Информация достоверна если

29.02.2016 10:45:00

В соответствии с пунктом 10 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065, основанием для осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного служащего, соблюдения им ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке конкретными субъектами правоотношений.

Достаточность – это оценочная категория, она не может быть одинакова, например, в случае сообщения об угрозе террористического акта и в случае сообщения о расходах государственного служащего.

Поскольку в ряде федеральных законов с достаточностью информации связываются определенные действия, принятие решений, возникает вопрос о том, что следует считать в соответствующих правоотношениях достаточной информацией.

Согласно статье 4 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» наличие достаточной информации о том, что лицом, замещающим государственную должность (иным лицом), его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми совершена сделка по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) на сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, является основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лица, замещающего государственную должность (иного лица), а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Критериев достаточности данный закон не содержит, однако некоторые требования в отношении информации все же установлены. Так, не может служить основанием для принятия решения об осуществлении контроля и, соответственно, не может рассматриваться как достаточная информация анонимного характера, т.е. информация, не позволяющая установить направившего ее субъекта, независимо от ее достоверности.

Кроме того, определены границы достаточной информации с точки зрения ее содержательной стороны: она должна касаться сделок по приобретению перечисленных в статье объектов на установленную сумму. Если же информация касается иных сделок, то она также не рассматривается как достаточная.

Хоть критерии достаточности поступившей информации не определены, но их можно обособить в характеристики информации как объекту конкретных правоотношений. Речь идет о таких качествах информации, как достоверность, достаточность, полнота, актуальность и прочее. При этом требования к указанным характеристикам информации, не являющимся ее сущностными свойствами, могут значительно отличаться друг от друга в конкретных правоотношениях.

Уполномоченный орган, оценивая достаточность информации, учитывает имеющиеся обстоятельства, характер сведений и принимает один из двух вариантов решения, реализуя тем самым предоставленное законом право принятия самостоятельного решения.

Требование достаточности информации позволяет исключить необоснованные проверки, не имеющие под собой каких-либо оснований. В то же время полнота и достоверность на стадии, предшествующей контрольным мероприятиям, не могут быть обеспечены. Только контрольные мероприятия, их результаты позволят определить достоверность (или недостоверность) имеющейся информации, что и будет отражено в результатах проверки.

Возврат к списку

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

ПРИНЦИП ДОСТОВЕРНОСТИ ИНФОРМАЦИИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Устюжанина Евгения Валерьевна

Преподаватель кафедры информационного права Уральского государственного юридического университета (Екатеринбург), e-mail: y_e_@inbox.ru

В статье освещаются основные проблемы, связанные с определением понятия «достоверность информации», дается его краткая характеристика, обосновывается необходимость исследования достоверности информации как принципа информационного права. Автор рассматривает различные подходы к определению понятия «достоверность», а также его законодательное закрепление.

Ключевые слова: информация, достоверность, принцип информационного права

THE PRINCIPLE OF RELIABILITY OF INFORMATION: A PROBLEM STATEMENT

Ustyuzhanina Eugene

Ural State Law University (Yekaterinburg), e-mail: y_e_@inbox.ru

Key words: information, reliability, principle of information law

Информационное общество как новое качественное состояние общества несет в себе не только преимущества для личности, общества и государства, но и угрозы их интересам. В настоящее время стремительно развивающиеся информационные технологии используются во всех сферах жизни, существенно обновляя и модернизируя их. Информация нередко неадекватно отражает жизненные ситуации, но все же распространяется среди потребителей вне зависимости от их заинтересованности в ней. Сложность современного мира проявляется еще и в растущем числе источников информации, постоянно генерирующих и обновляющих огромное количество данных. В связи с этим возникает необходимость защиты интересов получателей информации.

Известно, что информация — важнейший ресурс общественного развития, поэтому актуальным и уместным представляется не только провозглашение в законодательстве принципа достоверности информации как исходного основания информационного права, но и его реализация. Это станет руководящим началом для укрепления правопорядка в информационной сфере и правовым средством, препятствующим распространению, получению и использованию недостоверной информации.

Наравне с положениями о свободе и доступности информации, закрепленными в Конституции РФ, важной составляющей современного общества является норма о достоверности создаваемой и представляемой информации. Так, в ст. 42 Конститу-

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

ции РФ закреплено право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Важнейшими конституционными ценностями признаются право на честь, достоинство, деловую репутацию, которые могут быть ущемлены путем распространения недостоверной информации.

Благодаря праву граждан на достоверную информацию человек может выяснить, как каждое ведомство на местах расходует свой бюджет, по какому принципу устанавливается плата за обучение в университете, каков размер жалованья государственного служащего и пр.

Информация с точки зрения ее сущности — это образ существующей действительности, отраженный в сознании человека, выраженный в символьной форме с целью ориентации и адаптации в жизни1. Для объективной ориентации и удачной адаптации человека в жизненном пространстве все многообразие информации должно отражаться в сознании человека в соответствии с действительностью, т. е. достоверно. В противном случае информационный образ формируется в сознании искаженно, а человек при этом может быть дезориентирован в жизненных ситуациях.

Достоверность информации — неотъемлемый элемент общественных отношений, особенно когда объектами таких отношений выступают материальные и нематериальные блага естественного и искусственного характера.

Достоверность информации допустимо рассматривать с кибернетической точки зрения, т. е. с позиции определения места и сущности информации в процессе управления любой системой, особенно при соотношении системы и среды ее существования. В этом контексте особое значение придается достоверности информации о системе и ее противоположности — дезинформации (сознательно допустимой или нет — это другой вопрос), когда создается полностью искаженная информационная картина системы2.

Достоверность можно рассматривать с объективной и субъективной сторон. С объективной стороны достоверность — это понятие, характеризующее знание как твердо установленное, исключающее сомнение, а с субъективной стороны — форма осознания истины человеком (распространение этой истины среди других)3. Следовательно, после осознания и принятия для себя какой-либо информации за достоверную субъект становится источником этой информации для других субъектов.

Определение информации как образа существующей действительности относится к пониманию достоверности с объективной стороны, поскольку в нем отражен такой признак, как «существующая действительность», означающий объективную реальность, еще не искаженную субъективным восприятием человека. Достоверность в этом случае определяется как то, что соответствует действительности, она тождественна понятию «истина».

Американский философ Р. Рорти высказался по этому поводу так: «Мир находится по ту сторону человеческого ума, но его описания — по эту. Только эти описания и могут быть истинными или ложными»4.

В словарях термин «достоверный» толкуется как соответствующий действительности, точный, подлинный. Причем слова «достоверный» и «достоверно» образо-

2 Подробнее см.: Могилевский В. Д. Методология систем: вербальный подход. М., 1999. С. 100-124.

3 Филатов В. П. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М., 2009.

4 Рорти Р. Случайность, ирония, солидарность. М., 1996. С. 24.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

ваны путем присоединения первой части сложных слов «досто…», обозначающей «высоко…» и «весьма»1, к словам «верный» и «верно» — «соответствующий истине, правильный, точный» и «уверенное утверждение, действительно»2.

Словарь В. Даля дает наиболее развернутое толкование словам «верный» и «верно», которые определяют содержание понятия «достоверность». По В. Далю, верный — это «неложный, правдивый, точный, истинный, подлинный, достоверный», а верно — «достоверно, истинно, правдиво, точно, несомненно, неложно». Наконец, слово «верность» В. Даль толкует как «свойство верного, правдивость, надежность, точность, исправность, истина»3.

В других словарях указывается, что достоверность — это форма существования истины, обоснованной каким-либо способом (например, экспериментом, логическим доказательством). Авторы философского энциклопедического словаря подчеркивают, что достоверность — это характеристика знания как обоснованного, доказательного, бесспорного, истинного. Создатели краткой философской энциклопедии, не связывая достоверность с истинностью, указывают: «Достоверность — убеждение, основанное на знании и исключающее всякое сомнение». Достоверность может быть субъективной (в вере), объективной (в науке), непосредственной (основанной на созерцании, собственном восприятии, собственном переживании — интуитивная достоверность) или опосредованной, исторической или логической (полученной посредством сообщения или мышления)4.

Учитывая изложенное, хотелось бы отметить возможную дискуссионность вопроса тождественности понятий «достоверность» и «истина».

О достоверности информации также можно судить исходя из характеристики источника этой информации. Если ему доверяют, то доверяют и информации, представляемой им, а потому принимают эту информацию как достоверную. Из-за этого в жизни случается немало разочарований. Это касается, например, информации, представляемой средствами массовой информации. Ведь не всегда само СМИ является первоисточником информации, чаще оно просто выступает посредником в ее передаче. Даже из различных официальных источников может поступать противоречивая информация.

Например, исследуя конфликты, занимаясь управлением ими, необходимо всегда оценивать степень достоверности информации, на основе которой принимаются те или иные решения. Достоверность определяется степенью информированности искомого источника; степенью его подготовленности; подтвержденностью оценок и выводов научными фактами; подтвержденностью информации практикой5.

Достоверность как требование закона и как принцип информационного права закреплена в п. 6 ст. 3 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»6. Наличие в законодательстве этой нормы способствует формированию

1 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 2-е изд., испр. и доп. М., 1994. С. 173.

2 Там же. С. 71.

3 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М., 2002. Т. 1: А — З. С. 332.

5 Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога. СПб., 2006. С. 63.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

сознательного отношения граждан к ее соблюдению. Известно, что законодательное закрепление принципов оказывает и определенное воздействие на должностных лиц, а именно способствует более правильному соблюдению закона и интересов граждан. Так, в Доктрине информационной безопасности в числе национальных интересов обозначено «доведение до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации и ее официальной позиции по социально значимым событиям в стране и мире»1.

В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы не раз упоминается необходимость получения, сохранения, производства и распространения именно достоверной информации, также в качестве целей формирования информационного пространства, основанного на знаниях, предусмотрены обеспечение прав граждан на объективную, достоверную, безопасную информацию и создание условий для удовлетворения их потребностей в постоянном развитии, получении качественных и достоверных сведений, новых компетенций, расширении кругозора2.

В российском законодательстве встречается немало упоминаний о достоверности. Так, в ст. 11 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»3 достоверность предоставляемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления названа требованием, предъявляемым при обеспечении доступа к информации о деятельности обозначенных органов. Закон «О СМИ» требует проверять достоверность как сообщаемой журналисту информации (п. 8 ст. 47), так и сообщаемой им информации (п. 2 ст. 49)4. ФЗ «О рекламе»5 в п. 1 ст. 5 устанавливает общее требование к рекламе: «Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются». Кроме того, в п. 3 ст. 5 содержится разъяснение того, что понимается под недостоверной рекламой: таковой признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения.

Однако законодатель не приводит четкого определения, что же такое «достоверность», как ее установить. До сих пор в текстах официальных документов и нормативных правовых актов ответа на эти вопросы нет.

Законодатель в процессе правотворческой деятельности должен руководствоваться принципом достоверности, т. е. осознавать, достоверность какой информации особенно важна, какие виды информационной деятельности могут подвергаться ограничениям или запретам при выявлении искажения действительности и т. д.

Для обоснования значимости данного принципа следует заметить, что существует объективная необходимость не только в широкой доступности правовой информации, но и в ее достоверности. В ст. 29 Конституции РФ закреплено право граждан на информацию, а также на доступ к информации. Целесообразно полагать, что законодатель закрепил такое право относительно именно достоверной информации.

1 Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 // СЗ РФ. 2016. № 50. Ст. 7074.

2 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201705100002.

3 Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ // СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 776.

4 О средствах массовой информации: Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 // Рос. газ. 1992. 8 февр.

5 О рекламе: Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 // СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1232.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

Однако на практике иногда оказывается иначе. Так, через социальные сети в свете последних террористических событий распространяется много непроверенной, откровенно ложной информации. Результатом этого становится нарастающая паника.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Достоверность информации, предоставляемой и распространяемой неопределенному кругу лиц, находится на совести распространителя. Речь идет об осознанных действиях по распространению информации (не всегда достоверной). Идеологические убеждения субъекта не могут быть объектом критики как недостоверные сведения, а вот заведомое искажение информации, например о политической ситуации, возможно только с целью обмана.

Ценность достоверности информации (как требования) проявляется не только на бытовом уровне, но и в правотворческой, правоприменительной деятельности. Поэтому требуется глубокое изучение с этической и юридической сторон понятия достоверности для выявления его сущности и содержания, а также понимания как принципа права.

Поскольку роль достоверности как требования и условия существования информации качественно меняется, то необходимо теоретически осмыслить все компоненты принципа достоверности информации как исходного основания правового регулирования общественных отношений. Актуальность научного исследования обусловлена и тем, что этот принцип в настоящее время является преимущественно декларативным и не обеспеченным достаточной системой информационно-правовых средств его реализации на практике. Необходимость закрепления в законе принципа достоверности информации объясняется не только социально-правовыми аспектами, но и необходимостью обеспечения рационального и эффективного использования информационных технологий.

Библиография

Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога. СПб., 2006.

Большой толковый словарь русского языка. СПб., 1998.

Большой энциклопедический словарь / гл. ред. Н. М. Прохоров. М.; СПб., 2000.

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М., 2002. Т. 1: А — З.

Краткая философская энциклопедия. М., 1994.

Могилевский В. Д. Методология систем: вербальный подход. М., 1999.

О рекламе: Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 // СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1232.

О средствах массовой информации: Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 // Рос. газ. 1992. 8 февр.

О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы: Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201705100002.

Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ // СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 776.

Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 // СЗ РФ. 2016. № 50. Ст. 7074.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 2-е изд., испр. и доп. М., 1994.

Рорти Р. Случайность, ирония, солидарность. М., 1996.

Словарь современного русского литературного языка: в 20 т. М., 2003. Т. 4.

Советский энциклопедический словарь. М., 1981.

Филатов В. П. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М., 2009.

Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

Ancupov A. Ya., Shipilov A. I. Slovar’ konfliktologa. SPb., 2006.

Bol’shoj ehnciklopedicheskij slovar’ / gl. red. N. M. Proxorov. M.; SPb., 2000. Bol’shoj tolkovyj slovar’ russkogo yazyka. SPb., 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.