Инструктаж по безопасности труда санитарии и гигиены

2.4. Производственная санитария, гигиена труда и личная гигиена

Трудовая деятельность человека проходит в различной производственной среде, важной характеристикой которой являются санитарно-гигиенические условия. Влияние санитарно-гигиенических условий и самих трудовых процессов на здоровье человека и его работоспособность изучает наука, получившая название «Гигиена труда».

Гигиена труда устанавливает нормы и требования, выполнение которых необходимо для создания здоровых условий труда.

Практическое использование результатов исследований гигиены труда входит в задачу производственной санитарии, которая рассматривает вопросы устройства, оборудования и содержания производственных помещений и предприятий в целом. Она устанавливает требования к производственным помещениям, территории, планировке населенных мест. Применительно к производственным помещениям производственная санитария разрабатывает требования к отоплению, освещению, вентиляции и т. д.

Кроме гигиены труда необходимо соблюдать личную гигиену. В узком понимании к личной гигиене относят соблюдение режима дня, питания, труда и отдыха, а также гигиенический уход за кожей тела, гигиеническое содержание нательного и постельного белья, верхней одежды, обуви и других предметов бытовой и производственной обстановки. Выполнение правил личной гигиены имеет большое значение для предотвращения заболеваемости и травматизма. Нарушение правил личной гигиены может повлиять не только на здоровье данного человека, но и на здоровье окружающих, и служить причиной распространения инфекционных заболеваний, отравлений и даже несчастных случаев.

При создании здоровых и благоприятных условий труда учитывают различные санитарные нормы.

Согласно санитарным нормам проектирования под строительство производственных объектов выбирают площадку с относительно ровной поверхностью и некоторым уклоном для стока талых и дождевых вод. Уровень грунтовых вод должен быть ниже глубины траншей, подвалов и т. д. Производственные участки следует располагать с учетом естественных источников воды, существующих дорог и линий электропередачи. Производственный комплекс должен быть расположен ниже по рельефу и с подветренной стороны господствующих в этой местности ветров от жилья и общественных зданий с учетом организации санитарно-защитной зоны, необходимой для предупреждения распространения или заноса извне возбудителей инфекционных болезней и вредных производственных факторов, а также для создания лучшего микроклимата. Санитарно-защитная зона создается не только между населенным пунктом и производственным комплексом, а также между отдельными производственными объектами комплекса (вокруг них). Размер санитарно-защитной зоны зависит от вида производства.

На производственной территории здания строят на определенном расстоянии друг от друга для создания естественного освещения, проветривания, дальнейшего расширения производства, а также для изоляции, например, производства, опасного в пожарном отношении. На производственной территории устраивают дороги, пожарные подъезды, пешеходные дорожки и высаживают зеленые насаждения, особенно вокруг зданий с вредными производственными условиями. Вспомогательные помещения располагают вблизи производственных, но не ближе чем на 12 м. Обычно расстояния между зданиями принимают равными высоте противоположных зданий (до карниза). Санитарно-защитную зону нельзя использовать как зону отдыха и для оборудования на ней спортивных площадок.

Согласно ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны труда в РФ» проекты строительства и реконструкции производственных объектов должны соответствовать требованиям охраны труда. Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих органов государственного контроля и надзора за соблюдением требований охраны труда. Создание безопасных и безвредных условий труда, выполнение требований охраны труда и окружающей среды должно предусматриваться при проектировании, строительстве и эксплуатации объекта (ст. 215 ТК РФ).

Для приема готовности образовательных учреждений к новому учебному году постановлением (распоряжением) главы администрации города (района) создается приемная комиссия, в состав которой включаются представители:

территориального органа управления образованием;

санитарно-эпидемиологического надзора;

пожарного надзора;

органа общественного питания;

органа по труду;

хозяйственно-экслуатационной службы; профсоюзного органа.

Возглавляет приемную комиссию один из заместителей главы администрации города (района). До начала работы приемной комиссии в образовательных учреждениях должны быть завершены все работы по капитальному и текущему ремонту зданий и сооружений. Проверка готовности образовательных учреждений к новому учебному году должна быть закончена до 25 августа текущего года.

К акту приема готовности образовательного учреждения к новому учебному году прилагаются акты-разрешения на проведение занятий в учебных кабинетах, мастерских и спортивных залах.

Акт приема готовности образовательного учреждения к новому учебному году, акты-разрешения на ввод эксплуатацию оборудования в учебных мастерских и лабораториях, на проведение занятий в спортивных залах, в кабинетах физики, химии, биологии, информатики, основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) составляются в двух экземплярах, один из которых хранится в органе управления образованием, а второй остается в образовательном учреждении.

Если приемная комиссия считает, что образовательное учреждение недостаточно подготовлено, в акте следует точно указать, какие работы и в какие сроки должны быть выполнены.

Состояние территории образовательного учреждения. Земельный участок для образовательных учреждений должен иметь ограждение высотой не менее 1,8 м и вдоль него – зеленые насаждения. На территории должны быть освещены пешеходные дорожки, входные двери, игровые и спортивные площадки с подводкой электропитания к столбам подземным кабелем. Дверцы коммутационных люков на бетонных столбах должны быть постоянно закрыты. Площадь озеленения земельного участка должна составлять не менее 50 % его территории. На территории не должно быть древесного сухостоя, деревьев и кустарников с ядовитыми плодами, а также колючих кустарников. Деревья должны быть посажены не ближе 15 м, а кустарники не ближе 5 м от здания. Подходы к зданию не менее чем за 100 м, въезды и входы на участок, проезды и дорожки должны иметь твердое покрытие. В летнее время весь участок за 1–2 часа до прихода детей следует ежедневно убирать, траву, цветы, кустарники, игровые площадки и дорожки поливать водой. В зимнее время игровые площадки, дорожки, ступени лестниц необходимо ежедневно очищать от снега и льда и посыпать песком. Мусор следует систематически вывозить с территории учреждения, сжигать его на территории запрещается. В дошкольных образовательных учреждениях смена песка в песочных ящиках должна производиться не реже одного раза в месяц; на ночь песочные ящики должны закрываться крышками. Хозяйственная площадка должна быть изолирована от остальных зон, располагаться вблизи пищеблока, иметь твердое покрытие и отдельный въезд с улицы. Мусоросборники должны закрываться крышками и размещаться под навесом не ближе 25 м от здания. Все колодцы на территории должны быть закрыты крышками, а ямы должны иметь ограждение. Оборудование игровых и спортивных площадок должно быть исправно, надежно установлено и прочно закреплено. В зимнее время на карнизах крыш и водостоках должны отсутствовать сосульки, нависающий лед и снег.

Размер производственного помещения определяется количеством работающих. Обычно нормируют объем и площадь помещения. В здании кроме производственных помещений необходимо предусмотреть бытовые помещения: гардеробные, умывальные комнаты и т. д. В гардеробных должны быть шкафы для одежды на каждого работающего. Здания и оборудование производственных и бытовых помещений сооружают в соответствии со строительными нормами и правилами.

Сохранение здоровья работающего и успехи в труде во многом зависят от организации рабочего места. Рабочее место организуют с учетом вида выполняемых работ. В нужных случаях на рабочем месте должны быть предусмотрены устройства и приспособления для работы, хранения инструмента, посуды, приборов, материалов, запасных частей – верстаки, стеллажи, этажерки, тумбочки. Для работы с тяжелыми предметами рабочее место оборудуют подъемно-транспортными устройствами. В случае выполнения операций, сопровождающихся выделением пыли, паров, газов рабочее место оборудуется общей или местной вентиляцией: вытяжные шкафы, приспособления для местного отсоса пыли, газов.

Помещение и его оборудование должны быть не только в исправном состоянии, но и красивыми. Интерьер должен радовать глаз, поднимать настроение работающих. Нужно целесообразно и красиво расставить все оборудование и мебель, оставить проходы и проезды требуемой ширины. Большое значение для создания хороших условий труда имеет цветовое оформление помещений, производственного оборудования и мебели. При этом не следует допускать ни однотонности окраски, ни пестроты и чрезмерной яркости. Во время подбора цветов для окраски нужно учитывать климат, расположение помещения по отношению к частям света, наличие нагрузки на зрение, а также требования охраны труда – производственной санитарии и техники безопасности. На северной стороне стены помещения рекомендуется окрашивать красками теплых тонов (желтой, оранжевой, розоватой), на южной стороне – холодных тонов (синей, голубой). Успокаивающие тона – зеленый, желтый, голубой. Бодрящий тон – пурпурный, возбуждающий – красный.

Чтобы легче было распознавать опасные объекты, используют предохранительные цвета. Так, опасные детали машин окрашивают в черный цвет с желтыми полосами, внутренние поверхности опасных зон окрашивают в красный цвет. Кнопки управления оборудованием, например «Пуск», окрашивают в зеленый цвет, а кнопку остановки «Стоп» – в красный.

Вредные производственные факторы могут иметь естественное происхождение (климат) и могут возникать при выполнении работы; некоторые факторы могут возникнуть в результате ошибок при расчетах и изготовлении соответствующих объектов, а также из-за неисправности или отсутствии ухода при их эксплуатации (системы освещения, отопления, вентиляции). Вредные производственные факторы могут также возникнуть вследствие повреждения (неисправности) зданий, машин, аппаратов и другого оборудования, отсутствия или недостаточности санитарно-защитных зон.

Для оценки реальных условий на конкретных рабочих местах производят их обследование с целью разработки и проведения мероприятий по улучшению условий труда; в отдельных случаях – для выяснения возможности внедрения стандарта. При обследовании используют контрольно-измерительные приборы, результаты записывают в санитарно-технический паспорт. Санитарно-технический паспорт составляют ежегодно и согласовывают с профсоюзным комитетом предприятия, органами государственного надзора и утверждают приказом руководителя предприятия. На основании санитарно-технического паспорта на предприятии разрабатывают комплексные планы улучшения условий и охраны труда, санитарно-оздоровительных мероприятий.

Для сохранения здоровья и работоспособности работников важное значение имеет режим отдыха и питания. В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации или по соглашению между работником и работодателем. На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации.

На отдельных видах работ предусматривается предоставление работникам в течение рабочего времени специальных перерывов, обусловленных технологией и организацией производства и труда. Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации. Работникам, работающим в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях, а также грузчикам, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, и другим работникам в необходимых случаях предоставляются специальные перерывы для обогревания и отдыха, которые включаются в рабочее время. Работодатель обязан обеспечить оборудование помещений для обогревания и отдыха работников.

На работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. На работах в особо вредных условиях труда бесплатно по установленным нормам предоставляется лечебно-профилактическое питание. Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ.

Чтобы предотвратить неблагоприятное воздействие вредных производственных факторов на организм людей, необходимо подготовить работника к работе во вредных условиях, или исключить наличие вредных факторов в рабочей зоне, или обеспечить защиту от них. Если ни то ни другое не представляется возможным, следует ограничить уровень (концентрацию) вредных факторов или время их воздействия на работающего, т. е. организовать соответствующий режим работы. Для защиты работающих от вредных производственных факторов применяются в основном медико-профилактические и организационные мероприятия. Обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях в организации по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и др. К медико-профилактическим и санитарно-гигиеническим мероприятиям относятся также медицинские осмотры, имеющие целью не допустить к работе лиц, которым работа с вредными условиями по медицинским показаниям запрещена (больные, склонные к аллергическим заболеваниям, перенесшие хирургическую операцию, и т. д.). Работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят за счет работодателя обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников к выполнению поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования). Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других организаций проходят медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством РФ. В случае необходимости по решению органов местного самоуправления в отдельных организациях могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению медицинских осмотров (обследований). Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном Правительством РФ. В необходимых случаях применяется вакцинация – проведение различных прививок, чтобы вызвать иммунитет к заболеваниям в организме работника.

К медико-профилактическим мероприятиям относят также мероприятия по закаливанию организма, физиотерапевтические процедуры, производственную гимнастику, организацию профилактического питания, здорового отдыха и строгого соблюдения личной гигиены.

На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам выдаются сертифицированные средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства. Нормы выдачи таких средств утверждаются в установленном Правительством РФ порядке. Работодатель обязан за свой счет обеспечивать приобретение, выдачу работникам по установленным нормам, хранение, стирку, чистку, сушку, дезинфекцию, дегазацию, дезактивацию и ремонт специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеКоронавирусная инфекция COVID-19 продолжает распространяться по всему миру. Замедлить темп распространения и негативные последствия пандемии могут только карантинные мероприятия и обеспечение безопасных условий труда для сотрудников — тех, кому в это нелегкое и опасное время приходится работать в коллективе.

Работа в условиях карантинных мероприятий предполагает самоизоляцию людей для увеличения социальной дистанции. Для многих профессий возможен перевод работы на . Однако в большинстве областей деятельности полностью удаленная работа невозможна. Нельзя печь хлеб, строить дома, поддерживать общественный порядок или лечить людей, сидя дома.

Для организаций, продолжающих работу, встает задача обеспечения безопасных условий труда для сотрудников, которая предполагает:

  • проведение температурного контроля;
  • обеспечение средствами индивидуальной защиты (СИЗ);
  • обеспечение антисептиками, смывающими и обезвреживающими средствами (СиОС).

Очень важно снижать вероятность заражения сотрудников путем их изоляции (полной или частичной) от зараженной среды с помощью СИЗ или антисептической обработки самой среды с помощью СиОС.

и опубликовали рекомендации работникам и работодателям в условиях распространения коронавирусной инфекции: всем работникам, которым в соответствии со служебными обязанностями необходимо общаться в течение рабочего дня с большим количеством людей, рекомендуется носить средства индивидуальной защиты — маски и перчатки, регулярно обрабатывать руки антисептическими средствами. Работодателям рекомендуется обеспечить таких работников соответствующими средствами индивидуальной защиты, осуществлять температурный контроль сотрудников, контроль дезинфекции помещений, контроль наличия СИЗ и СиОС. Кроме того, в Москве и ряде других регионов России введен масочно-перчаточный режим перемещения граждан.

Маски, перчатки и антисептические средства уже перестают быть дефицитом. Многие предприятия, ранее выпускавшие совсем другую продукцию, начинают выпускать СИЗ и СиОС, их количество будет расти с каждым днем.

Сейчас перед работодателями встают вопросы, сколько необходимо приобрести СИЗ и СиОС, чтобы обеспечить безопасную работу организации и насколько хватит этого запаса.

Организации, в которых сотрудники и ранее работали во вредных и опасных условиях труда, уже хорошо знакомы с требованиями ст. 221 Трудового кодекса Российской федерации, предписывающей работодателю обеспечить таких сотрудников СИЗ и СиОС согласно установленным нормам. Теперь вопрос организации учета СИЗ и СиОС становится актуальным и для тех компаний, которые раньше об этом не знали или не задумывались.

Помощь в решении задач нормирования, планирования, расчета потребности, учета и контроля применения СИЗ и СиОС, проведения температурного контроля сотрудников могут оказать решения фирмы «1С». Организациям мы рекомендуем использовать продукт , разработанный совместно с компанией «ИНТЕРС». Продукт позволяет оперативно формировать потребности в обеспечении СИЗ и СиОС, составлять план их закупок, вести контроль их использования, вести учет проводимого температурного контроля. Возможна интеграция с вендинговыми аппаратами для выдачи СИЗ — выдача СИЗ без участия человека, отсутствие прямого контакта между людьми. Подсистема «Охрана труда» также входит в .

Так, например, при формировании норм выдачи СИЗ есть возможность воспользоваться интерактивным помощником.

Помощник подскажет, какие СИЗ положены для каждой должности:

При наличии норм и документов выдачи расчет потребности для подразделения происходит автоматизированно:

Все потребности подразделений консолидируются в общий план закупок по организации:

Функциональный блок «Охрана труда» внедрен и используется в компаниях различного масштаба и отраслей, среди которых: ПАО «Газпром нефть» (вертикально-интегрированная нефтяная компания, осуществляющая разведку и разработку месторождений нефти и газа, нефтепереработку, производство и реализацию нефтепродуктов), ОАО «Красцветмет» (один из крупнейших в мире производителей аффинированных драгоценных металлов, а также изделий из них), ООО «Зарубежнефть-добыча Харьяга», ООО «УРАЙ НПО-СЕРВИС», шахта «Чертинская-Коксовая» (ООО «ММК-Уголь»), ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО», ООО «Касимов-Древ».

Узнать больше о продукте «1С:Производственная безопасность. Охрана труда», заказать онлайн демонстрацию и выбрать партнера для покупки можно на .

Луганский колледж информационных технологий и предпринимательства

Предметная неделя цикловой комиссии электротехнического производства

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

БРЕИН-РИНГА ПО ПРЕДМЕТУ «ОХРАНА ТРУДА»

Разработаль:

Преподаватель спецдисциплин

Ю.А.Ковас

Председатель методической комиссии Л.С.Саух

Луганск 2016 г.

Вводная часть

Внеклассная работа играет важную психологическую роль в формировании конструктивной учебной мотивации обучающихся.

В мероприятиях должны принимать участие обучающиеся с самым различным уровнем учебной успеваемости – от отличников до ребят с низким уровнем успеваемости.

Когда неуспевающий обучающийся, имеющий определенные трудности с учебой и адаптацией в учебном коллективе, участвует во внеклассном мероприятии, он получает поддержку, одобрение, признание со стороны сверстников и преподавателей, переживают успех. Все это повышает самооценку, снижает тревогу, придает уверенность в собственных силах, настраивает на преодоление неизбежных учебных трудностей, повышает авторитет студента в группе.

Важной задачей педагога становится ориентация обучающихся на самосовершенствование, самовоспитание, развитие активности в учебном процессе.

Данная разработка формирует у обучающихся информационно-познавательной компетенции, пополняет словарный запас профессиональной терминологией по охране труда. Способствует формированию у учащихся «гибких» знаний, а также сложных умений оперировать знаниями при решении интеллектуально – практических заданий творческого характера. Воспитывает у обучающихся чувства ответственности, любви к выбранной профессии, здорового соперничества, толерантности, коммуникабельности, взаимопонимания.

Основная часть

Цели:

Обучающая: Формирование у учащихся информационно-познавательной компетенции.

Пополнение словарного запаса профессиональной терминологией и техническими данными по предмету «Охрана труда».

Развивающая: Формирование у учащихся «гибких» знаний, а также сложных умений оперировать знаниями при решении интеллектуально – практических заданий творческого характера.

Воспитательная: Воспитание у учащихся чувства ответственности, любви к выбранной профессии, здорового соперничества, толерантности, коммуникабельности, взаимопонимания.

Средства обучения:

1. Материально- техническое оснащение:

  • Компьютер.

  • Проектор.

  • Экран.

  • Плакаты

  • Стенды

2. Дидактическое обеспечение:

  • Презентация.

  • Кроссворд

Межпредметные связи:

  • Спецтехнология.

  • Материаловедение.

  • Электротехника.

  • БЖД

Литература

Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда. Издательство: Высшая школа. — 432 с.

Охрана труда. Универсальный справочник. Издательство: АБАК, 2009. — 560 с.

-Раздорожный А.А. Охрана труда и производственная безопасность. Издательство: Экзамен, 2007. — 512 с.

-Бобкова О.В. Охрана труда и техника безопасности. Обеспечение прав работника. Издательство: Омега-Л, 2008. — 290 с.

Ход мероприятия

1. Организационный момент

  • Приветствие .

  • Представление участников брейн-ринга.

  • Оглашение темы брейн-ринга.

  • Постановка целей брейн-ринга.

  • Объявление конкурсов.

  • Объяснение критериев оценивание.

Структура мероприятия

Ведущий Приветствует участников, жюри и гостей мероприятия.

Сегодня у нас необычное мероприятие, а брейн-ринг, в котором участвуют учащиеся групп «Слесарей по ремонту автомобиля; мастеров диагностики и налаживания электронного оборудования автомобильного транстпорта» группа №2 и №303 и «Электрогазосварщиков» группа №5 .

Капитаны команд представьте свои команды. (Капитаны представляются и объявляют названия команд).

Оценивать мероприятие будет жюри в составе:

Состав жюри:

1. Меренкова Елена Валерьевна- заместитель директора по УПР;

2. Пинчук Елена Алексеевна- старший мастер;

3. Саух Людмила Сергеевна- председатель методической комиссии электротехнического производства.

Ведущий : Оглашает тему и цель брейн-ринга.

Тема: Брейн-ринг по охране труда.

Цель: Пополнение словарного запаса профессиональной терминологией, историческими и техническими данными по предмету «Охрана труда».

Ведущий : Наш брейн-ринг по охране труда состоит из:

Конкурс на знание основных терминов.

Конкурс охрана труда в картинках

Конкурс «Разгадай кроссворд.»

Конкурс «Не повторяй ошибок!»

Конкурс «Чёрный ящик!»

Каждая команда за правильный ответ или выполненное задание получает бал. Над каждым заданием думает вся команда, право огласить решение команды дается тому, кого назовет капитан команды. По окончанию нашего брейн-ринга подсчитывают заработанное количество баллов, выигрывает та команда, которая заработала максимальное количество баллов.

Итак, переходим к соревновательной части нашего мероприятия.

Ведущий : КОНКУРС НА ЗНАНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

Каждой команде будут показаны слайды с основными понятиями и терминами по охране труда и их определением. Но определения будут не соответствовать понятиям и терминам. Ваша задача найти к каждому термину нужное определение. Отвечать будет капитан команды либо тог кого назначит капитан, время на размышление 10 секунд, если команда отвечает неправильно, то право ответить переходит следующей команде, которая подняла руку для ответа. За каждый правильный ответ 1 балл.

Итак мы начинаем!

Задания для первой команды:

Охрана труда-

условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего

Техника безопасности-

система правовых, социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопас­ность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда

Электробезопасность-

система организационных и техниче­ских мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на рабо­тающих опасных производственных факторов.

Вредные условия труда-

система организационных и технических мероприятий и средств, обеспечивающих защиту людей от вредного и опасного воздействия электрического тока,

Задания для второй команды:

Травма-

система организационных, ги­гиенических и санитарно-технических мероприятий и средств, предот­вращающих воздействие на работающих вредных производственных факторов

Пожарная безопасность-

совокупность факторов производственной сре­ды, оказывающей влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

Условия труда-

это повреждение тканей организма работника в результате действия опасных производственных факторов.

Производственная санитария-

состояние объекта, при котором ис­ключается возможность пожара, а в случае его возникновения пре­дотвращается воздействие на людей опасных факторов и обеспечива­ется защита материальных ценностей.

Задания для третьей команды:

Опасный производственный фактор-

такой фактор, воздей­ствие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья

Вредный производственный фактор-

такой фак­тор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности.

Физический фактор-

движущиеся машины и механизмы, острые кромки, высокое расположение рабочего места от уровня земли (пола), падающие с высоты или отлетающие предметы, повы­шенный уровень вредных аэрозолей, газов.

Химический фактор-

токсические вещества различного аг­регатного состояния: дихлорэтан, ацетон, бензол, ксилол, толуол и другие растворители; метан, углекислый газ, ацетилен, другие газы; лаки, краски, эмали; лекарственные средства; бытовые химикаты и многие другие химические вещества.

Ведущий Просим жюри огласить результаты (жюри объявляет результат).

Ведущий: КОНКУРС № 2: Охрана труда в картинках. Давайте вспомним некоторые правила по охране труда представленные в картинках. Ваша задача прокомментировать их. Комментировать картинки будут команды по очереди, на подготовку ответа дается 10 секунд. За каждый правильный комментарий команда получает 1 бал.

Ведущий :

МОЛОДЦЫ!!!!! Вы отлично справились с этим заданием. Повторили и закрепили знания, полученные вами на уроках «Охрана труда».

Все эти знания вы должны соблюдать и применять на практике и в своей дальнейшей трудовой деятельности.

Жюри объявите итоги за второй конкурс и общее количество баллов за два конкурса.

Ведущий : Следующий конкурс «Разгадай кроссворд.»

Каждой команде я раздам кроссворд по темам охраны труда. Ваша задача за 5 минут разгадать правильно кроссворд. После этого жюри проверит на сколько вы справились с этой задачей. На экране будет высвечен кроссворд с ответами. За каждое правильно разгаданное слово в кроссворде вы получаете 1 балл.

Ведущий: Следующий конкурс «Не повторяй ошибок!». На экране для каждой команды будет показан видеоролик. В котором есть нарушения по технике безопасности. Ваша задача найти эти нарушения. Время на размышления будет 3 минуты. После этого по очереди каждый капитан будет отвечать. Жюри будет оценивать данный конкурс, если посчитает, что все нарушения озвучены и ответ является полный, то команда получит максимум 5 баллов. (На экране по очереди показывают три видео ролика).

После ответов каждого капитана жюри обсуждает и объявляет сколько набрали баллов команды за данный конкурс и сколько всего за четыре конкурса.

Ведущий: Мы переходит к конкурсу «Чёрный ящик!». А теперь внимание что находится этом черном ящике и его назначение? За правильный ответ с пояснением назначения этого механизма команда получит 2 балла. Отвечает та команда, которая первая подняла руку.

Для того чтобы Вы лучше поняли, о чем идет речь, предлагаем Вам стихотворение:

Пеной
Доверху набит,
На огонь
Всегда сердит.
Как увидит,
Так стремится
На него
Дождем пролиться.

Ответ: «ОГНЕТУШИТЕЛЬ».

Назначение- переносное или передвижное устройство для тушения очагов пожара за счёт выпуска запасенного огнетушащего вещества.

Для команд, которые первые не разгадали загадку есть дополнительный вопрос, а значит есть возможность заработать 2 балла. Кто первый поднимает руку и правильно отвечает, получает баллы. Внимание вопрос «Когда и где был запатентован первый огнетушитель?»

Ответ: 7 февраля 1863 года в США!

Ведущий: Жюри объявите баллы за пять конкурсов.

Ведущий: У нас остался последний конкурс «Выполни задание!»

Капитаны каждой команды должны будут взять карточку-задание, прочитать вслух, что необходимо выполнить команде. Для выполнения задания 3 минуты. После этого по очереди каждая команда выполняет полученное задание. За правильно выполненное задание 2 балла.

Капитаны подходят к столу, выбирают любую карточку-задание, зачитывают вслух задание и возвращаются к команде для обсуждения выполнения задания.

Карточка-задание №1.

Оказание первой помощи пострадавшему от электрического тока (при напряжении до 1000 В)?

Ответ: -если пострадавший соприкасается с токоведущими частями, необходимо быстро освободить его от действия электрического тока. Прикасаться к человеку, находящемуся под напряжением, опасно для жизни. Поэтому нужно быстро отключить ту часть установки, которой касается пострадавший. При напряжении до 1000 В для отделения пострадавшего от токоведущих частей или провода следует воспользоваться канатом, палкой, доской или каким-либо другим сухим предметом, не проводящим электрический ток. Можно оттянуть пострадавшего от токоведущих частей за одежду, избегая при этом прикосновения к окружающим металлическим предметам и частям тела пострадавшего, не прикрытым одеждой. Для изоляции рук оказывающий помощь, особенно если ему необходимо коснуться тела пострадавшего, не прикрытого одеждой, должен надеть диэлектрические перчатки или обмотать руку шарфом, надеть на нее суконную фуражку, натянуть на руку рукав пиджака или пальто, накинуть на пострадавшего резиновый ковер, прорезиненную материю (плащ) или просто сухую материю. Можно также изолировать себя, встав на резиновый ковер, сухую доску или какую-либо не проводящую электрический ток подстилку, сверток сухой одежды и т.п. При отделении пострадавшего от токоведущих частей следует действовать одной рукой.

— уложить пострадавшего на спину на твердую поверхность;

— проверить наличие у пострадавшего дыхания (определить по подъему грудной клетки, запотеванию зеркала и пр.);

— проверить наличие пульса на лучевой стороне у запястья или на сонной артерии на переднебоковой поверхности шеи;

— выяснить состояние зрачка, широкий зрачок указывает на резкое ухудшение кровоснабжения мозга;

— вызов врача

Карточка-задание №2.

Оказание первой помощи при кровопотерях?

Ответ:

-В зависимости от величины кровеносного сосуда и характера его повреждения кровотечение можно остановить при помощи давящей повязки. Для этого, рану закрывают стерильным материалом и плотно забинтовывают. При этом сдавливают сосуды и кровотечение прекращается.

-Артериальное кровотечение, являющееся наиболее опасным, можно остановить, прижав пальцем артерию, согнув конечность в суставе, наложив жгут или закрутку. На теле человека имеется ряд точек, где можно сильным прижатием артерии к кости остановить кровотечение.

-При транспортировке пострадавшего наиболее приемлемые следующие способы: при отсутствии переломов кости кровотечение можно остановить сильным сгибанием конечности в суставе, для чего во впадину, в месте сгиба сустава, вкладывается матерчатый валик, сустав сгибается до отказа, и в таком положении конечность привязывают к туловищу.

При этом сдавливаются артерии, проходящие в месте сгиба, и кровотечение останавливается. Более надежно положение специальных резиновых жгутов или других предметов из резиновых материалов, которые сдавливают сосуды, приостанавливают кровотечение. Для предотвращения повреждения кожи жгут накладывают поверх какой-нибудь ткани, рукавов, брюк. Держать жгут следует не более 1,5 — 2 ч, так как дальнейшее нахождение жгута может привести к омертвлению обескровленной конечности. При отсутствии жгута для остановки кровотечения пользуются закруткой из нерастягивающегося материала (бинта, куска ткани, полотенца, веревки и т.п.).

Карточка-задание №3.

Первая помощи при ожогах?

Ответ:

Первая помощь: пострадавшего вынести из зоны действия высокой температуры. Воспламенившуюся одежду или горящие на теле вещества быстро загасить, прекратить доступ воздуха к горящему участку (закрыть плотной тканью, засыпать землей, песком), тлеющую одежду заливают водой. На пострадавшем с обширными ожогами части одежды надо обрезать и оставить на месте. Вскрывать пузыри и отрывать части одежды, прилипшие к местам ожогов нельзя! К обожженным участкам руками не притрагиваться. Обожженные места при­крыть чистой марлей или положить сухую ватно-марлевую повязку. При обширных ожогах пострадавшего укутывают в чистую простыню. Можно продезинфицировать повреждения, смочив их одеколоном.
Пострадавшего укутать в одеяло, напоить большим количеством жидкости, дать анальгин или амидопирин и немедленно перевезти в лечебное учреждение.
Ожоги возникают от воздействия на кожу высокой температуры (термические), а также от воздействия кислот и щелочей (химиче­ские), от воздействия электрического тока (электрические).
По тяжести различают четыре степени ожогов:
I — покраснение и отек кожи;
II — пузыри, наполненные плазмой крови;
Ш — струны, омертвление ткани;
IV — обугливание ткани.
При ожогах I степени обожженное место кожи промывают спиртом, одеколоном, водкой или слабым раствором марганцово-кислого калия.
При ожогах II и III степеней на пораженный участок кожи сле­дует наложить стерильную повязку. Нельзя вскрывать образовавшиеся пузырьки и отделять прилипшие куски одежды. Особую осторожность нужно проявлять при освобождении одежды обожженных участков тела. Рекомендуется в этом случае одежду и обувь снимать так, чтобы не содрать кожу и не загрязнить рану.
При ожогах глаз, вызванных воздействием электрической дуги, применяют примочки 2%-ггого раствора борной кислоты.
Участок кожи, обожженный кислотой или щелочью, обмывают струей холодной воды в течение 12…20 мин. Затем прикладывают примочку из содового раствора при ожогах кислотой, а при ожогах щелочью — из слабого раствора уксуса или борной кислоты (1 чайная ложка на 1 стакан).

Ведущий: Жюри объявите итоги нашего брейн-ринга.

Команда которая набрала максимальное количество баллов получит «5» баллов по предмету «Охрана труда».

Ведущие благодарят за работу участников и прощаются.

Самоанализ

Заключительная часть

Мероприятие достигло поставленных целей а именно: межпредметная связь с дисциплинами «Спецтехнология», «Материаловедение», «Основы электротехники, радио и микроэлектроники», «БЖД» Данная разработка основана на принципах: формирование у учащихся информационно-познавательной компетенции. Пополнение словарного запаса профессиональной терминологией, техническими данными по предмету «охраны труда» автослесаря и электрогазосварщика. Формирование у учащихся умений оперировать знаниями при решении интеллектуально – практических заданий творческого характера.

Учащиеся проявили ответственность, показали свои знания по изучаемым предметам, показали способность работать в команде. Проявили качества такие, как здоровое соперничество, толерантность, коммуникабельность, взаимопонимание.

Во внеклассном мероприятии было использовано много различных методов:

Интерактивные:

Словесные:

  • Беседа.

  • Пояснение.

  • Разъяснение.

Практические и наглядные:

  • Разгадывание загадки.

  • Разгадывание кроссворда

  • Практическое выполнение задания

  • Сопоставление термина с его определением

Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
Опасный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
Рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.
Сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) — документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.
Производственная деятельность — совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Следующая статья «
К тексту закона «