Инспекция

На встрече с журналистами 31 мая 2018 года начальник ФНС России Михаил Мишустин сообщил, что по результатам аналитической работы, т.е. без проведения налоговых проверок, в бюджет дополнительно поступило 12 млрд. рублей, что в 1,8 раза больше соответствующего периода прошлого года.

Как выстроена эта работа с точки зрения налогоплательщика и его защитников – налоговых адвокатов?

В налоговых органах аналитическая работа организуется с помощью автоматизированного комплекса АСК НДС (тестируется 4-я версия), аналитических ресурсов ФИР сведения Банка России, ФИР трансфертная цена, ФИР ЕГРЮЛ, ФИР таможня, ПК «ППА Отбор». В некоторых инспекциях используется аналитический ресурс Супераналитик, консолидирующий базу данных банковских выписок.

В 2017 году для обработки этой информации на местах в территориальных инспекциях созданы контрольно-аналитические отделы (в Москве, например). Их задачей является отработка расхождений между однодневками, доказывание схем по материалам, получаемым от контрольно-аналитических отделов других инспекций. С помощью вышеупомянутых ресурсов сотрудники контрольно-аналитических отделов выстраивают дерево связей, осуществляют выявление выгодоприобретателя налоговых схем с однодневками.

Перед контрольно-аналитическими отделами также стоит задача обеспечить «добровольное уточнение налоговых обязательств участниками «цепочки»». На практике реализации этой задачи, ее последствиях для налогоплательщика мы остановимся подробнее.

Как это отражается на налогоплательщике, как налогоплательщика заставляют «добровольно» сдавать уточненные налоговые декларации?

Во-первых, налогоплательщик получает требования о представлении документов (информации) в порядке ст. 93.1 вне рамок налоговой проверки. Существенной тенденцией является то, что контрольно-аналитической работой охватывается малый бизнес, и именно для малого бизнеса административная работа с налоговыми органами может стать непреодолимым препятствием в развитии. В Москве мы все чаще работаем с претензиями инспекции на сумму от 300 тыс. до 3 млн. рублей.

Обычно налогоплательщик исполняет требования инспекции в рамках камеральной проверки, ограниченной проверяемым налоговым (отчетным) периодом. По требованию вне рамок налоговой проверки по конкретной сделке истребуется вся документация за 3 года. Если ранее у инспекции возникали проблемы с идентификации конкретной сделки, то теперь, с помощью информации о счетах-фактурах по книгам покупок, отраженных в налоговых декларациях НДС, инспекция идентифицирует сделку по сведениям из налоговой декларации со ссылкой на счет-фактуру. При этом истребуются договоры, акты выполненных работ, исполнительная документация, товарные накладные, регистры налогового и бухгалтерского учета, деловая переписка, объяснения о заключении и исполнении договоров и т.п.

Количество и объем требований у инспекции ничем не ограничен, не существует никаких препятствий для направления таких требований в режиме «нон стоп». При этом суды зачастую рассматривают споры о неисполнении таких требований и привлечении к налоговой ответственности в пользу налоговых органов. В результате работа по исполнению неограниченного числа требований контрольно-аналитических отделов становится основной для компании или предпринимателя в ущерб основной коммерческой деятельности.

Во-вторых, инспекция не принимает налоговые декларации, поданные в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В качестве причины указывается на технические ошибки. Согласно п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ при представлении налоговой декларации НДС на бумажном носителе, такая декларация не считается представленной. После неудачных попыток представить налоговую декларацию, как правило, бухгалтер обращается в инспекцию, чтобы прояснить причины сбоев. В инспекции бухгалтера направляют в контрольно-аналитический отдел, а в этом отделе разъясняют следующее: они очень беспокоятся о безопасности налогоплательщика и им хотелось бы убедиться, что электронно-цифровая подпись действительно принадлежит организации, а не используется мошенниками. Поэтому руководитель организации должен лично явиться в контрольно-аналитический отдел и подтвердить свое существование и увидеть, как о нем заботится налоговая система.

В-третьих, руководителя организации вызывают на комиссию по финансово-хозяйственной деятельности для дачи пояснений в порядке пп. 4 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ. На этой комиссии происходит следующее. Руководителю демонстрируется схема, из которой видно, что он организовал уклонение от уплаты налогов. В некоторых инспекциях имеются доски и творчески настроенные инспекторы рисуют цветные схемы под завороженным взглядом налогоплательщики. В некоторых инспекциях демонстрируется экран компьютера с аналитикой АСК НДС. Далее директору предлагается на выбор 3 варианта. Первый – представить уточненную налоговую декларацию с предъявленным налогом к уплате. Второй – ожидать в ближайшие дни выездную налоговую проверку по всей деятельности организации или предпринимателя за последние 3 года, а также экономическую полицию. Третий – найти своего контрагента и привести его на допрос в инспекцию, представить сведения о перемещении товара, размещении его на складах контрагента, т.е. доказать реальность контрагента и исполнения им обязательств. Чтобы директор не скучал и не забывал об инспекции, такие вызовы приходят ему раз в неделю с обязательной явкой лично. Также один раз в день ему звонит инспектор и спрашивает, когда фирма заплатит налог.

В целом описанного выше достаточно, чтобы понять следующее. Налоговый орган обладает широкими полномочиями для воздействия на налогоплательщика и его должностных лиц. Эти полномочия налоговые органы активно используют и совершенствуют способы их применения. Воздействие на налогоплательщика эффективно. Бюрократическими методами несложно превратить жизнь предпринимателя в ад в интерьерах «Процесса» Франца Кафки. Уклонение от уплаты налогов влечет для руководителя уголовную ответственность, риск привлечения к субсидиарной ответственности. Налогоплательщик может снять эти риски путем добровольной уплаты налогов по взаимоотношениям с проблемным контрагентом. В реальности же уплата налога в предъявляемых суммах все чаще делает дальнейшую предпринимательскую деятельность нецелесообразной. Понимание предпринимателем ситуации вынуждает его к различным способам защиты, к которым можно отнести и коррупцию. Впрочем, это уже совсем другая история.

Какие законные способы используют налоговые адвокаты для защиты доверителя – налогоплательщика и снижения сумм претензий по налогам, будет описано в продолжении статьи.