Информация о доходах руководителей государственных учреждений

С 1 января 2020 года в РК вводится обязательное всеобщее декларирования доходов и имущества физическими лицами. Декларацию об активах и обязательствах представляют нижеуказанные физические лица являющимися на 1 января года представления декларации: резидентом РК, совершеннолетним гражданином РК, оралманом, лицом имеющим вид на жительство, иностранцем или лицом без гражданства (при наличии: имущества на территории РК или доля участия в жилищном строительстве) и лицом недостигшим совершеннолетия (при наличии: имущества на территории РК или доля участия в жилищном строитеьстве, суммы денег на счетах банков превышающим 1882-кратный МРП по всем вкладам, задолженности других лиц перед ним или задолженности перед другими лицами в размере свыше 5880 — кратный МРП) где отражаются информации о наличии в Республике Казахстан и за ее пределами:

1) имущества, подлежащего государственной или иной регистрации, а также имущества, по которому права и (или) сделки подлежат государственной или иной регистрации;

2) доли участия в жилищном строительстве;

3) денег на банковских счетах;

4) наличных денег, которые указываются в сумме, не превышающей предел 5880-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 31 декабря года, предшествующего году представления декларации об активах и обязательствах физического лица, за исключением денег, которые легализованы в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об амнистии граждан Республики Казахстан, оралманов и лиц, имеющих вид на жительство в Республике Казахстан, в связи с легализацией ими имущества»;

5) задолженности других лиц перед физическим лицом (дебиторской задолженности) и (или) задолженности физического лица перед другими лицами (кредиторской задолженности), за исключением задолженности банкам и организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций, созданным в соответствии с законодательством Республики Казахстан о банках и банковской деятельности в Республике Казахстан, — указывается в случае превышения совокупной суммы, равной 5880-кратному размеру месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 31 декабря года, предшествующего году представления декларации об активах и обязательствах физического лица, при наличии договора или иного документа, являющегося основанием возникновения обязательства или требования;

6) прочего имущества, указанного в пункте 4.

Приложения к декларации об активах и обязательствах предназначены для детального отражения информации о вышеуказанных сведениях, используемой налоговыми органами для целей налогового контроля.

Лица, на которых в соответствии с Законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции» возложена обязанность по представлению деклараций физических лиц, в приложениях к декларации об активах и обязательствах отражают также сведения о передаче имущества в доверительное управление, трасты.

В декларации об активах и обязательствах по желанию физического лица может быть указано другое имущество с учетом следующих требований:

1) драгоценные камни и драгоценные металлы, ювелирные изделия, изготовленные из них, и другие предметы, содержащие драгоценные камни и драгоценные металлы, а также произведения искусства и антиквариата указываются в случае превышения цены (стоимости) за единицу данного имущества 5880-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 31 декабря года, предшествующего году представления декларации об активах и обязательствах, и наличия документов, подтверждающих стоимость такого имущества;

2) биологические активы при наличии ветеринарного паспорта или иного документа, подтверждающего право собственности на такие активы;

3) культурные ценности в случае их внесения в Государственный реестр объектов национального культурного достояния в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан о культуре;

4) прочее имущество, не указанное в 1, при наличии документов, подтверждающих стоимость такого имущества, включая стоимость, определенную в отчете об оценке, проведенной по договору между оценщиком и налогоплательщиком в соответствии с законодательством Республики Казахстан об оценочной деятельности, и (или) подтверждающих право собственности на такое имущество.

Департамент государственных доходов по г.Астана

Жасулан Мантаев

Сделать они это должны до 30 апреля. Эти отчеты будут публичными. Их разместят на сайтах органов власти. И любой желающий сможет с ними ознакомиться, а также «накапать» на своего соседа — директора школы, если то, что написано в отчете, не соответствует тому, что соседи видят из окна.

Правило вводится впервые — в рамках борьбы с коррупцией.

Как рассказала журналистам директор департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России Марина Маслова, всего в стране 210 тысяч бюджетных учреждений всех уровней — государственных, региональных и муниципальных. Значит, до конца месяца должно быть подано 210 тысяч сообщений о доходах их руководителей.

Отчитываться они должны перед своим непосредственным работодателем — органом, с которым у них заключен трудовой договор.

То есть руководители всех муниципальных бюджетных учреждений — перед муниципальными властями, региональных организаций, соответственно, — перед региональными, а федеральные — перед центром.

При этом им дается время на то, чтобы скорректировать свои отчеты. «Если они в дальнейшем найдут ошибки или неточности в данных, то до 31 июля они эти сведения смогут уточнить», — пояснила Марина Маслова.

И уточнила еще одну деталь. Возможно, где-то в регионах отчеты будут приниматься не до 30 апреля, а более длительный срок. Поскольку жесткая дата — 30 апреля — установлена только для руководителей федеральных учреждений.

Региональным же и муниципальным властям рекомендовано придерживаться этой даты. Но в принципе они могут определить и другую. Порядок предоставления сведений о доходах руководителями региональных и муниципальных бюджетных учреждений утверждается нормативным правовым актом субъекта и местного самоуправления.

Причем власти должны разработать как правила предоставления отчетов, так и правила их проверки. Пока и те и другие правила полностью разработаны на региональном и муниципальном уровнях в 34 субъектах. В 64 готовы правила подачи данных. А вот как контролировать достоверность представленной информации, определилось еще малое количество регионов, поделились в минтруде. Но это и не так страшно. Пока идет заявочная кампания, у властей есть время доделать эту работу.

Как уточнили в минтруде, сведения о доходах не стоит путать с декларациями, которые в налоговую инспекцию предоставляют предприниматели. Бюджетники от этого освобождены.

Представленные сведения, скорее всего, не будут перепроверяться «поголовно». Скорее всего, это будет происходить, когда есть к тому предпосылки. В том числе с письменного обращения правоохранительных органов, общественных организаций, Общественной палаты, а также по следам публикаций в СМИ или обращений граждан.

Санкции за «лжесвидетельство» могут ограничиваться дисциплинарной ответственностью, предусмотренной Трудовым кодексом, от выговора до увольнения. А может все кончиться и уголовной ответственностью. Учредитель может подать заявление в правоохранительные органы, если окажется, что доходы начальника бюджетной организации куда выше его официальной зарплаты. Или есть серьезные расхождения в его среднем заработке со средний заработком работников учреждения. Напомним, сейчас установлена максимальная кратность 1 к 8.

Кстати, люди, только поступающие на должность руководителя бюджетного учреждения, тоже должны будут отчитываться о доходах.

Напомним, руководители федеральных государственных учреждений должны предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за себя, супругу (супруга) и несовершеннолетних детей ежегодно, не позднее 30 апреля согласно постановлению правительства РФ от 13.03.2013 N 208. Это касается всех бюджетных сфер — образования, здравоохранения, культуры и так далее. Отдельным постановлением утверждены правила проверки достоверности и полноты сведений, предоставляемых руководителями федеральных государственных учреждений и лицами, замещающими эти должности. Как ранее заявлял Дмитрий Медведев, это позволит создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей учреждений.