Инструкция 162 по бюджетному учету

Хорошо знакомые бухгалтерам государственного сектора инструкции по бюджетному (бухгалтерскому) учету вновь претерпели изменения. И это вполне логично: с 1 января 2019 года вступили в силу 5 очередных Федеральных стандартов, и изменился порядок применения статей (подстатей) КОСГУ. Этими актами и были приведены в соответствие бюджетные (бухгалтерские) инструкции. А чтобы вы были «на волне» последних изменений, мы подготовили обзор обновленных Инструкций № 157н, 162н, 174н, 183н.

«Виновники» изменений

Изменения в инструкции по бюджетному (бухгалтерскому) учету были внесены следующими нормативными актами:

  • в Инструкцию № 157н — Приказом Минфина России от 28.12.2018 № 298н;
  • в Инструкцию № 162н — Приказом Минфина России от 28.12.2018 № 297н;
  • в Инструкцию № 174н — Приказом Минфина России от 28.12.2018 № 299н;
  • в Инструкцию № 183н — Приказом Минфина России от 28.12.2018 № 300н.

Каждый из перечисленных Приказов был официально опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» 30 января 2019 года. Учитывая, что нормативные Правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении 10 дней *(1) после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу, Приказы о внесении изменений в инструкции по бюджетному (бухгалтерскому) учету вступят в силу 10 февраля 2019 года.

В то же время данные Приказы и, соответственно, изменения в инструкции применяются при формировании учетной политики и показателей бюджетного (бухгалтерского) учета, начиная с 2019 года. Об этом сказано в преамбуле каждого из названных приказов.

Изменения в Инструкцию № 157н

Инструкция № 157н является «общей» и применяется учреждениями всех типов. В нее были внесены следующие интересные изменения:

1. Из Инструкции № 157н были исключены некоторые нормы, которые теперь прямо регулируются положениями вступивших в силу Федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. В нормах Инструкции № 157н, однако, остались отсылы на конкретные федеральные стандарты.

К примеру, теперь порядок формирования учетной политики регулируется исключительно Федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (п. 6 Инструкции № 157н). А учет операций в иностранной валюте осуществляется в рамках Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (п. 13 Инструкции № 157н).

В п. 18 Инструкции № 157н осталось минимальное количество информации об исправлении ошибок. Данная операция теперь регулируется Федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». В то же время в п. 18 обновленной Инструкции № 157н указывается на то, что бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет подлежат обособлению в учете и отчетности в отдельном Журнале по прочим операциям, содержащим отметку «Исправление ошибок прошлых лет».

2. В п. 333 Инструкции № 157н дополнен перечень примеров учитываемого на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» имущества, полученного учреждением в пользование, не являющегося объектами аренды. Это:

  • имущество казны и иное имущество, полученное на безвозмездной основе, как вклад собственника (учредителя);
  • имущество, которым по решению собственника (учредителя) пользуется учреждение (орган власти) при выполнении возложенных на него функций (полномочий), без закрепления права оперативного управления;
  • имущество, полученное в безвозмездное пользование в силу обязанности его предоставления (получения), возникающей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
  • объекты, по которым сформированы капитальные вложения, но не получено право оперативного управления. Отметим, что ранее такой нормы не было, но специалисты финансового ведомства указывали на такой порядок отражения капитальных вложений до полученного права оперативного управления в разъяснениях (Письмо Минфина России от 11.11.2016 № 02-06-10/66367).

Этот пункт не только указывает на то, какие объекты нужно отражать на забалансовом счете 01, но и помогает принять решение о невозможности отнесения того или иного имущества к объектам учета аренды.

Новые счета учета

Когда появился новый порядок применения статей (подстатей) КОСГУ, утвержденный Приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, многие бухгалтеры госсектора задались вопросом: на какой же счет относить те или иные доходы, расходы, для которых предусмотрены новые статьи (подстатьи) КОСГУ? Ответ на него содержится в приказах о внесении изменений в инструкции. А именно:

1. Используемые тем или иным типом учреждений государственного сектора счета приведены в Приложении № 1 к Приказу Минфина России № 162н (используется, в частности, казенными учреждениями, органами власти и местного самоуправления), Приложении № 1 к Приказу Минфина России № 174н (для бюджетных учреждений) и в Приложении № 1 к Приказу Минфина России № 183н (для автономных учреждений).

Обратите особое внимание на новые перечни счетов. Они значительно дополнены так же, как и подстатьи КОСГУ. При выборе конкретного аналитического счета учета, зная подстатью КОСГУ, не забывайте старое доброе правило: наименование аналитического счета и подстатьи КОСГУ, как правило, практически совпадают.

Итак, значительно были дополнены субсчета счетов 206 00, 208 00, 302 00. К примеру, теперь не просто появились новые счета, такие, например, как 0 302 14 00 «Расчеты по прочим несоциальным выплатам персоналу в натуральной форме», соответствующий подстатье 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме » КОСГУ, но даже счета с буквами. Например, счет 0 302 4А 000 «Расчеты по безвозмездным перечислениям иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора) на продукцию», соответствующий подстатье 24А «Безвозмездные перечисления иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора) на продукцию».

Отметим, что в инструкциях по бюджетному (бухгалтерскому) учету часто указываются группировочные счета. Поэтому имейте в виду перечень возможных применяемых конкретным типом учреждений счетов и используйте их, исходя из экономического содержания операции.

2. Изменены аналитические группы синтетического счета объектов учета счета 205 00 «Расчеты по доходам» (п. 199 Инструкции № 157н). В частности:

  • по группе 10 отражаются не только расчеты по налоговым доходам, как прежде, но и по таможенным платежам и страховым взносам на обязательное социальное страхование;
  • группы 50 и 60 переименованы с учетом положений Порядка № 209н в «Расчеты по безвозмездным денежным поступлениям текущего характера» и «Расчеты по безвозмездным денежным поступлениям капитального характера» соответственно.

3. Забалансовый счет 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» переименован в новой редакции Инструкции № 157н в «Сомнительную задолженность» (п. 339 Инструкции № 157н). И по тексту инструкции задолженность неплатежеспособных дебиторов именуют уже сомнительной. То есть в связи с изменениями произошла и смена данного понятия.

Безвозмездные поступления объектов нефинансовых активов

В целях соответствия положений Инструкций по бюджетному (бухгалтерскому) учету нормам Порядка № 209н изменились проводки по безвозмездному поступлению нефинансовых активов в учреждения, а также оприходованию неучтенных объектов по результатам инвентаризации*(2).

Обратите внимание: в некоторых бухгалтерских записях в инструкциях по бюджетному (бухгалтерскому) учету указаны группировочные коды КОСГУ, например, статья 190 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления» КОСГУ. Но при отражении операции в учете бухгалтеру нужно выбрать уже конкретный код КОСГУ для отражения его в 24-26 разрядах номера счета 401 10 (п. 21 Инструкции № 157н).

Анализ п. 9.9 Порядка № 209н позволяет сделать вывод, что подстатьи статьи 190 детализированы:

  • по типу передающей стороны: сектор государственного управления и организации государственного сектора, организации (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора), физические лица, нерезиденты;
  • по характеру поступлений: текущий или капитальный.

Что относится к сектору государственного управления и организациям государственного сектора, указано в п. п. 2, 5 Порядка № 209н, а с остальными типами передающей стороны все понятно. Что относится к поступлениям капитального и текущего характера, указано в п. 7 Порядка № 209н. В частности, вложения в основные средства, нематериальные и непроизведенные активы относятся к поступлениям капитального характера, а в материальные запасы — текущего характера.

Покажем описанное на примерах.

1. Казенное учреждение получает безвозмездно от другого казенного учреждения, подведомственного тому же ГРБС, комплект мебели. В бюджетном учете отразится следующая запись:

  • Дебет КРБ 1 101 36 310 Кредит КРБ 1 304 04 310

2. За бюджетным учреждением закрепляется на праве оперативного управления оборудование, относящееся к иному движимому имуществу. В бухгалтерском учете следует сделать следующую запись:

  • Дебет 4 101 34 310 Кредит 4 401 10 195

3. Автономному учреждению от физического лица передается в дар постельное белье. В бухгалтерском учете данный факт отразится следующей записью:

  • Дебет 2 105 35 000 Кредит 2 401 10 193

4. По результатам проведенной инвентаризации в казенном учреждении было выявлено неучтенное имущество — микроволновая печь. В бюджетном учете отразится следующая запись:

  • Дебет КРБ 1 101 36 310 Кредит КДБ 1 401 10 199

5. Бюджетному учреждению ООО безвозмездно передает компьютеры. В бухгалтерском учете отразится корреспонденция:

  • Дебет 2 101 34 310 Кредит 2 401 10 196

Итак, мы окунулись в нововведения инструкций по бюджетному (бухгалтерскому) учету. Однако, это далеко не все, что поменялось. Поэтому в последующих статьях мы будем еще не раз обращаться к интересным изменениям и разбирать их на примерах.

Опубликовано 08.02.2019

Инструкция 157н с последними изменениями

Ссылка на файл: >>>>>> http://file-portal.ru/Инструкция 157н с последними изменениями/

Ошибка 404
Изменения в учете объектов непроизведенных активов
Приказ Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (с изменениями и дополнениями)

Ошибка Страница недоступна. Возможно, она была переименована или искомый документ был удален из базы.

Сырная лепешка рецепт из дрожжевого теста
Синяки при беременности причины
Сталкер чистое небо где найти тайник сталкеров
Подготовлены изменения к Инструкции № 157н
Сваты серия где они в лагере
Заказать чаванпраш из индии
Потливость ног у женщин причины
Инструкция 157н по бюджетному учету в 2017 году с изменениями
Сколько стоит стентирование сосудов сердца в москве
Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению (с изменениями на 16 ноября 2016 года)
Ключевые слова для сайта автоматически
Можно ли делать татус гепатитомс
Сколько времени варить сосиски молочные
Подготовлены изменения к Инструкции № 157н
Расписание автостанции новоясеневская москва

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 10 февраля 2019 г. — Приказ Минфина России от 28 декабря 2018 г. N 297Н

Изменения применяются при формировании учетной политики и показателей бюджетного учета, начиная с 2019 г.

См. предыдущую редакцию

2. Учреждения, финансовые органы при ведении бюджетного учета руководствуются федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н 1, Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкцией по его применению, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н 2, с учетом положений настоящей Инструкции.

При ведении бюджетного учета учреждениями, финансовыми органами в 18 разряде номера счета бюджетного учета применяются коды вида финансового обеспечения (деятельности) 1 — деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность), 3 — средства во временном распоряжении.

При ведении бюджетного учета в учреждениях, финансовых органах применяются корреспонденции счетов бюджетного учета в соответствии с Инструкцией. При отсутствии в Инструкции корреспонденций счетов бюджетного учета по операциям, подлежащим отражению в бюджетном учете, финансовые органы, главные распорядители бюджетных средств имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей Инструкции.

При формировании 1-17 разрядов номера счета Плана счетов бюджетного учета учреждениями, финансовыми органами указываются коды (составные части кодов) бюджетной классификации Российской Федерации применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего (отчетного) финансового года в соответствии с приложением N 2 к настоящей Инструкции, если иное не предусмотрено настоящей Инструкцией.

В разрядах с 1 по 17 номера счета синтетического учета Рабочего плана счетов отражаются нули, если иное не предусмотрено настоящей Инструкцией.

По счетам аналитического учета счета 010000000 «Нефинансовые активы», за исключением счетов аналитического учета счетов 010600000 «Вложения в нефинансовые активы», 010700000 «Нефинансовые активы в пути», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг», а также по счету 020135000 «Денежные документы» и по корреспондирующим с ними счетам 040120000 «Расходы текущего финансового года» (040120240, 040120250, 040120270, 040120280), 030404000 «Внутриведомственные расчеты» в 5 — 17 разрядах номера счета отражаются нули, если иное не предусмотрено целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества.

В 1 — 17 разрядах номера счета аналитического учета счета 020400000 «Финансовые вложения» и корреспондирующим с ними соответствующими счетами аналитического учета счета 040120200 «Расходы текущего финансового года» указываются нули, если иное не предусмотрено целевым назначением соответствующих активов.

По счетам аналитического учета счета 020700000 «Расчеты по кредитам, займам (ссудам)», отражающих сумму основного долга по кредитам, займам (ссудам), в 15 — 17 разрядах номера счета отражается аналитический код поступления, соответствующий коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 640 «Уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам».

По счетам аналитического учета счета 030100000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам», отражающих сумму основного долга по кредитам, займам (ссудам), в 15 — 17 разрядах номера счета отражается аналитический код выбытия, соответствующий коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 810 «Уменьшение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу» или 820 «Уменьшение задолженности по внешнему государственному долгу».

По счетам аналитического учета счета 030401000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение» в 1 — 17 разрядах номера счета отражаются нули.

При формировании операций раздела 6 «Порядок учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями» Инструкции в 1 — 17 разрядах номера счета 030404000 «Внутриведомственные расчеты» отражаются показатели, соответствующие 4-20 разрядам кода бюджетной классификации. В 1 — 17 разрядах номера счета 040130000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» отражаются нули.

В 5 — 14 разрядах номера счета аналитического учета счета 040160000 «Резервы предстоящих расходов» и по корреспондирующими с ними счетам 040120000 «Расходы текущего финансового года» указываются нули, если иное не предусмотрено целевым назначением соответствующих обязательств.

В 15 — 17 разрядах номера счета аналитического учета счета 040160000 «Резервы предстоящих расходов» и корреспондирующих с ним счетами 040120000 «Расходы текущего финансового года» при возникновении обязательств, подлежащих исполнению по исполнительному документу по искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также по судебным актам о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджетов, до момента выяснения (уточнения) источника образования задолженности, уточнения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены выплаты по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года, величины обязательства, подлежащего исполнению, указывается с целью обособления указанных обязательств код вида расходов 830 «Исполнение судебных актов», в 24-26 разрядах — код операций сектора государственного управления (КОСГУ) 290 «Прочие расходы», с последующим их уточнением на соответствующие коды составных частей бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с характером требования по исполнительному документу. Уточнения аналитических счетов учета обязательств по исполнительным документам осуществляется путем отражения по счетам бюджетного учета внутреннего перемещения.

По счетам аналитического учета счетов 020100000 «Денежные средства учреждения», 020981000 «Расчеты по недостачам денежных средств» в 15 — 17 разрядах номера счета отражаются нули.

Аналитические коды в номере счета Рабочего плана счетов в учете финансового органа отражают:

в 1 — 17 разрядах номера счета плана счетов классификационный признак поступлений и выбытий, соответствующий разрядам с 1 по 17 кода классификации доходов бюджетов, расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов, по которому осуществляется операция, по исполнению бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

в 24 — 26 разрядах номера счета плана счетов — вид поступлений, выбытий объекта учета, соответствующий разрядам с 18 по 20 кода классификации доходов бюджетов (аналитическая группа подвида доходов бюджетов), расходов бюджетов (код вида расходов), источников финансирования дефицитов бюджетов (аналитическая группа вида источников финансирования дефицитов бюджетов), по которому осуществляется операция по исполнению бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

в разрядах с 1 по 17, с 24 по 26 номера счета 040230000 «Результат прошлых отчетных периодов по кассовому исполнению бюджета» Рабочего плана счетов отражаются нули;

в разрядах с 1 по 17, с 24 по 26 номера счета 021100000 «Внутренние расчеты по поступлениям», 021200000 «Внутренние расчеты по выбытиям», 030800000 «Внутренние расчеты по поступлениям», 030900000 «Внутренние расчеты по выбытиям» Рабочего плана счетов отражаются нули.

Финансовым органам, учреждениям разрешается введение дополнительных аналитических кодов в счета Плана счетов бюджетного учета для получения дополнительной информации, необходимой внутренним, внешним пользователям бюджетной отчетности.

Кроме того, при отсутствии в настоящей Инструкции типовых корреспонденций счетов бюджетного учета финансовые органы, главные распорядители бюджетных средств имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей указанной Инструкции.

При завершении текущего финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бухгалтерского учета очередного финансового года не переходят, если иное не предусмотрено целевым назначением выделенных средств.

По счетам аналитического учета счета 010000000 «Нефинансовые активы» при формировании остатков на начало текущего финансового года, за исключением счетов аналитического учета счетов 010600000 «Вложения в нефинансовые активы», 010700000 «Нефинансовые активы в пути», в 5-17 разрядах номера счета указываются нули.

В целях получения дополнительной информации, необходимой внутренним, внешним пользователям бюджетной отчетности, а также в соответствии с требованиями главного администратора бюджетных средств, финансового органа, в целях управленческого учета учреждения, финансовые органы в 1 — 17 разрядах номера счета, в которых Инструкцией предусмотрены нули, отражают соответствующие коды бюджетной классификации в порядке, предусмотренном их учетной политикой.

1933bkk/ .com

В преддверии годовой инвентаризации финансовое ведомство уточняет требования к ее проведению. Подготовлены изменения в текст п. 20 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н. Приказ Минфина России от 27 сентября 2017 г. №148н с соответствующими поправками уже передан на регистрацию в Минюст.

Во-первых, будет прямо указано, что инвентаризацию надо проводить в отношении любых объектов бухгалтерского учета, в том числе на забалансовых счетах. Обратите внимание, в ходе инвентаризации надо проверить даже наличие имущества, числящегося на забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)». Порядок проведения этих проверок надо описать в учетной политике. Например, определить дату и время, когда сотрудники лично предъявят имущество инвентаризационной комиссии.

Ознакомиться с пошаговой инструкцией по проведению инвентаризации, а также с порядком отражения ее результатов в учете, можно в «Энциклопедии решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Во-вторых, в новой редакции Инструкции 157н будет уточнен порядок отражения в отчетности результатов инвентаризации. Теперь указано, что в годовом отчете надо отразить результаты инвентаризации, проведенной «в целях составления» этой отчетности. Даже если инвентаризационная комиссия подписала протоколы и акты годовой инвентаризации в январе, ее результаты надо учесть при составлении отчетности за истекший год. Ранее использовалась формулировка «перед составлением отчетности» и на этом основании некоторые проверяющие не признавали подписанные в январе материалы инвентаризации в качестве документов, подтверждающих достоверность годового отчета.

В статье будет рассмотрен порядок бюджетного учета материальных запасов бюджетными учреждениями, не являющимися получателями субсидий в рамках выполнения государственного (муниципального) задания в 2011 г.

Общие положения

Порядок бюджетного учета материальных запасов регулируется Приказами Минфина России от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция N 157н) и от 06.12.2010 N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция N 162н).

Напомним, что Инструкция N 157н содержит общие положения по ведению бухгалтерского учета бюджетными, казенными и автономными учреждениями, в том числе учета материальных запасов. В развитие указанного нормативного акта разработана Инструкция N 162н, предназначенная для применения:

  • органами государственной власти (государственными органами);
  • органами местного самоуправления;
  • органами управления государственными и территориальными внебюджетными фондами;
  • государственными (муниципальными) казенными учреждениями;
  • государственными академиями наук;
  • иными юридическими лицами, согласно законодательству РФ осуществляющими бюджетные полномочия получателей бюджетных средств;
  • бюджетными учреждениями до принятия федеральными органами исполнительной власти, субъектами РФ, органами местного самоуправления решения о предоставлении им субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ согласно п. 1 ст. 78.1 БК РФ.

Объект учета

Условия отнесения товарно-материальных ценностей к материальным запасам не претерпели значительных изменений по сравнению с правилами, действовавшими в 2010 г. Как и ранее, к ним относятся предметы, используемые в деятельности бюджетного учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, готовая продукция, товары для продажи. Кроме того, с 01.01.2011 к материальным запасам относятся следующие материальные ценности независимо от их стоимости и срока службы (п. 99 Инструкции N 157н):

  • лесные дороги, подлежащие рекультивации;
  • постельное белье и постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, спальные мешки и т.п.) и иной мягкий инвентарь;
  • готовые к установке строительные конструкции и детали (металлические, железобетонные и деревянные конструкции, блоки и сборные части зданий и сооружений, сборные элементы; оборудование для отопительной, вентиляционной, санитарно-технической и иных систем (отопительные котлы, радиаторы и т.п.);
  • оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки. К оборудованию, требующему монтажа, относится оборудование, которое может быть введено в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам зданий и сооружений, а также комплекты запасных частей такого оборудования. При этом в состав оборудования включаются и контрольно-измерительная аппаратура или иные приборы, предназначенные для монтажа в составе установленного оборудования, и другие материальные ценности, необходимые для строительно-монтажных работ;
  • инвалидная техника и средства передвижения для инвалидов;
  • драгоценные и другие металлы для протезирования;
  • спецоборудование для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, приобретенное по договорам с заказчиками для обеспечения выполнения условий договоров до передачи его в научное подразделение;
  • материальные ценности специального назначения.

В соответствии с п. 21 Инструкции N 162н для учета операций с материальными запасами применяются следующие группировочные счета:

  • 0 105 30 000 «Материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»;
  • 0 105 40 000 «Материальные запасы — предметы лизинга».

Учет операций с материальными запасами ведется на следующих счетах:

Наименование счета Объект учета
0 105 31 000
«Медикаменты и
перевязочные средства —
иное движимое имущество
учреждения»
Медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные
препараты, сыворотки, вакцины, кровь,
перевязочные средства и т.д.
0 105 32 000 «Продукты
питания — иное движимое
имущество учреждения»
Продукты питания, продовольственные пайки,
молочные смеси, лечебно-профилактическое питание
и т.д.
0 105 33 000
«Горюче-смазочные
материалы — иное
движимое имущество
учреждения»
Все виды топлива, горючих и смазочных материалов:
дрова, уголь, торф, бензин, керосин, мазут,
автол и т.д.
0 105 34 000
«Строительные материалы
— иное движимое
имущество учреждения»
Все виды строительных материалов:
— силикатные материалы (цемент, песок, гравий,
известь, камень, кирпич, черепица), лесные
материалы (лес круглый, пиломатериалы, фанера и
т.п.), строительный металл (железо, жесть, сталь,
цинк листовой и т.п.), металлоизделия (гвозди,
гайки, болты, скобяные изделия и т.п.),
санитарно- технические материалы (краны, муфты,
тройники и т.п.), электротехнические материалы
(кабели, лампы, патроны, ролики, шнуры, провода,
предохранители, изоляторы и т.п.), химико-
москательные (краска, олифа, толь и т.п.)
и другие аналогичные материалы;
— готовые к установке строительные конструкции
и детали (металлические, железобетонные и
деревянные конструкции, блоки и сборные части
зданий и сооружений, сборные элементы);
оборудование для отопительной, вентиляционной,
санитарно-технической и иных систем (отопительные
котлы, радиаторы и т.п.);
— оборудование, требующее монтажа и
предназначенное для установки. К оборудованию,
требующему монтажа, относится оборудование,
которое может быть введено в действие только
после сборки его частей и прикрепления
к фундаменту или опорам зданий и сооружений,
а также комплекты запасных частей такого
оборудования. В состав оборудования включаются
и контрольно-измерительная аппаратура или другие
приборы, предназначенные для монтажа в составе
установленного оборудования, и другие
материальные ценности, необходимые для
строительно-монтажных работ
0 105 35 000 «Мягкий
инвентарь — иное
движимое имущество
учреждения»
Белье (рубашки, сорочки, халаты и т.п.);
постельное белье и принадлежности (матрацы,
подушки, одеяла, простыни, пододеяльники,
наволочки, покрывала, спальные мешки и т.п.);
одежда и обмундирование, включая спецодежду
(костюмы, пальто, плащи, полушубки, платья,
кофты, юбки, куртки, брюки и т.п.); обувь,
включая специальную (ботинки, сапоги, сандалии,
валенки и т.п.); спортивная одежда и обувь
(костюмы, ботинки и т.п.); прочий мягкий
инвентарь.
В состав специальной одежды входят специальная
одежда, специальная обувь и предохранительные
приспособления (комбинезоны, костюмы, куртки,
брюки, халаты, полушубки, тулупы, различная
обувь, рукавицы, очки, шлемы, противогазы,
респираторы, другие виды специальной одежды).
Предметы мягкого инвентаря маркируются
материально ответственным лицом в присутствии
руководителя учреждения или его заместителя и
работника бухгалтерии специальным штампом
несмываемой краской без порчи внешнего вида
предмета с указанием наименования учреждения,
а при выдаче предметов в эксплуатацию
производится дополнительная маркировка
с указанием года и месяца выдачи их со склада.
Маркировочные штампы должны храниться
у руководителя учреждения или его заместителя
0 105 36 000 «Прочие
материальные запасы —
иное движимое имущество
учреждения»
— спецоборудование для научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ, приобретенное
по договорам с заказчиками для обеспечения
выполнения условий договоров до передачи его
в научное подразделение;
— молодняк всех видов животных и животные на
откорме, птицы, кролики, пушные звери, семьи пчел
независимо от их стоимости;
— приплод молодняка при наличии в учреждениях
рабочего скота;
— посадочный материал;
— реактивы и химикаты, стекло и химпосуда,
металлы, электроматериалы, радиоматериалы
и радиодетали, фотопринадлежности, подопытные
животные и прочие материалы для учебных целей
и научно-исследовательских работ, драгоценные
и другие металлы для протезирования, а также
инвалидная техника и средства передвижения для
инвалидов;
— хозяйственные материалы (электрические
лампочки, мыло, щетки и др.), канцелярские
принадлежности (бумага, карандаши, ручки, стержни
и др.);
— посуда;
— возвратная или обменная тара (бочки, бидоны,
ящики, банки стеклянные, бутылки и т.п.), как
свободная (порожняя), так и с материальными
ценностями;
— корма и фураж (сено, овес и др.), семена,
удобрения;
— книжная, иная печатная продукция, кроме
печатной продукции, предназначенной для продажи,
а также библиотечного фонда и бланочной продукции
строгой отчетности (бланков ценных бумаг,
квитанционных книжек, голограмм, аттестатов,
дипломов, удостоверений, трудовых книжек
(вкладышей к ним) и др., изготовленных
типографским способом по форме, утвержденной
правовым актом органа власти, содержащей номер,
серию, имеющих степень защиты и специальные
требования по их хранению, выдаче и уничтожению
(далее — бланки строгой отчетности));
— запасные части, предназначенные для ремонта
и замены изношенных частей в машинах
и оборудовании, транспортных средствах, объектах
производственного и хозяйственного инвентаря;
— материалы специального назначения;
— иные материальные запасы
0 105 37 000 «Готовая
продукция — иное
движимое имущество
учреждения»
Продукция, изготовленная в учреждении для целей
продажи
0 105 38 000 «Товары —
иное движимое имущество
учреждения»
Материальные ценности, приобретенные учреждением
для продажи
0 105 39 000 «Наценка
на товары — иное
движимое имущество
учреждения»
Торговая надбавка (скидка)
0 105 44 000
«Строительные материалы
— предметы лизинга»
Строительные материалы, являющиеся предметом
договора финансовой аренды (лизинга)
0 105 46 000 «Прочие
материальные запасы —
предметы лизинга»
Прочие материальные запасы, являющиеся предметом
договора финансовой аренды (лизинга)

В Письме Минфина России от 29.12.2010 N 02-06-07/5396 приведена таблица соответствия Плана счетов бюджетного учета, утвержденного Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» (далее — Инструкция N 148н), Плану счетов бюджетного учета, утвержденному Приказом Минфина России N 162н. На с. 47 представлена таблица соответствия Планов счетов бюджетного учета по учету материальных запасов, применяемых в 2010 и 2011 гг.

Таблица соответствия Планов счетов бюджетного учета по учету материальных запасов, применяемых в 2010 и 2011 годах

План счетов 2010 г. План счетов 2011 г.
Инструкция N 148н Инструкции N 157н и N 162н
Наименование
счета
Номер счета Номер счета Номер счета
Материальные
запасы
0 105 00 000 Материальные
запасы
0 105 00 000
0 105 30 000
Материальные
запасы —
иное
движимое
имущество
учреждения
0 105 40 000
Материальные
запасы —
предметы
лизинга
Медикаменты и
перевязочные
средства
0 105 01 000 Медикаменты и
перевязочные
средства
0 105 31 000
Продукты питания 0 105 02 000 Продукты питания 0 105 32 000
Горюче-смазочные
материалы
0 105 03 000 Горюче-смазочные
материалы
0 105 33 000
Строительные
материалы
0 105 04 000 Строительные
материалы
0 105 34 000 0 105 44 000
Мягкий инвентарь 0 105 05 000 Мягкий инвентарь 0 105 35 000
Прочие
материальные
запасы
0 105 06 000 Прочие
материальные
запасы
0 105 36 000 0 105 46 000
Материальные
запасы (в части
ценностей,
предназначенных
для реализации)
0 105 01 000,
0 105 02 000,
0 105 05 000,
0 105 06 000
Товары 0 105 38 000
Аналога нет Наценка на
товары
0 105 39 000
Готовая
продукция
0 105 07 000 Готовая
продукция
0 105 37 000

Принятие материальных запасов к учету

Материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости. При этом определение фактической стоимости материальных запасов зависит от условия их получения. Так, фактической стоимостью материальных запасов, приобретенных за плату, признаются (п. 102 Инструкции N 157н):

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей;
  • таможенные пошлины и иные платежи, связанные с приобретением материальных запасов;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материальные запасы, в соответствии с условиями договора;
  • суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки. Если в сопроводительном документе поставщика указано несколько наименований материальных запасов, то расходы по их доставке (в рамках договора поставки) распределяются пропорционально стоимости каждого наименования материального запаса в их общей стоимости;
  • суммы, уплачиваемые за доведение материальных запасов до состояния, в котором они пригодны для использования в запланированных целях (подработка, сортировка, фасовка и улучшение технических характеристик полученных запасов, не связанных с их использованием);
  • иные платежи, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов.

Обратите внимание! Согласно п. 103 Инструкции N 157н если бюджетное учреждение осуществляет централизованные закупки материальных запасов и (или) торговую (производственную) деятельность, то затраты, произведенные по заготовке и доставке материальных запасов до центральных (производственных) складов (баз) и (или) грузополучателей, включая страхование доставки, могут не включаться в фактическую стоимость приобретаемых материальных запасов, а относиться к расходам на финансовый результат текущего финансового года при условии отражения указанного порядка в своей учетной политике. Необходимо отметить, что Инструкцией N 148н указанное право предусмотрено не было.

Фактическая стоимость материальных запасов при их изготовлении самим учреждением определяется исходя из затрат, связанных с изготовлением данных активов (в порядке, определенном в учетной политике учреждения). В указанную стоимость не включается сумма общехозяйственных и иных аналогичных расходов, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением (изготовлением) материальных запасов.

Фактическая стоимость материальных запасов, остающихся у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Оприходование материальных запасов отражается в регистрах бюджетного учета на основании первичных учетных документов (накладных поставщика и т.п.) (п. 22 Инструкции N 162н). В тех случаях, когда имеются расхождения с данными документов поставщика, составляется Акт о приемке материалов (ф. 0315004).

Учет операций по поступлению материальных запасов ведется в соответствии с содержанием хозяйственной операции:

  • в журнале операций по выбытию и перемещению материальных активов — в части операций принятия к учету материалов, товаров по сформированной фактической стоимости (в сумме фактических вложений) и операций по увеличению фактической (балансовой) стоимости материалов (оборудования, учитываемого в составе материалов, и т.п.) на сумму фактических затрат по их дооборудованию, модернизации;
  • в журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками либо в журнале операций расчетов с подотчетными лицами — в части операций поступления материальных запасов по фактической стоимости их приобретения (изготовления);
  • в журнале по прочим операциям — по иным операциям поступления объектов материальных запасов.

Аналитический учет материальных запасов ведется по их группам (видам), наименованиям, сортам и количеству в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения.

Аналитический учет материальных запасов, продуктов питания, молодняка животных и животных на откорме ведется на карточках количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041).

Аналитический учет продуктов питания ведется в Оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035). Записи в оборотной ведомости по нефинансовым активам производятся на основании данных Накопительной ведомости по приходу продуктов питания (ф. 0504037) и Накопительной ведомости по расходу продуктов питания (0504038). Ежемесячно в Оборотной ведомости по нефинансовым активам подсчитываются обороты и выводятся остатки на конец месяца.

Учет разбитой посуды ведется материально ответственными лицами в Книге регистрации боя посуды (ф. 0504044).

Аналитический учет молодняка животных и животных на откорме ведется по видам и возрастным группам (животных на откорме — только по видам) в Книге учета животных (ф. 0504039).

Аналитический учет готовой продукции, товаров, переданных на реализацию, ведется обособленно.

Материально ответственные лица ведут учет материальных запасов в Книге (Карточке) учета материальных ценностей (ф. 0504042, 0504043) по наименованиям, сортам и количеству.

Формы указанных регистров бюджетного учета утверждены Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Перемещение и списание материальных запасов

Учет операций по выбытию и перемещению материальных запасов ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Отражение в учете операций по перемещению материальных запасов внутри учреждения, передаче их в эксплуатацию осуществляется в регистрах аналитического учета материальных запасов путем изменения материально ответственного лица на основании следующих первичных документов:

Списание материалов и продуктов питания производится на основании:

  • Меню-требования на выдачу продуктов питания (ф. 0504202);
  • Ведомости на выдачу кормов и фуража (ф. 0504203);
  • Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210);
  • Путевого листа (ф. 0340002, 0345001, 0345002, 0345004, 0345005, 0345007), применяющегося для списания в расход всех видов топлива;
  • Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230);
  • Акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143), применяющегося для списания мягкого инвентаря и посуды. При этом списание посуды производится на основании данных Книги регистрации боя посуды (ф. 0504044).

Выбытие (отпуск) материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости. Выбранный способ необходимо закрепить в учетной политике и применять в течение финансового года непрерывно.

Обратите внимание! Единица бухгалтерского учета материальных запасов выбирается учреждением самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением (п. 101 Инструкции N 157н). Выбранный способ определения единицы материальных запасов необходимо закрепить в учетной политике бюджетного учреждения. В зависимости от характера материальных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материальных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п. Необходимо отметить, что Инструкцией N 148н указанное право предусмотрено не было.

Выбытие материальных запасов в размере естественной убыли производится на основании актов с отражением в расходах текущего финансового года, а выбытие материальных запасов в результате хищений, недостач, потерь — на основании надлежаще оформленных актов с отражением стоимости материальных ценностей на уменьшение финансового результата текущего финансового года с одновременным предъявлением к виновным лицам сумм причиненного ущерба.

Корреспонденция счетов по поступлению и выбытию материальных запасов

Приведем корреспонденцию счетов по учету материальных запасов, опираясь на Приложение 1 к Инструкции N 162н.