Идентификация это 115 ФЗ

Идентификация — это совокупность мероприятий по установлению и подтверждению достоверности сведений о клиентах с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий.

Упрощенная идентификация — совокупность мероприятий по установлению в отношении клиента — физического лица персональных сведений, предоставляемых, в том числе в электронном виде, состав и подтверждение достоверности которых определяется в соответствие с требованиями законодательства каждой страны.

Важно:

  • Будьте внимательны при вводе персональных данных.
  • Проверяйте чтобы сайт был подтвержденным и официальным: www.walletone.com/ru/wallet/
  • Официальный электронный адрес с которого могут приходить сообщения: security@walletone.com, support@walletone.com
  • Не диктуйте и не пересылайте личные данные и любую конфиденциальную информацию даже если Вам представились сотрудником Wallet One

Все способы проведения идентификации, соответствуют нормам, порядку и особенностям законодательства каждой отдельной страны. Например, в Российской Федерации при полной идентификации клиента, сведения устанавливаются также в отношении представителей клиента, бенефициарных владельцев, выгодоприобретателей клиента, публичных должностных лиц (ПДЛ).
В личном кабинете размещена подробная информация о каждом способе прохождения идентификации, ознакомившись с ней, Вам остается лишь выбрать наиболее удобный вариант.

Идентифицированный пользователь имеет значительно больше возможностей и преимуществ для работы с кошельком, чем анонимный!

В настоящее время перечень запрашиваемой банками информации сравним разве что с данными, которые требует от компаний и ИП налоговая инспекция. БУХ.1С разобрался с тем, какие документы могут быть запрошены банками на законных основаниях, и какие последствия ожидают клиентов за их непредставление.

Какие документы требуют банки на основании 115-ФЗ

Банковскую деятельность регулирует огромное число всевозможных законов и подзаконных актов. Один из таких документов – Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Во исполнение этого закона и, ссылаясь на его же нормы, банки требуют у клиентов массу разнообразной документации. Клиентам порой кажется, что запрашиваемые данные вообще никак не касаются деятельности банков и не затрагивают интересы государства. Но банкам кажется другое. К примеру, банки, проверяя чистоту сделок, запрашивают документы по стандартным договорам, которые организации заключают уже на протяжении многих лет. По мнению клиентов, такие требования банков, как минимум, являются странными, а, как максимум – противоречат действующему законодательству. В частности, например, в тех случаях, когда запрашиваемая информация составляет охраняемые законом сведения.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, к кого нет времени

1. В настоящее время банки требуют у клиентов массу разнообразной документации, проверяя чистоту сделок.

2. Идентифицировать не только самого клиента, но и проверять и фиксировать все совершаемые им сделки, которые банкам кажутся подозрительными, требуют Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Положение Банка России от 15.10.15 № 499-П «Об идентификации клиентов…».

3. П.14 ст.7 Закона № 115-ФЗ устанавливает обязанность клиентов предоставлять информацию, необходимую для исполнения банками требований законодательства.

4. Анализ Федерального закона от 07.08.2001 №115 и Положения Банка России от 15.10.15 № 499-П позволяет прийти к выводу о том, что право банков на истребование документации вообще практически ничем не ограничено.

Действительно, порой банки требуют предоставления персональных сведений работников организаций, бухгалтерский баланс, сведения об уплаченных налогах и т.п. Само собой, подобные запросы вызывают у клиентов массу негодования.

Чтобы не быть голословными, приведем образец типичного письма, рассылаемого банками в адрес своих клиентов в целях соблюдения Федерального закона от 07.08.2001 №115:

Как мы видим, перечень документации весьма обширен, а в некоторых случаях он может оказаться еще больше. Причем времени на подготовку и сдачу этих документов дается подчас слишком мало, что обусловливает еще большее недовольство клиентов и их справедливое возмущение.

В связи с этим напрашивается логичный вопрос: имеют ли банки законное право требовать с клиентов все эти документы?

Законны ли требования банков о представлении документации

Как поясняют сами банки, в подобных объемах документы ими запрашиваются не просто так. Это не их личная прихоть, а требования Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов….» и Положения Банка России от 15.10.15 № 499-П «Об идентификации клиентов…».

Эти НПА обязывают кредитные организации идентифицировать не только самого клиента, но и проверять и фиксировать все совершаемые им сделки, которые банкам кажутся подозрительными. И если клиента можно проверить на этапе открытия ему банковского счета, то проверить чистоту сделки банк может только на стадии совершения денежных расчетов.

Что конкретно говорится в данных нормативных документах? Например, ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ гласит, что при проведении идентификации клиента, его представителя, выгодоприобретателя, а также обновлении информации о них банки вправе требовать представления соответствующих документов.

В их перечень входят документы удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя). Также банком могут быть запрошены и иные документы, необходимые для исполнения требований законодательства.

А п.14 ст.7 Закона № 115-ФЗ устанавливает обязанность клиентов предоставлять информацию, необходимую для исполнения банками требований законодательства.

Приложение 2 к Положению Банка России № 499-П содержит подпункты 2.7 – 2.9, которые конкретизируют полномочия кредитных организаций по истребованию документации и сведений от клиентов.

Так, пп. 2.7. устанавливает, что банк вправе требовать от своих клиентов сведения и документы о финансовом положении, включая бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации. При этом кредитная организация в правилах своего внутреннего контроля самостоятельно определяет количество и виды документов, которые она использует в целях определения финансового положения клиента.

ЦБ РФ рассказал банкам, каких клиентов считать сомнительными и тщательно проверять.

В пп. 2.8. указано, что банк может истребовать сведения о деловой репутации клиента и отзывы о нем других организаций, имеющих с ним деловые отношения. Кредитная организация в правилах внутреннего контроля может также самостоятельно определить и иной вид документов, которые могут быть использованы в целях определения деловой репутации клиента.

Наконец, пп.2.9. разрешает истребовать сведения об источниках происхождения денежных средств и иного имущества клиента. Перечень таких сведений опять же не является исчерпывающим.

Анализ Федерального закона от 07.08.2001 №115 и Положения Банка России от 15.10.15 № 499-П позволяет прийти к выводу о том, что право банков на истребование документации вообще практически ничем не ограничено. По крайней мере, законодательство никаких подобных ограничений не содержит, как не содержит и точный список документов, которые должны быть предоставлены по требованию кредитной организации.

Получается, что банки вправе запрашивать абсолютно любую документацию и в любом объеме. Так ли это на самом деле? БУХ.1С попросил прояснить ситуацию руководителя отдела юридического сопровождения профучастников фондового рынка ГК «ФИНАМ» Сергея Володькина.

Какие документы могут запрашивать банки во исполнение требований закона о противодействии легализации преступных доходов?

Любые документы, которые банки пропишут у себя в правилах внутреннего контроля. И обычно это открытый перечень, т.к. изначально невозможно определить полный список документов, который может понадобиться для того, чтобы определить, осуществляется данная операция с целью легализации преступных доходов или нет. Т.е. любые документы, которые могут потребоваться для анализа конкретной операции или деятельности клиента в целом.

Могут ли банки требовать информацию, содержащую личные данные третьих лиц? Например, личные данные сотрудников фирмы-клиента банка?

По закону банки обязаны идентифицировать представителя клиента (включая единоличный исполнительный орган), выгодоприобретателя клиента. А также принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарного владельца. Если это все физические лица (а бенефициарный владелец – это только физлицо), и неважно, являются ли они сотрудниками фирмы или нет, то банки обязаны требовать информацию, содержащую их личные данные.

Какие сроки подачи запрашиваемых банком документов установлены законом?

По некоторым данным сроки установлены, по другим — в нормативке написано, что банки устанавливают их сами. ЦБ считает нормальным сроком 3-7 дней, обычно банки такие сроки и устанавливают. Если банк устанавливает большие сроки, ЦБ считает, что это сделано специально, чтобы помочь клиенту уклониться от процедур Федерального закона от 07.08.2001 №115.

Что будет, если не представить запрашиваемые банком сведения?

Непредставление клиентом информации, необходимой для реализации кредитной организацией требований закона, может являться основанием для отказа в проведении операции. Если банк отказал уже два и более раз – он обязан расторгнуть договор и закрыть счет клиента. Организация автоматически попадает в черный список, который ЦБ рассылается по банкам и велика вероятность, что такой организации больше ни один банк счет не откроет.

Также банк может отключить систему дистанционного обслуживания (Интернет-банк). Тогда клиент сможет распоряжаться счетом только посредством подачи бумажных платежек, что не слишком удобно, когда клиент находится, например, во Владивостоке, а банк – в Москве. И даже если клиент принесет такую бумажную платежку, банк всегда сможет воспользоваться правом на отказ в проведении операции.

Итак, получается, банки не только вправе истребовать с клиентов документы, но это является их обязанностью. Если этого не делать, банк могут оштрафовать на значительную сумму. Ответственность банков установлена ст.15.27 КоАП РФ «Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

По данной статье штрафы могут достигать 1 млн рублей, а деятельность банка может приостанавливаться на срок до 90 суток. Как следствие, у кредитного учреждения может быть отозвана лицензия на осуществление банковских операций.

Понятно, что банки пытаются обезопасить себя и стараются досконально проверять совершаемые клиентами расчеты. Выходит, что направление клиентам писем о представлении информации — обычная практика кредитных учреждений, связанная с соблюдением законов РФ и требований Центробанка России.

То, что банки могут истребовать у своих клиентов практически ничем неограниченный объем документов, БУХ.1С подтвердили и в Ассоциации российских банков (АРБ).

Как нам рассказала главный специалист правового департамента АРБ Вероника Кинсбурская, закон не регулирует вопрос о том, какие именно документы и сведения подлежат истребованию у физических и юридических лиц в целях проверки их непричастности к экстремистской деятельности или терроризму. Также закон не определяет порядок проведения кредитными организациями проверок деятельности своих клиентов. Что именно затребовать и как именно проверять клиентов, банк решает самостоятельно:

Точный перечень истребуемых у клиента документов и сведений, порядок проведения проверки клиента, в том числе процедура и сроки представления запрошенных документов в банк, а также порядок фиксирования полученной от клиента информации устанавливаются каждой кредитной организацией самостоятельно. Они прописываются в правилах внутреннего контроля.

Если у банка возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях отмывания доходов или финансирования терроризма, банк может запросить у клиента подробные сведения о целях деятельности клиента, деловой репутации, целях совершения конкретной операции и источниках происхождения денег.

Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ, операция с денежными средствами подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физлицо, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Но при этом контролю подлежат и все прочие подозрительные операции.

Проверка деятельности клиента и совершаемых им операций может проводиться при наличии у сотрудников банка субъективных подозрений в том, что конкретная операция осуществляется в целях отмывания доходов, или финансирования терроризма. Соответствующее право предоставлено банкам в п. 3 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

В случае непредставления клиентом информации, необходимой для его проверки, банк может заблокировать счет, приостановить расходную операцию, отказаться от заключения договора, или же расторгнуть договор банковского счета (вклада) с таким клиентом.

БУХ.1С теперь в мессенджере Telegram! Присоединиться к каналу можно по ссылке: https://t.me/buhru (или набрать@buhru в строке поиска в Telegram).

Страдают во всей этой ситуации, конечно же, добросовестные клиенты, которые ведут торговую или производственную деятельность и никак не связаны с терроризмом и отмыванием денег. Зачастую объем запрашиваемой банком информации оказывается настолько велик, что в назначенные сроки представить документы не получается чисто физически.

Как поступать в подобных ситуациях клиентам банков? Вот такой совет дает генеральный директор консалтингового центра «Профдело» Татьяна Никанорова:

Банки должны принимать соответствующие меры, чтобы предотвратить незаконные операции. Мы понимаем, что для этого они могут запрашивать практически любые документы и в любом количестве. Бухгалтерам известны банки, которые требуют чрезмерно много. Если не представить документы в полном объеме, банк может закрыть расчетный счет. И тут кроется подвох: закрытие счета по такому основанию часто подразумевает повышенный тариф на вывод средств с расчетного счета в другой банк. Это до 10% от суммы. Можно, конечно, жаловаться в ЦБ РФ, а он уже будет определять, правомерен ли был запрос из банка или нет. Моя рекомендация для «белых» фирм: если вы получаете избыточный запрос, срочно выводите из такого банка деньги и открывайте счет в другом месте.

Можно сделать вывод, что клиентам придется исполнять требования банков о представлении документов и информации. И если имеется такая возможность, документы лучше направлять в полном объеме и точно в срок. Если же такая возможность отсутствует, а банк требует все чаще и больше, разумнее не дожидаться закрытия счета и перейти на обслуживание в другую кредитную организацию.

Юридические услуги по разработке документов для документального оформления результатов идентификации (проверки) клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефицарных владельцев

Комплект документов для идентификации клиентов, прдеставителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в соответствии с правилами установленными приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 №59: анкеты (досье), опросники клиентов, журналы замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества, регистрации распоряжений клиентов, операции которых приостановлены, учета случаев отказа от выполнения распоряжения клиента, регистрации исходящей информации в Личном кабинете Росфинмониторинга и т.д.

Цена 4500 р.

Специальный комплект документации по ПОД/ФТ и ФРОМУ для идентификации клиентов, некредитной финансовой организации, в том числе идентификации представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев клиентов.

Цена от 300 р.

Комплект документов по выявлению бенефициарных владельцев в организациях в соответствии с требованиями статьи 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Цена 4500 р.

Комплект документов для проверки клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев по спискам лиц, имущество которых заморожено (заблокировано) решением Межведомственной комиссии в соответствии со ст. 7.4 Федерального закона от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Указом Президента РФ от 18.11.2015 №562 «О Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма».

Цена 4500 р.

Комплект документов для финансовых организаций, которые поднадзорны Банку России, по работе с клиентами иностанными налогоплательщиками в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 №173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Цена 4500 р.

Комплект типовых документов для некредитных финансовых организаций по работе с санкционными списками ООН. В соответствии с официальными разъяснениями Банка России в некредитных финансовых организациях (далее — НФО) должен быть утвержден порядок и способы выявления физических и юридических лиц, включенных в списки Совета Безопасности ООН и применения к ним ограничительных мер в части осуществления ими операций, в том числе об используемых в этих целях специальных электронных технологиях, специальном программном обеспечении.

Цена 4500 р.

Подготовка документов в соответствии с Положением о порядке доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом, утв. Банком России 20.07.2016 №550-П.

Цена 4500 р.

Комплект документов для оформления проверки клиентов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.08.2015 г. №804 «Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей».

Цена 4500 р.

Об идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев клиентов

Одним из основных требований любой системы противодействия отмыванию (легализации) доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) является требование выполнения процедуры «знай своего клиента» (ЗСК). Выполнение этого требвание предполагает проведение идентификации клиента.

Организации и индивидуальные предприниматели, перечисленные в статье 5 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — субъекты Федерального закона 115 ФЗ), обязаны проводить идентификацию своих клиентов, их представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев клиентов до приема их на обслуживание. Эти организации и ИП еще называют агентами финансового мониторинга.

Несмотря на внешнюю понятность и кажущуюся простоту, идентификация — это сложная, комплексная процедура, обладающая специфической структурой. Идентификация — это совокупность мероприятий по установлению сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий в форме анкетирования.

Анкета, а также способы ее формирования разрабатываются субъектом первичного финансового мониторинга самостоятельно в зависимости от характера осуществляемой деятельности, интенсивности работы с клиентами, в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ и утверждаются Правилами внутреннего контроля субъекта первичного финансового мониторинга.

Таким образом, идентификация состоит в установлении:

  • в отношении физических лиц — фамилии, имени, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, ИНН (при его наличии), СНИЛС (при его наличии);
  • в отношении юридических лиц — наименование, организационно-правовую форму, ИНН или код иностранной организации, для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, также ОГРН и адрес юридического лица, для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством иностранного государства, также регистрационный номер, место регистрации и адрес юридического лица на территории государства, в котором оно зарегистрировано;
  • в отношении иностранной структуры без образования юридического лица — наименование, регистрационный номер (номера) (при наличии), присвоенный иностранной структуре без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) при регистрации (инкорпорации), код (коды) (при наличии) иностранной структуры без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) в качестве налогоплательщика (или их аналоги), место ведения основной деятельности, а в отношении трастов и иных иностранных структур без образования юридического лица с аналогичной структурой или функцией также состав имущества, находящегося в управлении (собственности), фамилию, имя, отчество (при наличии) (наименование) и адрес места жительства (места нахождения) учредителей и доверительного собственника (управляющего).

Теперь разберемся с определениями таких терминов, как представитель клиента, выгодоприобретатель и бенефициарный владелец.

Понятие представителя Федеральный закон 115 ФЗ не раскрывает, поэтому следует исходить из определения, содержащегося в ч. 1 ст. 182 ГК РФ, согласно которому сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого. Как следует из данного определения, в установлении участия представителя основным критерием является основание соответствующего полномочия (доверенность, закон и др.). Следовательно, представитель клиента — это физическое лицо, действующее от имени, или в интересах, или за счет физического или юридического лица, полномочия которого подтверждены доверенностью, договором, законом либо актом уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. В свою очередь, выгодоприобретатель — лицо, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентских договоров, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом. Необходимо отметить, что перечень гражданско-правовых договоров не является исчерпывающим.

И, бенефициарный владелец — это физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

Без идентификации представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца клиента, субъекты Федерального закона №115-ФЗ не вправе проводить операции или принимать на обслуживание клиента, с учетом установленных исключений.

Кроме этого при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей субъекты Федерального закона №115-ФЗ должны получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с данной организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом, на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов, а также вправе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов.

Чем отличается идентификация от упрощенной идентификации

Федеральный закон №115-ФЗ разделяет идентификацию клиента на два вида: обычная идентификация и упрощенная идентификация. Обычная идентификация предусматривает полную проверку клиента. В свою очередь упрощенная идентификация применяется исключительно в отношении клиента – физического лица и представляет собой совокупность мероприятий по установлению в отношении клиента — физического лица фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, и подтверждению достоверности этих сведений одним из следующих способов:

  • с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов;
  • с использованием информации из информационных систем органов государственной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и (или) государственной информационной системы, определенной Правительством Российской Федерации;
  • с использованием единой системы идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме.

Упрощенная идентификация клиента — физического лица может быть проведена при осуществлении перевода денежных средств по поручению клиента — физического лица без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также при предоставлении клиенту — физическому лицу электронного средства платежа, при осуществлении операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 100 000 рублей либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 рублей, при заключении договора потребительского кредита (займа) с учетом особенностей, установленных пунктом 1.12-1 настоящей статьи, при заключении договоров с негосударственными пенсионными фондами, при заключении договора о брокерском обслуживании, договора доверительного управления ценными бумагами, депозитарного договора и при приобретении инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов при условии, что все расчеты осуществляются исключительно в безналичной форме по счетам, открытым в российской кредитной организации.

Упрощенная идентификация клиента — физического лица проводится только при одновременном наличии следующих условий:

  • операция не подлежит обязательному контролю в соответствии со статьей 6 настоящего Федерального закона и в отношении клиента — физического лица отсутствуют полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
  • у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, отсутствуют подозрения в том, что целью клиента — физического лица является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
  • операция не имеет запутанного или необычного характера, свидетельствующего об отсутствии очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, и совершение указанной операции не дает оснований полагать, что целью ее осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом №115-ФЗ.

В случае возникновения сомнений в достоверности сведений, представленных клиентом — физическим лицом в рамках проведения упрощенной идентификации, а равно в случае возникновения подозрений в том, что операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, обязана провести идентификацию клиента в полном объеме.

Упрощенная идентификация клиента — физического лица проводится одним из следующих способов:

  • посредством личного представления клиентом — физическим лицом оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов;
  • посредством направления клиентом — физическим лицом кредитной организации, негосударственному пенсионному фонду, профессиональному участнику рынка ценных бумаг, управляющей компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, в том числе в электронном виде, следующих сведений о себе: фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации, и (или) идентификационного номера налогоплательщика, и (или) номера полиса обязательного медицинского страхования застрахованного лица, а также абонентского номера клиента — физического лица, пользующегося услугами подвижной радиотелефонной связи;
  • посредством прохождения клиентом — физическим лицом авторизации в единой системе идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме, с указанием следующих сведений о себе: фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации.

В случае получения, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, из информационных систем органов государственной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и (или) государственной информационной системы, определенной Правительством Российской Федерации, подтверждения совпадения сведений, со сведениями в указанных информационных системах, а также при подтверждении клиентом — физическим лицом получения на указанный им абонентский номер подвижной радиотелефонной связи информации, обеспечивающей прохождение упрощенной идентификации (включая возможность использования электронного средства платежа), клиент — физическое лицо считается прошедшим процедуру упрощенной идентификации в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также предоставления указанному клиенту — физическому лицу электронного средства платежа, предоставления клиенту потребительского кредита (займа) с учетом особенностей, установленных пунктом 1.12-1 статьи 7 Федерального закона 115 фз, заключения договора с негосударственным пенсионным фондом, заключения договора доверительного управления ценными бумагами, депозитарного договора, договора о брокерском обслуживании, а также для приобретения инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов.

Что представляет собой закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ

Национальные интересы страны включают в себя совместное противодействие общества и государства противоправным явлениям и преступности.

В настоящее время действует Стратегия национальной безопасности, утвержденная Президентом РФ от 31.12.2015 № 683 (с соответствующей отменой действия предшествовавших ей документов аналогичного содержания). Однако положения, на базе которых работает государственная система противодействия преступлениям, сохраняют свою преемственность.

Противодействие в финансовой сфере в первую очередь должно заключаться в пресечении потоков финансирования незаконной деятельности, а также оперативном реагировании на подобные действия, если они уже произошли.

Все это привело к тому, что потребовалось установить некие общеприменимые критерии, по которым можно было бы выявить подозрительные с точки зрения общественной и национальной безопасности операции и адекватно отреагировать на них. В результате и появился закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…» от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Основное назначение этого закона:

  • установление и описание контрольных процедур в отношении финансовых транзакций, признаваемых сомнительными (по определенным критериям);
  • наложение на организации, осуществляющие денежные транзакции и операции с имуществом, обязанности выполнять установленные законом контрольные процедуры (и введение ответственности за их невыполнение);
  • ограничение на информирование клиентуры о принимаемых мерах по противодействию сомнительным операциям (всю информацию следует передавать в уполномоченный орган — Федеральную службу по финансовому мониторингу, а клиентам следует сообщать только о блокировке счетов, приостановлении транзакций и т. п.).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упоминаемые в определении в ст. 2 закона № 115-ФЗ организации (на которые налагаются обязанности контроля) конкретизированы в ст. 5 того же закона, и это не только банки:

  • но и участники рынка ценных бумаг;
  • страховщики;
  • поставщики почтовых услуг;
  • ломбарды;
  • букмекеры
  • и тому подобные, профессионально участвующие в процессе оборота денег, финансовых активов и иного имущества.

Об иных органах финансового контроля, существующих в РФ, читайте в статье «Органы, осуществляющие финансовый контроль в РФ (перечень)».

Каков порядок идентификации клиентов в организации, осуществляющей финансово-имущественные операции

Одной из основных контрольных процедур (по п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ) для организаций, перечисленных в ст. 5 закона № 115-ФЗ, является идентификация клиента. Идентификация клиента в банке или в приравненных к нему для целей закона № 115-ФЗ организациях представляет собой получение от клиента набора сведений до того, как банк (организация) начнет обслуживание. Сведения несколько отличаются в зависимости от статуса клиента:

  • у физических лиц — граждан РФ уточняют Ф. И. О, гражданство, дату рождения, данные документа, удостоверяющего личность, а также берут биометрические сведения;
  • у физлиц-иностранцев запрашивают сведения, аналогичные тем, что и у граждан РФ, и дополнительно данные миграционной карты и подтверждения легального пребывания в РФ;
  • у российских юрлиц требуют представить название, правовую форму, ИНН, ОГРН, юридический адрес;
  • у иностранных юрлиц, помимо наименования, запросят данные о регистрации в РФ (код и адрес), а также место и адрес регистрации в том иностранном государстве, к которому юрлицо относится;
  • у иностранной структуры без образования юрлица (например, траста) потребуют указать наименование, сведения о стране инкорпорации, коды регистрации в качестве налогоплательщика, данные о месте ведения основной деятельности, а также об имуществе в управлении и об учредителях и управляющих (Ф. И. О. и постоянный адрес).

Кроме того, при присвоении юрлицу или структуре без образования юрлица статуса клиента, банки (организации) обязаны:

  • получать информацию о том, какие цели преследует данное юрлицо (структура), собираясь совершать финансовые либо имущественные операции через данный банк (организацию);
  • выяснять источники происхождения денег и имущества, с которыми выполняются транзакции;
  • выяснять, кто является бенефициарными (конечными) владельцами клиента;
  • фиксировать и накапливать полученные сведения и предоставлять их в уполномоченный орган по финансовому мониторингу;
  • периодически (не реже 1 раза в 3 месяца) сверять списки своих клиентов со списками неблагонадежных лиц, публикуемыми органом финмониторинга и проводить в отношении таких лиц мероприятия по блокировке счетов и операций, а также информировать об этом уполномоченные структуры.

О том, как полученные сведения используются банком при оценке кредитоспособности клиентов, читайте в материале «Методы оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка».

Вправе ли банк взимать комиссию за нарушение закона № 115-ФЗ? Арбитражную практику по этому вопросу подобрал и проанализировал Государственный советник РФ 3-го класса Ю. Лермонтов. Получите бесплатный доступ к КонсультантПлюс и переходите к комментариям чиновника.

Кого, кроме клиента, еще обязаны идентифицировать банки

Порядок идентификации по закону № 115-ФЗ дополнен положением ЦБ «Об идентификации клиентов» от 15.10.2015 № 499-П. В соответствии с ним, помимо клиента-владельца счета, банки должны подвергать процедуре идентификации:

  • представителей (доверенных лиц) клиента;

Кто подпадает под понятие «представитель клиента — юридического лица» в целях его идентификации банком? Ответ на этот вопрос вы найдете в К+. Получите пробный доступ к системе и переходите к разъяснениям экспертов.

  • выгодоприобретателей по проводимым клиентом операциям (сделкам);
  • бенефициарных владельцев юридических лиц.

Об оформлении документа, в котором представляются сведения о бенефициарных владельцах, читайте в статье «Справка о бенефициарах — образец заполнения».

Что такое полная и упрощенная идентификация

Порядок проведения полной идентификации по ст. 7 ФЗ № 115-ФЗ был только что описан в двух предыдущих разделах.

Отдельными нормами закона № 115-ФЗ и положением ЦБ № 499-П введен так называемый упрощенный порядок идентификации. Основное его отличие в том, что упрощенная идентификация не предполагает выяснения представителей, выгодоприобретателей и бенефициаров клиента. А также не требует полного сбора некоторых других сведений (например, о целях ведения деятельности и совершения конкретной операции). Кроме того, упрощенная идентификация может быть проведена в электронном виде и по электронным копиям документов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упрощенный способ предусматривает установление Ф. И. О. клиента и удостоверение личности. То есть на параметры идентификации юрлиц не распространяется.

Чтобы появилась возможность провести упрощенную процедуру, должны соблюдаться такие критерии:

  • выполняемая клиентом транзакция не подлежит особому контролю (по критериям, установленным в законе № 115-ФЗ);
  • клиент не вызывает подозрений у работников банка (или приравненной организации);
  • транзакция не является необычной, с сомнительным экономическим смыслом и не дает оснований предположить, что ее целью является избежание клиентом процедур полной проверки.

О том, какие сведения о клиенте будут отнесены к не подлежащим разглашению, читайте в материале «Что относится к банковской тайне?».

Какие операции не требуют идентификации

Некоторые операции, признанные малоопасными в законе № 115-ФЗ, допускается проводить без процедуры идентификации. Это:

  • Денежные переводы без открытия счета на суммы в пределах 15 000 руб. (или в эквиваленте не более чем 15 000 руб.). Перечень исключений — товаров и услуг, на операции с которыми не распространяется освобождение от идентификации устанавливается Правительством РФ.
  • Покупка физлицом валюты на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб.
  • Покупка физлицом изделий из драгметаллов и драгкамней в розницу на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб. То же самое, но с применением физлицом электронных средств расчетов — на сумму (эквивалент) до 100 000 руб.

При этом также действуют меры по субъективной оценке клиента работниками банка, как и при упрощенной идентификации. То есть, если клиент, по общим критериям подходящий под «льготу» по идентификации, чем-то не приглянулся обслуживающему специалисту — у него могут потребовать сведения и документы, необходимые для идентификации.

Подобный подход связан с тем, что большинство отзывов банковских лицензий происходят именно на основании инкриминирования банкам нарушений закона № 115-ФЗ. Это вынуждает банки перестраховываться.

Какие документы имеют право запрашивать банки в рамках процедуры идентификации

Чтобы разобраться с данным вопросом, напомним, что есть законы и есть отраслевые инструкции и рекомендации. В случае если отраслевые рекомендации противоречат норме законного акта, приоритет, безусловно, должен отдаваться закону.

Первоочередным законом, регулирующим отношения банка и клиента, является ГК РФ. В п. 3 ст. 845 четко сказано, что банк не имеет права ни указывать клиенту, как именно он должен распоряжаться своими средствами, ни контролировать такое распоряжение, ни тем более как-то это распоряжение ограничивать.

Письма и распоряжения ЦБ по отношению к ГК РФ носят инструктивно-рекомендательный характер.

Рассуждая подобным образом, можно сделать такие выводы в отношении соблюдения банками требований закона № 115-ФЗ:

  • Банку нужно работать с банковскими распорядительными документами и с той информацией, что в них содержится (например, данные контрагента в платежном поручении), и с информацией, что была получена от клиента при его идентификации. Документы и сведения сверх этого банк может у клиента только попросить. При этом за клиентом остается право вежливо отказать.
  • Банк не может ограничивать клиенту распоряжение его счетом только на том основании, что клиент отказал в предоставлении документов, не относящихся к необходимым банку для совершения транзакции (а необходимы поручения, распоряжения, требования).
  • Закон № 115-ФЗ не обязывает клиента предъявлять банку любые документы по требованию банка (например, договора или паспортные данные бенефициаров). То есть исполнять требования закона № 115-ФЗ в части сбора сведений о происхождении средств, бенефициарах, выгодоприобретателях и т. п. банк должен самостоятельно, своими силами;
  • все возникшие у банка вопросы и подозрения банк должен направлять в орган финансового мониторинга, т. к. только этот орган имеет право принимать законные решения (в том числе об ограничении управления счетами) и осуществлять дополнительные проверочные мероприятия.

О позиции банков в отношении «сомнительных» клиентов читайте: «Банк вправе разорвать все отношения с подозрительным клиентом».

Итоги

Порядок идентификации клиентов банка (или приравненной к банку организации по закону № 115-ФЗ) подразделяется на полную и упрощенную процедуру. Критерии для определения возможности провести упрощенную процедуру часто носят субъективный характер и зависят от мнения, которое сформировалось у работников банка в отношении конкретного клиента. Возможно, поэтому действующий порядок вызывает много жалоб и споров со стороны банковских клиентов. В том числе многие указывают на разночтения, существующие в инструктивно-разъяснительных материалах ЦБ в отношении идентификации (которых придерживаются банки) и в нормах, содержащихся в гражданском законодательстве.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Смыслов П.А.

Идентификация и изучение клиентов в ювелирной торговле: проблемы и вопросы практического применения

(опубликовано в Экспо Ювелир» №3(98)/2015)

ССЫЛКА на журнальную верстку статьи в формате pdf.

Идентификация клиентов в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма (ПОД/ФТ) – одна из самых острых и болезненных тем, активно обсуждаемых среди ювелирного сообщества на протяжении вот уже многих лет.

Напомним нашим читателям, что согласно пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, установив ряд сведений, указанных в той же норме закона.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 7 того же закона ювелиры также обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев, в том числе по установлению в отношении их сведений, предусмотренных законом.

Таким образом, все ювелиры обязаны в своей деятельности осуществлять совокупность мероприятий по установлению определенных Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, а также по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий.

В процессе идентификации ювелиры обязаны установить в отношении юридических лиц такие сведения, как наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации, адрес местонахождения и другие. В отношении физических лиц устанавливаются такие сведения, как фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) и другие.

Наиболее удобным и корректным способом идентификации является процедура анкетирования, в результате которой заполняется анкета клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца. Анкета клиента может составляется на бумажном носителе или в виде электронного документа.

Одним из наиболее важных нормативных документов (хотя в настоящее время, по нашему мнению, уже и весьма местами устаревшим), подробно раскрывающим процедуру идентификации, является Приказ Росфинмониторинга от 17.02.2011 №59 «Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма». Этот нормативный документ определяет следующий перечень мероприятий, включаемых в процедуру идентификации:

— установление определенных Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ сведений в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя;

— проверка наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с Федеральным законом 07.08.2001 №115-ФЗ;

— определение принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя к иностранному публичному должностному лицу (проводится в отношении физических лиц);

— выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);

— оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска;

— обновление сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей.

В нашей статье мы не хотели бы углубляться в подробный анализ норм законодательства в сфере ПОД/ФТ, регулирующего процедуру идентификации, и нагружать читателей теоретической и практической информацией о ней (эта информация обычно раскрывается на таких формах обучения в сфере ПОД/ФТ, как целевые инструктажи и повышение уровня знаний, проводимые для ювелиров в специализированных учебных центрах (например, в Межрегиональном учебном и консультационно-правовом центре финансового мониторинга – МУКПЦФМ)), а поделиться с читателями ответами на наиболее острые вопросы, связанные с идентификацией в ювелирном секторе.

Для ювелирных организаций, работающих исключительно с юридическими лицами (например, оптовая торговля ювелирными изделиями), идентификация, хоть и хлопотная, но вполне решаемая проблема, а вот для ювелирных организаций, работающих с физическими лицами (например, скупка ювелирных изделий, розничная торговля ювелирных изделий), эта проблема носит почти неразрешимый характер.

Так, ювелиры-оптовики, еще до заключения договора поставки или договора комиссии ювелирных изделий истребуют у своих клиентов — юридических лиц пакет документов, позволяющих до вступления в договорные отношения в полном объеме провести процедуру идентификации, установить и зафиксировать все необходимые для этого сведения. Затруднений при получении от клиентов – юридических лиц необходимых документов и сведений оптовики, как правило, не испытывают.

Серьезные проблемы по идентификации испытывают ювелирные организации и предприниматели, работающие с физическими лицами.

Так, продавец в ювелирном магазине обязан запросить у покупателя паспорт, заполнить на него анкету клиента, проверить клиента на наличие сведений об его причастности к экстремистской деятельности или терроризму, установить его бенефициарного владельца, присвоить уровень риска и осуществить иные процедуры по идентификации, установленные законом, и только после этого осуществить продажу ювелирного изделия. Автор настоящей статьи, тесно сотрудничая с ювелирными организациями по вопросам ПОД/ФТ на протяжении вот уже почти 10 лет, знает лишь немного организаций и предпринимателей, занимающихся розничными продажами ювелирных изделий, которые в полном объеме выполняют процедуры идентификации, прочие же ювелиры в рознице либо идентифицируют клиентов не в полном объеме, либо не делают этого вообще. Проблема заключается в том, что покупатели, как правило, вообще не имеют привычки брать с собой паспорт для посещения ювелирного магазина, либо категорически отказываются предоставлять при покупке свои паспортные данные. В случае, если продавец настаивает на предоставлении паспорта, покупатели разворачиваются и уходят в соседний ювелирный магазин, где им с радостью продают ювелирное украшение, не спросив о покупателе совершенно никаких сведений, тем самым нарушив требования антиотмывочного законодательства. Нас часто спрашивают о том, как работать в рознице, не нарушая процедуры идентификации. Ответ на этот вопрос есть только один: идентифицированы должны быть абсолютно все покупатели.

Одним из самых больших заблуждений, получивших распространение в ювелирной среде, является мнение о том, что идентификация покупателей не должна проводиться при продаже ювелирного изделия стоимостью до 15 000 рублей. Это ошибочное мнение ювелиры пытаются подкрепить ссылкой на п. 1.1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ, согласно которому идентификация клиента — физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов — физических лиц платежей, страховых премий, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).

Однако, мало кто из ювелиров знает или помнит о том, что первоначально это норма была введена в Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ Федеральным законом от 03.06.2009 №121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Таким образом, речь шла о послаблениях в части порогового значения, до которого идентификация может не проводиться, для операторов по приему платежей, которыми, к примеру, являются различного рода расчетно-кассовые центры, принимающие оплату за коммунальные услуги, организации, содержащие терминалы, через которых можно оплатить услуги связи, интернета и т.д. Позднее в 2014 году послабление в части порогового значения, до которого идентификация может не проводиться, сделали и для организаций страхового рынка, введя в рассматриваемую норму закона слова «страховых премий».

Таким образом, у ювелиров в настоящее время нет никакой пороговой суммы, до которой идентификация не проводится. Т.е. даже при продаже ювелирного изделия стоимостью, к примеру, всего несколько сотен рублей, ювелирный магазин обязан провести полную идентификацию покупателя.

Одной из последних летних новелл 2015 года в законодательстве в сфере ПОД/ФТ стало уточнение обязанности ювелирных организаций в части изучения клиента. Если раньше на основании п.п. 1.1. п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ ювелиры были обязаны при приеме на обслуживание и обслуживании получать информацию о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений клиентов — юридических лиц с данной организацией, а также на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов, то теперь такие меры ювелиры обязаны проводить и в отношении клиентов – физических лиц. В настоящее время п.п. 1.1. п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ устанавливает обязанность организаций при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с данной организацией, на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов, а также право принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов. И если для ювелиров, клиентами которых являются только юридические лица и индивидуальные предприниматели, эта норма вполне реализуема, то для ювелиров, которые работают с физическими лицами, она становится очередным камнем преткновения. Мало кто из клиентов — физических лиц, покупающих ювелирное изделие, захочет поделиться с продавцом, например, сведениями о своем финансовом положении, а тем более сведениями об источниках происхождения денежных средств.

Проводя обучение в сфере ПОД/ФТ, автору настоящей статьи часто приходится слышать вопросы ювелиров о том, что не нарушает ли ювелирная организация нормы закона о защите прав потребителей, отказывая в продаже ювелирного изделия покупателю, отказавшемуся пройти процедуру идентификации. Напомним читателям, что п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ устанавливает право организации отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями указанного закона, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. П. 12 той же статьи закона установлено, что отказ от выполнения операций не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, за нарушение условий соответствующих договоров

Простыми словами, если покупатель не предоставляет свой паспорт для проведения продавцом идентификации, продавец имеет полное право отказать ему в продаже ювелирного изделия без каких либо негативных для себя последствий. Так, например, 23.09.2014 г. Тушинский районный суд города Москвы отказал в удовлетворении иска потребителя к ювелирной организации о понуждении заключить публичный договор о продаже ювелирного изделия без идентификации личности потребителя (Дело № 2-5486/2014). Ответчик (ювелирная организация) отказался продать истцу ювелирное изделие, отказ мотивировал невозможностью идентифицировать личность покупателя по правилам Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ. Суд посчитал, что оснований для понуждения ответчика заключить с истцом публичный договор о продаже ювелирного изделия без идентификации личности покупателя не имеется, а действия ответчика по отказу истцу в заключении публичного договора обусловлены рамками возложенных на него Федеральным законом №115-ФЗ публично-правовых обязательств по осуществлению идентификации клиента — физического лица.

Распространёнными среди ювелиров является вопрос о том, кто должен заполнять анкету клиента: продавец или покупатель. Идентификация – это обязанность организации, поэтому и реализовывать процесс идентификации должна именно она. Клиент в силу п. 14 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ обязан предоставить продавцу необходимую для исполнения последним требований закона, включая информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах, но обязанности по самостоятельному заполнению клиентом анкеты законом не предусмотрено.

Волнуют ювелиров вопросы, предусмотрена ли какая-нибудь административная ответственность за отсутствие идентификации. Ответственность организаций и предпринимателей за нарушение процедуры идентификации предусматривается ч. 1 ст. 15.27 Кодекса об административных правонарушениях. Указанное нарушение влечет ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Также напомним читателям о том, что за административные правонарушения, предусмотренные статьей 15.27 КоАП, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

В заключение хотелось бы отметить, что периодически в Государственную Думу вносятся законопроекты, направленные на либерализацию обязанностей ювелиров по идентификации, предполагающие установление пороговой суммы покупки, до которой идентификация может не проводиться. Так, например, еще в марте 2015 года в Госдуму был внесен Законопроект № 734802-6 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в части увеличения пороговой суммы операций с ювелирными изделиями). В пояснительной записке к этому законопроекту отмечается, что «действующая редакция Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» не предполагает порогов идентификации покупателя при любой сумме и любом способе платежа при покупке ювелирных изделий в розничной сети. Правоприменительная практика показала, что заложенная в столь жёстком варианте норма обусловила выполнение её требований всего одним процентом субъектов предпринимательской деятельности в области розничной торговли ювелирными изделиями». Предлагаемым законопроектом предусматривается установление двух уровней пороговых значений сумм операций при покупке физическим лицом ювелирных изделий, которые могут осуществляться без процедуры идентификации:

— 150 000 рублей при расчётах наличными денежными средствами;

— 600 000 рублей при расчётах персонифицированными электронными средствами платежа.

В мае 2015 года рассмотрение законопроекта было перенесено. Автор настоящей статьи очень надеется на положительное рассмотрение этого законопроекта и либерализацию требований к ювелирам по идентификации.

За исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения.

В настоящее время такими государствами являются Исламская Республика Иран и Корейская Народно-Демократическая Республика

ССЫЛКА на журнальную верстку статьи в формате pdf.

Смыслов П.А., специалист по образовательной деятельности в сфере ПОД/ФТ,

юрист, канд. истор. наук

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!

* * *

Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

* * *

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

— любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

— обучение и инструктаж по финмониторингу;

— аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

— электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

— помощь на проверках;

— и многое другое.

Подробнее .

Подпишитесь на «Вестник финансового мониторинга» — первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

Мы в социальных сетях: