Интерактивная доска в школе

Содержание

«Вместо обычной меловой доски – многофункциональная интерактивная панель с сенсорным экраном: это и рабочая поверхность для записей, и кинозал для показа видео и фотоматериалов, и браузер для выхода в интернет, и большой экран для демонстрации цифровых материалов урока», – рекламируется проект МЭШ на сайте правительства Москвы. С тех пор как в столице начали внедрять Московскую электронную школу, в классах обычные доски начали заменять на компьютеры. По мнению новаторов, «интерактивные панели» расширяют возможности подачи материала и делают уроки интереснее. Однако многие родители обеспокоены – дети жалуются на усталость глаз и теряют зрение. Что не так с электронными досками – разбирался «МИР 24».

«От досок болят глаза и голова»

«У меня трое детей, все были со стопроцентным зрением. Я строго ограничиваю всю электронику дома до одного часа в день. Но за прошлый год все трое начали жаловаться на резь в глазах, головную боль, головокружение. Я только и делаю, что к окулисту с ними записываюсь, – рассказывает Татьяна Трофимова. – И в нашем случае никаких нагрузок на глаза, кроме электронных досок, не добавилось – это точно. Я серьезно подумываю искать для них другую школу, без интерактивных досок. Но, во-первых, они очень любят свою школу. А во-вторых, сейчас досками в нашем районе не оснащены, похоже, только маленькие, негосударственные школы. Получается, что за отсутствие досок нужно еще и платить! В прошлом году всем классом ходили к директору, чтобы он повлиял на учителей и вынудил их соблюдать СанПиНы. По нормам дети должны работать с этими досками по 20 минут, не более. Но они вообще не выключаются. К тому же они мерцают. Я просто на родительском собрании посидела в классе, где была включена доска, и пришла домой с больной головой и раздражением глаз. Это притом, что в силу профессии я иногда провожу перед монитором компьютера по 12 часов в день. У моих сыновей после школы все время красные глаза, хотя до появления этих досок ничего подобного не было. Директор ничего не предпринял».

«У моего ребенка глаза и голова от них болят, – говорит Любовь Воронцова. – Я однозначно против этих досок, но их же уже поставили, и учителей заставили переучиваться. Кто же теперь позволит их снять, даже если родители все об этом попросят!»

«Кто-то проводил исследования о воздействии интерактивных досок на организм ребенка, на его психику? – задается вопросом участница интернет-сообщества «Родительский комитет России» Алеся Краснова. – А есть ли у этих досок санитарно-эпидемиологическое заключение об их безопасности? Мне не встречалось. Сама сидела на уроке у ребенка, очень устали глаза от доски. По СанПиНу на уроке в начальной школе такая доска должна использоваться не более 5 минут, а после необходимо провести гимнастику для глаз. На практике доска все время включена (попросту это не удобно – включать и выключать ее на пять минут) и никаких физкультминуток».

«У нас в школе отменные доски, все четко, мерцания не заметны невооруженным глазом. Мой ребенок носит очки и с первого класса работает с этими досками на уроках, жалоб на усталость и боль в глазах ни разу не было. Наверное, важную роль играет качество электронных досок, которые закупают для школ», – считает другой участник родительской группы Александр. «Видела электронную доску хорошего качества и так себе. Тут и понятно, где сэкономили на детях. Доски хорошего качества не мерцают, картинки ясные и яркие», – подтверждает Роза Танаканян. «Меня не устраивает качество изображения, оно очень бледное. Даже мне со здоровыми глазами ничего там не видно. А мой ребенок носит очки и с первой парты тоже ничего не видит», – отмечает Наталья Королева.

Фото: Imago/TASS

Постепенное внедрение МЭШ в столице началось в 2017 году, когда во всех школах ввели единый электронный журнал и дневник. К концу 2018-го школы оборудовали «инфраструктурой проекта»: в классах появились точки Wi-Fi, обычные доски без обсуждения с учителями и родительским комитетом заменили на моноблоки («интерактивные панели»). Жалоб вроде приведенных выше можно услышать бесчисленное множество: родители пишут петиции, ходят к директорам, но редко добиваются возвращения меловой доски. Качество же поступающей в школы техники, судя по отзывам, разнится. Некоторые родители из регионов, куда тоже дошла МЭШ, утверждают, что на доски скидывались «всем классом». В розничной продаже стоимость интерактивной доски для школы начинается от 20 тысяч рублей и доходит до полумиллиона.

Мнение офтальмолога

«Все исследования, которые провели по поводу нововведений в школьном обучающем процессе, в основном ангажированы самими производителями, – говорит доктор медицинских наук, известный в медицинской среде детский офтальмолог Игорь Азнаурян. – Независимых исследований о влиянии интерактивных досок на зрение ребенка, да и даже на качество учебного процесса, не проводилось. Поэтому говорить с точки зрения доказательного исследования я не могу. Что касается моих личных мыслей на этот счет, интерактивная доска ничем не хуже меловой, даже лучше, поскольку обычные доски могут сильно бликовать, мел иногда плохо пишет и так далее».

По словам медика, главная проблема зрения современных школьников – близорукость. «Как и во всех странах мира, которые начали внедрять компьютерные технологии в обучающий процесс, у нас тоже скакнула заболеваемость по близорукости. Близорукость не такое страшное заболевание, сегодня она замечательно лечится, но можно говорить о широким распространении заболеваемости. От этого никогда не уйти, если дети постоянно имеют дело с гаджетами», – отмечает профессор.

«Нужно пересмотреть все стандарты по школе, начиная с освещаемости и заканчивая исследованиями, как должен проходить обучающий процесс с использованием тех достижений технологий, которые существуют в наше время. Пока этого не делается, родителям совет: пусть дети используют телефоны как телефоны, а не как средство остальных видов коммуникации. Второе – вместо телефонов для любых целей лучше использовать большие стационарные экраны, например, ноутбуки. Сидеть долго перед экраном нельзя – можно один час в день поиграть в игрушки, и все. Если вы воспользуетесь этими советами, я уверен, что вероятность заболевания близорукостью снизится. Особенно это касается семей, где имеется наследственная предрасположенность, где мама или папа близорукие».

На сайте мэрии в разделе о МЭШ на вопрос: «Не вредят ли гаджеты здоровью детей» – отвечают, что «техническое обеспечение школ полностью соответствует требованиям СанПиН. В интерактивных панелях используются немерцающие ЖК-дисплеи без вредных излучений. Яркие экраны позволяют проводить уроки при нормальном освещении, не требуя затемнения в классе». Помимо того, предоставляется экспертное заключение Федерального бюджетного учреждения здравоохранения Центр гигиены и эпидемиологии в Владимирской области от 20.03.2018. Документ касается двух моделей ПК (моноблоков) производства Irbis Hong Kong Limited. В заключении указывается, что по результатам экспертизы модели соответствуют «требованиям главы II Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 г. №299 (раздел 7) и могут применяться в качестве компьютерной техники, в том числе в школьных учреждениях при условии выполнения требований безопасности в соответствии с технической документацией».

Белый фон и минимум текста – в чем же смысл?

В 2016 году Минздрав и Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова выпустили учебно-методическое пособие «Гигиенические требования к использованию в школе интерактивных образовательных технологий». «Достаточно часто можно слышать жалобы учителей и учащихся на зрительной дискомфорт, головные боли после работы с интерактивной доской, – пишут авторы. – Как правило, это связано с плохим качеством самой доски, но чаще с неправильным размещением интерактивного оборудования, отсутствием грамотного представления о том, какие требования необходимо соблюдать при подготовке экранной информации». Далее на 22 страницах подробно описываются правила использования электронных досок, технические характеристики экранов и проекторов, требования к оформлению презентаций. Причем указывается, что при нарушении каких-либо условий, например, если в классе установлен неподходящий проектор или даже учитель использует в презентациях не те цвета, техническое новшество действительно приведет к головным болям, ухудшению зрения детей и учителей.

Так, расстояние от доски до первой парты должно быть не менее 240 сантиметров, экран должен быть матовым. «Восприятие информации со светящегося экрана всегда более утомительно, чем с меловой доски хорошего качества», – констатируется в пособии. Затем авторы рекомендуют учителям выводить на экран минимальное количество текста и поменьше анимационных эффектов: «Чем крупнее шрифт и объекты на слайде, тем лучше. Если нет необходимости, то и текста на слайдах вообще должно быть как можно меньше. Неправильно подобранные цвета текста и фона способны дать эффект, прямо противоположный ожидаемому, – ребенку будет сложно усвоить материал, разобраться в его структуре, сосредоточиться на главном. Может даже появиться физическое недомогание: устанут глаза или появится головная боль».

Самым оптимальным вариантом фона авторы называют белый цвет: «Не зря до сих пор мы читаем книги, в том числе и учебники, напечатанные на белой бумаге. Не должно быть пестроты на слайде: не более 3-4 цветов, причѐм обязательно сочетаемых друг с другом. Кроме того, стоит избегать размещения текста одновременно на двух контрастных тонах, иначе чтение текста будет затруднено. Рисунки не должны прерывать текст».

Фото: Шарифулин Валерий/ТАСС

По данным авторов, в России нарушения зрения у детей относятся к числу наиболее важных медикосоциальных проблем современного общества: «по данным обращаемости за медицинской помощью по РФ это 10,1-14,7 тыс. на 100 тыс. соответствующего населения, что превышает показатели среди взрослых и имеет тенденцию к росту». Исследования НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБНУ НЦЗД показывают, что у школьников выявлено стремительное увеличение от 1-го к 11-му классу распространенности миопии (близорукости) слабой степени. Причем темп прироста этого показателя у девочек вдвое выше, чем у мальчиков. Более чем у половины школьников с миопией ежегодно зрение ухудшается на 0,5 диоптрия и более. Причиной называется резкое увеличение объема зрительно-напряженной работы, связанной с применением электронных средств отображения, как в школе, так и дома.

Как долго может быть включена доска

Нормы, касающиеся того, сколько времени может быть включена электронная доска на уроке в школе, 15.01.2016 опубликовал Роспотребнадзор. Речь идет об изменениях в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания общеобразовательных организациях» от 24 ноября 2015 года:

«Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1-2 класса – не более 20 минут, для учащихся 3-4 класса – не более 25 минут, для учащихся 5-6 класса – не более 30 минут, для учащихся 7-11 класса – 35 минут. Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1-4 классах не должна превышать 5 минут, в 5-11 классах – 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1-2 классах составляет не более 25 минут, 3-4 классах и старше – не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60-80%, физкультминутки, офтальмотренаж)».

Специалисты признают, что и чтение с экрана планшета значительно сильнее напрягает глаза, чем бумажный учебник. Выходом из положения называют соблюдение гигиенических регламентов работы с инструментами МЭШ, чередование работы перед экраном с перерывами для отдыха глаз, физкультминутки.

20 февраля 2019 года стало известно, что Минпросвещения проведет в регионах научные исследования в сфере дошкольного и школьного образования в рамках реализации четырех проектов, в том числе «Психофизиологическое и физиолого-гигиеническое исследование влияния компьютерных технологий обучения в учебном процессе на разных этапах возрастного развития» и «Анализ и систематизация научных подходов и существующей практики дошкольного образования детей младенческого и раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет) с дальнейшим проектированием образовательных программ и психолого-педагогическими основаниями оснащения дошкольных образовательных организаций материалами и оборудованием для реализации образовательных программ дошкольного образования».

01.06.2020

Вершиной развития досок стали электронные интерактивные доски. Интерактивная доска для школы выглядит как обычная маркерная, но подключается к компьютеру с помощью проводов (USB-кабель или кабель последовательного порта) или с помощью беспроводной связи на частоте 2.4 ГГц или Bluetooth. На компьютер устанавливается специальное программное обеспечение, благодаря которому интерактивная доска превращается в полноценное устройство ввода данных. Теперь все, что будет написано или нарисовано на поверхности интерактивной школьной доски, будет отображаться на экране компьютера. А изображение с экрана компьютера с помощью подключенного проектора будет проецироваться на ее поверхность. Полученная интерактивная система предоставляет пользователям неограниченные возможности при демонстрации презентаций и проведении уроков, тренингов, обучающих семинаров. Использование школьной интерактивной доски на уроке дает учителю множество преимуществ, позволяющих сделать занятия эффективнее и интереснее для учеников.

Возможности интерактивной доски

Все, что пишется на электронной интерактивной доске, мгновенно появляется на экране персонального компьютера. Текст заметок может вводиться как через виртуальную клавиатуру, так и просто может быть написан от руки. Возможности интерактивных досок зачастую зависят от программного обеспечения, которое на них установлено. Программное обеспечение большинства досок делает возможным распознавание рукописного текста. Записанная информация хранится в электронном виде и может быть распечатана на обычном принтере. Надписи и рисунки на электронной интерактивной доске могут оформляться цветными маркерами, и при наличии цветного принтера копии тоже будут цветными. Использование цвета позволяет выделить информацию и значительно увеличить эффективность ее восприятия.

Достоинство электронных интерактивных досок — возможность анимации: просмотр сделанных рисунков, запись лекций в реальном времени. Интерактивная доска — это великолепное средство для мозгового штурма. Все записанные на ней в ходе обсуждения идеи надежно хранятся в компьютере и могут быть последовательно восстановлены.

Программное обеспечение, поставляемое вместе с электронными интерактивными досками, позволяет значительно увеличить перечень функций интерактивной доски. Используя специализированные программы можно расширить географию аудитории и проводить обучающие семинары одновременно в нескольких городах страны, используя онлайн-передачу данных. Слушатели таких семинаров могут читать информацию со своих мониторов или проецировать ее на большой экран для коллективного обсуждения.

Интерактивные доски для школы позволяют сочетать все преимущества классической презентации с возможностями высоких технологий. Проектор, подключенный к электронной интерактивной доске, позволяет работать в мультимедийной среде, сочетая классический тип презентации с демонстрацией информации из интернета, с видеомагнитофона, с компьютера, DVD-дисков, флэш-памяти или с видеокамеры. Уроки, проводимые с использованием интерактивных досок, становятся интереснее и насыщеннее, повышается уровень усвоения материала. Специальный планшет даст возможность учителю сохранить мобильность во время проведения урока и более плотно взаимодействовать с классом, управляя уроком на расстоянии. Специализированное программное обеспечение предоставляет учителям широкий набор инструментов и шаблонов для создания интерактивных уроков. Все это делает интерактивные доски все более востребованными в школах.

В настоящее время существует множество видов интерактивных электронных досок разных производителей, созданных на основе различных технологий. Не всегда есть возможность тщательно изучать все описания интерактивных досок, представленных на российском рынке. Эта статья поможет разобраться в богатом ассортименте, оценить возможности интерактивных досок разных производителей и сделать правильный выбор.

Интерактивная доска Classic Solution Dual Touch V66
Оптическая технология. Одновременная работа 2 пользователей. Диагональ – 63″.

Интерактивная доска Classic Solution VA-83g со створками
Инфракрасная технология. Одновременная работа 6 пользователей. Диагональ – 78″.

Интерактивная доска Classic Solution Dual Touch V102
Оптическая технология. Одновременная работа 2 пользователей. Диагональ – 102″.

Виды интерактивных досок.

По типу расположения проектора по отношению к поверхности доски интерактивные доски бывают прямой и обратной проекции.

При работе с интерактивными досками прямой проекции проектор устанавливается перед электронной доской. Чтобы тени, блики и световые пятна не искажали и не перекрывали изображение, с такими досками рекомендуется использовать короткофокусные и ультракороткофокусные проекторы, которые могут располагаться в непосредственной близости от доски. Наиболее удобной является установка проектора с помощью настенного крепления. При такой установке луч проектора не слепит пользователя, работающего с проецируемыми изображениями, а сам пользователь не может стать помехой на пути луча.

Для работы с интерактивной доской обратной проекции проектор располагают позади доски, так что появление тени от пользователя на проецируемом изображении исключается, а свет от проектора не мешает при работе с изображением. Недостатком таких систем является их громоздкость, большая цена и неудобство монтажа. Систему с электронной доской обратной проекции невозможно закрепить на стене, как систему с интерактивной доской прямой проекции.

Существуют активные и пассивные интерактивные доски.

Активная электронная доска — это доска, которую необходимо подключить к источнику питания и к компьютеру с помощью проводов. В ее поверхность вмонтированы датчики, которые определяют положение стилуса при работе. Стилус также может быть активным (снабжен вмонтированным датчиком и посылает сигнал при использовании) или пассивным (прерывает сигнал, производимый доской).

Пассивная электронная доска, в отличие от активной, не содержит в своей поверхности никаких датчиков. Все технологии распознавания сосредоточены непосредственно в стилусе. На пассивной интерактивной доске можно работать без подключения доски проводами к розетке, компьютеру или проектору. Это особенно удобно при использовании интерактивных досок в школе. При установке такой доски не надо учитывать расположение электрических розеток и прокладывать кабели через весь класс. Ее можно беспрепятственно перемещать из одного кабинета в другой. К тому же такая доска абсолютно безопасна: возможность поражения электрическим током исключена.

Технологии, используемые в активных электронных интерактивных досках, т.е. досках с подключением.

Сенсорная резистивная электронная интерактивная доска состоит из двух слоев тончайших проводников, которые реагируют на прикосновение к поверхности экрана. Такие доски хорошо подходят для школ: они надежны и не требуют каких-либо специальных приспособлений, которые могут потеряться или сломаться. У них есть еще одно важное достоинство — на них можно писать не только маркером, но и просто пальцем. Это дает существенное преимущество при использовании таких досок в начальной школе и в коррекционных школах, поскольку рисование пальцами вызывает интерес у детей и одновременно развивает мелкую моторику. Сенсорная технология не требует применения специальных маркеров, не вырабатывает никаких излучений при работе и не подвержена внешним помехам. Недостатком этой технологии является небольшая задержка реакции матрицы при быстром перемещении маркера или заменяющего его предмета.

На российском рынке хорошо зарекомендовали себя сенсорные доски Classic Solution, Smart, PolyVision TS, Panasonic.

Сенсорная технология реализована в сенсорных интерактивных досках компании Polyvision — Polyvision Webster и Walk-and-Talk, выпускающей две серии таких досок: TS/TSL и WT/WTL. Интерактивные доски этих серий отличает высокая точность (8000 х 8000 точек) и высокая скорость отображения действий, выполняемых маркером или пальцем. Русифицированное ПО совместимо с ПК, работающими под различными версиями Microsoft Windows, и с ПК Apple Macintosh. Писать на электронных интерактивных досках можно обычными маркерами с сухим стирателем. Пальцы работают в качестве компьютерной мыши.

Важной характеристикой досок TSL и WTL является реализованная в них функция автоматической калибровки LightningT. Если в процессе работы (или во время перерыва) доску случайно заденут, то достаточно просто нажать кнопку на пульте и калибровка будет проведена автоматически. Преподаватель может не прерываться на выполнение этого действия.

Отличительной особенностью электронных интерактивных досок серии WT/WTL является наличие пульта дистанционного управления Walk-and-Talk. Благодаря включению всех необходимых функций управления доской в удобный и компактный пульт ДУ, преподаватель может не только объяснять материал, стоя у доски, но и свободно передвигаться по всему классу, помогая по необходимости индивидуально кому-то из учащихся и не теряя при этом возможности управления электронной доской.

В настоящее время эти электронные интерактивные доски позиционируются для небольших корпоративных учебных аудиторий, а также для начальных классов и коррекционных школ.

Электромагнитная технология основана на передаче электронных сигналов с пишущего устройства, которым может быть либо специальный электронный карандаш, либо вложенные в электронные держатели маркеры. К достоинствам этой технологии следует отнести возможность создания твердой и прочной поверхности. К недостаткам — работу под воздействием электромагнитного излучения и необходимость использования специального маркера.

Электромагнитная технология реализована в электромагнитных досках компании Sahara. Модель Sahara Communicator 77 специально разработана для использования в аудиториях институтов и в классах общеобразовательных школ. Роль компьютерной мыши выполняет специальный мультимедийный маркер. Использование электромагнитной технологии позволяет работать с досками с высокой точностью (1000 линий на дюйм) и с высокой скоростью.

Электромагнитные доски Sahara Communicator 77 отличаются уникальным антибликовым, матовым, светло-серым покрытием, которое повышает контрастность изображения и снижает утомляемость глаз при длительной работе, что делает их идеальными для использования в школах. Защитный слой предохраняет электронную интерактивную доску от царапин и повреждений и гарантирует надежную работу на протяжении долгого времени. Даже частичное повреждение активной поверхности не нарушит работоспособность доски.

Ультразвуковая и инфракрасная технологии основаны на фиксации разности распространения звуковых и световых волн.

Интерактивная электронная доска на основе инфракрасной технологии (технологии инфракрасного сканирования) представляет собой большой интерактивный дисплей, на котором можно работать как специальным стилусом, так и просто пальцем. Инфракрасные датчики выступают в качестве приемника и передатчика сигнала, в результате чего на поверхности интерактивной доски образуется невидимая горизонтально-вертикальная сетка. При прикосновении электронным стилусом или любым другим предметом к поверхности такой доски инфракрасный луч из LED-источника блокируется, и приемник не получает сигнал. Таким образом, определяются координаты точки и передаются на компьютер для дальнейшей обработки.

Интерактивная доска на основе ультразвуковой технологии комплектуется парными ультразвуковыми передатчиками и приемниками сигнала. При касании стилусом или пальцем поверхности электронной доски ультразвуковые волны подавляются, и происходит фиксация положения маркера.

Чаще всего эти две технологии комбинируются, и для определения положения маркера используются и инфракрасные, и ультразвуковые датчики. Недостаток этих технологий состоит в том, что датчики могут реагировать на постороннее излучение. Иногда вместо датчиков используются инфракрасные лазеры, считывающие с высокой точностью текущее положение маркера.

Ультразвуковая технология реализована в интерактивных электронных досках Panasonic Elite Panaboard. Несмотря на возможность сенсорного управления легким прикосновением пальца, пластиковое покрытие поверхности интерактивной доски Elite Panaboard UB-T880W очень прочное, устойчивое к царапинам и другим повреждениям, надежное и долговечное. Для одновременной работы нескольких пользователей на доске не обязательно использовать специальные маркеры — интерактивная доска UB-T880W распознает несколько касаний пальцем одновременно. Более того, при работе с сенсорной интерактивной доской Elite Panaboard UB-T880W можно использовать специальные комбинации касаний для управления изображением на экране.

Технологии, используемые в пассивных электронных интерактивных досках, т.е. досках без подключения.

Новейшие современные высокотехнологичные разработки позволили отказаться от проводов и создать пассивную электронную интерактивную доску на основе микроточечной технологи.

Суть микроточечной технологии заключается в том, что на поверхность доски наносятся незаметные глазу точки. В стилус встроена миникамера, которая определяет координаты точек касания и передает данные в компьютер с помощью встроенного Bluetouth-передатчика. При таком способе передачи данных доска не требует питания и ее не надо подключать к принимающему устройству.

Микроточечная технология реализована в досках SteelCase PolyVision eno и ABC Board.

Интерактивная доска Polivision eno — первая в мире доска, которая не требует подключения к сети 220V и поэтому не требует проводов. Новинка впервые была представлена на выставке BETT-2009 в Лондоне в январе 2009 года. Polivision eno — первая интерактивная доска, которая может использоваться как обычная белая маркерная доска с магнитной поверхностью: на ней можно писать разноцветными фломастерами, стирать, прикреплять магнитами наглядные материалы, а при необходимости превращать в большой интерактивный экран.

Интерактивная доска ABC Board — первая российская интерактивная доска, созданная в компании «Делайт 2000» в соответствии с нуждами российских школ и с учетом требований отечественных стандартов.

При размещении досок SteelCase Polivision eno и ABC Board не надо учитывать расположение электрических розеток и прокладывать кабели через весь класс — установка займет не более получаса. Отсутствие кабелей для установки доски в помещении экономит денежные вложения в дорогостоящие работы по проводке и обеспечивает полную свободу перемещения по кабинету преподавателю и учащимся. Металлокерамические доски SteelCase Polivision eno и ABC Board снабжены специальным антивандальным покрытием. Кроме того, эти доски выпускаются с разными рабочими меловыми и маркерными поверхностями (меловыми, маркерными), что позволяет находить оптимальное решение для любых классов.

Прочная, антивандальная, экологически чистая, металлокерамическая поверхность доски Polivision eno с бессрочной гарантией имеет серебряный сертификат Cradle-to-Cradle, что подтверждает научно основанный процесс контроля, проверки и оптимизации использования материалов при производстве PolyVision eno. Как любая классическая белая доска, SteelCase PolyVision eno может просто крепиться к стене или устанавливаться на мобильную стойку.

Металлокерамическая поверхность интерактивной доски ABC Board изготовлена в Бельгии из экологически чистых материалов. Она не боится огня и легко очищается от любых загрязнений с помощью обычной воды. Поверхность доски не подвержена коррозии, устойчива к действию агрессивных химических веществ, не реагирует на изменение параметров окружающей среды (температуру, влажность).

Вес интерактивной доски ABC Board значительно уменьшен по сравнению с зарубежными аналогами благодаря использованию более легких и прочных материалов для стоек, рамы и креплений. Это позволило уменьшить нагрузку на стену, к которой будет крепиться доска, облегчить и удешевить ее транспортировку.

Для более эффективной работы с интерактивной доской используется следующее дополнительное оборудование:

  • Проектор — проецирует изображение с экрана компьютера на электронную доску. Наиболее эффективны и удобны короткофокусные и ультракороткофокусные проекторы, монтирующиеся с помощью настенного крепления над интерактивной доской.
  • Рельсовая система — позволяет установить электронную доску поверх традиционной, что дает возможность получить дополнительную рабочую поверхность.
  • Мобильная стойка — обеспечивает мобильность интерактивной электронной и облегчает ее перемещение. Кроме того, большинство мобильных стоек позволяют регулировать высоту доски.
  • Принтер — дает возможность делать копии примечаний и материалов, отображаемых на электронной доске.
  • Интерактивный планшет — предназначен для удаленного управления материалами, выводимыми на электронную доску.
  • Система интерактивного опроса — позволяет студентам отвечать на тестовые вопросы, отображенные на электронной доске и принимать участие в опросах и голосованиях.
  • Документ-камера — дает возможность демонстрировать на интерактивной доске печатные учебные материалы, проводимые опыты, трехмерные объекты.

Специалисты компании «Делайт 2000» помогут выбрать наиболее подходящую для выполнения поставленных задач интерактивную доску и дополнительное оборудование. Залогом успешного выбора является широкий ассортимент, тщательный отбор производителей и моделей, обязательный контроль, сертификация и гарантийные обязательства, осуществляемые «Делайт 2000», а также многолетний опыт работы нашей компании в сфере проекционного оборудования и интерактивных систем.

  • 21 января 2010

Современные дети «с рождения» начинают получать информацию с различных электронных источников: телевизоров, DVD-магнитофонов, компьютеров, мобильных телефонов. И родители часто удивляются, откуда ребёнок знает на какую кнопку нажать для выполнения нужной операции, что обозначает тот или иной термин в программе, даже неигровой. Глядя на экраны электронных средств, малыши часто замечают то, что взрослые с трудом разглядят, просмотрев фрагмент несколько раз.

Современные городские дети зачастую не знают, откуда берётся молоко, как курица высиживает яйца, чем питается лошадь, как журчит ручей. Но зато они вам расскажут, на каком материке живут бегемот с жирафом, легко могут отправить SMS-сообщение, объяснить, что значит то или иное сочетание клавиш компьютера.

Необходимо учесть еще один важный психологический момент: современные школьники, у которых дома обычно есть компьютеры с многочисленными играми, и телевизоры с агрессивным видеорядом, привыкают подобным образом воспринимать окружающую действительность. Психологи даже ввели такой термин как «клиповое мышление», для объяснения психических процессов, происходящих у нынешних детей.

Как использовать эти особенности детского мышления на уроке?

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, гласит народная пословица. Общеизвестно, что большую часть информации мы получаем визуально. Реализовать на уроках один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности – значит обеспечить высокий уровень усвоения предлагаемого материала.

Визуальные средства обучения способствуют развитию творческой активности, увлечению предметом, создают наилучшие условия для овладения навыками аудирования и говорения, что обеспечивает, в конечном счете эффективность усвоения материала на уроках.

Лучшее, что существует из технических средств наглядного обучения, помогающих эффективному взаимодействию учителя с классом – это интерактивные доски. Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы успешно используются для обучения.

В них объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации (двустороннее движение!), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования.

К компьютеру, и, как следствие, к интерактивной доске может быть подключён микроскоп, документ-камера, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображёнными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока.

Каковы преимущества интерактивной доски для педагога?

Для учителя же запас изобразительного и видео-материала при подготовке к уроку с помощью этого технического средства безграничен. В сети Интернет и на цифровых носителях можно найти великое множество компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме и использовать их многократно.

Не нужно беспокоиться за сохранность бумажных карт, плакатов и т.п. – в них просто отпадает необходимость. Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и виде видеозаписи.

Интерактивная доска позволяет воспроизводить информацию в формате, видимом всеми учащимися. Работая на доске электронным маркером как мышью, преподаватель может быстро и наглядно показать тот или иной прием работы.

Когда учитель в центре внимания, все видят его действия, и сам он обращен к классу – объяснение доходит гораздо лучше, чем когда он сидит за своим компьютером, а ученики пытаются уследить за мельканием курсора мыши на экране.

Однако наибольший эффект может получить учитель, использующий все возможности доски. Интерактивная доска, с помощью специального маркера, позволяет перемещать по своей поверхности рисунки, фотографии, тексты. Копировать их, вращать, изменять их размер и форму. С помощью маркера Интерактивной доски можно не только рисовать на ее поверхности, но и управлять компьютерными программами, нажимать кнопки, выделять и перетаскивать объекты. Маркер в этом случае заменяет компьютерную мышь. Эта особенность позволяет использовать с интерактивной доской многие компьютерные программы, в том числе большую часть существующих мультимедийных компьютерных образовательных программ.

Нужна ли интерактивная доска учащимся?

Начнем с того, что младшим школьникам просто нравится работать с интерактивной доской, учиться становится интересно и увлекательно.

Благодаря наглядной форме, дети быстро осваивают это техническое средство обучения, даже те из них, кто не имеет опыта работы с персональным компьютером. Или испытывают перед ним робость.

Интерактивная доска снижает психологический барьер, позволяя ребенку преодолеть свой страх перед техникой и начать использовать на своих уроках современные информационные технологии. Специальных занятий для изучения доски не требуется, дети быстро осваивают приемы работы, просто наблюдая за учителем и своими одноклассниками.

Нужно также отметить, что на этих уроках даже отстающие учащиеся изменяют свое поведение – с интересом следят за ходом урока, поднимают руку, чтобы тоже выйти к доске и выполнить задание учителя. Здесь срабатывают факторы, связанные с повышением мотивации учащихся и наглядности представления материала.

Информационные технологии представляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения. Дистанционно управляя презентацией, учитель имеет больше возможностей оказывать индивидуальную помощь учащимся, потому что все построения, схемы, которые он должен был выполнить на доске во время урока, уже есть на слайдах презентации.

Для учащихся с высокой познавательной мотивацией также можно предусмотреть дополнительные индивидуальные задания на компьютере. Особенно полезно привлекать таких ребят к подготовке и проведению отдельных фрагментов урока с помощью ИКТ.

Индивидуальный подход можно обеспечить не только за счет разноуровневых заданий, но также и благодаря самообразованию и самодеятельности учащегося. Обучение в игре – не об этом ли мечтают дети? Такая возможность есть.

Учитель, работающий с интерактивной доской, может повысить уровень восприятия материала за счет комбинации различных форм передачи информации – визуальной, звуковой, тактильной. В процессе урока он может использовать яркие, многоцветные схемы и графики, анимацию в сопровождении звука, интерактивные элементы, которые откликаются на действия учителя или ученика. При необходимости, если в классе есть учащиеся со слабым зрением, учитель может одним движением руки увеличить тот или иной элемент, нарисованный на поверхности доски.

Грамотная работа с интерактивной доской на уроке позволяет добиться оптимизации учебного процесса. Использование учителем качественных образовательных электронных ресурсов делает реальным для учащихся получение адекватного современным запросам школьного образования.

Сопровождение традиционных уроков презентациями дополняет объяснение учителя. А интерактивная доска позволит соединить эти преимущества, разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной в рамках традиционной классно-урочной системы.

Продолжение статьи

Туктарова Елена Юрьевна,
учитель начальных классов I категории
МОУ «Гимназия №39» г.Екатеринбурга

Стратегическое мнение директора направления молодые профессионалы Агентства стратегических инициатив Дмитрия Пескова заключается в том, что
«черных лебедей» на технологическом горизонте наблюдаются единицы, и ключевым вопросом в современном образовании становится сама педагогика, а не информационные технологии. По его словам, образовательные технологии нанесли школе больше вреда, чем пользы.

«Если у учащегося в голове есть модель саморазвития, ему вовсе не обязательно вешать в класс дорогую электронную доску и выдавать планшет с интернетом. Напротив, если мы хотим, чтобы школьник развивал мышление, учился концентрировать внимание, планшеты в школе необходимо запретить», пояснил он свою позицию.

Эксперт объяснил это тем, что формирование мышления требует оторванности и ухода в абстракцию, а электронные доски в школе поощряют клиповое сознание детей. Для развития осознанного мышления, по мнению эксперта, гораздо более эффективна и прогрессивна обычная меловая доска.

Проблему информационной избыточности в вузах обозначила в ходе панельной дискуссии ректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики Наталья Тихомирова. «Сегодняшний студент по 12 часов в день проводит в виртуальной среде», — сказала она, добавив, что формируется человек, с которым сегодняшний педагог не знает, как справиться и заинтересовать. В связи с этим, основную проблему ректор видит в том, чтобы перестроить университетского преподавателя, изменив его мышление. «Университет должен быть гибким, оценивать технологический прогресс», — заключила ректор.

Вице-президент издательства Просвещение Ирина Кузнецова обратила внимание спикеров на то, что, «расширяя информационное пространство, насыщая образование компьютерами, электронными досками и свободным Wi-Fi, никто не предложил ни одной новой педагогической технологии, что привело к дефициту знаний учащихся». Главной потерей в этой связи она считает конфликт поколений: «педагоги на фоне современных детей зачастую выглядят не совсем адекватными», «учитель превратился в дополнение к интерактивной доске». Информационные технологии в городе будущего, по ее словам, должны быть комплиментарными к педагогическому процессу, и учителю всегда должно быть отведено главное место.

Долю позитива в дискуссию внес министр образования Республики Северная Осетия – Алания Алан Огоев. Он выразил уверенность в том, что образовательная среда должна использовать все технологические достижения. «Благодаря современным девайсам в республике начали развивать дистанционное образование детей с ограниченными возможностями, и сейчас 100% детей данной категории охвачены обучением», — сообщил министр. При этом он добавил, что таким образом с одной стороны развивается доступная среда, а с другой — повышается качество образования.

Он также подчеркнул, что осетинские педагоги очень довольны экспериментом с введением электронных учебников. По его мнению, современные технологии повышают мотивацию у детей. «Учитель должен увлекать учащихся в образовательный процесс, и неважно с помощью чего — мела или Wi-Fi», — заключил министр.

Интерактивная доска в школе может быть очень полезным инструментом, помогающим учителю организовать работу в классе и подать материал в максимально наглядной форме. Но для этого необходимо правильно выбрать интерактивную доску — в школе к ней предъяляются гораздо более жесткие требования, чем в других организациях.

Мы профессионально занимаемся интерактивными досками разных производителей, и наш опыт позволяет сформулировать основные критерии, по которым можно выбрать интерактивную доску для школы.

Какой должна быть интерактивная доска для школы?

В нашем каталоге представлены интерактивные доски разных производителей, большинство из которых предназначены именно для использования в школе. Как выбрать, какую из этих досок купить?

Технические характеристики интерактивных досок для школ

  1. Вандалоустойчивая поверхность. Было бы неприятно купить интерактивную доску и через полгода столкнуться с необходимостью негарантийного ремонта за свой счет из-за повреждения поверхности. К счастью, большинство современных досок для школы распознают касания с помощью оптической технологии, которая позволяет производителям делать поверхность максимально прочной — и даже если она будет повреждена, на работоспособности доски это не скажется. Например, можно купить интерактивную доску Smart Board от одного из крупнейших производителей или выбрать интерактивную доску IQBoard от менее известного поставщика, или сэкономить и приобрести недорогую доску Eliteboard — все они отличаются высокой вандалоустойчивостью.
  2. Большой размер. Оптимальный размер доски для школьного класса — примерно 77-80 дюймов. Обратите внимания, что производители считают диагональ по-разному, например, для досок Smart указывается размер рабочего пространства, а для досок IQBoard считается общий размер, с учетом боковых кнопок. Многие производители предлагают широкоформатные доски с большей диагональю, но купить доску меньше 77 дюймов — более сложная задача. Рекомендуем связаться с менеджером, чтобы уточнить, какие доски маленьких размеров есть в наличии.
  3. Распознавание нескольких касаний. Если интерактивная доска распознает несколько касаний, она позволяет организовать одновременную работу нескольких учеников у доски — функция, несомненно востребованная в школе. Сейчас можно приобрести такие доски как EliteBoard с поддержкой 10 касаний одновременно, но большинство производителей ограничиваются четырьмя касаниями, что вполне достаточно для школы. В средней и старшей школе с интерактивной доской едва ли будут работать три ученика одновременно, а для работы двоих с распознаванием жестов четырех касаний достаточно. Для начальной школы можно купить интерактивную доску Smart, распознающую 6 касаний. Главное, убедиться, что возможностей доски для групповой работы хватит для ваших задач, если она способна распознать больше касаний, это не будет недостатком.
  4. Управление любым предметом. Некоторые производители, такие как Activ Board выпускают доски, управляемые только специальными маркерами. Это допустимо для старшей школы, но для младших классов рекомендуем покупать сенсорные интерактивные доски — они есть в ассортименте любого из производителей.
  5. Качественное покрытие экрана. Не всегда есть возможность посмотреть на интерактивные доски перед покупкой и оценить отражающие способности экрана. Большинство досок, созданных для образовательных учреждений делаются достаточно матовыми, чтобы при работе с проектором на их поверхности не появлялся блик, но не слишком, чтобы поверхность легко очищалась от любых загрязнений. Иногда производителям не удается найти компромисс между этими требованиями, но такие модели в нашем каталоге не представлены.

Программное обеспечение интерактивных досок для школы

Большинство моделей современных интерактивных досок комплектуется программным обеспечением, разработанным специально для школ. Перед покупкой интерактивной доски обязательно нужно изучить возможности ее программного обеспечения. Помимо разного набора функций, программное обеспечение может иметь разный интерфейс.

Если вы уже использовали интераткивные доски SMART Board, вы можете купить интерактивную доску IQBoard и легко освоите ее, но освоение доски ActivBoard потребует больше усилий.

Как купить интерактивную доску для школы?

Кому-то проще самостоятельно изучить все варианты, кому-то — проконсультироваться со специалистом, чтобы чувствовать увереность в своем выборе. На нашем сайте вы можете просто заказать выбранную модель, изучить материалы по интерактивным доскам и сопутствующему оборудованию, — а можете позвонить или написать нам и получить консультацию специалиста.

Естественно, мы зарегистрированы на портале поставщиков и участвуем в конкурсах и осуществляем прямые поставки.

Вне зависимости от того, каким способом вы планируете покупать интерактивную доску, обратите внимание на то, что позволит вам включить интерактивную доску в работу максимально быстро и эффективно. Мы предлагаем установку интерактивных досок и комплексов, обучение работе с интерактивными досками для сотрудников школ и готовые образовательные ресурсы для интерактивных досок.