Государственный противопожарный надзор

Проверки органами федерального государственного пожарного надзора

Федеральный государственный пожарный надзор (далее — ГПН, также ФГПН) — деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений организациями и гражданами обязательных требований, установленных законодательством РФ о пожарной безопасности, осуществляемая органами государственного пожарного надзора. Эти органы*(1) находятся в ведении МЧС России и входят в систему Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России (далее — ФПС).

Надзор за соблюдением требований пожарной безопасности осуществляют структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, территориальные органы МЧС России по субъектам РФ в лице их руководителей и структурных подразделений, а также их территориальные отделы (отделения, инспекции), а также территориальные, объектовые, специальные и воинские подразделения ФПС в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора (ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», далее — Закон N 69-ФЗ, п. 2 Положения о федеральном государственном противопожарном надзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290, далее — Положение N 290). Если в будущем Президент РФ подпишет указ о передаче части полномочий в области пожарного надзора регионам, то этот надзор будут осуществлять органы исполнительной власти субъектов РФ (абз. 3 ч. 5 ст. 6 Закона N 69-ФЗ, пп. «в» п. 2 Положения N 290).

Исключение: федеральный государственный пожарный надзор, осуществляемый в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, надзор на объектах обороны и на иных объектах спецназначения (Минобороны, Нацгвардии, МВД, ФСО, СВР, мобилизационной подготовки и мобилизации) (ч. 1 ст. 6 Закона N 69-ФЗ, п. 1 Положения N 290), а также проведение ГПН в рамках государственного строительного надзора (ч. 10 ст. 6 Закона N 69-ФЗ).

Надзор непосредственно осуществляется должностными лицами органов ГПН — инспекторами по пожарному надзору (далее — пожарными инспекторами, инспекторами ГПН), перечень которых приведен в п. 8 Положения N 290. При осуществлении ГПН пожарные инспекторы вправе проверять деятельность организаций и граждан в части соблюдения требований ПБ, при этом беспрепятственно посещать и проводить обследования принадлежащих организациям и гражданам объектов защиты, территорий, земельных участков, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю (абз. 12 ст. 1, абз. 2 ч. 11 ст. 6 Закона N 69-ФЗ, пп. а, б, в п. 9 Положения N 290), а также запрашивать и получать информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки (абз. 7 ч. 11 ст. 6 Закона N 69-ФЗ, пп. д п. 9 Положения N 290).

Кроме того, инспекторы ГПН вправе выдавать предписания об устранении выявленных нарушений и о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (абз. 3 ч. 11 ст. 6 Закона N 69-ФЗ, пп. е) п. 9 Положения N 290), а также составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности (в том числе о неисполнении в установленный срок законного предписания органа ГПН), рассматривать дела об административных правонарушениях в области пожарной безопасности и принимать меры по предотвращению таких нарушений, в том числе применять временный запрет деятельности (абз. 6 ч. 11 ст. 6 Закона N 69-ФЗ, пп. з) п. 9 Положения N 290).

По общему правилу проверкой является совокупность мероприятий, проводимых органом государственного надзора в отношении юридического лица (индивидуального предпринимателя) для оценки соответствия осуществляемых им деятельности или действий (бездействия) требованиям закона (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», далее — Закон N 294-ФЗ). Однако проверки, проводимые в связи с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, регулируются, в первую очередь, специальными нормами Закона N 69-ФЗ, а именно: предметом проверки является соблюдение в зданиях, сооружениях, на транспортных средствах, технологических установках, территориях или земельных участках, используемых (эксплуатируемых) организациями и гражданами в процессе осуществления своей деятельности, требований пожарной безопасности; в документах о проверке дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта защиты, земельного участка или территории, в отношении которых планируется либо проведены мероприятия по контролю (ст. 6.1 Закона 69-ФЗ). Таким образом, по смыслу приведенных норм орган ГПН проводит проверку не в отношении юридического лица или предпринимателя, а в отношении эксплуатируемых ими объектов защиты.

Проверки подразделяются на плановые и внеплановые (ст.ст 9, 10 Закона N 294-ФЗ, ч. 1 ст. 6.1. Закона N 69-ФЗ). План проверок составляется с учетом риск-ориентированного подхода: каждому объекту защиты присваивается своя категория риска, от которой зависит периодичность плановых проверок (ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ, ч. 1 и ч. 4 ст. 6.1 Закона N 69-ФЗ, п.п. 21, 22 Положения N. 290). При этом информация об объектах, отнесенных к категориям высокого и значительного рисков, должна быть размещена на официальном сайте МЧС России и поддерживаться в актуальном состоянии (п. 26 Положения N 290). Внеплановой же является проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки при возникновении соответствующих оснований.

В настоящее время введен мораторий на плановые проверки субъектов малого предпринимательства в 2016-2018 годах, за исключением определенных категорий организаций и предпринимателей (ч. 1 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ). Мораторий, в частности, не распространяется на плановые проверки государственного пожарного надзора в отношении лиц, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности (п. 1 ч. 6 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ).

И плановые, и внеплановые проверки в рамках ГПН являются только выездными (п. 55 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утв. приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644, далее — Регламент N 644). Это означает, что проверка проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности (ч. 1, ч. 2 ст.12 Закона N 294-ФЗ).

Общий срок проведения проверки органом ГПН составляет 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ, п. 26 Регламента N 644), а срок проведения плановой выездной проверки малого предприятия либо микропредприятия не может превышать соответственно пятьдесят и пятнадцать часов в год (ч. 2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ, п. 26 Регламента N 644). В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных, длительных исследований, испытаний, экспертиз срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий — не более чем на 50 и 15 часов соответственно (ч. 3 ст. 13 Закона N 294-ФЗ, п. 26 Регламента N 644). Продление срока проверки оформляется изданием нового распоряжения начальника органа ГПН на основании мотивированных предложений инспектора ГПН, проводившего проверку (п. 26 Регламента N 644). Плановая проверка субъекта малого предпринимательства может быть приостановлена на срок до 10 рабочих дней, если ГПН запросил необходимые документы или информацию у иных ведомств (ч. 2.1, ч. 2.2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ, п. 26 Регламента N 644). Повторное приостановление проведения проверки не допускается.

Каждой проверке присваивается собственный индивидуальный учетный номер, и информация о ней появляется в Едином реестре проверок. Сроки появления информации зависят от характера проверки (см. п.п. 16, 17 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).

Порядок и сроки выполнения административных процедур при проведении проверок органами ГПН установлены Регламентом N 644.

________________________

*(1) Согласно ст. 16.1 Закона N 69-ФЗ и п. 7.1 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия федеральных органов исполнительной власти в области пожарной безопасности могут передаваться Президентом РФ для осуществления органам исполнительной власти субъектов РФ путем издания соответствующего указа.

9. На объектовые подразделения ФПС МЧС России возлагаются следующие обязанности:

разработка документов по планированию служебной деятельности;

участие в проведении мероприятий по контролю за соблюдением на объектах требований пожарной безопасности и пресечению их нарушений;

организация и осуществление наблюдения за противопожарным состоянием объектов;

разработка и реализация, в пределах предоставленной компетенции, мер пожарной безопасности;

участие в разработке, рассмотрении и (или) согласовании инструкций и иных организационно-распорядительных документов, регламентирующих меры пожарной безопасности на объекте;

осуществление контроля за выполнением требований пожарной безопасности при подготовке и проведении пожароопасных работ;

участие и (или) разработка документов предварительного планирования боевых действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ (планы и карточки ликвидации аварий и т.д.) и взаимодействию со службами организации (предприятия);

участие в проведении расследования причин и обстоятельств аварий и пожаров, разработка предложений по их предупреждению;

участие в обучении (обучение) персонала объектов мерам пожарной безопасности и действиям при пожаре;

проведение противопожарной пропаганды;

контроль за состоянием и работоспособностью систем противопожарной защиты (установки пожаротушения и пожарной сигнализации, противопожарного водоснабжения, первичных средств пожаротушения, противодымной защиты и т.д.);

участие в проведении осмотра помещений перед их закрытием по окончании рабочего дня;

участие в деятельности пожарно-технических комиссий, добровольных пожарных дружин, обучение членов ДПД.

Кроме того, Главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации на объектовое подразделение, в пределах его компетенции, может возлагаться:

рассмотрение в части соблюдения требований пожарной безопасности проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, расширение и техническое переоснащение предприятий, зданий и сооружений;

контроль за наличием лицензий у охраняемой и подрядных организаций, осуществляющих на объекте деятельность в области пожарной безопасности;

контроль на объекте за соответствием требованиям пожарной безопасности производства, выпуска и реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации;

проведение консультаций персонала объектов по вопросам пожарной безопасности;

проведение анализа противопожарного состояния объектов, подготовка информации о противопожарном состоянии, разработка предложений по совершенствованию противопожарной защиты;

участие в работе общеобъектовых и цеховых аттестационных и тарифно-квалификационных комиссий.

В текущем году государственный пожарный надзор отмечает знаменательную дату – 90-летие со дня образования.
18 июля 1927 года органами власти РСФСР утверждено Положение о государственном пожарном надзоре или ГПН. За счет того, что в этом документе впервые законодательно утверждаются функции государственного пожарного надзора, важнейшими из которых являются: разработка государственного плана противопожарных мероприятий и наблюдение за его осуществлением; руководство, надзор и контроль за состоянием пожарной охраны и деятельностью коммунальных, ведомственных и общественных пожарных организаций, а также объединение их работы, это событие стало поворотным в становлении пожарной охраны в целом.

Нынешний государственный пожарный надзор, претерпев множество изменений и накопив недюжинный опыт, превратился в главный инструмент государства по предотвращению возникновения пожаров и других бедствий.
Ежедневно инженерно-инспекторским составом ГПН осуществляется комплекс мероприятий, направленных на профилактику пожаров, пропаганду соблюдения требований пожарной безопасности, как в общественных местах, так и в быту. На особом контроле у органов ГПН находятся объекты образования, здравоохранения, социальной сферы и другие объекты с массовым пребыванием людей. На вышеперечисленных объектах регулярно проводятся профилактические мероприятия, включающие в себя противопожарные инструктажи с администрацией, работниками и персоналом учреждений, отработку действий в случае эвакуации людей при пожаре, а также распространение наглядной агитации на противопожарную тематику.

Результаты каждодневной работы сотрудников ГПН не каждому видны, ведь невозможно подсчитать возникновение скольких пожаров удалось пресечь инспекторам по пожарному надзору, сколько жизней они спасли, сколько материальных ценностей были сохранены в результате недопущения возникновения пожаров. Но несмотря на этот факт, необходимость и эффективность работы ГПН не подлежит сомнению.

Раздел: Пожарно-профилактическая подготовка

Создан: 2016-09-18 16:48:25

Просмотров: 119221

Скачивать с сайта могут только
зарегистрированные пользователи

Зарегистрируйтесь или войдите
под своим логином

Скачали с сайта раз

Основная часть.

Государственный инспектор по пожарному надзору — должностное лицо органа управления или подразделения ГПС МЧС России, наделенное соответствующими полномочиями по осуществлению ГПН.

Мероприятие по контролю — совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (обследований, испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.

Объект контроля (надзора) — деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению обязательных требований в области пожарной безопасности, в том числе на их имущественном комплексе (или его части), включая территорию, здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество;

Акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности — документ строгой отчетности установленной формы, составленный по результатам мероприятия по контролю на объекте контроля (надзора);

Предписание органа ГПН — обязательный для исполнения документ строгой отчетности установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени органа ГПН юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, должностному лицу или гражданину и содержащий законные требования по устранению нарушений требований пожарной безопасности, приостановлению полностью или частично работы предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатации зданий, сооружений, помещений, проведению отдельных видов работ, устранению нарушений требований пожарной безопасности при производстве товаров (работ, услуг), снятию их с производства, прекращению выпуска или приостановлению реализации товаров (работ, услуг);

Производство по делам об административных правонарушениях — деятельность государственных инспекторов по привлечению юридических лиц, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан к административной ответственности (предупреждению, административному штрафу) за административные правонарушения в области пожарной безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации

Основные направления

Основными направлениями осуществления государственного пожарного надзора является контроль за: соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления; соблюдением требований пожарной безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции зданий и сооружений, расширении и техническом переоснащении предприятий и организаций; соблюдением требований пожарной безопасности при приемке в эксплуатацию завершенных строительством зданий, сооружений; соблюдением требований пожарной безопасности при эксплуатации объектов контроля (надзора); соответствие производимой, выпускаемой или реализуемой продукции установленным требованиям пожарной безопасности.

Организация деятельности ГПН

Надзор за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах контроля (надзора) осуществляется в ходе проверок, проводимых в рамках мероприятий по контролю.

Проверки подразделяют на плановые и внеплановые.

Плановые проверки проводятся с целью контроля за выполнением обязательных требований пожарной безопасности на объектах контроля (надзора).

Внеплановые проверки проводятся с целью контроля исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выявленных в результате проведения плановой проверки.

Внеплановые проверки проводятся органами ГПН также в случаях: получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить угрозу жизни, вред здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; возникновения угрозы жизни и вреда здоровью граждан, повреждения имущества, в том числе в отношении других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей; обращений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, граждан, связанными с невыполнением ими обязательных требований пожарной безопасности, а также иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений (обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган ГПН, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки).

Внеплановые проверки в случаях, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, могут проводиться по мотивированному решению органа ГПН, в том числе в отношении иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих однородные объекты контроля (надзора).

Проверки проводятся на основании распоряжения (приказа) руководителя органа ГПН.

Распоряжение (приказ) руководителя органа ГПН о проведении проверки либо его копия, заверенная печатью соответствующего органа ГПН, предъявляется государственным инспектором, осуществляющим проверку, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебными удостоверениями участников проверки.

Проверка может проводиться только теми государственными инспекторами, которые указаны в распоряжении (приказе) о проведении проверки.

Продолжительность мероприятия по контролю за обеспечением пожарной безопасности в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя не должна превышать один месяц.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проверки большого количества зданий и сооружений, проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом работы на основании мотивированного предложения государственного инспектора, осуществляющего проверку, руководителем органа ГПН или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В соответствии со списками объектов контроля (надзора) в органах ГПН составляются и ведутся списки особо важных и режимных объектов, а также списки организаций, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана.

На объектах контроля, включенных в список особо важных и режимных объектов и список предприятий, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, в том числе содержащаяся за счет средств федерального бюджета, плановые проверки осуществляются один раз в два года.

Указанные объекты закрепляются за наиболее подготовленными государственными инспекторами, а объекты атомной энергетики — лично за руководителем соответствующего органа ГПН.

Периодичность плановых проверок на объектах контроля (надзора), не вошедших в названные списки, а также в населенных пунктах устанавливается соответствующими органами ГПН с учетом результатов анализа обстановки с пожарами и пожарной опасности объектов, но не чаще одного раза в два года.

Периодичность мероприятий по контролю на строящихся зданиях и сооружениях устанавливается органами ГПН в зависимости от сложности объектов, сроков и темпов их строительства и с учетом календарных планов выполнения строительных работ. Эти мероприятия по контролю должны проводиться в процессе участия в работе комиссий по приемке в эксплуатацию строящихся объектов, но не чаще одного раза в два года.

Проверки федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления должны осуществляться не реже 1 раза в 5 лет.

При осуществлении мероприятий по контролю особое внимание должно уделяться объектам с пребыванием людей (гостиницы, общежития, детские, учебные, лечебно-оздоровительные учреждения, объекты социального обеспечения и другие).

Мероприятия по контролю проводятся государственными инспекторами во время исполнения служебных обязанностей с участием руководителей организаций или выделенных ими представителей.

Проверки федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления проводятся комиссией, создаваемой соответствующим органом управления ГПС МЧС России во главе с руководителем этого органа управления или по его поручению — другим должностным лицом ГПС МЧС России.

В состав комиссии включаются должностные лица ГПС МЧС России, а также (по согласованию) представители вышестоящих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представители других заинтересованных органов, в том числе федеральных надзоров.

Осуществление мероприятий по контролю

При осуществлении мероприятий по контролю проверяется соблюдение требований пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений государственных инспекторов, оформленных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе: выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности; содержание территории, зданий, сооружений и помещений; состояние эвакуационных путей и выходов, наличие и исправность индивидуальных и коллективных средств спасения; правильность монтажа и эксплуатации инженерного оборудования; содержание систем и средств противопожарной защиты; готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара; создание и содержание пожарной охраны в соответствии с установленными нормами, в том числе на основе договоров с ГПС МЧС России; организация и проведение противопожарной пропаганды и обучения работников предприятий мерам пожарной безопасности; наличие лицензии у организаций, осуществляющих деятельность в области пожарной безопасности.

По результатам мероприятия по контролю государственным инспектором, осуществлявшим проверку, составляется акт в двух экземплярах.

В акте отражается краткая характеристика пожарной опасности объекта.

К акту прилагаются протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований пожарной безопасности, другие документы или их копии, подтверждающие результаты мероприятия по контролю.

Кроме этого комфортность сна каждого из нас напрямую зависит от того на чем мы спим, именно поэтому купить матрас ортопедический киев рекомендует каждому кто хочет не только улучшить условия для сна, но и предохранить позвоночник от деформации.

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ПРИ УВОЛЬНЕНИИ ПО СОКРАЩЕНИЮ ШТАТОВ СОТРУДНИКОВ И РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ

О.П. Воробейчикова, кандидат педагогических наук; О.А. Губанова, кандидат педагогических наук; В.О. Солнцев, кандидат педагогических наук, доцент. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Рассматриваются актуальные проблемы увольнения сотрудников и работников ГПС Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Даются разъяснения о порядке проведения организационно-штатных мероприятий, рассматриваются социальные гарантии сотрудников рядового и начальствующего состава и работников Государственной противопожарной службы.

Ключевые слова: сокращение штатов, увольнение, зачисление в распоряжение, социальные гарантии, реорганизация предприятия, квалификация

CURRENT PROBLEMS AND SOCIAL GUARANTEES IN DISMISSAL DURING STAFF REDUCTION IN STATE FIRE SERVICE OF EMERCOM OF RUSSIA

O.P. Vorobeychikova; O.A. Gubanova; V.O. Solncev. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

Key words: staff elimination, firing, reserve, social guarantees, reorganization of enterprise, qualification

Численность федеральной противопожарной службы определяется Правительством Российской Федерации. Численность подразделений Государственной противопожарной службы, содержащихся за счет средств организаций, определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, руководителями организаций, за счет средств которых они содержатся. Как правило, работодатель самостоятельно определяет численность и штаты предприятия. Это право работодателя является безусловным.

Для совершенствования организационной структуры территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, исходя из возложенных на них задач по повышению эффективности при решении вопросов пожарной безопасности и комплектованию подразделений Государственной противопожарной службы квалифицированными кадрами, работодателю предоставлено право создавать и ликвидировать в пределах своих полномочий подразделения пожарной охраны, вносить изменения в их штаты и штатные расписания.

Проведение мероприятий по сокращению численности или штата работников является основным способом, позволяющим работодателю привести количественный и качественный состав персонала организации в соответствие с реальными потребностями производства.

Приступая к процедуре сокращения численности или штата работников организации, работодатель должен учитывать, что нарушение процедуры увольнения может не только повлечь за собой восстановление работника на работе, но и иметь неблагоприятные последствия для руководителя организации. В соответствии со ст. 234 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ), работодатель несет материальную ответственность перед работником и обязанность возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться.

Проведение организационно-штатных мероприятий в отношении сотрудников Государственной противопожарной службы, происходит следующим образом: в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности» на сотрудников ГПС до принятия федерального закона, регулирующего прохождение службы в Государственной противопожарной службе МЧС России, распространяется действие Положения о службе в органах внутренних дел в Российской Федерации.

В соответствии с подп. 12 п. 12 Указа Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», Министр принимает решение о создании, реорганизации и ликвидации в установленном порядке территориальных органов и организаций, находящихся в ведении МЧС России, определяет их структуру и штатное расписание, устанавливает нормативы их штатной численности.

При получении распоряжения, директивы, приказа, постановления о внесении изменений в штаты или штатные расписания, кадровыми подразделениями готовится приказ о проведении организационно-штатных мероприятий с приложением, в котором указываются должности лиц, которые будут сокращены.

О предстоящем увольнении со службы по сокращению штатов сотрудники ставятся в известность уведомлением, вручаемым сотруднику персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения и направляются для освидетельствования военно-врачебной комиссией с целью установления годности к службе. В случае отказа сотрудника от получения уведомления кадровым органом составляется об этом соответствующий акт в установленном порядке, а официальное уведомление об увольнении сотрудника из органов внутренних дел направляется ему заказным письмом.

Сотрудники, чьи должности сокращаются, в ходе собеседования с руководителем подразделения, в присутствии представителей кадровых и правовых подразделений, должны

быть ознакомлены со списком предлагаемых вакантных должностей по вновь вводимому штату, соответствующих уровню их квалификации.

При отсутствии равнозначных должностей сотруднику предлагаются нижестоящие вакантные должности.

В случаях назначения сотрудника, при его согласии, на нижестоящую должность с уменьшением должностного оклада (при невозможности перемещения его на равнозначную должность), в соответствии со ст. 23 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 сентября 1999 г. № 750 «Об утверждении Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел», сотрудникам Государственной противопожарной службы, имеющим выслугу 15 лет и более (в календарном исчислении), сохраняется размер должностного оклада по последнему месту службы.

При проведении организационно-штатных мероприятий сотрудник Государственной противопожарной службы может быть освобожден от занимаемой должности с зачислением его в распоряжение на срок не более двух месяцев с сохранением размера денежного довольствия, в соответствии с положением о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел.

Зачисление сотрудников Государственной противопожарной службы в распоряжение органа внутренних дел производится приказом по личному составу.

В срок нахождения сотрудника в распоряжении не засчитывается время освобождения от служебных обязанностей по болезни, время пребывания в очередном и дополнительном отпусках.

На сотрудника, находящегося в распоряжении органа внутренних дел, распространяются все права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы сотрудниками Государственной противопожарной службы.

Выплата денежного довольствия сотрудникам осуществляется в порядке, установленном приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 сентября 1999 г. № 750 «Об утверждении Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел» и приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 9 апреля 2003 г. № 181 «О дополнительных выплатах сотрудникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». Сотрудникам, зачисленным в распоряжение органа внутренних дел выплачиваются: должностной оклад, оклад по специальному званию, процентная надбавка за выслугу лет, ученую степень, другие надбавки, но не более двух месяцев.

Обеспечение вещевым довольствием сотрудников, находящихся в распоряжении органа внутренних дел, осуществляется в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации для сотрудников органов внутренних дел.

Присвоение очередного специального звания сотрудникам Государственной противопожарной службы, находящимся в распоряжении органа внутренних дел, производится после назначения его на должность, время нахождения в распоряжении засчитывается в выслугу лет для присвоения очередного специального звания.

Время нахождения сотрудника в распоряжении органах внутренних дел засчитывается в выслугу лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет и назначения пенсии.

Основанием для прекращения нахождения сотрудника в распоряжении является приказ о назначении его на должность, переводе в другое подразделение или увольнении из органов внутренних дел.

В соответствии с п. 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих, сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» сотрудникам ГПС, уволенным со по сокращению штатов без права на пенсию, имеющим выслугу от 15 до 20 лет, в течение 5 лет выплачивается ежемесячное социальное пособие в размерах:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— при общей продолжительности службы 15 календарных лет — 40 процентов суммы оклада денежного содержания;

— за каждый год свыше 15 лет — 3 процента суммы оклада денежного содержания. Даная выплата производится пенсионными службами МВД России.

Лицам рядового и начальствующего состава, уволенным со службы по сокращению штатов без права на пенсию и имеющим общую продолжительность службы менее 15 календарных лет, в течение одного года после увольнения сохраняется выплата оклада по специальному званию. Выплата оклада по специальному званию производится федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена служба и в котором сотрудники ГПС проходили службу перед увольнением, в порядке, установленном этим федеральным органом.

Сотрудник, находящийся в распоряжении органа внутренних дел, вправе уволиться со службы по иным основаниям, не связанным с проведением организационно-штатных мероприятий, до окончания срока нахождения в распоряжении.

По окончании срока нахождения в распоряжении сотрудник, не назначенный на должность, подлежит увольнению из органов внутренних дел Российской Федерации.

Увольнение по сокращению штатов (ст. 58 ч. 1 п. «е» Положения о службе в органах внутренних дел) может производиться в случае невозможности в результате проводимых организационно-штатных изменений дальнейшего использования высвободившегося сотрудника, при его отказе от перемещения по службе либо перемещения на службу в другую местность. С увольняемым сотрудником проводится беседа, в ходе которой ему разъясняется порядок проведения организационно-штатных мероприятий, сообщается об основаниях и критериях, в соответствии с которыми принимается решение о возможности продолжения службы в Государственной противопожарной службе или увольнения из нее, разъясняются льготы, гарантии и компенсации, вопросы трудоустройства, материально-бытового обеспечения и другие вопросы.

Гражданин, увольняемый из органов внутренних дел, имеет право в месячный срок со дня вручения приказа об увольнении обжаловать его в суде (ст. 62 Положения о службе в органах внутренних дел). Гражданин, уволенный из органов внутренних дел, имеет право до направления жалобы в суд обратиться в порядке, установленном ст. 66 Положения о службе в органах внутренних дел, в вышестоящий орган внутренних дел за разъяснением или решением вопроса о восстановлении на службе.

Ответственность за своевременное и правильное оформление зачисления сотрудника в распоряжение, его последующего назначения или увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации несут начальники кадровых подразделений Государственной противопожарной службы.

Увольнение вследствие сокращения персонала является неординарным событием для любого работника. Многие люди, столкнувшись с необходимостью увольнения, испытывают растерянность, потому что оно затрагивает важнейшие стороны труда — профессиональные,

социальные, личностно-психологические. Выход человека из определенной профессиональной среды имеет негативные последствия, например, потеря социальных взаимосвязей или статуса.

Учитывая, что сокращение численности или штата работников затрагивают интересы работников и, как правило, влекут за собой увольнение части из них, суды при рассмотрении споров, связанных с увольнением по выше названному основанию, выявляют, имело ли место реальное сокращение численности или штата работников организации и не нарушены ли при этом права работников. Это обстоятельство должно быть подтверждено приказом о сокращении численности или штата работников и новым штатным расписанием. При этом новое штатное расписание должно быть утверждено до начала проведения мероприятий по сокращению численности или штата работников организации.

Например, трудовые отношения с работником ГУ ГОЧС прекращены по сокращению штатов по п. 2 ст. 81 ТК РФ, в то время как судом установлено, что произошла реорганизация ГУ ГОЧС, а трудовые отношения с работником прекращены при отсутствии его согласия на их прекращение.

В соответствии с п. 5 и 6 ст. 75 Трудового кодекса РФ изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации. При отказе работника от продолжения работы в случаях изменения подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизации трудовой договор прекращается в соответствии с п. 6 ст. 77 Трудового кодекса РФ.

Основание: решение Советского районного суда г. Тамбова от 26 октября 2006 г. по иску Васильева Александра Евгеньевича к ГУ «Тамбовский областной пожарно-спасательный центр» и администрации Тамбовской области о восстановлении на работе.

Каким образом проводятся мероприятия, связанные с реорганизацией или ликвидацией подразделений ГПС МЧС России, в отношении работников?

Если в ходе проведения мероприятий по реорганизации юридического лица сопровождается фактическим сокращением численности или штата работников организации, то у работодателя имеется основания для увольнения работников по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (сокращение численности или штата работников).

Работодателю при принятии решения о сокращения численности или штата работников необходимо провести следующие действия:

1. Предупредить орган службы занятости населения об увольнении работников не позднее чем за два месяца до начала соответствующих мероприятий и указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования, условия оплаты труда каждого конкретного работника.

2. Уведомить в письменной форме выборный орган первичной профсоюзной организации, не позднее, чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий (ст. 82 ТК РФ).

3. Уведомить в письменной форме персонально каждого работника под расписку о предстоящем увольнении в связи с сокращением занимаемой должности не позднее, чем за два месяца до увольнения.

4. Определить работников, имеющих преимущественное право на оставление на работе в соответствии со ст. 179 ТК РФ.

5. Работодатель обязан в течение всего периода с момента уведомления об увольнении до принятия окончательного решения предлагать работнику в письменной форме другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую

работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В соответствии со ст. 179 ТК РФ при сокращении численности или штатов работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.

При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается семейным — при наличии двух или более иждивенцев, лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком, работникам, получившим трудовое увечье или профессиональное заболевание в данной организации, инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества, работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Для подтверждения более высокой квалификации работника принимаются во внимание, помимо уровня образования, опыт и знание специфики работы, повышение квалификации, наличие дополнительных профессиональных навыков. Могут учитываться и личностные качества (доброжелательность, умение быстро ориентироваться в нестандартных ситуациях и проч.), если они необходимы в силу профессиональной специфики. Для подтверждения деловых качеств могу использоваться различные документы (аттестации, докладные записки и т. п.).

Кроме того, в соответствии со ст. 261 ТК РФ не допускается расторжение трудового договора по инициативе работодателя:

— с беременными женщинами;

— с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет;

— с одинокими матерьми, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— с другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери.

В случае отказа от предложенных должностей трудовой договор с работником расторгается по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Следует отметить, что при увольнении по данной статье на работников распространяется действие гарантий, установленных ч. 6 ст. 81 ТК РФ, а именно не допускается увольнение работника по инициативе работодателя в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске. Помимо этого, увольнение работников являющихся членами профсоюза производится с учетом мотивированного мнения выборного органа.

Кадровой службой издается проект приказа с указанием даты и основания увольнения. С приказом каждый работник должен быть ознакомлен под роспись.

При расторжении трудового договора в связи с сокращением штатной численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачиваются компенсации в соответствии со ст. 178 ТК РФ. А именно, увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

В случае прекращения трудового договора в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ) ему выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.

Таким образом, увольнение сотрудника (работника) по сокращению штатов считается правомерные, если:

— в подразделении нет вакансий, соответствующих образованию, квалификации, опыту работы и состоянию здоровья сотрудника (работника);

— нет вакансий в структурных подразделениях, расположенных в местности дислокации организации;

— сотрудник (работник) отказался от всех предложенных вакансий (письменное предложение и письменный отказ от всех должностей). В случае отказа от вакансий -должности предлагаются неоднократно;

— сотрудника (работника) невозможно перевести с его согласия на другую работу (например, по медицинским показаниям).

Литература

2. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А.Я. Кибанова.2-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2003. 638 с.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 дек. 2001 г. / СЗ РФ № 197-ФЗ.

4. Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: Указ Президента Рос. Федерации от 11 июля 2004 г. № 868.

5. Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел РФ: Постановление Верховного Совета РФ от 23 дек. 1992 г. № 4202

6. О порядке исчисления выслуги лет, назначении и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации: Постановление Совета министров — Правительства РФ от 22 сен. 1993 г. № 941.

7. О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности: Федер. закон Рос. Федерации от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ.

8. Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации: Пр. МВД РФ № 1038 от 14 дек. 1999 г.

9. Об утверждении Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел: Пр. МВД РФ от 30 сен. 1999 г. № 750.

10. О дополнительных выплатах сотрудникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: Пр. МЧС России от 9 апреля 2003 г. № 181.