Импортозамещение и семейный бизнес

В 2013 г. импортозамещение рассматривалось как один из ключевых факторов роста стагнирующей экономики страны. По оценкам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, реализация программ в этом направлении в течение 5–7 лет могла бы обеспечить 10–15 % роста промышленного производства в РФ.

В 2014 г. после включения Крыма в состав России и введения санкций со стороны Запада руководство страны объявило курс на импортозамещение. К активизации этого процесса подтолкнули не только санкции, но и девальвация национальной валюты (с начала года к ноябрю курс доллара вырос более чем на 40 %, евро – более чем на 26 %).

В 2015–2017 гг. на реализацию программ импортозамещения из госбюджета планируется выделить 38 млрд руб. По словам Министра финансов России Антона Силуанова, этому направлению правительство уделяет большое внимание, поскольку в нынешних условиях оно наряду с поддержкой экспорта (на эти цели запланировано 44 млрд руб.) является одним из ключевых. Одновременно нужно быть готовыми к тому, что негативные внешние условия сохранятся, подчёркивал глава Минфина России.

Об этом же говорил и Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Не стоит ориентироваться на то, что в середине 2015 г. санкции могут быть сняты, отмечал он в рамках выступления на Национальном нефтегазовом форуме. В этой связи активизация импортозамещения очень важна.

Можно констатировать, что в России дан старт масштабной кампании по импортозамещению. Но готова ли экономика страны к такому повороту событий?

Доля импортного оборудования и технологий в нефтегазовой отрасли достигает 80 %, а по отдельным проектам может превышать 90 %

И тут мнения разнятся. Одни рассматривают нынешнюю ситуацию как вполне реальный шанс для отечественных производителей вытеснить с рынка иностранные товары, другие считают модель импортозамещения в чистом виде нежизнеспособной. И вспоминают опыт стран Латинской Америки.

Стратегия импортозамещения сыграла важную роль в формировании экономик многих развивающихся стран. При этом известно, что эффективная стадия процесса, как правило, длится не очень долго. После чего во всех странах, которые делают ставку на эту модель, неизбежно наступает кризис.

Так произошло и в Латинской Америке, где с 1960-х гг. страны этого региона стали развиваться очень динамично. Но уже с середины 1970-х экономический рост стал замедляться, а в 1980-х наступил глубокий социально-экономический кризис, ставший началом так называемого «потерянного десятилетия», отбросившего далеко назад экономику стран этого региона.

Создание производств потребовало масштабных финансовых средств, которые латиноамериканские страны активно занимали у западных банков. В то же время при значительном участии государства в реализации программ импортозамещения на рынке были созданы «тепличные» условия для локальных компаний – фактически отсутствие конкуренции со стороны зарубежных производителей. В такой ситуации отпала необходимость улучшения производства и совершенствования качества продукции, которая в итоге оказалась неконкурентоспособной, а вложенные в её создание средства не окупились.

В 1990-х гг. Латинской Америке удалось преодолеть кризис – экономический спад сменился подъёмом. Одним из факторов роста стала новая, экспортно ориентированная, открытая модель экономического развития.

С другой стороны, существуют позитивные примеры реализации программ импортозамещения среди азиатских стран. В Восточной и Юго-Восточной Азии (Тайвань, Южная Корея, Малайзия, Таиланд и др.) преобладала политика импортозамещения. Исключением были Гонконг и в некоторой степени Сингапур. В начале реализации своих программ страны региона действовали по аналогии со странами Латинской Америки. Но на последующих этапах они не стали замыкаться на внутренний рынок, а переориентировали производство на экспорт, стали активно осваивать мировые рынки, инвестировать в собственные исследования и разработки (R&D).

Что будет происходить в России, пока предсказать сложно. Очевидно, что реализовывать программы импортозамещения необходимо. Да, мы привыкли к зарубежной продукции, связи с поставщиками давно налажены, механизмы отработаны… Тем не менее есть в российской экономике сектора, которые слишком сильно зависимы от импорта, что в нынешних реалиях неприемлемо.

Для таких отраслей, как оборонно-промышленный комплекс (ОПК), введение санкций – действительно неплохой стимул к росту производства.

«Во многих стратегических отраслях промышленности доля потребления импорта оценивается на уровне более 80 % и создаёт потенциальную угрозу, как для национальной безопасности, так и для конкурентности российской экономики в целом», – отмечал в одном из недавних интервью заместитель Министра промышленности и торговли России Сергей Цыб.

Так, согласно подготовленному Минпромторгом России совместно с Минэнерго России документу по импортозамещению в нефтяной отрасли, с учётом скрытого импорта при оказании услуг российскими «дочками» зарубежных компаний доля импортного оборудования и технологий в нефтегазовой отрасли достигает 80 %, а по отдельным проектам может превышать 90 %.

Санкции ограничивают доступ России к технологиям и оборудованию и угрожают добыче нефти не только на шельфе, но и на традиционных месторождениях, считают в Минпромторге России. В ведомстве также отмечают, что доля импортного оборудования в этом сегменте может начать снижаться не ранее 2018 г. Сейчас идёт активный поиск новых поставщиков оборудования для нефтяной отрасли (ими могут стать Китай, Индия, Южная Корея и др.). Планируется оказать поддержку проектам в области инжиниринга, а также субсидировать ставки по кредитам, которые были взяты для технического переоснащения.

Для таких отраслей, как оборонно-промышленный комплекс (ОПК), введение санкций – действительно неплохой стимул к росту производства. Президент РФ Владимир Путин заявил о необходимости «сделать всё для того, чтобы всё, что используется ОПК, всё, в чём нуждается ОПК, – всё это производилось на нашей территории, чтобы мы ни от кого не зависели ни по одному из направлений переоснащения армии и флота на новые системы вооружения». Для полного перехода на отечественную продукцию в этой сфере понадобится 2–3 года, обещал полпред Президента РФ в ПФО Михаил Бабич в октябре этого года. Он также отметил, что необходимость импортозамещения добавила 20–30 % объёмов производства от того планового заказа, который промышленность имела. Таким образом, в целом в ОПК можно говорить о положительном эффекте от введения санкций.

Специалисты Счётной палаты (СП) в октябре объявили о том, что страна может не справиться с полным замещением импорта продуктов, попавших под эмбарго РФ.

Отечественные компании, работающие в сфере сельского хозяйства и пищевой промышленности, ещё в течение 3 лет не смогут в полном объёме заменить попавшие под санкции импортные продукты.

Менее оптимистично выглядит ситуация с импортозамещением в секторе продовольственных товаров. Специалисты Счётной палаты (СП) в октябре объявили о том, что страна может не справиться с полным замещением импорта продуктов, попавших под эмбарго РФ.

В первую очередь это касается некоторых видов мясной и молочной продукции, а также сыров. «Потенциал импортозамещения в секторе продовольственных товаров в настоящее время лимитируется ограниченными возможностями имеющихся производственных мощностей в пищевой промышленности», – говорится в докладе «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

Дополнительные трудности создаёт отсутствие импортного сырья, которое используется при производстве ряда товаров и поставлялось из стран, в отношении которых сейчас действуют санкции.

По подсчётам СП, в прошлом году доля продуктов, попавших под эмбарго, составляла 40 % от общего объёма российского импорта. При этом отечественные компании, работающие в сфере сельского хозяйства и пищевой промышленности, ещё в течение 3 лет не смогут в полном объёме заменить попавшие под санкции импортные продукты.

Минфин готов искать ресурсы для дополнительного финансирования программы развития агропромышленного комплекса в 2016–2017 гг., отмечал Антон Силуанов. В 2015 г. на поддержку сельского хозяйства будет дополнительно выделено 20 млрд руб.

Активно предпринимает стимулирующие импортозамещение меры правительство. Так, ещё летом этого года оно ввело ряд ограничений, в частности, на закупку иностранной техники для государственных и муниципальных нужд (медицинской, текстильной, автомобильной). Соответствующее постановление подписал премьер-министр Дмитрий Медведев. Решение правительства распространяется только на ту импортную продукцию, аналоги которой производятся в России. По мнению российских властей, такие меры являются реальным стимулом развития отраслей.

В дополнение к этому Минпромторг России подготовил директиву для госкомпаний, запрещающую закупки импортной продукции металлургии, тяжёлого машиностроения и автотехники. Правила те же, что в случае с техникой для госзакупок, – они не распространяются на импортные товары, кроме тех, которые производят в России.

Пока окончательного решения по этому вопросу нет, как и по списку госкомпаний. По некоторым данным, эта инициатива, в частности, коснётся организаций с 50 %-ным участием государства в уставном капитале (но не ГУПов, из-за отсутствия у них совета директоров).

В целом Минпромторг в своих прогнозах реалистичен. Как отмечал Сергей Цыб, в случае реализации продуманной политики импортозамещения к 2020 г. можно ожидать снижения импортозависимости по разным отраслям промышленности с 70–90 до 50–60 %, а в ряде отраслей эти показатели могут быть и ниже.

Сомнений в том, что Россия способна последовательно реализовать стратегию импортозамещения, нет. Однако главный вопрос звучит иначе: какой сейчас мы выбираем для себя путь, и не только на словах, но де-факто?

Возвращаемся обратно в советское прошлое, приходим (нельзя сказать, что добровольно) к определённой степени изоляции, становимся отчасти замкнутой системой, которая сама себя обеспечивает, и все силы промышленного производства бросаем на обеспечение внутреннего рынка и удовлетворение внутреннего спроса?

Или в разумной степени будем пытаться сохранить то, что выстраивали более 20 лет? Не замкнёмся на одном лишь импортозамещении и стратегии автаркии, а будем развивать национальную экономику, в том числе с ориентацией на экспорт не только энергоносителей? И всё же останемся, несмотря на известные сложности, активно включёнными в мировую экономику?

В такие моменты особенно вспоминается знаменитое гоголевское: «Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа».

Банк развития – специализированный финансовый институт, созданный в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 21 июня 2011 г. № 261 (далее – Указ № 261). Учредителями банка выступили Совет Министров и Национальный банк Республики Беларусь. Банк образован в форме юридического лица и не является классической кредитно-финансовой организацией в определении, установленном Банковским кодексом Республики Беларусь. Соответственно банк не относится к банкам второго уровня в традиционном понимании этого термина.

Создание Банка развития велось в тесном сотрудничестве с ведущими международными финансовыми организациями, в частности, с Международным валютным фондом и Всемирным банком, и основывается на анализе международной практики функционирования аналогичных институтов.

Главной целью деятельности Банка развития является развитие системы финансирования государственных программ и реализация социально значимых инвестиционных проектов.

Перед Банком развития поставлены три основные задачи:

  1. финансирование долгосрочных и капиталоемких инвестиционных проектов в рамках реализации государственных программ и мероприятий;
  2. оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства посредством предоставления специальных кредитных продуктов через партнерскую сеть;

  3. предоставление льготных экспортных кредитов для поддержки отечественных предприятий-экспортеров.

Деятельность Банка развития комплексно регулируется специальным нормативным правовым актом, имеющим силу закона, – Указом № 261. Этим документом определено, что в иной части, не урегулированной самим Указом, к Банку развития может применяться законодательство о банковской деятельности.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 31 мая 2016 г. № 184 надзор за деятельностью Банка развития осуществляет Национальный банк Республики Беларусь. Требования законодательства, предусмотренные для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в области банковского надзора, применяются к Банку развития с учетом особенностей, установленных Национальным банком.

Для достижения цели и задач своей деятельности Банку развития предоставлено право осуществлять отдельные активные и пассивные операции, которые характерны для коммерческих банков (кредитование, привлечение средств бюджета в депозиты, размещение средств на рынке, открытие счетов, проведение расчетов, валютные операции), но без получения в Национальном банке лицензии на их проведение.

Банку развития предоставлено исключительное право выступать в качестве банка-агента Правительства по обслуживанию и погашению внешних государственных займов.

В 2013 году Банк развития получил мощную поддержку при выходе на финансовые рынки в виде субсидиарной ответственности Правительства по выпускаемым Банком облигациям. При этом в пределах объема эмиссии облигаций, установленного Правительством, Банк вправе выпускать указанные ценные бумаги без выполнения отдельных требований законодательства в части дополнительного обеспечения этих бумаг. Конкретный порядок реализации субсидиарной ответственности Правительства Республики Беларусь по обязательствам Банка развития определен в Указе Президента Республики Беларусь от 19 декабря 2014 г. № 600.

С учетом наличия субсидиарной ответственности Правительства Республики Беларусь Национальным банком приняты специальные решения, которые относят облигации Банка развития к наиболее надежным финансовым инструментам (аналогичным ценным бумагам Правительства), имеющим следующие характеристики:

  1. при их приобретении могут не создаваться специальные резервы на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе (постановление Правления Национального банка от 28 марта 2013г. № 182);
  2. облигации Банка развития включены в ломбардный список ценных бумаг, принимаемых Национальным банком Республики Беларусь в качестве обеспечения ломбардных и других кредитов (постановление Правления Национального банка от 4 февраля 2014 г. № 61). Коэффициент обеспечения обязательств по облигациям Банка развития равняется 0,95, что соответствует коэффициенту, установленному для государственных облигаций Республики Беларусь и облигаций Национального банка;
  3. облигации Банка развития отнесены к категории высоколиквидных активов (со степенью риска 0 процентов в белорусских рублях и 20 процентов в иностранной валюте) (постановление Правления Национального банка от 7 апреля 2015 г. № 217).

Банку развития не предоставляются гарантии Правительства, а бухгалтерский учет ведется по правилам, установленным нормативными актами Национального банка для банков второго уровня.

В соответствии с Указами Главы государства (от 9 декабря 2014 г. № 572, от 24 июня 2015 г. № 257) Банк развития выполняет ряд специальных функций: управляет средствами семейного капитала, а также активами 9 базовых предприятий деревообрабатывающей промышленности.

Банк развития является единственной организацией в Республике Беларусь (не относящейся к органам государственного управления), которая имеет право нормотворческой инициативы (Указ Президента Республики Беларусь от 19 декабря 2014 г. № 600).

В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь (статья 138) доходы по облигациям Банка развития освобождены от обложения налогом на прибыль.

Внедрение института развития, сконцентрировавшего функции по финансированию крупных инвестиционных и инфраструктурных проектов, способствует повышению эффективности реализуемых государственных программ, рациональному использованию бюджетных средств, направляемых на развитие национальной экономики, снижению уровня рисков в банковском секторе Республики Беларусь.

Карантин, простои, спад продаж и закрытие границ — все это негативно влияет на автомобильный рынок России. Компании терпят большие убытки и надеются на возобновление спроса и поставок после окончания карантина. Российское правительство тоже готовится к помощи рынку, новые меры уже прорабатываются профильными ведомствами. Так, например, финансирование программы льготного автокредитования уже увеличили в два раз — с 5 до 10,5 млрд рублей.

В 2020 году при покупке некоторых моделей машин по программе льготного автокредитования можно получить скидку к первоначальному взносу: для Дальнего Востока — 25%, для других регионов — 10%. Государственного финансирования может хватить на покупку 100 тыс. автомобилей.

Кто может оформить льготный кредит

Программой льготного автокредитования можно воспользоваться по двум направлениям: первый автомобиль и семейный автомобиль. Требования такие: есть гражданство РФ, минимум двое несовершеннолетних детей, в том числе под опекой и попечительством, а еще раньше никогда не было в собственности автомобиля. Еще одно обязательное условие — наличие водительского удостоверения. Кроме того, льготный автокредит дадут только тем, кто не брал обычный автокредит в 2019 году, это проверят по кредитной истории.

Сколько должна стоить машина

Минпромторг выступил с предложением повысить максимальную стоимость автомобиля, который можно купить по льготному автокредиту, до 1,5 млн рублей. Сейчас максимальная цена — 1 млн руб., как и в 2015 году. С тех пор порог повышали до 1,45 млн руб., но потом снова снизили до 1 млн руб., фактически ограничив выбор машин моделями Lada.

Выдача льготных автокредитов продолжится сразу после окончания карантина. За время особого режима и из-за роста курса доллара, а также в связи с отсутствием автокомплектующих после остановки заводов и закрытия границ многие автокомпании, в том числе АвтоВАЗ, уже подняли цены на автомобили. Другие компании объявили, что сделают это в ближайшее время. Поэтому предложение Минпромторга об увеличении максимальной цены на машину по программе льготного кредита сейчас как никогда актуально.

Какой автомобиль можно выбрать

Субсидию можно оформить только на новый автомобиль, произведенный в России. Он не должен быть зарегистрирован, а возраст машины не должен превышать 1 года. Масса автомобиля должна быть не более 3,5 тонны. Производитель должен заключить специальное соглашение с государством и получить сертификат на модель. Это может быть не только Lada, но и любая другая модель, собранная в России. Машина должна быть в залоге у банка до выплаты кредита. Сейчас под условия программы подходят Lada Granta, Lada Vesta, Kia Rio, Renault Logan и другие бюджетные модели. Если базовая стоимость модели меньше 1 млн, но в реальности машина получается дороже (например, Nissan Terrano), можно заключить с дилером отдельный договор на машину и еще один — на дополнительное оборудование. Тогда в лимит для льготы еще можно уложиться.