Информационное письмо росфинмониторинга 50

СМЫСЛОВ П.А.:

Агентство недвижимости и росфинмониторинг: какие сделки с недвижимым имуществом подлежат обязательному контролю?

(опубликовано на www.smyslovy.ru 23.08.2016)

Напомним нашим читателям, что в соответствии с п. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» подлежит обязательному контролю сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.

По вопросу представления сведений о сделках с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю Росфинмониторинг еще в 2013 году выпустил Информационное письмо от 02.08.2013 №30 «О разъяснении отдельных вопросов по предоставлению сведений о сделках с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю, субъектами Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», не являющимися кредитными организациями».

Воспроизведем некоторые актуальные до сих пор положения вышеуказанного письма Росфинмониторинга №30, немного сократив и упростив их без потери смысла для удобства наших читателей, а также приведя некоторые практические примеры по ним.

Что следует считать датой совершения сделки с недвижимым имуществом для целей представления сведений о ней в Росфинмониторинг?

В соответствии с действующим законодательством РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента государственной регистрации сделки. Поэтому если сделка с недвижимым имуществом подлежит государственной регистрации, датой совершения такой сделки в целях Федерального закона №115-ФЗ следует считать дату государственной регистрации этой сделки. Сведения о такой сделке, зарегистрированной в установленном порядке, должны быть представлены в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем ее регистрации.

В случае, если сделка не подлежит государственной регистрации, в том числе в случае, если государственной регистрации подлежит только переход права собственности на недвижимое имущество, то обязанность организации представить информацию в Росфинмониторинг возникает с момента заключения договора. Сведения о такой сделке должны быть представлены в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем подписания договора, в рамках которого совершается сделка с недвижимым имуществом.

Так, например, обычный договор купли-продажи недвижимого имущества не подлежит государственной регистрации (государственной регистрации подлежит только переход права собственности на недвижимое имущество по нему), поэтому отчет ФЭС 1-ФМ в Росфинмониторинг о такой сделке должен быть представлен в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем подписания договора сторонами, в рамках которого совершается сделка с недвижимым имуществом. А вот договор долевого участия в строительстве, подлежит государственной регистрации, поэтому ФЭС 1-ФМ в Росфинмониторинг о такой сделке должны быть представлены в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем ее регистрации.

Каким образом представить сведения о сделке с недвижимым имуществом, подлежащей государственной регистрации, если у субъекта Федерального закона №115-ФЗ отсутствует возможность в установленный срок получить информацию о дате государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом?

В случае, если организация или предприниматель не имеет возможности получить информацию о дате государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом в день или в течение следующих трех дней после ее регистрации (такое, например, бывает, когда регистрирующий орган анонсировал регистрацию сделки на одну дату, а по факту произвел ее гораздо раньше), то при заполнении ФЭС 1-ФМ в разделе «Сведения об операции» в графе «Дата совершения операции» следует указывать дату государственной регистрации сделки, а в графе «Дата выявления операции» — дату получения информации о регистрации сделки, подтвержденную соответствующими документами.

Для исключения возможности возникновения подозрений в умышленном затягивании сроков представления информации в Росфинмониторинг субъекту Федерального закона №115-ФЗ следует обеспечить хранение у себя документов и информации, свидетельствующих о фактических сроках выявления такой сделки.

Относятся ли сделки с недвижимым имуществом, совершаемые в рамках договора участия в долевом строительстве, к сделкам, подлежащим обязательному контролю?

По мнению Росфинмониторинга заключение договора участия в долевом строительстве будет подлежать обязательному контролю. При этом датой совершения операции будет являться дата государственной регистрации указанного договора.

Аналогичные требования, по мнению Росфинмониторинга, распространяются и на договор об уступке права (требования) по договору участия в долевом строительстве, и на договор участия в долевом строительстве, заключенный с лицом, к которому перешли права и обязанности по такому договору, т.к. данные договоры, исходя из анализа положений Федерального закона №214-ФЗ, также можно отнести к сделкам, подлежащим обязательному контролю, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 3 000 0000 рублей.

Относятся ли сделки с недвижимым имуществом, совершаемые в рамках договора паенакопления, к сделкам, подлежащим обязательному контролю, в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ?

По мнению Росфинмониторинга договор паенакопления, заключенный на сумму, равную либо превышающую 3 000 000 рублей можно отнести к сделкам, подлежащим обязательному контролю.

Учитывая, что договор паенакопления не подлежит государственной регистрации, информация о таком договоре должна быть представлена в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем его подписания.

Кроме того, по мнению Росфинмониториинга, обязательному контролю подлежит сделка по договору купли-продажи пая в жилищном (жилищно-строительном) кооперативе, равно как и по договору об уступке права (требования) по договору паенакопления, сумма которого равна или превышает 3 000 000 рублей.

Подлежит ли договор аренды недвижимого имущества обязательному контролю?

Сделка с недвижимым имуществом, совершаемая в рамках договора аренды, будет подлежать обязательному контролю в случае, если условиями данного договора предусмотрен выкуп арендуемого недвижимого имущества, и сумма сделки равна или превышает 3 000 000 рублей.

На всякий случай еще раз обратим внимание наших читателей на то, что речь здесь идет о договоре аренды, предусматривающем выкуп (!) арендуемого недвижимого имущества.

В рамках договора аренды недвижимого имущества также могут совершаться иные операции, подлежащие обязательному контролю в соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ.

Росфинмониторинг также обращает внимание на то, что если у работников организации или предпринимателя на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, организация и предприниматель обязаны представить соответствующую информацию в Росфинмониторинг независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ.

Если договор аренды недвижимого имущества, подлежащий обязательному контролю, заключен на неопределенный срок и в нем не указана общая сумма арендных платежей, с какого момента у организации возникает обязанность проинформировать Росфинмониторинг о такой сделке?

Если в договоре аренды недвижимого имущества, предусматривающем выкуп арендуемого недвижимого имущества (обратите внимание на то, что речь идет о договоре аренды с условием о выкупе арендуемого недвижимого имущества), общая сумма сделки не указана и договор заключается на неопределенный срок, а сумма каждого арендного платежа меньше 3 000 000 рублей, то каждый раз, как только общая сумма платежей достигает 3 000 000 рублей, у субъекта Федерального закона №115-ФЗ возникает обязанность представить информацию об указанной сделке в Росфинмониторинг как об операции, подлежащей обязательному контролю. При формировании ФЭС 1-ФМ о такой операции в графе «Основание совершения операции» указываются сведения о договоре аренды недвижимого имущества (вид договора, номер и дата), а в графе «Дополнительная информация» — сведения об общей сумме платежей, осуществленных по договору аренды недвижимого имущества на дату формирования сообщения, и сведения о номерах сообщений, ранее представленных по указанному договору аренды недвижимого имущества.

Дополнительные популярные вопросы от агентств недвижимости:

Что должны делать агентства недвижимости в рамках взаимодействия с Росфинмониторингом?

Все без исключения агентства недвижимости обязаны:

— встать на учет в Росфинмониторинг;

— разработать правила внутреннего контроля и пакет внутренних документов к ним;

— назначить специальное должностное лицо;

— пройти обучение по финансовому мониторингу (целевой инструктаж);

— сдавать отчетность в Росфинмониторинг, в т.ч. ежеквартальную;

— выполнять иные обязанности, о которых Вам обязательно расскажет специалист по образовательной деятельности в сфере финансового мониторинга Павел Смыслов в учебном центре МУКПЦФМ.

Мы готовы помочь всем без исключения агентствам недвижимости и риелторам в исполнении ими всех вышеуказанных обязанностей, в т.ч. разработать им правила внутреннего контроля, помочь в постановке на учет, провести обязательное обучение и т.д. Обращайтесь к нам по телефонам 8-903-686-31-87 и 8-964-705-83-10.

Мы — агентство недвижимости. Мы считаем Росфинмониторинг несерьезным государственным органом. Отчеты мы в финансовую разведку не сдавали и сдавать не будем. Правила внутреннего контроля нам не нужны. Проходить учебу по финмониторингу не хотим. Могут ли нас наказать?

Вас накажут, причем запросто. Штрафы за неисполнение законодательства по финансовому мониторингу достигают 1 000 000 (одного миллиона) рублей. Быть может все таки стоит начать сдавать отчетность, делать правила внутреннего контроля и проходить обучение по финансовому мониторингу?

Мы надеемся, что эта статья пригодиться агентствам недвижимости в работе по ПОД/ФТ, а обязанности, установленные Федеральным законом от 07.08.2001 г. будут приниматься риелторами более полно и корректно.

эксперт по финансовому мониторингу, канд. истор. наук, юрист Павел Смыслов

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!

* * *

Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

* * *

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

— любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

— обучение и инструктаж по финмониторингу;

— аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

— электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

— помощь на проверках;

— и многое другое.

Подробнее .

Подпишитесь на «Вестник финансового мониторинга» — первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

Мы в социальных сетях:

Вслед за активными проверками банков все субъекты 115-ФЗ, включая бухгалтеров, аудиторов и агентов недвижимости, также будут сталкиваться с активными проверками в 2019-2020 годах. Как показывают данные Росфинмониторинга, к самым распространенным нарушениям в рамках 115-ФЗ относятся нескачивание перечня террористов и экстремистов или нескачивание и неотправка сообщений по этим перечням. За такие нарушения налагается штраф в 200 000 руб. Неоднократные нарушения грозят приостановлением деятельности или отзывом лицензии компании. Согласно судебной практике, только 10 % от оштрафованных субъектов могут обжаловать постановления такого типа в суде.

Наказаний можно избежать, если вовремя собирать данные о клиентах, присваивать им соответствующий уровень риска и отправлять всю информацию в Росфинмониторинг или другие надзорные органы. Это можно делать самостоятельно или с помощью специальных инструментов.

Основные требования 115-ФЗ

К субъектам 115-ФЗ относятся лизинговые компании, организации, которые организуют и проводят лотереи и тотализаторы, включая онлайн-игры, компании-посредники, сопровождающие сделки с недвижимостью, операторы по приему платежей, организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов, бухгалтерии, нотариусы, адвокаты, организации федеральной почтовой связи, коммерческие ювелирные организации и другие предприятия.

Субъекты 115-ФЗ идентифицировать клиента до начала работы с ним, контролировать все его операции, фиксировать информацию в документах и хранить их в течение пяти лет, в случае необходимости блокировать денежные средства клиента и сообщать обо всех действиях своему регулятору.

Чек-лист действий субъектов 115-ФЗ

  1. Разработка и утверждение правил внутреннего контроля (ПВК).

    Типовые ПВК для ИП, которые оказывают бухгалтерские услуги, можно посмотреть в Федеральном законе от 18.03.2019 № 32-ФЗ и Федеральном законе от 18.03.2019 № 33-ФЗ, вступивших в силу 18 марта 2019 года. Они касаются идентификации клиентов и кредитных организаций, то есть банков, корпораций филиальной системы, операторов платежных систем, которые переводят денежные средства на банковские счета клиентов.

  2. Назначение лица, ответственного за реализацию ПВК.

    Такой сотрудник обязательно должен пройти инструктаж по внедрению правил ПВК. Он должен иметь высшее экономическое или юридическое образование или опыт работы в сфере ПОД/ФТ от двух лет. У него не должно быть непогашенных задолженностей в сфере экономических преступлений и преступлений, направленных против государственной власти РФ.

    ИП могут самостоятельно выполнять функции ответственного сотрудника после прохождения инструктажа.

  3. Идентификация клиента, его представителя и выгодоприобретателя до приема на обслуживание.

    Сюда входит:

    • идентификация бенефициарных владельцев клиентов;
    • получение информации о предполагаемом характере деловых отношений;
    • определение цели финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов.

    Когда клиент принят на обслуживание, идентифицировать его уже поздно.

  4. Обновление информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях.

    Это нужно делать не реже раза в год. Если компании известно, что у ее клиента изменился адрес или учредительные документы, она обязана обновить информацию в течение 7 рабочих дней. Более позднее обновление будет считаться нарушением.

  5. Выявление среди физических лиц, находящихся на обслуживании, публичных должностных лиц и иностранных публичных должностных лиц.
  6. Хранение документов, необходимых для идентификации (не менее пяти лет с момента прекращения отношений с клиентом).
  7. Контроль безналичных переводов.
  8. Заморозка денежных средств или иного имущества организаций и физических лиц в списках экстремистов/террористов (публикуются на сайте Росфинмониторинга в личном кабинете).
  9. Представление в уполномоченный орган сведений об отказах от заключения договоров и расторжение договоров с клиентами по своей инициативе.

    Это может случиться, если во время идентификации компания собрала много негативной информации о клиенте и выяснила, что у него высокий уровень риска. В этом случае можно по закону отказаться от работы с ним, уведомив Росфинмониторинг или свой надзорный орган. Если этого не сделать, клиент может пожаловаться в Центробанк. Регулятору важно знать, какие клиенты получили отказ и почему.

    Автоматический скоринг клиентов, открытые и закрытые списки в одном сервисе.

    Узнать больше

  10. Направление в Росфинмониторинг информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, и об операциях, вызывающих подозрения, что они осуществляются в целях отмывания денег или финансирования терроризма.

    Даже если любой другой субъект это уже сделал, направить информацию в Росфинмониторинг все равно нужно — каждый субъект 115-ФЗ несет отдельную ответственность.

  11. Направление информации о своих клиентах по запросам уполномоченного органа. Она хранится пять лет именно для этого.

Важные изменения законодательства в сфере ПОД/ФТ

В Информационном письме Росфинмониторинга от 04.12.2018 № 57 рекомендуется уточнить у клиента, кто является его бенефициарным владельцем, изучить учредительные документы, провести полную идентификацию бенефициарного владельца и не реже раза в год обновлять информацию о нем.

Если клиент отказывается предоставить информацию по бенефициарному владельцу, принимая его на обслуживание, ему можно автоматически присвоить высокий уровень риска.

В Методических рекомендациях ЦБ от 27.12.2018 33-МР к факторам, влияющим на оценку риска клиентов, теперь отнесен фактор «принадлежность бенефициара к иностранным или российским должностным публичным лицам». Выяснив, что конечный бенефициар клиента — публичное лицо, вы можете повысить его уровень риска.

Приказ ФКУ «Пробирная палата России» от 05.12.2018 № 230 касается только организаций, которые покупают и продают ювелирные изделия и драгоценные металлы. У ювелирных организаций и ИП при проверке исполнения ПВК будет проверяться наличие утвержденных ПВУ, специального должностного лица, ответственного за реализацию правил ПВУ, соблюдение требований 115-ФЗ по получению требований о финансово-хозяйственной деятельности, деловой репутации и хранению информации.

Также ювелирным компаниям нужно фиксировать информацию об операциях, подлежащих обязательному контролю, то есть сделкам по договору купли-продажи от 600 000 руб. О них и сомнительных операциях нужно также сообщать регулятору.

Компании также должны отслеживать среди всех своих клиентов, причем даже тех, кто не выполняет никакие операции, физические лица или организации, находящиеся в перечне экстремистов/террористов, и блокировать их денежные средства или иное имущество, если они обнаружены в этом списке.

Всю информацию нужно направлять в уполномоченный надзорный орган. Если при очередном обновлении перечня террористов/экстремистов у вас обнаружился клиент из этого списка, вы обязаны отправить об этом сообщение в Росфинмониторинг и заблокировать денежные средства и имущество клиента в течение трех дней.

Те же требования относятся к спискам оружия массового поражения. Это новые списки, которые публикуются на сайте Росфинмониторинга и приравниваются к спискам террористов/экстремистов. Их также нужно регулярно проверять.

Информационное письмо Росфинмониторинга от 06.02.2019 № 58 сообщает, что все субъекты 115-ФЗ обязаны проводить сверку клиентов со списками оружия массового поражения и отправлять формализованные электронные сообщения в Росфинмониторинг с результатами этой проверки.

Приказ Росфинмониторинга от 22.11.2018 № 366 обязывает организации устанавливать дополнительные сведения в отношении лиц с повышенным уровнем риска. Если компания присвоила клиенту высокий уровень риска по итогам идентификации, у него нужно запросить дополнительные сведения.

У физических лиц нужно запросить:

  • cведения о целях и предполагаемом характере деловых отношений, о финансовом положении и источниках происхождения денежных средств.

Источник происхождения денежных средств — новое понятие в российском законодательстве, но в европейских странах этот инструмент уже давно используется для выявления сомнительных операций. Если клиент сможет документально подтвердить, что его денежные средства легитимны, его операции можно считать относительно надежными.

У юридических лиц нужно запросить:

  • сведения о финансово-хозяйственной деятельности и деловой репутации.

Информационное сообщение Росфинмониторинга от 15.02.2019 обращает внимание на то, что по итогам Приказа № 366 субъектам закона 115-ФЗ необходимо изменить ПВК, прописать требования, которые были указаны в Приказе № 366, и выложить обновленные ПВК в личный кабинет Росфинмониторинга.

Информационное письмо Росфинмониторинга от 01.03.2019 № 59 объясняет, как именно субъекты должны разработать программу оценки рисков ОД/ФТ, оценить риски совершения клиентом операций, направленных на ОД/ФТ, до того, как он принят на обслуживание, оценить риски ОД/ФТ в ходе обслуживания клиента. Здесь нужно понять, стоит ли повысить или понизить риск, управлять рисками ОД/ФТ и информировать Росфинмониторинг о выявляемых рисках.

Регулятор хочет, чтобы компании заранее проверяли клиентов до приема на обслуживание, чтобы исключить вероятность сомнительных или незаконных операций уже после начала работы с ним. Потенциально полная доскональная проверка всех клиентов заблаговременно позволяет поддерживать клиентскую базу в идеальном состоянии и не сталкиваться с сомнительными операциями.

С 22 марта 2019 года все субъекты 115-ФЗ обязаны отчитываться по перечням экстремистов и террористов не раз в квартал, а еженедельно.

Закон об оскорблении власти может потенциально расширить список террористов/экстремистов за счет попадания туда авторов оскорбительных репостов. Если клиент попал в список экстремистов, нужно будет провести весь перечень мероприятий, которые требует Росфинмониторинг.

Перечни экстремистов/террористов обновляются в личном кабинете Росфинмониторинга каждую неделю. Субъекты закона 115-ФЗ должны раз в неделю скачивать перечень, сверять его с клиентской базой и в течение трех дней отчитываться в Росфинмониторинг о факте наличия или отсутствия среди своих клиентов лиц из данного перечня.

Штрафы за невыполнение требований 115-ФЗ

За неисполнение требований законодательства по ПОД/ФТ/ФРОМУ ст. 15.27 КоАП предусматривает определенные штрафные санкции.

  • Невыполнение требований в части обеспечения внутреннего контроля (отсутствие тщательной идентификацию клиента, несвоевременное обновление данных). Это наиболее частая причина штрафов.

Размеры штрафов: от 10 000 до 30 000 руб. – для должностных лиц; от 50 000 до 100 000 руб. – для юридических лиц.

  • Непредставление в Росфинмониторинг или другой надзорный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, или подозрительных операциях; представление недостоверных сведений.

Размеры штрафов: от 30 000 до 50 000 руб. – для должностных лиц; от 200 000 до 400 000 руб. – для юридических лиц; административное приостановление деятельности до 60 суток.

Недостоверные сведения могут быть представлены из-за неполной идентификации клиента или несвоевременного обновления информации по клиенту. Даже если сообщение отправлено вовремя и в нем указаны все клиенты, но на момент отправки сообщения у клиента что-то изменилось в учредительных документах или в адресе, и отправлена устаревшая информация, будет назначен штраф.

Деятельность организаций чаще всего приостанавливают, когда у них неоднократно выявляют нарушения в течение года.

  • Отсутствие блокировки или неприостановление операций с денежными средствами или иным имуществом среди клиентов с высоким уровнем риска.

Размеры штрафов: от 30 000 до 40 000 руб. – для должностных лиц; от 300 000 до 500 000 руб. – для юридических лиц; приостановлением деятельности до 60 суток.

Этот штраф можно получить, например, если компания не провела своевременную сверку своего клиента со списком террористов/экстремистов и совершила операцию с конкретным клиентом уже после обновления перечня, не заблокировала его денежные средства или имущество и продолжает работать с ним по заключенному ранее договору.

Судебная практика показывает, что по этому пункту суды не снижают штрафы, в отличие от двух предыдущих пунктов.

  • Непредоставление сведений о случаях отказа от проведения операций.

Размер штрафов: от 30 000 до 40 000 руб. – на должностных лиц; от 300 000 до 500 000 руб. – на юридических лиц; административное приостановление деятельности до 60 суток в случае неоднократных нарушений в течение года.

  • Непредставление информации в уполномоченный орган по запросу.

Размеры штрафов: от 30 000 до 50 000 руб. – для должностных лиц; от 300 000 до 500 000 руб. – для юридических лиц; административное приостановление деятельности на срок до 60 суток.

  • Препятствование проведению проверок и неисполнение предписания.

Размер штрафов: от 30 000 до 50 000 руб. – для должностных лиц; от 700 000 до 1 млн руб. – для должностных лиц; дисквалификация на срок от года до двух лет; административное приостановление деятельности до 90 суток или полный отзыв лицензии.

По последним двум пунктам штрафы встречаются редко.

Как быстро проверять клиентов по 115-ФЗ

Чтобы удовлетворить требования Центробанка и Росфинмониторинга, компания должна быть готова высвободить временные и человеческие ресурсы и научиться собирать и своевременно обновлять информацию из разных источников.

Чтобы автоматизировать и ускорить проверку клиентов, СКБ Контур разработал интеграционное решение Контур.Призма, которое может автоматически проверять клиентов, учитывая все требования 115-ФЗ и его подзаконных актов.

Сервис обеспечивает правовое сопровождение клиентов, использует информацию из открытых источников, отслеживает все изменения в законодательстве и сразу же вводит их в сервис, а также позволяет быстрее обрабатывать информацию и защищает от ошибок по невнимательности и опечаток. Также возможно предоставление консультаций по написанию правил ПВК.

Контур.Призма позволяет проверять клиентов с помощью анкеты с использованием открытых и закрытых списков, включая Перечень террористов/экстремистов и оружия массового уничтожения Росфинмониторинга, Перечень публичных должностных лиц, Перечень ОАО по Распоряжению Правительства № 91-Р, Перечень стратегических предприятий по Указу Президента РФ от 04.08.2004 № 1009, Cанкционные списки OFAC, ЕС, HM Treasury, SECO и Украины и Список Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма.

Контур.Призма оценивает клиентов по более чем 60 критериям, включая идентификационные критерии, финансовое положение, деловую репутацию и связанные организации клиента, и сразу же позволяет понять, стоит ли с ним работать или нет. Можно сразу же отслеживать, из-за каких именно критериев клиент оказался в группе с высоким, средним или низким риском.

Как рассчитывать риск клиента

Чтобы провести полную идентификацию клиента и оценить его уровень риска, нужно в Контур.Призме ввести ОГРН или ИНН организации и выбрать модель проверки — например, 115-ФЗ для некредитных финансовых организаций.

Программа отслеживает нахождение клиентов в списках террористов, экстремистов, санкционных списках, таких как перечень публичных должностных лиц, санкционный список Евросоюза, санкционный список HM Treasury.

При определении уровня риска сервис:

  • учитывает идентификационные факторы, деловую репутацию, связанные организации и факты хозяйственной деятельности, подтверждающие деловую репутацию клиента;
  • отражает лицензии, уплаченные налоги и сборы, сведения о финансовом положении клиента, список всех руководителей и учредителей организации, конечных бенефициаров и всю идентификационную информацию (налоговый орган, дата образования, ОГРН, ИНН, уставный капитал, ОКВЭД и т.д.).

Физических лиц можно проверять через ФИО и проверку паспорта клиента на действительность. Отслеживать актуальность паспортов всех клиентов можно одним файлом, а также через нахождение в санкционных списках и списке террористов/экстремистов. Сотрудничество с клиентом с недействительным паспортом считается нарушением.

С помощью сервиса Контур.Призма субъекты 115-ФЗ могут также проверять новых сотрудников — физических лиц.

Модель проверки можно настроить самостоятельно с учетом критериев, которые важны для конкретной компании при приеме клиента на обслуживание. Настройку уровня риска клиентов можно протестировать в демодоступе.

Автоматическая проверка клиентов и присвоение уровня риска. Принимайте решения о сотрудничестве в считанные минуты.

Запросить демодоступ

Каждый четверг, когда в Росфинмониторинге обновляется список террористов/экстремистов, в систему можно загрузить файл со списком организаций и ИП или физических лиц в xlsx, txt или csv-форматах. Список не должен превышать 3 000 записей. Через несколько секунд можно увидеть, входят клиенты в этот список или нет.

Если клиент обнаружен в списке террористов и экстремистов и компания собирается принять его на обслуживание, ему нужно отказать. Если компания уже с ним работает, его нужно заблокировать и отправить информацию о нем в Росфинмониторинг.

Контур.Призма доступна в двух версиях:

  1. Веб-версия. Работает через браузер. Стоимость зависит от количества пользователей.
  2. API-версия. Интегрируется в информационную систему организации. Стоимость зависит от количества проверяемых клиентов.

Из программы скачивается и распечатывается отчет о клиенте. Документ можно показать регулятору, например, при выездной проверке, для обоснования того или иного присвоения уровня риска. Отчет также можно хранить в досье клиента в электронном виде.

Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 02.08.2011 N 17 «О признаках операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма»

Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 2 августа 2013 г. N 30 «О разъяснении отдельных вопросов по предоставлению сведений о сделках с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю, субъектами Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», не являющимися кредитными организациями»

Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 10 февраля 2016 года N 50 «О применении отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями и индивидуальными предпринимателями ювелирной отрасли»

Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 25 февраля 2016 года N 51 «О направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу в кредитные организации запросов о представлении информации об операциях клиентов, о бенефициарных владельцах клиентов и информации о движении средств по счетам (вкладам) клиентов, а также информации, необходимой для выполнения обязательств по соответствующим международным договорам Российской Федерации, в электронной форме»

Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 13 мая 2016 года N 52 «О порядке предоставления сведений о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (за исключением кредитных организаций»

Письмо Росфинмониторинга от 09.03.2017 N 01-04-06/4373 «Об обязанности иностранной структуры без образования юридического лица по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах»

Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 12 декабря 2017 года N 53 «О Методических рекомендациях по выявлению иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также российских публичных должностных лиц при идентификации клиентов, принятию их на обслуживание и управлению рисками при работе с указанными лицами»

Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 1 марта 2018 года «О повышении внимания нотариусов к отдельным операциям клиентов»

Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 19.07.2018 г. N 54 «О применении отдельных норм Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 лицами, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг»

Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 30 июля 2018 г. N 55 «О применении отдельных норм Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 470-ФЗ) в части функционирования механизма «реабилитации» клиентов, в отношении которых принято решение об отказе в обслуживании»

Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 23.11.2018 N 56 «О методических рекомендациях по рассмотрению аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами при оказании аудиторских услуг рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма»

Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 4 декабря 2018 года N 57 «О методических рекомендациях по установлению сведений о бенефициарных владельцах клиентов»

Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 06.02.2019 N 58 «О временном порядке применения статьи 7.5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма»

Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 1 марта 2019 года N 59 «О методических рекомендациях по проведению оценки рисков ОД/ФТ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальными предпринимателями»

Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 1 марта 2019 года N 60 «О методических рекомендациях по применению организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и снятию таких мер»

Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 4 апреля 2019 года N 61″Об уведомлении Федеральной службы по финансовому мониторингу хозяйственными обществами, федеральными унитарными предприятиями, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности российской федерации, обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем, а также публично-правовыми компаниями и государственными корпорациями»

Форматы и структура электронных сообщений, направляемых отдельными юридическими лицами о каждом открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов в иностранных банках, заключении, расторжении договоров банковского счета, договоров банковского вклада (депозита) с иностранными банками и внесении в них изменений, о приобретении и об отчуждении ценных бумаг иностранных банков, о заключении, расторжении договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг с лицом, имеющим лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг, а также квитанции о приёме (уведомления об отказе в принятии) названных электронных сообщений.

Сейчас проект находится на рестарте, подтверждает второй источник: оператором платформы должен стать ЦБ, который будет получать информацию от банков, обрабатывать ее и в определенном объеме делиться со всеми кредитными организациями. Например, ЦБ будет анализировать действия клиентов, которые совершаются на их устройствах, и на основе этих данных присваивать им уровень риска: низкий, умеренный или высокий. В свою очередь, банки смогут видеть эту информацию и в зависимости от степени риска контролировать операции, совершаемые клиентами.

Проект переименован в «Сервис анализа технических устройств», его ключевая задача — протестировать технологию сбора и анализа отпечатков, которая должна противодействовать отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), рассказала РБК управляющий директор АФТ Татьяна Жаркова. Технология будет выявлять сомнительных клиентов через устройства, используемые ими для входа в интернет-банк и проведения платежей, объяснил представитель ЦБ. Он пояснил, что проект реализуется АФТ совместно с банками и при участии регулятора.

Сейчас технология находится в стадии тестирования, сказал представитель ЦБ. По словам Жарковой, пилот был проведен с ведущими банками страны — его результаты направлены в Банк России для дальнейшего анализа и разработки сценариев внедрения технологий для банковской системы.

Последствия создания базы

Банки тестировали сервис на финансовых операциях юридических лиц, которые имеют признаки сомнительных, и технология показала высокий потенциал, рассказала Жаркова. Подозрения могут вызвать операции, которые, например, совершаются разными клиентами с одного устройства и, наоборот, с одного устройства в разных банках, объясняет собеседник РБК, знакомый с ходом тестирования.

Подобная система усложнит работу тех, кто профессионально занимается отмыванием и обналичиванием, считает партнер юридической фирмы «Арбитраж.ру» Владимир Ефремов. «Как правило, такие лица имеют множество компаний и счетов в разных банках, но работают с ограниченного количества устройств, то есть создается своеобразный хаб. Сейчас банк может видеть только то устройство, с которого совершаются операции по счетам в его системе, но создание единой системы позволит увидеть, например, что с одного устройства проходят операции в десятках банков от лица разных компаний», — пояснил юрист.

Создание единой системы позволит судам и правоохранительным органам истребовать сведения об устройствах, с которых проводились банковские операции, эта информация может стать доказательством в налоговых спорах о дроблении бизнеса и антимонопольных расследованиях по картельным сговорам, отмечает Ефремов.

Чем больше источников данных, тем качественнее работа с рисками, указывает управляющий директор в департаменте внедрения инноваций и изменений Росбанка Василий Воронов. Вся информация о действиях юридических лиц в разных финансовых организациях будет собираться на единой площадке ЦБ, объясняет представитель ВТБ: «Удобство межбанковской системы такого рода заключается в том, что банки смогут получать данные о рисках в отношении новых клиентов». Новая система может быть также использована для идентификации устройств, замеченных в проведении подозрительных операций, отметили в ВТБ.

Когда нужна работа с клиентской базой

Сегодня компании используют множество различных способов поиска клиентов: от холодных звонков по справочникам, размещения объявлений и раздачи листовок до масштабных промо-акций и рекламных кампаний в Интернете (Подробнее о поиске новых клиентов читайте в нашей статье).

После проведенной работы в компанию начинают поступать первые отклики и запросы от потенциальных клиентов, которые могут принести прибыль в ближайшей перспективе. Тогда и возникает необходимость создания клиентской базы. Как доказывает практика, каждая компания, работающая со 100 клиентами, уже нуждается в создании клиентской базы данных. Если же число клиентов – более тысячи, возникает острая потребность в данном реестре.

Необходимость в создании общей базы связана с тем, что эффективная реализация бизнес-процессов по взаимодействию с клиентами подразумевает систематизацию полученных сведений, создание единого хранилища и формата представления данных. При создании клиентской базы также важно организовать постоянный доступ к ней для менеджеров по работе клиентами, возможность в любое время и любом месте получить необходимую информацию, развитие клиентской базы.