Гражданское дело Петрова рассматривается

Последняя редакция Статьи 115 Конституции РФ гласит:

1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов, распоряжений, поручений Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 115 КРФ

1. Реализация конституционных полномочий Правительства объективно требует издания большого числа правовых актов в целях решения задач, предопределяемых статьей 114 Конституции, включая управление федеральной собственностью, разработку, координацию и выполнение программ экономических, социальных и других реформ, обеспечение прав и свобод граждан. Хотя Конституция не приводит исчерпывающих критериев для разграничения отношений, подлежащих регулированию исключительно законами, и отношений, регулируемых правовыми актами Правительства, можно утверждать, что предметом актов Правительства является управленческая деятельность. Прежняя Конституция определяла предмет нормотворчества Совета Министров методом исключения: Совет Министров был вправе решать вопросы государственного управления постольку, поскольку они не входили в компетенцию Съезда народных депутатов, Верховного Совета и Президента. Согласно действующей Конституции, правотворческая деятельность Правительства осуществляется на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента. Федеральное Правительство не вправе подменять парламент и главу государства, его акты носят подзаконный характер и должны соответствовать нормативным указам Президента. Это правило не может рассматриваться как ограничение статуса Правительства и является следствием воплощения принципа разделения властей и разграничения полномочий между органами государственной власти. Акты Правительства занимают высшую ступень в иерархии актов исполнительной власти.

Конституция установила правовые формы актов Правительства в виде постановлений и распоряжений. Постановления принимаются, как правило, в целях нормативного урегулирования отношений или по наиболее важным вопросам (к числу таких актов относятся положения, инструкции, перечни, условия, требования, правила, нормы, стандарты и т.д.), а распоряжения как индивидуальные правовые акты издаются по оперативным и текущим вопросам. Постановления всегда принимаются в коллегиальном порядке, а распоряжения могут быть изданы единолично Председателем Правительства. Правительство также принимает правовые акты на основании прямых предписаний, содержащихся в законах и указах, — акты применения права.

Порядок подготовки, рассмотрения и принятия актов Правительства определяется на основе Конституции, законов и нормативных указов Президента, Регламентом Правительства и разработанной на его основе Инструкцией по делопроизводству в Аппарате, утверждаемой Руководителем Аппарата Правительства (СЗ РФ. 2003. N 12. Ст. 1099).

В целях обеспечения согласованной деятельности Президента и Правительства, в том числе и в сфере нормативного урегулирования, предусмотрено, что проекты актов Правительства, которые издаются в пределах его полномочий по вопросам, отнесенным Конституцией к ведению Президента РФ, проекты, принятие которых предусмотрено актами Президента или которые рассмотрены на заседаниях Правительства под председательством Президента, направляются Аппаратом Правительства в Администрацию Президента в порядке, установленном Президентом.

Проекты по вопросам, отнесенным к сферам деятельности министерств и соответствующих иных федеральных органов исполнительной власти, до их внесения подлежат обязательному согласованию с федеральными министрами, руководителями иных федеральных органов исполнительной власти, а при необходимости — с другими государственными органами и иными организациями. После согласования проекты направляются на заключение в Министерство юстиции, а проекты актов, оказывающих влияние на доходы или расходы федерального и других бюджетов, — в Министерство финансов; проекты актов, регулирующих отношения субъектов предпринимательской деятельности, а также оказывающих влияние на макроэкономические показатели развития страны, — в Министерство экономического развития и торговли; проекты актов, затрагивающие полномочия субъектов Федерации, направляются в органы государственной власти субъектов.

Внесенные в Правительство с отступлением от установленных правил проекты подлежат возврату в установленном Регламентом порядке.

Правительство вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать их действие, а также вносить предложения Президенту о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Акты высшего должностного лица и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации не должны противоречить постановлениям федерального Правительства, принятым в пределах его полномочий (ст. 22 ФЗ от 6 октября 1999 г.//СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005; с изм. и доп.).

В силу Конституции и ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ч. 9 ст. 23) акты Правительства могут быть обжалованы в суд.

Вопросы конституционности нормативных решений Правительства разрешаются Конституционным Судом. При этом акты и их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу (п. «а» ч. 2, ч. 6 ст. 125 КРФ).

В соответствии с ГПК дела об оспаривании законности ненормативных правовых актов Правительства, а также его нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций, рассматривает по первой инстанции Верховный Суд (ст. 27, 251-253 ГПК; см. по этому вопросу Постановление Конституционного Суда от 27 января 2004 г. N 1-П). Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному закону либо другому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает оспариваемый акт недействующим полностью или частично. Аналогичные полномочия Высшего Арбитражного Суда по признанию недействующими актов Правительства, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, урегулированы в АПК РФ (ст. 34, 195, 201).

Акты Правительства подписываются его Председателем, вступают в силу и публикуются в порядке, установленном на основе требований Конституции (ч. 3 ст. 15) федеральным законодательством.

Так, Законом «О Правительстве Российской Федерации» предусмотрено, что постановления Правительства, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно. Акты Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также акты, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные постановления Правительства вступают в силу со дня их подписания, если не предусмотрен иной порядок. Распоряжения Правительства вступают в силу со дня их подписания.

В развитие этих положений Закона Указом Президента от 23 мая 1996 г. N 763 конкретизированы правила опубликования актов Правительства РФ, сроки их вступления в силу, порядок осуществления контроля за правильностью и своевременностью обнародования актов (СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663; с изм.).

2. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению всей системой исполнительных органов государственной власти, а также иными государственными органами, должностными лицами, органами местного самоуправления, гражданами, общественными объединениями, предприятиями, иными хозяйствующими субъектами, учреждениями, организациями (независимо от форм собственности).

Обеспечение исполнения постановлений и распоряжений Правительства Закон «О Правительстве Российской Федерации» возложил на Правительство в целом, а также персонально на его заместителей и федеральных министров (ст. 25 и 26); эти вопросы систематически рассматриваются на заседаниях Правительства.

Основываясь на конституционной обязанности Президента и Правительства обеспечивать осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации (ч. 4 ст. 78), Правительство организует исполнение Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента, международных договоров РФ, а также осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, обеспечивает исполнение собственных постановлений и распоряжений, принимает меры по устранению нарушений законодательства.

Исполнение поручений, содержащихся в актах Правительства, протоколах его заседаний, а также поручений Председателя Правительства и его заместителей организуется руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации, которым адресованы поручения.

Для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством, образуется Аппарат Правительства, который действует в соответствии с Положением об Аппарате Правительства РФ (утв. Постановлением Правительства от 1 июня 2004 г. N 260//СЗ РФ. 2004. N 23. Ст. 2313).

3. Обеспечение гарантий законности деятельности Правительства основывается на ряде конституционных положений, в том числе предусматривающих контроль за актами Правительства. Конституционное полномочие Президента по отмене актов Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента проистекает из статуса Президента как главы Российского государства, гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина. По запросам Президента и других, указанных в Конституции должностных лиц и государственных органов (п. «а» ч. 2 ст. 125) вопросы конституционности нормативных актов Правительства разрешаются Конституционным Судом. При этом акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. В порядке конституционного судопроизводства нормативные акты Правительства могут проверяться также по жалобам граждан и запросам судов, если такие акты приняты во исполнение полномочия, возложенного на Правительство непосредственно федеральным законом, по вопросу, не получившему содержательной регламентации в законе, если имеется прямая нормативная связь постановления Правительства и закона (см. Постановление Конституционного Суда от 27 января 2004 г. N 1-П//СЗ РФ. 2004. N 5. Ст. 403).

Генеральный прокурор РФ наделен полномочием информировать Президента о несоответствии постановлений Правительства Конституции и законам РФ (СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472; с изм.).

01 августа 2019 Политика

Сегодня в Ленинском суде города Пензы рассматривали иск фонда «Гражданский союз» к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области по факту привлечения фонда к ответственности за нарушении порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.

Общественность не нужна

Дело «Гражданского союза» рассматривается в крайне подозрительных условиях. Так, по иску фонда было назначено судебное заседание на 15 .00 1 августа в Ленинском районном суде, о чем в фонд было направлено письмо за подписью судьи Ю.В.Петровой.

На заседание пришли друзья Олега Шарипкова — те, кому небезразлично все, что происходит — предприниматели, юристы, представители СМИ.

Дарья Лайко — организатор крупных городских событий, Александр Терентьев и Инна Завитаева — общественные активисты, бизнес-тренер Наталья Антонова — все они узнали о заседании из социальных сетей и пришли выразить моральную поддержку.

«Организация, которая помогает всем, в один прекрасный момент может перестать существовать. Это неправильно. Надежда, что фонд победит, с нашей судебной системой небольшая, но есть», — говорили пришедшие.

Есть ли надежда?

Но прорваться на процесс не удалось. Надежда угасала на глазах. На подходе к кабинету судьи Петровой ждала первая засада. Секретарь судебного заседания вышла, поинтересовалась, кто явился к 15.00, и скрылась. Затем появилась вновь и заявила, что сегодня будет проходить не судебное заседание, а беседа, а, поскольку это действие подготовительного, а не процессуального характера, участие слушателей в нем необязательно. «Вы нам на беседе не нужны», — так и сказала.

В ответ на это пришедшие возмутились и показали приглашение, по которому все и собрались. В документе четко значилось «судебное заседание». Как и на каких основаниях оно ), вдруг моментально преобразовалось в другое?

Оказалось, что участникам процесса прислали письмо с изменениями. Да, прислали, да есть. Исходящая дата 29 июля 2019 года. Отправлено, судя по штампу, 30 июля, получено почтовым отделением 31 июля, а сотрудникам фонда в руки оно попало сегодня утром.

Мы с детьми любим сказку о Мальчике, который выжил. В книге есть момент, когда Гарри Поттера хотели осудить по надуманному обвинению и извещение о переносе слушания отправили ему в последний момент, когда он получить его, и уж, тем более, отреагировать, просто не мог физически. Но он смог.

Мы не в сказке, потому ничего сделать не смогли и остались у запертой двери, а на процесс ушли представители Управления Министерства юстиции РФ по Пензенской области и представитель фонда «Гражданский союз» Алексей Лаптев, адвокат фонда «Общественный вердикт» (г.Москва).

Однако пришедшая группа поддержки фонда не думала расходиться. Мы ждали, чем же все это закончится. Беседа ведь — это недолго.

Оказалось, долго. Судья Петрова через некоторое время удалилась к себе в кабинет. Обычно так делают, когда уходят для принятия решения (в такую себе совещательную комнату). Затем ее честь вернулась в зал заседаний. Среди присутствовавших было высказано предположение, что беседа переросла в заседание, но поверить в это никто не мог.

Когда судья прошмыгнула мимо нас второй раз, мы задали-таки уточняющий вопрос — «Вы там, часом, не заседаете?»

— «Нет», — твердо ответила судья Петрова. И мы ей поверили. Как можно не верить судье? Объективность и беспристрастность была написана на ее лице. А зря…

Через некоторое время с какого-то другого этажа вдруг появился представитель Фонда «Гражданский союз» Алексей Лаптев.

Оказывается, судебное заседание все-таки состоялось.

Оказывается, судья отказалась приглашать слушателей.

Оказывается, Минюст попросил перенести дело в Московский суд по месту нахождения самого Минюста (ау, пензенские активисты! Много вас поедет за свой счет в столицу поддержать фонд?).

Поскольку претензии должны быть предъявлены к тому органу, который включил фонд «Гражданский союз» в реестр иностранных агентов (то есть, федеральный Минюст, а не региональное управление), будет лучше, если дело будет рассмотрено по подведомственности.

— Мы не согласны с этой позицией и будем обжаловать данный судебный акт в Пензенском областном суде. У нас на это есть 15 дней, — сказал адвокат.

В итоге — принцип публичности нарушен (слушателей оставили за дверью), но, согласно практики, это мало повлияет на ход дела.

Швабра против правосудия

Волновал еще такой вопрос — как случилось, что входили в дверь на третьем этаже, а выходили из двери этажом ниже.

Адвокат поведал нам историю этих странных перемещений. Оказывается, во время беседы, в кабинет для заседаний зашла уборщица и стала мыть полы. Потому всех заседавших вывели через дополнительный проход в зал на другом этаже. Этакий «засланный казачок» со шваброй.

Везде, везде нам видится злой умысел. Такие уж мы — журналисты — люди, ничего не принимает за чистую монету, во всем ищем подвох.