ГСМ по топливным картам

Что такое путевой лист

Путевой лист – это документ первичного учета, в котором отражается информация о пробеге автомобиля, следовательно, по данному показателю можно рассчитать расход топлив.

Специализированные транспортные предприятия, которые имеют автотранспорт и он используется в основном виде деятельности. Эти предприятия должны использовать путевые листы установленного образца с теми реквизитами, которые прописаны в приказе Минтранса России «О порядке заполнения путевых листов» от 18.09.2008 № 152.

А предприятия, которые используют автотранспорт не по основному виду деятельности могут разработать самостоятельно форму путевого листа, только ее необходимо закрепить в в учетной политике предприятия.

Каждый путевой лист должен быть зарегистрирован в специальном регистрационном журнале. Путевой лист составляется сроком или на 1 день или на срок не более месяца – эти нормативы все указаны в п. 10 приказа 152 от 08.09.2008 года.

Читайте также статью⇒Приказ о путевых листах.

Специализированным предприятиям рекомендовано составлять путевой лист каждый день, с целью учета расхода топлива за определенное время работником. Но исключения всегда есть, и данном случае, это когда работника отправляют в командировку на срок более 1 дня.

Правила и порядок учета ГСМ

Для того, что бы списать ГСМ не достаточного одного путевого листа, еще необходим приказ руководителя предприятия, в котором утверждено в учетной политике такое списание. Если работник использует личный автомобиль в служебных целях, тогда так же необходимо выписывать путевой лист для списания ГСМ. Поступление на предприятие ГСМ оформляется приходным ордером, а списание производиться один раз в месяц, обычно это в начале следующего месяца за прошедшим ответственным за это лицом. Ответственным лицом обычно на предприятии выступает бухгалтерский работник, например, материальный бухгалтер.

Читайте также статью⇒Учет ГСМ по топливным картам.

Порядок списание состоит в том, что составляется соответствующий акт, который составляется представителями специально созданной комиссии для списания ГСМ, комиссия должна состоять не менее чем из трех человек.

Важно!!! К составленному акту списания, в обязательном порядке необходимо прикладывать документы первичной отчетности, а именно: накладная-требование, заправочные карточки, чеки АЗС. Цель данных документов – подтвердить фактический объём потребленных горюче-смазочных материалов.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Учет расхода ГСМ в путевом листе

Если проанализировать форму путевого листа, то увидим, что имеются специальные графы, которые отражают оборот ГСМ. В данном путевом листе указывается количество топлива в баке, сколько было выдано и сколько осталось. Путем вычисления рассчитывается, сколько было использовано горючего.

При использовании путеводительного листа представленного в приказе 152 от 18.09.2008 года, то там нет граф для заполнения количества топлива. В данном документе будут записываться показания спидометра на начало и на конец пути, с помощью чего можно будет определить количество пройденных автотранспортом километров.

Когда путевой лист разрабатывается предприятием самостоятельно, то не содержит сведения об использовании ГСМ, а содержатся только данные о количестве километров, нормативный объем использованных ГСМ можно рассчитать, используя распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. В нем есть нормы расхода топлива для разных марок транспортных средств и формулы для расчета расхода.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что по путевому листу ведется учет или фактический расход топлива, или нормативного. Полученные рассчитанные данные необходимы для правильного отражения в бухгалтерском учете.

Но бывают, где заполнение путевого листа просто невозможно. К таким случаям относятся, например, заправка бензином бензопилы, мотоблоки и т.п. специальные техники. В таких случаях применяется акт списание ГСМ.

Бухгалтерский учет ГСМ

Учет ГСМ в бухгалтерском учете, как и учет материально-производственных запасов, ведется по фактической стоимости материалов, это указано в разделе II ПБУ 5/01.

Учет ГСМ может быть принят к учету только на основании приложенных к авансовому отчету чеков АЗС, если топливо приобреталось водителем за наличные денежные средства или на основании корешков талонов, в случае приобретения топлива по талонам. Иногда бывает, что водитель приобретает бензин по топливным картам, тогда учет ГСМ будет учитываться по топливным картам на основании отчета компании — эмитента карты.

Существует три метода по списанию ГСМ. Рассмотрим эти методы в виде таблицы:

Наименование метода Описание метода
По средней стоимости стоимость остатка материала складывается со стоимостью его поступления и делится на суммарное количество остатка и поступления в натуральном выражении. Этот метод используется считается популярным.
Способ ФИФО По себестоимости первых по времени приобретенных ГСМ
По себестоимости каждой единицы В отношении ГСМ не применяется

Бухгалтера в основном предпочитают применять метод учета по средней себестоимости. Средняя стоимость рассчитывается следующей формуле:

СС = (Сост + Спост) / (Кост + Кпост),

где:

СС — средняя стоимость;

Сост — остатки ГСМ на складе в стоимостном выражении;

Спост — поступление ГСМ в стоимостной оценке;

Кост — остатки ГСМ на складе в натуральном выражении;

Кпост — количество поступивших ГСМ в натуральном выражении.

Предприятие должно в обязательном порядке прописать в своей учетной политике, какую методику они будут использовать в бухгалтерском учете ГСМ.

Списание ГСМ, приобретенных по авансовым отчетам

Компания ГАРАНТ

Авансовый отчет водителя закрыт 14 апреля, но в него вошли чеки ГСМ, выданные в марте. Организация применяет общий режим налогообложения. Как списывается сумма ГСМ за март в бухгалтерском и налоговом учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В бухгалтерском и налоговом учете расходы по содержание служебного автотранспорта (в частности расходы на приобретение ГСМ) признаются на дату утверждения авансового отчета.

Обоснование вывода:

Бухгалтерский учет

Правила выдачи подотчетных сумм и представления отчета по их использованию установлены Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40.

Согласно п. 11 Порядка ведения кассовых операций организации выдают, в частности, наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы в размерах и на сроки, определяемые руководителями организаций.

Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.

Список сотрудников, имеющих право на получение денежных средств под отчет, определяется руководителем организации и утверждается соответствующим приказом. В данном приказе указываются также сроки, на которые выдаются подотчетные суммы, их предельный размер и порядок представления авансовых отчетов. При отсутствии такого приказа подотчетное лицо обязано отчитаться в течение одного рабочего дня (письмо ФНС России от 24.01.2005 N 04-1-02/704).

Для расчетов с подотчетными лицами используется первичный документ — авансовый отчет (Указания по применению и заполнению унифицированной формы «Авансовый отчет» (форма N АО-1), утвержденные постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55).
Выданная под отчет сумма не признается расходом организации и отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и кредиту счета 50 «Касса» (п. 2 ПБУ 10/99; Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Приобретенные горюче-смазочные материалы учитываются в составе материально-производственных запасов по фактической себестоимости (п. 2, п. 5, п. 6 ПБУ 5/01). В бухгалтерском учете приобретенные ГСМ отражаются по дебету счета 10 «Материалы», субсчет 10-3 «Топливо», в корреспонденции с кредитом счета 71 на основании утвержденного руководителем организации представленного работником авансового отчета (Инструкция по применению Плана счетов).

Возврат остатка неиспользованных средств подотчетным лицом в кассу организации отражается по дебету счета 50, кредиту счета 71.
Согласно п. 5, п. 7 ПБУ 10/99 расходы, связанные с оплатой ГСМ, относятся к расходам по обычным видам деятельности и признаются при наличии условий, перечисленных в п. 16 ПБУ 10/99.

Определение суммы расходов по ГСМ в бухгалтерском учете производится на основании данных о пробеге автомашины, указанных в путевых листах, по нормам расходования ГСМ, утвержденным организацией. В бухгалтерском учете сумма расхода отражается по дебету счетов учета затрат 20 (25, 26, или 44) в корреспонденции с кредитом счета 10, субсчет 10-3.

Таким образом, полагаем, в рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете списание ГСМ по путевому листу за вторую половину марта отражается на дату утверждения авансового отчета (п. 16, 18 ПБУ 10/99).

Налог на прибыль

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение доходов.

Расходы организации на приобретение ГСМ могут учитываться либо в составе материальных расходов в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ, либо в составе расходов организации на содержание служебного транспорта на основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ (в зависимости от назначения используемого транспорта (письмо Минфина России от 11.01.2006 N 03-03-04/2/1, письма УФНС России по г. Москве от 19.12.2007 N 20-12/121663, от 14.11.2006 N 20-12/100253). Конкретный порядок учета рассматриваемых расходов следует закрепить в учетной политике для целей налогового учета (ст. 313 НК РФ).

Основным документом, на основании которого определяется расход и списание горюче-смазочных материалов, является путевой лист, типовая форма которого утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78. Типовые межотраслевые формы применяются для учета работ в автомобильном транспорте, то есть специализированными автотранспортными предприятиями. При этом приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 утверждены Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов.

В письме Минфина России от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161 установлено, что путевой лист, содержащий обязательные реквизиты, утвержденные Приказом N 152, является одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов. Кроме того, отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях. Подобные реквизиты являются обязательными и отражают содержание хозяйственной операции (письмо Минфина России от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129).

Обратите внимание, что, по мнению Минфина России, при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля все налогоплательщики должны учитывать Методические рекомендации «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р. А в отношении автомобилей, для которых такие нормы данным документом не утверждены, рекомендуется руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля (письма Минфина России от 14.01.2009 N 03-03-06/1/15, от 14.01.2009 N 03-03-06/1/6).

Однако существует и противоположная точка зрения.

Так, согласно письму УФНС России по г. Москве от 12.04.2006 N 20-12/29007 для целей налогообложения прибыли принимаются затраты организации на приобретение топлива (ГСМ) для обеспечения работы автомобиля исходя из фактического пробега автомобиля с учетом фактического расхода топлива (ГСМ) в производственных целях и цен на его приобретение, а также расходы на его обслуживание и ремонт.

ВАС РФ в определении от 14.08.2008 N 9586/08 отметил, что НК РФ не предусмотрено нормирование расходов горюче-смазочных материалов в целях налогообложения прибыли, соответственно, фактически произведенные затраты на приобретение горюче-смазочных материалов могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль.

Таким образом, расходы в виде стоимости израсходованного бензина учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль на основании путевых листов.

Для организаций, применяющих метод начисления, моментом признания расходов на содержание служебного автотранспорта в целях налогообложения прибыли является дата утверждения авансового отчета (пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Следовательно, в целях налогообложения прибыли в рассматриваемом случае расходы на ГСМ за вторую половину марта на основании представленного путевого листа будут признаны на момент утверждения авансового отчета, то есть в апреле 2010 года.

Однако во избежание возможных налоговых рисков и претензий со стороны контролирующих органов при проверке рекомендуем организации обеспечить эффективность системы внутреннего контроля за своевременностью предоставления подотчетными лица авансовых отчетов (например, на конец каждого отчетного периода).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бойко Лариса

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

>Инструкция по учету поступления и расходования горюче-смазочных материалов и единых талонов на отпуск нефтепродуктов на предприятиях, в организациях, колхозах и совхозах

Инструкция по учету поступления и расходования горюче-смазочных материалов и единых талонов на отпуск нефтепродуктов на предприятиях, в организациях, колхозах и совхозах

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НЕФТЕПРОДУКТАМИ

ИНСТРУКЦИЯ

от 3 февраля 1984 года N 01/21-8-72

По учету поступления и расходования
горюче-смазочных материалов и единых талонов
на отпуск нефтепродуктов на предприятиях,
в организациях, колхозах и совхозах

1. Общие положения

1.1. Настоящая инструкция разработана в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 августа 1983 г. N 759 «О повышении эффективности использования автотранспортных средств в народном хозяйстве, усилении борьбы с приписками при перевозках грузов автомобильным транспортом и обеспечении сохранности горюче-смазочных материалов» в целях усиления контроля за использованием нефтепродуктов строго по целевому назначению.
Инструкция определяет основные положения о получении, хранении, выдаче, расходовании и учете горюче-смазочных материалов* и единых талонов на нефтепродукты на предприятиях, в организациях, колхозах и совхозах**.

* В дальнейшем изложении вместо слов «горюче-смазочные материалы» будет применяться термин «нефтепродукты».
** В дальнейшем изложении вместо слов «предприятия, организации, колхозы и совхозы», являющиеся потребителями нефтепродуктов, будет применяться термин «предприятия».
Под термином «нефтепродукты» понимаются бензин, дизельное топливо, масла моторные, трансмиссионные, специальные, консистентные смазки, а также тормозные, амортизаторные, охлаждающие и другие технические жидкости и т.п. эксплуатационные материалы.

1.2. Министерства и ведомства разрабатывают и утверждают указания по применению настоящей инструкции с учетом особенностей использования нефтепродуктов в отрасли.

1.3. Получение, хранение и отпуск нефтепродуктов и талонов на них производится материально ответственными лицами, с которыми должны быть заключены договоры о полной материальной ответственности.

1.4. Предприятия получают нефтепродукты в соответствии с выделенными им вышестоящими организациями фондами.

1.5. Предприятиям запрещается производить самостоятельно реализацию на сторону сверхнормативных и неиспользуемых нефтепродуктов. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 31 июля 1981 г. N 732 «О порядке реализации сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей» предприятия обязаны о наличии образующихся в процессе исполнения плана сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей представлять сведения вышестоящему по отношению к ним органу и территориальному органу системы Госснаба СССР по формам и в сроки, утвержденные ЦСУ СССР.

1.6. Порядок получения, учета и использования единых талонов на нефтепродукты определяется инструкцией о порядке учета талонов на нефтепродукты и отпуска нефтепродуктов по талонам, утверждаемой Госкомнефтепродуктом СССР и Госбанком СССР по согласованию с Министерством финансов СССР.

2. Транспортирование и приемка нефтепродуктов

2.1. Не позднее чем за 15 дней до начала месяца предприятия представляют предприятию (организации) нефтепродуктообеспечения* заявку на завоз нефтепродуктов по декадам и дням с указанием пунктов назначения.

* Под предприятиями и организациями нефтепродуктообеспечения понимаются нефтебазы, комбинаты (управления) автообслуживания и другие предприятия как системы Госкомнефтепродукта СССР, так и других министерств и ведомств, выполняющих функции обеспечения нефтепродуктами (Госкомсельхозтехники СССР и др.). В дальнейшем изложении все предприятия и организации нефтепродуктообеспечения будут именоваться «нефтебазы».

2.2. Взаимоотношения между предприятиями и нефтебазами по поставке нефтепродуктов регулируются положением о поставках продукции производственно-технического назначения и особыми условиями поставки нефтепродуктов потребителям нефтеснабсбытовыми организациями.

2.3. За сохранность нефтепродуктов при доставке их до предприятий несут ответственность:
нефтебазы — при централизованной доставке своим автотранспортом;
транспортные предприятия-перевозчики — при централизованной доставке;
потребители нефтепродуктов — при вывозке своим транспортом.

2.4. Перевозка нефтепродуктов автотранспортом оформляется выпиской товарно-транспортной накладной в соответствии с инструкцией о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемой Министерством финансов СССР, Госбанком СССР, ЦСУ СССР и Министерством автомобильного транспорта РСФСР.
В товарно-транспортной накладной в обязательном порядке указываются наименование нефтепродуктов, плотность, температура, общая масса нефтепродуктов. К накладной по требованию покупателя прикладывается паспорт качества.

2.5. Нефтепродукты, поступившие в адрес предприятий транзитом, принимаются ими от органов транспорта в порядке, установленном уставами и правилами транспортных организаций, и в соответствии с инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и особыми условиями поставки нефтепродуктов потребителям нефтеснабсбытовыми организациями.

2.6. Автоцистерны, используемые на доставке нефтепродуктов, должны быть оборудованы в соответствии с Правилами пожарной безопасности при эксплуатации предприятий Госкомнефтепродукта СССР, согласованными с ГУПО МВД СССР и утвержденными Госкомнефтепродуктом СССР, а также иметь соответствующую маркировку, предусмотренную инструкцией МВД СССР о порядке перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.

2.7. При поступлении на предприятие нефтепродуктов материально ответственные лица обязаны:
проверить соответствие поступивших нефтепродуктов по количеству, сортам и маркам, указанным в сопроводительных документах поставщика-отправителя;
обеспечить полный слив нефтепродуктов, а по окончании слива осмотреть транспортные резервуары (цистерны) для проверки полноты слива;
своевременно оприходовать поступившие нефтепродукты.

2.8. Оприходование нефтепродуктов производится на основании сопроводительных документов поставщиков или актов о приемке материалов (типовая междуведомственная форма N М-7*).

* Типовые междуведомственные формы первичной учетной документации помещены в альбоме, изданном ЦСУ СССР в 1982 г.

3. Хранение нефтепродуктов

3.1. Хранение нефтепродуктов предприятиями должно осуществляться на специально оборудованных и огражденных нефтескладах, стационарных пунктах (постах) заправки транспортных средств, машин и механизмов.

3.2. Объекты для хранения нефтепродуктов по своим функциональным особенностям подразделяются на типы:
центральные нефтесклады — для приема и хранения всего ассортимента получаемых нефтепродуктов, их выдачи в автоцистерны, тару и баки транспортных средств;
стационарные пункты заправки машин на производственных участках, отделениях, бригадах — для приема нефтепродуктов из автоцистерн, выдачи нефтепродуктов в баки транспортных средств, машин и механизмов, мелкую тару; в необходимых случаях может производиться отпуск нефтепродуктов в механизированные заправочные средства;
посты заправки транспортных средств маслами и смазками на пунктах технического обслуживания или в ремонтных мастерских, производящих заправку или дозаправку агрегатов или узлов транспортных средств, машин, агрегатов при техническом обслуживании или ремонте.

3.3. Тара из-под нефтепродуктов (бочки, бидоны и др.) должна храниться в помещении или под навесом отдельно от нефтепродуктов.
Тара многократного оборота, пригодная для налива, предприятиями сдается нефтебазам в обмен на одноименную и такого же назначения тару, в которую затарен получаемый нефтепродукт. При обмене тары, требующей ремонта, с предприятий взимается стоимость ремонта по утвержденному прейскуранту.

4. Отпуск нефтепродуктов и заправка транспортных средств, машин и механизмов

4.1. Отпуск нефтепродуктов с нефтескладов предприятий в автоцистерны, заправочные агрегаты и агрегаты технического обслуживания производится только через раздаточные стояки или топливо- и маслораздаточные агрегаты. Стояки, топливо- и маслораздаточные агрегаты должны быть исправны и укомплектованы в соответствии с инструкцией по их эксплуатации.

4.2. Материально ответственные лица нефтескладов и пунктов заправки перед отпуском нефтепродуктов в автоцистерны, топливозаправщики и механизированные заправочные агрегаты обязаны проверить отсутствие остатка ранее перевозимого продукта, исправность заземляющего устройства, наличие огнетушителя и другого пожарного инвентаря.
Перед наливом нефтепродуктов автоцистерны должны быть обязательно заземлены. При обнаружении в раздаточном устройстве и оборудовании дефектов и неисправностей отпуск нефтепродуктов прекращается до полного устранения дефектов и неисправностей.

4.3. В баки транспортных средств, машин, механизмов, бочки и мелкую тару нефтепродукты отпускаются только через топливо- или маслораздаточные агрегаты.
Расфасованные в мелкую тару масла и смазки отпускаются по массе, указанной на трафарете, с контрольным взвешиванием.

4.4. Материально ответственные лица, отпускающие нефтепродукты через раздаточные агрегаты, обязаны следить за исправностью и нормальной их работой, требовать от водителей* транспортных средств, машин и механизмов соблюдения правил заправки и пожарной безопасности, ежедневно перед началом заправки проверять правильность показаний счетчиков путем контрольного измерения отпускаемых нефтепродуктов по образцовым мерникам.

* В дальнейшем следует иметь в виду и других работников, управляющих машинами и механизмами.
Нефтепродукты из мерника сливаются в баки транспортных средств, машин и механизмов.

4.5. Выдача водителям нефтепродуктов производится с измерением выданного количества топлива — в единицах объема (литрах), смазок в единицах массы (килограммах).
Количество выданных нефтепродуктов записывается в ведомость учета выдачи нефтепродуктов по форме согласно приложению N 1*, в которой за полученные нефтепродукты расписывается водитель, а в путевом листе** — расписывается материально ответственное лицо, отпустившее нефтепродукты.

* Приложения к настоящей Инструкции в «Бюллетене» не приводятся.
** В дальнейшем следует иметь в виду и другие документы, в которых определяется задание на работу.

4.6. Нефтепродукты для других производственных нужд (для технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования) выдаются с нефтесклада на основании требований или по лимитно-заборным картам (типовые междуведомственные формы N М-10, М-10а, М-11, М-8, М-8а, М-9, М-9а) при наличии на них подписей лиц, которым приказом руководителя предприятия предоставлено право разрешать отпуск нефтепродуктов.

5. Получение нефтепродуктов по единым (поясным) талонам

5.1. Отпуск нефтепродуктов автозаправочными станциями Госкомнефтепродукта СССР предприятиям производится по предварительно оплаченным единым (поясным) талонам в течение срока, обозначенного на талонах.

5.2. Продажа единых талонов предприятиям производится по их заявкам в счет выделенных фондов на нефтепродукты.

5.3. При продаже единых талонов и определении объемов поставки пересчет количества нефтепродуктов из единиц массы в объемные и обратно производится исходя из средней плотности соответствующего вида нефтепродуктов за прошедший месяц по данной нефтебазе или комбинату (управлению) автообслуживания.

5.4. Предприятия обязаны в течение трех дней с момента перечисления денежных средств единовременно получить от нефтебазы единые талоны на всю перечисленную сумму.

5.5. Размер разовой продажи единых талонов определяется предприятиями, организациями Госкомнефтепродукта СССР, но не должен превышать полумесячного объема, а общий размер продажи единых талонов в месяц — одной трети количества нефтепродуктов, подлежащего получению АЗС в целом за квартал.

5.6. Отпуск единых талонов предприятиям оформляется нефтебазой выпиской накладной по форме N 2-нп (приложение N 2), один экземпляр которой вручается получателю талонов.

5.7. Лица, получившие талоны, обязаны в тот же день сдать их вместе с накладной нефтебазы материально ответственному лицу, назначенному приказом руководителя предприятия, для оприходования и хранения.

5.8. Материально ответственное лицо предприятия, принявшее на хранение полученные от нефтебазы единые талоны, по требованию, подписанному руководителем и главным бухгалтером, выдает под отчет талоны специально назначенному работнику для выдачи водителям транспортных средств.
Повторная выдача талонов может производиться только после сдачи полного отчета за ранее выданные талоны.

5.9. Талоны на право получения нефтепродуктов выдаются водителям только по предъявлению ими путевого листа, на котором диспетчером или уполномоченным на то руководителем предприятия лицом в строке «выдать горючее» записано прописью количество разрешенного к выдаче нефтепродукта по талонам согласно заданию и с учетом количества нефтепродуктов в баках при выезде на линию.

5.10. Водителям транспортных средств единые талоны выдаются с наличием на них специальной треугольной печати установленного образца с указанием наименования предприятия и его ведомственной принадлежности.

5.11. Выдача единых талонов водителям оформляется порядком, указанным в пункте 4.5 настоящей инструкции.

5.12. Водители транспортных средств обязаны отчитаться за расход нефтепродуктов и по окончании работы сдать неиспользованные единые талоны уполномоченному на то руководителем предприятия лицу по ведомости возврата талонов по форме согласно приложению N 3.
Лица, принимающие от водителей единые талоны, записывают в ведомость суммарное количество нефтепродуктов в литрах и номера сданных талонов, а в путевых листах в разделе «движение горючего» в графе «сдано» — суммарное количество сданных талонов в литрах и расписываются под ней. Водители расписываются в ведомости возврата талонов.

6. Учет нефтепродуктов в местах хранения и оперативный контроль за их движением

6.1. Учет нефтепродуктов в местах хранения ведется материально ответственными лицами на карточках складского учета по типовой междуведомственной форме N М-17 или в книгах, содержащих реквизиты, указываемые в карточках складского учета, раздельно по каждому наименованию и марке нефтепродуктов.
На основании оформленных в установленном порядке первичных документов в карточки (книгу) заносятся данные по приходу и отпуску нефтепродуктов и выводятся количественные остатки после каждой записи или после записи последней операции дня.
Складской, а также бухгалтерский учет нефтепродуктов в натуральном выражении на нефтескладах, в кладовых ведется в единицах массы. Нефтепродукты, находящиеся в других местах хранения (в пунктах заправки, производственных участках, отделениях, бригадах и т.п.), учитываются в тех единицах, по которым они получены материально ответственными лицами.
Также на карточках (или в книгах) материально ответственными лицами ведется учет талонов на нефтепродукты в единицах измерения, указанных в талонах, то есть в литрах.
Если в другие места хранения нефтепродукты отпускаются с нефтесклада в единицах объема (в литрах), то с лицевого счета заведующего склада (кладовщика) нефтепродукты списываются исходя из оценки за килограмм и на лицевые счета других материально ответственных лиц, в том числе водителей, получающих нефтепродукты, приходуются в литрах с соответствующей оценкой их стоимости.
Данные раздаточных ведомостей и лимитно-заборных карт об отпуске нефтепродуктов, в том числе талонами, должны отражаться в карточках (книгах) складского учета по мере их закрытия, включая операции последних дней отчетного месяца, в соответствующих единицах измерения. При этом пересчет количества нефтепродуктов, отпущенных с нефтесклада (кладовой), из объемных единиц в единицы массы производится исходя из средней плотности соответствующего вида нефтепродукта за отчетный месяц по данному нефтескладу (кладовой) предприятия.

6.2. При сменной организации работы на предприятии материально ответственных лиц для учета движения нефтепродуктов может быть использована Книга учета топлива, смазочных материалов и талонов по форме согласно приложению N 4.
По окончании смены остаток нефтепродуктов инвентаризуется и после сверки с данными учета сдается под расписку одним материально ответственным лицом другому.

6.3. На основании документов, по которым на предприятии производились прием и отпуск нефтепродуктов: товарно-транспортных накладных, актов, ведомостей учета возврата талонов, требований, ведомостей учета выдачи топлива и смазочных материалов, ведомостей определения плотности и температуры, удостоверяющих правильность пересчета количеств нефтепродуктов из объемных единиц в массовые и обратно, материально ответственное лицо составляет отчет о движении нефтепродуктов по форме согласно приложению N 5.
Отчет вместе с документами по приходу и расходу в сроки, установленные руководителем предприятия, представляется в бухгалтерию предприятия и служит основанием для отражения в учете движения нефтепродуктов.
Перед сдачей в бухгалтерию отчет проверяется и подписывается лицом, возглавляющим службу топливно-энергетических ресурсов предприятия, или иным лицом, уполномоченным руководителем предприятия.

6.4. После обработки путевые листы передаются в службу топливно-энергетических ресурсов для дальнейшей обработки и сверки с ведомостями учета выдачи и возврата топлива (талонов), приложенными к отчету о движении топлива и смазочных материалов.

6.5. На основании записей в путевом листе после сверки их с ведомостями учета выдачи или возврата топлива (талонов) заполняется карточка учета расхода топлива, ведущаяся на каждое транспортное средство, машину, механизм, по форме согласно приложению N 6.
Работник, ведущий учет топливно-энергетических ресурсов, записывает в карточку фактические и нормативные расходы топлива и выводит результат. О всех случаях значительного перерасхода или нереальной экономии топлива немедленно докладывается руководителю предприятия (или начальнику службы топливно-энергетических ресурсов) для принятия срочных мер к выявлению и устранению причин перерасхода или нереальной экономии.
Карточки учета расхода топлива за текущий месяц хранятся в отдельной папке по порядку номеров транспортных средств, машин, механизмов, а по истечении месяца карточки вкладываются в папки, заводимые на каждое транспортное средство, машину, механизм и хранятся в них.

6.6. На основании данных карточек учета расхода топлива ведутся

лицевые карточки водителей по форме согласно приложению N 7*.
—————-

* Лицевые карточки водителей открываются при ручной обработке путевых листов. При машинной обработке путевых листов карточки заменяются соответствующими машинограммами.

6.7. После обработки лицевых карточек (или машинограмм) выводятся результаты работы каждого водителя за месяц (экономия или перерасход). По итогам работы за квартал составляется ведомость для расчетов с водителями.
О допущенном перерасходе бензина и дизельного топлива сверх утвержденных норм* отдельными водителями транспортных средств составляется ведомость с указанием количества и стоимости перерасходованного топлива, которая представляется руководителю предприятия для принятия решения о возмещении стоимости перерасхода, допущенного по вине водителей.

* В соответствии с требованиями Основных положений по нормированию расхода топлива, тепловой и электрической энергии нормы расхода топлива должны быть установлены по всем видам машин и механизмов независимо от объема потребления горюче-смазочных материалов и утверждены вышестоящей организацией.
На основании принятого руководителем предприятия решения стоимость перерасходованного топлива сверх утвержденных норм, подлежащего взысканию с водителей транспортных средств, относится на счет 75-2 «Расчеты с дебиторами по возмещению материального ущерба» и взыскивается с виновных в установленном законом порядке.

6.8. Учет расходования горюче-смазочных материалов на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и механизмов производится руководителем производственного участка, отделения, бригады. На каждую марку топлива и смазочных материалов им ведется ведомость по форме согласно приложению N 8.
Заполненные ведомости подписываются руководителем производственного участка, отделения, бригады. После проверки ведомостей работником, ведущим учет топливно-энергетических ресурсов, они утверждаются руководителем предприятия и вместе с приложенными к ним необходимыми документами сдаются в бухгалтерию.

7. Бухгалтерский учет нефтепродуктов

7.1. На предприятиях, в организациях, колхозах и совхозах бухгалтерский учет нефтепродуктов и единых талонов должен обеспечить:
правильное и своевременное документальное оформление операций по приему и отпуску нефтепродуктов и единых (поясных) талонов на нефтепродукты;
получение полных и достоверных данных о движении и остатках нефтепродуктов на нефтескладах (кладовых) и местах заправки как в натуральном, так и в денежном выражении;
контроль за сохранностью нефтепродуктов и талонов на нефтепродукты в местах хранения и на всех этапах их движения;
составление правильных и достоверных отчетов о движении и остатках нефтепродуктов в местах хранения и заправки;
систематический контроль за использованием нефтепродуктов и соблюдением норм их расхода;
контроль за сбором и сохранностью отработанных нефтепродуктов.

7.2. Учет нефтепродуктов организуется на основе:
строгого соблюдения установленного настоящей инструкцией (с учетом отраслевых особенностей) порядка приемки и отпуска нефтепродуктов и талонов на нефтепродукты;
тождественности данных оперативно-складского и бухгалтерского учета нефтепродуктов.

7.3. Бухгалтерский учет нефтепродуктов осуществляется преимущественно механизированным способом с использованием вычислительной техники с автоматическим вводом исходных данных (перфорационных и электронных вычислительных машин)* или с использованием счетно-клавишных машин при ведении учета ручным способом**. В этом случае применяется оперативно-бухгалтерский метод учета товарно-материальных ценностей***.

* Основные принципы и требования к организации бухгалтерского учета с использованием вычислительной техники с автоматическим вводом исходных данных приведены в Методических указаниях Министерства финансов СССР и ЦСУ СССР от 20 февраля 1981 г. N 35/34-Р/426.
** Методические указания по организации бухгалтерского учета на промышленных предприятиях с применением счетно-клавишных машин утверждены Министерством финансов СССР письмом от 30 марта 1963 г. N 89.
*** Основные принципы ведения оперативно-бухгалтерского метода учета товарно-материальных ценностей приведены в Основных положениях по учету материалов на предприятиях и стройках, утвержденных Министерством финансов СССР 30 апреля 1974 г. N 103.

7.4. Бухгалтерский учет нефтепродуктов предприятиями ведется на счете 06 «Топливо» по всем видам нефтепродуктов, местам хранения и материально ответственным лицам в разрезе следующих субсчетов:
06-1 «Нефтепродукты на складах»,
06-2 «Нефтепродукты по талонам»,
06-3 «Топливо в баках транспортных средств».

7.5. На субсчете 06-1 «Нефтепродукты на складах» учитывается наличие и движение всех видов нефтепродуктов, полученных для эксплуатации транспортных средств, машин, механизмов и других целей и находящихся на нефтескладах, в пунктах заправки (как стационарных, так и передвижных) на производственных участках, в отделениях, бригадах и т.п.
Основанием для записей по дебету субсчета 06-1 являются первичные документы, по которым производится оприходование поступивших нефтепродуктов материально ответственными лицами. По кредиту субсчета 06-1 производится списание нефтепродуктов с подотчета материально ответственных лиц на основании ведомостей учета выдачи нефтепродуктов, требований, лимитно-заборных карт, накладных (приложение N 1 и типовые междуведомственные формы N М-10, М-10а, М-11, М-8, М-8а, М-9, М-9а, М-12, М-13).
При этом дебетуются:
субсчета 06-1 «Нефтепродукты на складах» и 06-3 «Топливо в баках транспортных средств» — на стоимость отпущенных бензина и дизельного топлива другим материально ответственным лицам и водителям;
счета 22 «Расходы по эксплуатации транспорта и связи», 23 «Вспомогательные производства», 27 «Накладные расходы» и другие, по принадлежности, — на стоимость отпущенных с нефтескладов (пунктов заправки) смазочных материалов.

7.6. На субсчете 06-2 «Нефтепродукты по талонам» учитываются талоны на бензин, дизельное топливо и смазочные материалы. Учет ведется в единицах измерения, указанных на приобретенных талонах, и в стоимостном выражении.
Аналитический учет ведется по отдельным материально ответственным лицам, по видам и маркам нефтепродуктов.
Субсчет 06-2 дебетируется на стоимость талонов, полученных от нефтебаз и сданных на хранение материально ответственному лицу.
Движение единых талонов материально ответственным лицом учитывается в специальной книге движения талонов по форме N 6-нп в количественном выражении по маркам и купюрам (приложение N 9).
Книга учета талонов на нефтепродукты должна быть пронумерована, прошнурована, подписана руководителем и главным бухгалтером предприятия и скреплена печатью.
Записи в книге производятся ежедневно на основании документов, которые послужили основанием для оприходования и списания в расход талонов на нефтепродукты.
Материально ответственное лицо на основании приходных и расходных документов составляет отчет о движении талонов по форме N 7-нп (приложение N 10) и представляет его в бухгалтерию в установленные руководством предприятия сроки.
Выданные талоны заправщикам списываются с подотчета материально ответственного лица в подотчет заправщикам (по субсчету 06-2).
С подотчета заправщиков стоимость нефтепродуктов по талонам списывается на основании представляемых ими отчетов о движении нефтепродуктов по форме согласно приложению N 5. При этом дебетуются:
субсчет 06-3 «Топливо в баках транспортных средств» — на стоимость бензина и дизельного топлива;
счета 22 «Расходы по эксплуатации транспорта и связи», 23 «Вспомогательные производства», 27 «Накладные расходы» и другие, по принадлежности, — на стоимость смазочных материалов.

7.7. На субсчете 06-3 «Топливо в баках транспортных средств» учитывается бензин и дизельное топливо, полученное водителями:
непосредственно с нефтесклада или пунктов заправки предприятия;
в виде талонов.
На основании ведомостей учета выдачи нефтепродуктов (приложение N 1), сверенных с данными путевых листов, и документов о заправке транспортных средств, машин и механизмов на заправочных пунктах стоимость бензина и дизельного топлива (включая бензин и дизельное топливо по талонам) списывается с субсчетов 06-1 «Нефтепродукты на складах» и 06-2 «Нефтепродукты по талонам» в дебет субсчета 06-3 «Топливо в баках транспортных средств».

7.8. Бухгалтерский учет бензина и дизельного топлива на субсчете 06-3 ведется по предприятию в целом или с подразделением по автоколоннам, бригадам и т.д. Для этой цели на каждый объект учета открываются одна карточка на каждую марку бензина и одна карточка на каждую марку дизельного топлива, в которые записываются данные о движении топлива и его стоимости.
Остаток топлива в баках транспортных средств, машин и механизмов на конец отчетного месяца, учтенный на субсчете 06-3, должен соответствовать наличию бензина и дизельного топлива в баках и по талонам на топливо у водителей. Данные о наличии топлива в баках и талонов у водителей ежемесячно подтверждаются актом снятия остатков.

7.9. Стоимость бензина и дизельного топлива, фактически израсходованных на эксплуатацию транспортных средств, машин и механизмов, списывается с субсчета 06-3 в дебет счетов: 22 «Расходы по эксплуатации транспорта и связи», 23 «Вспомогательные производства», 27 «Накладные расходы», других счетов, по принадлежности, — в зависимости от направления расходования топлива.
Основанием для списания бензина и дизельного топлива на затраты производства являются накопительные ведомости данных путевых листов о фактическом расходе топлива за отчетный период. Указанные ведомости принимаются к учету после сверки записей в них с путевыми листами, о чем на ведомостях работником предприятия, ведущим оперативный учет топлива, делается соответствующая отметка.

7.10. Вознаграждения, выплачиваемые за экономию бензина и дизельного топлива, относятся на счета по учету затрат производства (22 «Расходы по эксплуатации транспорта и связи», 23 «Вспомогательные производства», 27 «Накладные расходы» и другие, по принадлежности).

7.11. Предприятия обязаны проводить инвентаризацию нефтепродуктов (в том числе в баках транспортных средств, машин и механизмов и талонов на нефтепродукты) в соответствии с порядком и сроками, установленными Положением о бухгалтерских отчетах и балансах и Основными положениями по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов.

СОГЛАСОВАНО:
с Минфином СССР,
с Госпланом СССР,
с ЦСУ СССР
Текст документа сверен по:
«Бюллетень нормативных актов
министерств и ведомств СССР»,
N 9, сентябрь 1984 года

Инструкция по охране труда является основным документом, устанавливающим требования безопасного выполнения работ при приемке, отпуске и заправке ГСМ .

Настоящая инструкция разработана в соответствии «Правилами по охране труда при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов» утверждёнными приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 16.11.2015 г. № 873н, Методическими рекомендациями, с учётом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда. Знание настоящей инструкции по охране труда для рабочих всех разрядов и групп квалификации, а также их непосредственных руководителей выполняющих работы при приемке, отпуске и заправке ГСМ — обязательно.

1.Общие требования охраны труда.

1.1. Настоящая инструкция предусматривает основные требования по организации безопасного проведения работ при приемке, отпуске и заправке ГСМ.

1.2. Работы, выполняемые при приемке, отпуске и заправке ГСМ, являются газоопасными работами, выполняемые без оформления наряда-допуска, поэтому должны выполняться все требования по организации безопасного проведения газоопасных работ с записью в «Журнале учета газоопасных работ, проводимых без оформления наряда-допуска».

1.3. К работам при приемке, отпуске и заправке ГСМ допускаются рабочие не моложе 18 лет; прошедшие: обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры и не имеющие противопоказаний для выполнения данного вида работ; вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте, производственное (теоретическое и практическое) обучение по безопасным приемам и методам труда, стажировку на рабочем месте, первичную проверку знаний на допуск к самостоятельной работе, повторный инструктаж на рабочем месте, очередную проверку знаний, целевой инструктаж и имеющие удостовере­ние установленного образца с отметкой о допуске к самостоятельной работе.

Работнику разрешается выполнять только работы, предусмотренные его трудовыми обязанностями или по поручению непосредственных руководителей, а также осуществлять иные правомерные действия, обусловленные трудовыми отношениями с работодателем либо в его интересах.

1.4. Рабочий, допущенный к самостоятельной работе должен:

  • иметь опыт по приемке, отпуске и заправке ГСМ;
  • знать и соблюдать требования настоящей инструкций, требования промышленной санитарии, противопожарных мероприятий, правил внутреннего трудового распорядка, правил личной гигиены;
  • применение спецодежды, спецобуви и др. СИЗ в соответствие с Нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам филиалов, структурных подразделений, дочерних обществ и организаций ПАО “Газпром”
  • знать порядок допуска к работам повышенной опасности;
  • знать характеристики опасных и вредных производственных фактором;
  • выполнять только ту работу, которая поручена руководителем работ;
  • знать правила оказания первой помощи пострадавшим, оказывать первую помощь пострадавшему;
  • сообщать руководителю работ о замеченных неисправностях;
  • за нарушение требований безопасности, при выполнении работы или требований инструкций рабочие несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

1.5. Рабочему, допущенному к работе по приемке, отпуске и заправке ГСМ, выдаются средства индивидуальной защиты:

  • костюм из термостойкий и антистатической ткани;
  • бельё нательное хлопчатобумажное;
  • головной убор летний (кепи или бейсболка);
  • рукавицы комбинированные или перчатки с защитным покрытием или перчатки резиновые;
  • рукавицы нефтеморозостойкие;
  • перчатки трикотажные хлопчатобумажные;
  • ботинки или сапоги кожаные;
  • сапоги резиновые;
  • наушники противошумные;
  • очки защитные;
  • каждый работник обязан уметь применять СИЗ.

На наружных работах зимой дополнительно:

  • костюм для защиты от пониженных температур из термостойкой и антистатической ткани;
  • рукавицы утепленные или перчатки из полимерных материалов морозостойкие;
  • валенки;
  • галоши на валенки;
  • шапка-ушанка.

1.6. К опасным и вредным производственным факторам при приемке, отпуске и заправке ГСМ относятся:

Опасные и вредные производственные факторы воздействующие на работника Возможные нежелательные события при реализации производственных факторов (опасностей) Меры, обеспечивающие предотвращение реализации опасностей
1 2 3
Взрыво- и пожароопасность Получение работником травм и ушибов при разлете элементов оборудования, трубопроводов. Ранения осколками, деталями, частицами. Недостаток кислорода, удушье. Получение ожогов четырех степеней: I — по­краснение кожи; II — образование пузырей; III — омертвение всей толщи кожи Ограждение опасной зоны, установка знаков безопасности в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026-2001. Применение средств индивидуальной защиты
Подвижные части производственного оборудования Травмирование работника. Защемление работника между частями оборудования, контактные удары (ушибы) при столкновении с подвижными частями оборудования, переломы, ранения, вывихи, кровотечения. Запрещение нахождения вблизи подвижных частей оборудования. Ограждение подвижных частей производственного оборудования, оснащение средствами блокировки, остановки, сигнализации, или окрашивание в сигнальные цвета и обозначение знаками безопасности в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026-2001
Повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования и материалов Перегрев организма, тепловой удар, ожоги и отморожение конечностей или участков тела работника Применение средств индивидуальной защиты, установка ограждений, знаков безопасности или поясняющих надписей
Расположение рабочего места на высоте относительно поверхности земли (пола) Получение травм и ушибов при падении с поверхностей разного уровня в результате проскальзывания, ложного шага или спотыкания. Переломы, ранения, вывихи, кровотечения Установка креплений и ограждений, установка знаков безопасности. Выполнение работ на безопасном расстоянии, использование средств индивидуальной защиты, предохранительных защитных средств, инвентарных лес­тниц и подмостей
Повышенная загрязненность воздуха рабочей зоны парами легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей Острые или хронические отравления, интоксикация, расстройства нервной системы, аллергические заболевания, развитие раковых заболеваний При легком отравлении — головная боль, головокружение, сердцебиение, слабость, психическое возбуждение, беспричинная вялость, легкие подергивания мышц, дрожание вытянутых рук, мышечные судороги Применение средств индивидуальной и коллективной защиты (респираторы, противогазы). Проветривание, вентиляция рабочей зоны. Ограждение опасных мест и участков знаками безопасности. Контроль воздуха рабочей зоны переносными газоанализаторами. Запрет на курение, прием пищи и питья воды в помещении.
Повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны Тепловой или солнечный удар, нарушение теплового баланса, перегрев и охлаждение организма, нарушение деятельности сердечнососудистой системы, нарушение водно-солевого обмена, простудные заболевания Применение средств индивидуальной защиты, увеличение кратковременных перерывов на отдых, сокращение времени пребывания, обогрев

1.7.Рабочие обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ:

  • о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей;
  • о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления);
  • об обнаружении неисправностей оборудования, приспособлений и инструмента.

2.Требования охраны труда перед началом работ.

При невыполнении требований настоящей инструкции и несоблюдении мер личной безопасности возможны нежелательные последствия для здоровья и безопасности работников:

  • Получение травм и ушибов при падении с поверхностей разного уровня в результате проскальзывания, ложного шага или спотыкания. Переломы, ранения, вывихи, кровотечения;
  • Травмирование работника. Защемление работника между движущимися машинами и механизмами;
  • Тепловой или солнечный удар, нарушение теплового баланса, перегрев и охлаждение организма, нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы, нарушение водно-солевого обмена, простудные заболевания;
  • Нарушение нервной системы и анализаторов: вестибулярного, тактильного, зрительного. Головокружения, расстройство координации движений, симптомы укачивания, вестибулярной неустойчивости. Деформация межпозвоночных дисков и костной ткани, изменения в пояснично-крестцовом отделе позвоночника, деформация и снижение подвижности суставов.
  • Летальный исход.

2.1. Работник обязан получить задание от непосредственного руководителя на выполнение определенного вида работ или определенных видов работ, ознакомиться с содержанием задания по журналу ежедневного учета выдачи заданий службы (цеха) под подпись

2.2. При приемке, отпуске и заправке ГСМ обслуживающий персонал обязан:

  • выполнять работы с разрешения и в присутствии ответственного за производство работ;
  • получить инструктаж в соответствии с данной инструкцией, расписаться в «Журнале проведения газоопасных работ без наряда-допуска»;
  • надеть полагающуюся спецодежду;
  • перед началом работы ответственный должен проверить у исполнителей наличие удостоверений на право ведения газоопасных работ, опросить каждого исполнителя о самочувствии;
  • перед приемкой, отпуском и заправкой ГСМ оборудование и топливозаправщик должны быть надежно заземлены путем подсоединения медного тросика к клеммным зажимам, располагаемым на ТРК и топливозаправщике;
  • проверить нет ли подтекания топлива на соединениях, на всасывающих рукавах и рукаве е раздаточного пистолета;
  • проверить наличие средств пожаротушения и приступить к заправке автотракторной техники, заливке или приемке ГСМ.

3.Требования охраны труда во время работ.

3.1 Выдача нефтепродуктов на АЗС осуществляется только через топливораздаточные колонки в топливные баки транспортных средств или путем слива и налива топливозаправщиками через всасывающие рукава в емкости.

3.2. Запрещается выдача нефтепродуктов в пластиковую и стеклянную тару.

3.3.При заправке транспортных средств на АЗС должны соблюдаться следующие правила:

  • Расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем 3 м, а находящимися в очереди, должно быть не менее 1 метра, при этом для каждого транспортного средства должна быть обеспечена возможность маневрирования и выезда с территории АЗС в случае возникновения аварийной ситуации
  • Загрязненные нефтепродуктами части автомобилей водитель обязан протирать насухо
  • Случайно пролитые на землю нефтепродукты необходимо засыпать песком, а пропитанный песок собрать в металлический ящик с крышкой.

3.4. На АЗС запрещается:

  • Заправка транспортных средств с работающим двигателем
  • Проезд транспортных средств над подземными резервуарами
  • Заполнение резервуаров топливом и выдача топлива потребителям во время грозы
  • Заправка транспортных средств, в которых находятся пассажиры

3.5. Во время заправки автомобилей оператор АЗС:

  • обеспечивает постоянный контроль за выполнением правил заправки автотранспортных средств;
  • осуществляет постоянный контроль за работой ТРК, предупреждает возможные разливы нефтепродуктов и принимает меры к их устранению;

3.6 Во время работы каждые 30 минут производить замер паров нефтепродуктом сигнализатором горючих газов СГГ-20Н рабочего места при превышении наличия паров нефтепродуктов работы немедленно остановить, людей удалить из опасной зоны. До выяснения причин превышении наличия паров нефтепродуктов и их устранения к работе не приступать;

-обращать внимание на самочувствие товарища и его действия. Если имеет место отклонения от обычного поведения, признаки недомогания, а также при возникновении обстоятельств угрожающих его безопасности, работу прекратить, вывести его из опасной зоны и доложить руководителю работ.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях.

4.1 При возникновении пожароопасных аварийных ситуаций на АЗС необходимо сообщить диспетчеру, отключить электропитание, освободить территорию от людей и транспортных средств и приступить к ликвидации аварийных ситуаций.

4.2 В случае большого разлива ГСМ необходимо немедленно устранить утечку топлива, вывести людей за опасную зону и приступить к ликвидации аварии.

5. Требования охраны труда по окончанию работы.

5.1 По окончанию работ убрать рабочее место

5.2 Выключить электропитание.

5.3. Рабочую одежду убрать в специально отведенное место.

5.4. Вымыть руки с мылом.