Хорошая проходимость торговой точки

Решение открыть торговую точку влечет за собой массу вопросов: «Где подыскивать помещение?», «Как рассчитать привлекательность места и человеческий трафик?», «На какую среднюю выручку можно ориентироваться?» и главный вопрос – «Окупится ли дорогая аренда в проходном месте?». Все эти величины являются эмпирическими и поддаются прогнозу и расчетам. В данной статье рассмотрим основные действия, предвосхищающие открытие магазина или объекта питания: геомаркетинговое исследование, анализ местности и потоков, расчёт потенциального трафика и оборота будущей торговой точки.

Чтобы новый магазин, сверкающий жизнерадостной вывеской «Мы открылись! Добро пожаловать!», стал действительно местом паломничества покупателей, а не зевак, нужно не торопиться арендовать самое удобное помещение в самой проходной точке города, а провести ряд маркетинговых мероприятий по обоснованию привлекательности именно этого помещения.

Часто предприниматели сталкиваются с двумя проблемами:

  • новая точка не окупает себя по причине сниженного оборота продаж (мало чеков);
  • новая точка нерентабельна по причине сниженного чека (низкий средний чек).

И то, и другое – следствие ошибочного расположения и маркетинговой политики предприятия. Опуская тот момент, что на популярность и уровень продаж влияют сервисное облуживание и реклама, рассмотрим алгоритм мероприятий по поиску места и расчету рентабельности торгового объекта на примере стандартного магазина канцтоваров.

Планирование работ

В список работ по открытию торговой точки входят:

Этап 1:

  1. Определение целевой аудитории и якорных товаров.
  2. Определение наиболее оптимального соседства для торгового объекта.
  3. Расчёт среднего чека.
  4. Расчет порога самоокупаемости.

Этап 2:

  1. Геомаркетинговое исследование и анализ конкретного объекта.
  2. Расчет потоков и оборота торговой точки.

На все эти работы у опытного специалиста уйдет примерно 6-8 дней, большая часть времени при этом будет посвящена сбору статистических данных о качественном и количественном составе человеческого трафика (поток, проходящий в непосредственной близости от торгового объекта).

Этап 1: определение вводных требований и показателей

Наработки статистической вводной информации – это сугубо кабинетная работа маркетолога.

Определение целевой аудитории и якорных товаров

Первым делом отнесемся к нашему потенциальному магазину канцтоваров как уже работающему бизнесу и определим, каким товаром и для какой аудитории будем оперировать:

Таким образом, видим, что наиболее интересными для магазина являются две категории: малый бизнес и студенты (пересечение этих групп 78%). Остальная аудитория представляет вторичный интерес.

Определение наиболее оптимального соседства для торгового объекта

Исходя из потенциальной аудитории, опишем желаемое соседство для торгового объекта (далее по тексту – ТО). Наш магазин канцтоваров может эффективно функционировать рядом с крупным торговым центром (или в его составе), поблизости с ВУЗами, студенческими библиотеками.

Малый бизнес, который мы рассматриваем как одну из двух ключевых групп – это частные магазины, кафе, небольшие фирмы (до 20 человек штата), работающие поблизости. В таких компаниях оптовых закупок канцелярских товаров нет, и все приобретается по мере необходимости.

Расчёт среднего чека

Если новый ТО не единичен и уже есть ряд функционирующих канцелярских магазинов, то за основу можно принимать общий усредненный чек по сети, где исключены пиковые показатели. Если магазин – первенец в своем роде, тогда берем стоимость всех товаров, отмеченных как привлекательные для ключевых групп, суммируем и получаем среднеарифметическую стоимость единицы продукции. Полученное умножаем на 2,5 – это среднестатистическое количество товаров в чеке розничного непродовольственного магазина (мелкие товары в группе до $10). Полученная сумма – наш ожидаемый средний чек. Данный расчет очень грубый, но приближен к реалистичному прогнозу.

Расчет порога самоокупаемости

Итак, мы имеем группу потенциальных потребителей, якорные товары (общие для всех групп – это приоритеты продаж), ожидаемый средний чек. Осталось прикинуть – какой должна быть «грязная» доходность, чтобы бизнес был рентабельным.

Итак, при среднем чеке 200 руб., наценке на товар 30%, операционных расходах (примерно принятый в расчет аренда, налоги, зарплата, админ.расходы) в 70 000 руб., для самоокупаемости магазина необходимо торговать на 234 000 руб, что составляет 1170 чеков в месяц (39 чеков в день).

Вполне подъемная цифра при правильно организации магазина.

Этап 2: геомаркетинговое исследование и аналитика

Проводится такое исследование для конкретного ТО (помещения), подобранного под магазин. Для анализа пешеходного потока учитывается выделенная целевая аудитория. Формируется аналитика по определенному шаблону, где учитываются:

  1. Общие характеристики локации
    • Месторасположение
    • Описание самого объекта, история
    • Характеристика и описание района
    • Преимущественные объекты и население
    • Социальная инфраструктура микрорайона
  2. Анализ пешеходных и транспортных потоков
    • Описание характера транспортного движения
    • Количественные показатели транспортного потока и вероятность контакта с объектом исследования
    • Описание пешеходных потоков, количественные показатели и лидирующая аудитория за период исследования
  3. Анализ коммерческой инфраструктуры
    • Описание коммерческой среды микрорайона
    • Ближайшее соседство
    • Конкурентная среда
    • Рекламные конструкции и навигация

Анализ потоков

Проводится анализ пешеходного трафика не менее трех дней в разное время дня и фиксируется количество проходящих людей, их возраст, пол, соответствие сегменту ЦА:

Табл.2. Пример количественного анализа пешеходного потока

25 июня 27 июня 29 июня

ср. количество, чел/час

Удельный вес в общем количестве

ср.количество, чел/час

Удельный вес в общем количестве

ср.количество, чел/час

Удельный вес в общем количестве

с 9.00 до10.00

34%

35%

36%

с 13.00 до14.00

30%

27%

31%

с 18.00 до 19.00

36%

38%

33%

итого

100%

100%

100%

Табл.3. Пример гендерного анализа пешеходного потока

Мужчины

от общего количества мужчин за 3 дня,%

Женщины

от общего количества женщин за 3 дня,%

Общее количество человек за исследуемое время

Удельный вес в общем количестве

25 июня

35%

34%

35%

27 июня

24%

24%

24%

29 июня

41%

41%

41%

итого

100%

100%

100%

— наибольший показатель в столбце

Важно: если место подобрано правильно, то наибольшие показатели будут в тех группах, которые определены как целевой покупательский сегмент (в примерах использованы реальные аналитические данные).

Расчет потенциального оборота торговой точки

Итак, мы получили срез пешеходной активности в районе и качественный ее анализ и видим, что среднее количество приоритетного нам потока составляет примерно 80 человек в час.

При работе магазина с 9 до 20 часов (закрываться ранее в этом районе нет смысла, т.к. анализ потоков говорит о высокой вечерней активности), общая потенциальная проходимость точки целевым сегментом составляет :

21 час*80 человек = 1680 человек в день, а общий поток – 12 тысяч человек. Т.е. целевой сегмент составляет 14% от всего потока.

По средней маркетинговой статистике, при правильном расположении привлекательной вывески магазина, можно рассчитывать на 2,5% от всего потока целевого сегмента в качестве реальных покупателей, что составляет от 42 человека из 1680, это соответствует расчетам самоокупаемости ТО.

Плюс к этому средний ТО может рассчитывать на 0,5-0,7% случайных продаж от общего потока: 12 000 -1680 = 10320*0,5% = 51 продажа в день за счет импульсивных и стихийных продаж. К слову, такое распределение говорит о том, что выбранное место не совсем соответствует целевой аудитории, в идеальном варианте случайных продаж должно быть меньше, а удельный вес ЦА в общем потоке – больше.

Итого, средний прогнозируемый оборот магазина составит: 42 +51 = 93 чека *200 руб. = 18 600 руб./день или 558 000 руб./месяц. Из этой суммы можно вычесть процент риска (в среднем он принимается за 20%) и получить реалистичный прогноз – 446 000 руб. в месяц принесет торговая точка с теми показателями, которые приняты за пример в данной статье.

В июле руководству компании был представлен Карьерный портал холдинга «РЖД» (team.rzd.ru). О том, какие задачи должен решать новый сервис, «Гудку» рассказал начальник Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Сергей Саратов.
– Сергей Юрьевич, зачем работникам компании Карьерный портал?
– РЖД – один из самых крупных работодателей в стране. У нас огромная компания с интереснейшими задачами и большими возможностями для каждого, кто хочет состояться как профессионал в транспортно-логистической отрасли. Об этом нужно ярко, понятно и интересно рассказывать внешней аудитории, обращаясь к тем, кому холдинг «РЖД» интересен как будущий работодатель.
В прошлом году мы поставили перед собой задачу сделать максимально привлекательный и полезный для потенциальных работников ресурс, чтобы продвигать бренд компании на рынке труда. Собственными силами, без привлечения внешних подрядчиков, создали портал, на котором соискатели могут найти ту самую вакансию и откликнуться на неё, студенты – подать заявку на стажировку и практику в подразделениях компании, а школьники – подать заявку на целевое обучение в отраслевой вуз. Мы обращаемся к основным целевым аудиториям на рынке труда и говорим с ними на одном языке, рассказывая о компании и возможностях, которые она открывает для профессионального и карьерного роста.
– Каков функционал портала, в чём его особенности?
– Главная страница портала – это «витрина», которая создаёт целостное впечатление о компании, команде и масштабных проектах холдинга. Мы делаем предложение профессионалу или талантливому студенту присоединиться к нашей команде и подкрепляем его информацией о социальном пакете, чтобы было понятно, как компания заботится о своих сотрудниках, а также показываем возможности для карьерного и профессионального роста. Отличным дополнением стали истории успеха работников, которыми мы с их согласия также поделились на портале.
С главной страницы можно перейти в специальные разделы для потенциальных работников. В разделе «Соискателям» собраны вакансии компании. Подходящую позицию можно найти через поиск – по конкретной должности, по основным направлениям деятельности компании, а также по ключевым проектам, в том числе международным. В этом разделе также предусмотрена возможность подать заявку на обучение рабочей профессии в одном из 15 учебных центров компании.
В разделе «Студентам» представлены все ключевые направления работы с молодёжью. Здесь можно подать заявку на стажировку, практику и бизнес-кейсы в рамках проекта RZD.GENERATION, ознакомиться с условиями прохождения производственной практики на предприятиях компании или с условиями участия в движении студенческих отрядов. Кроме того, на странице представлена информация о грантах и стипендиях для студентов железнодорожных вузов, порядке прохождения практики в компании и льготах для молодого специалиста. Чтобы студент понимал, как он может себя проявить в компании, портал знакомит с корпоративными молодёжными программами и условиями участия в них.
Для школьников и их родителей тоже есть специальный раздел, где представлен список отраслевых учебных заведений и есть возможность подать заявку на целевое обучение. Кроме того, в разделе даётся информация о мероприятиях, которые компания проводит для школьников совместно с «Сириусом», «Океаном», «Артеком», а также об условиях обучения на Детских железных дорогах и в технопарках «Кванториум» – это хорошая возможность для ребёнка понять, как устроена железная дорога, открыть для себя профессию мечты и разобраться в современных технологиях и инженерных профессиях.
– Можно ли уже подвести предварительные итоги работы портала? Насколько он востребован, как его приняли первые пользователи?
– Карьерный портал стал востребованным ресурсом, только за последний месяц им воспользовались более 60 тыс. пользователей. Конечно, в основном это соискатели, студенты отраслевых вузов и школьники, но на портал также заходили работники холдинга и студенты нежелезнодорожных вузов. Мы опросили тысячу первых пользователей, чтобы учесть мнение целевой аудитории и доработать дизайн и функционал портала. Сразу скажу, что портал получил положительную оценку большинства опрошенных: пользователи назвали дизайн портала приятным и гармоничным, отметили качество контента и функционал сайта. Большинство посетителей назвали ресурс полезным для себя и готовы рекомендовать его друзьям. Мы продолжаем совершенствовать дизайн и функционал портала с учётом отзывов пользователей и задач по продвижению бренда работодателя и требований времени.