Интересы ребенка как объект семейно правового спора

НОМАИ ДОНИШГО{

ХУК,УК,ШИНОСЙ ПРАВОВЕДЕНИЕ

З. Эсанова

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ, ПРИЧИНЫ ИХ

ВОЗНИКНОВЕНИЯ, МЕРЫ ИХ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Ключевые слова: охрана детства, споры, связанные с воспита нием детей, формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, права и обязанности родителей

Основной целью больших изменений и масштабных реформ, проводимых в нашем государстве, является строительство демократического государства и гражданского общества, признание высшей ценностью прав, свобод и интересов личности. В этой благородной цели воплощены идеи мира, жизненного благополучия, семейного спокойствия, здорового и совершенного поколения.

С первых дней независимости идея воплощения в жизнь задач по подготовке развитого и совершенного поколения, обеспечению защиты прав матери, ребёнка и интересов семьи превратилась в государственную политику нашего государства. Под этими стараниями лежат слова Президента Республики Узбекистан о том, что наши дети должны быть сильнее, образованнее, мудрее и обязательно счастливее нас.(4, 410)

Можно отметить, что в целях формирования в обществе здорового образа жизни, укрепления здоровья населения,

воспитания физически здорового и нравственно окрепшего поколения, материальной и моральной поддержки молодых семей, обеспечения прав и интересов молодежи, усиления их социальной защиты и усовершенствования этой сферы, увеличения её практической действенности и результативности за последние годы был принят ряд законов, приняты специальные указы и постановления Президента Республики Узбекистан, разработаны и внедрены Государственные программы. В соответствии с требованием времени в действующие законы вносятся поправки и дополнения. Кроме того, на основе нормативно-правовых документов ведется работа по защите прав и интересов несовершеннолетних.

Наряду с совершенствованием и разработкой законов в этой области на сегодняшний день, придерживаясь общепризнанных правил международного права, поставлены задачи и принимаются меры по приведению национального законодательства в соответствие с принципами Всеобщей декларации прав человека и международных документов по правам человека.

Возможность создания правовой основы семейных отношений, обеспечения гармонии интересов семьи и интересов государства и общества, впервые, учитывая национальные особенности Республики Узбекистан, показала Конституция Республики Узбекистан, принятая 8 декабря 1992 года, в статьях 63-66 главы 14 «Семья».

В честь объявления 1998 года в республике «Годом семьи» был принят Семейный кодекс Республики Узбекистан и заново разработаны некоторые правовые документы семейного законодательства, в действующие законы внесены поправки и дополнения. В том числе приняты: «Правила регистрации актов гражданского состояния», «Положение об опеке и попечительстве в Республике Узбекистан», «Положение об усыновлении (удочерении) несовершеннолетних детей, принятии детей в семью и на воспитание (патронат)», «Положение о детских домах семейного типа», принятый в виде приложения к Постановлению Кабинета министров Республики Узбекистан № 158 от 31 июля 2007 года.

Как отмечается во многих юридических и литературных источниках, всесторонняя защита государством материнства,

НОМАИ ДОНИШГО{

отцовства, детства и их интересов является одним из принципов семейного права.

Как отмечено в Постановлении Пленума Верховного суда Республики Узбекистан «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» под спорами, связанными с воспитанием детей, понимаются: споры, связанные с воспитанием детей: между раздельно проживающими родителями о том, при ком из них будут проживать дети; об устранении препятствий к участию в воспитании детей отдельно проживающего от них родителя; о передаче родителям детей, находящихся на воспитании у других лиц; о лишении родительских прав и восстановлении в родительских правах; об отобрании детей без лишения родительских прав; об ограничении родительских нрав; общении ребенка с родителями, родительские права которых ограничены судом; об отмене ограничения родительских прав; об отмене усыновления и признании его недействительным и другие. В результате сравнительного изучения правовой природы данных споров можно разделить их на споры, связанные с воспитанием детей, находящихся под опекой родителей и лишенных родительской опеки.

В Конвенции о правах ребёнка и Конституции Республики Узбекистан (ст.64) определены необходимость особой защиты прав детей, оставшихся без родительской опеки, и оказание им государственной помощи. Так в ст. 20 Конвенции сказано: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».

Поэтому в нашем государстве нуждающиеся в социальной защите дети-инвалиды, сироты, а также дети с ограниченными физическими и психическими способностями, лишенные родительской опеки, не имеющие постоянного места жительства, малообеспеченные, приговоренные к уголовной ответственности и находящиеся в местах отбывания наказания, потерпевшие в результате насилия и эксплуатации, военных действий и природных явлений, находятся под особой опекой.

По статистическим данным за 2005-2008 годы в республике 30552 ребёнка, лишенных родительской опеки, были устроены в соответствующие детские учреждения.(2,5). По закону ребенок считается оставшимся без родительской опеки, если родители погибли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, больны, отклоняются долгое время от воспитания или защиты его прав и интересов, отказываются взять его из воспитательного, лечебного учреждения, учреждения социальной защиты и др.(1,4). В таких случаях защита прав и интересов детей возлагается на органы опеки и попечительства (ст.2 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях прав ребенка», ст.148 Семейного кодекса).

Причины возникновения споров, связанных с воспитанием детей:

— нарушение принципов Семейного кодекса Республики Узбекистан.

Каждый родитель, имеющий детей, имеет равные права и обязанности на их воспитание. Родители несут ответственность за воспитание и развитие детей. Родители, в отличие от других лиц, имеют больше прав на воспитание детей, родительское право не может противоречить интересам детей, при осуществлении родительских прав родители не имеют права наносить вред здоровью, психике и нравственности ребенка и должны придерживаться этих принципов.

Вместе с этим определены права ребенка на проживание и воспитание в семье, право на свидание ребенка с родителями и другими родственниками, право ребенка на защиту, право ребенка на самовыражение, право ребенка на имя, фамилию, отчество и их смену, права несовершеннолетнего родителя, право на свидание ребенка с бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами и другим родственниками, а также обеспечение защиты материальных прав ребенка. Нарушение этих прав оказывает отрицательное влияние на взаимоотношения между родителями и детьми и как результат приводит к спору между ними.

— нарушение принципов Закона Республики Узбекистан «О гарантии прав ребенка».

НОМАИ ДОНИШГО{

Ребенок имеет право на жизнь, защиту, свободу и личную неприкосновенность, индивидуальность и ее сохранение, на семейное окружение, защиту от незаконного перемещения, выражение собственного мнения, получение информации, свободу мысли, слова, совести, частную собственность, труд, отдых и досуг, охрану здоровья, образование. Также определены дополнительные гарантий прав детей, нуждающихся в социальной защите. Нарушение этих прав или невыполнение данных обязательств в нужной степени оказывает серьезное воздействие на права и интересы детей.

— всесторонняя неустойчивость семьи:

Семейный развод, расторжение брака или признание его незаконным, в некоторых случаях проживание без официальной регистрации брака наносит вред семейным отношениям и отрицательно влияет на воспитание и дальнейшую судьбу детей. По статистическим данным, если в 2008 году судами вынесены решения по 17663 бракоразводным делам, то по 14156 из них иски удовлетворены. Также из 241 дела по определению отцовства 235 исков удовлетворены.( 3,3). Эти данные не могут не оказать влияния на жизнь сотен детей.

— не отвечающая требованиям обстановка в семье:

Если воспитание родителей находится на высшем уровне, то и нравственность их детей определяется этим. Если в семье нездоровая обстановка, если родители забывают о своих человеческих качествах, то и воспитание детей оставляет желать лучшего, они остаются без присмотра и надзора, у них могут появиться склонность к правонарушениям, в том числе и преступлениям. Такие отрицательные случаи можно наблюдать в семьях, считающихся в махалле неспокойными, где не выделяется время на воспитание детей, где родители отбывают наказание за неприличное или аморальное поведение и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— незащищенность малообеспеченных семей и семей, нуждающихся в социальной защите:

Незанятость родителей или их малообеспеченность не может удовлетворить возрастающих материальных и моральных потребностей подрастающего ребенка; не полностью осуществляются права семей, нуждающихся в социальной защите,

в том числе по получению детских пособий, разного вида помощи, оказываемой государством.

— политико-правовая и морально-нравственная безграмотность среди родителей:

Большинство родителей не понимают или не желают понимать сути проводимых государством реформ, издаваемых указов, принимаемых законов, содержания программ. Поэтому на местах работы, махаллях и при органах ЗАГСа необходимо организовывать курсы по повышению грамотности населения и читать лекции при непосредственном участии родителей. Иначе родители забывают, что дети являются будущим нашего государства, отражением лица нации, продолжателями рода, в результате они остаются безразличными к судьбе своих детей. На самом деле родители должны быть образцом для ребенка. Родители, ценящие семейные отношения, любящие свою страну и ее традиции, думающие о ее будущем, обязаны сделать все возможное для сохранения семьи, воспитания полноценно развитого ребенка.

— отсутствие участия семьи, школы, махалли в воспитании детей, оставшихся без присмотра и надзора, склонных к правонарушениям, состоящим в социально-опасных группах:

Если будет осуществляться контроль родителями и учителями над учебой, интересами, свободным временем детей, если в махалле и учебном заведении будет полная информация не только о ребенке, но и его родителях, если поведение ребенка, склонного к правонарушениям и преступлениям и его семьи будет поставлено на всеобщее обсуждение, то можно достичь больших успехов в области воспитания современной молодежи.

— безответственное отношение к своим обязанностям должностных лиц, общественных организаций и государственных органов, уполномоченных защищать права и интересы детей:

В качестве органов, уполномоченных защищать права и интересы детей, можно назвать: комиссии по делам опекунства и попечительства, по делам несовершеннолетних, органы дошкольного воспитания, общеобразовательные органы, лечебные и воспитательные учреждения, органы социальной защиты

НОМАИ ДОНИШГО{

населения, органы самоуправления, ЗАГСы, органы народного образования, медицинского обслуживания, также органы юстиции, судов, прокуратуры, внутренних дел, адвокатуры, нотариата, женские комитеты и разные организации: ООН, ЮНИСЕФ, неправительственная благотворительная организация «Соглом авлод учун», общественная детская организация «Сен ёлгиз эмассан», республиканская благотворительная организация «Махалля», республиканская организация «Болалар», и некоторые центры: Республиканский детский центр социальной адаптации, центр по оказанию социально-правовой помощи несовершеннолетним и другие государственные и негосударственные организации. Недоброкачественное исполнение своих непосредственных обязанностей или превышение своих полномочий со стороны некоторых должностных лиц вышеуказанных учреждений и организаций в деле защиты прав и интересов детей может нанести ущерб не только детям, но и интересам государства и общества.

Меры по предотвращению и решению споров, связанных с воспитанием детей:

Как было уже перечислено выше, причин возникновения споров, связанных с воспитанием детей, множество. Однако, для их решения и предотвращения также существует множество способов: таких, как меры по своевременному выявлению детей, оставшихся без присмотра родителей, и определению их в соответствующие детские учреждения, сохранив за ними право на имущество; введение в школах и махаллях постоянного учета детей из неспокойных семей, детей, занимающихся попрошайничеством и вымогательством, и принятие в отношении них мер, определенных законом; повышение правовой грамотности населения посредством целевых мероприятий, проводимых в махаллях, школах, лицеях и колледжах с обязательным участием родителей, пропаганда концепции «Здоровый образ жизни»; изучение деятельности местных органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, их материально-технической базы, пересмотр и увеличение рабочих мест, расширение и усиление деятельности центров по оказанию

социально-правовой помощи несовершеннолетним. При вынесении судебных решений по семейно-правовым отношениям, в частности, при рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, должны учитываться, в первую очередь, интересы ребенка и многие другие.

В Постановлении Президента Республики Узбекистан от 29 февраля 2008 года «О Государственной программе «Года молодежи» отмечено: «Нашей задачей является защита прав и интересов молодежи, развитие её творческого потенциала и овладение конкретной профессией, востребованной в отраслях реальной экономики, формирование здорового образа жизни, становление подрастающего поколения как полноправных граждан своей страны, способных занять достойное место в обществе, стать решающей силой развития республики»; «…совершенствование и укрепление правовой базы, внесение изменений и дополнений в действующие законодательные и нормативно-правовые акты, направленные на более полное обеспечение интересов и защиту прав молодежи»(5,1).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Закон Республики Узбекистан «О гарантиях прав ребенка». — ИПС Норма.-2008

2. Из статистических данных, взятых на основании письма Верховного Суда Республики Узбекистан от 27.07.2009.- № СТ-86-09

3. Из аналитических данных, основанных на письме Отдела надзора за исполнением законов о несовершеннолетних Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан № 09/565 от 22.06.2009г.

4. Каримов И.А. Своё будущее мы строим своими руками. Т.7. -Тошкент.: Узбекистан,. -1999

5. Постановление Президента Республики Узбекистан «О государственной программе «Года молодёжи» / Газета «Народное слово» 29 февраля 2008г

homah fl0HHmr0{

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНО-ПРАВОВЫХ СПОРОВ, ЗАТРАГИВАЮЩИХ ИНТЕРЕСЫ РЕБЕНКА 15

1. Интересы ребенка: понятие и правовая сущность 15

2. Спор как семейло-правоная категория. 45

3. Виды интересов ребенкл как объекта семейно-иравовых споров. 66

Глава 2. ИНТЕРЕСЫ РЕБЕНКА КАК ОБЪЕКТ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ

1. Семейно-правовые споры, связанные с воспитанием детей, возникающие между родителям

2. Семейно-прановые споры, возникающих между родителями и иными лицами, принявшими ребенка на воспитание 11^

Глава 3. ИНТЕРЕСЫ РЕБЕНКА КАК ОБЪЕКТИВНЫХ СЕМЕЙНО-ПРАВОВЫХ СПОРОВ.

I. Споры, связанные с расторжением брака 13

2. Признание брака недействительным 15Д.

Заключение. .1^^…^ф — 16І

Библиография….!!^М^^, IPQ

  • Интересы ребенка: понятие и правовая сущность
  • Семейно-правовые споры, связанные с воспитанием детей, возникающие между родителям
  • Споры, связанные с расторжением брака

Введение к работе

Актуальность исследования определяется рядом обстоятельств, отражающих социально-правовую природу современных семейных отношений с участием несовершеннолетних детей.

Трансформация традиционной модели семьи, рост числа незарегистрированных браков и, как следствие, рост числа детей, родители которых не состоят в браке между собой, порождают не только новые формы взаимоотношений родителей, но и новые модели осуществления родительских прав и обязанностей».

Законодатель исходит из принципа приоритетной зашиты прав и интересов несовершеннолетних, предусматривая особые меры охраны и защиты прав и интересов детей, в том числе при отсутствии между родителями согласия и решении вопросов, связанных с воспитанием, содержанием и образованием детей Нормы Семейного кодекса РФ. регулирующие отношения между родителями и детьми, по-разному определяют формы отсутствия согласия между родителями по тому или иному вопросу и порядок разрешения соответствующей ситуации. В частности, согласно п,2 ст.65 СК РФ: «Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходи из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из ких) при наличии разногласий (выделено мной -O.LLL) между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласии а орган опеки и попечительства или в суд». В ікЗ ст.66 СК РФ указывается: «При отсутствии соглашения atop (выделено мной -О.Ш-) между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей».

Таким образом, законодатель устанавливает разный правовой режим разрешения разногласий и споров между родителями, В свою очередь, это требует теоретического осмысления содержания указанных понятий, установления объекта разногласий и споров, возникающих между родителями и затрагивающими права и интересы ребенка» разработки и научного новация классификации интересов, выступающих обьеістом; семейно-правовых споров, с целью повышения эффективности разрешения соответствующих споров и обеспечения интересов ребенка,

Актуальность исследования также обусловлена и необходимостью расширения сферы обеспечения интересов несовершеннолетних при рассмотрении споров, вытекающих из брачно-семейных отношений, Наука семейного нрава, законодатель и правоприменитель оперируют такими понятиями как «споры о детях», «споры, связанные с воспитанием детей». Аналогичное определение использует и Пленум Верховного Суда РФ » по становлении «О Применении судами законодательства при рассмотрении, связанных с воспитанием детей». F

В то же время нс учитывается, что интересы ребенка могут Путь объектом иных дел, понижающих из семейных правоотношений- Это могут быть дела о разделе общего имущества супругов, имеющих обших несовершеннолетних детей, дела о признании брака недействительным и другие.

Интересы ребенка: понятие и правовая сущность

Проблема определения понятия н содержания интересов детей как семейно-лравовой категории уже достаточно давно обсуждается в науке семейного нрава, Необходимо отмстить, что теоретической основой для указанной дискуссии явились исследования, поспящепные проблеме определения понятия интереса как правовой категории в целом и как отраслевой & частности.

В числе первых исследований интересов ребенка как семейно-правовой категории следует отметить рассуждения и выводы О.Ю.Ильиной-. В последующем данная проблематика весьма широко была представлена о работах Н.М Савсльспой.3 Несмотря на то, что вопросы определения интересов ребенка и их значения являются предметом исследования н научных статьях и зъгонографиях других авторов, следует признать, что комплексное понимание данной категории содержится лишь в работах названных авторов.

Однако и в указанных монографиях интересы ребенка исследуются с точки зрения осуществления родителями своих родительских прав и обязанностей, при этом в значительной степени интересы ребенка обозначаются как некий вектор, направляющий процесс осуществления родительских прав, По мнению В.Н Лсжснина, интересы детей являются и нормой,

пределом воспитательных дейстоий родителей» за рамками которого их действия надо рассматривать не только как злоупотребление правом, но и порой как преступление- Существует точка зрения» согласно которой обеспечение интересов ребенка должно рассматриваться как один из принципов осуществлен им родительских прав/ Некоторые авторы» утверждая о влиянии интересов ребенка па правильное разрешение еемейно-правоиых споров» связанных с его воспитанием, предлагают определения соответствующего понятия» с которыми сложно согласиться. Так, по мнению К.В.Лапиной, под интересами детей необходимо понимать «установленный государством предел (границу) осуществления родителями своих прав и обязанностей в отношении несовершеннолетних детей, который будет регулировать должное или возможное поведение родителей с учетом возраста, стремлений, наклонностей» особенностей (умственного, физического) развития детей» КН.Тарусина называет интересы детей критерием законности действий родителей, лии, их заменяющих должностных лиц.4 «Данная формула была и остается «краеугольным камнем» построения правоотношений с участием ребенка и по поводу ребенка всех семейных кодексов хотя И эволюционировала от конструкции «исключительно в интересах детей» (ст.ЭЗ КЗиБСО \926 г.), контекст которой можно было тракчхшать как «во что бы то ни стало, пусть даже с яиным ущербом для родительских интере

Это означает, что должен достигаться баланс между интересами общества, родителей и детей, по возможности исключаться конфликт этих интересов. «Собственно интересы ребенка, — пишет Н.НТарусина — могут трактоваться как его потребности в благоприятных условиях существования, надлежащей материальной и психологической заботе, воспитании, формировании навыков, необходимых для будущего жизнеобеспечения, — а пределах разумного сочетания его индивидуальности и объективно заданной общности характеристик с другими членами социума, свободным от которого он, как известно, быть не может»,2 — пишет А.М.Н ктионый характер, с

А.М,Нечаева, рассуждая об интересах детей, справедливо отмечает, что обеспечение интересов ребенка имеет место только в том случае, если обеспечены условии его разлития «Интересы ребенка зависят от множества факторов. В их числе социально-экономические условия жизни семьи, где находится ребенок, наличие или отсутствие родителей, их образ жизни, вероисповедание- отношение к общественным ценностям, под воздействием которых формируется личность ребенка, и. наконец, сам ребенок — em возраст, состояние психического и физического здоровья, словом, все то, что составляет элементы его индивидуальности» «С одной стороны, раз-питие ребенка, — пишет А.М.Нечаева, — связано с обстоятельствами, имею тими объективный характер, с другой — в Семейном кодексе названы конкретные предпосылки формирования интересов ребенка. Эти предпосылки условно можно разделить на три группы: связанные с возрастом ребенка; касающиеся родителей; определяющие условия жизни ребенка».1

Следует признать, что такой подход к пониманию интересов рсб является новым для науки семейного права, хотя соответствующие ориентиры давно обозначены а постановлении Пленума Верховного суда РФ от 20 апреля 2006 Г- №8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» (а также в редакции

Одноименного постановления От4 июля 1997 года №9 O.UL). В п. 15 ука аакиого постановления отмечается: «Под интересами детей при усыновлении следует, в частности» понимать создание благоприятных условий (как материального» так и морального характера) для их воспитания и всестороннего развития».

Семейно-правовые споры, связанные с воспитанием детей, возникающие между родителям

Н.Н. Тарусина обосновывает собственную теорию спора о формулируя следующие выводы: «во-первых, формула «спор о праве противоречие» есть вариант общего положения «противоречия в правовой сфере — правовые отношения», lio-вторых, спор о праве связан с правоотношением о состоянии конфликта, то есть юридическим конфликтным отношением, или охранительным материальным правоотношением (по некоторым версиям — тождествен ему). В-третьих, существо спора как специфического конфликта предопределяет со ответствую щи е процедуры его решения, отличные от процедур иного назначения».2

В рамках данного параграфа не предполагается исследование всех еемейно-нравовык споров, их характеристика и классификация. R то же время позволим себе выдвинуть тезис, согласно которому ссмейно-правовой спор и спор о праве семейном не являются тождественными понятиями, как это считают некоторые авторы. Не вес споры, возникающие в пределах семейных правоотношений» свидетельствуют о наличии спора о праве семейном как совокупности правомочий, принадлежащей тому или иному субъекту семейных правоотношений. Кроме того, семейно-праиовые споры» на наш взгляд, характеризуются тем, что их участники уже яшїшотея суб»ьситй.ъш семенных пренюотношеинй, и то время как спор о праве семейном может возникнуть между лицами, которые (одно из которых) не участвует в соответствующем материальном правоотношении на момент возникновения конфликта интересов В соответствии со ст. 7 СК РФ «Граждане по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им правами» вытекающими из семейных отношений (семейными правами), в том числе Ираном на защиту этих прав, если иное не установлено настоящим Кодексом». Таким образом, сеть все основания утверждать, что наличие у гражданина семейных прав обусловлено его участием в семейных отношениях, обладанием ссмейио-правовым статусом. До того момента, пока гражданин не приобрел статус участника семейных отношений, у него, соответственно, нет и семейных прав. Возвращаясь к обозначенной нами проблеме, можно предположить, что при таких условиях возможен лишь спор о праве семейном.

Как уже отмечалось, некоторые исследователи обращаются к материально-правовым основаниям семейно-правового спора при анализе процессуальных особенностей его разрешения: определение сторон; участие ребенка и судебном заседании; распределение бремени доказывания и предъявление доказательств; содержание судебного решения. Однако при этом не изучается содержание самого спора не выявляется его объект и субъекты (согласимся, субъекты семейно-правового спора и стороны в-судебном разбирательстве — ими могут быть разные лица).

На наш взгляд, семенноправовые споры, затрагивающие права и интересы несовершеннолетних тем или иным образом, занимают особое место среди иных споров, возникающих в семейных правоотношениях и передаваемых на рассмотрение суду- Кроме того, независимо от того, являет ся или нет сторона спора субъектом семейных правоотношений, в каждом из этих случаев объектом спора выступают интересы ребенка.

В.Е. Кузина предлагает следующее определение: «Семейно-правовой слор конфликт» возникший между участниками семейных правоотношений по поводу субъективных прав и юридических обязанностей» направленный на их возникновение, изменение или прекращение» а также на решение вопроса о подтверждении существования права или его принудительном осуществлении, вытекающий из факта брака и (или) принадлежности к семье, разрешаемый сторонами самостоятельно либо с помощью специализированных государственных органов».1

Заметим» что предложенное определение содержит указание на гие признаки, присущие семейно-лравовому спору, по все-таки его нельзя признать удачным. Во-первых, автор использует в понятие термин, нуждающийся в самостоятельном определении, — «принадлежность к семье». Во-вторых, нами уже было доказано, что субъективные семейные прав и интересы нельзя отождествлять и всегда рассматривать в едином ключе. Осуществление семенных и исполнение семенных обязанностей могут находиться и бесконфликтной плоскости, в то время как протипоречис интересов или противоречие интересам субъектов семейны правоотношений может быть налицо (в анализируемом определении речь идет только о правах и обязанностях). В-третьих, по нашему мнению, конфликт не может быть направлен на возникновение, изменение или прекращение субъективных семейных прав и юридических обязанностей в семье. Представляется, что одним из оснований конфликта может быть неисполнение или ненадлежащее осуществление обязанностей и: прав соответственно.

По мнению Т.В.Евдокимовой, «ІЇ судебном порядке рассматриваются споры, вытекающие из ссмейио-праиовых отношений, не урегулированные добровольно, а также споры, позмикающие в связи с нарушением прав супругов, родителей, детей, других членов семьи .и несоблюдением порядка и правил заключения предусмотренных законом соглашений».

Споры, связанные с расторжением брака

Воспитание ребенка иными, кроме родителей, лицами, также может сопровождаться различными конфликтными ситуациями, устранение которых возможно посредством разрешения правового спора.

Прежде всего, представляется необходимым обратить внимание на некоторые особенности отношений, возникающих при передаче ребенка в семью на воспитание по тому или иному правовому основанию.

Действующее законодательство предусматривает открытый перечень оснований, в силу которых ребенок может быть признан оставшимся 6Є:І попечения родителей. При этом предполагается, что ребенок может приобрести такой правовой статус, даже если его родители живы, не лишены и не ограничены в родительских правах На наш взгляд, это дает основания утверждать, что механизм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в той или иной форме содержит предпосылки для возникновения особой категории споров, связанных с осуществлением родительских прав, В частности, родители, не лишенные родительских Прав, в соответствии с законом могут п любое время потребовать отмены усыновления, опеки (llOLIC-чительотва), расторжения договора о создании приемной семьи, реализуя предоставленное им преимущественное право на воспитание ребенка.

Ученые, занимающиеся вопросами опеки и попечительства, предлагают выделять отдельную категорию споров, критерием для обособления которой является правовой статус подопечных детей. Данные споры и, соответственно, порядок их разрешения существенно отличаются от «традиционных» споров, связанных с воспитанием детей

И контексте данных рассуждений хочется привести интересное мне пне РЛ.Мурзина, который определяет соотношение терминов «воспитание детей, оставшихся без попечения родителей» и «устройство детей, оставшихся без попечения родителей»., даст собственное определение понятия последнего термина/ При этом совершенно верно подчеркивается, что потребность в воспитании — возможно, главная, но не единственная потребность ребенка. Кроме нее автором выделяются: физиологические потребности (соответствующие возрасту и общепринятым критериям пища, одежда, игрушки и т.п.); потребности в личной неприкосновенности (ощущение защищенности от психологического и физического воздействия факторов различного- характера); потребности социальные (самореализация, самоутверждение ребенка),

Развивая такой подход к определению сути отношений, возникаю-щих при передаче ребенка под опоку (попечительство), в приемную семью и т.п., считаем возможным утверждать следующее Во-первых, соответствующие отношения характеризуют не только устройство ребенка, оставиїегося без попечения родителей, но и его воспитание; во-вторых, необходимо привести к единообразию соответствующие нормы гражданского и семейного законодательства с учетом признали приоритета устройства перец воспитанием; в-третьих, споры, которые вп никают при осуществлении уполномоченными лицами своих прав и обязанностей, могут быть связаны не только с воспитанием ребенка, но с удовлетворением иных era потребностей.

Вышеизложенное лает основания сделать вывод о существовании самостоятельной категории споров» затрагивающих интересы ребенка, -слоры, возникающие при устройстве ребенка в семью третьих лиц, что сопровождается возникновением отношений по воспитанию ребенка данными липами.

Приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, традиционно признается усыновление,

Большинство представителей науки семейного права относят усыновление к спорам, связанным с воспитанием детей. Это обусловлено непосредственно целью усыновления — принятием ребенка на воспитанно, Суть существующего при этом спора составляют правомочия по воспитанию детей, принадлежащие родителям и передаваемые усыновителям при положительном решении суд

Представители науки гражданского процессуального права, нисколько не умаляя значимости усыновления КАК основания принятия ребенка в семью па воспитание, рассматривают соответствующие правоотношения применительно к виду гражданского производства, тем самым подтверждая или, наоборот, опровергая наличие в данной ситуации спора о праве на воспитание.

Так, например, З.З.Алиева обосновывает необходимость отнесения дел об усыновлении к исковому производству, делая при этом весьма интересное заявление: «ведь далеко не по всем категориям семейных дел, рассматриваемых в исковом порядке, имеется спор, который понимается как разногласие между сторонами» Автор предполагает, что при усыновлении может возникнуть спор о МЩИТ6 прав родителя, когда родители (один из них) возражают против усыновления, а усыновитель настаивает на этом. Могут вступить в процесс родственники усыновляемого ребенка при егх усыновлении посторонними лицами и представить свои возражения относительно усыновления. Кроме того, сам ребенок может возразить против усыновления.

«Распространение искового порядка на усыновление позволит суду в начале выяснить осе обстоятельства дела, не нарушаются чьи-либо интересы, кроме интересов детей Исковое производство п отличие от особого предполагает заслушивание различных мнении и более состязательный процесс. Кроме того, по действующему ГМК РФ только в исковом порядке могут быть рассмотрены дела об отмене усыновления» и рассмотрение в том же виде производства дел об усыаовлении привело бы к унификации процессуального регламента разрешения этой категории дел» Обосновывая свое мнение, 3,З.Алиена приводит еще один аргумент процессуального характера: «Особо следует обратить внимание и на то, что решение по делам об усыновлении не ірсбует принудительного исполнении, так как данным решением устанавливается факт усыновления. В случаях затруднения в реализации решения об удовлетворении требований об усыновлении усыпопитслю необходимо обращаться с иском об отобрании ребенка. Это» в свою очередь» осложняет защиту интересов ребенка. При рассмотрении же дел в порядке искового гтроизиодспза законом предусмотрено исполнение решений в принудительном порядке, и это еще один довод в пользу искового производства по делам об усыновлении».

Споры между родителями, связанные с воспитанием детей

Положения Семейного кодекса РФ наделяют родителей равными правами и обязанностями в отношении своих детей. При этом все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, должны решаться родителями по взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом их мнения.

При осуществлении родителями родительских прав и обязанностей между ними могут возникнуть споры различного характера по поводу воспитания детей. К подобным спорам закон относит прежде всего споры об определении места жительства детей при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК) и споры об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК).

При наличии разногласий между ними один или оба родителя вправе обратиться за их разрешением в орган опеки и попечительства или в суд.

Согласно нормам Семейного кодекса РФ место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей, а при отсутствии соглашения родителей – такой спор может быть разрешен судом по требованию любого из них.

К участию в таких делах судом обязательно привлекается орган опеки и попечительства, заключение которого по существу спора между родителями и акт обследования условий их жизни имеют решающее значение для вынесения судом решения о месте проживания детей.

В соответствии с ч. 1 ст. 66 Семейного кодекса РФ родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решение вопросов получения ребенком образования, что согласуется с установленным в Кодексе принципом равных родительских прав и обязанностей и предоставленным ребенку правом в случае раздельного проживания родителей на общение с каждым из них.

Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. Разъяснение сторонам данного требования закона, в частности, является обязанностью суда при расторжении брака супругов, имеющих несовершеннолетних детей, независимо от того, возбужден ли спор о детях.

Порядок осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (право на общение с ребенком, на воспитание ребенка и защиту его прав и интересов), может быть определен заключаемым в письменной форме соглашением между родителями. В таком соглашении могут быть решены вопросы, касающиеся форм, места, частоты, продолжительности общения ребенка с родителем, проживающим отдельно от него, а также любые вопросы участия родителя в воспитании ребенка.

Если же такое соглашение не достигнуто, то спор между родителями о порядке осуществления родительских прав отдельно проживающим от ребенка родителем разрешается судом с участием органа опеки и попечительства по требованию заинтересованного родителя.

О том, как самостоятельно составить исковое заявление и направить его в суд см. информацию в разделе «Правовое просвещение» на сайте прокуратуры Приморского края за 05.11.2014 — http://prosecutor.ru/right/2014-11-05-kak-samostoyatelno.htm).