Государственные услуги предоставляемые в электронном виде

Интернет-отрасль в России развивается стремительными темпами, чему способствует как рост количества интернет-пользователей, так и повышенный спрос на онлайн-сервисы. Российский сегмент Интернета по объему аудитории является крупнейшим в Европе, по количеству пользователей интернета Россия ещё в 2012 году вышла на первое место в Европе и на шестое место в мире. С каждым годом Интернет в России становится все доступнее. Поэтому перевод услуг в электронный вид – перспективное направление их модернизации, призванное повысить их доступность, снизить коррупционные риски и сократить временные и финансовые затраты государства и граждан.

Под электронными услугами понимается такая организация взаимодействия между органами власти и населением, при которой подача заявления и необходимых документов для получения услуги осуществляется в электронном виде через Интернет. По итогам принятия решения заявителю может предоставляться результат в форме электронного документа.

Впервые о переводе госуслуг в электронный вид говорилось в федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)». В 2006 году в проекте появилось более четкое понимание терминологии и планов по переводу услуг в электронный вид, а также добавилась связь с электронным межведомственным документооборотом. Указанный подход был предложен Минэкономразвития России совместно с Минкомсвязью России как важный элемент повышения качества предоставления услуг.

В 2008 году работа по переводу госуслуг в электронный вид вошла в наиболее активную стадию. Было выделено пять этапов перевода услуг в электронный вид. Работа по переводу услуг в электронный вид потребовала устранения правовых и технологических барьеров. Во-первых, исключение из законодательства требования обязательного «бумажного» документооборота, для чего в 2010-2011 годах были внесены изменения в более чем 100 федеральных законов, а также принято множество подзаконных актов. Во-вторых, формирование Минкомсвязью России инфраструктуры обмена данными между ведомствами и организация скоординированной работы органов власти всех уровней по переходу на электронные услуги.

Для решения этой задачи с 2008 года Минэкономразвития России организован регулярный независимый мониторинг качества предоставления государственных и муниципальных услуг. В 2009 году Правительством были определены 74 федеральные услуги и 56 региональных и муниципальных приоритетных услуг для их перевода в электронный вид.

Минэкономразвития России был разработан и введен в опытную эксплуатацию прототип информационной системы «Сводный реестр услуг», на базе которой Минкомсвязь России реализовала промышленное решение «Федеральный реестр услуг», ставшее основой для работы Единого портала государственных услуг (ЕПГУ).

С момента открытия Единого портала госуслуг в декабре 2009 года он превратился в действенный инструмент доступа к государственным услугам в электронном виде. К концу I квартала 2016 г. количество пользователей, зарегистрированных на Едином портале государственных и муниципальных услуг превысило 25,5 млн. человек.

Выстраивание всей системы для предоставления госуслуг в электронном виде стало одним из факторов, который позволил Российской Федерации сделать рывок в рейтинге ООН по развитию электронного правительства в 2009-2012 годах. Всего за два года Россия поднялась сразу на 32 позиции – с 59 на 27 место, а из стран, население которых превышает 100 миллионов человек, Россия заняла третье место в рейтинге – после США (310 миллионов, пятое место рейтинга ООН) и Японии (127 миллионов, восемнадцатое место рейтинга ООН). По версии этого же рейтинга ООН, опубликованного в 2014 году, Россия сохранила прежнюю позицию (27 место). В июле 2013 года Минэкономразвития России предложило новый подход к переводу услуг в электронный вид, поскольку поэтапная модель перевода услуг оказалась слишком формализованной и не учитывала особенности отдельных услуг, тем самым не позволяла органам власти эффективно переводить их в электронный вид. Было предложено перейти к модульной системе, более гибкой, предусматривающей перевод в электронный вид отдельных административных процедур. В декабре 2013 года была утверждена Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, разработанная Минкомсвязью России совместно с Минэкономразвития России, которая определила основные цели, принципы и направления деятельности по дальнейшему развитию электронных услуг на период до 2016 года. Утвержден план мероприятий по ее реализации.

Концепция определила 15 приоритетных федеральных и 20 региональных услуг, подлежащих первоочередной оптимизации. С 25 мая 2017 года перечень региональных услуг включает 18 услуг (распоряжение Правительства РФ от 25 мая 2017 г. № 1027-р).

В рамках указанной оптимизации по каждой из 35 приоритетных услуг разрабатываются соответствующие планы-графики. В целях дальнейшего развития системы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме Правительством Российской Федерации (постановлением от 26 марта 2016 г. № 236) утвердило требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг. В данном акте нашел свое отражение «модульный принцип» перевода услуг в электронный вид, ранее предложенный Минэкономразвития России.

В соответствии с положениями Требований Минэкономразвития России проведена работа по определению целевой модели предоставления в электронной форме всех федеральных государственных услуг. По результатам указанной работы на заседании подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности 3 марта 2017 года одобрена сводная матрица составов действий, выполнение которых обеспечивается заявителю при предоставлении государственных услуг в электронной форме (протокол от 3 марта 2017 года № 94пр). В настоящее время Минэкономразвития России в соответствии с поручением подкомиссии продолжает ведение сводной матрицы на постоянной основе.

Оцените материал

Законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций

Законодательные акты

Федеральный закон Российской Федерации N 133-ФЗ от 28 июля 2012 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»»
Федеральный закон Российской Федерации N 383-ФЗ от 03 декабря 2011 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон Российской Федерации N 210-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
Федеральный закон Российской Федерации N 169-ФЗ от 1 июля 2011 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Нормативные правовые акты

Приказ Фонда от 01.02.2013 N 41 «Об утверждении Плана – графика организации предоставления государственных услуг Фонда социального страхования Российской Федерации по принципу «одного окна»»

Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»
Приказ Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» (зарегистрирован Минюстом России 29 декабря 2012 г. № 26440), с изменениями, внесенными приказами Минтруда России от 24 мая 2013 г. № 220н (зарегистрирован Минюстом России 2 июля 2013 г. № 28964), от 20 февраля 2014 г. № 103н (зарегистрирован Минюстом России 5 мая 2014 г. № 32284)

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 674 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373»
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 г. N 705 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с необходимостью перехода на межведомственное электронное взаимодействие»
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2012 г. N 524 «Об утверждении правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
7. Приказ Фонда от 31.07.2012 № 279 «О внесении изменений в приказ Фонда социального страхования Российской Федерации от 28.09.2010 №197 «О переходе Фонда социального страхования Российской Федерации на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде»
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 318 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления отдельных государственных услуг в сфере социальной защиты населения»
9. Приказ Фонда от 23.03.2012 N 101 «Об организации работы по предоставлению государственных услуг Фондом социального страхования Российской Федерации»
10. Приказ Фонда от 26.07.2011 N 347 «О внесении изменений в приказ Фонда от 20.06.2011 № 210 «Об утверждении плана мероприятий Фонда социального страхования Российской Федерации по обеспечению перехода на межведомственное и межуровневое взаимодействие при предоставлении государственных услуг»

11. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 25.10.2011 N 1212н «О внесении изменений в порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2006 г. N 55»
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2005 г. N 708 «Об утверждении правил обеспечения инвалидов собаками-проводниками, включая выплату ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников»
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 608 «О порядке предоставления инвалидам услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу)»
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями»
15. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2011 N 57н «Об утверждении порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации»

16. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2006 N 55 «Об утверждении порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами»
17. Приказ Фонда от 14.12.2011 N 577 «Об утверждении требований к форматам заявлений и иных документов, представляемых в форме электронных документов, необходимых для предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственных услуг»
18. Постановление Фонда от 23.03.2004 N 27 «Об организации работы территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации по регистрации страхователей»
19. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 N 328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан»

20. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2009 N 959н «О порядке регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей и лиц, приравненных к страхователям»

21. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.10.2011 N 1177н «О внесении изменений в порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 1012н»
22. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1012н «Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей»

23. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2011 N 1141н «О внесении изменений в приложения N 1, 2 и 4 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 декабря 2009 г. N 959н «О порядке регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей и лиц, приравненных к страхователям»»

24. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.08.2011 N 966н «О внесении изменений в порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328»
25. Постановление Фонда от 12.08.2011 N 177 «О внесении изменений в Постановление Фонда социального страхования Российской Федерации от 23 марта 2004 г. N 27 «Об организации работы исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации по регистрации страхователей»»
26. Приказ Фонда от 28.09.2010 N 197 «О переходе Фонда социального страхования Российской Федерации на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде»
27. Приказ Фонда от 26.07.2011 N 333 «О внесении изменений в приказ Фонда социального страхования Российской Федерации от 28.09.2010 № 197 «О переходе Фонда социального страхования Российской Федерации на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде»
28. Приказ Фонда от 01.04.2011 N 62 «Об утверждении плана мероприятий Фонда социального страхования Российской Федерации по методическому и правовому обеспечению перехода на межведомственное и межуровневое взаимодействие без участия заявителя при предоставлении государственных услуг»

29. Приказ Фонда от 20.06.2011 N 210 «Об утверждении плана мероприятий Фонда социального страхования Российской Федерации по обеспечению перехода на межведомственное и межуровневое взаимодействие при предоставлении государственных услуг»
30. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011 г. N 453-р «Определение открытого акционерного общества «Ростелеком» единственным исполнителем работ в рамках мероприятий государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 — 2020 годы)»»

31. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»

32. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия»

Извлечения из

Административного регламента

Срок предоставления государственной услуги

14. Срок предоставления государственной услуги составляет:

при получении дактилоскопической информации гражданина и выдаче заявителю справки о прохождении добровольной государственной дактилоскопической регистрации — не более одного часа с момента принятия решения о возможности предоставления государственной услуги;

при внесении изменений в дактилоскопическую информацию гражданина, прошедшего добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию, и уведомлении об этом заявителя — не более 30 дней со дня принятия решения о возможности предоставления государственной услуги;

при уничтожении дактилоскопической информации гражданина, прошедшего добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию, и уведомлении об этом заявителя — не более 30 дней со дня принятия решения о возможности предоставления государственной услуги.

Информация на ЕПГУ, официальных сайтах о порядке и сроках предоставления государственной услуги на основании сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», предоставляется заявителю бесплатно.

Доступ к информации о сроках и порядке предоставления государственной услуги осуществляется без выполнения заявителем каких-либо требований, в том числе без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства заявителя требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание платы, регистрацию или авторизацию заявителя или предоставление им персональных данных.

Максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявления о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги

23. Максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявления о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги не должен превышать 15 минут.