не являются обязательными к применению. Во-вторых, организация должна представить другие документы, подтверждающие факт осуществления расходов либо право на предъявление НДС к вычету. Иными словами, имея право не использовать утвержденные Госкомстатом формы, предприятие применяло иные формы первичных учетных документов, содержащие все обязательные реквизиты (что полностью соответствует положениям ст. 9 Закона о бухгалтерском учете).

В данном случае весьма показательны выводы ФАС ПО (Постановление от 21.05.2009 N А55-16309/2008). Инспекторы отказали организации в применении вычетов «входного» НДС в связи с отсутствием унифицированных форм N 1-Т «Товарно-транспортная накладная», а также по причине незаполнения отдельных реквизитов в товарных накладных N ТОРГ-12. Цена вопроса была велика — почти 19 млн руб. (включая пени и штраф). Арбитры, отменяя решение ИФНС, указали на следующее.

Отсутствие у налогоплательщика типовой межотраслевой формы товарно-транспортной накладной N 1-Т, утвержденной Постановлением N 78 для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом, не может являться основанием для отказа в возмещении НДС, поскольку организация вправе не применять необязательные для нее официально не опубликованные формы первичных учетных документов, а использовать иные первичные учетные документы, соответствующие обязательным требованиям, установленным ст. 9 Закона о бухгалтерском учете. Налогоплательщик осуществлял реальную предпринимательскую деятельность — покупал товар у производителей и продавал его своим покупателям, что подтверждается материалами дела (организация представила договоры, счета-фактуры, оборотно-сальдовые ведомости, акты сверок с поставщиками и покупателями) и встречных проверок контрагентов.

Отсутствие некоторых реквизитов в ряде товарных накладных формы N ТОРГ-12 и товарно-транспортных накладных не лишает налогоплательщика права на вычет НДС. Неправильное заполнение товарно-транспортных накладных и товарных накладных по форме не может являться единственным основанием для отказа в вычете, поскольку товарно-транспортные накладные и товарные накладные не являются единственным доказательством исполнения обязательств по поставке и перевозке грузов. Формальное отсутствие подписи покупателя на некоторых товарных накладных не опровергает перехода права собственности на товар. Факт реализации подтвержден актами сверки расчетов и другими вышеперечисленными документами и отзывами контрагентов. Основное назначение товарной накладной заключается в фиксации факта передачи вещи от продавца к покупателю или перевозчику, а следовательно, перехода права собственности на товар. Налоговый орган не представил доказательств необоснованного получения организацией налоговой выгоды.

Как видим, предприятию удалось убедить судей в правомерности вычетов даже при отсутствии накладных иной унифицированной формы. Поэтому можно утверждать, что, если организация применяет (либо приняла от контрагента) отличающиеся от госкомстатовских формы документов (например, тех же накладных), шансы склонить судей на свою сторону очень высоки (если апеллировать к необязательности и нелегитимности соответствующих постановлений).

Отдельно о путевых листах

Выше мы отмечали, что суды неоднократно признавали необязательным к применению Постановление N 78, утвердившее в числе прочих и унифицированные формы путевых листов, в связи с чем организация может утвердить в своей учетной политике самостоятельно разработанные бланки. При этом необходимо учитывать требования Приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152. Данным Приказом установлены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов (далее — Порядок).

К сведению: Приказ зарегистрирован в Минюсте и опубликован в «Российской газете». Кроме того, в нем отсутствует оговорка о применении данного документа только автотранспортными предприятиями. В частности, в п. 2 Порядка сказано: Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Согласно п. 3 Порядка путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:

  1. наименование и номер путевого листа;
  2. сведения о сроке действия путевого листа;
  3. сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
  4. сведения о транспортном средстве;
  5. сведения о водителе.

Пунктом 17 Порядка предусмотрена обязанность регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов. В Порядке подробно описаны нюансы заполнения каждого из обязательных реквизитов.

«Бесхозные» унифицированные формы

В заключение обратим внимание читателей на одно из Писем Минфина, имеющее отношение к рассматриваемой нами теме. В Письме от 04.05.2009 N 07-02-10/24 сообщается следующее. В Минфин систематически поступают обращения ФНС по вопросам применения унифицированных форм первичных учетных документов при оформлении конкретных хозяйственных ситуаций. Помимо этого, налоговые органы в ответах на обращения налогоплательщиков информируют их, что по указанным вопросам следует обращаться в Минфин как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено осуществление Минфином функции по разработке и утверждению унифицированных форм первичных учетных документов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.02.2001 N 85 до 2004 г. функция по разработке и утверждению унифицированных форм первичных учетных документов осуществлялась Госкомстатом. Однако в ходе административной реформы данная функция признана решением Правительства РФ избыточной, подлежащей упразднению (протокол от 18.12.2003 N 47). В связи с этим осуществление данной функции не предусмотрено Положением о Федеральной службе государственной статистики, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 420.

Таким образом, ни Минфин, ни Росстат в настоящее время не имеют полномочий разрабатывать и утверждать формы первичных учетных документов и давать разъяснения по их применению.

Т.Ю.Кошкина

Редактор журнала

«Строительство:

бухгалтерский учет

и налогообложение»

Порядок списания материалов

Для списания материальных ценностей требуется создание специальной комиссии. В ее состав входят материально ответственные лица, как правило, из разных структурных подразделений предприятия. Именно в их обязанность входит выявление и освидетельствование повреждений, дефектов или неисправностей оборудования, техники, мебели, хозяйственного инвентаря, инструментов и пр. ценностей, содержащихся на балансе организации.

После фиксации таких фактов, они уполномочены к оформлению акта о списании материалов. Как правило, в крупных организациях для подобных действий существуют специально разработанные четкие инструкции.

Для списания материалов необходимы веские основания, имеющие документальное подтверждение.

Списание материалов не может происходить без веских на то оснований, подтвержденных определенной доказательной базой. В частности, при процедуре списания материалов могут использоваться вспомогательные документы.

Итак, это:

  • отчеты о произведенной за определенный период продукции (ее объем, наименования и т.д.);
  • отчеты материально ответственных лиц об использованных материальных ценностях;
  • письменные документы о расходах материалов свыше установленных нормативов (с обоснованием этих фактов);
  • утвержденная калькуляция по нормам материальных затрат для изготовления единицы товара;
  • прочие финансовые и учетные документы.

Перед списанием материальных ценностей на предприятии должна быть проведена инвентаризации имущества с внесением её результатов в соответствующие документы.

Как правильно оформить акт о списании материалов

Данный документ в обязательном порядке должен содержать в себе сведения о предприятии и о членах комиссии по списанию: их должности, фамилии, имена, отчества, а также подробный перечень списываемых материалов, включая их количество и стоимость (поштучную и общую), причину списания. Комиссия назначается отдельным приказом руководителя организации, в нем же прописывается председатель комиссии. После внесения всех данных в акт по списанию каждый член комиссии должен поставить под документом свою подпись, тем самым удостоверяя, что вся информация в него внесена верно. Также, по завершении процедуры, акт должен заверить руководитель организации.

Акт о списании материалов имеет юридический статус, поскольку на основе него специалисты бухгалтерских отделов отражают балансовую стоимость списываемых материальных ценностей, а также непосредственную убыль предприятия из-за их утраты. В свою очередь эти сведения отражаются в налоговом учете юридического лица.

Акт не имеет унифицированного, стандартного образца, поэтому составляться он может в свободной форме либо по разработанному внутри организации шаблону, в соответствии с особенностями ведения ею деятельности и потребностями. Документ можно оформить на обычном листе А4 формата или же на фирменном бланке организации в единственном экземпляре, предназначенном для бухгалтерии предприятия (однако при необходимости, члены комиссии как материально-ответственные лица могут потребовать себе копии акта). Заверять его печатью необязательно, поскольку он относится к внутреннему документообороту и фиксируется в специальном журнале.

Инструкция по заполнению Акта на списание материалов

  • В верхнем правом углу документа вписываем наименование предприятия, а также должность, фамилию, имя, отчество руководителя, который, после оформления акта утвердит его.
  • Затем заполняем название документа, а также коротко передать его суть (в данном случае «о списании материалов»), поставить дату: число, месяц (прописью), год.
  • Далее переходим к составу комиссии по списанию: должность каждого сотрудника, фамилию, имя, отчество, а также зафиксировать факт списания материальных ценностей и указать причины их списания (непригодность к использованию, выявленные дефекты, завершенный срок амортизации, моральное устаревание и т.д.).


Во вторую часть акта нужно включить таблицу, в которой подробным образом перечислить все материалы, подвергшиеся списанию, их наименование, количество, цену одной штуки и общую стоимость списанных ценностей в целом. Если есть какие-либо примечания по списываемым материалам, их также нужно обозначить в таблице. Под таблицей нужно указать общую стоимость списанных материалов (цифрами и прописью), а после внесения всей необходимой информации в документ, каждый член комиссии подписывает его, и документ передаётся на подпись руководителю организации.

Форма акта списания материальных ценностей

Форма акта на списание материальных ценностей зависит от вида списываемых активов. Ведь для отдельных случаев списания утверждены унифицированные бланки. И хотя они не являются обязательными к применению, удобно использовать именно их (Информация Минфина № ПЗ-10/2012). Тем более учитывая, что использование именно унифицированных форм первичных учетных документов часто предусмотрено большинством бухгалтерских программ.

Так, при продаже материалов или товаров обычно используется унифицированная форма товарной накладной (форма № ТОРГ-12, утв. Постановлением Госкомстата от 25.12.1998 № 132). Такая накладная составляется в 2 экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, которая сдает товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. А второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования ценностей.

В том случае, когда необходимо оформить порчу, потерю качества товаров, не подлежащих дальнейшей реализации, может составляться в 3 экземплярах унифицированная форма № ТОРГ-16 «Акт о списании товаров» (утв. Постановлением Госкомстата от 25.12.1998 № 132). Первый экземпляр акта направляется в бухгалтерию и является основанием для списания с потерь ТМЦ с материально ответственного лица, второй экземпляр остается в подразделении, третий — у МОЛ.

Для оформления и учета списания пришедших в негодность основных средств Постановлением Госкомстата от 21.01.2003 № 7 утверждены следующие унифицированные формы:

  • № ОС-4 «Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)»;
  • № ОС-4а «Акт о списании автотранспортных средств»;
  • № ОС-4б «Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)».

Указанные формы составляются в 2 экземплярах, подписываются членами комиссии, назначенной руководителем организации и утверждаются руководителем. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй — остается у лица, ответственного за сохранность объектов ОС, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.

Как в указанных выше случаях списания, так и в иных ситуациях форму акта для списания материальных ценностей организация может разработать самостоятельно. При этом может обратиться, например, даже к форме акта списания материальных ценностей (образец по форме 0504230), который применяется государственными (муниципальными) учреждениями (Приказ Минфина от 30.03.2015 № 52н).

Какую бы форму организация ни выбрала, ее необходимо закрепить в Учетной политике в целях бухгалтерского учета. Примерную форму акта списания материальных ценностей (бланк) скачать бесплатно можно по приведенной ниже ссылке.

Приведем для акта списания товарно-материальных ценностей образец его заполнения.

Пред. / След.