Информационное письмо 2017

В дополнение к информационным письмам Банка России от 31 декабря 2019 года N ИН-014-56/105 «О неприменении мер к кредитным организациям при реализации отдельных требований Положения Банка России N 683-П», от 31 декабря 2019 года N ИН-014-56/106 «О реализации некредитными финансовыми организациями требований Положения Банка России N 684-П», а также в рамках принятия мер по снижению регуляторной и надзорной нагрузки, направленных на поддержку деятельности кредитных организаций, некредитных финансовых организаций в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), Банк России сообщает о неприменении в период до 1 июля 2021 года мер в случае нарушения кредитными организациями пункта 4 Положения Банка России от 17 апреля 2019 года N 683-П «Об установлении обязательных для кредитных организаций требований к обеспечению защиты информации при осуществлении банковской деятельности в целях противодействия осуществлению переводов денежных средств без согласия клиента» и некредитными финансовыми организациями Положения Банка России от 17 апреля 2019 года N 684-П «Об установлении обязательных для некредитных финансовых организаций требований к обеспечению защиты информации при осуществлении деятельности в сфере финансовых рынков в целях противодействия осуществлению незаконных финансовых операций».

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПИСЬМОот 07.07.16 N 21-3/10/В-4587

Вопрос: Об отдельных вопросах, связанных с представлением в ПФР сведений по форме СЗВ-М.

Ответ: Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрело письмо о разъяснениях по представлению ежемесячной отчетности и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1998 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Федеральный закон N 27-ФЗ) страхователь-работодатель ежемесячно представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) по форме «Сведения о застрахованных лицах» (форма СЗВ-М), утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п.

При реализации указанной нормы под работающими гражданами понимаются лица, указанные в статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 167-ФЗ).

При этом исходя из запроса имеются случаи, когда физические лица осуществляют в организациях трудовую деятельность без заключения трудовых договоров (контрактов) или договоров гражданско-правового характера, при этом каких-либо выплат в пользу этих лиц организации не производят.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон N 212-ФЗ) определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Признаки трудовых отношений закреплены в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс), согласно которой трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем, в частности, о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

При этом согласно статье 16 Трудового кодекса трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

В то же время вопросы правомерности (неправомерности) осуществления в организации трудовой деятельности без заключения трудовых договоров (контрактов) или договоров гражданско-правового характера и без оплаты такого труда могут быть разрешены в пределах компетенции Роструда.

С учетом изложенного, если физические лица (в том числе руководитель организации в случае, когда он является ее единственным учредителем) состоят с данной организацией в трудовых отношениях, то такие лица в целях Федерального закона 167-ФЗ и Федерального закона N 212-ФЗ относятся к работающим лицам.

Таким образом, работодатель, зарегистрированный в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, обязан представлять отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету, в том числе по форме СЗВ-М, в соответствии с нормами действующего законодательства в отношении застрахованных лиц, работающих в организации по трудовому или гражданско-правовому договору, в том числе в отношении руководителей организации, являющихся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества.

При этом следует учитывать, что в случае осуществления вышеуказанными лицами работы на основании трудового договора отчетность по форме СЗВ-М должна представляться на всех работающих застрахованных лиц вне зависимости от фактического осуществления выплат и иных вознаграждений за отчетный период в пользу вышеуказанных лиц, а также вне зависимости от уплаты страховых взносов.

В то же время в отношении застрахованных лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, с учетом прямого указания пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ отчетность по форме СЗВ-М представляется при условии начисления страховых взносов на вознаграждения, выплачиваемые по таким договорам.

В отношении лиц, работающих в общественных объединениях, включая политические партии, сообщаем, что в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» на работников аппаратов общественных объединений, работающих по найму, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и законодательство Российской Федерации о социальном страховании. В то же время согласно пунктам 1 и 2 статьи 31 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия самостоятельна в решении хозяйственных вопросов обеспечения своей деятельности, в том числе вопросов оплаты. При этом на работающих по трудовому договору (контракту) работников аппарата политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.

Соответственно, вопрос о необходимости представления общественными объединениями (в том числе политическими партиями) как страхователями по обязательному пенсионному страхованию отчетности по форме СЗВ-М зависит от того, оформлены ли трудовые отношения (заключены ли трудовые договоры) или гражданско-правовые отношения (заключены ли соответствующие договоры, в соответствии с которыми выплачиваются вознаграждения) с работниками указанных общественных объединений (партий). В случае отсутствия такого оформления отношений, по мнению Министерства, предоставление отчетности по форме СЗВ-М за таких лиц общественными объединениями (в том числе политическими партиями) не осуществляется.

Одновременно сообщаем, что исходя из статьи 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — Федеральный закон N 135-ФЗ) бескорыстное выполнение работ, предоставление услуг, оказание иной поддержки возможно в рамках благотворительной деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты, производимые добровольцам в рамках исполнения заключаемых в соответствии со статьей 7.1 Федерального закона N 135-ФЗ гражданско-правовых договоров, на возмещение расходов добровольцев, за исключением расходов на питание в размере, превышающем размеры суточных, предусмотренные пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации. В связи с этим безвозмездное выполнение физическим лицом работ (оказание услуг) для политических партий, общественных организаций, а также иных организаций, зарегистрированных в качестве страхователей, возможно в рамках благотворительной деятельности, и, соответственно, если в рамках благотворительной деятельности вышеупомянутые организации производят в пользу таких добровольцев выплаты, направленные на возмещение их расходов, эти выплаты не подлежат обложению страховыми взносами, за исключением вышеуказанных расходов на питание.

Также следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

А.Н.ПУДОВ
Письмо МФ РФ от 15.01.2020 №02-06-07/1666 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по перечислению межбюджетных трансфертов»
Письмо МФ УР от 31.12.2019 №02-06-07/103995 «О составлении и представлении годовой бюджетной отчетности, годовой консолидированной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2019 год»

О сроках отчетности на 01.01.2020 для ФО

О сроках отчетности на 01.01.2020 для ГРБС
Письмо МФ УР от 02.12.2019 №5800/09-15 «О системных письмах Минфина России»
Приложение к письму МФ УР №5800/09-15 от 02.12.2019 «О системных письмах Минфина России»
Письмо МФ УР от 02.10.2019 №4836/09-15-93 «Об отчетности»(Для ГРБС)
Письмо МФ УР от 30.09.2019 №4802/09-15-92 «Об отчетности» (Для ФО МО)
Письмо МФ УР от 11.09.2019 №4538/09-15-88 «О системных письмах Минфина России»
Письмо МФ УР от 22.07.2019 №3728/09-18-76 «О методическом совете»
Письмо МФ УР от 26.06.2019 №3212/09-15-62 «Об отчете ф.0503317-НП»
Письмо МФ УР от 14.05.2019 №2392/09-15-58 «О применении подстатьи КОСГУ»
Письмо МФ УР от 27.03.2019 №1588/09-15-39 «Об отчетности в 2019 году ГРБС»
Письмо МФ УР от 27.03.2019 №1587/09-15-40 «Об отчетности в 2019 году ФО»
Письмо МФ УР от 22.03.2019 №1478/09-15-38 «О бюджетной классификации в 2019 году»
Письмо МФ УР от 14.03.2019 №1258-02-71 (AS07)
Письмо МФ УР от 08.11.2018 №5787/09-16-144 «О предоставлении Сведений ф.0503173, ф.0503773»
Письмо МФ УР от 27.09.2018 №5125/09-16-127 «Об отчетности на 1 октября 2018 года»
Письмо МФ УР от 27.09.2018 №5124/09-16-126 «Об отчетности на 1 октября 2018 года»
Письмо МФ УР от 17.07.2018 №3719/09-16-110
Письмо МФ УР от 05.07.2018 №3489/09-16-97 «Об отчетности на 1 июля 2018 года»
Письмо МФ УР от 05.07.2018 №3490/09-16-96 «Об отчетности на 1 июля 2018 года»
Письмо МФ УР от 25.05.2018 №2654/09-16
Письмо МФ УР от 06.04.2018 №1659/09-16-49
Письмо МФ УР от 04.04.2018 №1624/09-16-48
Письмо МФ УР от 29.12.2017 №6483/09-16-129
Письмо МФ УР от 27.12.2017 №6450/09-16/126
Письмо МФ УР от 26.12.2017 №6432/09-16/125
Письмо МФ УР от 26.12.2017 №6412/09-16/123
Письмо МФ УР от 26.12.2017 №6411/09-16/122
Письмо МФ УР от 04.10.2017 №4842/09-16/89
Письмо МФ УР от 03.10.2017 №4841/09-16-87
Приложение к письму МФ УР от 03.10.2017 №4841/09-16-87
Письмо МФ УР от 01.09.2017 №4298/09-16/79
Письмо МФ УР от 13.04.2017 №1646/09-57
Письмо МФ УР от 03.07.2017 №3188/09-16/56 «Разъяснения по квартальной бюджетной (бухгалтерской) отчетности в 2017 году» и Приложение 1, Приложение 2
Письмо МФ УР от 24.01.2017 №0274/09-16-10 «Об остатках МТ на 01.01.2017 год»

Письмо МФ УР от 13.01.2017 г. №0116/09-57 «Об отражении операций по уплате авансовых платежей по налогу на имущество и земельному налогу»

Письмо МФ УР от 29.12.2016 г. №5521/09-16/165 «О сроках предоставления по состоянию на 1 января 2017 года»

Письмо МФ УР от 29.12.2016 г. №5520/09-16/164 «О сроках предоставления по состоянию на 1 января 2017 года»

Письмо МФ УР от 28.12.2016 г. №5487/09-16/162 «О бюджетной классификации»

Письмо МФ УР от 03.10.2016 г. №4137/09-16-127 «Об отчетности по состоянию на 1 октября 2016 года» (без приложений)

Письмо МФ УР от 30.09.2016 г. №4138/09-16-126 «Об отчетности по состоянию на 1 октября 2016 года» (без приложений)

Письмо МФ УР для ГРБС, ФО от 19.07.2016 № 2667/09-16/102 «О квартальной отчетности по состоянию на 1 июля 2016 года»

О разработке Порядка принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет

Письмо МФ УР от 30.06.2016 № 2691/09-16/89 «О бюджетной классификации»

Письмо МФ УР для ФО от 30.06.2016 № 2693/09-16/90 «О отчетности по состоянию на 01.07.2016»

Письмо МФ УР для ГРБС от 30.06.2016 № 2692/09-16/90 «О отчетности по состоянию на 01.07.2016»

Письмо МФ УР от 31.05.2016 № 2241/09-16/85 «О бюджетной классификации»

Письмо МФ УР для ФО МО и ТФОМС от 06.04.2016 №1349/09-16/54 «О составлении и предоставлении месячной и квартальной бюджетной отчетности в 2016 году»

Письмо МФ УР для ГРБС № 1314/09-16-53 от 06.04.2016 «О оставлении и представлении месячной и квартальной отчетности в 2016 году»

Письмо МФ УР для ФО и ГРБС №0514/09-16-45 «О порядке возврата остатков МТ на 1 января 2016 года»

Письмо МФ УР для ФО и ГРБС №0477/09-16-46 «О кредиторской задолженности за 2015 год»

Письмо МФ УР для ФО №0428/09-16-43 «О месячной бюджетной отчетности»

Письмо МФ УР для ГРБС №0429/09-16-42 «О месячной бюджетной отчетности»

Письмо МФ УР от 29.01.16 № 0389/09-16/27 «Об особенностях годовой отчетности за 2015 год»

Письмо МФ УР для ГРБС №0348/09-16/38 «Об годовой отчетности»

Архив документов

Министерство прокомментировало недавние поправки к ГК РФ о договоре присоединения. Предприниматель (ИП или юрлицо), которому сложно влиять на согласование того или иного условия, может потребовать изменить или расторгнуть договор, даже если он не является стандартной формой.
ГК РФ в предыдущей редакции не защищал слабую сторону договора присоединения — предпринимателей, в то время как судебная практика складывалась в их пользу (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 147, Постановление Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16). Будут ли предприниматели использовать новые законодательные правила недобросовестно, пока определить нельзя, поскольку судебной практики еще недостаточно.
Документ: Письмо Минэкономразвития России от 03.11.2015 N 31530-ЕЕ/Д28и

Текст документа:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 ноября 2015 г. N 31530-ЕЕ/Д28и

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Минэкономразвития России совместно с Минюстом России рассмотрело обращение по вопросу о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) в части регулирования ряда институтов обязательственного права и сообщает.

Согласно пункту 3 статьи 428 ГК РФ правила, предусмотренные пунктом 2 указанной статьи, подлежат применению также в случаях, если при заключении договора, не являющегося договором присоединения, условия договора определены одной из сторон, а другая сторона в силу явного неравенства переговорных возможностей поставлена в положение, существенно затрудняющее согласование иного содержания отдельных условий договора.

Представляется важным, что в ГК РФ появились новые правила, которые позволят слабой стороне защититься от навязанных ей сильной стороной несправедливых условий договора.

Норма пункта 3 статьи 428 ГК РФ в ранее действовавшей редакции фактически блокировала применение правил данной статьи для защиты слабой стороны договора присоединения, заключенного между предпринимателями.

Вместе с тем практика применения данной нормы была изменена с принятием информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 сентября 2011 г. N 147 (Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о кредитном договоре), где была сформулирована следующая правовая позиция: в связи с тем, что при заключении кредитного договора заемщик был фактически лишен возможности влиять на содержание договора, проект которого был разработан банком и содержал в себе условия, существенным образом нарушающие баланс интересов сторон, суд вправе применить к такому договору положения статьи 428 ГК РФ о договорах присоединения.

В дальнейшем в пункте 9 постановления пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 марта 2014 г. N 16 «О свободе договора и ее пределах» было разъяснено, что в тех случаях, когда будет установлено, что при заключении договора, проект которого был предложен одной из сторон и содержал в себе условия, являющиеся явно обременительными для ее контрагента и существенным образом нарушающие баланс интересов сторон (несправедливые договорные условия), а контрагент был поставлен в положение, затрудняющее согласование иного содержания отдельных условий договора (то есть оказался слабой стороной договора), суд вправе применить к такому договору положения пункта 2 статьи 428 ГК РФ о договорах присоединения, изменив или расторгнув соответствующий договор по требованию такого контрагента.

Таким образом, изменения, внесенные в пункт 3 статьи 428 ГК РФ, законодательно закрепили подход, ранее сформированный и успешно применяемый в судебной практике.

Кроме того, статья 428 ГК РФ дополнена правилом, что в случае изменения или расторжения договора судом по требованию присоединившейся к договору стороны договор считается действовавшим в измененной редакции либо соответственно не действовавшим с момента его заключения. Это позволит слабой стороне, которой были навязаны несправедливые условия договора, не только освободиться от них на будущее время, но и избежать негативного эффекта от применения их к отношениям, возникшим до вступления в силу решения суда об изменении или расторжении договора.

Вместе с тем оценить риски возможных злоупотреблений при использовании указанной нормы ГК РФ будет возможно после накопления соответствующей правоприменительной, в том числе судебной, практики.

Таким образом, представляется нецелесообразным в настоящее время внесение изменений в статью 428 ГК РФ.