Государственное управление охраны труда

Содержание

Страница 6 из 8

Раздел 7 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА

Раздел 7, Статья 1 Органы государственного управления охраной труда

Статья 31. Органы государственного управления охраной труда

Государственное управление охраной труда осуществляют: Кабинет Министров Украины; специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по надзору за охраной труда; министерства и другие центральные органы исполнительной власти; Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации и органы местного самоуправления.

Раздел 7, Статья 2 Компетенция Кабинета Министров Украины в области охраны труда

Статья 32. Компетенция Кабинета Министров Украины в области охраны труда

Кабинет Министров Украины: обеспечивает реализацию государственной политики в области охраны труда; представляет на утверждение Верховной Радой Украины общегосударственную программу улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды; направляет и координирует деятельность министерств, других центральных органов исполнительной власти по созданию безопасных и здоровых условий труда и надзору за охраной труда; устанавливает единую государственную статистическую отчетность по вопросам охраны труда. С целью координации деятельности органов государственного управления охраной труда создается Национальный совет по вопросам безопасной жизнедеятельности населения, который возглавляет вице-премьер-министр Украины.

Раздел 7, Статья 3 Полномочия министерств и других центральных органов исполнительной власти в области охраны труда

Статья 33. Полномочия министерств и других центральных органов исполнительной власти в области охраны труда

Министерства и другие центральные органы исполнительной власти: проводят единую научно-техническую политику в области охраны труда; разрабатывают и реализуют отраслевые программы улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды с участием профсоюзов; осуществляют методическое руководство деятельностью предприятий отрасли по охране труда; заключают с соответствующими отраслевыми профсоюзами соглашения по вопросам улучшения условий и безопасности труда; принимают участие в разработке и пересмотре нормативно-правовых актов об охране труда; организуют обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда; создают при необходимости аварийно-спасательные службы, осуществляют руководство их деятельностью, обеспечивают исполнение других требований законодательства, регулирующего отношения в сфере спасательного дела; осуществляют ведомственный контроль за состоянием охраны труда на предприятиях отрасли. Для координации, совершенствования работы по охране труда и контроля за этой работой в министерствах и других центральных органах исполнительной власти создаются структурные подразделения по охране труда. Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам труда и социальной политики обеспечивает проведение государственной экспертизы условий труда с привлечением служб санитарного эпидемиологического надзора специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в области здравоохранения, определяет порядок и осуществляет контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест относительно их соответствия нормативно-правовым актам об охране труда. Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по надзору за охраной труда: осуществляет комплексное управление охраной труда на государственном уровне, реализует государственную политику в этой области и осуществляет контроль за выполнением функций государственного управления охраной труда министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями и органами местного самоуправления; разрабатывает при участии министерств, других центральных органов исполнительной власти, Фонда социального страхования от несчастных случаев, всеукраинских объединений работодателей и профсоюзов общегосударственную программу улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды и контролирует ее выполнение; осуществляет нормотворческую деятельность, разрабатывает и утверждает правила, нормы, положения, инструкции и иные нормативно-правовые акты об охране труда или изменения к ним; координирует работу министерств, других центральных органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, предприятий, иных субъектов предпринимательской деятельности в области безопасности, гигиены труда и производственной среды; получает бесплатно от министерств, других центральных органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, органов статистики, предприятий, иных субъектов предпринимательской деятельности сведения и информацию, необходимые для выполнения возложенных на него задач; принимает участие в международном сотрудничестве и в организации выполнения международных договоров, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды, изучает, обобщает и распространяет мировой опыт по этим вопросам, разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по совершенствованию и постепенному приближению действующего законодательства об охране труда к соответствующим международным и европейским нормам. Решения, принятые специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по надзору за охраной труда в пределах его компетенции, обязательны для выполнения всеми министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд.

Раздел 7, Статья 4 Полномочия Совета министров Автономной Республики Крым и местных государственных администраций в области охраны труда

Статья 34. Полномочия Совета министров Автономной Республики Крым и местных государственных администраций в области охраны труда

Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации в пределах соответствующих территорий: обеспечивают исполнение законов и реализацию государственной политики в области охраны труда; формируют с участием представителей профсоюзов, Фонда социального страхования от несчастных случаев и обеспечивают выполнение целевых региональных программ улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, а также мероприятий по охране труда в составе программ социально-экономического и культурного развития регионов; обеспечивают социальную защиту наемных работников, в частности занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, принимают меры к проведению аттестации рабочих /мест на соответствие нормативно-правовым актам по охране труда; вносят предложения по созданию региональных (коммунальных) аварийно-спасательных служб для обслуживания соответствующих территорий и объектов коммунальной собственности; осуществляют контроль за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности нормативно-правовых актов об охране труда. Для выполнения указанных функций в составе Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций создаются структурные подразделения по охране труда, действующие согласно типовому положению, которое утверждается Кабинетом Министров Украины, а также на общественных началах — советы по вопросам безопасной жизнедеятельности населения.

Раздел 7, Статья 5 Полномочия органов местного самоуправления в области охраны труда

Статья 35. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны труда

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции: утверждают целевые региональные программы улучшения состояния безопасности, условий труда и производственной среды, а также меры по охране труда в составе программ социально-экономического и культурного развития регионов; принимают решения о создании коммунальных аварийно-спасательных служб для обслуживания соответствующих территорий и объектов коммунальной собственности. Исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов обеспечивают надлежащее содержание, эффективную и безопасную эксплуатацию объектов жилищно-коммунального хозяйства, бытового, торгового обслуживания, транспорта и связи, находящихся в коммунальной собственности соответствующих территориальных громад, соблюдение требований по охране труда работников, занятых на этих объектах. Для выполнения функций, указанных в части второй настоящей статьи, сельский, поселковый, городской совет создает в составе своего исполнительного органа соответствующее подразделение или назначает специалиста по охране труда.

Раздел 7, Статья 6 Полномочия объединений предприятий в области охраны труда

Статья 36. Полномочия объединений предприятий в области охраны труда

Полномочия в области охраны труда ассоциаций, корпораций, концернов и других объединений определяются их уставами или договорами между предприятиями, образовавшими объединение. Для выполнения делегированных объединениям функций в их аппаратах создаются службы охраны труда.

Статья 37. Организация научных исследований по проблемам охраны труда

Фундаментальные и прикладные научные исследования по проблемам охраны труда, идентификации профессиональной опас- ности организуются в пределах общегосударственной и других программ по этим вопросам и проводятся научно-исследователь- скими институтами, проектно-конструкторскими учреждениями и организациями, высшими учебными заведениями и специалистами

Новая редакция Ст. 216 ТК РФ

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Часть вторая утратила силу.

Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:

обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда;

разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;

устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также порядок организации и проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;

устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения специальной оценки условий труда;

разрабатывают меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда;

обеспечивают взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда;

координируют научно-исследовательские работы в области охраны труда и обеспечивают распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

организуют международное сотрудничество в области охраны труда;

исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В целях государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда:

обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;

координируют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;

осуществляют на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда;

организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;

исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Комментарий к Статье 216 ТК РФ

Государственное управление охраной труда — это комплекс мероприятий, которые проводят государственные органы исполнительной власти, на которые возложены исполнительные, регулирующие, разрешительные, координирующие, надзорные, контрольные и другие функции. Основная цель:

— формировать и проводить государственную политику по охране труда в областях их деятельности;

— разрабатывать и реализовывать федеральные отраслевые и региональные программы улучшения условий и охраны труда;

— содействовать разработке и выполнению находящимися в сферах их ведения организациями мероприятий по обеспечению безопасности работников в процессе труда;

— предупреждать и устранять нарушения требований охраны труда.

Другой комментарий к Ст. 216 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством непосредственно или по его поручению Министерством здравоохранения и социального развития (Минздравсоцразвития) и другими федеральными органами исполнительной власти, а также государственными инспекциями по надзору и контролю за охраной труда, находящимися в структурах некоторых министерств, например Госсанэпиднадзором Минздравсоцразвития России.

2. В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда, является Минздравсоцразвития. Министерство может вносить в Правительство проекты федеральных законов и иных правовых актов. Кроме этого, оно вправе самостоятельно принимать правовые акты в сфере охраны труда. Находящаяся в составе Минздравсоцразвития Федеральная служба по труду и занятости осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.

3. Государственное управление охраной труда возложено также на специальную Межведомственную комиссию по охране труда, Положение о которой утверждено Постановлением Правительства РФ от 26 марта 1994 г. N 238 (САПП РФ. 1994. N 14. Ст. 1056). Комиссия, возглавляемая министром труда, координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда.

4. Государственное управление охраной труда в регионах осуществляется как федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами охраны труда, так и органами исполнительной власти субъектов Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.

Статья 216. Государственное управление охраной труда

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Часть вторая утратила силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:

обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда;

разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;

устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также порядок организации и проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;

устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

разрабатывают меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда;

обеспечивают взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда;

координируют научно-исследовательские работы в области охраны труда и обеспечивают распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

организуют международное сотрудничество в области охраны труда;

исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(часть пятая введена Федеральным законом от 22.07.2008 N 157-ФЗ)

В целях государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда:

обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;

организуют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;

осуществляют на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда, организуют проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и проведение подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;

исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

(часть шестая введена Федеральным законом от 22.07.2008 N 157-ФЗ)

Статья 216.1. Государственная экспертиза условий труда

(введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

Положения, содержащиеся в части второй данной статьи, не применяются до 1 июля 2012 года в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг (часть 5 статьи 74 Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ).

Если документация и материалы для проведения государственной экспертизы условий труда не были представлены лицами, имеющими право на обращение с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда, органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы условий труда, самостоятельно запрашивают указанные документацию и материалы в органах и организациях, в отношении которых проводится государственная экспертиза условий труда, а также в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документация и материалы находятся в распоряжении таких органов либо организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

(часть вторая введена Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ)

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;

фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:

в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц);

запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;

проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:

составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации;

обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;

обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.

Статья 217. Служба охраны труда в организации

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 238-ФЗ)

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 218. Комитеты (комиссии) по охране труда

По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

(часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

Нормативными правовыми документами законодательно установлено прямое управление, контроль и надзор со стороны государства за состоянием условий и организацией охраны труда. В Конституции РФ, концепциях национальной безопасности и демографического развития России обеспечение безопасной жизнедеятельности граждан, право на труд в достойных условиях были поставлены в число государственных приоритетов.
Правовой основой государственного управления, контроля и надзора за соблюдением требований охраны труда и промышленной безопасности являются:
1. В области охраны труда – Трудовой Кодекс Российской Федерации (далее — ТК РФ).
В Статье 210 ТК РФ указаны 20 основных направлений государственной политики в области охраны труда, в том числе, государственное управление охраной труда и государственный контроль и надзор за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда.
2. В области промышленной безопасности – Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116 (в редакции Федеральных законов от 30.12.2008 № 313), определяющий государственное управление промышленной безопасностью и государственный контроль и надзор за исполнением требований промышленной безопасности.
Кардинально изменилась роль государства, которое выступает посредником и арбитром в трудовых отношениях;
в системе управления охраной труда существенно возросла роль руководителя предприятия (работодателя);
более значимым элементом государственного управления охраной труда стало социальное партнерство, так как государство формулирует и устанавливает только минимальные или рамочные социально-трудовые нормативы;
общий уровень охраны труда стал зависеть от экономики организации;
охрана труда получила свою конкретную цену, т.к. после принятия Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» № 125 (в редакции Федерального закона от 23.07.2008 г. №160) осуществляется дифференцированный подход к определению величины страхового взноса на этот вид страхования.

Государственное управление охраной труда заключается в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, разработке законов и иных нормативных правовых актов в этой области, а также требований к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующим работникам здоровье и безопасные условия труда.

Государственное управление промышленной безопасностью заключается в реализации основных направлений государственной политики в области промышленной безопасности, разработке законов и иных нормативных правовых актов в этой области, а также требований промышленной безопасности к опасным производственным объектам.

Государственный контроль и надзор – осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами обязательных правил поведения.

Контроль – важнейший вид обратной связи, по каналам которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении дел, о выполнении решений. В зависимости от объема контроля различают собственно контроль, в процессе которого проверяются законность и целесообразность деятельности, и надзор, который заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных органов или лиц с целью выявления нарушений законности. При этом оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности. Поэтому при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного исполнительного органа (должностного лица) не допускается. Надзор – это суженный контроль. Различаются три типа надзора: судебный, прокурорский и административный. Единого правового акта, закрепляющего хотя бы основы административного надзора, в России нет. Существует множество федеральных нормативных актов (законов, указов), которые регулируют разные виды надзора, отдельные аспекты надзорной деятельности. Поэтому у административных надзоров есть элементы контроля.

В сфере охраны труда и промышленной безопасности полномочия между контрольными и надзорными органами РФ распределяются следующим образом:

  • Государственное управление охраной труда и промышленной безопасностью осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти;
  • Контроль и надзор за соблюдением требований охраны труда осуществляет Федеральная инспекция труда, входящая в состав Федеральной службы по труду и занятости. Полномочия и права данной инспекции определены «Положением о Федеральной инспекции труда», утв. постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 №11;
  • Контроль и надзор в сфере здравоохранения осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Санитарно-эпидемиологический надзор осуществляет Федеральная служба в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Данные службы (в т.ч. Федеральная служба по труду и занятости) входят в состав Федерального Министерства здравоохранения и социального развития РФ;
  • Управление, контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), объединившая бывшие Госгортехнадзор, Энергонадзор, Атомный надзор и Экологический контроль. Полномочия и права данной службы определены «Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)», утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 401 (в редакции постановления Правительства РФ от 27.01.2009 №43);
  • Контроль и надзор за пожарной безопасностью осуществляет Противопожарная служба, входящая в состав Федерального Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);
  • Контроль и надзор за безопасностью транспорта осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, входящая в состав Федерального Министерства транспорта РФ.

Постоянный корпоративный (производственный) контроль соблюдения требований охраны труда и промышленной безопасности в организации осуществляют:

1. Служба (отдел) охраны труда организации

Основными нормативными правовыми документами, регламентирующими структуру, обязанности, права и функционирование данной службы являются:
Трудовой кодекс РФ (ст. 217);
ГОСТ 12.0.230-2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования»
Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации. Утв. постановлением Минтруда от 08.02.2000 № 14;
Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях. Утв. постановлением Минтруда от 22.01.2001 № 10;
Типовые отраслевые положения о системе управления охраной труда.

2. Служба производственного контроля (ПК) организации.
Основными нормативными правовыми документами, регламентирующими структуру, обязанности, права и функционирование данной службы, являются:
ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1999 № 116;
Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением промышленной безопасности на опасных производственных объектах. Утв. постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 № 263 (в редакции Федеральных законов от 30.12.2008 № 313);
Методические рекомендации по организации производственного контроля за соблюдением промышленной безопасности на ОПО. Приказ ГГТН РФ от 26.04.2000 № 49 (в редакции Госгортехнадзора РФ от 09.02.2004 № 20).
В связи с тем, что часть мероприятий по охране труда совпадает с мероприятиями по промышленной безопасности, службы ОТ и ПК могут представлять собой единую структуру – отдел ОТ и ПБ.

Права государственных инспекторов труда
Задачи и функции государственной инспекции труда РФ, обязанности и права должностных лиц государственной инспекции труда регламентированы следующими нормативными правовыми документами:

Трудовой Кодекс РФ (ст.355-358);
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» от 30.06.2004 № 324 (в редакции постановлений Правительства РФ от 27.01.2009 № 43);
«Положение о Федеральной инспекции труда» утв. постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 №11; в порядке установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений посещать в целях проведения инспекции все объекты организации;
запрашивать у работодателей (их представителей), органов исполнительной власти (местного самоуправления) и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию;
изымать для анализа образцы используемых (обрабатываемых) материалов (веществ), в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности отдельных подразделений;
запрещать использование не имеющих сертификатов или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты;
выступать в качестве экспертов в суде;
составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
предъявлять работодателям (их представителям) обязательные предписания об устранении нарушений, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным приемам и методам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда.
В соответствии со ст.76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника по требованиям органов и должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Права государственных инспекторов Ростехнадзора
Задачи и функции Ростехнадзора РФ, обязанности и права должностных лиц Ростехнадзора РФ регламентированы следующими нормативными правовыми документами:
Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1999 № 116;
Постановление Правительства РФ «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» от 30.07.2004 № 401 (в редакции постановлений Правительства РФ от 27.01.2009 №43);
Методические указания по организации и осуществлению государственного надзора в области взрывного дела в организациях, на предприятиях и объектах, подконтрольных Госгортехнадзору России. Утв. Приказом ГГТН РФ от 09.10.1998 № 204;
Данными нормативными документами государственные инспекторы Ростехнадзора наделены 23 правами по контролю и надзору. Основные права государственных инспекторов следующие:

  • запрашивать и беспрепятственно получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к сфере деятельности Федеральной службы;
  • проводить в пределах компетенции Федеральной службы необходимые расследования, организовывать проведение экспертиз, заказывать проведение исследований, испытаний, измерений, анализов и оценок по вопросам осуществления надзора (контроля) в установленной сфере деятельности;
  • рассматривать в случаях и порядке, установленном законодательством, дела об административных правонарушениях и применять административные наказания или направлять в судебные (правоохранительные) органы материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении лицензионных требований и условий, обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых документах, в пределах компетенции Федеральной службы;
  • в порядке и случаях, установленных законодательством, применять меры предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение (пресечение) нарушений юридическими лицами (гражданами) обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;
  • давать юридическим и физическим лицам обязательные для них предписания об устранении нарушений лицензионных требований и условий, обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых документах, в пределах компетенции Федеральной службы;
  • выносить предупреждения о приостановлении действия лицензий и издавать предписания о приостановлении действия лицензий в случаях, установленных законодательством.

Органы надзора и контроля, налагающие административные наказания
Согласно ст. 22.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях (далее — КоАП) рассматриваются в пределах компетенции, установленной гл. 23 КоАП.:
федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами, а также государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них ФЗ либо нормативными правовыми актами Президента или Правительства РФ.
Согласно ст.23.12 КоАП Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 ст. 5.27 (нарушение законодательства о труде и об охране труда), ст. ст.5.28-34, 44 . Рассматривать дела вправе:

  • главный государственный инспектор труда РФ и его заместители;
  • главный государственный правовой инспектор труда РФ;
  • главный государственный инспектор РФ по охране труда;
  • руководители структурных подразделений федеральной инспекции труда и их заместители (по правовым вопросам и охране труда), главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда;
  • руководители государственной инспекции труда и их заместители (правовые и по охране труда);
  • начальники отделов государственных инспекций труда и их заместители (правовые и по охране труда), главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда.

Согласно ст. 23.29 (Органы, осуществляющие государственный экологический контроль), ст.23.30 (Органы государственного энергетического надзора), ст.23.31 (Органы государственного горного и промышленного надзора), ст. 23.33 (Органы, осуществляющие государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии) КоАП Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных соответствующими статьями. Например, по ст.ст. 7.2 (ч.2); 7.3, 4; 8.7; 8.9-11; 8.17(ч.1,3); 8.19; 9.1(нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий, а также требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ); 9.2; 11.20; 14.26; 19.2; 19.22 рассматривать дела об административных правонарушениях имеют право:

  • руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного горного и промышленного надзора, и его заместители;
  • руководители управлений и округов государственного горного и промышленного надзора и их заместители;
  • начальники инспекций и отделов государственного горного и промышленного надзора и их заместители;
  • главные государственные инспекторы и государственные инспекторы государственного горного и промышленного надзора.

Согласно ст.24.6 КоАП Генеральный прокурор РФ и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.

Согласно ст.27.3 ФЗ «О прокуратуре РФ» в случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

Порядок осуществления государственного контроля

Порядок осуществления государственного контроля определен Федеральным Законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора» от 26.12.2008 № 294 и Руководящими документами надзорных органов.
Согласно ст.7 ФЗ № 294 мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля и надзора.
По результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в 2 экземплярах.
Один экземпляр с копиями приложений вручается руководителю юридического лица (его заместителю) или ИЧП (их представителям) под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля и надзора.

В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения инспектором составляется протокол, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.
Составление протокола об административном правонарушении

В соответствии со ст. 28.2 Кодекса об административных правонарушениях:

в протоколе указывается: дата и место его составления; должность, Ф.И.О. лица, составившего протокол; сведения о лице-правонарушителе; Ф.И.О., адреса места жительства свидетелей и потерпевших (если имеются); место, время совершения и событие административного правонарушения; статья КоАП, предусматривающая административную ответственность; объяснение лица физического или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело; иные сведения, необходимые для разрешения дела;
при составлении протокола лицам, в отношении которых возбуждено дело, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе;
лицам, в отношении которых возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу;
протокол подписывается: должностным лицом, его составившим; лицом, в отношении которого возбуждено дело. В случае отказа указанных лиц от подписания в протоколе делается соответствующая запись;
физическому лицу (законному представителю юридического лица), в отношении которого возбуждено дело, а также потерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола.

Ст. 28.6 предусмотрено назначение административного наказания без составления протокола в случае, если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда.

Рассмотрение дела об административном правонарушении
В тех случаях, когда после выявления административного правонарушения осуществляются действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование. Если выявлен факт административного правонарушения, то принимается определение о возбуждении дела об административном правонарушении. При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо выносит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. По результатам рассмотрения дела может быть вынесено постановление о назначении административного наказания или прекращении производства по делу об административном правонарушении, а также определение о передаче дела судье, должностному лицу, уполномоченным назначать наказания иного вида или о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.

Исполнение постановления о наложении административного штрафа
В соответствии со ст. 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП.

При неуплате штрафа в срок копия постановления о штрафе направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшим постановление:

  • в отношении физического лица – в организацию, в которой лицо, привлеченное к административной ответственности, работает, учится, либо получает пенсию, для удержания суммы штрафа;
  • в отношении юридического лица – в банк или иную кредитную организацию для взыскания суммы штрафа из денежных средств или из доходов юридического лица;
  • судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа;
  • должностное лицо принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к ответственности в соответствии со ст. 20.25 часть 1.

Государственная экспертиза условий труда и ее функции

Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением, трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

  • качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственном нормативным требованиям охраны труда;
  • фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавшей несчастному случаю на производстве.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов фонда социального страхования Российской Федерации.

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:

  • Правовыми актами РФ, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц);
  • Запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;
  • Проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами РФ.

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:

  • составлять по результатам экспертизы заключения в соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и деталям, в объединении, иные уполномоченные работникам представительные органы, органы Фонда социального страхования РФ;
  • обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;
  • обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.

Срок проведения государственной экспертизы условий труда определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема, представленных на экспертизу документации и материалов, но не должен превышать одного месяца.

В исключительных случаях срок проведения государственной экспертизы условий труда может быть продлен, но не более чем на один месяц.
При осуществлении государственной экспертизы условий труда могут проводиться лабораторные исследования (измерения) факторов производственной среды, выполняемые за счет средств заказчика аккредитованными в установленном порядке исследовательскими (измерительными) лабораториями.

ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
16 декабря 2011 года № 810
О системе управления охраной труда в Самарской области

__________________________________________________________________________________________________
Изменение:
Постановление Правительства Самарской области от 12 октября 2012 г. № 522

В целях реализации государственной политики в сфере охраны труда на территории Самарской области Правительство Самарской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемое Положение о системе управления охраной труда в Самарской области.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области (Фурсова). (в редакции Постановления Правительства Самарской области от 12 октября 2012 г. № 522)
3. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

И.о. Губернатора — председателя Правительства Самарской области
А.И. Бендусов
Утверждено
постановлением Правительства Самарской области
от 16.12.2011 №810

Положение о системе управления охраной труда в Самарской области

(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 12 октября 2012 г. № 522)

1. Общие положения

(с изменениями на 12 октября 2012 года)

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями в сфере охраны труда» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Самарской области.
1.2. Управление охраной труда в Самарской области — это согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Самарской области и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда, в том числе организация работы по реализации основных направлений государственной политики в сфере охраны труда на территории Самарской области.
1.3. Система управления охраной труда — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой субъектов и объектов управления охраной труда всех уровней, выполняющих с помощью функций управления задачу по созданию условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
1.4. Субъектами управления охраной труда на территории Самарской области являются федеральные органы исполнительной власти и орган исполнительной власти Самарской области в области охраны труда в пределах их полномочий, работодатели, осуществляющие деятельность на территории Самарской области (далее — работодатели).
1.5. Объектами управления охраной труда являются организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодатели — индивидуальные предприниматели.
1.6. Основной целью системы управления охраной труда является обеспечение сохранения жизни и здоровья работников.

2. Основные направления деятельности и функционирования системы управления охраной труда

Основными направлениями деятельности и функционирования системы управления охраной труда в Самарской области являются:
обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
координация деятельности в сфере защиты конституционного права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям безопасности и гигиены;
соблюдение государственных нормативных требований охраны труда работодателями и работниками, возложение на них ответственности за нарушение этих требований;
профилактическая работа по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, контроль за её проведением;
разработка и реализация комплекса мероприятий, определенных областными и ведомственными целевыми программами улучшения условий и охраны труда;
обеспечение работодателями перспективного целевого планирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, их финансирования;
осуществление прямой и обратной связи всех звеньев системы управления охраной труда;
развитие и совершенствование системы непрерывной подготовки работников по охране труда;
развитие информационной инфраструктуры в сфере охраны труда для доведения нормативных правовых актов по охране труда до работодателей и получения от них информации о ходе работы по улучшению условий и охраны труда;
использование механизмов государственной экспертизы условий труда в целях улучшения условий и охраны труда;
осуществление эффективного взаимодействия и сотрудничества в сфере охраны труда на принципах социального партнерства всех субъектов социально-трудовых отношений.

3. Структура системы управления охраной труда

3.1. Управление охраной труда в Самарской области осуществляется на трех уровнях: региональном, территориальном, локальном.
3.2. На региональном уровне управление охраной труда осуществляют федеральные органы исполнительной власти и орган исполнительной власти Самарской области в области охраны труда.
3.3. На территориальном уровне управление охраной труда осуществляет орган исполнительной власти Самарской области в области охраны труда.
3.4. На локальном уровне управление охраной труда осуществляют работодатели, службы охраны труда (специалисты по охране труда) работодателей.
3.5. На всех уровнях управления охраной труда на территории Самарской области действуют органы государственного контроля (надзора) и ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также органы общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда.

4. Функции органа управления охраной труда на региональном и территориальном уровнях

(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 12 октября 2012 г. № 522)

4.1. В целях государственного управления охраной труда орган исполнительной власти Самарской области в области охраны труда:
обеспечивает реализацию на территории Самарской области государственной политики в сфере охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
разрабатывает областные и ведомственные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивает контроль за их выполнением;
организует проведение на территории Самарской области в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;
осуществляет на территории Самарской области в установленном порядке государственную экспертизу условий труда, организует проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и подтверждение соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
организует сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей;
исполняет иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с действующим законодательством.
4.2. Координирующим органом системы управления охраной труда в Самарской области является орган исполнительной власти Самарской области в области охраны труда, который взаимодействует с указанными в пунктах 1.4 и 1.5 настоящего Положения субъектами и объектами управления охраной труда на территории Самарской области, в том числе:
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам реализации государственной политики в сфере охраны труда на территории Самарской области; (абзац в редакции Постановления Правительства Самарской области от 12 октября 2012 г. № 522)

министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, министерством управления финансами Самарской области, министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области, министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, министерством промышленности и технологий Самарской области, министерством культуры Самарской области, министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, министерством строительства Самарской области, министерством спорта Самарской области, министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, департаментом информационных технологий и связи Самарской области, управлением записи актов гражданского состояния Самарской области по вопросам разработки, формирования и реализации областных и ведомственных целевых программ улучшения условий и охраны труда в Самарской области; (абзац в редакции Постановления Правительства Самарской области от 12 октября 2012 г. № 522)
министерством образования и науки Самарской области по вопросам разработки, формирования и реализации областных и ведомственных целевых программ улучшения условий и охраны труда в Самарской области, организации образовательного процесса в сфере охраны труда;
министерством здравоохранения Самарской области по вопросам разработки, формирования и реализации областных и ведомственных целевых программ улучшения условий и охраны труда в Самарской области, изучения причин профессиональных заболеваний, методов их диагностики, лечения и профилактики; министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области по вопросам разработки, формирования и реализации областных и ведомственных целевых программ по улучшению условий и охраны труда в Самарской области; (абзац в редакции Постановления Правительства Самарской области от 12 октября 2012 г. № 522)
государственным учреждением Самарским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по вопросам разработки, формирования и реализации областных и ведомственных целевых программ улучшения условий и охраны труда в Самарской области, реализации Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», обмена статистической информацией о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Самарской области по вопросам обмена информацией о состоянии условий и охраны труда в Самарской области, пострадавших на производстве;
прокуратурой Самарской области по вопросам реализации совместных действий по контролю за соблюдением работодателями законодательства об охране труда;
государственной инспекцией труда в Самарской области по вопросам разработки, формирования и реализации областных и ведомственных целевых программ улучшения условий и охраны труда в Самарской области, защиты прав работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
Средне-Поволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по вопросам обеспечения промышленной и энергетической безопасности в пределах компетенции, установленной федеральным законодательством;
территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области по вопросам разработки, формирования и реализации областных и ведомственных целевых программ улучшения условий и охраны труда в Самарской области, осуществления контроля за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Самарской области, в том числе за состоянием условий и охраны труда работников;
Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области по вопросам осуществления контроля за выполнением противопожарных мероприятий работодателями;
управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области, государственной инспекцией по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Самарской области по вопросам профилактики дорожно-транспортного травматизма, связанного с производством;
федеральным бюджетным учреждением «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Самарской области» по вопросам осуществления контроля и надзора за обеспечением единства измерений, соблюдения требований технических регламентов в области технического регулирования, государственных стандартов в части, соответствующей целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
региональным объединением работодателей «Союз работодателей Самарской области» по вопросам разработки, формирования и реализации областных и ведомственных целевых программ улучшения условий и охраны труда в Самарской области, разработки проектов законодательных актов, нормативных правовых и иных актов Самарской области в сфере охраны труда, взаимодействия в сфере охраны труда в рамках Самарской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
Федерацией профсоюзов Самарской области по вопросам разработки, формирования и реализации областных и ведомственных целевых программ по улучшению условий и охраны труда в Самарской области, содействия общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда, взаимодействия в сфере охраны труда в рамках Самарской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
организациями, оказывающими услуги в сфере охраны труда на территории Самарской области, по вопросам разработки, формирования и реализации областных и ведомственных целевых программ по улучшению условий и охраны труда в Самарской области, осуществления функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек; проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, обучения работодателей и работников по вопросам охраны труда;
высшими и средними специальными учебными заведениями, научными учреждениями Самарской области по вопросам разработки, формирования и реализации областных и ведомственных целевых программ улучшения условий и охраны труда в Самарской области, научно обоснованного планирования в сфере охраны труда, подготовки профильных специалистов.
4.3. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда переданы органам местного самоуправления в Самарской области в порядке и на условиях, определенных Законом Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями в сфере охраны труда».

5. Межведомственная комиссия по охране труда

На региональном уровне действует межведомственная комиссия по охране труда, образованная постановлением Правительства Самарской области от 18.08.2004 № 43 (далее — Комиссия). Комиссия является коллегиальным координирующим органом, образованным в целях обеспечения взаимодействия заинтересованных органов исполнительной власти Самарской области, органов местного самоуправления, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, объединений профессиональных союзов, работодателей и других заинтересованных организаций в рамках реализации единой государственной политики в сфере охраны труда на территории Самарской области.

6. Управление охраной труда на локальном уровне

6.1. Для реализации обязанностей в области охраны труда работодатель создает систему управления охраной труда в организации.
Работодатель должен распределять обязанности, ответственность и полномочия должностных лиц и работников по разработке, применению и результативному функционированию системы управления охраной труда и достижению соответствующих целей по охране труда в организации.
6.2. Система управления охраной труда должна быть совместима или объединена с другими системами управления в организации.
6.3. Одной из форм участия работников и их представителей в управлении охраной труда в организации является деятельность в составе комитета (комиссии) по охране труда, работа которого строится на принципах социального партнерства.
6.4. Комитет (комиссия) по охране труда создается по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа. В состав комитета (комиссии) на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
6.5. На уровне руководителей высшего звена организации назначается лицо или лица, наделенные обязанностями, ответственностью и полномочиями по развитию, применению, периодическому анализу и оценке системы управления охраной труда.
6.6. Функции и задачи системы управления охраной труда в организации устанавливаются соответствующими локальными актами.

7. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

7.1. Финансовое обеспечение реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда на региональном уровне осуществляется в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Самарской области.
7.2. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями, осуществляющими деятельность на территории Самарской области (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений), осуществляется в размере не менее 0,2 % суммы затрат на производство продукции, работ, услуг.
7.3. В Самарской области, в городских округах и муниципальных районах Самарской области, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Самарской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в Самарской области.

8. Мониторинг системы управления охраной труда

(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 12 октября 2012 г. № 522)

Орган исполнительной власти Самарской области в области охраны труда осуществляет мониторинг и анализ информации о состоянии условий и охраны труда, представляемой органами исполнительной власти Самарской области, органами местного самоуправления в Самарской области, органами государственного надзора и контроля, территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Самарской области, государственным учреждением Самарским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерацией профсоюзов Самарской области, региональным объединением работодателей «Союз работодателей Самарской области» для подготовки информации Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, ежегодного доклада Правительству Самарской области о реализации государственной политики в сфере охраны труда на территории Самарской области, рассмотрения на заседаниях Комиссии, определения основных направлений работы по охране труда в Самарской области, разработки и формирования областных и ведомственных целевых программ улучшения условий и охраны труда в Самарской области, рассмотрения исполнения в части охраны труда соглашения между Правительством Самарской области, Федерацией профсоюзов Самарской области и региональным объединением работодателей «Союз работодателей Самарской области» о регулировании социально-трудовых отношений.