Государственное регулирование деятельности некоммерческих организаций

На сегодняшний день крайне остро возникает необходимость в совершенствовании одного из важнейших направлений государственной социальной политики – предоставления населению социальных услуг: медицинских, образовательных, услуг социальной поддержки т. п.

Ряд документов, принятых на федеральном и региональном уровне за последние годы, позиционируют развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере социальных услуг как одно из приоритетных направлений . В этих документах предлагается преобразовать государственные и муниципальные учреждения, оказывающие услуги пожилым гражданам и инвалидам в некоммерческие организации при условии привлечения их к выполнению государственного (муниципального) заказа по оказанию социальных услуг на конкурсной основе. Перспективными направлениями, по мнению законодателей, являются также развитие благотворительной деятельности, волонтерства, социально ориентированного инвестирования.

В данной статье рассматриваются основные направления и пути совершенствования в сфере предоставления социальных услуг некоммерческими организациями на территории Российской Федерации.

Законом «О некоммерческих организациях» закреплены основные положения по функционированию и развитию некоммерческих организаций.

В целом, основная задача социально ориентированных некоммерческих организаций сводится к обеспечению населения качественными услугами. Именно на это и должна быть ориентирована поддержка со стороны государства. Однако, ни со стороны государства, ни со стороны общественных фондов к настоящему времени так и не были предложены действенные механизмы, позволяющие эффективно использовать рыночные и государственные регуляторы в процессе оказания поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

Информационное общество предъявляет повышенные требования к использованию современных информационных (IT) технологий во всех сферах общества. Социальная реклама, управленческая отчетность, взаимодействие с донорами, участие в конкурсах на получение грантов, волонтерская деятельность – все это подразумевает использование «третьим сектором» соответствующих IT-решений. Формируемый как часть общей системы информационно-консультационной поддержки некоммерческих организаций, IT-консалтинг должен стать одним из первоочередных инструментов создания экономически эффективных некоммерческих организаций. Построение активного взаимодействия между представителями некоммерческих организаций и IT-индустрии будет способствовать повышению экономической эффективности, созданию образа современного общественно-значимого и ответственного сектора рынка, улучшению взаимодействия с государством и обществом и, одновременно, решит такую социально-значимую задачу, как вовлечение молодых специалистов в процесс формирования качественных и конкурентных услуг «третьего сектора». Еще одним направлением поддержки некоммерческих организаций в сфере IT-решений может стать более широкое предоставление компаниями-донорами современного технологичного программного обеспечения (ПО) и поддержки. Использование лицензионного ПО позволит изначально сформировать цивилизованную платформу для взаимодействия НКО с государственными структурами, обеспечить легальные условия для участия в конкурсах на выполнение социально-ориентированных государственных услуг и получение грантов.

Для некоммерческих организаций важно расширить направления оказываемой ими консультационной поддержки населению. Однако, практическая реализация данного направления осуществляется крайне медленно. Основная проблема заключается в том, что на некоммерческие организации перекладываются функции органов местного самоуправления. Такое положение как нарушает вертикаль власти, так и затрудняет процесс определения места и роли некоммерческих организаций в общей системе хозяйствования. Дальнейшее развитие деятельности некоммерческих организаций сферы услуг должно быть ориентировано на разработку и осуществление совместных с государством проектов. Именно данное направление должно стать стимулом для налаживания общественно- государственного партнерства.

Конечным результатом взаимодействия государства и некоммерческих организаций должны стать не столько сами социальные услуги, сколько качественные изменения в благополучии человека и общества.

Создатели «термометра» предлагают ответить на вопросы:

— Имеете ли вы кредитные обязательства?
— Если вы имеете кредиты, каков месячный объем выплат по ним в соотношении с вашим доходом?
— Имеете ли вы задолженность по кредиту?
— Всегда ли своевременно оплачиваете квитанции за жилое помещение и коммунальные услуги?
— Как вы действуете, если не хватает средств до следующей зарплаты?
— Имеете ли вы финансовую «подушку безопасности»?
— Ведете ли вы домашний учет доходов и расходов? и т. д.

Соцопрос размещен на сайте Ассоциации юристов России. К участию приглашаются все желающие. По результатам теста система выдает вердикт о материальном положении и рекомендации, каким образом вывести его на более высокий уровень.

«Наш термометр позволит человеку узнать некоторые подробности о собственном финансовом благополучии и своих финансовых возможностях, — рассказала директор Центра социокультурной аналитики Оксана Дробатулина. — Проект «Защита прав и законных интересов добросовестных заемщиков в Тамбовской области. 2 этап» — это не только бесплатная юридическая помощь и консультации специалистов в сфере семейного бюджета, но и целый блок просветительских мероприятий в формате тренингов и вебинаров. Приходите на наши мероприятия, обращайтесь в центр защиты прав добросовестных заемщиков в городе Тамбове, подписывайтесь на группу «ВКонтакте», а также звоните на телефон горячей линии проекта 8 (4752) 42-25-04 по будням с 09.00 до 17.00. Желаем успешного прохождения нашего небольшого теста».

Центр социокультурной аналитики занимается поддержкой и защитой заемщиков с 2018 года. За это время бесплатную адресную юридическую помощь преимущественно консультационного характера получили более 800 тамбовчан. Кроме того, специалисты организации отстаивают интересы граждан и в судах.

Проект «Защита прав и законных интересов добросовестных заемщиков в Тамбовской области» получил поддержку Фонда президентских грантов.

Этот материал подготовили и прислали в редакцию АСИ наши читатели — сотрудники НКО и гражданские активисты. В рубрике «Жизнь НКО» мы публикуем новости от некоммерческих организаций со всей России, при этом производим только минимальное литературное редактирование. За достоверность информации, точность наименований и дат несут ответственность авторы текстов. –

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.

Читайте новости АСИ в удобном формате на Яндекс.Дзен. Подписывайтесь.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: ПОЛЕМИКА ЦИВИЛИЗАЦИЙ

УДК 327 ББК 66.7

Е.В. Стецко

АМЕРИКАНСКИЕ НЕПРАВИТЕЛьСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАцИИ: ИХ

ВИДЫ, роль и оценка влияния на формирование гражданского общества

Статья посвящена американским неправительственным организациям и проблемам современного гражданского общества. Автор определяет основные проблемы как: проблемы человеческого капитала и человеческого потенциала; проблемы социальных диспропорций; проблемы отношений гражданского общества, государства и бизнеса. Методология исследования заключается в том, чтобы рассмотреть актуальные проблемы гражданского общества сквозь призму деятельности американских НПО. Выбор объясняется тем, что американские неправительственные организации имеют не только давнюю историю, но и являются наиболее эффективными в защите прав человека и оказании социальных услуг. Анализируются подходы к определению гражданского общества и неправительственных организаций. Представлена классификация американских НПО. Приводятся примеры деятельности конкретных неправительственных организаций по различным направлениям: защита прав человека, общественный контроль, социальные услуги, лоббизм, экспертные исследования (фабрики мысли). Автор приходит к следующим выводам: 1. Эффективность использования человеческого потенциала американским «третьим сектором» обусловлена историческими, культурными и экономическими особенностями развития Соединенных Штатов. Однако экстраполяция опыта США на другие страны невозможна. Концепция глобального гражданского общества является регулятивным идеалом. 2. Социальные технологии, разработанные в третьем секторе, весьма эффективны для США и развитых стран. Но они не смогут заменить государственную социальную политику в остальных странах мира и не ликвидируют социальные диспропорции. 3. Эффективность НПО и развитие социального партнерства зависят от степени участия государства в делах и организации гражданского общества в конкретных странах мира.

Ключевые слова:

гражданское общество, группы давления, неправительственные организации, общественный контроль, социальное партнерство, третий сектор, фабрики мысли.

© Стецко Елена Владимировна — кандидат философских наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург; e-mail: Ali1814@yandex.ru

Размышления о причинах и следствиях нынешнего глобального кризиса — еще один повод задуматься об институтах, которые созданы современными государствами и мировым сообществом в целом, для совершенствования социальных отношений и сглаживания противоречий. К таким институтам, безусловно, относятся неправительственные организации (НПО), как международные, так и национальные.

Дискуссии о неправительственных организациях — это всегда дискуссии о

развитии гражданского общества, о том, какие структуры в него входят, как они взаимодействуют с государством, бизнесом. Также вопрос об НПО порождает проблемное поле исследований о возможном построении глобального гражданского общества и принципиальном развитии национальных моделей гражданского общества (ГО). Весь этот спектр проблем о вызывает живой интерес у мирового и о российского научного сообщества и об- Е? щественности. Причины этого интереса о

о

обусловлены, на наш взгляд, несколькими группами проблем:

— проблемами, связанными с необходимостью анализа нового качества человеческого капитала и человеческого потенциала;

— проблемами, вызванными растущими социальными диспропорциями, как внутри развитых государств, так и в глобальном масштабе (прежде всего между Севером и Югом);

— проблемами, порожденными становлением новых форм отношений между государством, бизнесом и гражданским обществом (особенно теми его сегментами, которые имеют или стремятся иметь свою идеологию и структуру).

При этом необходимо отметить, что термин «гражданское общество» часто используется как некая категория социальной философии и других наук об обществе и «неправомерно отождествляется с обществом, социумом как таковым, с деятельностью населения как таковой на том реальном основании, что любое общество с древних времен (после появления государства) состояло и состоит из граждан того или иного государства. Соответственно подразумевается мобилизация ими такого качества, как гражданственность… Но понятия «гражданственность», «общество» и «гражданское общество» — отнюдь не синонимы. Между тем в какой-то части литературы они именно так воспринимаются и описываются» .

Не углубляясь в теоретические споры о становлении понятия «гражданское общество», остановимся на простом определении: гражданское общество — это система независимых от государства институтов и отношений, направленных на обеспечение условий для самореализации личности. Часто также совокупность этих институтов называют «третьим сектором», в то время как остальные два — это государство и бизнес. В этом ракурсе, отождествляя гражданское общество с третьим сектором, акцент в исследованиях делается на возможности предоставления социальных услуг и диалог по политическим и экономическим вопросам с властями и бизнес-сообществом. Последний подход не только более прагматичен, но и является более популярным в современных исследованиях, т. к. позволяет в определенной степени выработать методологию изучения гражданского общества, основываясь на правовом и экономическом анализе, методах анализа малых групп и менеджмента организаций.

Одним из важнейших институтов гражданского общества в целом и третьего сектора, в частности, как уже было сказано, являются неправительственные (некоммерческие) организации (НПО, НКО). Несомненно, только ими не исчерпывается все многообразие элементов ГО, куда входят семья, местные органы самоуправления, церковь, профессиональные и творческие союзы и т. п. Однако именно неправительственные организации представляют собой те структуры, где инициативные и ответственные граждане имеют возможность предоставить нуждающимся правозащитные и социальные услуги и реализовать свой социальный интерес.

Доля и активность неправительственных организаций в разных странах различна, но именно эти показатели влияют на характеристики таких важных процессов, как социальная активность и мобильность, протестный потенциал общества, реализация демократических свобод и защита права собственности, степень участия государства в экономической жизни.

Особенно яркими примерами развития неправительственных организаций в качестве передовых структур гражданского общества являются западные страны — страны Евросоюза и США. Это объясняется историческим первенством в создании неправительственных организаций в западном мире, духом протестантизма, побуждавшим индивида к социальному служению и поощрявшим личную активность и предприимчивость во всех сферах жизни, а также более быстрым и динамичным развитием капитализма и рыночных отношений в данных странах. На этом историческом пути западные государства убедились, что взаимодействие с общественными организациями и поощрение их деятельности в рамках закона приносит не только гораздо больше выгод, чем убытков, но и укрепляет существование самого государства. А также, что немаловажно, такая система и структура гражданского общества служит постоянному приросту современных производителей и потребителей социальных благ, то есть способствует поддержанию и обновлению рынка.

В этой связи важно представлять себе, чем являются неправительственные организации сегодня для стран, породивших этот социальный феномен. Особый интерес здесь представляет американская трактовка гражданского общества и роль в нем неправительственных ор-

ганизаций. Как отмечал бывший посол США в РФ Майкл Макфол: «Американские организации гражданского общества существуют уже давно. Фактически они появились еще до того, как появилось правительство США. Приезжавшие в Америку переселенцы занимались самоорганизацией и создавали неправительственные организации задолго до того, как Соединенные Штаты получили независимость. В своем выдающемся двухтомном трактате об американской жизни, который был опубликован в 1835-1840 годах и назывался «Демократия в Америке», известный французский политический деятель Алексис де Токвиль отметил следующее: «Как только несколько человек в Соединенных Штатах приходят к какой-то идее, которую хотят продвинуть, они начинают искать друг друга, и как только им удается наладить контакты между собой, они объединяются. Начиная с этого момента они уже не одиночки, а заметная сила, деятельность которой служит примером для других и слова которой будут услышаны» .

Не случайно поэтому одна из трактовок понятия гражданского общества в США делает акцент именно на существовании и юридических принципах деятельности неправительственных организаций. «Гражданское общество — совокупность зарегистрированных в Минюсте США некоммерческих организаций, которые подпадают под налоговые льготы для организаций, не нацеленных на распределение прибыли (они могут ее получать, но обязаны использовать на уставные цели организации)» .

За последние десятилетия было предпринято немало проектов, направленных на исследования гражданского общества. Один из самых серьезных и известных -The Comparative Nonprofit Sector Project университета Джонса Хопкинса в Балтиморе, штат Мэриленд. Теоретические рамки проекта были очерчены серией научных работ директора этого проекта, профессора упомянутого университета Лестера Саломона, и Гельмута Анхойера, ныне директора еще одного известного центра исследований гражданского общества в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. В статьях, опубликованных в середине 90-х гг. в журнале «VOLUNTAS», было сформулировано операциональное определение НКО, предложена их классификация, изложено несколько теорий, объясняющих возникновение такой формы объединения людей и производства благ.

Критериями отнесения организации к некоммерческой стали следующие:

— наличие хотя бы неформальной организационной структуры;

— независимость от государства (хотя организация может получать финансирование от государства);

— распределение прибыли не по принципу коммерческих организаций (то есть организация может иметь прибыль от коммерческой деятельности, но тратит ее в соответствии со своими целями, а не на выплаты акционерам / менеджерам);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— самоуправляемость;

— добровольность (не основана на принудительном труде, но может использовать наемный труд) .

Отметим, что данное определение НПО (НКО) во многом схоже с определением, данным в резолюции ЭКОСОС (ООН) 1296 ^ГУ) от 23 мая 1968 г. . Однако в этой резолюции особо отмечается также в качестве одного из требований к НПО — неучастие в политической деятельности с целью достижения власти. А международными НПО считаются те, что имеют три (и более) филиала в разных странах. Таким образом, мы видим общее понимание характеристик и критериев определения НПО в США и в рамках ООН и международного права. Отчасти поэтому при оценке деятельности НПО в различных странах у международных структур ООН (и других международных организаций) нет разногласий с такой же оценкой их деятельности в США.

Сейчас в США насчитывается более полутора миллионов неправительственных организаций, как локальных и национальных, так и международных. Эта цифра приблизительна, т. к., как и везде в мире, рост одних НПО и умирание других происходит ежедневно и зависит как от человеческого фактора, так и от возможностей исполнения своей миссии.

Существует масса классификаций неправительственных организаций, как в США, так и в остальных странах. Критерии классификаций, естественно, также различны. Среди них особенно часто используются классификации по целевой группе, то есть по той части населения, тому сегменту общества, на которое направлена деятельность НПО, — по специализации, сфере деятельности. Последняя классификация является более наглядной и очевидной, поэтому многие исследователи используют именно ее.

По сфере деятельности американские НПО очень разнообразны. Университетом

о

Джона Хопкинса НКО классифицируются по двенадцати типам деятельности:

— культура и рекреация,

— образование и исследования,

— здоровье,

— социальные услуги,

— окружающая среда,

— развитие локальных сообществ,

— защита прав и advocacy,

— посредники для филантропов,

— международные,

— религиозные,

— профессиональные и бизнес-ассоциации, профсоюзы,

— другие .

Нам представляется, что без особого ущерба для понимания деятельности американских НПО эти подразделения можно объединить в несколько больших групп. А именно:

— организации по защите прав человека (включая экологические);

— организации, осуществляющие контроль над действиями властей;

— лоббистские организации;

— организации, предоставляющие услуги;

— организации, занимающиеся экспертным анализом и исследованиями, так называемые «фабрики мысли».

Сразу хотелось бы отметить, что к большинству из выделенных групп можно отнести как международные НПО, имеющие штаб-квартиры или филиалы в США, так и национальные. Исключительно национальными являются лоббистские организации в США (хотя лоббизм, как явление, распространено и в других странах).

1. Организации по защите прав человека.

В США активно развивают свою деятельность как международные, так и национальные НПО. Впервые они стали создаваться для сохранения того, что американцы считали своими конституционными правами. Например, Национальная стрелковая ассоциация была создана в 1871 г. с целью защиты права на владение оружием, а также организации стрелковой подготовки полицейских и курсов самообороны, повышения безопасности огнестрельного оружия, улучшения техники стрельбы и развития охотничьего промысла в США. Сегодня Национальная стрелковая ассоциация больше известна как одна из основных политических сил, выступающих за сокращение ограничений для владельцев оружия и в защиту прав, предусмотренных второй поправкой к Конституции США. С другой стороны, деятельность Центра Брейди (Brady

Campaign) по предотвращению насилия с применением оружия направлена на принятие и применение федеральных законов, законов штатов, нормативных актов и проведение государственной политики, которые обеспечили бы более жесткий контроль применения и владения оружием. Обе эти организации наряду с тысячами других общественных организаций играют важную роль в дебатах о контроле над оружием, которые ведутся в США после множества трагедий, связанных с применением оружия в школах, университетах и других общественных местах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Многие организации гражданского общества, особенно те, которые выступают в защиту гражданских свобод, уделяют большое внимание критике властей. Одним из таких примеров может служить Американский союз гражданских свобод (American Civil Liberties Union, ACLU) . Цель этой организации — защита и сохранение прав и свобод личности, закрепленных в Конституции США и в американских законах. Представители Американского союза гражданских свобод ежедневно работают в судах, законодательных органах, а также с населением, чтобы защитить и сохранить права и свободы личности.

Хорошо известны и международные правозащитные неправительственные организации, имеющие штаб-квартиры в США. Среди них:

— Freedom House (FH, дом свободы) — неправительственная организация со штаб-квартирой в Вашингтоне. Ее бюджет на 80% финансируется правительством США. Основана в 1941 г. Занимается, в частности, исследованиями состояния политических и гражданских свобод. Несмотря на заявляемую политическую независимость, организация получает финансирование от правительства США, в ее рядах состоят бывшие американские чиновники. Финансируется в основном Управлением международного развития США (USAID — US Agency for International Development) и Информационным агентством США (USIA — US Information Agency), а также рядом фондов, включая Soros Foundations, Ford Foundation, Eurasia Foundation и т. д.

Организацию часто обвиняют в том, что она лоббирует интересы Белого дома (США), вмешивается во внутренние дела других государств, публикует политически ангажированные доклады.

FH выпускает ежегодные доклады «Свобода в мире», в которых анализируется состояние дел с политическими пра-

вами и гражданскими свободами в различных государствах и присваиваются соответствующие рейтинги, по которым страны делятся на «свободные», «частично свободные», «несвободные»;

— Хьюман Райтс Вотч (Human Rights Watch) — международная неправительственная правозащитная организация, лауреат премии фонда Теодора Хой-са. Создана в 1978 году в ответ на призыв о помощи от правозащитных групп Москвы, Варшавы и Праги («хельсинских групп»). Штаб-квартира расположена в США. Human Rights Watch ведет свою деятельность более чем в 70 странах мира. Организация не принимает финансовой помощи от правительственных структур и существует за счет частных пожертвований. В настоящее время ХРВ работает по следующим направлениям: предотвращение дискриминации; отстаивание политических свобод; расследование и публикация нарушений прав человека; расследование фактов геноцида, военных преступлений и преступлений против человечности; предотвращение распространения и применения противопехотных мин; противодействие детской занятости и вербовке солдат-детей; помощь бездомным детям; прекращение пыток, практика вынесения внесудебных смертных приговоров и смертной казни; организация процессов против нарушителей прав человека; противодействие торговле людьми и продаже в сексуальное рабство; защита прав сексуальных меньшинств; защита мирных жителей в период военных действий.

Кроме этих, весьма известных неправительственных правозащитных организаций, в США действуют самостоятельные отделения международных правозащитных организаций, таких как Гриппис (Greenpeace), Международная амнистия (Amnesty International), Репортеры без границ (Reporters sans frontrnres) и др.

2. Организации, осуществляющие контроль над действиями властей.

Окончание

Список литературы:

Общественный контроль — это осуществляемый гражданами, институтами гражданского общества — средствами массовой информации, политическими партиями, общественными объединениями, профсоюзами комплекс различных мер по наблюдению и проверке деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в целях принуждения власти к обеспечению соблюдению закона, ответственному и, как следствие, компетентному исполнению своих обязанностей .

Анализ развития общественного контроля над деятельностью власти в США в XIX — начале XXI в. показывает, что он имеет определенные способы своего осуществления: прямое (непосредственное) волеизъявление граждан и непрямое (представительное) — через избранные гражданами органы, действующие по их поручению.

Общественные организации в США осуществляют контроль над проведением выборов и выполнением предвыборных обещаний, проводят расследования и изобличают факты коррупции, а также активно выступают от имени национальных меньшинств. Одна из функций общественных организаций — мониторинг в судах, где граждане США следят за принятием решений. Например, общественная организация из Миннесоты WATCH указывает свою цель как повышение эффективности и оперативности судебной системы в случаях проявления насилия в отношении женщин и детей. Эта организация — член Национальной ассоциации программ судебного мониторинга, которая обеспечивает соответствующую подготовку и предоставляет материалы организациям в разных штатах. Поскольку американская конституция гарантирует открытость судов перед общественностью, члены общественных организаций, контролирующих суды, не испытывают трудностей при получении доступа в суд и при наблюдении за происходящим в рамках судебного дела. следует

American Association of Retired Persons / Сайт неправительственной организации American Association of Retired Persons. — Интернет-ресурс. Режим доступа: www.aarp.org/

American Civil Liberties Union, ACLU / Сайт неправительственной организации American Civil Liberties Union, ACLU. — Интернет-ресурс. Режим доступа: www.aclu.org/

MomsRising / Сайт неправительственной организации MomsRising — Интернет-ресурс. Режим доступа: www.momsrising.org/

National Rifle Association / Сайт неправительственной организации National Rifle Association. — Интернет-ресурс. Режим доступа: www.nra.org

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.